Программа "Речь и альтернативные коммуникации"
Оценка 4.7

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
русский язык
5 кл
05.08.2018
Программа "Речь и альтернативные коммуникации"
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основании: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», примерной адаптированной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ. В программе пояснительная записка. содержание курса, календарно- тематическое планированиеРабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочаяпрорамма для в соответствии с ФГОС.docx
Пояснительная записка    Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основании: Приказа Минобрнауки  РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)», примерной адаптированной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ.     Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития  ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными  нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной,  регулирующей.    В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую  работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение  использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Дети с умственной отсталостью имеют  конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно  формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный  запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто  оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации  позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.      Цель обучения –формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и  невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи: 1) сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и  невербальными 2) научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой  деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач. 3) развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. Понимание  слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать  усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях. 4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение  напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек  с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.       Общая характеристика учебного предмета.    Занятия по предмету «речь и альтернативная коммуникация» проводятся 2  раза в неделю. В год 68 часа. На них ведущая  роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в  доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует его по  степени сложности. Исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать  различные виды деятельности: игровую (сюжетно ­ ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру),  конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению знаний.      Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация»  Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация»,  «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».      Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и  завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если  ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма  или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся:  взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения  (фотография, цветная картинка, черно­белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства  (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).      Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную  речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по  развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить  предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными  средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.        Раздел  «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные  навыки чтения и письма. Личностные и предметные результаты: В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умерен­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,  с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его  психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения  образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории  обучающихся.   Личностные результаты освоения программы могут включать: 1) 2) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; социально­эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии  3) природной и социальной частей; 4) 5) формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов  6) учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных  7) нормах, общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и  9) сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать  10) конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат,  бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Возможные предметные результаты  должны отражать 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико­грамматический материал в учебных и коммуникативных  • целях.  2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.  • • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами,  тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и  др.).  3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения  соответствующих возрасту житейских задач. Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской  • деятельности. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение • общепринятых правил коммуникации.  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:  использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения  индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями  объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным  способом;  (cid:252) (cid:252) общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и  • действий.  • 1) • • • 2) • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму. Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.  Начальные навыки чтения и письма Чтение и письмо .начальные навыки чтения и письма Тематическое планирование Раздел                      Тема   1 Коммуникация с  использованием вербальных  средств.      Кол­во часов              6   2 Коммуникация с  6                   Содержание раздела Установление контакта с собеседником: . Реагирование на собственное имя. Приветствие  собеседника . Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение  своих желаний звуком (словом, предложением).Выражение согласия (несогласия) звуком  (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением).  Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением.  Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного ко Прощание с  собеседником звуком (словом, предложением). Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие  (cid:252) использованием невербальных  средств Развитие речи средствами  вербальной и невербальной  коммуникации. Импрессивная  речь. Экспрессивная речь Экспрессия с использованием  средств невербальной  коммуникации.   13 14 14   3   4   5 (прощание) с использованием мимики . Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) итд  Привлечение внимания звучащим предметом. Выражение своих желаний, благодарности,  обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением  предметного символа. Работа с использованием графических изображений  Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.  Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся класса  Понимание существительных: объекты, явления Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции)  Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.  Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.)  Употребление своего имени Употребление имен членов семьи, педагогов, учащихся класса Употребление в речи существительных Употребление простых предложений типа «Я хочу пить». Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного  устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)  посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения предметов и объектов  Использование графического изображения (электронного устройства)  для обозначения  признака предмета Использование графического изображения (электронного устройства)   для обозначения обобщающих понятий ( Использование графического изображения  (электронного устройства)  для обозначения признака действия, состояния (Использование  напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на  предмет, его признак. Использование электронного устройства для обозначения числа и  количества предметов Составление простых предложений с использованием графического  изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с  использованием графического изображения (электронного устройства). Составление  рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием  графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной  сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного  устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием 6 Чтение и письмо 15 графического изображения (электронного устройства) Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих . Использование карточек с  напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием  элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).  Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического  изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание  буквы (слога, слова, предложения). Планируемые результаты Минимальный уровень Достаточный уровень ­ Умение принимать партнера по коммуникации.  1.Коммуникация с использованием вербальных средств: ­Умение воспринимать обращения через тактильные, зрительные,  слуховые раздражители. ­ Умение обращать внимание на другого человека и получение ответа  на внимание ­ Умение согласиться на контакт и отказаться от контакта.  Установление ребѐнком контакта доступным способом. Способность  поддерживать контакт. ­Умение реагировать на собственное имя. Умение привлечь к себе  внимание, приветствовать и прощаться с собеседником звуком (словом, предложением).  ­ Умение выразить свои желания, просьбу звуком (словом,  предложением). Умение ответить на вопрос, поддержать диалог, задать вопрос словом (предложением). 2. Коммуникация с использованием невербальных средств: ­  Умение распознавать, что поступает сообщение. Умение  высказываться (вербально или невербально) ­Умение пользоваться помощью партнера при формулировании  высказывания. ­ Умение воспринимать речевое обращение и реагировать на него.  Внимание к речевому обращению и реагирование на него доступным  образом (изменение поведения, поворот лица и т.д.). Умение получать  вербальные ответы на свои сообщения (в том числе невербальные). ­Умение различать голос и прочие шумы. Умение узнавать голоса  знакомых людей. ­Умение реагировать на имя, просьбу, запрет. Умение понимать  похвалу и простые формы вежливости Независимая коммуникация: самостоятельно формулируемое  сообщение.  ­Умение продуцировать мануальные знаки с помощью движений  собственного тела. ­Умение пользоваться системой графических символов. ­Умение пользоваться предметами, для выражения сообщения 3. Импрессивная речь: ­Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков,  фотографий, пиктограмм, других графических символов. ­Понимание предложений. Понимание содержания элементарного  текста 4.Экспрессивная речь: ­Умение употреблять отдельные звуки, звукоподражания, звуковые  комплексы в соответствии с коммуникативной ситуацией. ­Умение употреблять простые по звуковому составу слов (мама, папа,  дядя и др.), собственное имя, называние имѐн членов семьи (учащихся  класса, педагогов класса), называние (употребление) слов,  обозначающих предмет, обобщающие понятия, действия предмета,  признак предмета, признак действия, состояние; слов, обозначающих  число, количество предметов называние (употребление) слов,  обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Называние  (употребление) предложений. Составление рассказа о прошедших,  планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста  по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки) 5. Экспрессия с использованием средств невербальной  коммуникации: ­Умение сообщить собственное имя, имена членов семьи (учащихся  класса, педагогов) посредством зависимой или независимой  коммуникации. ­Использование графического, предметного символа или мануального  знака для обозначения предметов и объектов, действия предмета,  признака предмета, обобщающих понятий, признака действия,  состояния для обозначения числа и количества предметов (пять,  второй и др.) Составление простых предложений с ответами на  вопросы по содержанию текста, составление рассказа по  последовательно продемонстрированным действиям, составление  рассказа по одной сюжетной картинке, составление рассказа по серии  сюжетных картинок, составление рассказа о прошедших, планируемых  событиях с использованием графического, предметного символа или  мануального знака. Составление рассказа  о себе с использованием графического, предметного символа или  мануального знака. 6. Чтение и письмо: 1.Элементы глобального чтения. ­Умение узнавать (различать) напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов, действий.  ­Умение использовать карточки с напечатанными словами как  дополнительное средства коммуникации. 2. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. ­Умение узнавать (различать) образы графем (букв).  ­Умение производить графические действия с использованием  элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).  3. Начальные навыки чтения и письма. ­Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.  Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).  Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога,  слова, предложения). Календарно­ тематическое планирование Коммуникация с использованием вербальных средств­ 6 ч.    1 четверть  часов­17 часов 1 2 3 01.09 06.09 08.09 Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником,  учет эмоционального состояния собеседника. Обводка по трафарету «Круг»  Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением. Обводка и штриховка по  трафарету «квадрат»  Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи.  Привлечение к себе внимания. Обводка по трафарету, штриховка «Треугольник». 1 1 1 13.09 15.09 20.09 22.09 27.09 29.09 04.10 06.10 11.10 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17  Привлечение к себе внимания. Выражение согласия (несогласия). Рисование прямых линий по  точкам..                                          Выражение благодарности.  Ответы на вопросы словом (предложением). Обводка по трафарету  «Овощи». Задавание вопросов предложением. Обводка по трафарету  «Фрукты». Коммуникация с использованием невербальных средств ­6ч Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение  мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Обводка по трафарету  «Слоненок». Ответы на вопросы с использованием жеста. Обводка по трафарету «Мышка»». Привлечение внимания; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим  предметом. Штриховка «Конь». Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью и др.с предъявлением  предметного символа. Штриховка «Корова». Выражение  своих желаний   с использованием графического изображения. Соединение квадрата  по точкам. Выражение   своих желаний с  использованием таблицы букв. Выражение своих желаний,  благодарности и др. с использованием карточек с напечатанными словами. Рисование домика по  точкам. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Импрессивная речь­  13 ч Понимание простых по звуковому составу слов (мама,папа, дядя идр.). Рисование  игрушки по   шаблону.   Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса,  педагогов. Рисование елки по точкам. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки и др.). Письмо примых линий  с наклоном. Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, транспорт, птицы и др.). Заполнение  круга точками. Понимание слов, обозначающих действия предмета. Заполнение квадрата точками . 2 четверть – 16 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 1 1 1 1 1 1 Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Обводка по  трафарету «Одежда».  Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние(громко, тихо, быстро, медленно и  др.). Обводка по трафарету «Одежда». Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по  шаблону «Лиса». Понимание слов, обозначающих число, количество предметов(пять, второй и др.). Обводка по  шаблону «Медведь». Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из­за и  др.). Обводка по шаблону «Заяц».  Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). Дорисовывание  предмета. Понимание сложных предложений ( с союзом и, а, если). Дорисовывание предмета. Понимание содержания текста. Рисование спирали. Экспрессивная речь­14ч Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,  звуковых комплексов.   Называние (употребление)  простых по звуковому составу слов. Рисование предмета по точкам. Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов ).  Штриховка «Звездочка». Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) обобщающих  понятий. Рисование пирамидки по показу. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Рисование бордюров по  показу. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Рисование бордюров по показу. 1 Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак. Рисование узоров по  1 точкам.  Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов. Рисование узоров  по точкам. Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Называние  (употребление) простых предложений. Рисование машинки по точкам. 3 четверть ­ 20 Называние (употребление) сложных предложений. Рисование кубика по точкам. Ответы на  вопросы по содержанию текста. Обводка по трафарету «Цветок». Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Письмо прямых  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 линий. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Письмо прямых линий с закруглением. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Штриховка буквы О. Составление рассказа о себе. Письмо буквы О по по показу. Пересказ текста по плану, представленному графическими.    Письмо элемента буквы А. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации­14 Сообщение своего имени,  имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством  напечатанного слова (электронного устройства). Штриховка «Посуда» Использование графического изображения  для обозначения предметов и объектов (посуда,  мебель, игрушки  и др.). Штриховка «Посуда» Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть,  сидеть, стоять   и др.). Обводка по трафарету «Овощи». Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина,  форма и др.). Обводка по трафарету «Фрукты». Использование графического изображения    для обозначения обобщающих понятий (посуда,  мебель, игрушки и др.). Штриховка «Машинка» Использование графического изображения   для обозначения признака действия,  состояния (громко, тихо, быстро и др.). Штриховка «Мяч». Использование напечатанного слова   для обозначения слова, указывающего на предмет, его  признак (я, он, мой, твой и др.). Обводка по трафарету «Бабочка» Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов(пять,  второй и др.). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения.    Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.  Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием  графического изображения.  Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического  изображения. Рисование снежинки по точкам. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения. Рисование   бордюров по показу.                                                Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения. Рисование бордюров по показу  по показу. Составление описательного рассказа с использованием предметов, предметных картинок,  мнемокартинок, слов, вопросов. Обводка по трафарету «Елочка». Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов,  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 действий.  Письмо буквы А, слогов с буквой А.   4 четверть Чтение и письмо­15 Использование    карточек    с напечатанными словами как средства коммуникации.  Узнавание (различение) образов графем (букв). Выделение звука «у»: в начале слова; в слогах, в словах; Правильное и отчетливое произнесение звука в изолированной  позиции . Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв  (слов). Выделение в устной речи звуков: Образование и чтение слов ау, уа. «а»,«у»  в начале  слова.   . . Выделение звука «м». Правильное произнесение его в изолированной позиции. Использование  карточек с напечатанными словами. Письмо  буквы М. Выделение звуков: «а», «у». Обозначение этих звуков соответствующими буквами.  Выделение звуков: «м», «о».Обозначение этих звуков соответствующими буквами. Составление,  сравнение и чтение слогов: мо, ом, ма, ам. Выделение звуков: «с», «у». Обозначение этих звуков соответствующими буквами.  Выделение звуков: «х», «о».Обозначение этих звуков соответствующими буквами.  Составление,сравнение  чтение и письмо слогов: ох, хо Чтение и письмо обратных слогов мо, ма , му Письмо прямых и обратных слогов ма, мо, му, ам,ум, ом .Письмо слов мама, муму Выделение звуков «С» Письмо строчной буквы С Письмо строчной буквы с и изученных букв Письмо заглавной буквы С. Чтение и письмо прямых слогов ас, ос, ус Выделение звука ш.  Письмо буквы Ш Письмо и чтение слов. Письмо предложений 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 Чтение и письмо изученных букв ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. «Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. И.М. Бгажноковой. – М., Владос, 2006 «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.М. Царева – Псков: Центр социального  2. проектирования «Возрождение», 2004.     Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными   словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, а также компьютерные программы. Материально­ техническое обеспечение Парты ученические Доска Ноутбук Шкафы Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение   Шалоболинская средняя общеобразовательная школа №18 Согласовано:                                                                                                                                             Утверждаю: Зам.директора по УВР _________О.Л.рищенко «______»_______2017г                 Директор школы           _________А.А.Кононов            «_______»_________2017г Адаптированная рабочая программа                                                  по предмету «Речь  и  альтернативная коммуникация»                                         для учащегося  7 класса с умеренной умственной отсталостью  на 2017­2018 учебный год Учитель­логопед:  Серебрякова.Г.П.                                                                                    Шалоболино 2017                                      Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение           Шалоболинская средняя общеобразовательная школа №18 Согласовано:                                                                                                                                             Утверждаю: Зам.директора по УВР _________О.Л.рищенко «______»_______2017г                 Директор школы           _________А.А.Кононов            «_______»_________2017г Адаптированная рабочая программа                                                  по предмету «Речь  и  альтернативная коммуникация»                                         для учащегося  7 класса с умеренной умственной отсталостью  на 2017­2018 учебный год                                                                                    Шалоболино 2017 Учитель­логопед:  Серебрякова.Г.П. Пояснительная записка    Рабочая программа по предмету «Альтернативная и дополнительная коммуникация» разработана на основании: Приказа  Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», примерной адаптированной общеобразовательной программы для детей с  ОВЗ. У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено  общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи  обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой  частью всей системы коррекционно­педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для  дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным  средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.     Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития  ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными  нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной,  регулирующей.    В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую  работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение  использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. Дети с умственной отсталостью имеют  конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно  формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный  запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. У многих детей языковые средства часто  оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации  позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации. Цель программы: Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. Применение и использование методик альтернативной коммуникации в социуме.  Задачи программы: Овладение умением пользоваться доступными средствами коммуникации в области экспрессивной, импрессивной  • речевой деятельности • В доступной форме расширить жизненный опыт ребенка. • Ориентировать ребенка в повседневных социальных контактах. Место учебного предмета в учебном плане Данный курс способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления  об средствах общения.  В свою очередь использование альтернативных средств коммуникации способствует эффективной  социализации его в обществе.            Возможности усвоения программного материала ребенком определяют объем и содержание необходимой помощи  каждому обучающемуся , исходя из особенностей развития обучающихся с умеренной  степенью умственной отсталости на  основании рекомендаций психолого­медико­педагогической комиссии. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально­ритмической, изобразительной,  конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются поставленные задачи. Это позволяет создавать основу для  более успешного усвоения обучающимися программных знаний; способствует развитию у них рефлексивных начал; дает  возможность спрогнозировать положительную дальнейшую социализацию в обществе. Общая характеристика учебного предмета.    Занятия по предмету « альтернативная коммуникация» проводятся 2  раза в неделю. В год 68 часа. На них ведущая роль  принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в  доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует его по  степени сложности. Исходя из особенностей развития каждого ребенка. В процессе урока учитель может использовать  различные виды деятельности: игровую (сюжетно ­ ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру),  конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению знаний. Содержание предмета «альтернативная коммуникация»  Содержание предмета «альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация с  использованием невербальных средств», « Развитие речи средствами невербальной коммуникации», «Чтение и письмо» Личностные и предметные результаты: В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умерен­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,  с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его  психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения  образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории  обучающихся.   Личностные результаты освоения программы могут включать: 1) 2)  осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; социально­эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии  3) природной и социальной частей; 4) 5) формирование уважительного отношения к окружающим; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов  6) учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных  7) нормах, общепринятых правилах; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и  8) сопереживания чувствам других людей; Результаты освоения коррекционного курса  Способность понимать обращенную речь.  Уметь пользоваться невербальными графическими знаками (рисунками, фотографиями, пиктограммами),  неспецифическими жестами.  Уметь использовать предметы для выражения потребностей путем указывания на них жестом, взглядом.  Использовать доступные жесты для передачи сообщений.  В доступных для конкретного ребенка формах планомерно расширить жизненный опыт, раскрыть максимальные  возможности ребенка адаптации в обществе, в самостоятельной жизни. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 Коммуникативное взаимодействие по теме «Наш класс» ­ 8 часов.     В этом блоке формируются различные формы общения с близкими людьми, педагогами, детьми : улыбка, проявление  радости, установление визуального контакта с другим человеком, протягивание руки при встрече, махание при прощании.  Формирование и отработка соответствующих жестов. 2.Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи» ­12 часов.     В этом блоке формируются различные бытовые ситуации, связанные с учебным процессом (уроком). Формирование  навыков манипулирования с учебными принадлежностями, расширение и обогащение словарного запаса. Формирование и  отработка соответствующих жестов и умений. 3. Коммуникативное взаимодействие по теме «Имя человека» ­4 часа.      В этом блоке формируются понимание и соотнесение конкретного имени    к   определенному человеку в классе;  социализация ребенка в коллективе. Формируется Я­концепция. 4. Формирование подражательно­речевой деятельности – 8 часов.      Этот блок направлен на развитие подражательно­речевой деятельности в форме звуков, любых проявлений. Имитация  движений под музыку способствует развитию моторики и мыслительных операций. Игры со звуками окружающей  действительности помогают обучающимся лучше ориентироваться в пространстве (как в закрытом, так и на улице). 5. Формирование практической  ситуации взаимодействия ­12 часов.      В этом блоке формируются невербальные (вербальные) просьбы и желания ребенка, с целью сообщения о своем состоянии, здоровья окружающим. Формирование и отработка соответствующих жестов, обозначающих желание одеться. Жест «хочу»,  «буду», «надо». Формируются коммуникации, обозначающие желание есть, пить, а так же ситуации реагирования на запрет, понимание  похвалы. Жест «могу», «возьму». 6. Коммуникативное взаимодействие по темам времен года ­12 часов.      Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима» ­4 часа. «Чтение» по фотографиям, картинкам названий предметов и явлений, дающих представление о зиме.      Коммуникативное взаимодействие по теме «Весна» ­4 часа. «Чтение» по фотографиям, картинкам названий предметов и явлений дающих представление о весне.      Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень ­4 часа. «Чтение» по фотографиям, картинкам названий предметов и явлений, дающих представление об осени.   7. Коммуникативное взаимодействие по теме «Гигиена» ­4 часа.     В этом блоке формируются различные бытовые ситуации связанные с уходом за собой. Расширение и обогащение  словарного запаса предметами личной гигиены. Обучение подбора к названному слову связанных с ним по смыслу слов, жест, картинок. 8. Коммуникативное взаимодействие по теме «Что нас окружает» ­4 часа. В этом блоке формируются основные события повседневной жизни (речевые и неречевые звуки, предметы из близкого  окружения). Разыгрываются ситуации отрицания, утверждения помогающие выразить свои потребности и поддерживать связь с социумом. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ «Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.,  Владос, 2006 «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / под ред. А.М. Царева – Псков: Центр социального  проектирования «Возрождение», 2004.     Техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв,    карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради, а также  компьютерные программы.   Календарно­тематическое планирование составляется с учетом основного диагноза. Данное планирование разработано для  детей с умеренной степенью умственной отсталостью с синдромом Дауна. КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» ­                           1дополнительный класс № п\п I. II. III. Дата Название раздела, тематика  занятий Обследование детей Коммуникативное  взаимодействие по теме «Наш  класс» Находить взглядом  одноклассника. Проявлять радость от своего  имени. Установление визуального  контакта с одноклассником,  педагогом. Протягивание руки при встречи с педагогом, одноклассником. Прощание (жест рукой). Жест «дай». Жест «на». Жест «пока». Коммуникативное  взаимодействие по теме  «Учебные вещи». Понимание простых бытовых  инструкций. Соотнесение слова­названия с  предметом. Прим. Кол­ во  часов 2 8 1 1 1 1 1 1 1 1 12 2 2 Выполнение определенных  действий с учебными  предметами. Выполнение поручений педагога  в классе. Жест «да». Жест «нет». Дополнение недоговоренного  предложения жестом, картинкой. Штриховка. Коммуникативное  взаимодействие по теме «Имя  человека». Понимание и соотнесение  конкретного имени к    определенному человеку в  классе. Дополнение недоговоренного  предложения жестом, картинкой. Жест «Я». Жест «Меня зовут». Формирование подражательно­ речевой деятельности. Развитие подражательно­речевой деятельности в форме звуков.  Дидактическая игра «Слушай и  повторяй». Развитие подражательно­речевой деятельности в форме любых  2 2 1 1 1 1 4 1 1 1 1 8 2 1 IV. V. VI. проявлений. Имитация движений под музыку. Жест «Приветствие». Упражнения со звуками  окружающей действительности Игры со звуками окружающей  действительности Формирование практической   ситуации взаимодействия Выражение невербально  (вербально) просьбы и желания Сообщение о своем состоянии.  Жест «где болит» Подбор к названному слову  связанные с ним по смыслу  слова, жесты, картинки. Формирование движений,  обозначающих желание одеться. Жест «Хочу», «буду», «надо». Дополнение недоговоренного  предложения жестом, картинкой. Формирование коммуникации,  обозначающие желание есть, пить Формирование выполнения  действий при произнесении  педагогом условленного слова. Жест «хорошо», «плохо». Ситуации реагирования на  запрет, понимание похвалы.  2 1 1 1 12 1 1 2 1 1 1 2 1 2 VII. VIII . IX. Жест «могу», «возьму». Коммуникативное  взаимодействие по теме  «Зима». «Чтение» по фотографиям,  картинкам названий предметов и  явлений: зима, снег, небо. Жест «хорошо», «отлично». Жест «веселье» (праздник). Коммуникативное  взаимодействие по теме  «Весна». «Чтение» по фотографиям,  картинкам названий предметов и явлений: весна, оттепель,  потепление. Жест «не хочу». Подбор к названному слову  связанные с ним по смыслу  слова, жесты, картинки. Коммуникативное  взаимодействие по теме  «Осень». «Чтение» по фотографиям,  картинкам названий предметов и явлений: осень, листья, дождь,  лужи, мокро(сыро). Жест «одеваться». Подбор к названному слову  4 2 1 1 4 2 1 1 4 2 1 1 X. XI. связанные с ним по смыслу  слова, жесты, картинки. Коммуникативное  взаимодействие по теме  «Гигиена». Понимание названий предметов  личной гигиены. Подбор к названному слову  связанные с ним по смыслу  слова, жесты, картинки. Жест «чистый», «грязный». Обведение  по контуру  трафаретов по пройденной теме Коммуникативное  взаимодействие по теме «Что  нас окружает». Понимание (произнесение)  названий предметов . Подбор к названному слову  связанные с ним по смыслу  слова, жесты, картинки. Жест «тихо», «там». Разыгрывание ситуации  отрицания, утверждения. 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"

Программа "Речь и альтернативные коммуникации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018