ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основы духовно-нравственной культуры народов России модуль: основы православной культуры 5 класс к учебнику Людмилы Леонидовны Шевченко. Курс интегрирует знания разных предметных областей - теологии, музыкально-изобразительного искусства, истории, обществознания, литературы. Программа для 5 года обучения включает материалы, которые позволяют, как продолжить занятия с учащимися, изучавшими предмет в 4 классе, так и продолжить изучение предмета в средних классах.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 93»
Г. ИЖЕВСКА
Учебная программа
педагога
5а б классов, 20182019 учебный год
Никишовой
Марины
ВячеславовныМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №93»
Согласовано
на заседании МО
протокол № 5 от 28.08.2018г.
Составлена на основе
Федерального государственного
образовательного стандарта
Принято на заседании
педагогического совета
№ 13 от 29.08.2018г.
Утверждаю __________
Директор школы № 93 Т.В.Зубко
Приказ № 214од от 30.08.2018г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы духовнонравственной культуры народов России
модуль: основы православной культуры
5а б классов
на 2018 / 2019 учебный год
Составитель
учитель начальных классов
Никишова М.В.Ижевск
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативноправовыми основами преподавания модуля «Основы православной культуры»
комплексного учебного курса «Основы духовнонравственной культуры народов России являются:
Конституция Российской Федерации;
Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009 года
(Пр2009 ВПП444632);
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от
11 августа 2009 года (ВПП444632);
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273
от 29 декабря 2012 г;
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (ФГОС ООО), а также с учётом лучших традиций российской
педагогики, программы «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы
духовнонравственной культуры народов России» для образовательных учреждений.
Требования ФГОС ООО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2
статьи 14 которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию
личности в национальную и мировую культуру и формирование духовнонравственной
личности. Не случайно интеграция в национальную культуру поставлена на первое место. Иной
порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и
формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует,
чтобы основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного образовательного
стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных
потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно
нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные
программы» Закона РФ «Об образовании в РФ»).
Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их
родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы
православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы духовно
нравственной культуры народов России»
1. Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь
воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным,
трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и
воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в
помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и
убеждений.
В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и
нравственными основами родной православной культуры.Основные задачи учебного предмета — осуществлять духовнонравственное воспитание
учащихся на основе:
усвоения ими понятий «священный», «святой», «заветный» («Россия — священная наша держава»,
«святой долг», «заветные слова»);
дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;
познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых
религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной
религией;
изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и Государственно образующую
роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам
личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре,
святыням;
дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл
православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их
смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми
православного искусства;
приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов
Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни
конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в
раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного
христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, алчности,
хамства, так бурно распространяющи хся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей;
дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе
веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать
способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты;
Ввести детей в круг основных православных праздников. Показать их тесную и органическую
связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной
культуры
Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной
культуры» учащимися 5 класса:
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского
государства (российская идентичность);
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её
традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение
культурноисторического наследия России;
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в
истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной
культуры России;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как
благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и
милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность
собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
контролировать
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное
отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение
взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 5
класса:
развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной
культуры;
знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших
просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
умение соотносить имена выдающихся церковных личностей с основными вехами и
важнейшими событиями родной истории (к примеру, Георгий Победоносец);
умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической
литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского
календарей), знание причины расхождения этих календарей;
приобщение к духовнонравственным ценностям своего народа;
усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей
православной культурой России, имеющей особое значение в истории России,
становлении её духовности и культуры;
приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках
понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
формирование потребности в нравственном совершенствовании.
Курс ориентирован на учащихся 5 класса в течение второго полугодия обучения — 17 часов в год.
При этом на изучение основ православной культуры отводится по 1 часу в неделю и является
продолжение изученного материала в 4 классе. В 5 а класс 30 учащихся, 5б класс 29 учащихся все
дети учатся по общеобразовательной программе.
При изучении основ православной культуры отметки не выставляются. Для определения уровня
духовнонравственного воспитания школьников, изучающих православную культуру, на начальный
и заключительный уроки можно пригласить родителей школьников, которые и определят,
насколько необходимо и важно их детям осваивать отечественную культуру.КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ 5 КЛАСС
№п/п
Название темы
Колво часов
Раздел I О чем рассказывает православная культура
1
2
3
4
5
Религиозная культура в жизни человека
О чем рассказывает христианская
православная культура
О чем рассказывает Библия?
Библейские сюжеты в произведениях
христианской православной культуры Монастырь –
центр христианской
православной культуры.
Для чего построен и как устроен православный
храм?
О чем рассказывает икона?
Красивый мир церковнославянской азбуки.
1
1
1
1
1Раздел II Христианская церковь в мире
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Святые апостолы Христа.
Святые дети мученики за веру.
Добродетели вера, надежда, любовь в жизни христиан.
Мудрость жизни христиан. Святые великомученицы
Екатерина, Варвара
Святые воины. Георгий Победоносец, Димитрий
Солунский, Феодор Стратилат
Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан.
Всемилостивый целитель Пантелеимон.
Защита христианской веры. Вселенские Соборы.
Святые равноапостольные Константин и Елена.
Святые Отцы Церкви
Утверждение христианского учения. Учителя веры
святители Василий Великий, Григорий Богослов,
Иоанн Златоуст.
Монашество. Великие подвижники пустыни:
преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий,
Павел Фивейский.
Святые учителя покояния. Преподобные Мария
Египетская, Ефрем Сирин
Смирение, милосердие – путь к спасению.
Преподобный Досифей.Святитель Павлин
Милостивый.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Основы православной культуры
Количество часов в год ____ 17__
Количество часов в неделю __1_______
5 класс
Содержание и структура курса№
1
2
Название раздела и темы
Раздел I О чем рассказывает православная культура
Раздел II Христианская церковь в мире
Итого:
Кол
во
часов
5
12
17№ Название раздела и
темы
1
Религиозная культура в
жизни человека
Кол
во
часов
1
2 О чем рассказывает
христианская
православная культура
3 О чем рассказывает
1
1
Библия?
Библейские сюжеты в
произведениях
христианской
православной культуры
Монастырь – центр
христианской
православной
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
Основы православной культуры
5 класс,
17ч
Предметные результаты/содержание учебного
Универсальные учебные действия
предмета
Анализировать предлагаемую информацию, планировать
предстоящую практическую работу, осуществлять
корректировку хода практической работы, самоконтроль
выполняемых практических действий; Постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации
Составлять связное высказывание по иллюстрациям и
оформлению учебника
Анализировать предлагаемую информацию, планировать
предстоящую практическую работу, осуществлять
корректировку хода практической работы, самоконтроль
выполняемых практических действий;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Изучаем – повторяем: о чем рассказывает религиозная
культура? Духовность, культура, культурный человек,
историческая память, религия, религиозная
культура. Духовная культура. Ее характеристики.
Примеры феноменов духовной культуры. Определение
понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения.
Этические нормы христианства. Определение добра и зла.
Любовь к Родине. Отечество. Отчий дом.
Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила,
данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадение. КакБог спасал
людей: десять заповедей. Чему Христос учил людей:
заповеди Блаженства.
Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав
Библии Монастырь в истории христианской православной
культуры. Как возводились монастыри
Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и
внутренняя. В чем заключается красота православного
монастыря? Название монастыря. Монастыри и имена
святых, сними связанные. Русские поэты разных веков
размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах
православной культуры.культуры.
Язык христианской
православной
культуры.
4 Для чего построен и
1
как устроен
православный храм?
О чем рассказывает
икона?
5 Красивый мир
церковнославянской
азбуки.
6 Святые апостолы
Христа.
1
1
Православный храм в жизни христиан. Храм – дом,
посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная
красота его создателя. Словарик зодчего: основные части
храма; священнослужители и их одежда (облачение);
богослужебные предметы. Символический смысл храма.
Богослужение. ТаинстваЦеркви. Как было установлено
Таинство Причащения. Тайная Вечеря. Иконостас,
четверик, алтарь, Престол.
Икона – христианская святыня.
Кому посвящались христианские иконы? Что означает
почитание иконы? Почему икона является священным
изображением?
Письменные источники христианской православной
культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и
предметах древнерусского прикладного искусства.
Церковнославянская азбука. Ее создатели – святые
равноапостольные Кирилл и Мефодий.
Кого называют просветителями? Значение слова
«просвещение». О чем рассказывают буквы
церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных.
Духовный смысл буквиц
Как христианство стало распространяться в мире.
Избрание Иисусом Христом апостолов. Образование
определять общую цель в совместной деятельности и пути
её достижения, договариваться о распределении функций и
ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
Анализировать предлагаемую информацию, планировать
предстоящую практическую работу, осуществлять
корректировку хода практической работы, самоконтроль7 Святые дети
мученики за веру.
8 Добродетели вера,
надежда, любовь в
жизни христиан.
9 Мудрость жизни
христиан. Святые
великомученицы
Екатерина, Варвара
1
1
1
Церкви.
Причины преследования христиан иудейскими и римскими
властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские
младенцы. Первомученик Стефан. Смысл слова
«благословение». Смысл евангельского
эпизода «Благословение детей». Святой Игнатий
Богоносец. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит.
Святые отроки мученики и их учитель – святой епископ
Вавила Антиохийс кий. Смысл мученичества. Почему
детихристиане проявляли мужество? Молитва. Жития
юных мучеников.
О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и
матери их Софии.. Христианские добродетели.
Размышление о духовной красоте. Евангельский текст о
понимании христианами красоты как совершенного
подобия Отцу Небесному (Евангелие от Матфея, гл.5,
стихи 44?48). В чем проявлялась любовь христиан к
врагам?
Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Чем
отличалась жизнь христиан от жизни других людей?
Главные ценности жизни христиан. Притчи
Христа о Царствии Небесном: о драгоценной жемчужине,
о закваске, о зерне горчичном. Как христиане старались
обрести сокровища небесные? Христианская мудрость.
Какого человека христиане называли мудрым? Житейская
мудрость.
выполняемых практических действий; различать способ и
результат действия.
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Анализировать предлагаемую информацию, планировать
предстоящую практическую работу, осуществлять
корректировку хода практической работы, самоконтроль
выполняемых практических действий; в сотрудничестве с
учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
10 Святые воины. Георгий
1
. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий
Анализировать предлагаемую информацию, планироватьПобедоносец,
Димитрий Солунский,
Феодор Стратилат
11 Святые врачеватели.
1
Святые Косма и
Дамиан.
Всемилостивый
целитель Пантелеимон.
Солунский, Феодор Стратилат. Святой мученик
Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты
Отечества. Кого называли воинами Христовыми?
Воинская доблесть. Что христиане называли духовной
смертью? Какими подвигами прославились святые воины
великомученики? Какие добродетели проявили (в детстве,
в воинском служении, в христианском подвиге)? О
почитании святых воинов. Как на Руси
почитали память святых Георгия Победоносца, Димитрия
Солунского?
Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах: «Даром
получили – даром давайте». Притча о талантах – дарах
Бога человеку. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
Какие добродетели проявляли святые в детстве;
какими христианскими добродетелями и подвигами
прославились? Размышления о Божиих дарах святым при
чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
12
Защита христианской
веры. Вселенские
Соборы. Святые
равноапостольные
Константин и Елена.
Святые Отцы Церкви
1
Прекращение гонений на христиан в царствование
Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста
Господня святыми Константином и Еленой.
Церковнославянские тексты рассказывают о почитании
христианами Креста. Что такое святыня? Отношение к свя
тыне. Крест в жизни христиан. Крестоношение. Развитие
предстоящую практическую работу,
осуществлять
корректировку хода практической работы, самоконтроль
выполняемых практических действий;
необходимые для организации
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
других людей, отличные от собственной;
читывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
задавать вопросы,
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной13 Утверждение
1
христианского учения.
Учителя веры
святители Василий
Великий, Григорий
Богослов, Иоанн
Златоуст.
1
14 Монашество. Великие
подвижники пустыни:
преподобные Антоний
Великий, Пахомий
Великий, Павел
Фивейский.
византийской культуры в период эпохи Вселенских
Соборов.Храм Святой Софии – Премудрости Божией.
Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими
трудами на благо Церкви Христовой прославились
святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн
Златоуст?Какие добродетели святые проявляли в детстве?
Кого называют православными христианами? О
богослужении Православной Церкви. Божественная
Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление
песнопений богослужения. В какие христианские
праздники поют песнопения, составленные святителями?
Иоанн Златоуст учит христианскому благодарению. За что
христиане благодарили Бога? Смысл слов «благодарение»
и «благословение».
Подвиги духовные. Их смысл – спасение
души. Разные пути к спасению. Монашество – путь
совершенных. Основоположник монашества – Антоний
Великий. Житие. О чем святой размышлял с детских лет?
Как была устроена жизнь древних монастырей?
Прославление Бога верой и добрыми делами.
Промысел Божий в деле спасения человека. Пути:
монашеский, семейная жизнь, иные. Борьба со страстями
души – путь к спасению. В чем святой Ефрем Сирин
увидел действие Промысла Божиего о человеке?
необходимые для организации
коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
задавать вопросы,
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
задавать вопросы,
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
других людей, отличные от собственной;
читывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
задавать вопросы,
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
необходимые для организации
необходимые для организации15 Святые
учителя
1
покояния.
Преподобные Мария
Египетская,
Ефрем
Сирин
16 Смирение, милосердие
1
– путь к спасению.
Преподобный
Досифей.Святитель
Павлин Милостивый.
Ответственность христианина. За что должен отвечать
человек? Как может спастись христианин? Священное
Писание рассказывает о Страшном Суде. Как святой
Досифей выбирал путь к спасению. Христианские
добродетели смирения, послушания, кротости, терпения,
умеренности– путь к спасению души. О милости Божией
человеку. Искупительная Жертва, принесенная Христом
за людей. Христос показывает примеры милосердия и
прощения: эпизод Евангелия «Христос и грешница».
Милость и милосердие христианина. Евангельская притча
о милосердном самарянине. Добродетель милосердия в
жизни святителя Павлина Милостивого.
Противодействие проповеди святых со стороны немецких
священников и его причины. Перевод на славянский язык
богослужебных книг. Азбука глаголица и кириллица.
Важнейшие тексты. православной Церкви на
церковнославянском языке.
17 Просветители
славянские Кирилл и
1
Евангелие приходит на славянские земли. Монахи –
миссионеры проповедники. Трудность миссионерского
необходимые для организации
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
задавать вопросы,
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
собственную позицию;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
задавать вопросы,
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного
решения разнообразных коммуникативных задач.
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции
других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
необходимые для организацииМефодий.
подвига среди языческих племен. Труды святых братьев
Кирилла и Мефодия. Детские
годы святых. Христианские добродетели. Проявленные
ими в детстве. Как отрок Константин (Кирилл) размышлял
о ценностях жизни человека; как определил для себя
жизненный путь? В чем были трудности просвещения
славянских племен? Апостольские труды святых. Почему
именно Кирилл и
Мефодий были посланы в славянские земли?
собственную позицию;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе
правила общения со взрослыми и сверстниками в
официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
задавать вопросы,
собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для
эффективного решения разнообразных коммуникативных
задач.
необходимые для организацииУчебнометодическое и материальнотехническое обеспечение:
1. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга
первая. М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества, 2013
2. Шевченко, Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга
вторая. М.: Центр поддержки культурноисторических традиций Отечества, 2013
3. Шевченко, Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно
исторических традиций Отечества, 2015.
4.
Шевченко, Л.Л. Православная культура: Наглядное пособие: 5 год обучения. – М.: Центр поддержки культурноисторических традиций
Отечества, 2015
5. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома.
6. Ноутбук
7. Мультимедийный проектор