Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
администрации
Взрослым
02.03.2019
Программа психологической корркции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания» направлена на коррекцию нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональное поведениев межличностных отношениях, потребности.
конспект.docx
Возможности физической культуры в профилактике эмоционального
выгорания учителей
В статье рассматриваются понятие, причины и признаки
эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания
учителей, а также проблема профилактики эмоционального выгорания
учителей и возможности средств физической культуры в профилактике.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание,
профилактика
эмоционального выгорания учителей.
Современное общество предъявляет чрезмерные требования к качеству
профессиональной деятельности. Однако в последнее время увеличилось
влияние на личность стрессовых факторов. Их можно рассматривать как
потерю ритма жизни современного человека и объема информации, которую
он приобретает, виртуализацию общества, значительные изменения в
общественной жизни, проблемы экологического характера и т. д.
Наиболее уязвимым с точки зрения влияния синдрома выгорания
является профессия учителя. Наибольшее воздействие на влияние такого
явления, как "выгорание" представителей педагогической профессии
определяется его специфичностью. Работа учителя связана с высоким
уровнем эмоционального и психологического стресса, а современная
социальнокультурная ситуация определила работу учителя факторами риска
[4].
Анализ научной и педагогической литературы показал, что проблема
эмоционального выгорания учителей обостряется, и потребность в разработке
эффективных средств ее профилактики остается актуальной.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) это реакция организма,
появляющаяся в результате длительного действия профессиональных
стрессов средней интенсивности [1].
СЭВ то процесс постепенной потери эмоциональной, когнитивной и
физической энергии, выраженный в симптомах эмоционального, умственного
истощения, физической усталости, личной приостановки и снижения
удовлетворенности реализацией работы. В литературе термин "синдром
психического выгорания" используется как синоним синдрома
эмоционального выгорания [4].
Основной причиной СЭВ является психологическое и психическое
перенапряжение. Когда внутренние и внешние требования уже давно
доминируют над внутренними и внешними ресурсами, человека беспокоит
состояние равновесия, которое неизбежно приведет к СЭВ [5].
Сегодня много говорят о проблеме "профессионального выгорания"
учителей, а также о приемлемых мерах профилактики и борьбы с ним.
Стресс уже заложен в самой природе работы учителя. В зависимости от
вида деятельности, связанной с длительным эмоционально сложным общением
с людьми разного возраста, социальным положением и статусом, детьми, их
1 родителями и администрацией учебных заведений, учителя характеризуются
синдромом "эмоционального выгорания". И, согласно последним данным, на
этот синдром влияют почти все учителя (около 90% учителей средней
школы). Это сочетается с тем, что профессиональная работа учителя очень
эмоционально заряжена. Изза напряженности, рабочая нагрузка учителя на
сегодняшний день в среднем выше, чем у менеджеров и банкиров,
генеральных директоров и президентов ассоциаций [2].
Мы выделяем важные этапы синдрома выгорания у учителей:
на первом начальном этапе учителя замечают сбои на уровне
выполнения функций, произвольное поведение: забывают определенные
моменты (например, если необходима регистрация в документации была
запрошена у ученика запланированный вопрос, сбои в выполнении
определенных двигательных действий и т.д.). Изза страха ошибиться это
сопровождается повышенным контролем и повторной проверкой выполнения
рабочих действий на фоне чувства нервнопсихического напряжения;
на втором этапе наблюдается снижение интереса к работе,
потребность в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «я никого не хочу
видеть», «бесконечная трудная неделя», усиление апатии в конце недели,
появление постоянных соматических симптомов;
повышенная
раздражительность; возникают недоразумения с коллегами, антипатия, затем
высыпания раздражения;
третий этап личное истощение. Существует полная потеря
интереса к работе и жизни в целом, эмоциональное безразличие, отвращение,
нежелание видеть людей и общаться с ними, чувство постоянного отсутствия
силы. Человек по привычке все еще может хранить внешнюю
респектабельность, но глаза теряют блеск интереса к чемуто [3].
"Эмоциональное выгорание" не неизбежно, необходимо принимать
профилактические меры, которые могут привести, смягчить или пропустить
его появление. Многие из причин эмоционального выгорания не только в
личностных характеристиках людей, а также в определенных социальных и
ситуационных факторах. Следует принимать профилактические меры,
которые могут предотвратить,
ослабить или устранить их
возникновение. Профилактические и лечебные мероприятия при синдроме
выгорания очень похожи: что защищает от развития данного синдрома, может
быть использовано в его лечении. Профилактические, лечебные и
реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия
стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной
мотивации, выравнивание баланса между усилием и получить награду. При
появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания
педагогу следует обратить внимание на улучшение условий труда, характер
складывающихся отношений в коллективе, личностные реакции и
заболеваемость [2].
2 В научной литературе, задавая вопросы о профилактике синдрома
эмоционального истощения учителей, выделяются два направления.
Первым направлением является предотвращение как смягчение
организационных факторов риска выгорания на уровне всей организации. Это
управление определяет задачи, вытекающие из психологической и
организационной помощи: развитие высокой организационной культуры и
здоровой атмосферы в рабочей команде организации; эффективное
руководство; профессиональная и административная поддержка; четкое
установление официальных функций работника [3].
Второе направление профилактической работы заключается в анализе
психологической помощи как процесса обновления эмоциональных и
психофизиологических ресурсов конкретного человека,
усилении
профессиональной мотивации специалиста и содержании: психологическая
выгрузка сотрудников;
разрушительной деформации; улучшение навыков и навыков; развитие
навыков релаксации, саморегулирования и самоконтроля; развитие мотивации
личного роста и творческого потенциала; планирование личной и
профессиональной карьеры [2].
выравнивание проявления адаптивной
В новой ситуации было бы преступлением пренебрегать использованием
физической культуры в качестве средства предотвращения истощения
учителей. Кроме того, анализ существующих форм предотвращения
выгорания учителей показал, что потенциал физической культуры
недостаточно оценивается.
Рациональная форма двигательной активности это та, которая:
обеспечение надлежащих и достаточных показателей физического развития и
физической подготовки, физической подготовки к основным социальным
функциям; высокая профессиональная производительность; относительно
низкая усталость в процессе и циклах работы; постоянство внутренней среды
тела; устойчивое здоровье и низкая заболеваемость в нормальных и
меняющихся условиях труда и жизни [2].
Важным элементом рациональной двигательной активности является
физическая и спортивная двигательная активность человека,
характеризующегося: его объем, то есть количество времени, потраченного
на практику физической культуры и спорта за определенный календарный
цикл день, неделя, месяц, год; насыщение деятельности, измеренное
показателями физической активности на теле, расход кислорода на
килограмм человеческого веса; разделение деятельности по физическому
воспитанию и благополучию в гражданском цикле; содержание средств,
используемых в занятиях, и как они используются [5].
Главное место среди средств физической культуры в профилактике
синдрома эмоционального истощения учителей занимают физические
упражнения, так как двигательная активность является основным условием
3 формирования здорового образа жизни и профилактики гиподинамии.
Мышечная работа регулируется нервной, эндокринной, дыхательной и
сердечнососудистой системами. Регулярные физические нагрузки делают эти
системы более совершенными, создавая новые резервные возможности [1].
Современные условия жизни выставляют перед учителем большие
требования, а нервная система подвергается неизменной все повышающейся
эмоционально психологической нагрузке, поэтому в нашей МБОУ гимназии
имени А.И. Яковлева города Урай, ХантыМансийский автономный округ –
Югра большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни не
только среди учащихся, но и среди педагогов.
В качестве примера физической и спортивной активности учителя
могут быть такие мероприятия, как: совместные соревнования учителей и
школьников по волейболу, баскетболу, спортивному КВН, Дни здоровья,
Веселые старты, в которых принимают участие команды учащихся и
преподавателей, преподаватели могут участвовать в соревнованиях по
волейболу, настольному теннису, лыжным соревнованиям среди учебных
заведений, а также в соревнованиях по волейболу, настольному теннису,
лыжным соревнованиям, которые организуются департаментом образования.
Учителя активно включаются в небольшие формы двигательной
активности: гимнастику перед началом занятий, динамические перерывы на
изменения, физические упражнения в классе.
Поэтому, целью нашего исследования является обоснование способов
профилактики профессионального выгорания учителей средствами
физической культуры.
Проводя это исследование, мы хотим показать, что системные занятия
физической культуры врамках сообщества педагогов выдвигаются в качестве
результативного средства профилактики профессионального выгорания
педагогов.
В проведении занятий по физической культуре с учителями МБУ
гимназии имени А. И. Яковлева города Урай, ХантыМансийского
автономного округа Югры нами в качестве основного вида спорта были
выбраны волейбольные занятия. Выбор волейбола определяется потенциалом
регулирования нагрузки во время игры, отсутствием прямого контакта с
участниками и столкновениями, которые позволяют избежать физических
травм, вероятностью участия в игре синхронно, как для мужчин, так и для
женщин, с различными уровнями физической подготовки.
Исследование продолжалось девять месяцев и охватывало учебный год.
Было проведено 76 занятий продолжительностью 120 минут.
Цель занятий состояла не только в повышении физических условий,
обучении и улучшении моторных навыков, но и в изменении характера
деятельности с низкой активностью, умственно и эмоционально стрессовой,
на эмоционально богатой и богатой игровой деятельности.
4 Поэтому большее время основной части занятий было посвящено самой
игре. В то же время, игроки пытались сделать мяч как можно дольше в игре,
было меньше технической свадьбы.
Основной формой проведения занятий были групповые. Каждое занятие
имело традиционную структуру и включало подготовительные, основные и
заключительный этапы. Продолжительность подготовительной части занятия
составляла 1525 минут, основная часть 90100 минут, заключительная 5
минут, соответственно.
Результаты эмпирического исследования подтверждают, что стабильные
и системные волейбольные занятия способствуют повышению уровня
физической подготовки учителей, возраста, пола и первоначального
физического состояния участников эксперимента, которые не играли никакой
роли.
Опрос участников эмпирического исследования показал,
что
регулярные занятия по волейболу способствуют повышению их нервно
психической устойчивости и снижению вероятности нервнопсихической
депрессии. В ходе исследования количество учителей с наличием стадий
эмоционального выгорания понизилось. В результате количество учителей
увеличилось, этап эмоционального истощения, который не формируется.
Таким образом, эмпирическое исследование показало, что физическая
культура действительно является эффективным средством предотвращения
эмоционального выгорания учителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и
профилактика [Текст] : практ. пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С.
Старченкова. — 3е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. —
343 с.
2.
Емельянова, Л. В. Преодоление синдрома профессионального
выгорания педагогов [Текст] / Л. В. Емельянова // Специалист. – 2012. – № 8.
– С. 34.
3.
Семиздралова, О. Феномен эмоционального выгорания учителя и
его предупреждение [Текст] / О. Семиздралова // Народное образование. –
2009. – № 7. – С. 116–123.
4.
Сорокоумова, Г. В. Эмоциональное выгорание: определение,
факторы, симптомы, профилактика [Текст] / Г. В. Сорокоумова // Работник
социальной службы. – 2012. – №. 6. – С. 94–99.
5.
Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и
психологические аспекты [Текст] / Л. С. Чутко. – 2 ое издие. – М.:
МЕДпрессинформ, 2014. – 256 с.
5
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Программа психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ «Чудесный край сознания»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.