Программа учебной дисциплины ОП.04 Основы материаловедения

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа учебной дисциплины ОП.04 Основы материаловедения СПО по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы, срок обучения 10 месяцев Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: -выполнять механические испытания образцов материалов; -использовать физико-химические методы исследования металлов; -пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; -выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; -наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; -правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; -основные сведения о металлах и сплавах;В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: -основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; -наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
Иконка файла материала attachment_1488377934.docx
бюджетное образовательное учреждение Омской области  начального профессионального образования «Профессиональное училище №65» Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 04 Основы материаловедения   подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии  150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Срок обучения: 10 мес. Разработал: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения 1Седельниково  2013 2Программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по профессии   150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). Организация­разработчик: БОУ НПО «Профессиональное училище №65»  с. Седельниково Омской области. Разработчик: Баранов Владимир Ильич  мастер производственного обучения,  преподаватель специальных дисциплин БОУ НПО ПУ № 65. Согласовано: На заседании педагогического совета Протокол №__________ «__»___________2013г. 3СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   ДИСЦИПЛИНЫ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 5 9 10 41. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы материаловедения 1.1. Область применения программы Программа   учебной   дисциплины   является   частью     программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии  150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).   Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном   образовании   (в   программах   повышения   квалификации   и переподготовки)   и   профессиональной     подготовке     по   профессии   сварщик (электросварочные и газосварочные работы): ­  19906 Электросварщик ручной сварки,  ­  19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических  машинах,      ­  19756 Электрогазосварщик,  ­  11620 Газосварщик,  ­  11618 Газорезчик.  1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы:  дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины  – требования  к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: ­выполнять механические испытания образцов материалов; ­использовать физико­химические методы исследования металлов; ­пользоваться справочными таблицами для определения свойств  материалов;     ­выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  ­основные свойства и классификацию материалов, использующихся в  профессиональной деятельности; ­наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; ­правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; ­основные сведения о металлах и сплавах; 5­основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификация. 1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов. 2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Основы материаловедения 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные занятия 8*      практические занятия 8* Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16* Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета             2 Объем часов 48* 32*    62.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины  Основы материаловедения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если Объем часов Уровень  освоения 1 Раздел 1. Основные сведения о материаловедение предусмотрены) 2 Введение. Типы атомных связей и их влияние на свойства материала. Строение металлических материалов. Содержание учебного материала 1 2 Практические занятия № 1. Построение графиков процессов кристаллизации.  № 2. Изучение строения металлов по моделям кристаллических решеток. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем) Подготовка к практическим работам с использованием методических  рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. Содержание учебного материала 1 Методы изучения структуры металла. Механические свойства и методы их  определения. Физические свойства металлов.  Технологические свойства металлов и сплавов. 2 3 7 Тема 1. Основные сведения о строении металлов и сплавов. Тема 2. Методы изучения свойств металлов и сплавов. 3 32 4 2 2 2 2 10 2 4 2 2Лабораторные работы: №1. «Определение предела прочности и пластичности при растяжении металлов и  сплавов». №2. «Определение ударной вязкости металлов и сплавов (прочность на удар)».  №3. «Определение твердости металлов и сплавов по методу Бринелля».  №4. «Определение твердости металлов и сплавов по методу Роквелла». Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к лабораторным  работам с использованием методических  рекомендаций, оформление результатов работы и подготовка к защите. Содержание учебного материала 1 Общие понятия о железоуглеродистых сплавах. Диаграмма состояния  железоуглеродистых сплавов.  Получение чугуна. Классификация чугунов.  Конструкционные стали общетехнического назначения.   Инструментальные материалы. Стали и сплавы с особыми свойствами. Цветные металлы и сплавы. 2 3 4 5 6 Практические занятия № 3. Отработка навыков пользования справочными таблицами. № 4. Расшифровка марок чугунов по заданным параметрам. № 5. Расшифровка марок сталей по заданным условиям. № 6. Расшифровка марок цветных металлов и сплавов. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических  рекомендаций, оформление отчета и подготовка к защите. 8 8 8 2 8 6 2 2 6 2 Тема 3. Железоуглеродистые, цветные металлы и сплавы.Тема 4. Термическая и химико­ термическая обработка железоуглеродистых сплавов Тема 5. Основные сведения о неметаллических материалах Подготовка реферата по теме: «». Понятие о термической обработке. Превращения при нагреве и охлаждении. Термическая обработка стали.  Термическая обработка чугунов. Содержание учебного материала 1 2 3 Практическое занятие № 7. Анализ диаграммы состояния сплавов системы железо­цементит. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций,  оформление отчета и подготовка к защите. Полимерные материалы. Стекло. Древесина. Композиционные материалы. Горюче­смазочные материалы и технические жидкости. Содержание учебного материала 1 2 3 4 Практическое занятие № 8. Определение качества моторного масла простейшими методами. Самостоятельная работа обучающихся. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной  литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных  преподавателем). Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций,  оформление отчета и подготовка к защите. 9 4 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2Дифференцированный зачет ВСЕГО 2 48 10Требования   к   минимальному   материально­техническому 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. обеспечению Реализация   программы   дисциплины   требует   наличия   учебного   кабинета материаловедение. Оборудование учебного кабинета:  ­ интерактивная доска с мультимедийным сопровождением; ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ комплект учебно­наглядных пособий «Основы материаловедения»; ­ комплект бланков технологической документации ­ материаловедение. Плакаты. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и документ­камера EIKI Залы: библиотека, читальный зал с выходом в Интернет  3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы Основные источники:    Интернет­ресурсов, 1.Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования ­ М.: Издательский центр «Академия», 2004.  2. Кузьмин Б.А. и др.,  Металлургия, металловедение и конструктивные материалы: Учебник. – М: Высшая школа, 1997. 3.Журавлева   Л.В.   Электроматериаловедение:   Учебник   для   НПО.­   М.: ИРПО; Проф Обр Издат, 2004 Дополнительные источники:  1. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и  металлообработке: учеб. пособие для нач. проф. образования / [В.Н.Заплатин,  Ю.И. Сапожников, А.В.Дубов, В.С.Новосёлов] ; под ред. В.Н.Заплатина. – М.:  Издательский центр «Академия», 2010. 2. Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению  (металлообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В.Н.  Заплатин, Ю.И.Сапожников, А.В.Дубов; под ред. В.Н.Заплатина. – М.:  Издательский центр «Академия», 2009. 113. Соколова Н.Н. Материаловедение: Контрольные материалы: учеб. пособие  для нач. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2010. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ Контроль  и   оценка  результатов   освоения   дисциплины   осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,   тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  выполнять механические испытания  образцов материалов; использовать физико­химические  методы исследования металлов; пользоваться справочными таблицами  для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления  профессиональной деятельности. Оценка выполнения лабораторных работ. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Оценка выполнения лабораторных работ. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Оценка выполнения лабораторных работ. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Оценка выполнения лабораторных работ. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Знания: 12основные свойства и классификацию  материалов, использующихся в  профессиональной деятельности; наименование, маркировку, свойства  обрабатываемого материала; правила применения охлаждающих и  смазывающих материалов; основные сведения о металлах и  сплавах; основные сведения о неметаллических,  прокладочных, уплотнительных и  электротехнических материалах стали, их  классификации. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. Наблюдение и оценка выполнения  практических работ. Оценка выполнения тестовых заданий. Контроль и оценка выполнения  самостоятельной работы. 13