Программа работы волонтерского отряда
Оценка 4.8

Программа работы волонтерского отряда

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 4
8 кл—10 кл
10.11.2018
Программа работы волонтерского отряда
Программа работы школьного экологического волонтерского отряда создана на базе работы школьного биологического кружка. . Цель данной программы - это создание условий для развития волонтерского движения в школе, как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни. Работа отряда осуществляется по нескольким направлениям: экология, милосердие, спорт и здоровье, помощь ветеранам.рабочая программа волонтерской деятельности на базе кружка по биологии, старшие классы 8-10.
14 Программа раб волонт отр Сделаем вместе.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя  общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н. Куликова г. Семикаракорска»                                                                                               «Утверждаю»                                                                                      Директор МБОУ СОШ № 1                                                                                        Приказ  № 411 от 28.08.2018                                                                                        ____________Ганеев И.И.                                                                                                        М.П.                                       Программа работы          экологического волонтерского отряда «Сделаем Вместе».   Учитель: Новикова Татьяна Петровна Стаж: 30 Категория:  ­ соответствие 2018­2019 учебный год Содержание:  1. Пояснительная записка…………………………………..………… ..…3 2. Содержание деятельности и механизм реализации……………………7 2.1. Этапы реализации программы………………………………………..7 2.2. Содержание программы ………………………………………………7 3. Ожидаемые результаты ……………………………………………… … 9 4. План работы волонтерского отряда …………………………………….11 5. Литература ………………………………………………………………..14 Пояснительная записка . Номинация, по которой  предоставляется программа Полное название программы Программа деятельности экологического волонтерского  Программа по организации занятости несовершеннолетних отряда “Сделаем вместе” Участники программы Сроки реализации  программы Федеральные, областные,  муниципальные и  школьные законодательные  акты Цель программы Задачи  Дети от 13 до 17 лет, учащиеся школы 2018 ­ 2020 года. Закон "Об образовании РФ ";  Государственная программа "Развитие воспитания детей в  Российской Федерации до 2010 года"; Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка;  Гражданский кодекс РФ;  Федеральный закон "О государственной поддержке  молодежных и детских общественных объединений" от  28.06.1995 г. №98­ФЗ; ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998  г. № 124­ФЗ; Создание условий для развития волонтерского движения в  школе как одной из форм  занятости, формирование  позитивных установок обучающихся на добровольческую  деятельность, а также для развития их самостоятельной  познавательной деятельности, профилактики вредных  привычек, воспитания здорового образа жизни.  Апробация новых форм организации занятости детей для  развития их самостоятельной познавательной деятельности,  профилактики вредных привычек, воспитания здорового  образа жизни. Создать механизм работы школы с окружающим социумом,  через  деятельность социально­поддерживающих сетей  сверстников и взрослых.  Формировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;    Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций,  тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и  др.)  Снизить количество обучающихся, состоящих на разных  видах учёта.   Создать условия, позволяющие ученикам своими  силами вести работу, направленную на снижение уровня  потребления алкоголя, табака, ПАВ в подростковой среде.  Предоставлять подросткам информации о здоровом образе  жизни. Показать преимущества здорового образа жизни на  личном примере. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических  выступлений, конкурсов и др.) Расширение сферы внешкольной деятельности и вторичной занятости учащихся. Обучить  волонтеров формам и методам профилактической  деятельности.                Стремительные   политические,   социально­экономические   изменения, происходящие   сегодня   в   обществе,   диктуют   новые   требования   как   к организации самого учебно­воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.            В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять   свою   жизненную   позицию,   основанную   на   знании   и   собственном приобретённом опыте.       В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений  и гражданских принципов  детей и молодежи и асоциальное поведение   подростков.   Одной   из   задач   гражданского   и   патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной  и гражданской позиции, основанной на готовности к  участию в общественно­политической жизни страны и государственной деятельности.               Целью   развития   системы   профилактики   асоциального   поведения   и детской   безнадзорности   является   усиление   сопротивляемости   личности негативным   влияниям   среды.   Важнейшей   задачей   названо   формирование   у подростков умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.        “ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную   конечную   цель   образования   –   как   приобретение   учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается,   что   “   Общеобразовательная   школа   должна   формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной   деятельности   и  личной   ответственности   обучающихся,  то есть   ключевые   компетенции,   определяющее   современное   качество содержания образования ”.                  Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции.   Компетенции,   владение   которыми   позволит   молодым   людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать   в регулировать   конфликты   ненасильственным   путём, функционировании и улучшении демократических институтов.               В   отечественной   педагогике   накоплен   большой   опыт   социализации подростков.   Пионерские   дружины   и   комсомольские   активы,   тимуровцы   и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование   и   развитие   социальных   и,   главным   образом,   политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного ­ собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы   организации   досуга   учащихся   и   изменившаяся   социально­ экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов  активизации  подростков. Именно  поэтому появления  новых  форм вовлечения   подростков   в  социальную   активность,  призвано   способствовать формированию   и   совершенствованию   политической   и   социальной компетентности   подрастающего   поколения.   Волонтёрское   движение   может стать одной из таких форм работы.          Волонтеры (от англ.Volunteer ­ доброволец) – это люди, делающие что­ либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.        Волонтерские или добровольческие организации ­ это свободные союзы людей,   объединенных   каким­либо   общим   специальным   интересом.   Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые   занимаются   пропагандой   здорового   образа   жизни.   Волонтерское движение  сейчас развивается  довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с   ценностями   человека,   т.е.   при   глубокой   личной   заинтересованности человека в данном виде деятельности.              Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.    Цель:   Оказать   позитивное   влияние   на   сверстников   при   выборе   ими жизненных ценностей.       Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект,  умение   получать   и  передавать   информацию  –  это   то,  чем   должен обладать   волонтер   для   успешной   работы.   Все   это   будет   формироваться   в процессе   подготовки   волонтеров   –   на   профилактических   и   обучающих занятиях, на  сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный ­ равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию.  Обучая других, будут обучаться сами.       Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже   внешне.   Взгляд   из   равнодушного   превратится   в   горящий   и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным   для   окружающих.   В   дальнейшей   жизни   им   проще   будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.       В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром: 1. Во­первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь,     и   развивая   личностные   качества   (подготовка   волонтеров, психологическое   сопровождение   (тренинговые   и   профилактические занятия   с  волонтерами),  обучающие   и   развивающие   сборы,  работа   с тематической литературой). 2. Во­вторых,   взаимодействуя   между   собой   в   процессе   деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования), 3. В­третьих,   передавая   информацию   своим   сверстникам,   по   принципу “равный   ­   равному”,   проводя   Дни   профилактики   с   тематическими информационными   выходами   в   классы,   профилактические   занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры,   акции,   оформление   информационных   листовок,   тематического уголка,   написание   статей   в   газету.   Все   это   будет   способствовать формированию социальной компетентности.  Краткое описание программы:    Профильный отряд волонтеров  ­ проект, направленный на формирование здорового образа жизни среди детей среднего школьного   возраста   и   подростков,   формирование   позиции   здорового гражданина общества. Актуальность проекта напрямую связана с проблемами, существующими   в   современном   обществе,   с   которыми   сталкиваются школьники, например, табакокурение, ПАВ и др. Кадровое обеспечение программы : 1.   Заместитель   директоров   школы   по   ВР   ­   Серебрякова   Людмила Александровна. 2. Старшая вожатая  ­ Шкляева Елена Павловна.  3. Учитель биологии  ­ Новикова Татьяна Петровна . 4. Учителя трудового обучения ­ Грецева Надежда Петровна, Ханин Валерий Николаевич. 4. Школьный психолог – Ромашенко Светлана Борисовна.  5. Школьный библиотекарь – Ермакова Наталья Николаевна. 6. Социальный педагог – Ольга Александровна.  7. Учитель информатики – Гужвина Инна Сергеевна. 8. Учитель физкультуры  ­ Гужвин Виталий .   При     реализации  проекта  будут  применяться   следующие    принципы организации и содержания деятельности :  1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.  2. Принцип свободы и творчества  предполагает право выбора. 3.Принцип   социальной   активности   через   включение   воспитанников   и   при   проведении подростков   в   социально­значимую   деятельность   разноплановых     досуговых мероприятий.     4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления. В основе деятельности профильного отряда   ­ пропаганда здорового образа жизни и активной жизненной позиции.   пропагандистских,   просветительских, Раздел 2.     Содержание  деятельности и   механизм  реализации. 2.1.            Этапы реализации программы: Подготовительный этап – 1 этап:    Сбор,   анализ,   обобщение   материала,     необходимого   для   реализации проекта,  на основе учета  тематики деятельности отряда.  Написание программы.  Набор желающих в профильный отряд.  Установление   внешних   связей   с   социальными   учреждениями, учреждениями культуры.  Размещение информации об отряде на школьном сайте; Организационный этап – 2 этап    Набор команды  Знакомство детей с программой, с законами, традициями и правилами жизнедеятельности отряда;  Знакомство,     изучение   патриотических   установок   и   гражданской позиции;  Старт программы. Основной этап – 3 этап – непосредственная реализация программы   реализация основной идеи программы;  организация деятельности органов детского самоуправления;  проведение познавательных, развлекательных, экологических, спортивно­ массовых мероприятий;  личностный рост каждого ребёнка в ходе реализации программы. Заключительный этап ­    подведение итогов деятельности отряда . 2.2.            Содержание программы.  РАБОТА ВОЛОНТЕРОВ осуществляется по четырем НАПРАВЛЕНИЯМ: 1. «Нашему   городу   порядок   и   чистоту!»  ­   организация   субботников, экологических десантов; Изучение экологической обстановки в регионе; формирование   правовой   и   экологической   культуры;   озеленение прилегающей   территории,   аудиторий   школы;   участие   в   экологических мероприятиях города.   Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды. 2. «Поклонимся   Великим   тем   годам…»  ­     помощь   ветеранам   Великой Отечественной   войны     и   труженикам   тыла,   пополнение   информации   о боевых и не боевых потерях на сайте 1 канала http/ veterani.ru. Историческое   значение   каждого   русского   человека   измеряется   его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский Актуальность: Молодое   поколение   стало   забывать   о   значении   победы   в   Великой Отечественной   войне,   сама   победа   стала   историй,   сухими   фактами   из учебника.  Отсутствие должного внимания подрастающим поколением к историческим корням ­  ветеранам войн и труженикам тыла века  великих потрясений.   Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность,   отстаивать   свои   интересы,   своего   отряда,     своей   семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления.  Задачи:  Формировать   гордость   за   отечественную   историю,   сохранять историческую память поколений в памяти потомков; Воспитать   уважение   к   национальной   культуре,   своему   народу,   традициям своей страны.  Проявлять   свою   гражданскую   позицию,   бороться   с   безнравственными   и противоправными поступками людей.   3. «Спорт и здоровый образ  жизни!» ­ пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.  Актуальность: Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть   значимыми.   Такое   положение   вещей   угрожает   психическому   и физическому здоровью школьников.  Цель:  формирование   у   учащихся   всех   возрастов   понимания   значимости здоровья для собственного самоутверждения. Задачи:   Воспитать   у   сверстников  культ   здоровья   и   научить   их   основам   здорового образа жизни.  Формировать   у   школьников   навыки   сопротивления   влиянию   социальной среды.   Способствование   преодолению   вредных   привычек   учащихся   путем привлечения их к физкультуре и спорту.  4.   «Милосердие  спасёт мир».   Милосердие   –   готовность   помочь   кому– нибудь   или   простить   из   сострадания,   человеколюбия.   Милосердие   – традиционная   черта   россиян.   Милосердие   –   это   нераздельное   слияние чувства и поступка Актуальность: Большинство людей в современном мире стали забывать о людском участии, щедрости, красоте человеческой души. Все чаше мы видим брошенных детей при живых родителях, террористические акты.   В нашей стране есть много людей,   которым   необходимо   простейшее   чувство   уважения   друг   к   другу, сочувствия и помощи. Цель  : Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди. Задачи:   Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности. Воспитание доброты, чуткости, сострадания. Готовность прийти на помощь в любую минуту. Раздел 3. Ожидаемые результаты.  Основной результат  работы  – формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.  Владеть   знаниями   о   здоровом   образе   жизни   и   уметь   аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.  Увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды.  Привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение   количества   несовершеннолетних   состоящих   на внутришкольном учете и учете в ПДН.  Уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения. Участвовать в акциях, организуемых школой, районом. Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:  ценностно­смысловые  общекультурные  учебно­познавательные  информационные  коммуникативные  социально­трудовые  компетенции личностного самосовершенствования Система навыков приобретенных в школьном волонтерском отряде:   навык ответственного принятия решений;   навык критического мышления и способности сделать правильный выбор;   навык   конструктивного   поведения   и   управления   собой   в   различных ситуациях.  Основные принципы добровольчества (волонтерства):  толерантность  безвозмездность  инициатива и оптимизм  патриотизм  взаимопомощь и поддержка  развитие и самореализация  партнерство и сотрудничество  правовое равенство  добровольность  каждый   человек   имеет   право   стать   добровольцем   и   прекратить   свои обязательства при необходимости.  добровольческий   труд   создает   возможности   людям   приобретать   новые знания   и   навыки,   полноценно   развивать   свой   персональный   творческий потенциал и уверенность в себе.  добровольческая деятельность дополняет, но не заменяет ответственные действия других секторов и усилия оплачиваемых работников;  добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их участие в проектах, определяется   их   собственным   добровольным   желанием   и   личной мотивацией. Виды добровольческой деятельности: участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ; реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе; развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения; на               участии страницы информации работе   школьном участие в различных экологических проектах. волонтеров. Распространение о сайте.    Оформление   фотоальбома Создание Оформление стендов для музея и для пропаганды волонтерского движения при в мероприятиях Оформление уголка волонтерского движения. Презентации   волонтерского   движения   «Сделаем   вместе»   на   различных мероприятиях, имеющих социальную направленность. Условия для организации волонтерского движения. Использование   разнообразных   форм   организации   профилактической деятельности     концертные   программы, театрализованные представления). Информационное обеспечение опыта работы .   классные   часы, (акции,    Руководитель   волонтерского Структура   волонтерского   отряда. формирования – учитель биологии.   Важным условием является творческий подход,   заинтересованность,   тактичность.   Руководитель   обеспечивает координацию   всей   деятельности,   подбирает     ребят   и   распределяет   между ними  обязанности, организует  работу волонтеров.  Изначально  волонтёры – учащиеся 9 класса.    Стать волонтером может любой подросток с 12 лет. Функции волонтеров в профилактической работе: ­ проведение профилактических занятий или тренингов; ­ проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр; ­   распространение   информации   (через   раздачу   полиграфии,   расклейку плакатов, работу в своей социальной среде). Информационный модуль 1. Беседы со специалистами. 2. Групповые занятия волонтеров. 3. Акции волонтеров. 5. Игры. 6. Викторины. 7. Фестивали. 8. Проекты. Тренинговый модуль 1. Обучающие занятия с волонтерам. 2. Мини­тренинги для учащихся. 3. Интерактивные игры. 4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам. Альтернативный модуль 1. Дни здоровья. 2. Игры, конкурсы. 3. Спортивные мероприятия. 4. Флэшмоб. 5. Фестивали. Раздел 4. ПЛАН работы волонтерского отряда  «Сделаем вместе». № Название разделов и тем Вид работы 1. Организационное заседание  волонтерской команды.  Распределение поручений. Отбор волонтёров из числа учащихся  ОУ.  Прием достойных учащихся в  волонтеры. 1.1  Проектирование деятельности  волонтерского отряда 1.2 «Наши права».  Составление плана работы,   определение направлений деятельности , разработка проекта положения о  волонтерском отряде. Знакомство с Конвенцией по правам  ребенка 1.3 Из истории волонтерского  движения в мире и России. лекция 1.4 Могу ли я быть волонтером?  (анкетирование) 1.5 История возникновения  волонтерского движения. Лекция  1.6 Волонтер. Какой он? Час общения. 1.7 Здоровый образ жизни. Изучение литературы по первичной  профилактике вредных привычек. 1.8 Профориентационная акция «Профессии моего города». Выставка плакатов «Профессии  предприятий города», выставка  «Щедрые дары земледельцев Дона» 2. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров) Сроки сентябрь 16.09­20.09  На  элективе октябрь октябрь В теч. года 1раз/мес. В теч. года Октябрь  2.1  Акция «Пусть будет тёплой осень жизни» 2.2  “Спешите делать добрые дела” (создание базы добровольческой  деятельности на основе поиска) Закрепление волонтеров за ветеранами  ВОВ, ветеранами труда и престарелыми людьми  Декабрь Оказание моральной и материальной  помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; В течение  года 2.3 Акция:  “Лето, пора находок, а не  потерь!”  задушевный разговор о безопасности во время летних каникул июнь 3 «Поклонимся великим тем годам…» 3.1  «Перед Вами встаю я на колени»  (адресная помощь ветеранам ВОВ  и труда) ­ помощь престарелым людям в  благоустройстве  территории домов, Систематич ески 3.2 Акция «Георгиевская ленточка» Проведение акции  май 3.3 Операция «Поиск» 3.4 «Вспомним их поименно…» 3.5 Операция «Память» “Сделай подарок ветерану» Пополнение музейного уголка боевой  славы Октябрь ­ май” Информация на сайт 1 канала http/  veterani.ru о боевых  и не боевых  потерях в ВОВ Систематич ески Благоустройство территории вокруг  памятника погибшим воинам Сентябрь ­ июнь 4 «Нашему городу порядок и чистоту!» 4.1 Трудовая акция "Зона заботы".  Уборка территории вокруг школы,    посадка деревьев, цветов.  Сентябрь ­ май 4.2 Субботник «Нашему городу   Уборка улиц  порядок и чистоту!» 4.3 «Сохранить природу ­ сохранить  брифинг жизнь» 4.4 Акция «Поможем зимующим  Изготовление кормушек для птиц птицам» 5 «Спорт и здоровый образ  жизни!» 5.1 «Аты – баты,  шли солдаты» Смотр строя и песни 5.2 «Скажем: “Нет!” вредным  Агитбригада привычкам!» 5.3 «С людьми живи в мире – с  Дискуссия  пороками сражайся» 5.4 Здоровый образ  жизни: как мы его Час общения. представляем. Осень ­ весна июнь Декабрь ­ февраль май В течении  года декабрь 1 раз/мес. 5.5 Подготовка   социологического опроса   «Вопросы   ­   ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам). Подготовка социологического опроса I четверть 5.6 Обработка   данных опроса. социологических Обработка социологических данных  опроса. По итогам опроса 5.7 Выпуск буклетов о вреде курения Выпуск буклетов “Мифы и реальность” 5.8  «О пользе спорта» (1­4 классы) Час общения   5.7 1 декабря – Всемирный день  борьбы со СПИДом. Мероприятие в актовом зале Декабрь Декабрь  Декабрь 5.8 Дни здоровья Участие в спортивных мероприятиях Сент ­ май 5.9 Мероприятия, посвященные Дню  Участие в  мероприятиях ноябрь толерантности. 5.10 “Умей сказать – “Нет!” 5.11 Акция “Здоровые каникулы” Проведение членами волонтерской  команды тренингов, ролевых игр и  других интерактивных мероприятий задушевный разговор о безопасности во время летних каникул, летние  спортивные игры с малышами. Декабрь ­ январь июнь 6 Распространение информации о работе волонтеров.  61. Ведение летописи работы  волонтерской команды Оформление сайта    Создание фотоальбома  6.2 Участие в районных , городских  акциях   Презентации волонтерского движения  «Сделаем вместе» на различных  мероприятиях, имеющих социальную  направленность в течении  года систематич ески     Литература. 1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы ­ http://www.isovet.ru/ 2. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 20011 3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003. 4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001 5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич.  Минск,  2004. 6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред.  Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135­ФЗ (ред. от 30.12.2008). Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2011               СОГЛАСОВАНО    Протокол № 1 заседания           методического совета           МБОУ СОШ №1     от «20» августа 2018 года   ___________ Казаринова Т.А.  Подпись  руководителя МС           Ф.И.О.          СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________  Серебрякова Л.А.  Подпись                   Ф.И.О    ««20» августа 2018 года

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда

Программа работы волонтерского отряда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018