Данная программа (план мероприятий) по сплочению классного коллектива обучающихся 5 класса.
Цель:
• Сплочение классного коллектива;
• Создание благоприятного психологического климата;
• Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Ожидаемым результатом данного плана мероприятий является повышение уровня сплоченности класса и, как следствие, нормализация поведения учеников.
В осуществлении данного плана мероприятий будут принимать участие: дети, классный руководитель, родители.
Путь к успеху.docx
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ХАНТЫМАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГЮГРА
Берёзовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ванзетурская средняя общеобразовательная школа»
Программа «Путь к успеху»
Цель:
Сплочение классного коллектива;
Создание благоприятного психологического климата;
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных
навыков.
«МЫ ХОРОШИЙ, ДРУЖНЫЙ КЛАСС
ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ У НАС».
Составила:
Н.В. Леванских п. Ванзетур, 2018г
Программа мероприятий «Путь к успеху»
Цель: сплочение коллектива детей
Задачи:
1. Разработать игровой способ выбора актива класса.
2. Определить формы совместной деятельности детей.
3. Предложить возможные варианты традиций класса.
Принципы, на основании которых построен данный план:
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип опоры на положительное
Принцип психологопедагогической целесообразности
Данный план рассчитан на возрастную категорию детей от 10 до 13 лет.
Ожидаемым результатом данного плана мероприятий является повышение уровня
сплоченности класса и, как следствие, нормализация поведения учеников.
В осуществлении данного плана мероприятий будут принимать участие: дети,
классный руководитель, родители.
Рекомендуется проведение мероприятий первого этапа в вечернее время, что
поможет в создании доброжелательной, комфортной атмосферы. Этапы
1. Выбор актива
класса
Формы работы
Коллективное
творческое
«Портрет класса»
дело
2.Создание
традиций
коллектива
«Я желаю тебе
завтра…»
Сроки
сентябрь
Ежедневно
Описание
Кл. руководитель, совместно с детьми:
1. Обсуждают умения и возможности каждого ребенка, затем выделяют
основные умения, которые прикрепляются к классу в целом;
2. Распределяют детей по основным способностям и присваивают им
части тела существа (умение рисовать – рука, спортивные умения – нога и
т.д.). Таким образом, может получиться несколько рук, ног и др.;
3. Рисуют получившееся существо на ватмане и отмечают кто к какой
части тела относится (приклеиваются фотографии в виде украшения
одежды существа или другим способом);
4. Выбирают ответственных по способностям (хорошо рисует (рука) –
ответственный за оформление(редколлегия),
любит наводить
порядок(рука) – ответственный за уборку, быстро бегает (нога) –
ответственный за организацию ребят на спортивных соревнованиях,
способен организовать деятельность класса, принимать важные решения
(голова) – лидер, ответственен за контроль над выполнение обязанностей
членами группы и др.) Ответственные какимлибо образом отмечаются на
портрете для наглядности.
5. И в соответствии со всей информацией, выявленной ранее, совместно
придумывают название своего класса и девиз.
Ежедневно, после уроков
(1 четверть кл. руководитель обсуждает с детьми итоги дня),
еженедельно
2 и 3 четверть кл. руководитель обсуждает с детьми итоги недели,
4 четверть кл. руководитель обсуждает с детьми итоги четверти
На первой встрече следует, совместно с детьми, сформулировать
правила поведения во время её проведения. В дальнейшем эти правила
рекомендуется повторять с детьми перед началом каждой встречи
обсуждения.
Сидя в кругу, детям предлагается обсудить события прошедшего дня,
вынести уроки для себя.
Высказываться может только тот, у кого в руках символ (символ заранее
определяет классный руководитель, это может быть мячик, кубик, ручка,
книга, и т.д. Ваша фантазия… Может быть любой другой символ. Но
встреча должна заканчиваться словами «Я желаю тебе завтра…»
«Совет класса»
В конце каждой недели проводится обсуждение «провинившихся» и Еженедельно отличившихся
за прошедшую неделю. Для данного мероприятия
выбирается защитник, обвинитель и судья – это будет лидер, так же
На советы класса могут
советником судьи – кл руководитель.
приглашаться родители, свидетели ситуаций,
учителя. Решения
выносятся совместно, а принятые – решения контролируются ребятами и
классным руководителем
Можно создать «Конституцию класса» в виде законов и указания форм
порицания и поощрения.
За неделю до дня рождения кл рукль , совместно с учениками класса,
втайне от именинника, придумывают что подарят.
Кл рукль придумывает конкурсы и игры на празднование и, совместно с
детьми, назначается ведущий праздника из числа ребят. Украшают класс.
Кл рукль организует и проводит тренинг, направленный на сплочение
класса.
Разработки прилагаются,
(Приложение 1).
Разработки мероприятий различных авторов Подборка из интернета.
Кл. рукль организует совместные игры, направленные на сплочение
коллектива.
порядок проведения – на ваш выбор.
В библиотеке проводятся различные мероприятия, как развлекательные,
так и развивающие, организуют их сотрудники библиотеки (сельская,
школьная).
На занятиях внеурочной деятельности (спортивной направленности),
после уроков, в спортивном зале, проводятся различные спортивные
мероприятия, для поднятия спортивного духа, коллективизма, сплочения
класса.
1 раз в неделю.
Не менее 10 занятий.
1 раз в две недели
1 раз в четверть.
1 2 раза в четверть.
Совместно с ребятами всего класса, под руководством кл. руководителя
организовывать
и проводить «добрые дела» (помощь пожилым,
подкормка птиц зимой, кормушки и т.д)
Ребята, с помощью кл. рукля заранее готовятся к походу, собирают
необходимые принадлежности, повторяют правила безопасности,
1 раз в четверть
Июнь – август
1 раз в месяц
3. «День
именинника»
1. Тренинги
3. Включенность
детей
в
совместную
деятельность
2.Игровой
«Вместе мы сила».
час
«Книжные
3.
лабиринты или по
страницам
увлекательных книг»
4. «Спорт крепит
нас»
Формирование
позитивных
жизненных
установок
подрастающего
поколения
5. «Дорогою добра»
6. Поход «Вместе мы
сила!» распределяют обязанности, назначают ответственных. На природе кл.
рукль организует развлекательные игры.
Данный этап осуществляется непосредственно перед другими этапами, неотрывно от них.
Создание
4.
ближайших
и отдаленных
целей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тренинг на сплочение коллектива
Цель: сплочение коллектива и повышение самооценки детей.
Участники: 5 класс.
Ход занятия:
1. Погружение.
2. Упражнение «Строй».
3. Упражнение «Кочки».
4. Упражнение «Пирамида».
5. Упражнение «Свеча доверия».
6. Упражнения «Ботинки».
7. Рефлексия.
8. Подведение итогов работы группы.
Погружение.
Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое
настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будет делать. В тренинге есть свои правила
(Приложение 1).
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник
и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни
одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и
предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда
меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшно. А поодиночке вас легко сломать как
эти прутья».
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начнем.
Упражнение «Строй».
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от
самого светлого, до самого темного. А теперь в алфавитном порядке по первой букве своего имени, но
сделать это надо молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.)
Упражнение «Кочки».
Для данного упражнения необходимы коврики (бумажные) размером 40х60 см – минимум
3,максимум 7 штук, а также платки или веревки, скотч (для фиксации ковриков на полу). Группа
становится в ряд. Участникам связываются ноги (правая первого с левой второго) – получается цепочка.
Задание: перейти цепочкой через комнату по «кочкам». Ребятам говорится, что перед ними болото,
если ктото вступает в болото – начинается все сначала.
Упражнение «Пирамида».
Для упражнения необходим коврик размером 40х60см (один или два).
Задание: простоять на этой площади 1 минуту, не имея ни каких точек внешней опоры. После
упражнения проводится обсуждение: как договорились, что и почему не получилось.
Упражнение «Свеча доверия».
Все участники становятся в круг плечо к плечу, руки согнуты в локтях, выставлены вперед. Ладони
подняты вверх. Один из участников становится в центр круга. Руки опущены вдоль тела, глаза закрыты. Он
расслабленно опускается на руки стоящих. Группа подхватывает его и медленно, аккуратно передает по
кругу. В центре должен побывать каждый участник. После упражнения проводится обсуждение.
Упражнения «Ботинки».
Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные
концы класса. Все встают, берутся за руки.
Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.
После упражнения задаются вопросы: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнения, кто вам помогал?
Что вы испытали, выполняя задание?
6 Рефлексия.
Подведение итогов, развитие обобщенной рефлексии методом пяти пальцев: М (мизинец) –
мыслительный процесс: какое знание я сегодня получил. Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня
сделал и чего достиг. С (средний) – состояние духа: каким было сегодня мое настроение. У (указательный)
– услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или поспособствовал. Б (большой) –
бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие (каждый пишет свое мнение на ватмане).
Подведение итогов работы группы.
Высказываются подростки (подведите для себя итог, поделитесь впечатлениями о занятии,
выскажите пожелания и т.д.)
не кричать;
не перебивать, когда говорит товарищ;
быть активным, делать всем вместе.
Правила поведения:
Мудрость веков
Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
Не бойся! Трус обречен на поражение.
Трудись! Другого пути к успеху не дано.
Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок,
накопишь опыт.
ты многое поймешь, избежишь многих бед, добьешься уважения других людей.
личность и достигнешь желаемой цели.
Не лги! И ты будешь иметь друзей.
Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и
Оставайся всегда и во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как
Занятие тренинг на сплочение классного коллектива
«Мы разные, но вместе мы едины»
Цель:
Сплочение классного коллектива;
Создание благоприятного психологического климата;
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, салфетки по количеству участников группы, лист
ватмана с кругом, разделенным на 16 частей, альбомные листы по количеству участников тренинга, два
ватмана, акварельные краски.
Участники тренинга расположены по кругу.
Кл рукль Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.
Сначала вспомним о правилах тренинговой работы. Участники высказывают свои правила. Правила
тренинга фиксируются на доске. Далее психолог сообщает, что работа начнется с упражнения, которое
называется «Мы с тобой похожи тем…».
I упражнение – «Мы с тобой похожи тем…».
Участники делятся на две группы, Одна группа образует внутренний круг, другая – внешний. Все стоят
лицом друг другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой похожи…»,
после чего стоящие во внутреннем круге отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к
новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут по кругу до своего первого
партнера. В конце упражнения нужно провести рефлексию (чем же вы похожи друг на друга и чем
отличаетесь?).
II упражнение «Рисунок на спине».
Необходимо выстроиться друг напротив друга в две шеренги с одинаковым количеством человек в
каждой. Учащиеся первой шеренги отворачиваются от психолога, второй шеренге психолог показывает
7 картинку и прячет её, затем эта же картинка рисуется пальцем на спине отвернувшихся ребят. Затем,
стоящие в первой шеренге учащиеся рисую на листе бумаги то, что они почувствовали, затем психолог
достает картинку и учащиеся сравнивают свой рисунок с оригиналом. Затем учащиеся меняются местами
и выполняется аналогичное задание, но уже с другим рисунком. В конце упражнения проводим
рефлексию (Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и вторые
члены шеренги во время упражнения? Что мешало выполнять упражнение?).
III упражнение – «Постройся по росту».
Всем учащимся необходимо встать в круг и закрыть глаза. С закрытыми глазами нужно построиться по
росту в одну шеренгу. Когда все займут свои места в строю, психолог сообщает, что можно открыть глаза
и посмотреть, что получилось. Проводим рефлексию (Удалось ли выполнить задание? Что помогало, а
что мешало при выполнении задания? Какие эмоции вы испытывали во время игры?).
IV упражнение «Салфетка».
Каждому участнику тренинга дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два раза. Затем ребята
выполняют следующие действия: оторвать правый верхний угол, затем нижний левый угол салфетки,
затем ребята разворачивают салфетку. В классе нужно попробовать найти одинаковые салфетки. Их нет.
Детей необходимо подвести к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но все мы должны жить в мире
и согласии, не унижая честь и достоинство окружающих нас людей.
V упражнение – «Мой идеальный класс».
Кл. рукль Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В
коллективе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные отношения между
одноклассниками. Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы получать знания, а также вы здесь
много общаетесь. Это главные причины. Может так получиться, что изза того, что не складываются
отношения с одноклассниками, некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими
качествами должна обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам
подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и комфортно. Обратите
внимание на доску, к ней у нас прикреплен ватман. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16 частей.
Сейчас мы с вами подпишем каждый радиус с внешней стороны круга качествами, которые мы
определили, как необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе. В числе названных
могут быть следующие качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать,
принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность,
сплоченность и т.д. (Каждый радиус окружности кл рукль делит на 10 баллов. Это шкала, где
откладывается то количество баллов, которыми оценивается каждая черта). Далее кл рукль называет
качество, и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в классе. После этого соединяются все
точки, в результате чего получается «паутина» Чем ближе она к центру, тем каждому в группе трудней.
Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому.
Проводим рефлексию.
Все с учащимися решаем: как улучшить атмосферу класса, какие качества надо развивать, какой
вклад может внести каждый в улучшение климата класса. Кл рукль должен подвести учащихся к
тому, что оставаясь самим собой, каждый должен работать над своими недостатками. «Мы не
можем изменить класс, не изменяя себя».
VI упражнение – «Несуществующее животное».
Учащиеся делятся на две команды. Каждой команде предлагается совместными усилиями нарисовать
рисунок «Несуществующего животного», рисунок нужно рисовать с помощью акварельных красок и
пальцев. Каждый участник должен внести свой вклад в рисунок. После этого команды дают название
своим несуществующим животным, обсуждают вместе, где это животное может жить, чем питается, какие
у него есть особенности. Затем происходит презентация рисунков. Рефлексия
(Что чувствовали во время выполнения упражнения? Возникли ли какиенибудь сложности? Что
понравилось в выполнении данного упражнения?).
VII упражнение – «Пожелания».
8 Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому,
кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть
доброжелательными, позитивными.
Рефлексия занятиятренинга.
– Кому, что понравилось, что не понравилось в работе тренинга?
– Какие выводы сделали для себя? (Высказывания каждого участник).
Ритуал прощания «Подсолнух».
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до
солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.
ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
«ПОРТРЕТ КЛАССА ГЛАЗАМИ КАЖДОГО»
Цель: создание благоприятного психологического климата в классном коллективе, сплочение
обучающихся, преодоление барьеров в межличностных отношениях, построение эффективного
взаимодействия детей друг с другом, развитие коммуникативных навыков, создание проекта «Портрет
класса».
Задачи:
создание благоприятного психологического климата;
сплочение обучающихся, формирование доверия друг к другу;
преодоление барьеров в межличностных отношениях,
развитие коммуникативных навыков;
развитие умения понимать выражения чувств окружающих людей и адекватно выражать свои
чувства;
создание проекта «Портрет класса».
Возраст: обучающиеся 11 – 14 лет.
Количество участников: класс
Оборудование: ручки, карандаши, маркеры, листы бумаги, ватман, бейджи.
Время занятия: 1– 1,5 часа.
Актуальность: невозможно делать всю работу одному, бывают случаи, когда приходится прибегать
к помощи другого человека. Взаимопомощь – это залог успеха, без помощи и поддержки может быть
достигнута только та цель, которую поставил каждый человек для себя, а цель коллектива останется на
нулевом уровне. Сплоченный коллектив уверенно движется к поставленной цели и всегда достигается
высоких результатов.
Ход занятия
1. Приветствие
Цель: установление контакта с участниками тренинга.
Здравствуйте, ребята! Нам предстоит совместная работа, и поэтому нужно познакомиться и
запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, которая обычно
недоступна в реальной жизни, выбрать себе имя. Бывает так, что комуто не очень нравится то имя,
которое дали ему родителями; когото не устраивает форма обращения, привычная для окружающих. У
вас есть несколько минут для того, чтобы представить себе, что вы все – важные деятели: политики,
бизнесмены, артисты и т.д., и вам необходимо правильно презентовать себя. Для этого необходимо
оформить бейдж. На нем, кроме имени, которое должно быть написано крупно и ярко, нарисуйте какой
нибудь рисунок, который будет вашим символом.
Настало время представиться друг другу. А сделаем мы это так, каждый, по часовой стрелке,
одевает бейдж и представляется. Обязательно скажите, с каким настроением вы пришли на занятие и чего
ожидаете от тренинга.
Последним представляется педагогпсихолог и предлагает разработать правила работы в группе.
2. Принятие правил работы в группе.
Наше с вами занятие отличается от обычных уроков, к которым вы привыкли. Чтобы наши встречи
были продуктивными, нам необходимо установить правила!
9 Правила выписываются на лист ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте.
Список правил (каждый пункт правил поясняться педагогомпсихологом):
внимательно слушать, когда говорят другие
уважать чужое мнение
начинать свою речь словами «я»
быть активными
говорить по одному
Нельзя:
шуметь когда ктото говорит, перебивать
угрожать, драться, обзываться, гримасничать
ставить другим оценки, давать определение и критиковать.
3. Упражнениеразминка «Те, кто…»
Цель: поднять настроение и активность участников тренинга, настроить на дальнейшую работу,
сплотить участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Те, кто…»
хлопните в ладоши те, кто любит сладкое;
поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
поднимите правую руку тем, кто любит играть в футбол;
хлопните в ладоши те, у кого есть кошка;
улыбнитесь те, у кого сейчас хорошее настроение;
поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
поднимите левую руку тем, кто хорошо знает своих одноклассников;
хлопните в ладоши те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
поднимите высоко руки и скажите «Я» те, кто является учеником 5 класса (называется тот
класс, в котором проводится тренинг).
помашите мне рукой те, кто хочет узнать, что мы будем сегодня делать на занятии.
Основная часть
Сегодня на нашем тренинговом занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с
другом.
Цель нашего тренинга – сплочение классного коллектива и построение наиболее эффективного
взаимодействия друг с другом.
Сплочение – это возможность стать единым целым в достижении поставленных целей и задач. Ведь
как хорошо когда тебя понимают, иногда даже без слов, и поддерживают твои друзья и товарищи,
оказывают помощь, когда это необходимо.
4. Игра «Солнце светит для тех, кто...»
Цель: развитие чувства сплоченности.
Обучающиеся усаживаются в тесный кружок. Один из участников, водящий, убирает свой стул,
ставит его в стороне, а сам становится в середине круга.
Задача водящего – получить стул, на который можно сесть.
Обучающийся стоящий в центре круга рассказывает чтонибудь о самом себе. Если сказанное
справедливо по отношению к комулибо из участников игры, то он (или они) встает и меняется местами с
водящим.
Речь водящего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для тех, кто...». Игра может
начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для тех, кто носит джинсы». Можно называть
индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для тех, кто... любит отдыхать на море...
любит играть в футбол... любит смотреть фантастику...»).
Игра продолжается до тех пор, пока члены группы сохраняют активность.
Обсуждение игры:
Что стало для меня неожиданностью?
Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?
Радует ли меня, что между нами так много общего?
10 5. Упражнение «Молчанка»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в классе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Педагогпсихолог, используя метод деления на группы, разбивает участников на пары и предлагает
сесть за стол рядом друг с другом.
Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один лист бумаги и один
карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре
есть важное правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Обсуждение упражнения:
Что ты нарисовал, работая в паре?
Сложно ли вам было рисовать молча?
Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?
Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?
6. Упражнение с элементом аутотренинга «Я – в группе».
Цель: расслабиться, прочувствовать друг друга.
Педагогпсихолог: «Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа...
Подержит его руку в своей... Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть
каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время
послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не
открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей слева и справа, ладонях, которых вы
касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните это ладонь соседа
справа или слева (30 секунд)... А теперь, попрежнему, с закрытыми глазами, разнимите руки и
сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как
движется грудная клетка и живот при каждом вдохе выдохе (1 минута)... А теперь попробуйте посчитать
каждый вдох и на пятом откройте глаза».
7. Игра «Пустой стул»
Цель: понять друг друга без слов.
Для проведения данного упражнения необходимо нечетное количество участников. В случае
необходимости педагогпсихолог включается в игру.
Рассчитайтесь, пожалуйста, на «первый», «второй». Все вторые номера сядьте на стулья, первые
станьте за спинками стульев, оставшийся без пары обучающийся стоит за спинкой свободного стула. Его
задача пригласить когонибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только
невербальными средствами, говорить ничего нельзя.
Обучающиеся, которые сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто
стоит за спинками стульев, – удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот
момент, когда он собирается пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над
«подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников
остается стоять за стулом.
Обсуждение:
Как приглашали когото на свой стул?
Как понимали, что вас пригласили на стул?
Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?
8. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные
индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности.
Обучающимся раздаются листы бумаги, в центре которых нарисован круг с надписью «Я могу!».
Школьники должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записать то, что они могут сделать для своих
одноклассников.
По завершению упражнения все записи зачитываются участниками занятия, а затем листочки
красиво оформляются на ватмане с надписью «Портрет класса».
11 Обсуждая итоги работы, важно подчеркнуть то, что многие положительные качества учеников
стали тем скрепляющим элементом, которое делает класс более сплоченным.
9. Игра «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
По моему сигналу вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до
десяти. Но хитрость этой игры состоит в том, что считать вы будете вместе. Ктото скажет «один», другой
человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен
произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте
понять друг друга без слов.
Обсуждение упражнения:
Что вы чувствовали?
Если не получилось, то почему?
10. Упражнение «Портрет нашего класса»
Цель: создание портрета класса.
Каждый участник тренинга получает небольшой листок бумаги, на котором необходимо нарисовать
смайлик. Эмоциональное состояние смайлика должно выражать самочувствие обучающихся от общения и
взаимодействия с одноклассниками. Затем все работы вывешиваются на ватман с надписью «Портрет
класса», дополняя рисунки «Мой портрет в лучах солнца» и образуя общий портрет класса.
11. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Цель: развитие умения благодарить и выражать дружеские чувства.
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я предлагаю вам поучаствовать в небольшой церемонии,
которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в
центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба
остаются в центре, попрежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную
руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом,
группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе
присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким
троекратным пожатием рук.
Если представится возможность, педагогпсихолог старается тоже оказаться в центре круга.
Занятие обязательно завершается рефлексией:
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о классе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Организационный момент.
Ребята, спасибо за то, что пришли на занятие. Я надеюсь, что вы над чемто задумались, и будете
работать в этом направлении, а полученные навыки обязательно пригодятся в дальнейшем. До новых
встреч.
Тренинговое занятие
«Профилактика курения»
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о курении, о его негативном воздействии на здоровье.
И начнём мы с правил работы, которые нам с вами нужно будет соблюдать в ходе занятия.
Ход работы.
Правила:
Смотреть на того, к кому ты обращаешься;
Говорить по одному;
Уважать чужое мнение;
Внимательно слушать, когда говорят другие;
12 Какой орган наряду с лёгкими больше всего страдает от последствий курения?
Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?
Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?
Назовите хотя бы одну из причин того, почему курение опасно для беременных женщин?
При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах
Говорить искренне.
1. Упражнение “Буква имени”.
Давайте теперь с вами познакомимся.
Для того, чтобы лучше узнать друг друга, я попрошу каждого из вас назвать своё имя и качество
характера, присущее вам. Названное качество обязательно должно начинаться на первую букву полного
имени вашего имени. Например, Елена – естественная, Игорь – инициативный и др.
2. Игра “Вы рискуете своими лёгкими”.
А теперь предлагаем вам сыграть в игру под названием «Вы рискуете своими лёгкими». Я буду задавать
вам вопросы. Время для обдумывания1 минута.
Вопросы:
1.
автомобильного двигателя. Как называется этот газ?
(Ответ: Угарный газ. Это ядовитый газ, который, соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшают
количество кислорода, переносимого кровью).
2.
(Ответ: Сердце. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца).
3.
(Ответ: Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причинённого курением организму).
4.
(Ответ: Верно. Курение порождает как физическую, так и психологическую зависимость, эта одна из
причин, почему так трудно бросить курить).
5.
(Ответ: Увеличивается риск рождения детей с недостаточным весом, самопроизвольных выкидышей,
гибели плода и смерти младенца в перинатальный период).
8. Что означает термин “пассивное курение”?
(Ответ:”Пассивное” или “Вынужденное” курение состоит в том, что некурящие вдыхают сигаретный дым
окружающих их курильщиков. Особенно опасно это для больных, страдающих астмой, заболеваниями
сердца и органов дыхания).
Хорошо, все молодцы.
3. Рассказ
Сейчас давайте разделимся на три группы, и каждая группа составит рассказ о вреде курения, используя
слова, которые написаны на карточке. А затем, каждой команде нужно нарисовать рисунок к
получившемуся рассказу. У группы есть 15 минут. Потом выберите человека от своей группы, который
презентует ваш рассказ и рисунок. (Раздать карточки, ручки, карандаши, листочки)
здоровье
лёгкие
зубы
вред
родители
внешность
боль
бронхи
кожа
ухудшение
школа
внешний облик
болезнь
сердце
волосы
ущерб
друзья
13 внешний вид
4. Пословицы.
Все мы знаем, что наш русский язык богат пословицами. Предлагаем вам вспомнить пословицы о вреде
курения. Ваша задача – собрать готовую пословицу из двух частей. У каждой команды должно получиться
4 пословицы. (Раздать пословицы)
Курит один, а плоды курения достаются многим.
От кого табачищем несет, тот себя не бережет.
Табак уму не товарищ.
Труд деньги собирает, а курение их по ветру пускает.
Кто курит табак, тот себе враг.
Кто не курит и не пьет, тот здоровье бережет
Кто табачное зелье любит, тот сам себя губит.
Поскорей бросай курить, чтобы рост не прекратить
Любить курение – вредить серцебиению
Поздоровавшись с сигаретой, попрощаешься с умом
Курить – здоровье подорвать и себя обворовать
Ранее старение – результат курения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Молодцы. Все команды отлично справились с заданием.
Сигарета и ее содержимое. Что содержит сигарета?
6.
Давайте с вами посмотрим, какие вредные вещества содержит в себе сигарета. Может быть какието из
них нам знакомы… О каких веществах вы не задумывались, что они могут содержаться в сигарете?
(Рисунки раздать)
6. Рефлексия:
Что нового Вы сегодня узнали?
На какие органы влияет курение?
Как отражается курение на внешности человека?
Желаем вам быть здоровыми, успешными и вести здоровый образ жизни, без сигареты. (Смайлики
раздать)
Тренинг
Кл рукль
Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.
Сначала вспомним правила тренинговой работы:
Участники высказывают свои правила.
Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила.
Работу начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»
1 упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний. Все стоят
лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы с тобой
похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем
делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не дойдут до своего первого
партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?
2 упражнение. «Салфетка»
Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог(кл рукль) дает команды: Оторвать
правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться найти
одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все
живем в мире и согласии.
14 3 упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы»
Беседа
– Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В анкете
(Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический климат.
В результате ваша средняя оценка –
Самая отрицательная оценка – 8.
Чем меньше оценка, тем лучшая психологическая обстановка в классе.
Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?
Зачем ходят в школу?
Вопервых, получать знания, вовторых, пообщаться. Это главные причины. Может так получиться, что из
за того, что не складываются отношения с одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим
о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать
черты, благодаря которым в классе всем хорошо.
4 упражнение «Понятия»
Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят, какое качество он
ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку
На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.
Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:
1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятия
Листы передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и участники делают
презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не согласны при добавлении другими
командами.
5 упражнение «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать пожелания тому,
кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они предназначены. Пожелания должны быть
доброжелательными, позитивными.
Рефлексия занятиятренинга
– Кому, что понравилось, что не понравилось?
– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)
Ритуал прощания «Подсолнух»
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до
солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.
Анкета
1. Самочуствие в классе:
А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.
2. Отношение к классу
А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.
3. Психологическая атмосфера в классе
Дружелюбие
Согласие
Удовлетворенность
Враждебность
1 2 3 4 5 6 7
8
1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие
1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность
15 Увлеченность
Продуктивность
Теплота
Сотрудничество
1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность
1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность
1 2 3 4 5 6 7 8 Отсутствие
сотрудничества
Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность
Занимательность
Безразличие
1 2 3 4 5 6 7 8 Скука
1 2 3 4 5 6 7 8 Сочуствие
Внеклассное мероприятие на сплочение коллектива
«Мы вместе, и это здорово!»
1.Тренинг «Круг с закрытыми глазами»
Цели и возможности применения: дать возможность осознать, что для выполнения общей цели требуется
сплочение всего коллектива, определить средства, помогающие в этом; развивать умение прогнозировать
ситуацию и взаимодействовать друг с другом
Время: 13 минуты
Процедура: участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде классного
руководителя все закрывают глаза и, не произнося ни слова, пытаются выстроиться в круг. Через
несколько минут по команде классного руководителя все замирают и открывают глаза и обсуждают, что
получилось, какие были трудности, что помогало в работе.
Обсуждение и выводы: теперь все обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в
работе. Учащиеся должны придти к выводу о том, что они в своей группе сейчас как слепые котята и
ничего добить пока не могут. Для успешного достижения цели (получения профессии и сплочения группы)
им необходимо узнать друг друга и научиться взаимодействовать.
2.Тренинг «Я и мои соседи»
Цели и возможности применения: знакомство учащихся
Время: 5 минут
Процедура: участники стоят в кругу, взявшись за руки (классный руководитель и мастер с ними в кругу).
Начиная с классного руководителя каждый называет свои фамилию и имя и чтото о себе (например:
«Меня зовут …….. Я хочу с вами подружиться»). После этого следующий учащийся (по часовой стрелке)
тоже называет себя и повторяет то, что сказал классный руководитель. Третий учащийся называет себя, и
предыдущего представившегося. Когда весь круг назовет себя и соседа, классный руководитель просит
случайно выбранного учащегося назвать того, кто стоит напротив него в кругу. Так до тех пор пока ктото
не вспомнит имени противостоящего учащегося.
Обсуждение и выводы: затруднение в назывании друг друга возникло изза избытка информации (много
учащихся и информации о них, а так же из за того, что каждый во время тренинга больше думал, что
сказать о себе и старался запомнить соседа, пропуская при этом информацию о других. Чтобы
взаимодействие было успешным надо научиться слышать друг друга и учиться усваивать много
информации сразу, что и ждет учащихся в училище. Но важно помнить, что многую информацию можно
переспросить у учителей и товарищей, т.е. находясь в группе, ты всегда можешь получить помощь и
оказать ее другим.
Учащиеся садятся за столы на свои места.
3.Тренинг «Игра в лотерею»
Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять
необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе
Время: 5 минут
Необходимый материал: карточки из картона трех цветов (это необходимо для следующего
16 тренинга «Автобусная остановка»), авторучки (все по количеству учащихся)
Процедура:
каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать
больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки
сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает
каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной
к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою
карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0)
и записывает его на доске.
Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет,
ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни,
будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь, вы пришли учиться в училище осознано
и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий
профессиональный разряд по окончании училища.
4.Тренинг «Автобусная остановка»
Цели и возможности применения: сбор ожиданий учащихся от обучения в училище, нацеливание на
учебу
Время: 5 минут
Необходимый материал: три ватманских листа с надписями наверху «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ»,
«ИСПЫТАТЬ»; три маркера
Процедура:
учащиеся делятся на три группы (по цвету той карточки, которая осталась у каждого от предыдущего
тренинга). Каждой группе предлагается стать у одного из ватманов, повешенных на противоположных
стенах кабинета написать маркером, все то, что ждет и хочет получить от обучения в училище (примерно
три ожидания от группы, можно совещаться). Теперь, как автобусы двигаются по городу и
останавливаются на каждой остановке, каждая группа должна по сигналу классного руководителя
«проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку». Теперь каждая группа опять вписывает
уже на эти ватманы свои ожидания от учебы, но повторять, то, что записала предыдущая группа нельзя,
надо написать, чтото новое. Затем классный руководитель вновь дает сигнал о передвижении и, когда
каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, учащиеся садятся на свои места.
Обсуждение и выводы: вместо обсуждения классный руководитель просто зачитывает то, что записали
учащиеся на ватманах и, тем самым, нацеливает учащихся на дальнейшее обучение.
5.Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»
Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и
качество обучения профессии
Время: 5 минут
Процедура:
Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и
предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей
степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный
руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся
предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в училище.
Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени:
• Учителя
• Родители
• Условия обучения
• Сокурсники и друзья
• Я
Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в
основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях.
6.Законы нашего коллектива
17 Каждая группа должна сформулировать законы для нашего коллектива. Представители от групп
защищают свои законы, аргументируя их.
(принятые законы сдаются )
А давайте немного поиграем? У нас уже есть 3 группы.
7.Игра называется "Жадина"
Команды получают по шоколадке. Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда,
которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.
8.Следующая игра "Атомы молекулы".
Атом это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из
атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий
произносит: "Атомы". Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова "молекула по трое"
играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из
игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.
9.«По порядку становись!»
1этап.
2 Команды учеников становится напротив другдруга. По команде они должны построится по алфавиту,
начиная с буквы «А». ( по именам)
2 этап.
Команды остаются в таком же положении. По команде должны выстроится по датам дня рождения.
Начиная с января месяца. Подводится итог, кто быстрее справился.
10.«Маленькие зелененькие человечки»
Инструкция:
"Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг
полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в
котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся
группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за
бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие
человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать:
"Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"
В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его
можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.
11."Путаница"
Выбирается один ведущий, который должен отвернуться от ребят. Ребята становятся в круг. По команде
дети должны запутаться. Как только ученики запутаются, ведущий должен их распутать.
Руки расцеплять нельзя. Игру можно повторить несколько раз с разными ведущими.
12.Мы вместе
Представьте, что наш коллектив это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес
услышать добрые слова. С помощью волшебного шара мы попробуем высказать свое отношение к нашему
классу. Передавая шар друг другу, каждый из нас дает определение нашему классу. Например,
неугомонный и т.д.
(Учитель все определения записывает в силуэте, который нарисован в центре ватмана)
Каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив может стать самым сплоченным.
Друзьям всегда хочется сказать чтонибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочкесмайлике
написать самое лучшее качество того человека, имя которого там уже написано. ( Эти смайлики
ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта.).
Какой замечательный портрет класса у нас получился! А сегодня все приняли законы нашего классного
коллектива, по которым мы с вами и будем жить. Этот портрет мы оставим в классном уголке.
«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.
V этап.
Утверждение
На тренинге я приобрел много новой информации
18 В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно
Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.
В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме занятия!
13.«Я желаю тебе завтра…»
Перед конкурсом всех ребят построить в большой круг и каждому дать надувной шарик. Ребята надувают
шарики. Когда все шарики будут надуты, объяснить правила.
Все стоят в кругу и, по очереди, дарят шарик и желают соседу справа, чегонибудь хорошего на
завтрашний день.
Мы показали, какие все сплоченные, дружные.
На этой прекрасной ноте мы с вами и закончим нашу встречу.!!!
5. Заключение
19
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Программа «Путь к успеху» (по адаптации класса)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.