Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой и авторской программы М.Н.Перовой и В.В.Эк «Математика»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 19.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи: 1. Формировать осознанные и прочные во многих случаях доведенные до автоматизма навыки вычислений, представления о геометрических фигурах. 2. Научить читать и записывать числа до 20. 3. Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Основные направления коррекционной работы: • развитие зрительного восприятия и узнавания; • развитие пространственных представлений и ориентации; • развитие основных мыслительных операций; • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; • обогащение словаря; • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся Учащиеся должны знать: числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке; смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. Учащиеся должны уметь: считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать на счетах любые числа в пределах 100; складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений; использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; различать числа, полученные при счете и измерении; записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку пересечения линий; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. Примечания. 1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью. 2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения. 3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году. 4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или делениеРабочая программа
Иконка файла материала матем..docx
Пояснительная записка 1 Конституции РФ, ст. 43; 2 Конвенции о правах ребенка; 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 4 Приказа  № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении   федерального  компонента  государственных  образовательных стандартов   начального   общего,  основного   общего   и   среднего  (полного)   общего   образования" (в  соответствии   с изменениями); 5 Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 6 Постановления   Главного   государственного   санитарного   врача   РФ   от  29  декабря  2010  № 189 «Об   утверждении СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных учреждениях»; 7 Закона Республики Башкортостан  «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696­з; 8 Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП­730; Республиканская программа развития образования на 2013­2017 годы от 30.12.2012 г. № 54 (с изменениями от 24.10.2013г. № 473) 9 Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан,   реализующих   программы   общего   образования   (Приказ   министерства   образования   РБ   №824   от 06.05.2014г.); 10 Программы   основного   общего   образования.Программа   составлена   на   основе  Программы   специальных (коррекционных)   общеобразовательных   учреждений  VIII  вида   под   редакцией   доктора   педагогических   наук В.В.Воронковой  и авторской программы М.Н.Перовой и В.В.Эк «Математика» – М.; Просвещение, 2006. 11 Учебного плана МБОУ СОШ №4 им. Тикеева Д.С. (приказ №  136 от «30» августа 2014 г.); 12 Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №4 им. Тикеева Д.С. (приказ № 275  от «30» декабря 2013 г.) 113.Календарно­тематический план ориентирован на использование учебника М.Н.Перовой «Математика» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2002.            Программа рассчитана на 2часа в неделю 68часов в год). Программой предусмотрено проведение (самостоятельных ­,  контрольных ­, семинарских ­, проверочных ­, лабораторных работ – и т.д.) Математика,  являясь  одним  из  важных  общеобразовательных  предметов, готовит  учащихся  с  отклонениями  в  интел­ лектуальном развитии к жизни  и овладению доступными профессионально­трудовыми навыками. Процесс  обучения  математике  неразрывно  связан с решением специфической  задачи  коррекционных образовательных учреждений VIII  вида  ­  коррекцией  и  развитием   познавательной   деятельности, личностных  качеств  ребенка,  а  также воспитанием   трудолюбия,  самостоятельности,  терпеливости,  настойчивости,  любознательности,  формирование   умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными пред­ метами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально­трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно­практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. 2Это возможно только  при использовании  дидактических игр,  игровых  приемов,  занимательных   упражнений, создании увлекательных для детей, ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства   и   различия,   выделения   существенных   признаков   и   отвлечения   от   несущественных,   использовании   приемов классификации и дифференциации, установлении причинно­следственных связей между понятиями. Не менее важный прием   ­   материализация,   Т.   е.   умение   конкретизировать   любое   отвлеченное   понятие,   использовать   его   в   жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. Обучение   математике   невозможно   без   пристального,   внимательного   отношения   к   формированию   и   развитию   речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно­ практической деятельности и действий с числами.                    Цель:  подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально­трудовыми навыками.          Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях. 1 Формировать   осознанные   и   прочные   во   многих   случаях   доведенные   до   автоматизма   навыки   вычислений, Задачи: представления о геометрических фигурах. 2 Научить читать и записывать числа до 20. 33 Пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.            Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.    Основные направления коррекционной работы:  развитие зрительного восприятия и узнавания;  развитие пространственных представлений и ориентации;  развитие основных мыслительных операций;  развитие наглядно­образного и словесно­логического мышления;  коррекция нарушений  эмоционально­личностной сферы;  обогащение словаря;  коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся       Учащиеся должны знать:       числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;       смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов  деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;       таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения  и деления;       порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; 4единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;       порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.       Учащиеся должны уметь:       считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;       откладывать на счетах любые числа в пределах 100;       складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;       использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;       различать числа, полученные при счете и измерении;       записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м  03 см, пользоваться различными табелями­календарями, отрывными календарями;       определять время по часам (время прошедшее, будущее);       находить точку пересечения линий;       чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.       Примечания.       1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной  записью.       2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования  таблицы умножения.       3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления  порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.       4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление Содержание программы 5Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков.  Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы.  Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду  рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда.  Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.       Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29;  92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).       Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.       Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак  умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.       Таблица умножения числа 2.       Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления  предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия  деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.       Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения  и деления.       Соотношение: 1 р. = 100 к.       Скобки. Действия I и II ступени.       Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.       Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).       Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. =  24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до  5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).       Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).       Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.       Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления. 6Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.       Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник.  Прямоугольник и квадрат.  Многоугольник. Нормы оценок. Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса,  текущих и итоговых письменных работ.    I  . Оценка устных ответов. «5» ­ ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа  предметно­практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными  математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу,  объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет  геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;  правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет  объяснить последовательность работы. «4» ­ ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих  ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях,  назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в  дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению  выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы,  положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко пир незначительной помощи учителя. 7«3» ­ ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы,  формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с  соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя,  узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной  помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя,  правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы,  демонстрации приемов ее выполнения. «2» ­ ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся. II   .Оценка письменных работ. Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы  оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его  развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры,  только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, ­ это зависит от цели работы, класса и объема  проверяемого материала. Объем контрольной работы: I класс — 25 ­ 35 минут; I I класс — 25 ­ 40 минут; 8I I I  класс — 25 ­ 40 минут. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и ее проверить. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и  несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений,  вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. Грубые ошибки:  неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;  неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение  смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);  неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубые ошибки:  ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических  действий;  нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;  правильности расположения записей, чертежей;  небольшая неточность в измерении и черчении. 9Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех  слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.) Оценка письменной работы, содержащей только примеры.  «5» ­ вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;  «4» ­ допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;  «3» ­ допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;  «2» ­ допущены 5 и более вычислительных ошибок. Оценка письменной работы, содержащей только задачи.  «5» ­ все задачи решены и нет исправлений;  «4» ­ нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1­ 2 вычислительные ошибки;  «3» ­ хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных  ошибок нет, но не решена 1 задача;  «2» ­ допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2  вычислительные ошибки. Оценка комбинированных работ 10(1 задача, примеры и задание другого      вида).  «5» ­ вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;  «4» ­ допущены 1­ 2 вычислительные ошибки;  «3» ­допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или  допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;  «2» ­допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и  примеров допущено более 5 вычислительных ошибок. Оценка комбинированных работ (2 задачи и примеры).  «5» ­ вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;  «4» ­ допущены 1­ 2 вычислительные ошибки;  «3» ­ допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3­ 4 вычислительные ошибки;  «2» ­ допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4  вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок. Оценка математических диктантов. 11 «5» ­ вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;  «4» ­ не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;  «3» ­ не выполнена 1/4  часть примеров от их общего числа;  «2» ­ не выполнена 1/2  часть примеров от их общего числа. Список литературы 1. Алексанров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Тесты: Начальная школа: Учебно­методическое пособие. – М., 2006. 2. Волина В.В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. – М., 1993. 3. Волкова С.И. Демонстрационный материал по математике. – М.: Просвещение, 1990. 4. Волкова С.И., Ордынкина И.С. Контрольные работы в начальной школе по математике. – М., 2004. 5. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.: Просвещение, 2007. 6. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2­е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982. 7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976. 8. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе VIII вида.: Учебник для ВУЗов. 4­е изд., перераб.­ М.: ВЛАДОС, 1999. 129.  Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1992.                                  Календарно­тематическое планирование Тема урока Кол­во часов Дата по плану Дата по факту  Приме чания Нумерация чисел № п/п 1. 2. 3. Последовательность чисел  в числовом ряду.  Сложение и вычитание с 1. Четные и нечетные числа. Сложение и вычитание с числом 2. Десятичный состав чисел второго десятка.  Сравнение чисел  в пределах 20.  4­5 Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода  через разряд. Переместительное свойство  1 1 1 2 13сложения. 6. Меры времени, стоимости, длины. 7­8 Увеличение и уменьшение числа на несколько  единиц. Сложение и вычитание с переходом через  разряд в 2 действия (8+2+5), (11 – 1 – 6)  1 2 Сложение  с  переходом через 9­ 10 11­ 12 13­ 14 15 Разложение двузначных чисел на 2 слагаемых. Прибавление чисел 9, 8,7. Прибавление чисел 6,5,4,3,2. Закрепление сложения в пределах 20 с переходом  через разряд. 16. Меры емкости – 1л, массы – 1кг. 17­ 18 Контрольная работа. Работа над ошибками. 2 2 2 2 1 2 Вычитание с  переходом через 1. 2. 3. 4. 5. Вычитание с переходом через разряд в 2 действия. Вычитание числа 9. Вычитание чисел 8,7. Вычитание чисел 6,5,4,3,2. Закрепление вычитания и сложения с переходом  через разряд. 1 1 1 1 1 147. 6. Умножение  Табличное умножение по 2. Название компонентов умножения. Понятие о делении на равные части. Таблица  деления на 2. 8. Таблица умножения и деления на 3. 9. Таблица умножения и деления на 4. 10. Таблица умножения и деления на 5. 11. Таблица умножения и деления на 6. 12. Таблицы умножения чисел 2,3,4,5,6. Закрепление. 13­ 14 Контрольная работа. Работа над ошибками. 1. Нумерация чисел в пределах 100 (устная и  письменная). Разряды: единицы, десятки. Единицы стоимости, длины. 2. 3. 4­5 Сложение и вычитание круглых десятков. 6. Сравнение чисел. Составление и разложение  двузначных чисел Сложение и вычитание с 1, с10. Счет равными числовыми группами в пределах  100. Четные и нечетные числа. 7. 8. 9. Меры длины, времени. Окружность, круг. Углы,  и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 15многоугольники.    Сложение и вычитание 10. Порядок выполнения действий в примерах со  скобками. Сложение вида: 60+4, 4+60. вычитание вида: 64­ 60, 64­4. 11­ 12 13. Сложение двузначного числа с однозначным  (64+3). Вычитание однозначного числа из  двузначного (63­2). 14. Сложение круглых десятков и двузначных чисел.  Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел. 15­ 16 17 Получение круглых десятков и сотни путем  сложения двузначных и однозначных чисел. 18. Вычитание однозначных и двузначных чисел из  круглых десятков и сотни. Контрольная работа. Работа над ошибками. без 1 2 1 1 2 2 1 2 19­ 20     1. Повторение сложения и вычитания в пределах 100.  Деление на равные  части. 2. Деление на равные части. 3­4 Деление по содержанию. 5. Деление на 2,3 равные части и деление по 2,3. 1 2 1 166­7 Деление на 4,5 равных частей и деление по 4,5. 8­9 Закрепление деления на равные части и по  10­ 11 12­ 13 содержанию. Простые текстовые арифметические задачи,  содержащие отношения: больше на, меньше на. Порядок арифметических действий в примерах со  скобками. Взаимное положение линий на  плоскости. 14 Порядок выполнения действий в примерах без  скобок. Контрольная работа. Работа над ошибками. 15­ 16 2 2 2 2 2 1 17