Программа Школа одинокого родителя
Оценка 5

Программа Школа одинокого родителя

Оценка 5
Работа с родителями
docx
психологическая работа +2
Взрослым
22.04.2018
Программа Школа одинокого родителя
Целью программы является помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, воспитывающим детей в одиночку. Мобилизация усилий родителей на решение воспитательных задач в семье и школе, повышение статуса неполной семьи. Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач: - изучение социального статуса семей учащихся, с последующим выявлением неполных семей, нуждающихся в помощи; - создание системы психолого-педагогической поддержки неполной семьи; - оказание консультативной и психологической помощи матерям и отцам-одиночкам со стороны разных специалистов: учителей, психолога, социального педагога, классного руководителя, медика; - повышения знаний родителей по вопросам детской и возрастной психологии, особенностей развития личности ребенка, взаимодействия с ребенком на разных этапах его развития. -- обеспечение психологической поддержки семьи и ребенка воспитывающего в неполной семье; - пропаганда положительного опыта семейного воспитания и ценностей здорового образа жизни; сохранения и укрепления здоровья. - повышение ответственности родителей за воспитание своих детей.Программа Школа одинокого родителя
Школа одинокого родителя.docx
МАОУ «СОШ № 4» г. Гая Педагог­психолог:  Андрюшкина Н.Н. Пояснительная записка. 2018г. 1.  Содержание   проблемы   и   обоснование   необходимости   её   решения программными методами.  В последние десятилетия произошли значительные изменения, затронувшие практически   все   стороны   социально­экономических   и   человеческих   отношений:   экономические   и   др. структурные, Переоцениваются сложившиеся представления о мире и человеке, о системе его   содержательные,   управленческие, ценностных   ориентаций,   характере   личностной   самореализации,   которые объективно основываются на сформированности у человека чувства собственной самодостаточности, личностно­ориентированной автономии, чувства собственного достоинства. Чувство собственного достоинства составляет основу становления личности, имеющую интегрирующее значение в целостном процессе ее развития, отражает оценку человеком собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, обеспечивает конструктивное, долговременное и полноценное функционирование   данных   процессов.   Благодаря   ему,   человек   узнает   о   своих качествах,  достоинствах   и  недостатках,  осуществляет   наиболее   совершенный   и наиболее   типичный   для   морали   способ   регулирования   поведения.   Осознавать присутствие чувства собственного достоинства может и должен каждый человек, независимо от социального, экономического, психологического статуса.  В нашем обществе не принято говорить об одиноких папах, как будто их вовсе не существует. Тем не менее, они есть. Социологи заявляют, что количество отцов­одиночек   скоро   может   увеличиться.   Пока   не   ясно,   с   чем   связана   такая тенденция.   Согласитесь,   когда   речь   идет   о   неполных   семьях,   в   98%   случаев подразумеваются матери­одиночки.    В  отечественной   науке   проблема   одинокого  ­   отцовства   практически   не изучена.   В   больше   мере   изучены   проблемы   неполных   семей   и   причины   их формирования,   им   посвящены   работы   Агеевой   О.В.,   Бахуташвили   Т.В.,   М. Босанац, Дементьевой И.Ф., Т.А. Гурко, Калабихиной И.Е., М. Киблицкой, Л. Г. Луняковой,   Медяной   Н.В.,   Рубан   М.   Л.,   Суворовой   О.В.,   Тамоновой   Д.М.   и других. В трудах,  посвященных неполным семьям рассмотрены общие проблемы данных   семей,   особенности   жизнедеятельности   чаще   одиноких   матерей   в состоянии жизненных затруднений.  Дело в том, что одинокие отцы не привыкли быть на виду. Они не жалуются, не отсуживают алиментов, не добиваются льгот и пособий. Со всеми трудностями предпочитают справляться самостоятельно. Такова мужская натура.  В настоящее время в российском законодательстве четко не определен правовой статус лиц, которых возможно отнести к категории "отец­одиночка".  Одинокому   папе   приходится   трудно.   Согласимся,   мужчине   нелегко соперничать   с   женщиной:   терпение,   доброта,   ласка,   то,   что   мы   называем "материнской нежностью", свойственны больше представительницам прекрасного пола, так уж распорядилась природа. Но это вовсе не значит, что отец не может хорошо   воспитать   и   вырастить   детей.   Общество   должно   тщательно   изучать   и поддерживать   любые   мужские   инициативы,   способствующие   формированию ответственного отцовства.    Поэтому   «Школа   одиноких   родителя»   должна   объединить   родителей самостоятельно   воспитывающих   детей.   Одним   из   основных   направлений деятельности   должно   стать   выявление   неполных   и   оказание   различных   форм поддержки.   Деятельность   школы   одиноких   отцов   должна   основываться   на следующих принципах:  ­  признание важности и уникальности воспитания в семье для каждого ребенка;  ­ доступность получения  психолого­педагогической помощи для разных категорий населения;  ­   приоритет   прав,   интересов,   защиты   детей,   несовершеннолетних,   попавших   в трудную жизненную ситуацию.   Предполагается  оказание  консультативной   помощи  со  стороны  педагогов, психолога,   медика,   социального   педагога   по   вопросам   особенностей   развития личности   ребенка,   взаимодействия   с   ребенком   на   разных   этапах   его   развития, воспитания и обучения, сохранения и укрепления здоровья.   Занятия   будут   проводиться   в   форме   тренингов,   практических   занятий, семинаров. 2. Основные цели и задачи программы.  Целью  программы   является  помощь   семьям,   оказавшимся   в   трудной жизненной   ситуации,   воспитывающим   детей   в   одиночку.     Мобилизация   усилий родителей  на решение воспитательных задач в семье и школе, повышение статуса неполной семьи. Поставленная цель достигается за счёт  решения следующих задач: ­   изучение   социального   статуса   семей   учащихся,   с   последующим   выявлением неполных семей, нуждающихся в помощи;  ­ создание системы психолого­педагогической поддержки неполной семьи; ­   оказание   консультативной   и   психологической   помощи   матерям   и   отцам­ одиночкам   со   стороны   разных   специалистов:   учителей,   психолога,   социального педагога, классного руководителя, медика;  ­  повышения   знаний   родителей  по   вопросам   детской   и  возрастной   психологии, особенностей развития личности ребенка, взаимодействия с ребенком на разных этапах его развития.  ­ обеспечение психологической поддержки семьи   и ребенка воспитывающего в неполной семье;  ­ пропаганда положительного опыта семейного воспитания и ценностей здорового образа жизни; сохранения и укрепления здоровья.  ­ повышение ответственности родителей за воспитание своих детей.  3. Нормативно­правовая база: Конституция Российской Федерации Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) Федеральный закон РФ «Об образовании» (в действующей редакции) Семейного кодекса РФ Федеральный закон  от 24 июля 1998 года № 124­ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»  Федеральный   закон   от   24   июня   1999   г   .№   120   ­   ФЗ   «Об   основах   системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа»   (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 года № Пр­271) Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 годы» Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: Данилюк  А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.). утверждена в 2009 г. Рекомендации   по   совершенствования   «уклада   школьной   жизни»   в   условиях обновления структуры  и содержания общего образования (письмо Министерства образования РФ от 17 сентября 2001 г. № 22­06­1222) Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (письмо   Минобрнауки России от 14 мая 2004 г. №14­51­131) Приказ   Минобрнауки   России   от   28   декабря   2010   г.   №2106   «Об   утверждении федеральных   требований   к   образовательным   учреждениям   в   части   охраны здоровья обучающихся, воспитанников» Основы   государственной   политики   Российской   Федерации   в   сфере   развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом  РФ 28 апреля 2011 г. №Пр­1168) 4. Организация и методы тренинговой работы с отцами: Участие одиноких пап в тренинговых занятиях положительно  влияет на психическое состояние, повышается его самооценка и самопринятие. Этот комплекс   личностных   изменений,   влияющий   в  итоге на решение различных семейных проблем, можно считать подтверждением результативности групповых занятий как формы психологической поддержки человека.  Система   тренинговой   работы   повышения   продуктивности   отцовства, состоит из нескольких блоков:  I    Блок  ­  «разогрев», формирование доверительных отношений, II  Блок  ­  лекционный,   информирования   родителя   по   актуальным психолого­педагогическим вопросам,  III Блок ­ практический, формирования умений и навыков.  Занятия проводятся в рамках групп встреч и включают 9 встреч в течение года.  В данной работе психологическая поддержка рассматривается как заданное воздействие   на   клиента   в   целях   изменения   его   психического  состояния   для облегчения   процесса   принятия   роли   отца,   взаимодействия   с   ребенком, обеспечения   повышения   продуктивности   отцовства.   Реализация   данного воздействия может быть осуществлена на нескольких уровнях:  когнитивном — как повышение самооценки, коррекция пред ставлений ●          человека о самом себе; ●   мотивационном   —   как   повышение   активности   человека,   актуа лизация потребности в самопознании и саморазвитии; ●   эмоциональном   —   как   изменение   текущего   состояния   клиента   и формирование умений саморегуляции; ●   поведенческом   —  как   формирование   эффективных   умений   и навыков для повышения эффективности операциональной сферы отцовства. В   соответствии   с   таким   подходом   основными   задачами   данной тренинговой работы являются: • снятие   эмоционального   напряжения   для   обеспечения   эффек­ тивности   взаимодействия   с   ребенком;   актуализация   эмоционального отношения к ребенку; • информирование   отцов   о   возможных   способах   взаимодействия  с ребенком; • информирование   отцов   о   влиянии   отца   на   развитие   ребенка  и возможных последствиях нарушений отношений в диаде отец­ребенок; • обучение умениям и навыкам эффективного поведения. Таким   образом,   в   работе   с   отцами   необходимы   мероприятия,   на­ правленные   на   оптимизацию   их   состояния,   повышение   активности   и ответственности. Таким   образом,   главными   задачами   тренинга   являются   обеспечение отцов   информацией,   обучение   навыкам   взаимодействия   с   ребенком   и оказание помощи в практическом применении полученных  навыков в целях оптимизации этого взаимодействия. Тренинговая программа включает теоретическую и практическую части. В теоретическом курсе излагаются постулаты детской, семейной психологии и психологии   развития,   данные   о   развитии   ребенка,  о   влиянии   отца   на развитие ребенка, о специфических функциях и роли отца в жизни ребенка и   семьи,   а   также   данные   акмеологии  о   развитии   личности   в   период взрослости,  кроме   того  ­   о   способах  взаимодействия   с  ребенком,  а  также данные   о   конкретной   деятельности,   например,   о   способах   решения конфликтных ситуаций, а также примеры взаимодействия с ребенком других отцов. Практическая часть включает в себя упражнения на принятие роли отца на   различных   уровнях:   когнитивном,   поведенческом   и   саморегулятивном (эмоциональном и мотивационном). В процессе занятий используются разнообразные приемы и методы работы: психотехнические игры и упражнения, методы «мозгового штурма», дискуссии, элементы психодрамы, сказкотерапия, ролевые игры. Отрабатываются умения и навыки   общения.  Для  выявление   сферы   проблем   и   ресурсов   в   отношениях между   родителями   и   детьми,  особенностей   детско­родительских   отношений, проводится анкетирование, тестирование:  «Анализ семейного воспитания» ­ (Э. Г. Эйдемиллер), «Подростки о родителях» ­ модификация «ADOR» Шафера), «PARI» ­ измерение родительских установок и реакций. Содержание   групповых   занятий   адекватно   отражает   основные психологические   проблемы,   возникающие   в   процессе   взаимодействия   с ребенком.   Они   направлены   на   формирование   психических  состояний   и развитие   личностных   качеств,   обеспечивающих   возможность   оптимизации действий человека в данной жизненной ситуации (повышение эмоциональной устойчивости и уверенности в себе, информированности, повышение степени экстравертированности,   формирование   практичности   и   реалистического представления о жизни и самом себе. Содержание занятий кратко представлено в таблице. 5. Сроки реализации: 2017­2020 год.  6.   Исполнители   программы:  психолог, медик, социальный педагог, классные руководители.   администрация   МАОУ   «СОШ   №   4»   г.   Гая, 8. Ожидаемый результат. Повышение   уровня   социальной   защищенности   неполных   семей   отцов­ одиночек.  Мобилизация усилий отцов на решение воспитательных задач в семье и школе, путем повышение уровня их психолого­педагогических знаний.  Повышение статуса   и   роли   отца   в   воспитании   детей.   Пропаганда   положительного   опыта семейного   воспитания   и   ценностей   здорового   образа   жизни;   повышение ответственности родителей за воспитание своих детей.  Содержание занятий тренинга: № п/п Тема Лекция Ключевые упражнения Сроки проведен Ответств енный 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. «Роль отца и матери в развитии ребенка» «Как помочь ребенку с обучением?» «Общение   в   семье   – умение   слушать   и слышать». «Половозрастные особенности   развития детей» «Проблемный ребенок или   возрастной   кризис? Возрастные   кризисы­ 7 лет, 12­14лет. «Родительская ответственность» Тренинг взаимодействия с ребенком: «Папа/Мама и Я – дружная семья!»   «Методы   воспитания: кнутом или пряником?! «Вредные привычки  и их влияние на здоровье подростка» «Отец   –   Отчество   – Отечество». День Отечества. Защитника     «Мама   –   главное слово на свете» Международный Женский день. Обсуждение   целей, мозговой   штурм: «Функции   отца  и матери». Дискуссия,   ролевые игры. Дискуссия «Современный подросток»,  ролевые игры.   от «Яблоко яблони...», «Кто Я», «Любимая  фраза моих   родителей», «Незаконченные предложения», «Портрет семьи». «Выращивание цветка»,  «Письмо ребенку   через   10 лет», сказкотерапия. Презентация «Великие   отцы   – отцы великих» Конкурсы, поздравление. Презентация­ «Мама   –   главное слово на свете» ия Сентябрь Психолог, Классный руководи тель Октябрь Психолог Медик Ноябрь Психолог, Социальн ый педагог Декабрь Психолог Январь Психолог, Медик Психолог, Классный руководи тель Психолог, Февраль Март История детства. Исторические модели семьи. Половозрастн ые особенности развития детей Влияние родительског о   воспитания на   развитие личности ребенка  Хорошо   ли   я знаю   своего ребенка? Тест: «Подростки о родителях» Тест: «Анализ семейного воспитания» Роль   отца   в воспитании мальчика, мужчины, гражданина. Роль   матери в   воспитании детей:  Мама для девочки и мама  для мальчика. «Родители как транслятор культуры»   Межпоколенн ая коммуникаци Дискуссия, сказкотерапия   — анализ образа отца и Апрель Психолог, папа, «Мама,   не уходите!   Развод   и общение   ребенка   с родителями»  я в семье. Тест   «PARI»   ­ измерение родительских установок   и реакций. 9. «Международный День Отца» Традиции праздника   в разных странах мира.   матери  в   сказках   и мифах,  «Семейное дерево», «Мир увлечений» Проигрывание ситуации   развода   в семье, решение вопроса   общения ребенка с родителями. Конкурсы, поздравление.     Социальн ый педагог  Психолог, классный руководи тель Май Литература: Абрамова Г.С. Возрастная психология. ­ М.: ИЦ «Академия», 1998. ­ 672 с. Аверин В.А.  Психология личности. Уч. пособие. — СПб.: Изд­во В.А. Михайлова,1999.­89 с. Алексеева А.В. Семейная психология и семейная терапия. ­ 2003. — № 4. — С. 25.  Алешина Ю.Е.  Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. — М., 1999.  Алферова   Е.В. —   208   с.  Изучение   отношения   мужчин   среднего   возраста   к распределению  ролей   в   семье   //   Материалы   Второй   Всероссийской   научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3­х ч. Ч. 1. / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. ­ М., 2005. ­ С. 33­35. Архиреееа Т.В. Влияние отношений с отцом на мотивационно­ценностные аспекты родительства у мужчин, имеющих детей // Материалы Второй Всероссийской науч­ ной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3­х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Шабельникова и А.Г. Лидерса. ­ М., 2005. ­ С. 64­74. Беляева Т.Е., Сокол О.В. Стереотипы современного отцовства // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской   семьи».   В   3­х   ч.   Ч.   1   /   Под   общ.  ред.   В.К.   Шабельникова   и  А.Г. Лидерса. — М., 2005.­С. 123­133. БожовичЛ.И.  Личность   и   ее   формирование   в   детском   возрасте.   —   М.: Просвещение, 1968. ­ 464 с. Борисенко Ю.В. Проблема социальной детерминации отцовства // Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях. Сборник научных статей   по   результатам   Всероссийской   конференции   10—11   ноября   2005г.   — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. ­ С. 178­180. Браун Дж., КристенсенД.  Теория и практика семейной психотерапии. — СПб.:Питер, 2001. ­ 352 с. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. — М.: Класс, 1995. — 109 с. Дементьева   И.Ф.  Негативные   факторы   воспитания   детей   в   неполной семье // Социс.­2001.­№ 11.­С. 108­113. Демчук Н.А. Влияние родительской семьи на психологическую готовность юношей к отцовству//Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Психологиче­ ские проблемы современной российской семьи». В 3­х ч. Ч. 1 / Под общ. ред. В.К. Ша­бельникова и А.Г. Лидерса. ­ М., 2005. ­ С. 336­340. Ковалев В.С. Психология современной семьи. — М., 1988. Кэмерон­Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. ­ Воронеж: МОДЕК, 1993.­ 256с. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. ­ М.: Знание, 1992. ­ 191 с. Овчарова Р.В.  Психологическое сопровождение родительства. ­ М.: Изд­во Института психотерапии, 2003. ­ 319 с. Скотт Д.Г. Конфликты, пути их преодоления. ­ Киев, 1988. Скотт Д. Т. Способы разрешения конфликтов. — Киев, 1999. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. — М., 1995. — 276 с. Черкасове. Развод как благо. ­ СПб., 1994. Черников   А.В.  Интегративная   модель   системной   семейной психотерапевтической диагностики. ­ М., 1997. ­ 160 с.

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя

Программа Школа одинокого родителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018