В основе данной программы лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10 Кировского района Волгограда»
Рабочая программа учебного курса по математике
«Математическая шкатулка»
(3 класс)
СОСТАВИЛА
учитель начальных классов
Голодова Наталья Николаевна
1
Волгоград, 2018годСодержание
1. Пояснительная записка…………………………………………….3
2.Третий класс ………………………………………………………9
2.1. Основное содержание
2.2. Тематическое планирование
3. Терминологический словарь………………………………………12
4. Литература ………………………... ………………………………14
2Пояснительная записка к курсу по математике «Математическая шкатулка»
отвечающих требованиям
Начальное общее образование призвано реализовать способности каждого ученика и
создать условия для индивидуального развития младших школьников.
Чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность
личности ученика, а затем направить и скорректировать развитие младшего школьника
с учетом выявленных интересов, опираясь на его природную активность.
Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются
основы доказательного мышления и упущения в работе с учениками этого возраста
практически невосполнимы. Вот почему необходимо разработать такой курс, который
обеспечивал бы формирование приёмов мыслительной деятельности.
Данная программа курса разработана в соответствии с требованиями
Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в
следующем:
«…Воспитание и развитие качеств личности,
информационного общества, инновационной экономики….
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения
целей образования и воспитания и путей их достижения.
Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)
общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение
форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ»;
ФГОС НОО
В основе построения данной программы лежит идея гуманизации математического
образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного
3образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и
способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников,
предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а
также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является
достаточной для углубленного изучения математики. Предметные знания и умения,
приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение
математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин,
фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной
программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к
познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций
и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление
развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие
технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности
детей, которую и следует поддерживать и направлять.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших
школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной
математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов
базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны
содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи,
умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Особенности программы «Математическая шкатулка» в том, что в нее включено
большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания
исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический
материал, который подкрепляется практической частью. Практические задания
способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления,
памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты,
анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение
4заданий такого характера способствует подготовке учащихся к участию в
математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в
интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных,
Всероссийских, дистанционных интернет – конкурсах.
Программа курса «Математическая шкатулка» разработана с учётом
внутрипредметных и межпредметных связей. В данной программе прослеживается
связь математики с окружающим миром, технологией, изобразительным искусством.
Этот курс предполагает использование ИКТ. Работа с ИКТ способствует увеличению
интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, привлечению
разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших
достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить,
рассуждать,
самостоятельно добывать необходимую
информацию.
Программа курса рассчитана на 1 год начальной школы. Занятия сгруппированы по
возрасту детей и прохождением учебного материала, с учётом 2 часа в неделю. Таким
образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по
математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся.
Продолжительность каждого занятия не превышает 40 минут
научившихся учиться,
Цели программы:
развитие математических способностей, формирование приёмов мыслительной
деятельности;
создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей;
развитие у детей общих умственных и математических способностей
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
формировать приемы умственных операций младших школьников (анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и
планировать свои действия.
учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли
формировать интерес к предмету, стремление использовать математические
знания в повседневной жизни.
Принципы программы:
5Актуальность
●
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
●
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет
математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти
знания на практике.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это
возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и
самому найти выход – ответ.
● Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
● Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
● Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии,
которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах
и других математических играх и конкурсах.
● Обеспечение мотивации
Вопервых, развитие интереса к математике как науке физикоматематического
направления, вовторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и
выступление на олимпиадах по математике.
● Курс ориентационный
Он осуществляет учебнопрактическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,
расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Методы обучения:
словесные,
нагляднодемонстрационные,
практические,
частичнопоисковые
проблемные
исследовательские.
6Приемы:
Анализ и синтез
Сравнение
Классификация
Аналогия
Обобщение.
Формы занятий:
беседы
игра, как основная форма работы.
загадки, задачишутки, ребусы, головоломки
конкурсы
проектная деятельность
олимпиады, математические праздники, решения задач.
фестиваль исследовательских работ
Планируемые результаты:
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия;
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
использовать основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием; решать задачи
различного уровня сложности;
собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать,
видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
устанавливать причинноследственные связи при решении логических задач;
строить логическую цепь рассуждений;
выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта,
его существенные и несущественные признаки;
составлять задачишутки, магические квадраты;
самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
доказывать способ верного решения.
владеть способами исследовательской и проектной деятельности;
успешно выступать на олимпиадах, играх, конкурсах
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
7уважение к товарищам и их мнению;
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
постановке учебных задач занятия;
оценке своих достижений;
действовать по плану
Основное содержание программы ( 3 класс)
1. Задания, на закрепление и углубление изученного материала по темам 20 ч
действия с многозначными числами – 4ч
работа с задачами – 7 ч
изучение элементов геометрии – 6 ч
2. Игровые задачи. – 6 ч
3. Задания на развитие творческого потенциала учащихся 6 ч .
8. Олимпиадные задания. – 5 ч
Тематическое планирование для 3 класса
Наименование тем курса
Колво
часов
Виды деятельности
Форма контроля
1. Вводное занятие
«Математика – царица наук»
2. Интересные приемы устного
счёта.
3.Применение различных цифр
и чисел в современной жизни.
Презентация
4. Развитие пространственного
воображения. Задания по
перекладыванию спичек.
5. Решение занимательных
задач в стихах. Презентация
8
1
3
2
2
1
П/ р
С/ р
выполнение
заданий
презентации
лекция
Устный счёт
проектная
деятельность
Работа в парах
работа в группах:
инсценирование
конкурсзагадок, решение
задач
работа с
алгоритмами,
составление
закономерностей
составление
математических
ребусов
конкурс на
лучший
математический
ребус
работа с алгоритмом контрольный
тест
решение заданий
составление схем,
диаграмм
Работа в парах по
решению задач
Проектная
деятельность
Решение загадок,
требующих
математического
решения
конкурс на
лучшую загадку
смекалку
работа с таблицей
разрядов
тест
работа в группах
«Найди пару»
познавательная
игра «Где твоя
пара?»
2
1
3
2
2
2
2
1
3
3
6. Упражнения с
многозначными числами.
Закономерность
7. Отгадываем ребусы
8. Упражнения с
многозначными числами
(класс млн.)
9.Решение задач с
применением ИКТ.
10. Задачи с неполными
данными, лишними
11. Площадь и периметр.
Презентация
12. Бумажные макеты
транспорта (самолеты,
корабли, машины).
13. Загадки смекалки.
14. Игра «Знай свой разряд».
15. Обратные задачи
916. Практикум «Подумай и
реши».
17.Задачи с изменением
вопроса.
18. «Газета любознательных».
Применение ИКТ.
19.Математические горки.
2
3
3
3
самостоятельное
решение задач
Инсценирование
задач
проектная
деятельность
конкурс на
лучшее
инсценирование
математической
задачи
конкурс на
лучшую
математическую
газету
решение задач на
преобразование
неравенств
конкурс на
лучший
«Решебник»
20.Решение логических задач.
2
схематическое
изображение задач
21.Игра «У кого какая цифра» 1
творческая работа
22.Задачи с многовариантными
решениями. Применение ИКТ.
23.Задачи на движение
24.Занимательная геометрия.
Нахождение площади фигур
25. Занимательная геометрия.
Нахождение периметра фигур
26.Математический КВН.
Презентация
27. Круглый стол «Подведем
итоги»
10
3
2
3
2
1
1
работа над созданием
проблемных
ситуаций, требующих
математического
решения
Работа в парах по
решению задач
работа в группах
коллективная работа
по составлению
отчёта о проделанной
анкетированиеИТОГО:
56
работе
Терминологический словарь
Математика цикл наук, изучающих величины и пространственные формы
(арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и т. д.).
^ Аршин старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.
Верста русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).
Локоть русская мера длины, равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим
данным "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего
пальца руки").
^ Сажень русская мера длины, равная 3 аршинам, 2,1336 метрам.
ее
Архим д— древнегреческий математик, физик, механик и инженер из Сиракуз. Сделал
множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда
важных изобретений.
Пифагор Самосский— древнегреческий философ и математик, создатель религиозно
11философской школы пифагорейцев.
ее
Геом трия— раздел математики, изучающий пространственные отношения и их
обобщения.
Треугольник геометрическая фигура многоугольник с тремя углами.
^ Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.
Ребусы это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при
помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.
Логика наука о законах правильного мышления называется логикой.
ее
ие
ее
ее
^ Сист ма счисл ния — символический метод записи чисел, представление чисел с
помощью письменных знаков.
ее
Десят чная сист ма счисл ния — позиционная система счисления по целочисленному
основанию 10. Одна из наиболее распространённых систем счисления в мире. Для
записи чисел наиболее часто используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, называемые
арабскими цифрами.
12Используемая литература.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования – М.: Просвещение, 2012.
Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результаов в
начальной школе.Ч.1 – М.: Просвещение, 2010
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения
для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к
мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ];
под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993.
Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов,
Издательство «Лицей» 2002.
Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. Сталкер, 1997
139. Лазуренко Л. В. Занимательные материалы к урокам математики. [Текст] В., 2005
10. Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. Мир, 1999.
Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. ФИЗМАТЛИТ, 2006.
Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» АО «Учебная
литература», 1996
Интернетресурсы
http://www.developkinder.com
http://www.igraza.ru
http://festival.1september.ru
14