Цель программы: создание смысловых, содержательных и технологических оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей. данная программа разработана на 5 этапов
неблагополучная семья.docx
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №12
Приказ от__________ №________
Подпись_____________ Тимофеев А.А.
Программа работы
с неблагополучной семьёй
Социальный педагог______________ Сбойчакова Л.Н. Пояснительная записка
Цель программы: создание смысловых, содержательных и технологических
оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике
детской безнадзорности, преступности и социального сиротства и реабилитации
неблагополучных семей; укрепление института семьи, возрождение семейных
ценностей и традиций, укрепление межпоколенческих связей.
Задачи:
диагностирование и определение социальнопедагогических и психологических
проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности
ребенка в семье;
выявление и анализ факторов, обусловливающих социальную дезадаптацию;
информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка;
изменение отношений в семье в результате анализа семейной ситуации,
формирование новой позитивной стратегии и тактики;
организация просветительской работы по овладению родителями психолого
педагогическими знаниями в области семейного воспитания. проведение на базе
ГБОУ семинаров с участием специалистов, родителей, детей; оказание помощи
неблагополучным семьям специалистами района и ОУ; вовлечение родителей во
внеурочную деятельность.
Функции социального педагога в работе с неблагополучной семьёй и детьми из
неблагополучных семей.
1. Создать благоприятную обстановку вокруг учащегося из неблагополучной семьи.
2. Установить отношения партнерства и сотрудничества с неблагополучной семьей.
3. Планировать работу с неблагополучными семьями.
4. Создать банк данных о неблагополучных семьях и детях из неблагополучных
семей, обучающихся в ОУ.
5. Создавать и реализовывать индивидуальные программы воспитания детей из
неблагополучных семей.
6. Работать с учащимися группы по повышению социального статуса ребенка из
неблагополучной семьи.
7. Вовлекать ребенка из неблагополучной семьи в кружки и клубы по интересам, в
том числе в занятость выходного дня.
9. В случае необходимости быть инициатором активных действий по защите прав
ребенка.
Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека
от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей
жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в
собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в
невозможности жить подругому, формируют соответствующий образ жизни, который
усваивают и дети. Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях,
о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье. А что
такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь
дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все
реагирующие, а другим все «трын трава», ничем их не проймёшь.
К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении
острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии,
экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи,
родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы
становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.
Можно условно разделить неблагополучные семьи на три группы:
1. Превентивные семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и
находятся на начальной стадии неблагополучия.
2. Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют
взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня.
3. Семьи, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные по отношению к
своей судьбе и судьбе своих детей.
Возможна и следующая классификация неблагополучных семей:
по количеству родителей полная, неполная, опекунская, приемная, семья
усыновителей;
по количеству детей малодетная, многодетная, бездетная;
по материальному благополучию малообеспеченная, среднеобеспеченная, хорошо
обеспеченная;
по проблемам родителей семья алкоголиков, наркоманов, безработная,
криминогенная, лишенная родительских прав, социально дезадаптивная.
Особо выделяются семьи педагогически несостоятельные; чаще всего они
обнаруживаются тогда, когда в них имеются дети подросткового возраста.
Выявление семьи, нуждающейся в помощи и реабилитации, должно происходить как
можно раньше. За 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести
огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в
таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой,
манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики,
что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности,
отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не
только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение
ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или
угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в
итоге оказывается в еще большей изоляции. Возраст ребенка может быть разным, но
проблемы таких детей примерно одинаковы.
Направления работы с семьей:
1.
Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку. 2.
Психологопедагогическое просвещение родителей по вопросам семейного
воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.
Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
3.
Этапы взаимодействия с семьей
Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени
установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по
причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с
другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются
конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как
правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.
Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и
они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая
второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей
причины семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:
1й этап.
Установление контакта, налаживание доверительных отношений с
родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.
Средства:
1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в
школу);
2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим
социальным окружением семьи;
3) заполнение социального паспорта, карты психологической помощи, карты
психологомедикосоциальной помощи ребёнку;
4) в начале каждого учебного года осуществляется точная диагностика личности и
среды.
Целями диагностики являются:
раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер
оказания социальнопсихологической помощи детям, подросткам и семьям;
координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;
ознакомление семей с правовыми нормами.
С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения
(бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт
с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2му этапу
взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье могут
оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и
др.
2й этап. 1)Изучение семьи.
Социальнопедагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение
микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках. Материальное обеспечение и
жилищнобытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье.
Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.
2) Диагностика причин семейного неблагополучия.
Средства:
посещения на дому, акты обследования жилищнобытовых условий, консультации,
беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;
использование методов психологической диагностики (тесты, проективные
методики и т.д.).
3й этап. Обработка результатов социальнопедагогической и психологической
диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного
неблагополучия
4й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины
неблагополучия и путей их реализации.
Семья, где родители злоупотребляют алкоголем
Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на
Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений
Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В
такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые
нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.
дому.
Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя).
Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы,
консультации, как с психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому,
тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.
5й этап.
Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско
родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
Методическая работа:
1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы
с неблагополучной семьёй.
2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по
взаимодействию с семьёй.
3. Подготовка программнометодического обеспечения для осуществления работы
по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов
деятельности.
Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие
психологопедагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания
будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на которые надо ориентировать родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй
через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к
лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к
лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в
семье?».
Практический опыт психологопедагогического сопровождения позволяет
утверждать, что наиболее эффективными являются следующие мероприятия:
диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно
правовой тематики, как для детей, подростков так и для членов их семей, открытые
уроки для родителей, совместные мастерские;
занятия в тренинговом режиме для детей, направленные на формирование
позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения
противостоять давлению в обществе;
родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков;
занятия по психологическому просвещению педагогов;
формирование семейных ценностей;
творческие семейные выставки;
работа совместных объединений детей и родителей;
выполнение праздничных семейных творческих заданий;
возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края;
традиционные фольклорные игровые программы для родителей, детей.
(«Рождественские посиделки», «Масленица»)
проведение семейных праздников («Наша родословная», «Наши семейные
традиции»), интеллектуальных игр «Как бы мы жили без книг», «Кораблекрушение»),
праздников: «День матери», «Весну встречаем», «Горжусь своим отцом» и др.
семейный досуг и творчество детей и взрослых;
совместные праздники для детей и родителей;
проведение конкурса «Моя семья»;
конкурсы на лучший семейный альбом «Загляни в семейный альбом…»;
посещение районных мероприятий, совместное участие и обсуждение с
приглашением инспекторов ОДН, отдела опеки и попечительства. Рабочий план реализации программы №
Наименование мероприятий
Диагностика,
неблагополучных семей.
выявление
Составление
неблагополучных семей.
карты
Сроки
выполнения
Сентябрь,
по
необходимости в
теч. года
Сентябрь,
октябрь
1
2
3
4
5
6
7
8
Ответственные
Классные
руководители,
социальный педагог
Классные
руководители,
социальный педагог
Классные
руководители,
социальный педагог
Классные
руководители,
социальный педагог
Классные
руководители,
социальный педагог
Классные
руководители,
социальный педагог
Социальный
педагог, психолог
Психолог
Индивидуальная работа: посещение,
составление акта.
Постоянно
1 раз в четверть
работа
и
детей
Постоянно
Постоянно
совместное
проведение
Индивидуальное консультирование
родителей
из
неблагополучных семей
Родительский всеобуч. Беседы на
педагогические темы:
вредные привычки детей и
родителей;
свободного времени;
личный пример родителей;
профилактика правонарушений.
Совместная
по
реабилитации неблагополучных
семей с Социальной службой, ПДН,
КДН при администрации
рейды по неблагополучным
семьям;
вызов на КДН;
обращение в Прокуратуру;
помощь социальной службы;
помощь в трудоустройстве
безработных
родителей,
обеспечение
из
неблагополучных семей путевками
в оздоровительный лагерь.
Интерактивные формы работы с
неблагополучными семьями:
анкетирование родителей и детей
из неблагополучных семей с целью
выявления степени неблагополучия;
тренинги для родителей
направленные на преодоление
асоциальных явлений в семье;
тренинги для детей из
неблагополучных
семей,
направленные на преодоление
дезадаптации.
Подготовка волонтеров из числа Постоянно
Постоянно
детей Памятка для педагогов при взаимодействии с неблагополучными семьями.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по
этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели это, прежде всего их
цели.
3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте
родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте
правильные и ложные решения ведущие к цели.
4. Классный руководитель обязан поощрять успехи, замечать даже самые
незначительные успехи.
5. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте
паузу, чтобы семья осознала услышанное.
6. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности
родителей.
При работе с неблагополучными семьями педагогам необходимо: 1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального
сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального
обследования).
2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что
семейное воспитание это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ
жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих
родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в
ГБОУ, внеурочная внешкольная деятельность)
3. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к
своим детям формировать правовую культуру родителей.
4. Проведение контрольнокоррекционной работы с родителями (анкетирование,
тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные
беседы и т.д.).
5. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на
положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех
субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
6. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план
работы с проблемными группами родителей).
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Программа работы с неблагополучной семьёй
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.