цели развитие совершенствование сенсорных процессов ощущение восприятие представление у детей младшего возраста.задачи:ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА умение воспринимать и представлять предметы и явления способствующие совершенствованию процессов рисования лепки и развития речи и выделять в них самое существенное характерное признак качество.учить применять полученные знания практической и познавательной .Сенсорное развитие ребенка это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Улыбка»
г. КалачанаДону Волгоградской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующая МБДОУ № 3 «Улыбка»
Протокол №_____от_______ ____________Н.В. Мингалеева
Приказ №______от__________
Программа развития группы № 4 «Пчелки»
на 20162017гг.
«Сенсорное развитие детей младшего
дошкольного возраста»
Авторы: Мехтиева Фереда Гаджиахмедовна
КалачнаДону
2016
Пояснительная записка
Сенсорное развитие ребенка это развитие восприятия и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восприятия
предметов и явлений окружающего мира начинается познание сенсорныеспособности составляют фундамент умственного развития. С развитием
сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими
ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием
форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов
домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства
живописью, музыкой, скульптурой. Каждый ребенок, так или иначе,
воспринимает все это, но когда усвоение происходит стихийно, оно часто
оказывается поверхностным и неполноценным. Процесс развития сенсорных
способностей стоит направлять. В развитии сенсорных способностей важное
место занимает усвоение сенсорных эталонов общепринятых образцов
внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают
семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы
геометрические фигуры, в качестве эталонов величины метрическая система
мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей
последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем с
их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между
собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они
будут хорошо закрепляться в памяти. Программа развития составлена на
основе следующих регламентирующих документов: ООП МБДОУ №3
«Улыбка». Устав ДОУ. Конституция РФ, ст.43, 72. Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 от 17 октября 2013г.
Министерства образования и науки РФ). СанПиН 2.4.1.304913», с
изменениями от 04.04.2014г. Детство: Примерная образовательная
программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева. А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева и др. – СПБ. ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2014. – 352 с. – Рабочая программа совместной деятельности педагога с
детьми группы № 4 «Пчелки».Проблема
Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.
С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения
эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с
многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности,
игрушек и предметов домашнего обихода.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других
свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он
знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой.
Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками
многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем
легче будет в дальнейшем развитии.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных
продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен,
складывание простейших предметов из строительного материала). Основную
трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и
используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы
каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет постоянные признаки
предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных
действий.
Цель:
развитие совершенствование сенсорных процессов (ощущение,
восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение
воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие
совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и,
выделять в них самое существенное, характерное (признак, качество).
учить применять полученные знания в практической и познавательной
деятельности. развивать у детей внимание, мыслительные операции (сравнение, анализ,
синтез, общение).
Тематическое планирование
по развитию сенсорных эталонов
Занятие
Цель
Диагностика
Выявить знания детей в
области сенсорных эталонов
цвета, формы посредством
дидактического материала на
начало года.
Оборудование,
материалы
Игрушки и игры с
уголка сенсорики.
1.«Назови
геометрическую
фигуру».
Учить детей узнавать и
правильно называть
плоскостные геометрические
Круг, квадрат,
треугольник, овал,
прямоугольник.
фигуры.
2.«Пересыпание
ложкой».
Учить ребенка пересыпать
зерна ложкой, запоминать
последовательность действий,
развивать самостоятельность.
Горох, ложки,
глубокие емкости.
3. «Прыг – скок по
дорожке».
Закрепление знания цветов:
красный, желтый, синий,
Картонная дорожка
40 см длиной и 10 см
зеленый.
шириной, а также
полоски зелёного,
красного, синего и
жёлтого цветов
шириной 4 см,
игрушки.4.«Сортировка».
Развивать у детей
стереогностическое
восприятие в связи с
визуальными представлениями.
Шары разного цвета.
5.«Найди предмет
такой же формы».
Учить детей узнавать и
правильно называть
Дидактическая игра
«Геометрическое
плоскостные геометрические
лото»
фигуры
6. «Угости
маленького и
большого зайца
морковкой».
7.«Шумящие
коробочки».
8.«Огоньки
ночью».
Закрепление умения
группировать и соотносить
однородные предметы по
Игрушечные зайцы и
морковка разных
размеров.
величине.
Развивать слуховое
восприятие, учить составлять
пары одинаковых шумов.
Способствовать дальнейшему
формированию у детей
отношения к цвету как к
Парные шумящие
коробочки.
Бумага черного
цвета, гуашь желтого
цвета, кисти, баночки
важному свойству предметов,
с водой.
подводить их к
самостоятельному выбору
заданного цвета. Обучать
технике нанесения мазка
способом примакивания.
Учить детей выполнять
Поднос с
задание правильно, развивать
однотонным цветным
мелкую моторику рук.
дном, крупа.
9.«Волшебный
поднос».
10.«Шарики»
Учить детей подбирать
Шарики основных
предметы одинаковой окраски;
цветов.
11.«Подбери по
форме».
12. Игры с
прищепками:
выкладывание
предметов по
образцу
называть цвета.
Закрепление знания
геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник, овал.
Развивать у детей мелкую
моторику рук.
Блокивкладыши на
каждого ребёнка.
Бельевые прищепки.
Силуэты: солнышко,
елка, ежик, тучка,
ягодка.(солнышко, елка,
ежик)
13. «Кто скорее
соберет игрушки».
Учить детей группировать
объекты, отличающиеся по
форме, величине, назначению,
но имеющий одинаковый цвет.
Дидактическая игра
«Игрушки».
14. «Счетные
палочки».
Учить детей с помощью
счетных палочек выкладывать
различные фигурки.
Счетные палочки.
15. «Золушка».
Учить детей сортировать
предметы (фасоль) по цвету,
развивать мелкую моторику
рук.
Фасоль, тарелочки.
16. «Воздушные
шары».
Закрепление знания цветов:
красный, желтый, синий,
Дидактическая игра
«Воздушные шары».
зеленый.
Развивать у детей мелкую
Грецкие орехи.
моторику рук.
Вода в прозрачных
емкостях, краски
светлых и темных
оттенков.
Игрушки: зайцы,
сенсорный куб с
геометрическими
фигурами: круг,
квадрат,
треугольник, овал.
17. Пальчиковые
игры с грецкими
орехами: вращение
между ладонями,
катание по столу в
разные стороны.
18. Окрашивание
воды.
Формирование представлений
об оттенках цветов (светлый,
темный) .
19. «Поможем
зайке разложить
игрушки».
Закрепление знания
геометрических фигур: круг,
квадрат, треугольник, овал.20. «Ткани».
Развивать у детей осязание,
Пары одинаковых на
учить составлять пары
одинаковых на ощупь тканей.
ощупь тканей.
21. «Строим
башню».
Обучение соотнесению по
величине четырех предметов.
Строительный
материал: кубики.
22. «Что лежит в
мешочке? ».
Закрепить знания детей о
форме, упражнять в
правильном соотнесении
нескольких предметов с одним
и тем же геометрическими
образцами.
Дидактическая игра
«Волшебный
мешочек».
23. «Подбери
петушку перышко»
Учить различать и называть
основные цвета; повторять
простые и относительно
Дидактическая игра
«Подбери петушку
перышко».
24. «Сделаем
куклам бусы».
25. «Спрячь
мышку».
26. Игры со
счетными
палочками:
выкладывание
предметов по
образцу.
27. «Башня из
кубов».
Диагностика
сложные фразы.
Закреплять умение
группировать предметы по
цвету, учить нанизывать бусы
на нитку.
Закреплять у детей
представления о шести цветах.
Развивать у детей мелкую
моторику рук.
Учить детей сравнивать
несколько объектов по
величине (меньше, еще
меньше) и располагать их по
убывающей величине.
Выявить знания детей в
области сенсорных эталонов
цвета, формы посредством
дидактического материала на
конец года.
Шнурки или
веревочки,
разноцветные бусины
по количеству детей.
Дидактическая игра
«Спрячь мышку».
Счетные палочки
основных цветов,
образцы предметов.
Деревянные кубики.
Игрушки и игры с
уголка сенсорики.Ожидаемые результаты:
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу
ориентироваться в трех и более контрастных величинах
собирать пирамидку из 58 колец разной величины
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с
плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает
вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на
доске)
составлять целое из 4х частей разрезных картинок, складных кубиков
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма)
ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал,
квадрат, прямоугольник)
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету,
форме, величине
выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой
рукой
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые,
короткие и длинные линии.
Материальнотехническое обеспечение
Игровые наборы: мозаика, пирамидки, кубики, пазлы и т. д.
Канцелярские материалы
Детские музыкальные инструменты
Бросовый материал
Наборы геометрических фигур и форм
Игрушки разной величины и разные по качеству
Рамки вкладыши Дидактические игры
Игры уголка сенсорики
Литература:
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего
дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. М.,
2012
2.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.
Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/
Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
3.
Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание
детей раннего возраста. М.:1976, с.8182,162163.
4.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия
развития, 1997.
5.
Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой
моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
6.
Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные
показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 1999. – 72 с.
7.
Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста:
программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
8.
9.
Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей
раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова,
Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
10. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное
развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
11. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет.
Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] /
М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.12. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ.
статья М
13.
В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
Заключение
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под
влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно
повышается, если ребенка специально обучают способом обследования
предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте
переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей
считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности
органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.
Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители
отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В.
Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.
Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на
обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из
основных сторон дошкольного воспитания.