технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга; проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения.
Пояснительная записка
Программа «Упругий мяч» физкультурноспортивного направления по мини –
футболу направлена на содействие улучшения здоровья учащихся и на этой основе
обеспечение нормального физического развития растущего организма и разностороннюю
физическую подготовленность.
Приобретение учащимися необходимых знаний,
навыков для
самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и
гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех
периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести
здоровый образ жизни. Развивать физические качества, необходимые для овладения игрой
мини – футбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности
учебного процесса.
умений,
Программа спортивной секции по мини – футболу по своему содержанию является
физкультурноспортивной, по функциональному предназначению – специальной, по форме
организации – секционной.
Программа составлена на основе примерной программы по мини – футболу (футзал)
для детскоюношеских спортивных школ, детской – юношеских школ олимпийского резерва.
М. Советский спорт, 2010г.
Срок реализации программы 1 год. В 2014/2015 году на реализацию программы
выделен 1 час в неделю.
Обучающиеся изучают технику игры и методику обучения основным приемам игры.
Знакомятся с организацией и проведением соревнований, правилам игры, изучаются более
сложные приемы игры, индивидуальная тактика, методика выполнения физических качеств
футболиста. На практике осваиваются упражнения по общей и специальной физической
подготовке. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях
по мини – футболу.
Новизна программы заключается в комплексности планирования, обобщении
передового опыта. Актуальность реализуемой программы заключается в популярности игры
футбол, в доступности и зрелищности, что делает его прекрасным средством для привлечения
к постоянным занятиям физической культурой широких масс учащихся. По разносторонности
воздействия на организм футбол представляет идеальное средство для развития жизненно
необходимых навыков и совершенствования физических качеств.
Педагогическая целесообразность:
спортивные игры оказывают огромное воспитывающее воздействие на занимающихся.
Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной
дисциплины, моральноволевых качеств личности.
Цели программы:
укрепление здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие,
достижение и поддерживание высокой работоспособности.
способствовать приобретению школьниками нового ценностноокрашенного
социального опыта на основе которого они смогли бы выстраивать свое собственное
социальное поведение.
Задачи:
Образовательная: овладение техникой и тактикой игры в футбол;Развивающая: развитие у учащихся основных двигательных качеств, способности к оценке
силовых, пространственных и временных параметров движений, формирование умений
самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
Воспитательная: воспитание у школьников нравственных и волевых качеств, потребности в
личном физическом совершенствовании.
Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.
Включает в себя методику обучения, примерные конспекты тренировочных занятий,
психологическую подготовку, самоконтроль.
Программа рассчитана на учащихся 5 классов.
Срок реализации программы – 1 год (35 часов: из расчёта 1 час в неделю)
Формы и режим занятий:
Основными формами проведения занятий спортивной секции являются: учебно
тренировочные занятия, соревнования. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа носит практический характер занятия проводятся в спортивном зале, с
применением спортивного инвентаря и оборудования. Соревнования проводятся в
спортивных комплексах города в специализированных спортивных залах или на открытых
футбольных плоскостных сооружениях.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом учебнотренировочной работы учащихся в спортивной секции по мини
футболу являются результаты выступлений на соревнованиях, положительная динамика
состояния здоровья занимающихся. Приобретение школьниками нового ценностно
окрашенного социального опыта на основе которого они смогли бы выстраивать свое
собственное социальное поведение.
Ученик будет:
Знать:
основы истории развития физической культуры в России;
особенности развития избранного вида спорта, педагогические, физиологические и
психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических
качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими
упражнениями с разной функциональной направленностью;
возрастные особенности развития основных психических процессов и физических
качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности
посредством регулярных занятий физической культурой;
психофункциональные особенности собственного организма;
индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления
здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
функциональной направленностью.
Уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга; проводить самостоятельные занятия
по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной
работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении
физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования
физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками, владеть культурой общения.
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты учебнотренировочной работы школьников будут отражать итоги соревнований,
уровень физической подготовленности учащихся.
Использовать:
Приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной
жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.
Тематический план программы
Дата
№
п/п
1
2
3
4
Наименование тем
Колво
часов
1.Техника безопасности во время
занятий футболом.
2.Овладение техникой ударов по
неподвижному и катящемуся
мячу.
3.Развитие скоростносиловых
качеств.
4.Овладение техникой остановки
катящегося мяча.
1.Овладение техникой удара
внутренней стороной стопы,
внутренней и средней частью
подъема.
2.Развитие скоростносиловых
качеств.
1.Овладение техникой ведения
мяча носком и наружной стороной
стопы, ловля и отбивание мяча
вратарем.
2.Развитие скоростносиловых
качеств.
1. Совершенствован. комбинаций
из освоенных элементов.
4
2
2
2
Характеристика деятельности
обучающихся
1.Удары по неподвижному и
катящемуся мячу в парах, в тройках.
2. Остановка катящегося мяча
внутренней стороной стопы, передней
частью подъема и подошвой.
3.Двусторонняя игра.
1.Удары внутренней стороной стопы,
внутренней и средней частью подъема
поочередно.
2. Двусторонняя игра.
1.Ведение мяча внутренней и внешней
частью подъема:
ведение мяча одной ногой в ходьбе,
беге;
ведение мяча, меняя ноги в ходьбе,
беге;
ведение при смене ног при
медленном беге по волнистой линии.
2. Двусторонняя игра.
1. Жонглирование футбольным
мячом:2.Развитие ловкости, быстроты и
силовых качеств.
1. Совершенствован. комбинаций
из освоенных элементов.
2.Развитие ловкости, быстроты и
силовых качеств.
1.Овладение техникой ударов по
мячу.
2. Развитие реакции, ловкости.
1.Овладение техникой обводке на
медленной скорости.
2.Развитие ловкости, быстроты,
реакции.
1. Овладение техникой передаче
мяча партнеру.
2.Развитие скоростно силовых
качеств.
1.Овладение техникой ловли
низколетящего мяча.
2.Развитие ловкости, реакции
движений.
1.Овладение техникой стойки
передача мяча;
остановка мяча подошвой;
остановка мяча внутренней и
внешней стороной стопы;
ведение мяча.
2. Двусторонняя игра.
1.Ведение, передача мяча, удар по
воротам.
2. Двусторонняя игра.
1.Удар мяча средней частью подъема
ноги:
прямо,
изменение направления передачи.
2.Игра 1*1; финты:
без мяча;
с мячом;
в медленном темпе;
в быстром темпе.
3. Двусторонняя игра.
1.Ведение мяча в тройках:
во встречных колоннах;
ведение передача;
ведение передача против
пассивного защитника.
2.Упражнения по станциям:
передача мяча в стену;
обводка мячом стоек с изменением
направления;
перемещения и ускорения.
3. Двусторонняя игра.
1.Салки в парах:
с бегом;
с прыжками (на левой и правой
ноге);
приставными шагами;
«голени»;
«лопатки»
2.Игра «Бой петухов».
3.Ведение передача мяча в парах и
обратно.
4.Ведение – передача – удар по
воротам.
5. Двусторонняя игра.
1.Упражнения в парах.
2.Двусторонняя игра.
1.Бег равномерный с мячом:
2
2
2
2
2
2
5
6
7
8
9
10игрока, передвижения, остановки.
2.Развитие ловкости, быстроты.
11
12
13
14
15
1. Овладение техникой передачи и
ловли мяча.
2.Развитие ловкости.
1.Закрепление комбинаций из
освоенных элементов.
2. Развитие ловкости, быстроты,
реакции движений.
Тактические приемы при
взаимодействии с соперниками
Тактические приемы при
взаимодействии с партнерами
Тактические комбинации
16
Тактические комбинации
2
2
2
2
3
2
по сигналу подбросить мяч вверх,
поймать;
остановке и поворот.
2.Перемещение приставными шагами:
левым боком;
правым боком;
два шага правым боком, поворот
тоже левым боком;
спиной вперед.
3.Передача мяча на месте в парах.
3.Двусторонняя игра.
1.Ловля – передача мяча:
передача двумя руками от груди;
передача двумя руками с отскоком
от пола4
передача одной рукой от плеча.
2.Салки в тройках с передачей мяча.
3.Бросок одной рукой от плеча с
места в парах.
4.Двусторонняя игра.
1.Ведение, передача мяча, удар по
воротам.
2.двусторонняя игра.
1. Открывание вперед, в сторону,
назад.
2. Закрывание и опека соперника,
грамотное расположение
игрока по отношению к
сопернику и своим воротам.
3. Двусторонняя игра.
1. Передачи мяча: передачи
низом и верхом, диагональные,
поперечные и продольные.
2. Передачи на ход партнеру.
3. Двусторонняя игра.
1. Комбинации в игровых
эпизодах: треугольник,
«стенка», перекрестное
движение.
2. Комбинации при розыгрышах
стандартных положений: при
введении мяча в игру
начальным ударом, ударом от
ворот.
Двусторонняя игра.
3.
1. Комбинации в игровых
эпизодах: отбор мяча
посредством согласованныхдействий.
2. Комбинации при розыгрыше
стандартных положений:
угловых, штрафных,
свободных ударов, при
вбрасывании мяча изза
боковой линии.
3. Двусторонняя игра.
35 часов
Итого:
Содержание программы
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек 4ч.
Стойка игрока; перемещение в стойке приставными шагами правым и левым боком, спиной
вперед, ускорения, старты из различных и. п. Комбинации из освоенных элементов техники
передвижений.
На освоение ударов по мячу и остановок мяча 6ч.
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью
подъема. Удар по летящему мячу внутренней стопы и средней частью подъема. Остановка
катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой.
На освоение техники ведения мяча 6ч.
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без
сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой, то же с активным сопротивление
защитника.
На овладение техникой ударов 4ч.
Удары по воротам указанными способами на точность попадания мячом в цель.
На освоение индивидуальной техники защиты 3ч.
Вырывание и выбивание мяча. Перехват мяча.
На закрепление техники владения мячом 4ч.
Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар, прием мяча, остановка, удар по
воротам.
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных
возможностей6ч. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения
мячом.
На освоение тактики игры 4ч.
Тактика свободного нападения. Позиционные нападения без изменения позиций игроков.
Нападение в игровых заданиях: 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот.
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей 4ч.
Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания: 2:1,
3:1, 3:2, 3:3.
Предполагаемые результаты реализации программы
Уровень
физической
Бег 30м с ведением
мяча (сек)
Удар по мячу
ногой на точность
Бег
1000м, (мин)подготовки
высокий
средний
низкий
6.0
6.4
6.8
(число попаданий)
8
7
6
4.10.0
4.20.0
4.30.0
Формами контроля учебнотренировочной работы учащихся в спортивной секции по мини
футболу являются результаты сдачи контрольных нормативов, выступления на
соревнованиях.
Формы контроля
Описание материальнотехнического обеспечения программы
№
п/п
Наименование объектов и средств материальнотехнического
обеспечения
Количество
Печатные пособия для учителя
Внеурочная деятельность школьников / Пособие для учителя / Д.В.
Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
Физическое воспитание учащихся 5 – 7 классов: пособие для
учителя / под ред. В.И.Ляха, Г.Б. Мейксона. – М.: Просвещение,
1998. – 112с.
Организация работы спортивных секций в школе: программы,
рекомендации / авт. сост. А.Н.Каинов. – Волгоград: Учитель,2011.
– 167с.
Настольная книга учителя физической культуры: справ. метод.
Пособие / сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Изд.во АСТ» :ООО
«Изд.во Астрель»,2003. – 526с.
Ю.Д. Железняк. Спортивные игры: техника, тактика, методика
обучения: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений; под
ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова, В.П. Савина. – 2е
изд.,стереотип. – М.: Академия,2004. – 520с.
Технические средства обучения
Стойки для обводки
Гимнастическая стенка
Гимнастические маты
Скакалки
Мячи набивные 1кг, 2кг
Мячи футбольные
6 шт.
4 пролета
6 шт.
20 шт.
10 шт.
10 шт.
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6