Программа учебной дисциплины ОП.04 Основы материаловедения СПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы, срок обучения 10 месяцев
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выполнять механические испытания образцов материалов;
-использовать физико-химические методы исследования металлов;
-пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
-выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
-наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
-правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
-основные сведения о металлах и сплавах;В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
-наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
бюджетное образовательное учреждение Омской области
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №65»
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 Основы материаловедения
подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО
по профессии 150709.02
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Срок обучения: 10 мес.
Разработал: Баранов Владимир Ильич
мастер производственного обучения
1Седельниково 2013
2Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта СПО по профессии
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Организацияразработчик: БОУ НПО «Профессиональное училище №65»
с. Седельниково Омской области.
Разработчик:
Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения,
преподаватель специальных дисциплин БОУ НПО ПУ № 65.
Согласовано:
На заседании
педагогического совета
Протокол №__________
«__»___________2013г.
3СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
9
10
41. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью
программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и
переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии сварщик
(электросварочные и газосварочные работы):
19906 Электросварщик ручной сварки,
19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических
машинах,
19756 Электрогазосварщик,
11620 Газосварщик,
11618 Газорезчик.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физикохимические методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для определения свойств
материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в
профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
5основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и
электротехнических материалах, стали, их классификация.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы материаловедения
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
8*
практические занятия
8*
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16*
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2
Объем
часов
48*
32*
62.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы материаловедения
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если
Объем часов Уровень
освоения
1
Раздел 1.
Основные сведения о
материаловедение
предусмотрены)
2
Введение. Типы атомных связей и их влияние на свойства материала.
Строение металлических материалов.
Содержание учебного материала
1
2
Практические занятия
№ 1. Построение графиков процессов кристаллизации.
№ 2. Изучение строения металлов по моделям кристаллических решеток.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем)
Подготовка к практическим работам с использованием методических
рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.
Содержание учебного материала
1
Методы изучения структуры металла. Механические свойства и методы их
определения.
Физические свойства металлов.
Технологические свойства металлов и сплавов.
2
3
7
Тема 1.
Основные сведения о
строении металлов и
сплавов.
Тема 2.
Методы изучения
свойств металлов и
сплавов.
3
32
4
2
2
2
2
10
2
4
2
2Лабораторные работы:
№1. «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и
сплавов».
№2. «Определение ударной вязкости металлов и сплавов (прочность на удар)».
№3. «Определение твердости металлов и сплавов по методу Бринелля».
№4. «Определение твердости металлов и сплавов по методу Роквелла».
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к лабораторным работам с использованием методических
рекомендаций, оформление результатов работы и подготовка к защите.
Содержание учебного материала
1
Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Диаграмма состояния
железоуглеродистых сплавов.
Получение чугуна. Классификация чугунов.
Конструкционные стали общетехнического назначения.
Инструментальные материалы.
Стали и сплавы с особыми свойствами.
Цветные металлы и сплавы.
2
3
4
5
6
Практические занятия
№ 3. Отработка навыков пользования справочными таблицами.
№ 4. Расшифровка марок чугунов по заданным параметрам.
№ 5. Расшифровка марок сталей по заданным условиям.
№ 6. Расшифровка марок цветных металлов и сплавов.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических
рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите.
8
8
8
2
8
6
2
2
6
2
Тема 3.
Железоуглеродистые,
цветные металлы и
сплавы.Тема 4.
Термическая и химико
термическая обработка
железоуглеродистых
сплавов
Тема 5.
Основные сведения о
неметаллических
материалах
Подготовка реферата по теме:
«».
Понятие о термической обработке. Превращения при нагреве и охлаждении.
Термическая обработка стали.
Термическая обработка чугунов.
Содержание учебного материала
1
2
3
Практическое занятие
№ 7. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железоцементит.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций,
оформление отчета и подготовка к защите.
Полимерные материалы.
Стекло. Древесина.
Композиционные материалы.
Горючесмазочные материалы и технические жидкости.
Содержание учебного материала
1
2
3
4
Практическое занятие
№ 8. Определение качества моторного масла простейшими методами.
Самостоятельная работа обучающихся.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной
литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных
преподавателем).
Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций,
оформление отчета и подготовка к защите.
9
4
2
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2Дифференцированный зачет
ВСЕГО
2
48
10Требования к минимальному материальнотехническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
материаловедение.
Оборудование учебного кабинета:
интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Основы материаловедения»;
комплект бланков технологической документации
материаловедение. Плакаты.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением и документкамера EIKI
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Интернетресурсов,
1.Адаскин А.М., Зуев В.М.
Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования
М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Кузьмин Б.А. и др.,
Металлургия, металловедение и конструктивные материалы: Учебник. – М:
Высшая школа, 1997.
3.Журавлева Л.В. Электроматериаловедение: Учебник для НПО. М.:
ИРПО; Проф Обр Издат, 2004
Дополнительные источники:
1. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и
металлообработке: учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.Н.Заплатин,
Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов, В.С.Новосёлов] ; под ред. В.Н.Заплатина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2010.
2. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению
(металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н.
Заплатин, Ю.И.Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н.Заплатина. – М.:
Издательский центр «Академия», 2009.
113. Соколова Н.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб. пособие
для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
выполнять механические испытания
образцов материалов;
использовать физикохимические
методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами
для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления
профессиональной деятельности.
Оценка выполнения лабораторных работ.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Оценка выполнения лабораторных работ.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Оценка выполнения лабораторных работ.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Оценка выполнения лабораторных работ.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Знания:
12основные свойства и классификацию
материалов, использующихся в
профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства
обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и
смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и
сплавах;
основные сведения о неметаллических,
прокладочных, уплотнительных и
электротехнических материалах стали, их
классификации.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
Наблюдение и оценка выполнения
практических работ.
Оценка выполнения тестовых заданий.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы.
13