Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
23.03.2017
Дисциплина "Культура речи" входит в базовый уровень профессиональной подготовки на I курсе. Обучающиеся - выпускники коррекционных школ VIII вида и лица с ОВЗ. Цель данной программы - развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности в различных сферах.
Курс рассчитан на 22 часа, включает практические занятия, промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачёта.
Программа Культура речи.docx
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное казенное профессиональное
образовательное учреждение№ 18
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____И.Г.Ерохина
«___»________2015 г.
ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОДБ.01 Культура
речи(базовый уровень)
в рамках программы профессиональной подготовки
по профессии
18880 столяр строительный
16671 плотник
18859 стекольщик
12680 стекольщик
12880 каменщик
19727 штукатур
15220 облицовщикплиточник
13450 маляр
15398 рабочий зелёного хозяйства
16675 повар
19601 швея
в количестве 22 часов
СОГЛАСОВАНО
Методическая комиссия ОЦ
____________Н.С. Кузнецова
«___»__________2015 г. г. КомсомольскнаАмуре, 2015 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной
программы учебной дисциплины «Русский язык», одобренной ФГУ «ФИРО»
Минобрнауки от 10.04.2008 г. по профессиям
18880 столяр строительный
16671 плотник
18859 стекольщик
12680 стекольщик
12880 каменщик
19727 штукатур
15220 облицовщикплиточник
13450 маляр
15398 рабочий зелёного хозяйства
16675 повар
19601 шея
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации
образовательных программ среднего (полного) общего образования»
Организацияразработчик: КГК ПОУ 18
Разработчик программы: Кравченко Е.И. – преподаватель
Координатор: Ерохина И.Г.заместитель директора по учебнометодической
работе
Программа утверждена на заседании МК ОЦ: Протокол заседания № 1
от 01.09.2015 г. 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"Культура речи"
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для
использования в профессиональном образовательном учреждении,
реализующем образовательную программу профессиональной подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы по профессиям:
18880 столяр строительный
16671 плотник
18859 стекольщик
12680 стекольщик
12880 каменщик
19727 штукатур
15220 облицовщикплиточник
13450 маляр
15398 рабочий зелёного хозяйства
16675 повар
19601 шея
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные
дисциплины базовые.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины требования к
результатам освоения учебной дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
воспитание формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; овладение культурой
межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать
функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в
соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и
пунктуационной грамотности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём
часов
2222222222222222222222222222222 22
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
4
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
Выпускник образовательного учреждения должен обладать общими
компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей). 2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование
разделов
I. Правильность
русской речи
II. Речевое
мастерство
Дифференцированный
зачёт
Итого за курс
обучения
Количество аудиторных часов
Всего Теория
Практические занятия
8
13
1
22
6
9
15
2
4
1
7 3.Содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
2
Правильность русской речи
Содержание учебного материала
1 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
2 Язык как система. Основные уровни языка
3 Русский язык в современном мире. Язык и культура
4
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и
других народов.
Уметь/использовать:
1. Оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового
оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач
4
3
3
1
2
Наименован
ие разделов и
тем
1
Раздел 1.
Тема 1
Понятие о
современном
русском
литературно
м языке как
основе
Знать/понимать
1. Связь языка и истории, культуры
русского и других народов;
культуры речи
Основные уровни языка
Тема 2
Норма как
основной
признак
литературн
Содержание учебного материала
1
2 ХХарактерные
Проблема нормы в современном литературном языке
особенности нормы
(относительная устойчивость,
распространенность, общеупотребительность; соответствие употреблению,
обычаю и возможностям языковой системы)
Типы и виды норм. Критерии нормативности, устойчивость и изменяемость
нормы.
3 ого языка.
Тема 3.
Качества
хорошей речи
4
5
6
Признаки нормы: соответствие системе языка (структурный критерий),
общественное одобрение (эстетический критерий).
Причины изменений языковых норм (закон экономии, закон аналогии).
Динамика норм. Понятие «речь правильная».
Современные нормативные словари, справочники, пособия. Новые концепции
словарей, изменение стилистических помет в словарях.
Содержание учебного материала
1
2
3
Качества речи: точность, понятность, чистота, правильность, уместность
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная
лексика, лексика устной речи
Словасорняки, “языковая свобода”, вульгаризация языка, национальная
вежливость
4 Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.
5
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление
Практическое занятие №1: Работа над речевыми ошибками
Контрольная работа №1
Знать/понимать:
1. Связь языка и культуры.
2. Качества хорошей речи (точность,
логичность, чистота, выразительность,
уместность, богатство).
3. Лексическое и грамматическое значения
слова.
4.Профессионализмы. Терминологическая
лексика.
Уметь/использовать:
1. Лексические нормы.
Изобразительные возможности
лексики
2.Исправлять лексические ошибки.
3.Для увеличения словарного запаса;
расширения круга используемых
языковых и речевых средств;
совершенствования способности к
3
1
1 5.Особенности русского речевого этикета.
6.Отличие фразеологизма от слова
самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
4. Оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения
языкового оформления,
эффективности достижения
поставленных коммуникативных
задач.
Речевое мастерство
Содержание учебного материала
1 Виды речевой деятельности, виды общения.
2 Понятие о культуре общения
3 Правила ведения речи. Речевое поведение. Социальные роли говорящих.
Проявление речевой культуры в различных ситуациях общения.
4 Этикетные формулы обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы,
3
благодарности, поздравления, приглашения
5 Стилистическая окрашенность обращений
Практическое занятие №2: Моделирование речевых ситуаций. Ролевые игры
Содержание учебного материала
1 Особенности речи в межличностном общении
2 Единство передачи и восприятия смысла в общении.
3 Роль слушающего в межличностном общении.
4 Фактическая и информативная речь.
5 Монолог и диалог. Диалогичность речи и фактор адресата.
6 Речь и самораскрытие. Речь и самооценка.
1
Раздел 2
Тема 1
Русский
речевой
этикет и
культура
общения
Тема 2
Мастерство
устной речи Тема 3
Мастерство
письменной
речи
Взаимодействие речи разговорной и книжной, устной и письменной
7 Способы и приемы совершенствования коммуникативной культуры.
Практическое занятие №3: подготовка выступления (похвального слова,
агитационного выступления, убеждающего выступления)
Содержание учебного материала
1
2 Влияние речи устной на речь письменную
3
4 Языковые особенности официальноделового стиля
5 Служебные документы: заявление, доверенность, резюме
Практическое занятие №4: написание заявления, доверенности, резюме
Контрольная работа №2
Дифференцированный зачёт
Нормы деловой переписки
Знать/понимать:
1. Нормы письменной речи;
2. Языковые особенности
официальноделового стиля;
3. Композиционные особенности
текстов служебных документов
(заявление, доверенность, резюме)
Уметь/использовать:
1.Отбирать языковые средства,
варьировать их с учетом ситуаций и
целей общения;
2. Грамотно использовать в конкретной
коммуникационной ситуации
вербальные и невербальные средства
общения;
3.Соблюдать этикетные правила в
процессе речевого общения;
4. Эффективно использовать полученные
знания при создании текстов
официальноделового стиля.
3
1
3
1
1
1 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся
должен:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические,
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социальнокультурной, учебнонаучной, официально
орфографические и
лексические,
грамматические,
деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения
ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно
научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том
числе, представленных в электронном виде на различных информационных
(ознакомительноизучающее,
носителях;
говорение и письмо создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания всоциальнокультурной и деловой сферах общения (на материале
изучаемых учебных дисциплин);
применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях
общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
создавать тексты служебных документов (заявление, расписка, резюме)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей,
самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных
навыков
областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства 4. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнометодической документации;
наглядные пособия (планшеты, действующие стенды, плакаты и др.);
Технические средства обучения:
компьютер для преподавателя;
телевизор;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
комплект учебнометодической документации;
интернет
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов,
дополнительной литературы
Учебники:
1. Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. Русский язык: учебник для сред. проф.
образования. – «Академия», 2014.
2. Е. С. Антонова, Воителева Т.М. Русский язык: Сборник упражнений .
учебникпрактикум.
3. Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. Пособие для подготовки к ЕГЭ –
«Академия», 2014. Справочники:
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. –
М., 2004.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. –
М., 2004.2. Через дефис, слитно или раздельно? Словарьсправочник русского
языка. / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Стилистика русского языка (1011 классы). Солганик Г.Я.
2001М.
Занимательная стилистика. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.1993.М.
Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления.С.
Мучник Б.С.1994.
Методическая литература:
1.Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2010.
2.Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова
С.И., Цыбулько И.П. – М. 2014.
3. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому
языку. – М., 2012.
4.Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. –
М., 2012.
Интернетресурсы:
1.Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка"
http://rus.1september.ru
2.Грамота.Ру: справочноинформационный портал "Русский язык"
http://www.gramota.ru
3.Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
4.Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка http://www.gimn13.tl.ru/rus/
http://slova.ndo.ru
Мир слова русского
http://www.rusword.org
Опорный орфографический компакт:
пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook/
Основные правила грамматики русского языка
http://www.stihi_rus.ru/pravila.htm
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология:
электронные лингвокультурологические курсы
http://gramota.ru/book/ritorika/
Российское общество преподавателей русского языка и литературы:
портал "Русское слово"
http://www.ropryal.ru
Русская фонетика: мультимедийный интернет учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galya_1/
Справочная служба русского языка
http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому языку
http://likbez.spb.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников
http://learning_russian.gramota.ru
5.Список литературы
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1989.
Жуков В, П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991. Жукова В.И., Жукова А.В. Школьный фразеологический словарь русского
языка.М.,1994.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение,
ударение, грамматические формы. М., 1989.
Розенталь Д.Э., Телешова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1987.
Крылатые слова и выражения
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
творческих работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать
устные и письменные высказывания с точки зрения
Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
индивидуальный опрос
тестовый контроль
языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
текущий контроль в форме
защиты творческой работы,
анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности,
употребления;
точности и уместности их
составление таблиц,
памяток
зачёт
связь языка и истории, культуры;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и
взаимосвязь;
индивидуальный опрос
тестовый контроль
текущий контроль в форме
защиты творческой работы,
составление таблиц, орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы
речевого поведения в социальнокультурной, учебно
научной, официальноделовой сферах общения.
памяток
зачёт
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Программа учебной дисциплины ОДБ.01 Культура речи "Культура речи"для обучающихся профессионального образовательного учреждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.