СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Информационная карта программы ……………………………………………………………………………………
2. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………..
3. Цель и задачи программы ………………………………………………...
4. Принципы ………………………………………………………………….........
5. Механизм реализации программы …………………………………………….
6. Содержание и формы реализации программы………………………………..
7. Механизм обратной связи ……………………………………………………..
8. Условия реализации программы ………………………………………………
9. Ожидаемые результаты ………………………………………………………
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1 |
Полное название программы |
«Карусель фестивалей» |
2 |
Название лагеря |
«Апельсинчик» |
3 |
Тип лагеря |
Лагерь с дневным пребыванием |
4 |
Модель лагеря |
Разновозрастное объединение школьников |
5 |
Кадры |
Начальник лагеря, помощник начальника лагеря, воспитатели, психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, медицинский работник, повара, технические служащие. |
6 |
Направления деятельности |
Интеллектуальное, спортивное,творческое,гражданско-патриотическое, духовно-нравственное |
7
|
Автор программы
|
Савицкая Ирина Владимировна, используя опыт МБОУ СОШ №100 города Ижевска |
8 |
Название организации, реализующей программу |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области-Вагайцевская средняя общеобразовательная школа имени Н.Н.Медведева |
9 |
Юридический адрес, руководитель образовательного учреждения, реквизиты, контактный телефон |
Новосибирская область, Ордынский район, с.Вагайцево, ул. Космонавтов, 14
|
10 |
Сроки проведения, продолжительность смены |
С 8 июня по 29 июня 18дней |
11 |
Количество воспитанников, возраст |
дети школьного возраста до 15лет |
12 |
Источник финансирования |
Родительская плата, администрация Ордынского района, сельский совет с.Вагайцево, спонсорская помощь |
Пояснительная записка
Приближается лето – пора отдыха детей в летних лагерях. В условиях летнего лагеря дневного пребывания, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. В лагере дневного пребывания ребенок заполняет свое свободное время полезными делами.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная, общественно значимая, досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.
Лагерь дневного пребывания является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальном, физическом и социальном развитии. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, социального творчества.
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания «Апельсинчик» на базе Вагайцевской средней общеобразовательной школы. В нем отдыхают учащиеся школьного возраста до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска».
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации своих способностей. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив школы, методисты ДК, сельской библиотеки, музея и Дома детского творчества.
Почему выбрана такая форма «карусель»? Если углубиться в лексическое значение этого слова, что говорит нам –
« вращающееся устройство с сидениями в виде лошадок,
лодок и т.п. для катания по кругу», а также в переносном смысле «быстрая и
непрерывная смена чего-л.»,то можно применить этот термин к нашей деятельности
в лагере. И не стоит забывать, что карусель-это всеми любимый аттракцион
Почему
фестиваль? . Понятие «Фестиваль» у всех ассоциируется,
прежде всего, с праздником, собирающим в одном месте большое количество людей,
которых объединяют общие интересы, увлечения, достижения, идеи и стремления.
2016
год в России знаменателен следующими датами: 75-летие освободительной битвы за Ленинград, 80-летие «Союзмультфильму»,
175 лет со дня рождения П.И.Чайковского, 110
лет со дня рождения Агнии Барто. Старейший заповедник
России – Баргузинский – был создан 100 лет назад. Также в этом
году будут проходить летние олимпийские игры, что немало важно для
России. Поэтому подразумевается, что эти события пройдут красной нитью через
всю «карусель» лагерных событий.
По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Ø Продолжение учебно-воспитательного процесса в условиях лета;
Ø Проблема занятости детей;
Ø Укрепление здоровья учащимися.
Цели и задачи программы
Цель программы – создание условий для укрепления здоровья и благоприятной воспитательной среды, способствующей раскрытию и развитию интеллектуального, творческого потенциала детей во время летних каникул.
Задачи программы:
1.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, через проведение спортивных игр, бесед, зарядок, эстафет.
2.Выявление и развитие способностей и творческого потенциала участников лагеря, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности (мастер-классы, занятость в кружках, участие в КТД) и общения.
3.Воспитание межэтнической толерантности и патриотизма, через занятия в сельской и школьной библиотеке, экскурсии в музей, тематические беседы.
4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде через тематические беседы, викторины, проведение занятий в кружках, организацию выставок поделок и рисунков.
При составлении программы педагогический коллектив руководствовался следующими принципами:
Ø Принцип нравственного отношения к друг другу, к окружающему миру;
Ø Принцип творческого отношения к делу;
Ø Принцип добровольности участия в делах;
Ø Принцип учёта возрастных особенностей детей;
Ø Принцип доступности выбранных форм работы;
Ø Принцип личностного подхода, реализуемый через свободу выбора творческой самореализации каждого участника игры;
Ø Принцип коллективности т.к. это является основой для проведения коллективно-творческих дел;
Ø Принцип эмоциональной насыщенности – поддержания духа энтузиазма и веры в возможности всех;
Ø Принцип опоры на положительные эмоции ребёнка: ищи в ребёнке хорошее, его всегда много.
Механизм реализации программы
I этап – подготовительный
1.Анализ работы за прошлый год.
2.Изучение запросов детей и взрослых.
3.Подбор и анализ литературы по тематике смены.
4.Планирование смены, подготовка методических рекомендаций.
5.Организация творческой группы: подбор педагогов воспитателей.
6.Разработка основных общелагерных дел, подготовка оформления лагеря.
7. Проведение установочного семинара для работающих в течение лагерной смены.
II этап – организационный
1.Организация жизнедеятельности лагеря, вовлечение участников программы в сюжетно-ролевую игру.
2.Формирование актива лагеря.
3.Оформление отрядных мест.
4.Экспресс – опрос, корректировка планов работы.
III этап - основной
1. Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре, коллективная творческая деятельность участников программы по подготовке и проведению отрядных и общелагерных дел.
2. Проведение экскурсий.
3. Работа в творческих объединениях (кружках и секциях)
4. Ежедневное отслеживание эмоционального состояния воспитанников, коррекционная работа по итогам диагностики.
Формы и методы реализации программы.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.
Метод воспитания
· Отрядные огоньки
· Тематические беседы
· Деловые игры
· Дискуссии
· Тематические мероприятия
Метод оздоровления
· Спортивные соревнования
· Спортивные эстафеты
· Спортивные игры
· Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе
Метод образования
§ Интеллектуальные игры
§ Тематические мероприятия
§ Предметные конкурсы и викторины
Реализация программы осуществляется по направлениям:
1. Интеллектуальное
2. Спортивное
3. Творческое
4. Гражданско-патриотическое
5. Духовно-нравственное
Содержание
Программа «Карусель фестивалей» является комплексной, т.е включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы: оздоровление, приобщение к общественно-значимому для детей досугу и отдыху, формирование культуры общения, воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края в условиях лагеря дневного пребывания детей и подростков. Направления представлены в виде различных «фестивалей», на которых придётся побывать нашим участникам. Все участники смены делятся на отряды. Каждый отряд (делегация, прибывшая в лагерь для участия в разных фестивалях ) планирует свою работу с учетом общего лагерного плана. Центром, вокруг чего разворачивается вся деятельность, является «Карусель фестивалей», где через 5 -6 дней проходит тематический фестиваль .
В течение всей смены пройдёт 3 фестиваля:
Фестиваль добрых дел ( гражданско-патриотическое и духовно-нравственное направление)
Фестиваль науки и искусств (интеллектуальное, творческое направление)
Фестиваль здоровья и безопасности (спортивное направление)
При подготовке к Фестивалю в течение четырех дней ребята принимают участие в различных конкурсах, играх, специальных занятиях по теме фестиваля, акциях. На фестивале победители получают Флаг фестиваля (каждый фестиваль имеет свой цвет: зелёный - Фестиваля добрых дел; жёлтый – Фестиваля искусств; синий –Фестиваля здоровья и безопасности. При подготовке к фестивалю за выполненные задания дети тоже получают маленькие флажки (жетоны), которые дают возможность выбрать лучшую делегацию (по количеству собранных флажков). Итоги каждого фестиваля будут подводиться через три дня, результаты отразятся на информационном стенде «Карусель фестивалей»
Циклограмма дня:
1. Письмо – приглашение. Такое письмо представляет собой план – маршрут, где расписаны все мероприятия по часам и даны задания на период определенного «фестиваля».
На планерке вожатых объясняются все вопросы, возникшие у детей. После получения письма, отряды знакомятся с заданием, советуются, выбирают и распределяют участников, назначают ответственных, планируют свою деятельность.
2. Итог дня. Ежедневно ребята отмечают свое настроение в календаре по следующей цветовой гамме:
Красный цвет – «Классный день!»
Оранжевый – «Очень хороший день!»
Зеленый – «День как день»
Синий – «Скучный день»
Структура управления
Ребята, сотрудничая с воспитателями, учатся самостоятельно принимать решения, соответствовать социальным требованиям среды, переключаться (рефлексировать). В зависимости от ситуации, дети познают правила общения и приобретают новый социальный опыт. Таким образом, через игру, в сознании ребенка формируется «банк жизненных ситуаций».
Продюсер – начальник лагерной смены.
Делегация - отряд
Наставники- воспитатели.
Мастера- вожатые.
Главный мастер фестиваля – старшая вожатая.
Делегаты (участники игр) – дети.
Задача главного мастера фестиваля и– организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планерке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Стратегию участия в деле ребят – участников игр организуют Наставники и Мастера. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде большой площади , на которой находится Карусель Фестиваля. Она является показателем достижений ребят. От каждой делегации к Карусели Фестиваля протянута ленточка-дорожка, на которой в процессе участия в фестивалях появляются разные флажки, показатель выполненных ребятами различных заданий. В конце смены флажки каждой делегации складываются и определяется победитель Фестиваля. Отряд( делегация), набравшая большее количество флажков считается победителем и получает призы и дипломы. Рядом с Каруселью Фестиваля планируется расположить информационные листы, на которых будут представлены маршрутные листы с заданиями для делегаций, режим работы лагеря, план на день, списки, а так же доска « Доброй славы фестиваля» где будут сфотографированы лучшие участники Фестиваля.
В конце сезона дается полный отчет о работе.
Механизм обратной связи
1.В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в календаре
Красный цвет – «Классный день!»
Оранжевый – «Очень хороший день!»
Зеленый – «День как день»
Синий – «Скучный день»
2. Дополнительно для анализа работает «Бочка жалоб и предложений» в отрядном уголке. Она служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведённых мероприятиях, жизни в лагере. Она постоянно обновляется, сделать там запись может каждый.
В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1.Чёткое представление целей и постановка задач.
2.Конкретное планирование деятельности
3. Кадровое обеспечение программы.
4.Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6.Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
Ø Учителя школы
Ø Учителя физической культуры
Ø Библиотекарь ДК
Ø Методисты ДК
Ø Учитель музыки
Ø Педагоги дополнительного образования ДДТ
Ø Вожатые (учащиеся 6-8 классов)
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для участников программы (кроме детей) На каждом отряде работают по 2 воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе отрядов.
Методическое обеспечение.
1.Наличие программы лагеря, план-сетка отрядов.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение установочного семинара для работающих в течение лагерной смены.
4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
5. Проведение ежедневных планёрок.
6. Разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов.
Педагогические условия
1. Отбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
2. Организация различных видов деятельности.
3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
4. Создание ситуации успеха.
5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
6. Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (актовый зал, спортзал, спортивная площадка, библиотека)
2. Материалы для оформления и творчества детей.
3. Канцелярские принадлежности.
4. Аудиоматериалы и видеотека, мультимедийное оборудование.
5. Призы и награды для стимулирования.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
1.Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2.Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие познавательно-творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3.Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
4.Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5. Обретение новых знаний о родном крае, воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине.
6. Предполагается, что время, проведённое в лагере, не пройдёт бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.