Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Оценка 4.8
Документация
doc
администрации
Взрослым
03.10.2018
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы Школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка. Программа рассчитана на 3 года и может быть использована как основной документ при организации воспитательной работы в школе
06Программа развития воспитательной компонентышкола Мир.doc
Программа
развития воспитательной компоненты
АНО «Частная общеобразовательная
школа «Мир доброты Мэри Поппинс»
на 2018 2021 годы Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
развитию воспитательной компоненты
Актуальность
Цели и задачи программы
Основания для разработки Программы
Основные принципы реализации Программы и подходы к воспитанию
Сроки и этапы реализации Программы
Основные направления реализации Программы
Содержание Программы
Основные направления в развитии воспитательной компоненты
Контроль в процессе воспитания
Ожидаемые результаты реализации Программы мероприятий по
Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы Школы,
основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса,
гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического
общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности
ребенка.
Актуальность
Воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой
составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. Под
воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для
развития личности ребенка, его духовнонравственного становления и подготовки к
жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей
и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в
федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная
деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом
общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы
школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально
личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Однако в стандартах образования отсутствуют соответствующие четкие положения,
определяющие качество образования через качество воспитания.
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами,
которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение
политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической
обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше
общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию,
жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой
жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный
институт. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и
детьми.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого
отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего
народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический
коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система Школы.
Таким образом, АНО «Частная общеобразовательная школа «Мир доброты Мэри
Поппинс» испытывает потребность в обеспечении целостности педагогического процесса.
Нравственное воспитание является наиболее важной, сложной и трудно осуществляемой
частью образования.
Принимая во внимание выше изложенное, педагогический коллектив Школы считает, что
решить сверхсложные задачи образования детей в современном обществе, подавляемом
вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной
деятельности школы, которая находит свое отражение в различных сферах
жизнедеятельности ребенка: «здоровье», «общение», «труд», «познание», «игра». Для этого
необходимо создание возможности для погружения учащихся в каждую из этих сфер.
Воспитательная система, представляя собой сложное социальнопедагогическое явление,
выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:
педагогическое целеполагание: совокупность идей, ценностей, мотивов и
•
установок;
системообразующая деятельность: воспитательная работа (принципы,
•
содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой);
•
субъекты деятельности: общность педагогического и ученического
коллективов, заинтересованных родителей, лиц и организаций, сотрудничающих с
Пансионом;
отношения: механизмы взаимодействия школьной воспитательной системы с
•
социумом;
управление: обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и
•
развитие этой системы.
Цели и задачи программы Воспитательная система школы строится на усилиях всех участников образовательного
процесса: педагогами, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия
сформированы цели и задачи, определены пути их реализации, организована деятельность.
Цель: создание условий для формирования социальноактивной, творческой, нравственно и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции,
умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях, укрепление и
развитие воспитательного потенциала школы на основе взаимодействия систем общего и
дополнительного образования.
Задачи:
1. Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как
естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
2. Формирование у учащихся гуманистических, социальнозначимых ценностей и
ответственного гражданского поведения.
3. Организация воспитательного пространства через ученическое самоуправление, где
учащиеся развивают свои способности и склонности.
4. Создание условий для участия родителей в воспитательном процессе.
5. Изучение различных моделей воспитательной системы и отработка новых форм и
методов воспитательной работы в Школе.
Основания для разработки Программы
• Конституция Российской Федерации;
• Всеобщая декларация прав человека;
• Конвенция о правах ребенка;
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября
2012 г. № 2148р;
• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
• Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 20122017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
• Концепция долгосрочного социальноэкономического развития до 2020 года, раздел
III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №
36). Целевые группы Программы
Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются: обучающиеся
воспитанники АНО «Частная общеобразовательная школа «Мир доброты Мэри Поппинс»,
их родители (лица, их замещающие), педагогические работники школы.
Основные принципы реализации Программы
и подходы к воспитанию
Воспитательная система Школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя
обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами
школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы
способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов
воспитания, которые являются основанием образования и организации всей
жизнедеятельности школьников:
• принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть.
Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных
процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;
• принцип культуросообразности:
воспитание должно основываться на
общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных
национальных и региональных культур;
• принцип сотрудничества: взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей
к определенным целям;
• системноструктурный подход: означает знание и использование в системе тесной
взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного
результата;
• комплексный подход: включает объединение усилий всех воспитательных
институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;
• организационнодеятельностный подход: предполагает такую организацию
деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность,
инициативу, творчество, стремиться к самовыражению;
• отношенческий подход: формирование социально ценностных отношений
воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду,
природе, культуре, науке, себе;
• личностноориентированный подход: признание ребенка высшей ценностью
воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность,
ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка;
•
принцип свободы: предоставляет участникам образовательного процесса реальную
возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирует чувство
ответственности за ее результаты;
•
принцип гуманитаризации: способствует правильной ориентации обучающихся в
системе ценностей, сохранению естественной природы человека, программирует
внутреннюю уверенность, толерантность, удовлетворенность своей жизнью;
• принцип целостного образования: основывается на единстве развития, воспитания,
обучения в образовательном процессе, педагогической деятельности; эффективном
использовании новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление
учащимися нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта;
развитии творческоисследовательской деятельности учащихся на уроке и реализации
полученных знаний, умений, навыков в практической социально и личностно значимой
деятельности во внеурочное время;
помогает участникам
• принцип психологопедагогической поддержки:
образовательного процесса, при квалифицированной помощи психологов, создавать
обстановку психологической комфортности,
обогащаться теоретическими
представлениями о физическом и психическом здоровье человека, адаптироваться в
сложных условиях.
• возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
Наше педагогическое кредо: природосообразная, экологичная и разумно
– инновационная образовательная организация, базирующаяся на
приоритетах педагогики сотрудничества, сохраняющая свою высокую
миссию как хранительницы духовности, культуры, патриотизма,
нравственности, активной жизненной позиции, предоставляющая своим
воспитанникам равные возможности в образовании, которые они могут
реализовать на разных уровнях и разными путями, в соответствии со
своим личным выбором.
Сроки и этапы реализации Программы
1 этап: 20182019 годы.
Подготовка проектов нормативноправовых актов и разработка механизмов
взаимодействия для реализации Программы. Теоретическая и практическая подготовка
кадров через систему педагогических чтений,
практических семинаров.
Совершенствование целевых воспитательных программ. Установление связи между
элементами педагогической системы: информационный обмен, организационно
деятельностные, коммуникативные, связи управления и самоуправления. Издательская
деятельность, направленная на популяризацию Программы. Проведение форумов,
конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий,
организация работы летнего лагеря. 2 этап: 20192020 годы.
Создание учебновоспитательного комплекса и воспитательной системы в школе.
Разработка и проведение проектов по реализации Программы. Разработка методических
рекомендаций, требований к повышению квалификаций педагогов системы общего и
дополнительного образования. Предоставление широких возможностей и права выбора
учащимися форм и направлений учебновоспитательной деятельности. Нахождение
оптимальных вариантов и моделей построения воспитательных систем классов на основе
личностноориентированного подхода с учетом задач гражданского воспитания
школьников.
реализующую
природосообразногуманистические черты.
Превращение Школы в социальную общность,
3 этап: 20202021 годы.
Информационноаналитическая деятельность. Мониторинг эффективности Программы.
Основные направления реализации Программы
Нормативноправовое разработка нормативной базы, определяющей механизмы
реализации Программы с учетом специфики Школы и в соответствии с государственной
политикой в области образования.
Организационноуправленческое организация взаимодействия с общеобразовательными
учреждениями и учреждениями дополнительного образования района, обеспечение
занятости воспитанников через реализацию образовательных, физкультурноспортивных,
культурно досуговых и других программ; проведение школьных мероприятий и
мониторинг воспитательной деятельности.
Кадровое повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических
работников Школы; обобщение педагогического опыта на школьном, муниципальном и
региональном уровне;
Информационное организация информационной поддержки мероприятий Программы
через Сайт Школы, СМИ, Интернетсайты, Интернет конференции, вебинары, форумы и
иные).
Мониторинговое организация и проведение мониторинга и экспертизы эффективности
реализации комплекса мер по реализации Программы.
Финансовое– организация финансовой поддержки реализации Программы. Материально
техническое обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной
деятельности в системе общего и дополнительного образования.
Содержание Программы
Программа мероприятий по развитию воспитательной компоненты в АНО «Частная
общеобразовательная школа «Мир доброты Мэри Поппинс» содержит мероприятия,
отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на
традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга
эффективности реализации воспитательных программ (проектов) и проведения анализа
воспитательной компоненты учебновоспитательных комплексов и программ, изучения и
обобщения передового опыта воспитательной деятельности.
Программой предусмотрены мероприятия по подготовке,
профессиональной
переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих
современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим
сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и
углубленными знаниями психологии.
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня
компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и
взаимодействия со Школой в организации и проведении воспитательной деятельности
Программой предусмотрены мероприятия информационнопросветительской
направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной
деятельности среди воспитанников Школы .
Программой определены деятельностные компоненты воспитательной системы школы,
основные направления в развитии воспитательной компоненты, функция управления
воспитательным процессом.
Деятельностными компонентами воспитательной системы Школы являются
определенные сферы деятельности,
К ним относятся:
•
•
•
•
воспитывающая среда;
учебная деятельность;
внеклассная работа;
система дополнительного образования.
Воспитывающая среда
Учебная
деятельность:
оформление
интерьера
учебных
кабинетов и
рекреаций
школы;
психологическая
атмосфера;
социум;
семья
воспитание на
уроке;
организация
предметных
окружающего пространства
Эстетизация
влияет на психическое состояние школьников,
содействует психологическому комфорту.
Семья закладывает нравственные и духовные
начала личности, первые понятия об отношениях в
обществе.
Сотрудничество
организациями
функций Совета
Старшеклассников
со
и
школы
всеми заинтересованными
расширение
учреждениями,
Учебный процесс несет большой воспитательный
заряд.
Воспитание в процессе обучения включает в себя
следующие компоненты: недель
основ
этических
у
формирование
воспитанников
воспитательных
мировоззрения и естественнонаучной картины
мира;
использование
моментов, включенных в содержание учебных
предметов;
учитель, как пример и образец отношения к своим
обязанностям, культуры внутренней и внешней,
умеющий организовать свой труд и труд детей, как
пример выдержки, такта и выполнения этических
норм.
Внеклассная
работа:
воспитательная Исходя из цели и задач, воспитательная работа
работа в школе;
система работы различных видов деятельности, соответствующих
классного
руководителя;
учащимся возможность
предоставляет
потребностям:
личным
познавательная, трудовая, творческая, спортивно
оздоровительная, художественная.
интеллектуальная,
выбора
деятельность
ученического
самоуправления;
В системе работы классного руководителя
выделяют
школы
непосредственное
воздействие
на
ученика
(изучение
индивидуальных
способностей,
интересов, окружения, развития);
создание воспитывающей среды (сплочение
коллектива, развитие самоуправления, включение в
разные
виды
деятельности,
формирование
благоприятной эмоциональной атмосферы);
коррекция влияния различных субъектов
социальных отношений ребенка (помощь семье,
взаимодействие с
педколлективом,
коррекция
воздействия СМИ,
нейтрализация
негативных
воздействий социума, взаимодействие с другими
образовательными учреждениями).
Ядром воспитательной системы и главным ее
субъектом является
общешкольный
коллектив.
Школьная среда рассматривается как совокупность
межличностных отношений и норм поведения. Развитие классного коллектива, прежде всего,
предполагает включенность в систему каждого
класса в качестве его компонента. Цели,
реализуемые в классе, его деятельность, характер
отношений, требования к классной среде
гармонично
сочетаются
с
педагогическими
характеристиками всей школьной системы. Класс
является первичным коллективом в структуре
общешкольного коллектива и при этом сохраняет
свою индивидуальность.
Общие цели школы конкретизируются в целях
класса.
Система строится таким образом, чтобы каждый
класс не мог не участвовать в жизни
общешкольного коллектива. При этом классу
предлагается
определенный
набор
видов
деятельности, но не диктуется их содержание и
форма.
Школьное ученическое самоуправление позволяет
успешно
осуществлять
участие
в
жизнедеятельности школы классные коллективы.
Развитие самоуправления является одной из самых
актуальных задач воспитательной системы.
Участие школьников в управлении делами школы
рассматривается, как способ обучения детей
демократии, подготовки их к жизни в современном
обществе.
Большое значение имеет сохранение, поиск,
создание
и
отработка
традиций
школы:
спортивных, праздничных, связанных с началом и
окончанием учебного года. Дополнительное
Интеграция
Сеть творческих
объединений
дополнительного
образование:
основного
и образования
–
важная
составная
часть
дополнительного
образования
воспитательной
образование осуществляет целостное воздействие
на детский коллектив и личность школьника, на его
системы.
Дополнительное
рациональную и эмоциональную сферы, оказывает
воздействие на жизненные установки, изменяет
поведение ребенка, дает уверенность в себе.
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» от 4 февраля 2010
года, федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения,
Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача
общества и государства это воспитание, социальнопедагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России.
Воспитательная компонента в деятельности АНО «Частная общеобразовательная
школа «Мир доброты Мэри Поппинс» направлена на формирование «воспитательной
системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения»,
«воспитательной деятельности». Программа содержит мероприятия, отражающие
основные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся как на
традиционных, так и на инновационных подходах, педагогических системах и
технологиях.
Программой АНО «Частная общеобразовательная школа «Мир доброты Мэри
Поппинс» определены следующие основные направления воспитательного процесса:
1. формирование гражданско патриотического сознания обучающихся;
2. формирование
этнокультурного самосознания и межэтнической толерантности;
духовнонравственных
качеств,
развитие
3. воспитание положительного отношения к труду и творчеству
4. интеллектуальное воспитание;
5. здоровьесберегающее воспитание;
6. социокультурное и медиакультурное воспитание;
7. культуротворческое и эстетическое воспитание;
8. правовое воспитание и культура безопасности;
9. пропаганда семейных ценностей;
10.
формирование коммуникативной культуры. 11.
экологическое воспитание
1. Формирование гражданско патриотического сознания
обучающихся
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
•
формирование гражданской культуры;
•
формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей
родине, освоение духовного наследия народа – традиционной народной
культуры;
увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в
•
деятельности детских и юношеских общественных организаций,
обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном
взаимодействии;
формирование позитивных жизненных установок и ценностных
•
ориентаций у детей и подростков.
развитие форм деятельности, направленных на предупреждение
•
асоциального поведения, на профилактику проявлений экстремизма,
девиантного поведения среди учащейся молодежи.
•
воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Мероприятия, проводимые в рамках этого направления, реализуются на практике и
становятся традиционными.
Патриотическое воспитание осуществляется через изучение культуры народов России,
приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение,
знакомство с
разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний.
Патриотическое воспитание рассматривается как формирование моральных
отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам; к
людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о сохранении и умножении
общественного достояния.
Все направления гражданского воспитания осуществляются через урочную деятельность и
внеурочную деятельность, а также систему разнообразных форм организации внеклассной
деятельности учащихся.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, военноспортивные
соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения музеев и
библиотек, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенгазет, оформление стендов,
митинги, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн,
конкурс социальных проектов, организация праздников народного календаря; народные
игры; изучение народных ремесел на уроках технологии и изобразительного искусства,
экскурсии и туристические походы в природу, конкурсы поделок; научнопрактические конференции, экскурсии в музеи Москвы и Московской области, исследовательские
экспедиции по городам России.
2. Формирование духовнонравственных качеств, развитие
этнокультурного самосознания и межэтнической
толерантности
Цель направления обеспечение духовнонравственного развития обучающихся в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В основу работы по данному
направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности
российского общества.
Основными задачами являются:
формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у
•
обучающихся гражданской идентичности;
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного
•
гражданина России;
•
•
приобщение обучающихся к культурным ценностям российской культуры;
сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
последовательное расширение и укрепление ценностносмысловой сферы
•
личности;
•
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Решение этих задач достигается путем включения учащихся в следующие виды
деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по
сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми,
которые осуществляются через ряд мероприятий общешкольного и внутриклассового
характера, а также через уроки и занятия дополнительного образования. Воспитательная
работа по формированию нравственности учащихся представляет формирование
следующих моральных отношений:
•
к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового
развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене;
понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости,
демократии и свободе народов;
•
к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине;
нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем
странам и народам; добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; забота о сохранении и умножении общественного достояния,
бережливость, охрана природы;
к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное
•
уважение, забота о семье и воспитании детей;
к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного
•
достоинства, принципиальность, сохранение своего здоровья.
Нравственное воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
использование воспитательных этических моментов, включенных в
•
содержание учебных предметов;
учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры
•
внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример
выдержки, такта и выполнения этических норм.
Используемые формы деятельности: урок, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглый
стол, посещение различных мероприятий , проводимых в учреждениях науки, культуры и
искусства
3. Воспитание положительного отношения к труду и
творчеству
Работа по данному направлению в Школе строится на:
профессиональном просвещении – ознакомление школьников с различными
•
видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития,
потребностями страны и региона и т.д.;
предварительной профессиональной диагностике – выявление
•
профессиональнозначимых свойств; профессиональной консультации;
организации работы педагогических работников Школы по
•
профессиональной ориентации школьников;
оказании помощи учащимся в выборе профессии с учетом его интересов,
•
склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях;
•
воспитании психологической и практической готовности учащихся к труду.
. Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной
работой, главными направлениями которой является:
предоставление максимума информации о профессиях, специальностях,
•
необходимых в регионе;
•
вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
помощь учащимся в выборе профессии на уровне социальнопсихологической
•
консультации;
•
организация экономического образования.
Формы деятельности: урок, ОПТ, экскурсии на производство, встречи с людьми разных
профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы.
4. Интеллектуальное воспитание
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является
формирование у учащихся отношения к образованию как общечеловеческой ценности,
выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному
овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению
личного успеха в жизни. Организуется проведение специальных занятий по
информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной
информацией, максимально используются возможности школьного научного общества и
других сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального
развития детей и подростков.
Основными задачами являются:
формирование навыков научноинтеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления,
•
•
воображения;
• формирование первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности;
• овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся и
метапредметными умениями.
В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты,
направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование
ценностных установок в отношении интеллектуального труда,
формирование
представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках
научнопрактических конференций). Используются возможности интеллектуальной
деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных
олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.
Большие возможности интеллектуального воспитания заложены в содержании программ
элективных курсов по предметам.
Формы деятельности: конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.
5. Здоровьесберегающее воспитание С целью формирования у воспитанников АНО «Частная общеобразовательная школа
«Мир доброты Мэри Поппинс»
ценности здоровья и здорового образа жизни в
образовательной организации реализуется Программа «Здоровье»», являющаяся основой
для дальнейшего совершенствования механизма педагогического сопровождения
деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся, профилактике негативных
явлений среди детей и подростков, включает в себя важнейшие механизмы по реализации
государственной политики в воспитании здорового поколения.
Основными задачами являются:
формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у
•
детей и подростков;
формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья
•
как одной из главных жизненных ценностей;
•
пропаганда здорового образа жизни.
В
качестве приоритетных в данной Программе выделяются следующие направления:
•
организация взаимодействия школы с семьей (формирование культуры
здоровья родителей средствами информационного воздействия и вовлечения в
совместную работу через выявление запросов и степени удовлетворенности
родителей деятельности школы,
организацию психологопедагогического
просвещения; организацию психологического консультирования, привлечение
родителей к совместным мероприятиям; изучение рейтинга ценности здоровья);
•
организация деятельности с учащимися (изучение рейтинга ценности
здоровья; пропаганда здорового образа жизни; привлечение учащихся к
оздоровительным мероприятиям; просвещение в вопросах медицины и ведения
здорового образа жизни; популяризация спорта и мотивации учащихся к ЗОЖ через
деятельность ученического самоуправления;
формирование социально
психологического климата в школьном коллективе).
Программа призвана решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяет детям
сделать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек, происходит
формирование у школьников социально ответственное отношение к своему здоровью как
одной из самых значимых жизненных ценностей. Этому способствуют проведение
ежемесячных дней здоровья, образовательные программы по спортивнофизкультурной
работе с детьми, школьный спортивный клуб.
Основные формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на
свежем воздухе, Дни Здоровья, динамические паузы, физкультминутки, классные часы,
беседы, встречи с медицинскими работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков,
плакатов, сочинений, подвижные игры, тренинги, проводимые работниками учреждений
здравоохранения.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание Цель направления активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих
успешному освоению нового социального опыта на всех ступенях общего образования, в
формировании социальных,
необходимых для
эффективного взаимодействия в социуме.
коммуникативных компетенций,
В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества. Основными задачами являются:
формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции
•
для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и
•
оценивать отношения в социуме;
• формирование основы культуры межэтнического общения;
• формирование отношения к семье как к основе российского общества.
У обучающихся формируются представления о таких понятиях как «толерантность»,
«миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта
противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь»,
«экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на религиозной, спортивной,
культурной или идейной почве).
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной
деятельности могут быть программы и проекты, направленные на обеспечение
межпоколенческого диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение
социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета
(например, при обучении работе с информацией в рамках учебного курса информатики, в
рамках проведения тематических классных часов).
Формы занятий: учебные занятия, конкурсы, ролевые игры, деловые игры, социальные
проекты, круглые столы, дебаты.
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Система художественноэстетического воспитания учащихся реализуется в учебно
воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеурочное время. Все
учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими
средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью
всестороннее развитие и нравственноэстетическое воспитание школьников.
Основными задачами данного направления являются:
воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в
•
действительности и в искусстве;
развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности
•
создавать прекрасное;
•
формирование эстетического отношения к жизни; •
развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности.
Внеурочная деятельность – это не только внутришкольная жизнь, но и внутриклассная
деятельность классных коллективов. Развитие творческих способностей, эстетических
взглядов и потребности создавать прекрасное осуществляется классными руководителями
через систему разнообразных мероприятий.
Учебный процесс закладывает основы понимания красоты действительности и искусства,
формирования эстетического отношения к жизни. Творческая деятельность учащихся
получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во
внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается
углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и
действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени;
регулирование восприятия влияние средств массовой информации.
Особую роль в воспитании личности и эстетическом развитии играет художественная
самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и
познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности.
Для более полного удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей,
расширения и углубления художественного образования в школе используются
общеобразовательные программы дополнительного образования различной направленности
(эстетическая, спортивная, научнотехническая, языковая)
Используемые формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, сочинений,
выставки работ декоративноприкладного искусства, конкурсные программы, КВН,
концертные программы, экскурсии в культурные учреждения Москвы и Московской
области.
8. Правовое воспитание и культура безопасности
Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у
обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о
принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие
навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе;
формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном поведении,
о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
Основные задачи направления:
разработка и внедрение школьных программ воспитательно
•
профилактической направленности;
•
•
•
диагностика учащихся, процесса и условий их развития;
правовое воспитание учащихся;
социальнопедагогическое и медикопсихологическое сопровождение;
.
9. Пропаганда семейных ценностей Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка
необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и
семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет
важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает
усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип
отношения к окружающему миру.
Данное направление нацелено на обеспечение взаимодействия школы и родительской
общественности в воспитании учащихся.
Осуществляется в следующих направлениях работы:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно
•
воспитательного процесса;
психологопедагогическое просвещение:
•
общешкольные лектории,
просвещение родителей класса, изучения учащихся и классного коллектива,
содержания и методики воспитательного процесса;
•
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: участие во всех
формах внеурочной деятельности, организуемой в классе; участие родителей в
подготовке общешкольных традиционных форм работы;
участие в
профориентационной работе Школы:; участие в работе Совета Школы; оказание
помощи в реализации различных классных и школьных дел;
•
взаимодействие с общественными организациями родителей: организация
работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями
родителей;
аналитическая деятельность: проведение мониторинга с использованием
•
различного диагностического материала.
В Школе организован родительский комитет с целью содействия в работе педагогического
коллектива Школы по совершенствованию образовательновоспитательного процесса;
оказания помощи учреждению в проведении оздоровительных и развивающих мероприятий;
содействию в укреплении материальнотехнической базы Пансиона.
Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские собрания, «День
открытых дверей», «Веселые старты», праздники «День матери», «День семьи»,
благоустройство классных кабинетов и территории школы.
10. Формирование коммуникативной культуры
Включение в систему требований к результатам обучения знаний о средствах
коммуникации и безопасности общения позволяет актуализировать задачи формирования у
школьников коммуникативной культуры.
Основные задачи направления: формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке,
•
его особенностях и месте в мире;
формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации,
•
включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
•
формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной
деятельности могут быть:
программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей
на формирование конструктивной коммуникации между
•
обучающихся,
ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан;
программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой
•
информации (выпуск тематических газет, сайты);
программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла
•
мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам
коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов
(например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников
родного и иностранных языков и т.д.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные
программы, митинги, классные часы, встречи с интересными людьми, научнопрактические
конференции, «круглые столы», «дебаты».
11. Экологическое воспитание
Стратегические цели школьного экологического образования определяются
приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества
окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны;
международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого
развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание
человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
Экологическая здоровьесберегающая деятельность Школы должна способствовать
формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни
во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и
безопасный образ жизни.
Основными задачами являются:
•
присвоение обучающимися экологокультурных ценностей и ценностей
здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской
гражданской идентичности;
•
формирование умений придавать экологическую направленность любой
деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
•
осознание воспитанниками АНО «Частная общеобразовательная школа «Мир
доброты Мэри Поппинс» взаимной связи здоровья, экологического качества
окружающей среды и экологической культуры человека;
овладение нормами экологического поведения, обеспечивающего сохранение
•
на земле человека и природы, их взаимодействия.
Решение этих задач достигается путем включения школьников в локальные экологически
целесообразные виды деятельности, направленные на формирование готовности занять
активную экологически целесообразную позицию в конкретной ситуации. Приятие
обучающимися принципов ненасилия, направленных на установление гуманистического
типа отношений между людьми, идеи общности, гармонии индивида со Вселенной и
человечеством, основанной на экологии природы и человека, овладение ценностными
ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, формирование плане
тарного мышления, способствующего формированию знаний основных стратегий
поведения человека в природе.
Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская
идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и
общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического
качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый
и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за
настоящее и будущее своей страны; экологокультурные традиции многонационального
народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности:
развивающие ситуации учебнопроектного типа.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные
программы, посещения музеев и библиотек, акции, оформление стендов, митинги,
классные часы, встречи с экологами, экскурсии в природу, научнопрактические
конференции.
Контроль в процессе воспитания
Контроль в воспитательном процессе диктуется необходимостью:
• своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и
результатах воспитательной деятельности;
• выяснять наличие или отсутствие отклонений от целевых ориентиров и намеченной
ранее программой действий по их достижению;
выявлять и поощрять педагогов, успешно работающих с детьми, изучать, обобщать и
•
пропагандировать опыт их деятельности, инициативу и творческие устремления;
• вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать
его оптимальному протеканию. В Школе необходимо ввести следующие виды контроля воспитательной деятельности:
• административный контроль – осуществляется директором школы и его
заместителями;
педагогический контроль – осуществляется методическим объединением классных
•
руководителей, классными руководителями.
• самоконтроль.
Применяются следующие формы контроля в воспитательном процессе:
собеседование с педагогами, учащимися и их родителями;
посещение внеурочных занятий и мероприятий;
подготовка и заслушивание отчетов (сообщений) на заседаниях органов
•
•
•
школьного самоуправления, в том числе и творческих отчетов и самоотчетов.
Изучение развития физического здоровья ведется в течение всего периода обучения в
школе и осуществляется медицинским работником амбулатории и классными
руководителями. Все данные физического здоровья учащихся фиксируются в медицинских
картах.
Объектом изучения в школе являются: степень удовлетворенности учащихся, учителей и
родителей жизнедеятельностью школы; уровень воспитанности учащихся; уровень
сформированности классных коллективов, интересы и потребности учащихся в
дополнительном образовании; результативность работы классных руководителей.
Ожидаемые результаты реализации Программы мероприятий
по развитию воспитательной компоненты
Обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных
образовательных результатов воспитанников АНО «Частная общеобразовательная школа
«Мир доброты Мэри Поппинс» в соответствии с требованиями ФГОС общего
образования.
Совершенствование нормативноорганизационных, управленческих условий для реализации
Программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты. Организация
оптимального взаимодействия воспитательных сил образовательного учреждения и
социума, использование принципа суверенизации личности в органической связи с
нравственным воспитанием, принципа гуманизации, ориентированного на интенсификацию
интеллектуального развития школьников.
Отсутствие правонарушений среди учащихся. Минимизация учащихся с низким уровнем
воспитанности. Достижение уровня участия родителей в организации досуговой деятельности детей
составит не менее 60 %.
Внедрение в практику методических рекомендаций, информационнометодических
сборников по направлениям воспитательной компоненты.
Повышение уровня духовнонравственного, экологического воспитания, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Развитие условий для этнокультурного самосознания обучающихся.
Рост числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом,
ведущих здоровый образ жизни.
Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы
культуры и спорта для организации внеурочной деятельности в школе.
Создание портрета выпускника общеобразовательного учреждения на каждой ступени
обучения.
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Программа развития воспитательной компоненты АНО "Частная школа "Мир..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.