Программа "Социальная адаптация подростков"

  • Научно-исследовательская работа
  • Работа в классе
  • Особые потребности
  • doc
  • 02.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению. Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.
Иконка файла материала ПРОГРАММА СОЦ. АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКА.doc
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ Краткая аннотация: Программа   социальной   адаптации   предназначена   для   подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения   социальной   адаптации,   которые   привели   к   определённым дезадаптивным   формам   поведения,   к   так   называемому   девиантному поведению. Для   повышения   адаптивных   возможностей   подростка   чаще   всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена   на   развитие   социального   интеллекта   подростков.   Новизна   опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и   невербальной   экспрессии   (т.е.   развивая   социальный   интеллект),   можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. Программа социальной адаптации подростков Обоснование: Социальная   адаптация   личности   является   актуальной   проблемой   на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем   из   других   индивидов.   При   этом   он   взаимодействует   как   с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели   и   нормы,   принятые   в   данном   обществе,   выполнять   определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения. Уметь   приспосабливаться   к   условиям   социальной   среды   необходимо человеку   любого   возраста.   Возрастные   особенности   подростка     часто усложняют   его   адаптацию   в   различных   социальных   условиях.   Кроме   того, адаптироваться   ему   необходимо   не   только   к   относительно   стабильномувзрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками   и   старшими       школьниками,     нормы   и   ценности   которого достаточно   изменчивы.   Многие   подростки   нуждаются   в   помощи   при адаптации не только   к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей. Способность  адаптироваться   к социуму и эффективно  действовать   в нем  зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.  Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект. Термин  социальный   интеллект  был     введен   для   обозначения «дальновидности   в   межличностных   отношениях».   Социальный   интеллект представляет   собой   способность   адекватно   понимать   поступки   и   действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними. Социальный интеллект включает следующие аспекты:  умение   предвидеть   последствия   поведения,   предсказывать   события, основываясь   на   понимании   чувств,   мыслей,   намерений   участников коммуникации;  способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;  уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);  способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.Чаще всего «дальновидность в межличностных отношениях» формирует опыт,   который   у   подростков   еще   слишком   ограничен.   Хотя   сознательная регуляция   своих   поступков,   умение   учитывать   чувства,   интересы   других людей   и   ориентироваться   на   них   в   своём   поведении   являются   основными новообразованиями   в   подростковом   возрасте,   для   того,   чтобы   эти новообразования   формировались,   необходима   активная   включенность подростка   в   выполнение   самых   разных   форм   общественно­полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.  То есть, важно целенаправленно развивать способности подростков к определять пониманию людей и социальных ситуаций. действенные адаптивные механизмы и создавать специальные программы для Необходимо   подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей. Программа   социальной   адаптации   подростков   создает   условия   для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме. Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка. Задачи: 1.    Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.   Предоставление   подросткам   возможности   осознать   важность 2. приобретения ими социальных навыков. 3.   Обучение   подростков   некоторым   приёмам   общения   и   расширения ролевого репертуара. Для решения поставленных задач выбраны следующие средства: 1.Групповая деятельность – социально­психологический тренинг. 2.Индивидуально­коррекционная работа с подростками. 3.Консультативная   работа   с   педагогическим   коллективом   с   целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».Программа   предназначена   для   подростков,   характеризующихся отклоняющимся   поведением   ­   учащихся   общеобразовательных   школ, профессиональных училищ и пр. Количество подростков, принимающих участие в групповой коррекционной работе – 10­12 человек. Объём тренинговой работы – 21 час. Режим работы:   тренинг – семь 3­часовых занятий 1 – 2 раза в неделю;  индивидуально­коррекционная     работа   –   обязательна   по   результатам диагностики; далее – по запросу. Для проведения групповой работы необходим кабинет, можно учебный класс,  и помещение для индивидуального консультирования. При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро­лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии. Использование перечисленных техник и методов предоставляет возможность прекращения   нежелательного   поведения   путём   предоставления   лучших вариантов   поведения;   изменения   эмоционального   состояния   или   реакции человека   в   данной   ситуации;   переоценивание   причиняющих   беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта. В   социально­психологическом   тренинге   особую   значимость   имеют упражнения,   основанные   на   механизмах   идентификации   и   проекции.   В техниках,   использующих   эти   механизмы,   сообщение,   направленное   на изменение   (коррекцию)   проходит,   не   вызывая   сопротивления,   поскольку человека не просят что­либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения. Завершение   тренинга   эффективно   работой   с   метафорой   изменения. Метафора   одновременно   используется   в   качестве   средства   активизации ресурсных   механизмов   возраста   и   в   качестве   диагностического   средства,которое   позволяет   определить   возможные   направления   последующей индивидуальной коррекции. Шаги реализации коррекционно­развивающей программы. 1. Измерение социального интеллекта подростков. 2. Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью их ознакомления   с   уровнем   развития   своих   способностей   понимать поведение   окружающих   и   согласовывать   свои   поступки   с   реакцией окружающих.   Во   время   консультации   необходимо   проводить мотивирование   подростков   на   участие   в   социально­психологическом тренинге. 3. Проведение   социально­психологического   тренинга,   состоящего   из   7 занятий длительностью 3 часа, общий объем – 21 час. 4.  Итоговое измерение социального интеллекта подростков. Для   диагностики   эффективно   использование  методики  исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж.Гилфорда и М.Салливена. Логика построения групповых коррекционных занятий: 1   занятие   –   создание   благоприятных   условий   для   работы   группы, самопознание; 2   занятие   –   развитие   самоанализа   и   углубление   самораскрытия; развитие коммуникативных навыков; 3   занятие   –   развитие   невербальной   экспрессии,   формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации; 4  занятие  –  сопоставление   информации   о   себе  «изнутри»  и  «извне»; формирование   эффективных   способов   взаимодействия   со   взрослыми   на основе анализа связи между поведением и его последствиями; 5   занятие   –   приобретение   опыта   взаимодействия   с   группой   при выполнении новых задач, развитие вербальных средств общения;6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции; 7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном  уровне  при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста. Сроки   реализации   программы   социальной   адаптации,   включая индивидуальную и групповую коррекцию – 2 – 3 месяца. Цели: Занятие №1  создание благоприятных условий для работы группы;  принятие правил работы;  определение   индивидуальных   кооперативных   стилей   отдельных участников;  начальное   освоение   способов   самораскрытия   и   активного   стиля общения. 1. Знакомство (проверить, как запомнили друг друга, включив перемену мест). 2. Принятие правил работы в группе. 3. Ожидания, связанные с работой в группе (6, с.234).  Назначение: получить первый опыт – говорить в группе. 4. Игра «Встаньте в круг». Назначение:   создание общей атмосферы тренинга;   построение доверительных отношений участников. Участники   собираются   вокруг   ведущего.   По   команде   они   начинают передвигаться   с   закрытыми   глазами   в   любом   направлении,   при   этом необходимо   жужжать,   как   пчелы   (чтобы   предотвратить   разговоры).   Через некоторое   время   ведущий   подает   сигнал   хлопком   в   ладоши.   Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их засталсигнал.   После   этого   ведущий   хлопает   в   ладоши   дважды.   Участники,   не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток. Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг. 5. Игра «Меняются местами те, кто…» (2, №5, с.66). Назначение:   интенсивное физическое взаимодействие;  создание общей атмосферы тренинга;   диагностика динамики поведения участников. 2. Упр. «Мои добрые дела» Назначение:  развитие умений анализировать свои поступки;  настрой на доброе отношение друг к другу. Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом. 3. Разминка. Изобразить, как ходит:  глубокий старик;  младенец, только начавший ходить;  солдат;  пьяный;  влюблённый, ожидающий свидания;  робот;  горилла и т.п. Назначение: снять напряжение и усталость. 4. Упр. «Мои сильные стороны» (3, с.28). Назначение:  формирование доверия к самому себе;  развитие умений думать о себе положительно. 5. Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря…»Дата занятия________________ Тренинговое имя____________ 1) Во время занятий я понял, что… 2) Самым полезным для меня было… 3) Я был бы более откровенным, если… 4) Мне не понравилось… 5) Больше всего мне понравилось, как работал (а)… 6) На следующем занятии я хотел бы… Вопросы   анкеты   могут   варьироваться,   но   проводить   анкетирование важно в конце каждого занятия. 6. Подведение итогов.   Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?» Цели: Занятие №2  способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;  совершенствовать коммуникативные навыки. 1. Приветствие «Я рад тебя видеть». 2. а) Анализ анкет «Откровенно говоря…» б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения. 3. Упражнения   на   представление   чувства   собственного   достоинства (модификация пр.5, с.22). Участники перебрасываются мячиком и объясняют. I. а) «Ругать – это значит…» б) «Если человека ругают, то он…» «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают. Обратная связь: какие   чувства   испытывает   человек,   находящийся   в   роли скульптуры;  какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором». II. а) «Хвалить» – это значит…» б) «Если человека хвалят, то он…» «Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят. Обратная связь – аналогично I. Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно. Назначение упражнения:   проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;  Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства. 4. Разминка. Игра «Леди и джентльмены» (2, №5, с.67). 5. Упр. «Список претензий» (3, с.54) Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя. 6. Игра «Воздушный шар» (3, с.71). Назначение:   демонстрация   того,   что   люди   часто   не   умеют   продуктивно общаться;  подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации. 7. Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди. Назначение: снятие напряжения и усталости. 8. Откровенно говоря… 9. Подведение итогов. Цели:  Занятие №3 способствовать   развитию   умений   видеть,   чувствовать,   адекватно воспринимать   др.   людей,   ситуации,   возникающие   в   процессе общения;  формировать   внимательное   отношение   друг   к   другу,   к   другим людям;  возможная коррекция восприятия участниками др. людей;  развитие внеязыковых средств общения. 1. Приветствие (невербальное). 2. Анализ анкет. Необходимые комментарии. 3. Психологический этюд «Замочная скважина». Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет). 1) впечатления от поступка этого человека; 2) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия. Назначение:  обеспечение личностной конфиденциальности участников;  возможная коррекция поведения. 4. Упр. «Грани сходства» (3, с.68). Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других. 5. Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9). Назначение:  развитие невербальных средств общения;  формирование более свободного стиля общения. Невербально выразить два противоположных состояния:  гнев и спокойствие;  усталость, бодрость;  разочарование, восхищение;  обида, прощение;  печаль, радость; волнение, безмятежность;  досада, удовлетворённость;  сомнение, уверенность; 6. Разминка «Путаница» (6, с.111). Назначение: групповое сплочение. 7. Конструирование образов. Психодрама. 1. Конструирование образов подростка и его друга. 2. Ролевое проигрывание созданного сюжета. Материал:   фольга,   вата.   (Необходимо   знание   ведущим   техники конструирования образов) Назначение:  выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;  формирование эффективных способов общения. 8. Откровенно говоря… 9. Подведение итогов. Занятие №4 Цели:  продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;  выявить индивидуальные особенности общения;  формировать эффективные способы общения. 1. Приветствие.   Каждый   участник   (по­очереди)   –   в   центре   круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга. 2. Анализ анкет. Необходимые комментарии. 3. Упр. «Ассоциации» (5, с. 11). Назначение: дать   возможность   каждому   участнику   узнать,   как   его воспринимают другие;  коррекция собственного восприятия других людей. 4. Ролевая гимнастика (5, с. 16). Продекламировать «У лукоморья…» Назначение:  снятие напряжения;  подготовка к ролевым играм. 5. Конструирование образов. Психодрама. 1. Конструирование   образов   подростка   и   значимого   взрослого,   с которым не всегда гармонично складываются отношения. 2. Ролевое проигрывание созданного сюжета. Назначение:  выявить   основные   способы   взаимодействия   подростка   со взрослыми;  совершенствовать   вербальные   и   невербальные   компоненты общения;  корректировать восприятие подростками других людей. 6. Откровенно говоря… 7. Подведение итогов. Цели: Занятие №5  Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;  Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях. 1. Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что…» 2. Анализ анкет «О.г.». Необходимые комментарии.3. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей. Дискуссионные вопросы:  Куда поехать летом на каникулы?  Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме? Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению? При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники. 2. Упр. «Чувствую себя хорошо» (4, с.35). Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35). Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением. 3. Упр. «Грани различия» (3, с.77). Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык. 4. Упр. «Установить контакт с группой»: 1) грубияны; 2) самоуверенные, считающие себя «избранными». Назначение:   дать   возможность   попытаться   найти   общие   точки   для развития диалога в сложных ситуациях. 5. Разминка. Упр. «Сплетня». Назначение:  снять усталость;  продемонстрировать   казусы, информации «от третьего лица». 8. «Необитаемый остров» (3, с.79). Назначение:   возникающие   при   передаче  усилить чувство необходимости слушать друг друга;  продемонстрировать   умение   поиска   цивилизованных   путей выхода из сложных обстоятельств;  развивать навыки общения.9. Откровенно говоря… 10.Подведение итогов. Цели: Занятие №6.  Закрепление   полученных   навыков   и   умений   самоанализа   и самокоррекции в сфере общения;  Осознание   качественных   изменений,   обеспечивающих   человеку ориентацию в социальной деятельности. 1.Приветствие. 2.Обсуждение анкет. Необходимые комментарии. 3.Психологический этюд «Одиночество». Назначение:  Анализ причин, порождающих одиночество;  Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;  Побудить к стремлению постоянно работать над собой. 4.Игра «Испорченный телефон жестов» (6, с. 236). Назначение:  Снятие напряжения;  Оценка   собственного   уровня   внимательности   в   общении   с окружающими. 5.Психологический   этюд:   «Как   я   справляюсь   со   своими   проблемами» (пантомимическая метафора). Назначение:   снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;  закрепить доверие группе. 6.Упражнение «Метафора на себя» (6, с.242) Назначение:  развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;  активизировать самосознание, взаимное принятие.7.Социометрия у стены (6, с.247). Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска «здесь и теперь» с целью непосредственного ощущения принятия себя и других людей такими, каковы они есть. 8.Откровенно говоря… 9.Подведение итогов. Занятие №7. Цели:  формирование чувства собственной значимости;  активизация ресурсных механизмов возраста. 1.Приветствие. 2.Обсуждение анкет. Необходимые комментарии. 3. Упражнение «Связующая нить» (5, с.18). Назначение:  формирование чувства близости с другими людьми;  формирование чувства собственной значимости. 4.Техника «Семейный портрет» (6, с.243). Назначение:  углубить обратные связи, видение друг друга;  стимулирование   процессов   самосознания;   выражения   и   рефлексии межличностных отношений. 5.Работа с метафорой Ж.Туре «История желудя» (журнал «Психологическая наука и образование»): прослушивание метафоры, изложение. Назначение:  преодоление   имеющихся   трудностей   и   восстановление   нормального хода развития подростка;  активизация ресурсных механизмов возраста.Откровенно   говоря…   Оценка   участниками   по   10­бальной   шкале   своей удовлетворенности итогами тренинга. Литература: 1. Александровская   Э.М.   и   др.   Технология   психологической   работы   с подростками в массовой школе. Ж­л практического психолога, 1996, №3, №4, №5. 2. Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж­л практического психолога, 1996, №5,№4. 3. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…» Метод. разработки соц.­психологического. – М. Новая школа, 1996. 4. Руководство   практического   психолога:   Психологические   программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997. 5. Свистун М.А. Программа соц.­психологического тренинга общения для старшеклассников. 6. Цукерман   Г.А.,   Мастеров   Б.М.   Психология   саморазвития.   М., Интерпракс, 1995. Результативность работы. Практически все подростки, участвующие в коррекционно­развивающей работе, повышают социальный интеллект: в некоторых случаях повышается уровень   отдельных   интеллектуальных   способностей   (предвидение последствий поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), чаще всего повышается общий уровень социального интеллекта (композитная оценка). Главным   результатом   является   то,   что   педагоги,   работающие   с подростками, отмечают положительные изменения в поведении ребят, в их готовности   к   проявлению   доброжелательности   и   готовности   к сотрудничеству.Количественные   изменения   социального   интеллекта   иллюстрируют диаграммы   предварительного   и   итогового   исследования   (приведены результаты исследований социального интеллекта подростков, обучающихся в 9 кл. вечерней школы).