Причины обращения к данному направлению работы школы. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие в нашей стране наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Множество проведенных медицинских обследований детей школьного возраста показало, что здоровых детей единицы (практически нет).
В структуре заболеваемости превалируют болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, болезни кожи. Растет патология органа зрения, мочеполовой системы. Среди подростков наблюдается значительный рост психических расстройств, вегето-сосудистой дистонии, трансформирующейся в гипертоническую болезнь. Безудержно идут вверх цифры наркомании, токсикомании, венерических заболеваний у подростков. И все это на фоне слабого развития мышечной системы, дефектов осанки, которые мы в школе диагностируем у 75 – 85% учащихся. Вывод более чем убедителен: растет нездоровое поколение, а это – будущее нашей страны. Данный блок образовательных программ реализуется на базе общеобразовательной школыПричины обращения к данному направлению работы школы. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие в нашей стране наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Множество проведенных медицинских обследований детей школьного возраста показало, что здоровых детей единицы (практически нет).
В структуре заболеваемости превалируют болезни органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, болезни кожи. Растет патология органа зрения, мочеполовой системы. Среди подростков наблюдается значительный рост психических расстройств, вегето-сосудистой дистонии, трансформирующейся в гипертоническую болезнь. Безудержно идут вверх цифры наркомании, токсикомании, венерических заболеваний у подростков. И все это на фоне слабого развития мышечной системы, дефектов осанки, которые мы в школе диагностируем у 75 – 85% учащихся. Вывод более чем убедителен: растет нездоровое поколение, а это – будущее нашей страны. Данный блок образовательных программ реализуется на базе общеобразовательной школы
Программа спортивнооздоровительного лагеря
Причины обращения к данному направлению работы школы. От состояния здоровья
детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие в нашей стране
наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Множество проведенных медицинских
обследований детей школьного возраста показало, что здоровых детей единицы
(практически нет).
В структуре заболеваемости превалируют болезни органов дыхания, желудочно
кишечного тракта, болезни кожи. Растет патология органа зрения, мочеполовой системы.
Среди подростков наблюдается значительный рост психических расстройств, вегето
сосудистой дистонии, трансформирующейся в гипертоническую болезнь. Безудержно идут
вверх цифры наркомании, токсикомании, венерических заболеваний у подростков. И все
это на фоне слабого развития мышечной системы, дефектов осанки, которые мы в школе
диагностируем у 75 – 85% учащихся. Вывод более чем убедителен: растет нездоровое
поколение, а это – будущее нашей страны. Данный блок образовательных программ
реализуется на базе общеобразовательной школы №4 города Лермонтова. Школа № 4
работает над проблемой сохранения и коррекции психосоматического и социального
здоровья дошкольников и учащихся с 1989 года. Накопленный за эти годы опыт работы
свидетельствовал о необходимости оздоровления детей, так как по нашим данным в школу
поступают от 45 и более процентов дошкольников с явными нарушениями здоровья. По
данным коллегии МО РФ, уже в 1995 году среди первоклассников было зафиксировано
только 5% практически здоровых детей!
Рост количества заболеваний совпадает с периодом обучения в школе, поэтому
учебную нагрузку можно рассматривать как фактор в развитии таких “школьных
болезней”, как нарушение опорнодвигательного аппарата, нарушение зрения, различные
невротические проявления.
Первые два места в “школьном списке болезней” занимают болезни позвоночника и
нервные расстройства. Опасны они, прежде всего тем, что ухудшают работу многих
органов. По данным опроса, каждый четвертый пятиклассник не уверен в своих силах,
испытывает страх, когда его вызывают к доске, сильно переживает неудачи и
переутомляется в школе.
В школе дети большую часть времени сидят. Условия современной жизни таковы, что
и дома они чаще всего сидят за выполнением домашних заданий или отдыхая у телевизора
и у компьютера. Где памятная для предыдущих поколений “лапта” или “казаки
разбойники”? Отмеченная тенденция к сидячему образу жизни оценивается как серьезная
угроза здоровью, недостаток адекватного мышечного тонуса и сопровождающие дефекты в
осанке, как правило, являются последствиями неадекватной физической активности.
Нарушение осанки частый спутник многих хронических заболеваний у детей, как
проявление их функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного
аппарата. Дефекты осанки отрицательно сказываются на деятельности сердца, желудка,
печени, почек. Гиподинамия не только способствует росту заболеваемости, но и является
опосредованной причиной травматизма. Проанализировав случаи травматизма за 5 лет
среди 50 тысяч школьников двух районов Москвы, специалисты получили данные,
говорящие о том, что наиболее подвержены травмам (84%) дети малоподвижные,
физически слабые, с плохой координацией движений.
В отличие от большого количества факторов, ослабляющих здоровье, число
факторов, укрепляющих его, очень невелико. Наиболее эффективны систематическиезанятия физкультурой. Школьные уроки физкультуры не могут полностью компенсировать
дефицит движений. Еще сложнее обстоит дело с ослабленными детьми. А таких детей с
каждым годом становится все больше и больше. Многие из них оказываются в числе
освобожденных от уроков физкультуры. Занятия в спецмедгруппах либо не проводятся
вообще, либо недостаточно хорошо организованы, и дети стараются избежать их. Выход из
этой ситуации – создание системы физического воспитания и образования на базе
школы, отвечающей целям оздоровления детей, как в учебном году , так и в
каникулярное время.
Цели и задачи:
Комплексная программа спортивнооздоровительного лагеря “Олимп” ставит перед
собой несколько целей взаимодополняющих друг друга и делающих её интересной и
привлекательной.
оздоровление,
социальная реабилитация детей из малообеспеченных и неполных семей
предоставление им увлекательного и полноценного отдыха с максимальным
использованием природных условий, физической культуры
углубления знаний полученных в школе, развитие интеллектуального потенциала
ребенка.
воспитание любви к занятиям физической культурой, формирование современных
этических норм, личных и общественных отношений в коллективе, овладение
практическими навыками и тактикой различных спортивных игр: волейбол,
баскетбол, футбол, хоккей, а также настольный теннис и дартс,
Изучение истории родного края, историческое образование
Развитие личности путем активизации творческого потенциала в его самореализации
в условиях игровой и приключенческой ситуации. Создание условий для наиболее
полного благоприятного развития запросов каждого ребенка с учетом его
многообразия индивидуальности.
Направления работы программы.
Программа состоит из четырёх основных направлений работы.
1Физкультурнооздоровительное направление.
В программе лагеря проводятся соревнования по волейболу, баскетболу, футболу,
хоккею, плаванию, а также настольному теннису и дартсу на кубок лагеря, малые
олимпийские игры, веселые старты, игра поиск сокровищ. В распорядке дня лагеря для
ежедневного исполнения включены следующие мероприятия : физзарядка, утренняя
тренировка по основному виду спорта (волейболу), воздушное закаливание, посещение
бассейна. Спортивные игры по футболу, баскетболу, волейболу, пионерболу,
настольному теннису и занятия на спортивных снарядах.2. Культурномассовое направление. В программе лагеря проводятся концерты
художественной самодеятельности, игра « Угадай мелодию», КВН . В распорядке дня:
сюжетноролевые игры: открытие и закрытие лагеря дискотека.
3. Туристскоэкскурсионное направление. В распорядке дня: походы, прогулки и
экскурсии в изумительные по красоте места, к которым разработаны маршруты для
различных возрастных детских групп с дифференцированной дозировкой нагрузок.
В походах изучаются основы туризма, ориентирования на местности, выживания в
природных условиях и обеспечения жизнедеятельности.
4. Учебновоспитательное направление Включает в себя продолжение учебного и
воспитательного процесса, начатого и школе. Дети закрепляют знания, полученные в
школе по предметам: физкультура, ОБЖ, география, ботаника. Посещают места
памяти Великой Отечественной войны, братские могилы и обелиски.
Отличительные особенности лагеря “Олимп”.
Лагерь дневного пребывания
Основной контингент учащихся – воспитанники секции волейбола ДЮКФП
«Химик»
Дети разбиты на отряды по степени спортивной подготовленности и в
течение нескольких лет проходят 4 этапа обучения.
этап через игру первоначальное ознакомление и привитие навыков
I.
ЗОЖ(здоровый образ жизни ). Воспитанники начального звена.
II.
этап – создание мотивации и формирование системы привычек к ведению
ЗОЖ Учащиеся 46 кл.
III.
Учащиеся 7 9кл.
IV.
Учащиеся 1011кл.
этап – моделирование индивидуальных оздоровительных программ.
этап реализация индивидуальных оздоровительных программ.
Поэтапное построение программы обучения согласно возрастным особенностям развития
ребенка основывается на 3 принципах воспитания: постепенность, повторяемость,
систематичность
В тренировочном процессе учитываются как физическая подготовленность,
так и возрастные и индивидуальные особенности ребёнка
Работают в лагере учителя высшей категории
Руководство осуществляет администрация МОУ СОШ № 4
Основные принципы работы с детьми.
внимание и забота, любовь и терпение, стремление понять ребенка
чтобы дети не скучали, были увлечены занятиями.
чтобы больше находились в движении, в лесу, на спортплощадке.
чтобы в работе с ними учитывались их пожелания.
чтобы за время отдыха получали навыки и знания, которых раньше не имели.
быть искренним участвовать во всех делах
уметь слушать, видеть в ребенке большого человека, помогать становлению
личности.
Гибкость детской программы
За многие годы работы с детьми администрация МОУ СОШ № 4 и руководители лагеря
накопили определенный опыт оздоровления детей
Профильная программ оздоровления детей посредством занятий физической культурой
Программы разрабатывались в методическом объединении на основе активного отдыха и
занятий волейболом с учетом мнения детей, участвовавших в аналогичной программе и
медикофизиологическом анализе состояния отдохнувших детей.
Например, были сняты с реализации программы отдыха детей с вывозом на Черное море
на двое трое суток. Такие поездки крайне негативно отразились на здоровье детей, детей
вывозят на 14 дней.
Концептуальная основа оздоровительных программ.
В основе всех вариативных и профильных программ оздоровления детей лежит волейбол,
который включен в четыре основные программы, многократно апробированные и
пользующиеся спросом на рынке услуг детского отдыха.
В каждой программе заложены приключенческие и информационно познавательные
аспекты, которые увлекают детей. Вместе с ними предусмотрено в обязательном порядке
спортивное, творческое и образовательное развитие каждого ребенка.
Особая информация: ежегодно лагерь получает “Санитарный паспорт” и “Разрешение”
на оздоровительные лагеря различного профиля. Ведется строгий медицинский контроль
за здоровьем детей , за их питанием
Обстановка стабильная, спокойная и доброжелательная. В ходе реализации программ
возможна некоторая корректировка учебнотематических планов в зависимости от уровня
заболеваемости и подготовленности учащихся. В плане построения занятий также должен
быть предусмотрен гибкий подход. Порой складывается такая ситуация, что весь план
меняет своё содержание в процессе занятия. Мы не можем игнорировать вопрос, который
волнует детей в данный момент. Любая проблема тяготит, сковывает детей, выводит их из
равновесия, и наша задача – помочь им. Если мы не обратим на это внимание или, ещё
хуже, заставим переключиться на занятие с запланированными вопросами, то уйдем в
сторону от истинных задач оздоровления. Ведь в первую очередь нужно формироватьдушевное здоровье, а оно складывается из добрых мыслей и слов, терпения и терпимости,
равновесия, веры и любви.
Развернутый план работы и распорядок дня в спортивно оздоровительном лагере
“Олимп» прилагается