Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся
Оценка 4.9

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
психологическая работа +1
Взрослым
16.03.2018
Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся
Необходимость оказания социально-педагогической и психоло¬гической помощи современной семье обуславливается целым рядом причин, среди которых особое место занимают проблемы в детско-родительских отношениях: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми; снижение значимости коммуникативных контактов в детско-родительских отношениях; отклонения в социальной и эмоциональной сферах ребенка; проблемы личностного роста и развития ребенка. Обозначенные проблемы подтверждают необходимость оказания целенаправленной профессиональной помощи родителям, способст¬вующей гармонизации взаимоотношений с детьми.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ МБОУ СОШ 105.docx
Программа психолого­педагогического сопровождения родителей учащихся, как одних из участников образовательного процесса Необходимость оказания социально­педагогической и психологической помощи современной   семье   обуславливается   целым   рядом   причин,   среди   которых   особое место   занимают   проблемы   в   детско­родительских   отношениях:   отсутствие взаимопонимания   между   родителями   и   детьми;   снижение   значимости коммуникативных   контактов   в   детско­родительских   отношениях;   отклонения   в социальной и эмоциональной сферах ребенка; проблемы личностного роста и развития ребенка. Обозначенные   проблемы   подтверждают   необходимость целенаправленной   профессиональной   помощи   родителям, гармонизации взаимоотношений с детьми.   оказания   способствующей Исследуя   сущность   понятий   «профилактическое   воспитание   родителей»,   мы пришли к выводу, что в основе этих понятий лежит именно коррекция родительских установок на воспитание детей в процессе которой достигается эффект гармонизации детско­родительских отношений. Ни для кого не секрет, что, приобретенное в детские годы в семье, ребенок сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. В   связи   с  особой   воспитательной   ролью  семьи   возникает   вопрос   о   том,   как сделать   так,   чтобы   максимизировать   положительные   и   свести   к   минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить   внутрисемейные   социально­психологические   факторы,   имеющие воспитательное значение.  Кроме   того   в   последнее   время   все   более   остро   встает   вопрос   о консультировании семей с детьми с отклонениями в развитии. Анализ   экспериментальных   данных   консультирования   семьи   по   вопросам психолого­педагогической   помощи   детям   показывает,   что   основными   мотивами обращения родителей к специалистам являются: задержка речевого развития детей, задержка их умственного развития, задержка темпа психомоторного развития, выбор образовательного учреждения для ребенка и трудности обучения в начальной школе. Вместе   с   тем   родители   редко   обращаются   за   контролем   психического   развития ребенка   в  целях   своевременного   обнаружения   легких   отклонений   и   профилактики возможных неблагоприятных вариантов его развития. Цель   программы:  создание   условий   для   развития   личности   всех   участников образовательного процесса. Задачи программы:      формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности; развитие умений самоанализа  у родителей; формирование позитивных установок в сознании родителей; оптимизация родительско–детских отношений; совершенствование коммуникативных форм поведения членов семьи;  развитие психолого­педагогической компетентности родителей. Учитывая сказанное выше, формы и методы работы с родителями должны быть направлены   на   повышение   педагогической   культуры   данных   участников педагогического процесса, на укрепление взаимодействия детского сада и школы с семьей, на усиление ее воспитательного потенциала. В   МБОУ   СОШ   №105   используются   следующие   формы   взаимодействия   с семьей: Все многообразие форм и активных методов общения с родителями в МБОУ   методы   формы Активные общения Анкетирование СОШ № 105 можно представить в виде следующей таблицы: Популярные общения Круглый стол Дискуссионная встреча Вечер вопросов и ответов Родительская конференция Консультация Тестирование Методы рефлексии  Анализ ситуаций   развития   педагогических Интервьюирование Дискуссионные вопросы Игровые   задания   для домашнего общения проблемных   Решение педагогических задач Рисуночные задания Телефон доверия День   открытых   дверей   в МБОУ   СОШ   для воспитанников ДОУ Переписка   с   родителями через   выделенную   эл. почту Материально­техническое обеспечение. Материальная   база   отвечает   современным   требованиям   к   работе   психолога   и включает в себя:  столик, кресла, стулья); меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный  2 средства психодиагностики; предметы и пособия для занятий; персональный компьютер, оснащенный печатным устройством, пакетом     тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других сотрудников  учреждения; Ожидаемые результаты.  Психологизация   учебно­воспитательного   процесса   в   свете   требований   ФГОС ООО и ФГОС НОО, что должно привезти к   повышению уровня психологической компетенции   родителей   учащихся.   Улучшение   качества   психолого­педагогических условий,   способствующих   повышению   уровня   профессиональной   мотивации, компетентности  родителей  в условиях введения ФГОС. Содержание программы На   современном   этапе   развития   службы   психолого­педагогического сопровождения   работа   специалистов   направлена   на   активную   пропаганду психологических   и   педагогических   знаний   среди   родителей,   на   разработку рекомендаций   по   организации   коррекционно­воспитательной   работы   с   ребенком   в условиях семьи. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом. Таким   образом,   основными   направлениями   работы   психолога   являются: диагностическое,   коррекционно­развивающее,   консультативное,   организационно­ просветительское. 1. Психологическая диагностика. Педагог­психолог – это, прежде всего посредник между учащимся, учителями и родителями.   Именно   поэтому   особую   ценность   приобретает   такой   раздел практической   психологии,   как   психодиагностика.   Только   на   основе   знания психологических особенностей ученика должно строиться его понимание. Учитывая их,   родитель   сможет   наиболее   эффективно   помочь   своему   ребенку   раскрыть   и развивать индивидуальность. Однако,   диагностика   в   процессе   психолого­педагогического   сопровождения образовательного   процесса   не   может   являться   самоценной   практической деятельностью, но именно она позволяет выявить педагогическую проблему, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей   деятельности   и   дает   возможность   отследить   динамику   развития личности учащихся, а так же особенностей их взаимодействия внутри семьи. Психологическая   диагностика   определяется   задачами   МБОУ   СОШ   №105   и запросом участников учебно­воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но   главный   смысл   исследования  –   это   разработка   практических   рекомендаций   по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации. Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной   последовательности,   в   том   числе   анкеты   для   родителей   (см. Приложение 1­3): 1. Подготовительный этап, включающий в себя: 3 изучение   практического   запроса   родителя   и   переформулировка   его   в  психологическую проблему;   2. 3. 4. консультирование по полученным результатам. 2. Коррекционно­развивающая деятельность. составление плана и стратегии исследования; выбор методического материала. Проведение исследования. Анализ полученных результатов, подготовка и написание заключения. Составление   рекомендаций   для   родителей   и   их   непосредственное Как   показывает   опыт   работы,   родители,   обращающиеся   за   помощью   к специалистам службы ППС, не всегда готовы принять свободную тренинговую форму сотрудничества как ведущий способ проведения занятий с группой, объединяющей людей   со   сходными   проблемами.   Мы   пришли   к   выводу   о   необходимости   более приемлемой формы совместной работы, в качестве которой был избран групповой социально­педагогический   практикум   для   родителей,  сочетающий   в  себе  элементы тренинговой работы с возможностью доступного изложения теоретических аспектов проблем, интересующих родителей. Преимущество группового метода в работе с родителями мы видим в том, что в нем   действует   принцип   «терапия»,   который   означает,   что   совместная   работа оказывает   терапевтическое   воздействие   на   самого   помогающего   (им   может   быть любой член группы), так как дает ему возможность почувствовать свою полезность для других. Групповая   работа   с   родителями   обеспечивает   позитивную   структуру межличностной групповой поддержки, улучшающей самовосприятие родителей: они начинают   осознавать   собственную   значимость   и   верить   в   свои   возможности. Возникающее   чувство   группы   и   групповой   сплоченности   ­  важные   характеристики процесса родительской терапии. Целью работы социально­педагогического практикума для родителей является: 1. Осмысление родителями новых установок на воспитание ребенка; 2. Приобретение психолого­педагогических знаний о личности ребенка, тактике взаимодействия с ним; 3.   Коррекция   и   развитие   новых   установок   и   стратегий   общения   в   диаде «родители ­ ребенок»; Задачи, реализуемые в ходе групповой работы с родителями: повышение   сензитивности   родителей   к   чувствам   и   переживаниям   детей   на обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка; активизация познавательной активности родителей в сфере взаимодействия с обучение   родителей   навыкам   конструктивного   взаимодействия   на   основе  основе понимания скрытого значения их поведения;   ребенком;  развития навыков эмпатии и «активного слушания»  анализа детско­родительских отношений. обучение  методам   рефлексии   и   саморефлексии   как   эффективным   способам Значимость   групповой   работы   с   родителями   мы   видим   в   особой   социально­ педагогической направленности всего курса занятий, которая предполагает не только осмысление участниками группы особенностей межличностных взаимоотношений, что дает   родителям   возможность   понять   причины   конфликтности   ребенка,   но   и 4 стимулирует   родителей   к   изменению   тактики   взаимодействия   с   ним.   Родители приобретают знания о способах поведения в конкретных внутрисемейных ситуациях, моделируют отдельные аспекты взаимоотношений с ребенком, анализируют способы преодоления   трудностей   в   общении   с   ребенком   (Приложение   4).   Потенциальные возможности   групповой   работы   с   родителями   подтверждают   ее   значимость   для гармонизации детско­родительских отношений. 3.   Психологическое   консультирование.   Данная   форма   носит   диагностический, стимулирующий   и   рекомендательный   характер.   В   процессе   консультирования родителям   оказывается   помощь   в   решении   проблем,   которых   он   не   в   состоянии разрешить самостоятельно. Консультирование осуществляется в форме:  ­ индивидуального консультирования родителей по проблемам воспитания и обучения учащихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики; ­   индивидуального   и   группового   консультирования   родителей,   в   ходе   которого психолог   оказывает   помощь   в   решении   вопросов,   касающихся   возрастных   и индивидуальных особенностей психического развития ребенка. При   психолого­педагогическом   консультировании   родителей   ребенка   с выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка; отклонением в развитии, выделяют специфические задачи:   определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;  выявить позицию родителей по отношению к ребенку (принятие—отвержение) и способы взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные — неадекватные);  организовать педагогическую помощь родителям; психологическую поддержку в разрешении личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на харак­ тер семейного воспитания;  повысить уровень их компетентности в области психолого­педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;  разработать   индивидуальную   коррекционную   программу   воспитания   и   обучения для ребенка;  обосновать педагогический прогноз. 4.   Психологическое   просвещение.  Ориентировано   на   создание   условий   для активного освоения и использования социально­психологических знаний родителями учащихся, как участников образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется   в   следующих   формах:   лекции,   беседы,   семинары,   подборка литературы, рекомендации, сайт образовательного учреждения и пр. Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде. Примерная подборка тем родительских собраний: 1 класс Базовая задача: адаптация ребенка к школе. В начале первого класса   проводится   собрание, в рамках которого психолог рассказывает   родителям   о   том,   как   родители   могут   помочь   ребенку   быстрее адаптироваться к школе. В конце второй четверти, после проведенной диагностики, рассказывает родителям   об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены.  Кроме   того,   если   в   ходе   адаптации   выявляются   определенные   системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы 5 2­3 классы  Базовая   задача:   развитие   познавательных   процессов,   умений   учебной деятельности,   формирование   классных   коллективов,   навыков   конструктивного взаимодействия, эмоционально – волевой сферы 2­3   классы   –   относительно   стабильный   период.   С   одной   стороны,   тематика может определяться возрастными задачами и технологиями их решения, а с другой стороны, реальными проблемами, которые есть в классе. 4 класс Базовая задача: подготовка ребенка к переходу в среднее звено, а также  начало кризиса младшего подростка. Это определяет и тематику  собраний: В рамках собрания первой четверти важно проговорить вопросы, касающиеся тех факторов и характеристик, которые определяют успех адаптации в 5 классе и дать рекомендации по их развитию или коррекции.  В   3­4   четверти   психолог   на   собрании   представляет   родителям   итоги диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено и дает рекомендации по коррекции (развитию) тех или иных процессов и характеристик 5 класс Базовая задача: Адаптация ребенка к средней школе В   конце   второй   четверти   психолог,   после   проведенной   диагностики, рассказывает родителям об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены. Кроме   того,   если   в   ходе   адаптации   выявляются   определенные   системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы  6­8 классы  Базовая   задача:   Личностное   самоопределение   школьника,   простраивание школьником системы межличностных отношений со сверстниками, родителями на новом уровне и другие проблемы, связанные с особенностями подросткового возраста Отсюда примерная тематика собраний:  Особенности подросткового кризиса  Как помочь ребенку найти самого себя  Психологические особенности воспитания подростка  в семье  Как найти общий язык с подростком?  Профилактика девиантных форм поведения подростков  Формирование толерантности подростков  Что такое акцентуации характера подростков и как  с ними бороться?  Кроме   того,   если   выявляются   определенные   системные   проблемы   класса,   то организуются тематические родительские  собрания, связанные  с  разбором  той  или иной проблемы 9 классы Базовая   задача:   Профессиональное   самоопределение   ребенка,   подготовка ребенка   к   выбору   дальнейшего   маршрута   обучения.   Ведется   работа   по психологической подготовке к сдаче экзаменов. В конце первой четверти проводится родительское собрание на тему « Как помочь ребенку выбрать профессию?» 6 В третьей четверти на родительском собрании даются рекомендации родителям по психологической подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов 10 класс Базовая задача: адаптация в  10м классе, повышение  мотивации  к обучению. Поэтому одно из собраний посвящается итогам диагностики адаптации учащихся. Кроме того, если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы 11 класс Базовая  задача:  подготовка  школьника  к  выбору  жизненного  пути   на  новом уровне, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ В 11 классе на новом уровне встают проблемы выбора ребенком своего жизненного пути, поэтому на родительском собрании вновь поднимаются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и простраиванием жизненной перспективы. Кроме   того,   в   четвертой   четверти   психолог   на   родительском   собрании   дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов. 7 Приложение 1 Тест «Какой вы родитель?» Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам  тест­игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми: Вопросы                                                                                                        Баллы 1. Сколько раз тебе повторять?                   2. Посоветуй мне, пожалуйста.                    3. Не знаю, что бы я без тебя делала.             4. И в кого ты только такой уродился?!            5. Какие у тебя замечательные друзья!            6. Ну на кого ты похож (а)?                     7. Я в твое время!                                8. Ты моя опора и помощник (ца)             9. Ну что за друзья у тебя?                       10. О чем ты только думаешь?!                   11. Какая ты у меня умница!                     12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?         13. У всех дети как дети, а ты... 14. Какой ты у меня сообразительный!             Подсчитайте общее количество баллов. Конечно, вы понимаете, что наш тест — лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой же вы родитель, не знает никто лучше вас самих. 2 0 1 2 1 2 2 1 2 2 1 1 0 1 Если вы набрали 5—6 баллов — вы живете с ребенком душа в душу. Он  искренне любит и уважает вас; ваши отношения способствуют становлению личности! Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших  отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за  недостатки его развития на самого ребенка. 9­10 баллов — вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас,  хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных  обстоятельств.   8 Приложение 2 По результатам ответов на эту анкету можно определить, верно ли выбран принцип Анкета для родителей воспитания детей Можете ли вы:   1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? 2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст? 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? 4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы? 5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас  из себя? 6. Поставить себя на место ребенка? 7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц? 8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в  невыгодном свете? 9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни  во что не вмешиваетесь? 12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел  другого ребенка? 13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть? В а р и а н т ы   о т в е т о в: а) могу и всегда так поступаю – 3 балла; б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; в) не могу – 1 балл. Интерпретация: От 30 баллов до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания. От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник. Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка. 9 Определение степени проявления заботы родителей по отношению  Приложение 3 к собственному ребенку Описание теста Вам   необходимо   проанализировать   15 утверждений.   Некоторые   из   них   оставляют такое впечатление, что они к воспитанию не относятся. Однако вы должны высказать свое мнение по каждому и выставить свой балл. Шкала суждений: 1  ­ категорически не согласен; 2 ­ мне трудно с этим согласиться; 3 ­ может быть, это и верно; 4 ­ совершенно верно, я с этим согласен. Утверждения теста: 1.  Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении. 2.   Для   того   чтобы   быть   хорошей   матерью,   достаточно   общения   только   с собственной семьей. 3.  Маленького ребенка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы. 4.  Если   ребенок   делает   то,   что   он   обязан   делать,   он   находится   на   правильном жизненном пути. 5.  Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям. 6.  Воспитание ребенка ­ труд тяжелый и зачастую неблагодарный. 7. У ребенка не должно быть тайн от родителей. 8.   Если   мать   не   успевает   уделять   время   воспитанию   детей   из­за   собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально. 9. Любовью родителей ребенка не испортить. 10.  Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни. 11.   Главное, чем должен заниматься ребенок ­ это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители. 12. Мать ­ главное лицо в доме. 13.  Семья должна жить под девизом: «Все лучшее ­детям!». 14.  Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими. 15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей. Итоги: 40   баллов   и   выше. Все   ваши   усилия   направлены   на   то,   чтобы   интересы   вашего ребенка были надежно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них. 25­40 баллов. Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное   количество   внимания   и   заботы   старших, но   при   этом   у   него   есть возможность проявлять свою независимость и взрослость. 10 Меньше   25   баллов. Вы   мало   уделяете   внимания   вопросам   воспитания   своего ребенка.   Вас   больше   волнуют   ваши   проблемы   на   работе   и   супружеские взаимоотношения. 11 групповой социально­педагогический практикум для родителей Тематический план  Приложение 4 Тема занятия Часы № 1 Знакомство и объединение участников в группу. Формирование  представлений об особенностях работы группового социально ­  педагогического практикума для родителей 2 2 2 2 2 3 3 2 18 2 Анализ особенностей взаимоотношений в семье, определение типичных  ошибок в детско­родительских отношениях. 3 Психолого ­ педагогические особенности ребенка дошкольного и  младшего школьного возраста. 4 Эмоциональное благополучие в семье, его роль в детско­родительских  5 отношениях. Развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско­ родительских отношений. Регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства. 6 7 Игра в жизни ребенка. 8 Подведение итогов групповой работы. Последействие. Всего Содержание занятий Занятие №1 Тема:   знакомство   и   объединение   участников   в   группу,   формирование представлений   об   особенностях   работы   группового   социально   ­   педагогического практикума для родителей. Цель:   формирование   у   родителей   адекватной   рабочей   установки   и положительной настроенности на занятия. Задачи: введение родителей в атмосферу занятия; знакомство с особенностями работы   в   родительской   группе;   снятие   смысловых   и   внутриличностных   барьеров; проведение первичного диагностирования. Организационная часть. 1. Приветствие группы. 2. Знакомство с родителями. • Оформление беджей. Представление родителей друг другу. Краткая история о себе (возраст, образование, специальность, семейное положение и т.д.). •   Дискуссия   с   родителями.   Вопросы:   «Кто   такой   психолог,   социальный педагог?», «Что такое социально ­ педагогический практикум?», «Знаете ли Вы кого­ нибудь, кто обращался за помощью к психологу или социальному педагогу? Какова реакция этих людей?». Руководитель обобщает ответы родителей, делает вывод. 3.   Знакомство   родителей   со   спецификой   работы   социально­педагогического практикума.   Рассказ   о   формах   и   методах,   используемых   в   работе.   Знакомство   со схемой   каждого   занятия   и   тематикой   курса.   Согласование   расписания   следующих занятий. 4. Выработка правил взаимодействия в группе. 12 • называть друг друга так, как указано в бедже; • приходить на занятия вовремя;• предупреждать заранее о пропуске занятий; • активно участвовать в работе на занятиях; • уважать точку зрения других; • не критиковать других, а отстаивать свою точку зрения; Группа обсуждает предложенные правила и дополняет их. Активная часть. 1. Исследование причин прихода родителей в группу. Анонимное   заполнение   проблемного   листа   (родителям   предлагается   чистый бланк, в котором они записывают проблемы, для разрешения которых им необходима помощь психолога). После того, как все бланки будут заполнены, их складывают в центре   стола   и   перемешивают,   а   затем   снова   разбирают   и,   передавая   друг   другу, прочитывают. После   прочтения   всех   бланков   руководитель   спрашивает   у   родителей встречались ли им бланки, в которых указывались не те проблемы, что были заявлены у   них?   Если   да,   то   их   необходимо   записать   на   отдельном   листе   и   передать руководителю. После окончания занятия они будут внесены в общий проблемный лист и   на   следующем   занятии   родители   смогут   познакомиться   с   его   содержанием. Индивидуальные проблемные листы также собираются, анализируются и вносятся в отдельный список, который будет представлен на следующем занятии. Примечание. По желанию родителей данный опрос может проходить в открытой форме   (необходимо   заранее   приготовить   флипчарт   или   лист   ватмана   на   котором будут записываться слова родителей). 2. Упражнение «Презентация моего ребенка». Руководитель   предлагает   родителям   «разрекламировать»   своего   ребенка (каждый   родитель   получает   чистый   бланк,   на   котором   ему   необходимо   записать несколько   положительных   характеристик   своего   ребенка,   а   затем   по   очереди представить своего ребенка, стараясь чтобы описание было как можно лучше). По  окончании  упражнения,  каждый  участник  группы  отвечает  на  следующие вопросы: • Было ли Вам сложно ответить на вопросы в бланке? • Как Вы можете объяснить трудности, возникшие в процессе выполнения этого задания? • Ваши ответы искренние, или Вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в своем ребенке? •   Хотели   бы   Вы,   чтобы   данное   упражнение   давалось   Вам   без   труда   и   с удовольствием? Лекционная часть. 1. Минилекция «Стили семейного воспитания». Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое стиль взаимоотношений; 2) какие   существуют   стили   семейных   взаимоотношений;   3)   в   чем   заключаются особенности каждого стиля; 4) влияние родительской позиции на развитие ребенка. 2 Диагностическое исследование. • Методика «Анализ семейного воспитания». Рефлексия. Домашнее задание. • Провести с ребенком методику «рисунок семьи», интерпретация результатов которой пройдет на следующем занятии. • Завести тетрадь для наблюдений, записей и выполнения домашних заданий. 13 Занятие № 2 Тема:   анализ   особенностей   взаимоотношений   в   семье,   определение   типичных ошибок в детско­родительских отношениях. Цель:   формирование   у   родителей   установки   на   активное   восприятие родительской стратегии и детско ­ родительских отношений. Задачи:   актуализация   проблем   детско­родительских   отношении   обучение родителей навыкам саморефлексии во взаимоотношениях с ребенком. Организационная часть. 1. Приветствие группы. 2. Анализ результатов методики «АСВ». 3.   Обсуждение   результатов   домашнего   задания,   вопросов,   возникших   при проведении методики «Кинетический рисунок семьи». 4. Введение родителей в атмосферу занятия. 5. Анализ проблемных листов. Активная часть. 1.   Минианкета   «Как   я   оцениваю   себя   как   родителя?   ­   Как   мой   ребенок оценивает меня как родителя?». Участники   группы   анализируют   свои   ответы.   В   том   случае,   если   ответы   в параллельных анкетах не сходятся, родители делают предположения о причине этого явления. 2. Дискуссия на тему «Кто я как родитель?», вопросы: • Нравится ли Вам быть родителем? • Нравится ли Вам быть таким родителем каким Вы есть на самом деле? • Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего, а что нет? Почему? •   Как   хорошо   Вы   знаете   своего   ребенка?   По   каким   критериям   Вы   делаете подобный вывод? • Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? • Как Вам кажется, Ваш ребенок смог бы соответствовать этому образу? • Что для этого надо? • Знает ли Ваш ребенок то, каким бы Вы хотели его видеть? • Он стремиться к тому, чтобы соответствовать этому образу? • Вы часто обращаетесь к специалистам или читаете в книгах об особенностях развития личности ребенка. Если да, то для чего Вы это делаете? По итогам дискуссии группа анализирует ответы, обсуждает спорные вопросы. 3. Интерпретация результатов методики «Рисунок семьи» Руководитель объясняет родителям, в чем значимость методики «РС», какие аспекты   внутрисемейных   отношений   она   выявляет,   затем   предлагает   каждому участнику   группы   самостоятельно   обработать   рисунок   его   ребенка,   для   этого   он медленно зачитывает симптомы РС (Овчарова Р. В.), поясняет их значение, отвечает на   возникающие   вопросы   родителей.   После   того,   как   родители   завершат интерпретацию   и   подсчитают   количество   баллов   по   каждому   симптомокомплексу, руководитель помогает им обобщить полученные результаты. 4. Диагностический этап: • Заполнение «Визитной карточки моего ребенка». 5. Минилекция «Ребенок глазами родителей». 14 Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое родительские притязания; 2) как родители реагируют на изменения в поведении ребенка; 3) как ребенок реагирует на непонимание родителей. Рефлексия. Домашнее задание. Заполнение ребенком «Моей визитки». Стимульный материал: бланки анкеты «Как я оцениваю себя как родителя. ­ Как мой ребенок оценивает меня как родителя». Занятие №3 Тема: психолого­педагогические особенности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: повышение психолого­педагогической компетенции родителей. Задачи:   стимулирование   познавательного   интереса   родителей   к   изучению механизма поведения ребенка; формирование у родителей внимательного отношения к пониманию   поведения   и   переживаний   ребенка;   информационное   обеспечение родителей. Организационная часть. 1.   Приветствие   (руководитель   предлагает   родителям   поприветствовать   друг друга, начиная фразу словами «Я рад(а) видеть вас» и продолжить монолог рассказом о том, что хорошего за минувшую неделю произошло в их жизни). 2. Сбор бланков «Визитка моего ребенка», обсуждение возникших вопросов. 3. Введение аудитории в атмосферу занятия. Лекционная часть. 1. Дискуссия с родителями, вопросы: • Были ли в жизни вашего ребенка такие периоды, когда вы просто не узнавали его, когда в нем появлялись такие признаки, которых вы раньше не замечали? • Как вам кажется, с чем связано появление этих изменений? • Как вы отреагировали на появление изменений в ребенке? •   Изменялись   ли   отношения   между   вами   вашим   ребенком   за   период   с   его рождения и до настоящего времени? • В чем причина этих изменений? • Как другие члены вашей семьи относятся к вашему ребенку? 4.   Минилекция   «Почему   ребенок   ­   это   не   маленький   взрослый».   Основные вопросы для обсуждения: 1) возрастные особенности ребенка младшего школьного и дошкольного   возраста;   2)   позиции,   которые   занимает   родитель   по   отношению   к ребенку.  Активная часть.1. Упражнение «Что я знаю о своем ребенке?».• Выпишите по порядку   10   слов,   фраз,   которые   наиболее   полно   характеризуют   вашего   ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 ­ ярко проявляется, 5 ­ средняя степень проявления, 1 ­ проявляется иногда). • Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (­); нейтральная (0). • Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки. 2. Упражнение «Мой уникальный ребенок». Руководитель предлагает аудитории следующую ситуацию: "Представьте, что какой­то сумасшедший генетик создал точную копию вашего ребенка, которая внешне абсолютно   во   всех   деталях   на  него   похожа.  Ваша   задача   узнать,  где   истинно   ваш ребенок». 15 •   Вспомните   и   расскажите,   что   в   вашем   ребенке   есть   такого,   что   нельзя продублировать. •   Есть   ли   в   окружении   вашего   ребенка   такой   человек,   который   знает   его уникальные качества и сможет идентифицировать реального человека от копии? • Наличие какого качества сам в себе отмечает ваш ребенок? Что именно по его мнению может отличить его от любой, даже самой совершенной копии? Ответы родителей анализируются. Необходимо, чтобы участники группы сами оценили свои суждения и определились, нравится ли им тот образ ребенка, который они   только   что   представили,   как   бы   им   на   самом   деле   хотелось   отвечать   на поставленные вопросы и почему. 3. Упражнение «Белое ­ черное». Руководитель предлагает родителям разобраться, какое влияние на их жизнь имеют разные люди, и дает следующее задание: • Выпишите, пожалуйста, пять самых приятных событий, которые произошли в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, благодаря кому оно произошло. • Выпишите пять самых крупных неприятностей, случившихся в вашей жизни. После каждого пункта отметьте, кем или чем были вызваны эти неприятности. По окончании упражнения руководитель просит родителей оценить по каждому из 2­х этапов, сколько набралось событий, за которые ответственны они сами, а за сколько ответственен их ребенок. Рефлексия. Домашнее   задание.   Родителям   в   течении   недели   необходимо   внимательно понаблюдать  за своим ребенком и в дневнике наблюдений ответить на следующие вопросы, подтвердив их конкретными примерами: • Насколько внимателен мой ребенок? •   Насколько   развита   у   моего   ребенка   кратковременная   и   долговременная память? • В каких ситуациях наиболее ярко проявляется темперамент моего ребенка. Занятие №4 Тема:   эмоциональное   благополучие   в   семье,   его   роль   в   детско­родительских отношениях. Цель: гармонизация эмоциональной сферы детско­родительских отношений. Задачи:   анализ   актуального   состояния   эмоциональной   сферы   детско­ родительских отношений; формирование у родителей представлений об особенностях эмоциональных взаимоотношений с детьми; развитие навыков рефлексивного анализа детско­родительских отношений. Организационная часть. 1. Приветствие родителей. 2. Анализ домашнего задания и возникших вопросов. 3. Упражнение «Письмо себе» Родителям   предлагается   вспомнить   то   время,   когда   они   только   научились писать и затем написать о себе небольшой рассказ, стараясь имитировать  детский почерк (получившиеся сочинения родители передают друг другу и делятся своими впечатлениями).  Необходимо,  чтобы  родители   обратили  внимание   на  те  чувства   и эмоции, которые они испытывали в процессе выполнения этого задания. 4. Введение родителей в тематику занятия. Основная часть 1. Упражнение «Ситуационное реагирование». 16 Раздаются карточки, где описаны различные ситуации взаимодействия с детьми. Родителям   необходимо   описать   свою   реакцию   на   подобную   ситуацию,   акцентируя внимание на своих словах и фразах. 2. Лекционный фрагмент. Минилекция «Я ­ высказывания». 3. Упражнение «Я ­ высказывание». Родители   получают   чистые   бланки,   которые   им   необходимо   заполнить   по следующей схеме: • «Когда ....»(описание проблемной ситуации с ребенком); • «Я чувствую ...»(описание ваших чувств); •   «Мне   бы   хотелось,   чтобы   ...»(описание   желательного   варианта).   Родители зачитывают свои варианты высказываний, анализируют услышанное, предлагают свои формулировки. 4. Упражнение на закрепление навыков Я ­ высказывания. Раздаются   бланки,   где   записаны   примеры   обидных   высказываний.   Задача родителей, используя Я ­ высказывания переформулировать каждый пример. Заполнив   бланки,   родители   зачитывают   каждый   свой   вариант   высказывания, услышанное.   анализируют Основная часть 1. Минилекция «Эмоциональный мир ребенка». Основные   вопросы   для   обсуждения:   1)   особенности   эмоциональной   сферы ребенка   дошкольника   и   младшего   школьника;   2)   специфика   эмоциональных взаимоотношений с ребенком вы семье; 3) благоприятная эмоциональная атмосфера в семье как залог гармоничных детско ­ родительских отношений. 2. Упражнение «Эмоциональная реакция ребенка» (таблица). Родителям предлагается таблица, где в одной колонке представлены различные ситуации, участником которых может быть их ребенок. Участники группы должны продумать   какие   чувства   и   эмоции   испытывает   ребенок,   попавший   в   подобную ситуацию и записывают их во вторую колонку, затем варианты ответов зачитываются, родители обмениваются мнениями, анализируют замечания. 3. Введение и групповое обсуждение правил управления эмоциями. • Уважайте выражение чувств других. •   Терпеливое   отношение   к   тому,   кто   переживает   бурную   эмоциональную реакцию. • Эмоциональное поощрение только желаемого для вас поведения собеседника. • Отказ от негативной борьбы за доминирование. • Игнорирование желания отомстить. • Отказ от упреков и критики. Руководитель   поясняет   значение   каждого   правила.   Группа   анализирует услышанное. Участники предлагают свои примеры ситуаций, в которых необходимо применение предложенных правил. Рефлексия Домашнее задание •   Заполнение   таблицы   типичных   эмоциональных   реакций   в   ситуации взаимодействия с ребенком. Занятие № 5 Тема: развитие коммуникативной компетентности родителей в системе детско­ родительских отношений. 17 Цель: гармонизация коммуникативной сферы детско­родительских отношений. Задачи:   анализ   актуального   состояния   коммуникативной   сферы   детско­ родительских   отношений;   развитие   у   родителей   навыков   конструктивных коммуникативных взаимоотношений с детьми. Организационная часть. 1. Приветствие родителей. 2. Анализ домашнего задания. 3. Введение родителей в тематику занятия. 4. Упражнение «Я ­ мой собственный ребенок». Руководитель   зачитывает   ситуацию   и   просит   каждого   участника   группы поставить себя на место ребенка, от лица которого произносится монолог. Прослушав текст, родителям необходимо определить какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации, каковы причины и что нужно сделать, чтобы изменить положение. Лекционная часть. 1. Упражнение «Эффективное общение» •   на   первом   этапе   группа   обсуждает,   какие   качества   важны   для   успешного межличностного и внутрисемейного общения; • на втором ­ каждый участник группы на индивидуальном бланке записывает те качества, которые по его мнению способствуют успешному общению (в этот список могут   войти   не   только   те   качества,   которые   были   названные   при   групповом обсуждении, а также и те, которые по каким­либо причинам не были поддержаны группой); •   затем,   каждый   должен   оценить   степень   проявления   качества,   указанных   в индивидуальном   списке   по   шкале   от   1   до   6,   после   того,   как   все   оценят   себя, оценочный   лист   сдается   руководителю,   так   как   он   будет   нужен   для   дальнейших занятий. 2. Дискуссионное обсуждение, вопросы: • Сколько времени в день вы уделяете общению с вашим ребенком? • В какое время дня вы чаще всего общаетесь с ребенком? • На какие темы вы разговариваете с ребенком чаще всего? • Вы общаетесь с ребенком также как и с близкими друзьями? Почему? • Нравится ли вам то, как вы общаетесь с ребенком? Почему? 3. Минилекция «Роль общения в детско­родительских отношениях». Основные вопросы для обсуждения: 1) что такое общение; 2) какова структура общения; 3) специфика коммуникаций в детско­родительских отношениях. Активная часть. 1. Упражнение «Резервные возможности коммуникаций». • 1­я часть­слушание Руководитель просит родителей записать, а затем прокомментировать несколько известных им способов активного слушании. • 2­я часть ­ информирование. Группа разбивается на пары. Задача каждого собеседника узнать, что именно партнер подразумевает под той или иной фразой, для этого один собеседник сообщает какое­нибудь   утверждение,   а   другой   выражает   свою   реакцию   на   это   фразами, начинающимися: словами: «Ты имеешь в виду, что ...», и дальше переформулирует 18 утверждение так, чтобы дать понять, что смысл произнесенного понят. Цель ­трижды добиться согласия. Затем собеседники меняются ролями. • 3­я часть ­ подтверждение. Группа   разбивается   на   пары.   Один   из   партнеров   сообщает   какое­либо утверждение, например «Мой сын плохо учится». Задача второго собеседника, во­ первых ­ узнать какие эмоции и чувства испытывает его партнер, сообщающий тот или иной факт, во­вторых ­ передать своими отловами чувства собеседника и попытаться пересказать их смысл одной фразой (целесообразно использование слов «Я понимаю Вас ...»). Собеседники меняются ролями. Примечание. Руководителю необходимо на примере показать как выполняется каждая часть этого упражнения. 2. Упражнение «Ситуационное реагирование». Раздаются   карточки,   где   записаны   детские   утверждения.   Родителям необходимою спланировать и записать свою реакцию на услышанное по следующей схеме: • Убедиться в том, что утверждение понято правильно ­ «Ты имеешь в виду, что…». •   Подтвердить   то,   что   вы   действительно   поняли   услышанное   ­   «Я   понимаю тебя ...». • Показать, что вы: разделяете чувства ребенка ­ «Мне тоже ...». • Убедить ребенка в том, что проблема разрешима ­ «Мы вместе ...». Выполнив упражнение   родители   зачитывают   друг   другу   свои   варианты   высказываний   и комментируют услышанное. 3. Дискуссия на тему «Саботажники общения». Родителям   предлагается   серия   высказываний   содержащих   элементы деструктивности. Задача группы выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их. • «Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя: в темной комнате одного» ­ Угроза. • «Быстро домой!»,, «Марш в постель!», «Садись за стол!» ­ Приказы. *«Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты . неряха» ­ Негативная критика. * «Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» ­Оскорбительные прозвища. *   «Ты   должна   слушать   каждое   мое   слово»,   «Ты   должен   делать   так   как   я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» ­ Слова­«должники». Рефлексия. Домашнее задание. Самонаблюдение (родителям необходимо обратить внимание на то, как они предъявляют требования ребенку, как ребенок обычно реагирует на просьбы родителей, а также проанализировать как часто и каким способом они хвалят ребенка). Занятие № 6 Тема: регуляция поведения ребенка в семье, пути и средства. Цель: обучение родителей навыкам регуляции поведения ребенка. Задачи:   анализ   актуальных   способов   регуляции   поведения   ребенка;   развитие навыков   активного   восприятия   деятельности   и   поведения   ребенка;   обучение родителей техникам конструктивного воздействия на поведение ребенка. Организационная часть 19 1. Приветствие родителей. Введение в атмосферу занятия. 2. Анализ домашнего задания. Основная часть 1. Дискуссионное общение  вопросы: * Часто ли вы наказываете своего ребенка? * Что в поведении вашего ребенка чаще всего вызывает ваш гнев? * Как вы реагируете на плохое поведение вашего ребенка? * Как ваш ребенок реагирует на наказания? * По вашему мнению избранный вами метод наказаний эффективен? Почему? * Вашему ребенку нравится когда вы его хвалите? * Вы часто его хвалите? * Как вы реагируете на хорошее поведение вашего ребенка? • Как вам кажется, ваш ребенок доволен тем как его хвалят и как часто это делают или ему хотелось бы большего? Почему? 2. Упражнение «Ситуационное реагирование» Группа разбивается на пары, каждой паре руководитель зачитывает несколько одинаковых ситуаций конфликтного взаимодействия с ребенком. Каждая пара должна продумать, а потом продемонстрировать реакцию родителя на подобную ситуация с учетом заданной заранее установки: • первая пара ­ агрессивно, со злостью; • вторая пара ­ с насмешкой; • третья пара ­ при помощи иронической похвалы; • четвертая пара ­ с косвенным неодобрением. Группа анализирует предложенные варианты реагирования, делает вывод об их приемлемости и предлагает наиболее эффективный по их мнению способ поведения в каждой из предложенных ситуаций (продемонстрировать на примере). 3. Дискуссионное общение, вопросы: • Какую вы преследуете цель, когда наказываете своего ребенка? • Какие чувства вы испытываете, когда наказываете ребенка? • Что испытывает ваш ребенок, когда его наказывают? Примечание. В процессе обсуждения необходимо попросить родителей вспомнить наиболее яркую ситуацию из их жизни, когда они оказались в роли обвиняемого, и обсудить, что в этой ситуации задело их больше всего, какие эмоции они связывают с этой ситуацией. • Как вам кажется, что в наказании наиболее задевает ребенка 1) Содержание (смысл, суть) наказания, 2) ваши жесты и мимика, 3)выражения, слова, которыми вы изъясняетесь с ребенком? • Наказывая ребенка вы стремитесь его обидеть, унизить, поставить его на место и т.п.? • Вспомнив последние ссоры с ребенком вы можете с уверенностью сказать, что вы   действительно   не   затронули   его   чувства,   не   обидели   его,   а   лишь   указали   на ошибку? Родители должны сделать вывод из услышанного, прийти к единому мнению относительно   того,   что   в   действительности   должно   содержать   в   себе   наказание   и каково его влияние на ребенка. 4.   Групповое   обсуждение   темы   «Как   правильно   наказывать   ребенка», вспомогательные вопросы: • Случалось ли, что вы несколько раз наказывали  ребенка за один и тот же проступок? Какова реакция вашего ребенка на повторные обвинения? 20 .   Бывало   ли,   что   наказывая   ребенка   вы   использовали   оскорбительные выражения? Как реагирует на это ваш ребенок? • Случалось ли, что незначительный  проступок ребенка вызывал у вас взрыв гнева и массу обвинений? Какова была реакция вашего ребенка? • Были ли у вас такие ситуации, когда вам достаточно было один раз наказать ребенка, чтобы он больше никогда не повторял этой же ошибки? Что это была за ситуация реагировали? •   Вспомните   как   в   детстве   вас   наказывали   ваши   родители,   когда   наказание действительно   задевало   вас   и   вам   хотелось   измениться   и   больше   никогда   так   не поступать? как вы     и     • Если среди ваших родственников или друзей человек, являющийся для вас авторитетом? Обращались ли вы к нему за советом в сложной для вас ситуации? Что и как говорил вам этот человек, чтобы вы прислушались к его словам и поступили так как он рекомендует? 5.   В   качестве   обобщения   данной   темы,   руководитель   предлагает   группе самостоятельно сформулировать требования, предъявляемые к наказанию. Примечание. Необходимо, чтобы группа сделала следующий вывод: Наказание не должно: • Вредить здоровью • Употребляться в сомнительных случаях • Быть унизительным • Быть страшным для ребенка (ребенок должен боятся не наказания, а огорчить родителей) Наказание должно • Применяться один раз за один проступок • Следовать сразу за проступком, а не отсрочено и сопровождаться прощением • По серьезности соответствовать проступку 6. Упражнение «Ситуационное реагирование». Раздаются   карточки   с   ситуациями,   где   указаны   реплики   родители, наказывающих   детей   за   проступок.   Задача   родителей   изменить   предложенные высказывания на более приемлемые. Лекционная часть 1. Обсуждение темы «Поощрение». Руководитель предлагает группе обсудить предложенную тему минилекции и вводит правила того «как передать любовь ребенку» (желательно, чтобы участники группы комментировали каждый пункт правил и делились своими замечаниями): Контакт глаз ­ родители должны почаще смотреть на ребенка, стараясь выразить свою любовь к нему. Физический   контакт   ­   необязательно   целовать   ребенка,   достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться и т.п. Пристальное   внимание   ­   почаще   бывать   с   ребенком   наедине,   тщательно планировать свою жизнь с ребенком, внимательно относиться к ребенку в присутствии других людей. Дисциплина   ­   необходимо   педагогически   грамотное   общение   с   ребенком   на основе безусловного принятия его, единство требований родителей к ребенку. 21 Опора   на   положительные   качества   ребенка   ­   если   вы   колеблитесь   стоит   ли наказывать ребенка или не стоит ­ лучше не наказывайте вовсе, помните, что ваш ребенок искренне верит вам и если вы говорите только о его недостатках, то именно таки   никчемным   человеком   он   себя   и   считает   и   наоборот.   2.   Упражнение «Ситуационное реагирование». Раздаются   карточки   с   ситуациями,   где   необходимо   эффективно   похвалить ребенка.   Каждый   родитель   демонстрирует   то,   как   бы   он   повел   себя   в   подобной ситуации с учетом полученных знаний. Занятие № 7 Тема: игра в жизни ребенка. Цель:   формирование   у   родителей   навыков   сотрудничества   и   недирективных взаимоотношений с ребенком. Задачи:   формирование   у   родителей   представлений   об   особенностях конструктивных   взаимоотношений   с   ребенком   в   семье;   знакомство   родителей   с особенностями   игровой   деятельности   ребенка;   активизация   творческой   активности родителей. Организационная часть. 1. Приветствие родителей. Введение в тематику занятия. 2. Анализ домашнего задания. Лекционная часть. 1. Вводное упражнение «Продолжение фразы». Ведущий   придумывает   фразу   (количество   слов   равно   количеству   игроков   в группе), записывает ее на листе бумаги. Затем лист переворачивается, на обратной стороне   записывается   первое   слово   задуманной   фразы.   Второй   участник   игры, продолжив фразу предполагаемым словом, передает лист следующему участнику и т. д.   Когда   фраза   возвращается   к   ведущему,   лист   переворачивается   и   фразы сравниваются. Примечание. Необходимо, чтобы в роли ведущего побывало несколько человек (желательно,   чтобы   цель   данного   упражнения   и   его   значимость   определили   сами участники группы). 3. Дискуссионное обсуждение (в форме мозгового штурма), вопросы: • Что включает в себя понятие ­ «игра»? • Что значит игра в жизни вашего ребенка? • Каковы потенциальные возможности игры? 3. Упражнение «На что направлена игра». Каждый   родитель   получает   карточку   с   инструкцией   к   какой­нибудь   игре, необходимо определить на что направлена данная игра. 4. Минилекция «Игра в жизни ребенка». Основные   вопросы   для   обсуждения:   1)   что   такое   детская   игра   и   каково   ее значение   в   жизни   ребенка;   2)   особенности   игровой   деятельности   дошкольника   и младшего школьника; 3) значимость игры в детско ­ родительских отношениях. Активная часть 1. Каждый родитель получает «Набор успешного родителя» (список с играми, которые   распределены   в   соответствии   с   проблематикой:   игры   на   развитие эмоциональной   сферы,   на   развитие   коммуникативной   сферы,   на   сотрудничество   и т.п.). 22 • Вся группа разбивается на подгруппы. Задача подгруппы определить, на что направлена каждая категория игр, и объяснить, каким образом они сделали подобный вывод. • Каждый родитель должен определить, какая категория игр необходима для их ребенка. 2. Упражнение «Идеальный ребенок­ Идеальный родитель». Работа   проводится   в   подгруппах.   Каждая   подгруппа   получает   одинаковый набор предметов: лист A3, фломастеры, карандаши, ножницы, набор цветной бумаги, клей, скотч, ластик. Задача родителей ­ проанализировать, какими качествами, по их мнению, должен быть наделен идеальный ребенок и идеальный родитель, вспомнить все   характеристики,   которые   они   вкладывают   в   понятие   «идеальный»,   и   создать творческую   модель   идеальных   родителя   и   ребенка,   используя   все   предложенные материалы.   По   окончании   работы   каждая   подгруппа   представляет   свой   проект, рассказывает и поясняет его содержание, делится впечатлениями. Рефлексия Занятие № 8 Тема: подведение итогов групповой работы, последействие. Цель: оценка эффективности коррекционного курса. Задачи: анализ изменений, произошедших во взаимоотношениях с ребенком за последний период; развитие саморефлексии. Организационная часть 1. Приветствие родителей. Введение в тематику занятия. 2. Анализ домашнего задания. Основная часть 1. Анкета «Оценка эффективности коррекционного курса». 2. Упражнение «Анализ». Родители получают бланки схемы ­ плаката «Я ­ родитель», в которой выделены следующие переменные: Что я хочу. Что я могу. Что мне еще надо. 3. Анализ сводного проблемного листа, который был составлен родителями на первом   занятии,   обсуждение   изменений   произошедших   в   детско­родительских отношениях за последнее время. 4. Упражнение «Зеркало». Родители получают бланки, где изображена декоративная рамка, которую они подписывают и передают соседу. Каждый родитель должен написать на полученной рамке те пожелания и напутствия, которые он хотел бы сообщить хозяину «зеркала», а затем рамка передается дальше по кругу. 5. Последействие. Руководитель   договаривается   с   группой   о   следующей   встрече,   на   которой родители расскажут о том, как изменились их взаимоотношения с ребенком, с какими трудностями они столкнулись, а какие проблемы стали для них разрешимыми. Неформальная часть В   дружеской,   непринужденной   обстановке   подведение   итогов   групповой работы, обмен мнениями, пожеланиями и напутствиями на будущее. Стимульный материал: анкета «Оценка эффективности коррекционного курса». 23

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2018