Программа "Социальная адаптация подростков"
Оценка 4.9

Программа "Социальная адаптация подростков"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +2
doc
психологическая работа +2
Взрослым
02.10.2017
Программа "Социальная адаптация подростков"
Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению. Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.
ПРОГРАММА СОЦ. АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА.doc
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ Краткая аннотация: Программа   социальной   адаптации   предназначена   для   подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения   социальной   адаптации,   которые   привели   к   определённым дезадаптивным   формам   поведения,   к   так   называемому   девиантному поведению. Для   повышения   адаптивных   возможностей   подростка   чаще   всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена   на   развитие   социального   интеллекта   подростков.   Новизна   опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и   невербальной   экспрессии   (т.е.   развивая   социальный   интеллект),   можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. Программа социальной адаптации подростков Обоснование: Социальная   адаптация   личности   является   актуальной   проблемой   на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем   из   других   индивидов.   При   этом   он   взаимодействует   как   с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели   и   нормы,   принятые   в   данном   обществе,   выполнять   определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения. Уметь   приспосабливаться   к   условиям   социальной   среды   необходимо человеку   любого   возраста.   Возрастные   особенности   подростка     часто усложняют   его   адаптацию   в   различных   социальных   условиях.   Кроме   того, адаптироваться   ему   необходимо   не   только   к   относительно   стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками   и   старшими       школьниками,     нормы   и   ценности   которого достаточно   изменчивы.   Многие   подростки   нуждаются   в   помощи   при адаптации не только   к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей. Способность  адаптироваться   к социуму и эффективно  действовать   в нем  зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.  Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект. Термин  социальный   интеллект  был     введен   для   обозначения «дальновидности   в   межличностных   отношениях».   Социальный   интеллект представляет   собой   способность   адекватно   понимать   поступки   и   действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними. Социальный интеллект включает следующие аспекты:  умение   предвидеть   последствия   поведения,   предсказывать   события, основываясь   на   понимании   чувств,   мыслей,   намерений   участников коммуникации;  способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;  уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);  способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения. Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт,   который   у   подростков   еще   слишком   ограничен.   Хотя   сознательная регуляция   своих   поступков,   умение   учитывать   чувства,   интересы   других людей   и   ориентироваться   на   них   в   своём   поведении   являются   основными новообразованиями   в   подростковом   возрасте,   для   того,   чтобы   эти новообразования   формировались,   необходима   активная   включенность подростка   в   выполнение   самых   разных   форм   общественно­полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.  То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к определять пониманию людей и социальных ситуаций. действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для Необходимо   подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей. Программа   социальной   адаптации   подростков   создает   условия   для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме. Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка. Задачи: 1.    Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.   Предоставление   подросткам   возможности   осознать   важность 2. приобретения ими социальных навыков. 3.   Обучение   подростков   некоторым   приёмам   общения   и   расширения ролевого репертуара. Для решения поставленных задач выбраны следующие средства: 1.Групповая деятельность – социально­психологический тренинг. 2.Индивидуально­коррекционная работа с подростками. 3.Консультативная   работа   с   педагогическим   коллективом   с   целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик». Программа   предназначена   для   подростков,   характеризующихся отклоняющимся   поведением   ­   учащихся   общеобразовательных   школ, профессиональных училищ и пр. Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 10­12 человек. Объём тренинговой работы – 21 час. Режим работы:   тренинг – семь 3­часовых занятий 1 – 2 раза в неделю;  индивидуально­коррекционная     работа   –   обязательна   по   результатам диагностики; далее – по запросу. Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс,  и помещение для индивидуального консультирования. При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро­лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии. Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения   нежелательного   поведения   путём   предоставления   лучших вариантов   поведения;   изменения   эмоционального   состояния   или   реакции человека   в   данной   ситуации;   переоценивание   причиняющих   беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. В   социально­психологическом   тренинге   особую   значимость   имеют упражнения,   основанные   на   механизмах   идентификации   и   проекции.   В техниках,   использующих   эти   механизмы,   сообщение,   направленное   на изменение   (коррекцию)   проходит,   не   вызывая   сопротивления,   поскольку человека не просят что­либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения. Завершение   тренинга   эффективно   работой   с   метафорой   изменения. Метафора   одновременно   используется   в   качестве   средства   активизации ресурсных   механизмов   возраста   и   в   качестве   диагностического   средства, которое   позволяет   определить   возможные   направления   последующей индивидуальной коррекции. Шаги реализации коррекционно­развивающей программы. 1. Измерение социального интеллекта подростков. 2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления   с   уровнем   развития   своих   способностей   понимать поведение   окружающих   и   согласовывать   свои   поступки   с   реакцией окружающих.   Во   время   консультации   необходимо   проводить мотивирование   подростков   на   участие   в   социально­психологическом тренинге. 3. Проведение   социально­психологического   тренинга,   состоящего   из   7 занятий длительностью 3 часа, общий объем – 21 час. 4.  Итоговое измерение социального интеллекта подростков. Для   диагностики   эффективно   использование  методики  исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж.Гилфорда и М.Салливена. Логика построения групповых коррекционных занятий: 1   занятие   –   создание   благоприятных   условий   для   работы   группы, самопознание; 2   занятие   –   развитие   самоанализа   и   углубление   самораскрытия; развитие коммуникативных навыков; 3   занятие   –   развитие   невербальной   экспрессии,   формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации; 4  занятие  –  сопоставление   информации   о   себе  «изнутри»  и  «извне»; формирование   эффективных   способов   взаимодействия   со   взрослыми   на основе анализа связи между поведением и его последствиями; 5   занятие   –   приобретение   опыта   взаимодействия   с   группой   при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения; 6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции; 7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном  уровне  при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста. Сроки   реализации   программы   социальной   адаптации,   включая индивидуальную и групповую коррекцию – 2 – 3 месяца. Цели: Занятие №1  создание благоприятных условий для работы группы;  принятие правил работы;  определение   индивидуальных   кооперативных   стилей   отдельных участников;  начальное   освоение   способов   самораскрытия   и   активного   стиля общения. 1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест). 2. Принятие правил работы в группе. 3. Ожидания, связанные с работой в группе (6, с.234).  Назначение: получить первый опыт – говорить в группе. 4. Игра «Встаньте в круг». Назначение:   создание общей атмосферы тренинга;   построение доверительных отношений участников. Участники   собираются   вокруг   ведущего.   По   команде   они   начинают передвигаться   с   закрытыми   глазами   в   любом   направлении,   при   этом необходимо   жужжать,   как   пчелы   (чтобы   предотвратить   разговоры).   Через некоторое   время   ведущий   подает   сигнал   хлопком   в   ладоши.   Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал.   После   этого   ведущий   хлопает   в   ладоши   дважды.   Участники,   не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток. Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг. 5. Игра «Меняются местами те, кто…» (2, №5, с.66). Назначение:   интенсивное физическое взаимодействие;  создание общей атмосферы тренинга;   диагностика динамики поведения участников. 2. Упр. «Мои добрые дела» Назначение:  развитие умений анализировать свои поступки;  настрой на доброе отношение друг к другу. Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом. 3. Разминка. Изобразить, как ходит:  глубокий старик;  младенец, только начавший ходить;  солдат;  пьяный;  влюблённый, ожидающий свидания;  робот;  горилла и т.п. Назначение: снять напряжение и усталость. 4. Упр. «Мои сильные стороны» (3, с.28). Назначение:  формирование доверия к самому себе;  развитие умений думать о себе положительно. 5. Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря…» Дата занятия________________ Тренинговое имя____________ 1) Во время занятий я понял, что… 2) Самым полезным для меня было… 3) Я был бы более откровенным, если… 4) Мне не понравилось… 5) Больше всего мне понравилось, как работал (а)… 6) На следующем занятии я хотел бы… Вопросы   анкеты   могут   варьироваться,   но   проводить   анкетирование важно в конце каждого занятия. 6. Подведение итогов.   Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?» Цели: Занятие №2  способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;  совершенствовать коммуникативные навыки. 1. Приветствие «Я рад тебя видеть». 2. а) Анализ анкет «Откровенно говоря…» б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения. 3. Упражнения   на   представление   чувства   собственного   достоинства (модификация пр.5, с.22). Участники перебрасываются мячиком и объясняют. I. а) «Ругать – это значит…» б) «Если человека ругают, то он…» «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают. Обратная связь:  какие   чувства   испытывает   человек,   находящийся   в   роли скульптуры;  какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором». II. а) «Хвалить» – это значит…» б) «Если человека хвалят, то он…» «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят. Обратная связь – аналогично I. Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно. Назначение упражнения:   проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;  Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства. 4. Разминка. Игра «Леди и джентльмены» (2, №5, с.67). 5. Упр. «Список претензий» (3, с.54) Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя. 6. Игра «Воздушный шар» (3, с.71). Назначение:   демонстрация   того,   что   люди   часто   не   умеют   продуктивно общаться;  подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации. 7. Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди. Назначение: снятие напряжения и усталости. 8. Откровенно говоря… 9. Подведение итогов. Цели:  Занятие №3  способствовать   развитию   умений   видеть,   чувствовать,   адекватно воспринимать   др.   людей,   ситуации,   возникающие   в   процессе общения;  формировать   внимательное   отношение   друг   к   другу,   к   другим людям;  возможная коррекция восприятия участниками др. людей;  развитие внеязыковых средств общения. 1. Приветствие (невербальное). 2. Анализ анкет. Необходимые комментарии. 3. Психологический этюд «Замочная скважина». Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет). 1) впечатления от поступка этого человека; 2) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия. Назначение:  обеспечение личностной конфиденциальности участников;  возможная коррекция поведения. 4. Упр. «Грани сходства» (3, с.68). Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других. 5. Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9). Назначение:  развитие невербальных средств общения;  формирование более свободного стиля общения. Невербально выразить два противоположных состояния:  гнев и спокойствие;  усталость, бодрость;  разочарование, восхищение;  обида, прощение;  печаль, радость;  волнение, безмятежность;  досада, удовлетворённость;  сомнение, уверенность; 6. Разминка «Путаница» (6, с.111). Назначение: групповое сплочение. 7. Конструирование образов. Психодрама. 1. Конструирование образов подростка и его друга. 2. Ролевое проигрывание созданного сюжета. Материал:   фольга,   вата.   (Необходимо   знание   ведущим   техники конструирования образов) Назначение:  выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;  формирование эффективных способов общения. 8. Откровенно говоря… 9. Подведение итогов. Занятие №4 Цели:  продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;  выявить индивидуальные особенности общения;  формировать эффективные способы общения. 1. Приветствие.   Каждый   участник   (по­очереди)   –   в   центре   круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга. 2. Анализ анкет. Необходимые комментарии. 3. Упр. «Ассоциации» (5, с. 11). Назначение:  дать   возможность   каждому   участнику   узнать,   как   его воспринимают другие;  коррекция собственного восприятия других людей. 4. Ролевая гимнастика (5, с. 16). Продекламировать «У лукоморья…» Назначение:  снятие напряжения;  подготовка к ролевым играм. 5. Конструирование образов. Психодрама. 1. Конструирование   образов   подростка   и   значимого   взрослого,   с которым не всегда гармонично складываются отношения. 2. Ролевое проигрывание созданного сюжета. Назначение:  выявить   основные   способы   взаимодействия   подростка   со взрослыми;  совершенствовать   вербальные   и   невербальные   компоненты общения;  корректировать восприятие подростками других людей. 6. Откровенно говоря… 7. Подведение итогов. Цели: Занятие №5  Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;  Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях. 1. Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что…» 2. Анализ анкет «О.г.». Необходимые комментарии. 3. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей. Дискуссионные вопросы:  Куда поехать летом на каникулы?  Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме? Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению? При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники. 2. Упр. «Чувствую себя хорошо» (4, с.35). Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35). Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением. 3. Упр. «Грани различия» (3, с.77). Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык. 4. Упр. «Установить контакт с группой»: 1) грубияны; 2) самоуверенные, считающие себя «избранными». Назначение:   дать   возможность   попытаться   найти   общие   точки   для развития диалога в сложных ситуациях. 5. Разминка. Упр. «Сплетня». Назначение:  снять усталость;  продемонстрировать   казусы, информации «от третьего лица». 8. «Необитаемый остров» (3, с.79). Назначение:   возникающие   при   передаче  усилить чувство необходимости слушать друг друга;  продемонстрировать   умение   поиска   цивилизованных   путей выхода из сложных обстоятельств;  развивать навыки общения. 9. Откровенно говоря… 10.Подведение итогов. Цели: Занятие №6.  Закрепление   полученных   навыков   и   умений   самоанализа   и самокоррекции в сфере общения;  Осознание   качественных   изменений,   обеспечивающих   человеку ориентацию в социальной деятельности. 1.Приветствие. 2.Обсуждение анкет. Необходимые комментарии. 3.Психологический этюд «Одиночество». Назначение:  Анализ причин, порождающих одиночество;  Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;  Побудить к стремлению постоянно работать над собой. 4.Игра «Испорченный телефон жестов» (6, с. 236). Назначение:  Снятие напряжения;  Оценка   собственного   уровня   внимательности   в   общении   с окружающими. 5.Психологический   этюд:   «Как   я   справляюсь   со   своими   проблемами» (пантомимическая метафора). Назначение:   снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;  закрепить доверие группе. 6.Упражнение «Метафора на себя» (6, с.242) Назначение:  развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;  активизировать самосознание, взаимное принятие. 7.Социометрия у стены (6, с.247). Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть. 8.Откровенно говоря… 9.Подведение итогов. Занятие №7. Цели:  формирование чувства собственной значимости;  активизация ресурсных механизмов возраста. 1.Приветствие. 2.Обсуждение анкет. Необходимые комментарии. 3. Упражнение «Связующая нить» (5, с.18). Назначение:  формирование чувства близости с другими людьми;  формирование чувства собственной значимости. 4.Техника «Семейный портрет» (6, с.243). Назначение:  углубить обратные связи, видение друг друга;  стимулирование   процессов   самосознания;   выражения   и   рефлексии межличностных отношений. 5.Работа с метафорой Ж.Туре «История желудя» (журнал «Психологическая наука и образование»): прослушивание метафоры, изложение. Назначение:  преодоление   имеющихся   трудностей   и   восстановление   нормального хода развития подростка;  активизация ресурсных механизмов возраста. Откровенно   говоря…   Оценка   участниками   по   10­бальной   шкале   своей удовлетворенности итогами тренинга. Литература: 1. Александровская   Э.М.   и   др.   Технология   психологической   работы   с подростками в массовой школе. Ж­л практического психолога, 1996, №3, №4, №5. 2. Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж­л практического психолога, 1996, №5,№4. 3. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Метод. разработки соц.­психологического. – М. Новая школа, 1996. 4. Руководство   практического   психолога:   Психологические   программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997. 5. Свистун М.А. Программа соц.­психологического тренинга общения для старшеклассников. 6. Цукерман   Г.А.,   Мастеров   Б.М.   Психология   саморазвития.   М., Интерпракс, 1995. Результативность работы. Практически все подростки, участвующие в коррекционно­развивающей работе, повышают социальный интеллект: в некоторых случаях повышается уровень   отдельных   интеллектуальных   способностей   (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), чаще всего повышается общий уровень социального интеллекта (композитная оценка). Главным   результатом   является   то,   что   педагоги,   работающие   с подростками, отмечают положительные изменения в поведении ребят, в их готовности   к   проявлению   доброжелательности   и   готовности   к сотрудничеству. Количественные   изменения   социального   интеллекта   иллюстрируют диаграммы   предварительного   и   итогового   исследования   (приведены результаты исследований социального интеллекта подростков, обучающихся в 9 кл. вечерней школы).

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"

Программа "Социальная адаптация подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017