Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Оценка 4.6
Документация +6
doc
воспитательная работа +1
Все классы
12.03.2019
Постоянное развитие умений и пополнение багажа знаний важно для каждого человека, но для учителя самообразование — это фундаментальная составляющая профессионализма. Сегодня эта работа не просто желательна, она является обязательной, исходя из требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), которым руководствуются все учреждения системы образования при составлении программ, планов работы, определения целей и задач современного процесса обучения и воспитания подрастающего поколения.
пр-ма самообр.doc
Методические компоненты программы самообразования по ФГОС для
учителя начальных классов
Постоянное развитие умений и пополнение багажа знаний важно для каждого
человека, но для учителя самообразование — это фундаментальная составляющая
профессионализма. Сегодня эта работа не просто желательна, она является обязательной,
исходя из требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта
(ФГОС), которым руководствуются все учреждения системы образования при составлении
программ, планов работы, определения целей и задач современного процесса обучения и
воспитания подрастающего поколения. Ниже рассматривается пример создания плана
собственного профессионального развития для учителя, работающего в начальных классах.
Как организовать рабочий процесс по самообразованию
По ФГОС, смысл самообразования сводится к удовлетворению возрастающих
потребностей учителя в самореализации, что достигается путём непрерывного повышения
Суть этого процесса
мастерства педагога и всестороннего развития личности.
заключается в получении, анализе и совершенствовании умений решать те или иные
задачи, овладевать навыками и культурой умственного труда, а также постоянно
самосовершенствоваться. Только самодостаточная личность будет интересна детям.
Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью, чтобы зажечь
другого, надо самому гореть. (Ж. Сименон)
Для учителя система самообразования — это не отрывочное изучение передового
опыта, а чётко структурированная работа, которая реализуется в рамках специальной
программы с учётом наиболее актуальных тем.
Требования
Повышение уровня профессионализма — это способ непрерывного развития
личности педагога. Образовательным стандартом определены основные направления
самообразования:
изучение новой информации и передового опыта коллег;
самостоятельное приобретение знаний через педагогическую деятельность;
самоанализ и самооценка собственной работы.
Таким образом, повышение квалификационного уровня учителя — это не только
дань специфике профессии, но и требование современного общества. Эволюционные
изменения в науке и практике определяют расширение спектра вопросов, связанных с
самыми разными сторонами жизни, помощь в решении которых ложится на плечи педагога.
Получается, что успех педагогической деятельности непосредственно зависит и от
уровня самообразования личности.
Только ответив честно на вопрос: «Чего я не знаю», можно добиться того, что на
этот же вопрос вам честно ответят дети.
Цели Самообразование педагога начальных классов по ФГОС ставит перед собой
следующие цели:
ознакомление и овладение новыми профессиональными технологиями;
работа над повышением качества компонентов, участвующих в
образовательном процессе, в частности в обучении и воспитании детей;
создание условий для всестороннего развития познавательной сферы
учащихся.
Задачи
Для успешной реализации поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
изучить и частично (или полностью) применять новые педтехнологии;
развивать познавательную активность у детей;
постоянно повышать уровень своей методической грамотности;
изучать методическую литературу по выбранной теме;
обобщать и распространять полученный опыт.
Принципы
Важное условие реализации программы по самообразованию — соблюдение таких
принципов работы, как:
непрерывность (учитель выбирает тему и работает над ней длительный
период времени, обычно в течение 3–4 лет);
взаимосвязь и преемственность (после окончания периода разработки одной
темы педагог берёт следующую, как правило, связанную с предыдущей);
соответствие целям (процесс освоения программы идёт в рамках
поставленных целей и задач);
доступность (теоретические принципы должны быть реальными для
воплощения на практике);
опережающий характер (учитель интересен детям любого возраста только в
том случае, когда они уверены, что он знает больше, чем они, а учитывая
темпы развития современного общества, педагог должен идти в ногу со
временем);
единство общей и профессиональной культуры (при составлении
программы по самообразованию учитель должен следовать принятым в
обществе нормам и правилам, соблюдать профессиональную этику).
Источники Собственные мысли и наблюдения, методически переработанные и внедрённые в
практику — это, безусловно, важный источник самообразования. Однако не менее важно
быть в курсе того, что представлено в таких источниках, как:
СМИ (в том числе и на интернетресурсах);
методическая, научнопопулярная, а также художественная литература;
семинары, вебинары, которые учитель посещает очно или заочно;
конференции, лектории, мероприятия по обмену методическим опытом
(участие в педагогических конференциях является важным аспектом
самообразования);
программы курсов повышения квалификации;
методическая копилка школьных научнопрактических конференций.
Формы организации процесса
Самообразование может проходить в двух формах:
индивидуальной (инициатором является сам учитель), включающей в себя
посещение уроков других учителей, участие в советах педагогических работников школы,
в работе методического объединения педагогов района, города, региона;
групповой (инициатором выступает руководство отделов образования),
предполагающей подготовку педсоветов, заседаний методических объединений, курсовую
подготовку совместно с коллегами.
Процесс подготовки каждого из этих мероприятий отображается в
документальном виде (планы, сценарии, отчёты, сертификаты, дипломы) и
составляет папку педагога по самообразованию.
Как составить и выполнить методический план по самообразованию
План самообразования учителя начальных классов, по ФГОС, должен включать
цели, задачи работы, предполагаемые результаты и планируемые авторские разработки.
Этапы и формы представления результатов программы
Программа по самообразованию реализуется в 3 этапа.
Теоретический этап
Обычно на него выделяется около года работы. За это время педагог выполняет
следующее:
формулирует тему, ставит цели и задачи работы;
знакомится с психологопедагогической и методической литературой по
конкретному вопросу; разрабатывает систему мероприятий для решения задач и их реализации на
практике, то есть в обучении и воспитании;
обновляет свои знания по профессии;
прогнозирует ожидаемые результаты, а также намечает формат их презентации
(цикл открытых уроков, публикации в профессиональной литературе и пр.)
Курсы повышения квалификации — неотъемлемая часть теоретического этапа.
Практический этап
На него тоже, как правило, отводится год, за который учитель
создаёт комплект авторских педагогических разработок;
корректирует работу по теме;
оформляет результаты работы по теме;
готовит творческие отчёты о ходе самообразования;
посещает открытые уроки, семинары, курсы.
Этап оценки
На эту работу — в зависимости от темы — можно потратить от года до 1,5–2 лет.
В этот период педагог
анализирует свою работу по проблеме;
создаёт собственный банк статей по теме;
представляет свой опыт на различных методических семинарах, сайтах,
конференциях.
Важно учитывать, что уже на этапе оценки педагог начинает продумывать
следующую тему, намечает связи с уже отработанной.
Списки тем для самообразования учителя начальных классов
Учителям начальных классов рекомендованы темы, которые можно соотнести с
любым предметом преподавания (учитывая специфику, ведь педагог преподаёт
практически все предметы).
Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных
действий.
Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной
деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций
по отношению к учебной деятельности. Развитие творческих способностей детей в трудовой деятельности в
условиях реализации ФГОС НОО.
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках
реализации стандартов второго поколения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД
младших школьников.
Групповая и парная работа как средство формирования коммуникативных
УУД.
Развитие проектных навыков у младших школьников.
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника.
Особенности духовнонравственного воспитания младших школьников в
условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Возможности использования УМК «Начальная школа XXI века» для
повышения качества образования в условиях реализации стандартов
второго поколения.
Обеспечение преемственности программы формирования УУД при
переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Контрольнооценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО.
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках
русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира) по
ФГОС НОО.
Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках
ФГОС второго поколения.
Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС
НОО.
Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной
школы в условиях реализации ФГОС НОО.
Взаимодействие игровой и учебнопознавательной деятельности младших
школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности
в рамках ФГОС НОО.
Проектная деятельность как средство формирования УУД в условиях
реализации ФГОС.
Проектноисследовательская деятельность как важное направление в
начальной школе. Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной
деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в условиях реализации ФГОС.
Здоровьесберегающие технологии как средство формирования навыков
здорового образа жизни у учащихся начальных классов.
Тестирование как одна из форм технологии оценивания планируемых
результатов.
Воспитание творческой направленности личности младших школьников в
условиях коллективной деятельности.
При этом есть несколько тем, рекомендованных для учителей математики:
Развитие логического мышления на уроках математики по ФГОС НОО.
Решение нагляднодейственных задач на уроках математики в условиях
перехода на ФГОС НОО.
Развитие ИКТкомпетентности младших школьников в условиях внедрения
ФГОС НОО.
Для учителей, специализирующихся на преподавании языка и литературы, темы
предлагаются следующие:
Повышение качества чтения и письма у младших школьников, имеющих
недостатки в звуковом анализе слов.
Взаимодействие учителя и учащихся на уроках литературного чтения по
ФГОС НОО.
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через
умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
Формирование эффективных навыков беглого чтения у младших
школьников.
Формирование орфографической зоркости у учащихся начальных классов.
Если у педагога вызывает интерес внеурочная деятельность, то можно выбрать
такие темы, как:
Развитие речи младших школьников на уроках и внеклассных занятиях.
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках
реализации ФГОС.
Для преподавателей групп продлённого дня, кроме тем о внеклассной
деятельности, есть вариант:
Развитие творческих способностей младших школьников в условиях ГПД. Деление тем по предметам и видам образовательной деятельности для
учителя начальной школы не является принципиальным вопросом.
Доклады и выступления по теме помогают найти практическое применение
изученной теории.
Пример программы
Название
Автор
«План самообразования учителя начальных классов»
Мокшанова Ираида Викторовна
Тема
самообразования
Проектная деятельность,
универсальных учебных действий (УУД)
как средство формирования
Цель
Задачи
Перечень вопросов
по самообразованию
Предполагаемые
результаты
Способствовать формированию УУД через внедрение технологии
проектной деятельности в рамках реализации ФГОС
воспитание патриотических чувств,
национальной культуре и традициям,
нравственных и духовных качеств личности;
приобщение к
воспитание
использование технологии проектной деятельности с целью
формирования УУД;
внедрение интерактивных форм организации учебного
процесса
целью формирования ключевых
компетентностей и повышения мотивации учащихся;
с
повышение качества проведения учебных занятий на основе
внедрения новых технологий;
разработка учебных, дидактических материалов.
изучение психологопедагогической литературы;
разработка программнометодического обеспечения
учебновоспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и
деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других
преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование
методов учебновоспитательного процесса.
разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
формирование у ученика внутренней позиция школьника на
уровне положительного отношения к школе, понимание
необходимости учения, способности к самооценке, умения
планировать,
действия,
формулировать собственное мнение, осуществлять поиск
необходимой информации;
контролировать
свои
повышение качества преподаваемых предметов;
участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и
районного МО учителей начальных классов;
умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчёта по
проделанной работе
Выступление на заседаниях ШМО и педсовете…>
Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность
Практический Внедрение
работы.
опыта
Формирование
методического
комплекса.
Корректировка
работы.
2017 –
2020
годы
Создание рабочих программ по
предметам в соответствии с ФГОС
НОО.
Выступление на ШМО «Проектная
деятельность
средство
формирования УУД».
как
Обобщающий Подведение итогов.
Оформление
результатов работы.
2017 –
2020
годы
Участие в работе МО учителей
начальных классов и в проведении
семинаров.
Участие и достижение результатов в
и
муниципальных,
всероссийских
и
олимпиадах.
областных
конкурсах
Консультативная помощь учителям и
учащимся.
Как оформить папку по самообразованию
Оформление папки по самообразованию — это трудоёмкий процесс, который
сопровождает педагога уже с первых дней работы над темой. Формат этого документа
обсуждается на педагогическом совете школы, но в целом есть несколько общих
принципов наполнения формы содержанием. Индивидуальная карта учителя. В ней представлены личные данные:
указаны ФИО педагога, дата рождения, образование, специальность по
диплому, место работы, занимаемая должность, дата назначения на
должность, стаж работы, педагогический стаж, квалификационная
категория дата её присвоения.
План самообразования, где указаны тема, цели, задачи, перечень решаемых
вопросов, предполагаемые результаты, форма работы по самообразованию.
Этапы работы. Этот блок может быть представлен в виде отдельных
таблиц, или глав, в которых освещены все теоретические и практические
разработки по теме. Особое внимание стоит уделить последнему этапу —
оценке результатов, где обязательно должны быть оригиналы (если
разрешено, то копии) полученных дипломов, сертификатов, фотоотчёты и
публикации (фотоотчёты о работе с детьми — обязательный компонент
папки по самообразованию).
Самообразование учителя начальных классов по ФГОС — это важный этап
профессионального становления педагога. Выбор темы, её разработка — процесс
длительный, поэтому подходить к этому следует осмысленно, вдумчиво. Постановка
целей, задач, формулирование ожидаемых результатов, практическое внедрение
полученных знаний и оценка собственного труда — вот основные аспекты работы над
профессиональным совершенствованием.
Не менее важно и правильное,
своевременное оформление папки по самообразованию, сопровождающее каждый
этап выполнения программы.
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Программа самообразования учителя начальных классов по ФГОС (Методические компоненты)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.