Программа работы школьного музея "Краеведение"
Оценка 4.9

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
история
8 кл—11 кл
03.07.2017
Программа   работы школьного музея "Краеведение"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Краеведение" расщитана на один год. прошла апробацию в 2016-2017 учебном году. Дополнительная образовательная программа « Устная история» предназначена для учащихся 8-11 классов. Данная программа создана в связи с необходимостью развития исследовательских навыков и множеством значимых исторических событий в 2016-2017учебном году:2016 год богат на значимые события и юбилеи для нашего населенного пункта- 390лет поселку Хатанга и 90лет нашей школе.Программа создана в формате Microsoft Word Document и содержит 18 страниц текста.
Краеведение Попова С.В..doc
Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хатангская средняя школа №1» Принята на заседании  педагогического совета Протокол  №1   от  "31" августа2016 г. «Утверждаю»: директор ТМКОУ «Хатангская  средняя школа №1» ______________ /Токаренко А.И./ Приказ №74­О от  01.09.2016 г. Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа туристско­краеведческой  направленности " Краеведение" Возраст обучающихся: 13­17 лет  Срок реализации: 1 год           Составила Попова Светлана Викторовна учитель истории и обществознания  Хатанга 1 2016 г. Содержание: 1.Пояснительная  записка 1.1.Актуальность 1.2.Направленность и уровень программы 1.3.Обучающиеся по программе 1.4.Сроки реализации программы 1.5.Новизна, педагогическая целесообразность 1.6.Цели и задачи программы 1.7.Формы и режим занятий по программе 1.8.Отличительные особенности  программы 1.9.Специфика программы 1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки 1.11.Формы контроля и  подведения итогов  реализации 2.Учебно­тематический план 3.Содержание программы 4.Календарно­тематическое планирование 5.Условия реализации программы 5.1.Методическое обеспечение 5.2.Дидактическое обеспечение 5.3.Информационное обеспечение 5.4.Материально­техническое обеспечение 3 6 6 6 6 6 7­8 8­9 9 10 12 12­13 13 14 15 17 17 ­­­ 18 18 Пояснительная записка Современному российскому обществу нужны образованные высоконравственные граждане, способные нести ответственность за судьбу страны, сделать ее сильной процветающей державой.  2 Приобретение социальной компетентности на этапе получения общего среднего образования   позволит   молодым   людям   брать   на   себя   ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, использовать приобретенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практико­ значимых задач. Духовно­нравственное, гражданско­патриотическое воспитание и   задачей   современной развитие   молодежи   является   образовательной системы и представляет собой важный  компонент  социального   первостепенной   заказа для образования. Данные  задачи вытекают из Закона «Об образовании» РФ.  Решение задач духовно­нравственного и гражданско­патриотического воспитания  определено в национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа». Школьный  музей осуществляет  разнонаправленную деятельность  в течение    долгого времени. Разработаны и реализуются в образовательном процессе школы  программы спецкурсов: « Музейонок» для учащихся 6­9 классов и « Устная  история»  для 8­11 классов. 2016  год  богат на  значимые  события и юбилеи  для нашего населенного пункта­  390лет поселку Хатанга и 90лет нашей школе. Это является  основополагающим   моментом  в реализации  данной  образовательной  программы на базе школьного  музея. На школьный музей ложится дополнительная ответственность за освещение  данных событий и патриотическое воспитание учащихся. В истории нет неинтересных периодов, и вопросов, которые она ставит перед  исследователями, множество. В переломные  периоды люди становятся  стихийными историками, стремясь понять настоящее, начинают (кто с горечью,  кто с любовью) особенно внимательно вглядываться в прошлое, оценивать его.  Приговор, который они выносят своему времени, зачастую определяется хоть и  очень важными для человека, но преходящими обстоятельствами: семейная  традиция, личный опыт  и  эмоции, материальные трудности, крушение идеалов,  изменение социального статуса и т. д.Именно память, сохраняющая историю  повседневности, поможет  разобраться и в тех периодах нашей  жизни, когда  3 происходили бурные общественные изменения, как это было в 60­е, и в тех, когда,  казалось бы, не происходило   эпохальных  событий, как семидесятые и начало  восьмидесятых годов.    Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Изучение  истории  отдельной страны   все чаще  требует   обращения   прежде всего к истории  повседневности. К близкой  учащимся  истории, что заключена в судьбах рядом  живущих людей, семей, зданий, родного поселка. Повседневность ­ это обычное  ежедневное существование со всем, что окружает человека: его бытом, средой,  культурным фоном, языковой лексикой. В историю повседневности входит  многое:  детские игры, книги, которые читают, фильмы, которые смотрят, песни,  которые поют, одежда, которую носят представители разных социальных групп в  разные исторические периоды. Всем этим наполняется повседневность и это  играет огромную роль в формировании характера человека. Именно в анализе  повседневной жизни – ключ к разгадке часто возникающего при знакомстве с  конкретными судьбами вопроса: как могли люди выживать и сохранять  человеческое достоинство в экстремальных условиях революций, войн, террора,  голода, послевоенной разрухи? Неверно представлять себе  трагические эпохи как сплошную цепь несчастий. И в  эти периоды люди дружили, любили друг друга, воспитывали детей, устраивали  свой быт. Занимаясь историческими изысканиями, можно увидеть, из чего  складывалась ежедневная жизнь людей.  И тогда потомкам  удастся  лучше понять, как люди приспосабливались к жизненным обстоятельствам, что двигало ими и  помогало выжить.  На  примере   отдельных историй  можно  представить советский быт разных эпох.  Именно поэтому чрезвычайно важно понять, как влияла на формирование  конкретной личности такая жизнь, как и в чем, человек искал возможности для  сохранения своей индивидуальности, или наоборот заражался инфантилизмом и  иждивенчеством. 4 Порой большой биографический и   исторический смысл может заключаться в  одной бытовой детали.  Задача  историка  — разглядеть этот смысл.     Самое существенное в любом биографическом материале – это соотнесенность  частного существования человека с ходом исторических событий. Задача  исследователя – почувствовать в истории повседневности то, что выражает дух  времени.   Молодые люди, занявшись сбором и критической оценкой исторических  материалов (устных и письменных свидетельств, разного рода документов), смогут выработать трезвое отношение к советскому прошлому страны, в котором было  много трагических страниц,  затронувших фактически каждую семью.  Безусловно, очень полезно и интересно погрузиться в историю своей семьи,  обнаружить свои корни, проследить судьбы близких родственников, тем более, что эта тема предложена нами в новом конкурсе как одна из основных в вашей  исследовательской работе. Возможно, именно семейная история в наибольшей  степени поможет  ученикам  преодолеть “разрыв времен”, ощутить прошлое  предшествующих поколений, как часть своего прошлого.     Дополнительная образовательная  программа « Устная история»предназначена  для  учащихся 8­11 классов  и предполагает   годичный курс изучения.  Актуальность: Данная программа  создана в   связи с необходимостью  развития   исследовательских  навыков и  множеством  значимых исторических событий в  2016­2017учебном году. Программа предусматривает общедоступный набор, когда принимаются любые лица без предъявления требований к уровню образования и  способностям. 5 Годовой объём программы – 36 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1  академическому часу. Программа предусматривает как теоретические, так и  практические занятия. Количество участников программы­до 15 человек. Направленность данной программы туристско­краеведческая. В ходе реализации программы большинство занятий проводится  как в стенах  школьного музея, так и в  музее этнографии сп.Хатанга. Программой каждому  учащемуся предложен достаточный объем самостоятельной работы ребят,  предусматривающий  посещение   поселковой библиотеки, Центра детского  творчества и индивидуальную работу по каждой теме. Данная программа предусматривает  продолжить  обучение  основам  научно­  исследовательской деятельности, что напрямую работает на формирование  ключевых образовательных компетенций. Вся деятельность учащихся имеет практическую  целесообразность, связанную с  поисково­исследовательской и экскурсионной деятельностью, а следовательно  становиться для них лично­ значимой. Новизна программы состоит в расширении содержания учебного материала за  счет включения новых разделов:  « Организация   просветительских мероприятий,  проектов, акций и квестов»  в  рамках школьного музея; «Создание видео­экскурсий». Программа педагогически целесообразна. Обучение по данной программе: ­во­первых, обладает  воспитательным потенциалом, учит  уважительному  отношению к истории нашего государства и  поселка. В ходе занятий учащиеся  получат возможность познакомиться не только с историей поселка, но и займутся  изучением истории своей семьи, ее участия в истории страны. 6 ­во­вторых, стимулирует развитие потенциальных возможностей научно­ исследовательского характера; ­в­третьих, программа способствует ранней профориентации учащихся,  предоставляя  возможность попробовать себя в роли музейного работника. В ходе реализации программы большинство занятий проводится в стенах  школьного музея. Содержание и структура программы направлены на достижение следующих   целей: 1. Освоение научных знаний в области истории, теории и прикладного  музееведения. 2. Формирование мотивации личности по знанию истории родного края,  развитию творческих и интеллектуальных способностей в различных видах  музейной деятельности. Данные цели предполагается реализовать через следующие задачи: Обучающая: ­  разработка экскурсионных маршрутов, подготовка экскурсоводов и проведение  экскурсий; ­обучить научному проектированию, оформлению и монтажу экспозиции и  выставок школьного музея; Развивающая : ­способствовать  развитию  эстетического вкуса при  выполнении оформительских  работ; ­побудить молодых людей, увлекающихся историей, заняться самостоятельной  исследовательской работой. 7 -развить творческую активность через привлечение учащихся к работе по  возрождению, сохранению и преумножению культурных, духовно­нравственных  ценностей, накопленных поколениями наших земляков; развивать интерес к истории, углублять знания по истории, формировать на  • конкретном историческом материале гражданско­патриотические чувства и  убеждения, утверждать значимости таких ценностей, как любовь и уважение к  родному городу; бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих  поколений; Воспитательная   ­ проведение исследовательской и поисковой работы; ­ воспитание целеустремлённости, трудолюбия, исполнительских качеств. Формы работы: ­Лекции ( информационные и эвристические). ­Практикумы и тренинги. ­Музейное проектирование и участие в проектах. ­Рекламная деятельность; ­Стендовая защита рефератов, экскурсий, музейного урока, внеклассного  мероприятия и т. д. ­создание видео­экскурсий; ­Интервьюирование; ­Участие в конкурсах и мероприятиях. Работа с посетителями: ­экскурсия. 8 ­интерактивное занятие( старший, средний, младший возраст) ­игра­квест ­участие в конкурсах.  ­музейное проектирование Режим занятий: Занятия  проводятся по понедельникам в 15.00 в музейной комнате или в стенах  Музея природы и этнографии сп.Хатанга (по мере необходимости).Из них ¼ часть  предполагается на теоретические занятия, а ¾ ­ на практику. Форма работы –групповая и парная. Методы­  анкетирование, беседы с респондентами, лектории. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... предлагаемая  программа способствует усвоению учащимся следующих основ  компетентностей в социально­психологической и общекультурной среде: • информационная компетентность – владение новыми  информационными технологиями; развитие умений анализировать, обобщать и  систематизировать собранный материал; • ценностно­мировоззренческая компетентность – включение учащихся  в поликультурную среду музея; воспитание уважительного отношения к  национальной культуре и культуре народностей, населяющих регион; • коммуникативная компетентность – умение общаться с посетителями  музея, донести нужную информацию, уметь заинтересовать  изложенным  материалом; 9 • исследовательская компетентность – развитие навыков  исследовательской деятельности.   Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея –  преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав  включаются учащиеся различных возрастных групп. Они сообща, совместно  участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных  материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, подготовки и  проведению экскурсий. Многие из  них в течении долгого времени посещают  занятия в музее и владеют  навыками экскурсовода. Специфика предполагаемой деятельности  детей в рамках данной  программы по сравнению с имеющимися заключается в том, что в  работе с  учащимися предполагаются следующие виды деятельности: Исследование ­ совместная исследовательская деятельность школьного  1. музея, НОУ школы, библиотеки, Музея этнографии и природы сп.Хатанга. Творчество ­ участие в различных всероссийских, краевых, районных  2. конкурсах  в области краеведения, истории. Сотрудничество ­  взаимодействие с научными и общественными  3. организациями. 4. Поиск ­  осуществление поисковой работы с целью пополнения фондов  музея, а именно: организация исследований, переписка и личные контакты с  различными организациями и частными лицами, а также работа с Краеведческими  музеями региона. Просвещение ­ систематизация и изучение собранного материала на  5. основании предварительного изучения первоисточников (энциклопедий,   справочников, учебников, научно­  публицистических статей, художественной и  автобиографической литературы  по соответствующей тематике) проведение  экскурсий,  праздников, квестов. 10 6. Музейно­педагогическая практика ­ проведение экскурсий,  праздников,  ролевых игр с самостоятельно представленным материалом. 7. Организационно­техническое обеспечение ­ создание базы данных  (электронной и рукописной) собранного материала, его учет и хранение;  оформление экспозиций музея; проведение тематических мероприятий, экскурсий; содействие учителям школы в использовании музейных материалов в учебно­ воспитательном процессе. Также работа школьного музея заключается в организации экскурсий, которые  можно классифицировать по следующему принципу:   обзорные (предусматривают общее знакомство с музеем и проводятся, как  • правило, для гостей); • тематические (проводятся по конкретной теме с использованием экспонатов  одного раздела, что даёт возможность более детально ознакомиться с экспозицией  музея); • комплексные (как правило, это тематические экскурсии с приглашением  участников или очевидцев событий, о которых пойдёт речь). Экскурсовод  проводит экскурсию и предоставляет слово приглашённым. Такие экскурсии более ярки и эмоциональны, они на долгое время запоминаются обучающимся. Ожидаемым результатом внедрения программы является: • развитие познавательных, творческих потребностей учащихся; содействие  более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие  индивидуальности каждого обучаемого; • • развитие социальной активности воспитанников; гражданский рост сознания личности обучаемого.    11 Музейные  экспонаты широко используются в преподавании таких предметов как  история, история и  экология Красноярского края. Экспонаты и выставки музея  дают возможность реализовать принцип наглядности в обучении, служат  источником для исследовательских работ. Разнообразная деятельность школьного  музея позволяет осуществлять идею сотрудничества школьников, учителей,  родителей. Музей – средство неформального общения с ребёнком, основанного на  его интересе, способствует развитию творческих и познавательных способностей  обучающихся, а также способствует становлению их личности как будущих  хранителей культурных и духовных традиций своего народа.  Конечным результатом  курса   должно стать: формирование прочных знаний по истории и культуре родного края, об  • известных  деятелях нашего  поселка и края, героических защитниках Отечества; овладение умением составлять и проводить экскурсии и организовывать  • разнообразные мероприятия в музее; освоить различные формы работы в музее (фондовую, экспозиционную,  • экскурсионную, поисковую, культурно­массовую); •  освоить навыки поисково­исследовательской работы, сбора поискового  материала, овладеть методикой записи воспоминаний и обработки полученной  информации  для участия в научно­практических конференциях и конкурсах;   •  научиться защищать свою исследовательскую работу, создавать слайдовые  презентации и мультимедийные проекты. Методы: ­Словесные: рассказ, беседа. ­Наглядные: демонстрация, иллюстрация, использование видео. ­Практические: практикумы. 12 ­Персонификация: заранее подготовленный диалог, дискуссия на определенную  тему, театрализация событий. ­Метод проблемного изложения. ­ Исследовательский метод. Для подведения итогов реализации программы учитывается: 1.Создание  новых временных экспозиций, посвященных  основным историческим  датам  2016­2017гги ратным страницам нашей армии; 2.Проведение  музейных  уроков  и экскурсий. 3.Участие в конкурсе школьных музеев и краевом Фестивале школьных музеев. 4.Проведение просветительских мероприятий на  темы краеведческой   направленности; 5. Умение оформлять витрины, стенды, альбомы, буклеты и т.д.   Учебно­тематический  план N  п/п Название раздела, Количество часов темы Всего Теория Практика 1. Организационная работа  2. Музейное 3 4 5 просвещение  Точка   на   карте   (из истории поселка) Экскурсионно­ просветительская работа Виртуальный музей и его особенности.   2 ч. 4ч. 5ч 10 3 0 1 0 2 1 13 2 3 5 8 2 Формы аттестации/ контроля Собеседование  Тестирование  Конкурс работ Защита     творческих работ   и   проектов экскурсий Защита   работ.   творческих 9 4 0 2 9 2 Контрольное   занятие Итоговое  занятие  Зачет  6 7   видео­ страницы Создание экскурсий. Новые   ратной  истории Организация просветительских мероприятий, проектов,   акций   и квестов     в   рамках школьного музея Содержание учебного плана Раздел 1. Организационная работа Теория: Составление плана музея по каждому направлению Практика: Выбор совета музея. Распределение работы актива музея по  направлениям. Отчет совета музея о проделанной за год работе. Рефлексия и  самооценка. Составление перспективного плана работы школьного музея Раздел 2.            Музейное просвещение  Теория: Исторические источники. Что такое устный источник? Время и место проведения  интервью. Техника записи интервью. Как себя вести во время интервью.  Подготовка к интервью. О работе в архивах. Практика: Составить памятку по анализу источников Анализ устных источников, имеющихся в фондах школьного  и поселкового музеев Составить вопросник для интервью по выбранной теме Анализ данных школьного архива. Раздел 3             Точка на карте (из истории поселка) 14 Теория: Научно­исследовательская работа на базе Музея  природы и этнографии  сп. Хатанга Практика: Сбор материала  по теме «Хатанга в фотографиях» Сбор материала  по темам «Люди Хатанги: чтим и гордимся», «Герои нашего  времени». Сбор материала  по теме «Хатанга в цифрах и фактах». Сбор материала  по теме «Хатанга, которую мы не застали» Раздел 4             Экскурсионно­просветительская работа Теория: Что такое экскурсия. Составление экскурсии: правила и источники. Практика: Подготовка  текста экскурсии Написание эссе по работам Раздел 5             Виртуальный музей и его  особенности. Теория: Что такое виртуальный музей. Общее и отличия обычного музея и  виртуального.3­Д экскурсии. Практика: Создание видео­экскурсий. Раздел 6             Новые страницы ратной  истории. Теория: История русской и советской армии. Основные рода войск в армии. Практика: Поиск и обработка информации. Создание презентаций и видео­ролика по родам войск. Раздел 7             Организация   просветительских мероприятий,  проектов, акций и  квестов  в рамках школьного музея Теория: Виды просветительских мероприятий. Особенности проектной  деятельности. Что такое акция. Что такое квест­игра. Виды квестов. Практика: Организация   просветительских мероприятий,  проектов, акций и  квестов по выбранным темам. Календарно­тематическое планирование: п / п N   ц я с е М о л с и Ч я м е р В я и т я н а з я и т я н а з   а м р о Ф в о с а ч   о в ­ л о К я и т я н а з   а м е Т 15 о т с е М я и н е д е в о р п а м р о Ф я л о р т н о к 15.00 Беседа ь 5 р б я т н е С 12 15.00 Беседа 19 15.00 Лекция  26 15.00 Лекция,пр актикум ь 3 р б я т к О 15.00 Беседа, практикум 1 1 1 1 1 Выбор   совета   музея. работы Распределение актива   по направлениям   музея   ТМКОУ «ХСШ№1» Собеседовани е Составление   плана   работы музея ТМКОУ «ХСШ№1» Исторические источники ТМКОУ «ХСШ№1» План   работы музея на 2016­2017гг   Тестирование  Время и место проведения интервью.   Техника   записи интервью. ТМКОУ «ХСШ№1» Как   себя   вести   во   время интервью ТМКОУ «ХСШ№1» 1. 2 3 4 5 6 7. 8 9. Составить  вопросник для интервью по  выбранной  теме Анализ  данных  школьного  архива Оформление  материала  по  теме Оформление  материала по  теме Оформление  материала по  теме Оформление  материала по  теме 10 15.00 Лекция  1 О работе в архивах ТМКОУ «ХСШ№1» 17 15.00 Практикум 24 15.00 Практикум 31 15.00 Практикум 10­ 11   7­14 ь р б я о Н 15.00 Практикум 1 1 1 2 Сбор материала  по теме  «Хатанга в фотографиях» ТМКОУ «ХСШ№1» Сбор материала  по темам  «Люди Хатанги: чтим и  гордимся», «Герои нашего  времени». Сбор материала  по теме  «Хатанга в цифрах и  фактах». Сбор материала  по теме  «Хатанга, которую мы не  застали» ТМКОУ «ХСШ№1» ТМКОУ «ХСШ№1» ТМКОУ «ХСШ№1» 16 12­ 13 21­ 28 15.00 Практикум 2 Научно­исследовательская  работа Музея природы   и этнографии сп. Хатанга Интервьюиров ание.  Обработка  материала.   5­12­ ь р б а к е Д 19­ 26 15.00 Практикум 4 Экскурсионно­ просветительская работа по параллелям (экскурсии  «Точка на карте »). ТМКОУ «ХСШ№1» 14­ 17 18­ 19 20 21­ 22 23­ 26 30­ 33 34. 15.00 Проект    9­ 16­ ь р а в н Я 23 15.00 Практикум 15.00 Практикум 15.00 Практикум 30­ 6­ 13­   20­ 27­ 6­ 13­ ь л а р в е Ф 15.00 Проект  15.00 Практикум 15.00 Практикум 27­ 29 М т р а   20­ 27­ 3­ 10­ 17­ 24­ 8­ ь 15­ л е р п А Написание и  защита  реферата Подготовка   текста  экскурсии Написание  эссе по  работам Создать    виртуальную  экспозицию Оформление  материала по  теме Оформление  материала по  теме Подготовка  текста  экскурсии ТМКОУ «ХСШ№1» Работа над   ролью ТМКОУ «ХСШ№1» ТМКОУ «ХСШ№1» Оформление  материала по  теме Подготовка  текста  экскурсии Виртуальный музей и его  особенности ТМКОУ «ХСШ№1» ТМКОУ «ХСШ№1» ТМКОУ «ХСШ№1» ТМКОУ «ХСШ№1» 2 1 2 4 3 4 1 Музыка нас связала… Отряд «Дзержинец» Советское детство: ­детские общественные  организации ­игры и забавы  советских  детей ­советские праздники ­мои родители о своем  детстве Подготовка и проведение  исторического вечера  «Открытая книга» Сбор материала по теме: «  Бессмертный полк» Систематизация материала,  оформление экспозиций Подготовка экскурсоводов  по новым экспозициям 17 35­ 36 М   22­ 29­ й а 15.00 Практикум 2 ТМКОУ «ХСШ№1» Фотоотчет  Отчет совета музея о  проделанной за год работе.  Рефлексия и самооценка Составление  перспективного плана  работы школьного музея Методическое обеспечение программы: 1. Положение о школьном музее. 2. Разработки тематических бесед. 3. Лекционный материал для экскурсий. 4. Рекомендации по организации и проведению публичных выступлений. 5. Требования к оформлению исследовательских работ. 6. Методика подготовки исследовательской работы. 7. Методические рекомендации по организации и проведению  историко­правовых  экспедиций 8. Тематика исследовательских работ Информационное обеспечение: Литература: 1.Моисеева И.Н.Методические рекомендации по организации и проведению   историко­правовых экспедиций, Енисейск, 2005, 2.Музееведение: музеи исторического профиля. М. 1988. 3.Музей и дети: Методика разработки занятий с младшими школьниками. М. 1994. 4.Музей и культура: Программа. Опыт внедрения /Под редакцией Е. Г. Вансловой/. М. 1995. 5.Музей и школа/ Под редакцией Т. А. Кудриной/. 6.Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации  поисково­исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г. 18 7.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы /ж. Преподавание истории в школе. №2. 2003. 8. Работа со школьниками в краеведческом музее / Под редакцией Н. М.  Ланковой/. М. 2001. 9. Тельсаров А.Д. «Основы музейного дела» курс лекции, Москва, 2005. 10. Туманов В.Е. Школьный музей. М., 2002 СД­диски: 1.Наука побеждать (боевое искусство русских полководцев X­началоXXвв),,  Военная библиотека профессора А.И. Каменева, ЗАО «Новый диск», 2005  2.Победители.Солдаты Великой войны, Ян Черняк и др., ООО «1С­ Паблишинг»,2010.  Материально­техническое обеспечение: 1.Компьютер 2.Ксерокс 3.Принтер 4.Видео­проектор 19

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"

Программа работы школьного музея "Краеведение"

Программа   работы школьного музея "Краеведение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2017