Программа вариативного компонента на тему "Палочки Кюизенера"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 08.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мною был составлен перспективный план по работе с палочками Кюизенера и 36 конспектов занятий на учебный год. В ходе проведенной работы и мониторингу, были получены следующие результаты- дети 3-4 лет называют оттенки цветов, совершают простейшие математические действия, знают состав числа 5.
Иконка файла материала программа вариат.компонента Палочки Кюизенера (1).docx
ПРОГРАММА ВАРИАТИВНОГО КОМПОНЕНТА «Палочки Кюизенера»  (для детей возраста 3 – 4 лет)                   Автор:          Яковлева М.А. воспитатель I категории    ГККП «Ясли­сад № 12 «Алтынай»Темиртау 2017 Пояснительная записка Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка ­ развитие его ума,  формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют  легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены  содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному  обучению, в частности, предматематической подготовки. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться  формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениях в простейших случаях. Не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению  математических знаний является формирование логического мышления. Детей  необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать. Анализ состояния обучения дошкольников приводит специалистов к выводу о  необходимости развития в дидактических играх функции формирования новых  знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о  необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение  через игру. Обучающие математические игры специально разрабатываются таким образом,  чтобы они формировали не только элементарные математические  представления, но и определенные, заранее спроектированные логические  структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в  дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода  задач  Актуальность Наблюдение за воспитательно­образовательным процессом позволило  сделать  вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей  сформированы недостаточно. Для эффективной работы  необходимо было  многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволит  «через руки», в доступной детям форме подвести к пониманию различных  абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в  широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу  детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия,  помочь каждому ребенку проявить себя. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы.  Палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и  особенностям формирования элементарных математических представлений у  дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно­действенного и наглядно­образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в  практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочкамипозволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план,  создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное  представление о понятии. Деятельность с математическим пособием,  основанная на активном обдумывании, поиске способов действий, способствует  общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества,  развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой  моторики, наглядно­действенного мышления, внимания, пространственного  ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. К тому же сегодня на смену учебно­дисциплинарной модели воспитания пришла личностно­ориентированная модель, эффективность которой основана на  чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его  самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на  индивидуальный подход обретают все большее значение. В основу образовательной деятельности положены следующие  принципы: — принцип развивающего образования ­ деятельностно­ориентированное  обучение; — принцип необходимости и достаточности решения поставленных задач только на необходимом и достаточном материале; — принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей. Цель: создание условий для развития сенсорных эталонов и элементарных  математических представлений с помощью палочек Кюизенера. Задачи:  1. Формировать представления о величине (длинный – короткий, широкий –  узкий, высокий – низкий, большой – маленький), цвете, форме. 2.Учить детей измерять с помощью условной мерки. Знакомить с  пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом,  сбоку). 3 Развивать умения различать и называть в процессе моделирования  геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. 4. Развивать количественные представления (образование чисел в пределах 5 на  основе измерения и цвета); способности различать количественный и  порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов. 5. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по  словесной инструкции взрослого Формы и методы работы: ­ специально организованные занятия; ­  игры и игровые упражнения, направленные на развитие вариативного и  образного мышления, фантазии, творческого воображения; ­ наблюдение; ­ беседа.Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах, 1 раз в неделю,  длительность занятия 15­20 минут, оптимальное количество детей 5­6  человек.  Содержание их может использоваться вариативно­ оно может быть как  упрощено, так и усложнено, в зависимости от особенностей группы детей Ожидаемый результат: ­дети усвоят эталоны цвета, величины, формы; ­успешно научатся моделировать, конструировать, группировать по цвету и  величине; ­повысится уровень знаний в области счёта.Перспективный план вариативного компонента «Палочки Кюизенера» 2 мл.группа № 1 название Знакомство с  палочками  Кюизенера 2 Змейка У кого больше 3 Чудо­дерево дата сентябрь сентябрь сентябрь содержание Задачи: формировать у детей знания о  свойствах палочек. Развивать логическое  мышление. Воспитывать  интерес к данному пособию Материал и оборудование: набор палочек Кюизенера, кукла. Задачи: учить детей составлять группу из  отдельных предметов. Закреплять понятия  «один» и «много». Учить сравнивать  предметы по длине, обозначать словами  результат сравнения: длиннее, короче,  равные по длине . Материал и оборудование:  цветные   палочки: для половины детей по 4 розовые,  для остальных по 4 голубые. Задачи: закреплять название  геометрической фигуры «треугольник».  Учить составлять фигуру из палочек,  сравнивать фигуры по величине. Развивать  воображение. Материал и оборудование:   цветные   палочки: для половины детей по 3 желтые,  для остальных по 3 красные. Задачи: побуждать детей к называнию  предметов и их признаков (цвет, длина,  форма, количество). развивать у детей  внимание, мыслительные операции,  комбинаторику. воспитывать отзывчивость, желание помогать другим. Материал и оборудование:     демонстрационный: Макет дерева, на нём 5  – 6 ярких мешочков с цветными бантиками. Маска кота, мягкая игрушка­собачка,4 Разноцветные  вагончики Столбики 5 К зайцу на новоселье 6 Сушим полотенца палочки Кюизенера. Раздаточный: цветные круги, разрезанные  на 3 – 4 части по количеству детей;  геометрические фигуры. Задачи: учить детей классифицировать  предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по  длине; определять, в каком поезде больше  вагонов, без счета («столько – сколько»,  «поровну»). Материал и оборудование:  цветные  счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1  розовая (на каждого ребенка). Задачи: учить детей классифицировать  предметы по высоте, в сравнении называть,  какой «выше», «ниже», «одинаковые по  высоте». Развивать мелкую моторику Материал и оборудование: цветные  счетные палочки: красные и голубые;  карточка. Задачи: закреплять понятия «высокий»,  «низкий». Упражнять в различении цвета,  профилактики дальтонизма. Продолжать  учить различать один и много предметов.  развивать мелкую моторику рук,  зрительно­моторную координацию,   тактильную чувствительность. логическое мышление.Воспитывать интерес к занятию Материал и оборудование:    демонстрационный: 3 ширмы,  таз с песком, мягкая игрушка би­ба­бо – лиса и заяц,  палочки Кюизенера. Раздаточный: картинки домиков с  мышками, картинки с домиками без  лесенок, маленькие зайчики­статуэтки по  количеству детей, палочки Кюизенера,  награды. Задачи:  учить детей сравнивать предметы  по длине; находить сходство между  предметами; классифицировать предметы  по длине и цвету, обозначать результаты  сравнения словами (длиннее – короче,  равные по длине). Материал и оборудование:  цветные  счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка) сентябрь октябрь октябрь7 Теремок 8 Числа 1 и 2 9 Винни­Пух 10 Строительство домов 11 Веселые зайчата октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь Задачи: совершенствовать у детей  представление о форме (треугольная,  квадратная, о длине (самая длинная,  короче, самая короткая).Упражнять в  назывании цветов: оранжевая, фиолетовая,  белая. развивать логическое мышление.  воспитывать умение выполнять задания  в определенном порядке Материал и оборудование: наборы  цветных палочек на каждого, маленькие  игрушки –животные на каждого ребенка,  плоскостные фигуры персонажей  сказки «Теремок», цветная схема «дом». Задачи: учить детей сравнивать предметы  по длине и обозначать словами результат  сравнения. Познакомить с образованием  числа 2, цифрами 1 и 2. Материал и оборудование: магнитная  доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая  полоска 20 х  10 см; цифры 1 и 2. цветные  счетные палочки – 3 белые и 3 розовые;  цифры 1 и 2; карточка. Задачи:совершенствовать умение   различать палочки Кюнзенера по размеру  (длинная, короткая). Упражнять детей в  различении цвета развивать логическое  мышление. Воспитывать  положительное  эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма –Винни­ Пухом. Материал и оборудование: набор палочек  Кюизенера, игрушка Винни­Пух. Задачи: учить детей моделировать  предмет из четырех палочек одной длины,  сравнивать предметы по высоте.  Упражнять в счете; в различении  количественного и порядкового счета,  умении отвечать на вопросы: «Сколько?  Который по счету?» Материал и оборудование:  цветные  счетные палочки: 3 белые, 6 голубых, 6  красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка. Задачи: закреплять умение строить  лестницы разными способами по образцу  развивать логическое мышление, мелкую  моторику. Воспитывать  интерес к занятию Материал и оборудование:    набор палочек Кюизенера, игрушки  большой заяц и зайчата на каждого12 Число 3 13 Коза с козлятами 14 Треугольники Рамка для картины 15 Поможем птицам в  холода ребенка; ковролин, плоскостные полоски; Задачи:  познакомить детей с  образованием числа 3 и соответствующей  цифрой; учить называть по порядку  числительные от 1 до 3; упражнять в  ориентировке в пространстве. Материал и оборудование:  3 белых  квадрата 10x10 см; розовая полоска  20x10 см, голубая полоска 30x10 см;  цифры, цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3. Задачи:  учить детей элементарным  способам конструирования: накладыванию  и приставлению. Учить детей моделировать предмет палочек одной длины, сравнивать  предметы по длине. Развивать логическое  мышление, мелкую и общую моторику.  Воспитывать умение слушать и слышать  воспитателя, действовать по словесной  инструкции взрослого Материал и оборудование: набор палочек  Кюизенера, фонограмма песни  «Козлятушки» Задачи: учить детей составлять  треугольники из палочек разной длины.  Упражнять в счете в пределах 3. Учить  различать количественный и порядковый  счет, отвечать на вопросы: «Сколько?»,  «Который?». Учить ориентироваться в  пространстве («слева», «справа», «перед»,  «за»). Материал и оборудование:  цветные  счетные палочки: 3 красные, 3 желтые, 3  голубые. Задачи: учить детей строить  прямоугольник в соответствии с размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных отношениях. Развивать творческую фантазию. Материал и оборудование: цветные  счетные палочки в пределах 4; 4 синие  палочки. Задачи:  продолжать знакомить детей с  зимующими птицами (воробей, ворона,  голубь, снегирь, синица, с их трудностями в зимний период. Продолжать знакомить  детей с палочками Кюизенера, используя  прием –«накладывание». Развивать   внимание, память, мышление. Воспитывать  ноябрь декабрь декабрь декабрьсопереживание, сочувствие,  желание помогать птицам в трудных  зимних условиях. Материал и оборудование:  игрушка птицы –Сова;  аудиозапись «Голоса зимующих птиц»,  кормушка; картинки с изображением  воробья, снегиря, синицы, вороны,  синички, палочки Кюизенера, карточки со  схемой кормушки, палитры, краски,  влажные салфетки  Задачи:  закреплять названия  геометрических фигур. Упражнять в счете,  умении отвечать на вопросы: «Сколько?  Который по счету?» Материал и оборудование: карточка;  цветные счетные палочки: 2 бордовые, 10  голубых, 10 красных. Задачи:  учить детей классифицировать  предметы по длине; сравнивать группы  предметов по количеству входящих в них  элементов; обозначать словами результат  сравнения (больше, меньше, столько –  сколько). Материал и оборудование:   цветные  счетные палочки: белые, розовые, голубые;  карточка. Задачи: способствовать расширению  знаний в различении и названии основных  цветов (красный, жёлтый, синий, формы,  величины предметов. Формировать умение  соотносить предметы по цвету. Развивать  общую и мелкую моторику, образное  логическое мышление, память, внимание.  Воспитывать  доброжелательное общение с  окружающими, оказывать помощь, быть  активными, работать сообща, дружно Материал и оборудование:   колобок,  ручеек, палочки Кюизенера, карточки –  схемы с изображением домиков, заборчика, магнитофон.  Задачи: познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить  считать в пределах четырех; закреплять  умение различать количественный счет от  порядкового. Материал и оборудование:  для  воспитателя: цифры. Для детей: цветные  декабрь январь январь 16 Разноцветные  флажки Бусы 17 Колобок 18 Число 419 Поездка в деревню  Лукошкино 20 Число 5 21 Поможем Морозко январь январь февраль счетные палочки в пределах 4; цифры;  карточка. Задачи: упражнять в умении выделять  сходство геометрических фигур с заданным предметом; формировать умение отсчитывать  предметы на ощупь в пределах 4. Развивать  умение сравнивать и практически  соотносить предметы по размерам,  обосновывать свой выбор. Воспитывать  интерес к математике Материал и оборудование: конверт с  письмом; палочки Кюизенера, цифры от  1до 4; двухсторонние  цветные карточки  геометрических фигур разной формы  (квадрат, круг, прямоугольник,  треугольник) с пришитыми на них  пуговицами; картинки домашних животных (корова, свинья, собака, кошка), на  которых разложены цифры от 1 до 4; 4  макета домиков разного размера, фигурки  животных (корова, свинья, собака,  кошка);куклы бибабо (бабушка и  дедушка);корзинка с угощением. Задачи: познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть  числительные по порядку. Закреплять  умение различать количественный и  порядковый счет, правильно отвечать на  вопросы: «Сколько? Который по счету?» Материал и оборудование:  для  воспитателя: цифры в пределах 5. Для  детей: цифры до 5; цветные счетные  палочки в пределах 5. Задачи: упражнять детей в  конструировании геометрических фигур из  палочек Кюизенера, закреплять знания о  геометрических фигурах. Закреплять  умения детей различать и называть цвета.  Упражнять детей в умении сравнивать 4­5  предметов по высоте, раскладывая их в  возрастающей последовательности,  развивать воображение детей, способность  к моделированию, настойчивость в  достижении цели. Воспитывать доброжелательное общение с  окружающими, оказывать помощь, быть  активными. Материал и оборудование:   палочки22 23 24 25 26 Скворечник Добрые лесные  человечки Кюизенера, костюм Морозко, полотно с  изображением шубы, угощение, муз.диск Задачи: закреплять знание чисел в  пределах 5; умение сравнивать предметы  по длине; преобразовывать конструкцию  предмета. Материал и оборудование:   карточка;  цветные счетные палочки: 2 желтые, 2  красные, 2 голубые, 1 черная и 1 белая. Поможем  паровозику Задачи: учить детей выбирать палочку  нужной длины или цвета по словесному  указанию взрослого. Подводить детей к  пониманию, что у палочки каждого цвета  есть свое число. Побуждать детей в ответах употреблять слова «длиннее», «короче».  Развивать зрительный глазомер.  Воспитывать  интерес к занятию Материал и оборудование: набор палочек  пяти цветов на каждого ребенка (по одной  палочке каждого цвета). Изображение  паровозика на листе бумаги по количеству  детей. Набор из 15 белых палочек на  каждого ребенка. Задачи: совершенствовать умение  сравнивать две группы предметов и  уравнивать их.  Уточнить понятия больше,  меньше, поровну. развивать логическое  мышление, память воспитывать  интерес к  занятию Материал и оборудование: набор палочек  Кюизенера, гном (демонстрационная  игрушка, корзинка с угощением, рисунок  гнома из геометрических фигур, рисунок­ схема Задачи: учить детей сравнивать предметы  по высоте с помощью условной мерки;  закреплять умение ориентироваться в  пространстве, используя слова: слева,  справа, выше, ниже, далеко, близко. Материал и оборудование: цветные  счетные палочки; карточка Задачи: совершенствовать у детей  представления об эталонах цвета;  представления о ширине («широкий»,  «узкий» и т.д.); умение сравнивать  предметы по ширине. Развивать зрительный глазомер, речь. Воспитывать интерес к  математике Материал и оборудование: набор цветных Дачный поселок Плоты на реке февраль февраль февраль март март27 Елка 28 В гости к зайцу 29 Новоселье 30 Дорога к дому 31 Кукла Маша счетных палочек Кюизенера, игровой  персонаж – кукла Маша, изображение  моста на каждого ребенка, картинки с  изображением водного транспорта конверт  с письмом Задачи: упражнять детей в определении  длины предмета, используя прием  наложения; закреплять умение  пользоваться словами: длиннее – короче,  самая короткая; развивать представления  об эталонах цвета. Материал и оборудование: цветные  счетные палочки: 1 коричневая, 1  оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2  красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с  изображением елки. Задачи: упражнять детей в счете, в  пределах 5, в прямом и обратном порядке.  Закреплять знания о цифрах в пределах 5,  ориентироваться на плоскости. Развивать  наблюдательность, память, внимание,  фантазию. Воспитывать  доброжелательное общение с окружающими, оказывать  помощь, быть активными, работать сообща, дружно Материал и оборудование: палочки  Кюизенера, игрушка зайка, цифры в  пределах 5. Задачи: закреплять умение сравнивать  палочки по длине; соотносить величину  предмета с ограниченным пространством. Материал и оборудование: цветные  счетные палочки: белые, голубые, розовые,  желтые; картон формата А4. Задачи: закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки;  ориентироваться в пространстве на  ограниченной площади. Материал и оборудование: карточка;  цветные счетные палочки. Задачи: учить детей сравнивать предметы  по длине, обозначать словами результат  сравнения (длиннее, короче, равные по  длине); моделировать предмет по  словесной инструкции; ориентироваться в  пространстве. Материал и оборудование:  карточка;  счетные палочки: 2 голубые, 3 белые, 4  красные, 4 розовые, 1 желтая, 1  март март апрель апрель апрель32 Чудесный мешочек 33 Построим матрешке  домик 34 Новый Теремок 35 Кастрюльки Зайка апрель май май май фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая. Задачи: учить детей определять на ощупь  числовое значение и цвет палочек.  Развивать сенсорные способности.  Вызывать интерес к играм, занятиям с  цветными палочками, доставить  интеллектуальное удовольствие, элементы  соревновательного азарта. Закрепить с  детьми количественный и порядковый счёт. Воспитывать активность,  целеустремлённость, выдержку,  самоконтроль. Материал и оборудование: мешочек с  цветными палочками разной длины. Задачи: закрепить у детей представления о форме (треугольная, квадратная,  прямоугольная), длине (самая длинная,  короче, самая короткая), счете (в пределах  5); поупражнять их в ориентировке в  пространстве (левее, правее, внизу, вверху,  посередине) и назывании цвета палочек  (оранжевая, белая, фиолетовая и другие).  Развивать воображение детей, логическое  мышление. Воспитывать интерес к занятию  математикой Материал и оборудование: палочки  Кюизенера, по одной матрешке на каждого  ребенка Задачи: научить детей выстраивать  последовательность предметов от самого  маленького до самого большого с помощью  палочек Кюизенера на примере  сказки  «Теремок». Развивать воображение детей,  логическое мышление. Воспитывать  интерес к занятию математикой Материал и оборудование: изображение  «Теремка», фигурки (игрушки) животных  из сказки «Теремок», тарелочки с5­ю  палочками Кюизенера (на каждого  ребёнка), палочки Кюизенера (для   постройки домика). Задачи: учить детей воспроизводить  сходство модели с реальным предметом.  Упражнять в счете в пределах 5, умении  находить одинаковые по величине  предметы. Материал и оборудование: кастрюля.  Цветные счетные палочки в пределах 5;  карточка.36 Путешествие в страну Математики Задачи: закреплять умение сравнивать  предметы по длине и высоте; обозначать  словами результат сравнения. Материал и оборудование: карточка;  цветные счетные палочки: 4 белые, 4  красные, 4 бордовые, 4 голубые, 1  коричневая и 2 розовые. Задачи: учить детей зрительно  воспринимать и понимать алгоритм,  действовать по плану, совершенствуя  умение  ориентироваться  в  пространстве. Развивать логическое мышление.  Воспитывать интерес к математике Материал и оборудование: палочки  Кюизенера, цифры 1,2,3,4,5. Кукла  Палочкин­Считалочкин, геометрические  фигуры, карточки с обозначением свойств  фигур, схема с условными знаками май Занятие 1 Тақырыбы/ Тема/: «Знакомство с палочками Кюизенера». Мақсаты/ Цель/: познакомить детей с палочками, как с игровым материалом Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: формировать у детей знания о  свойствах палочек. Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать логическое  мышление. Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать  интерес к данному  пособию. Әдіс­тәсілдер/ методы­приемы/: игровой, словесный, наглядный.Көрнекі құралдар/ используемый материал/: набор палочек Кюизенера,  кукла. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: қуыршақ – кукла,  қысқа – короткие, ұзын – длинные. Ход занятия 1. Знакомство с палочками ­Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Катя, и принёсла с собой красивую  коробку (набор палочек). ­Давайте рассмотрим палочки. ­ Какие палочки? (короткие, длинные, большие, маленькие, цветные). ­ Сколько палочек? (много). ­ Одинакового цвета или разного? (разного) ­ Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют те цвета, которые им знакомы). ­ Кукла Катя хочет поиграть палочками вместе с вами. ­ Покажите красную палочку (синюю, фиолетовую, желтую). ­ Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и  назовите цвет палочек. 2. Физкультминутка «Буратино» Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться,  поднявшись на носочки) Раз ­ нагнулся, Два ­ нагнулся, (наклоны корпуса вперед) Руки в сторону развел, (руки развести в стороны) Ключик, видно, не нашел (повороты вправо и влево). Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать (руки на поясе, подняться на носочки). 3. Строим лесенку • Давайте попробуем выложить из них лесенку. Я называю цвет, а вы кладёте его перед собой. • ­Белая, розовая, голубая, красная, жёлтая, фиолетовая, чёрная, бордовая, синяя и оранжевая. ­Красивая у нас получилась лесенка? ­Давайте посчитаем наши палочки? ­Сколько их? 4. Помоги животным построить вольер. Кукла Катя к нам на занятие привела своих друзей: лисичку и жирафа. Они  жили в зоопарке, но совсем недавно у них сломался вольер, а им так нравилось,  когда в зоопарк приходят дети посмотреть на них. Давайте поможем животным.  Я предлагаю построить клетку для лисички, какая она должна быть по размеру?  Выберите палочки нужного размера и постройте. А теперь нужно построить  клетку для жирафа. 5. Итог занятия­Кто нам принёс красивые палочки? ­Что мы с ними делали? Какого они цвета? Давайте поблагодарим куклу Катю за подарок. Занятие 2. Игра.«Змейка». Мақсаты/Цель: учить детей составлять группу из отдельных предметов.  Закреплять понятия «один» и «много». Учить сравнивать предметы по длине,  обозначать словами результат сравнения: длиннее, короче, равные по длине. Көрнекі құралдар/ используемый материал/: цветные счетные палочки: для  половины детей по 4 розовые, для остальных по 4 голубые. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: қызғылт – розовый,  көгілдір – голубой. Сипаттамасы/ Описание: Дети сидят парами, напротив друг друга. У одного ребенка 4 розовые палочки, у другого 4 голубые. Воспитатель предлагает выложить на столе змейку с поднятой головой (таким  образом делается акцент на то, что одна палочка должна стоять вертикально). Вопросы – Какого цвета палочки? – Сколько розовых палочек? Сколько голубых? – Покажите пальчиком длину вашей змейки. – Чья змейка длиннее? Чья короче? «У кого больше»? Мақсаты/Цель: закреплять название геометрической фигуры «треугольник».  Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение. Көрнекі құралдар/ используемый материал/: цветные счетные палочки: для  половины детей по 3 желтые, для остальных по 3 красные. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: үлкен – большой,  кішкентай – маленький, үшбұрыш – треугольник. Сипаттамасы/ Описание Воспитатель предлагает детям выложить из палочек треугольник.Вопросы: – Какого цвета треугольники? – У кого из вас треугольник большой? У кого маленький? – Какие треугольники по величине? – Почему получились разные треугольники? – Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы  (косынка, колпак, елка).Занятие 3 Тақырыбы/ Тема/: «Чудо­дерево» Мақсаты/ Цель/: формировать представления о свойствах предметов: цвет,  форма, величина. Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: побуждать детей к называнию  предметов и их признаков (цвет, длина, форма, количество). Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать у детей внимание,  мыслительные операции, комбинаторику. Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать  отзывчивость,  желание помогать другим.  Әдіс­тәсілдер/ методы­приемы/: игровой, словесный, наглядный. Көрнекі құралдар/ используемый материал/: демонстрационный: макет  дерева, на нём 5 – 6 ярких мешочков с цветными бантиками; маска кота, мягкая  игрушка­собачка, палочки Кюизенера. Раздаточный материал: цветные круги, разрезанные на 3 – 4 части по количеству  детей; геометрические фигуры. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: ағаш – дерево, шеңбер  – круг, қызыл – красный, сары – желтый. Ход занятия Дети входят в группу. На столе стоит дерево, на котором висят яркие мешочки  с цветными бантиками. А у наших у ворот Чудо­дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочка на нём, А мешочки на нём, А мешочки на нём, Словно яблоки! Посмотрите­ка, ребятки, вот оно какое чудо­дерево! Давайте посмотрим, что же это на нём выросло. Достанем и узнаем. Воспитатель снимает с ветки один из мешочков. Чего­то очень много там.  Садитесь на ковёр в кружочек. В середину воспитатель высыпает палочки  Кюизенера.­ Что это? ­ Палочки! ­ Как много цветных палочек! А найдите красную. Покажите жёлтую палочку.  Возьмите синюю палочку. ­ Какого цвета, Даша, у тебя палочка? ­ Положите палочки в кучу. ­ А сейчас возьмите две одинаковых по цвету палочки. ­ Аня, у тебя одинаковые палочки? Приложите свои палочки друг к дружке. Теперь видно, что палочки одинаковой  длины. Они одинаковые по цвету и длине. ­ Катя, а кого цвета твои палочки? ­ Они синие, обе синие. ­ Положите палочки назад. ­ А где длинные палочки? А короткие? ­ Возьмите длинную палочку в одну руку, а короткую палочку в другую руку. ­ Какого цвета длинная палочка у Вани? А короткая? ­ А у Егора жёлтая палочка короткая, а оранжевая длинная. ­ Вот так палочки выросли на нашем дереве! Давайте их сложим обратно в мешочек и посмотрим, что же ещё есть на чудо­ дереве Воспитатель достаёт маску кота, одевает на одного из детей, обозначает его  роль. Дети размещают стульчики по группе, они мышки. Проводиться игра «Кот  и мыши». Воспитатель обращает внимание детей на то, что мышек и норок  много, а котик один.  Воспитатель достаёт из мешочка игрушечную собачку. В группе на столах для  каждого ребёнка приготовлены цветные круги, разрезанные на 3 – 4 части.  Собачка разбила тарелки у хозяйки. Дети предлагают собачке собрать тарелки  из осколочков. Дети собирают «разбитые тарелочки» ­ круги. Называют их цвет  и форму Воспитатель достаёт из мешочка геометрические фигуры и раздаёт их детям.  Предлагает украсить «Чудо ­ дерево». Украшая дерево, каждый ребёнок  называет цвет своей геометрической фигуры.Занятие 4. Игра. «Разноцветные вагончики». Мақсаты/Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету и длине.  Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в  каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).  Көрнекі құралдар/ используемый материал/: цветные счетные палочки: 5  голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка). Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: қызғылт – розовый,  көгілдір – голубой, сары – желтый. Сипаттамасы/Описание Дети сидят напротив друг друга. У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая. Вопросы и задания – Сколько всего палочек на подносе? – Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую. – Сколько палочек каждого цвета? – Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.) Воспитатель предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка –  паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца. По окончании работы педагог уточняет: – Чей поезд длиннее? – Назовите по порядку цвет каждого вагона. – Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их? – Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету. «Столбики».Мақсаты/Цель: учить детей классифицировать предметы по высоте, в  сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать  мелкую моторику.  Көрнекі құралдар/ используемый материал/: цветные счетные палочки:  красные и голубые; карточка. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: жоғары – выше, төмен  – ниже. Сипаттамасы/Описание Педагог предлагает каждому ребенку взять две палочки разных цветов и  сравнить их по высоте (палочки могут быть расположены вертикально или  горизонтально). Задания – Покажите пальчиком высоту каждой палочки снизу вверх. – Поставьте сначала высокий столбик, потом тот, который пониже. – С какой стороны стоит высокий столбик? А с какой стороны стоит низкий?  Воспитатель предлагает детям выложить забор из палочек и рассказать, как они  расположены («рядом», «одна к другой», «по очереди: высокая, низкая») Занятие 5 Тақырыбы/ Тема/: «К зайцу на новоселье». Мақсаты/ Цель/: продолжать знакомить детей с палочками, как с игровым  материалом Білімділік міндеті/ Образовательная задача/:.закреплять понятия «высокий»,  «низкий». Упражнять в различении цвета, профилактики дальтонизма. Продолжать учить различать один и много предметов. Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать мелкую моторику  рук, зрительно­моторную координацию,  тактильную чувствительность. логическое мышление. Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать  интерес к занятию  Әдіс­тәсілдер/ методы­приемы/: игровой, словесный, наглядный Көрнекі құралдар/ используемый материал/: демонстрационный: 3 ширмы,   таз с песком, мягкая игрушка би­ба­бо – лиса и заяц, палочки Кюизенера. Раздаточный: картинки домиков с мышками, картинки с домиками без лесенок,  маленькие зайчики­статуэтки по количеству детей, палочки Кюизенера, награды. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: түлкі ­ лиса, қоян –  заяц, бір – один, көп – много. Ход занятия В: Сегодня к нам пришло письмо. Как вы думаете от кого оно? (рассматривают  письмо, на конверте изображен заяц). Давайте откроем и проверим, правильно  вы решили или нет? Да, вы оказались правы. Письмо от зайца. Он сообщает, что  построил себе дом в лесу и приглашает к себе на новоселье. Пойдем к нему?  (Да)Дети идут по кругу, проговаривая и повторяя движения за воспитателем. Заяц в лес на новоселье, Приглашает на веселье. (Руки на поясе, повороты вправо и влево) В лес к нему пойдём сейчас, В гости ждёт сегодня нас. (Шагаем по кругу) Ножки топ, топ, топ ­ мы идём за поворот. Ручки хлоп, хлоп, хлоп ­ развесёлый мы народ! (Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать) Ножки выше поднимаем – По сугробам мы шагаем. (Поднимаем высоко колени с продвижением вперед) Солнцу в небе улыбнись, (Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся) А деревьям ­ поклонись. (Наклониться  вперед) Прыгнем мы через канаву, (Прыжки на двух ногах с продвижением вперед) К зайцу мы идём в дубраву! (Шагаем по кругу) В: Вот мы и пришли в лес. Ребята, послушайте… Вам не кажется, что кто­то  плачет? (За ширмой сидит лисичка би­ба­бо.Воспитатель одевает лисичку на  руку и начинает разговаривать с ней) О чем ты, лисонька, плачешь? Лиса: Как же мне не плакать? Был у меня дом с красивым забором. А ночью  налетел ураган и разломал мне почти весь забор, да еще и засыпал его весь. Я  теперь не могу найти ни одного бревнышка, чтобы забор отремонтировать. В: Ну что, поможем лисичке? Посмотрите, какой сугроб намело. Давайте я вам  немного помогу, а теперь вы сами. Дети из песка достают палочки Кюизенера, вытирают руки салфетками. В: Давайте рассмотрим наши бревнышки. Какого они цвета? Сколько палочек у  тебя, Лера? (две – это много?). А у тебя, Маша? (одна). А у тебя, Даня, сколько? (ни одной). Давайте сложим их все в одну кучку. Сколько бревнышек мы нашли? (много).  Теперь мы можем построить лисоньке новый забор. Рассматриваем забор, который остался у лисы, и достраиваем новый.  Воспитатель смотрит, что бы все бревнышки были выровнены по краю листа. В: Лисичка, посмотри, какой забор построили дети. Тебе нравится? Лиса: Да, забор получился замечательный: крепкий, высокий, надежный!  Спасибо вам большое! В: Ну, а нам пора идти дальше, ведь нас ждет на новоселье зайчик. Дети идут по кругу, проговаривая и повторяя движения за воспитателем.В: Ой, ребята, посмотрите, кто у нас тут живет? Ах, мышки сидят в домиках и  трясутся от холода. Мышата, что у вас случилось? Мышки: Ночью был очень сильный мороз и нам очень холодно. В: Давайте поможем мышкам, утеплим их домики, что бы они больше не мерзли. Бревнышки надо прикладывать плотно друг к другу, чтобы мышатам не задувал  ветер в домики. Дети ищут палочки Кюизенера своего цвета и закрывают мышек в домике. В: Молодцы, ребята, вы слышите, как мышата вас благодарят? Вот мы и еще  зверятам помогли. Пойдемте дальше. Дети идут по кругу, проговаривая и повторяя движения за воспитателем. В: Я уже вижу дом зайца! Вон, он нас встречает. (Воспитатель одевает зайчика  би­ба­бо на руку и начинает разговаривать с ним). Зайчик ты приглашал нас на  новоселье? Заяц: Да, ребята, я очень хотел, что бы вы пришли ко мне. Посмотрите, какой у  меня большой и красивый дом. Вам нравится? Рассмотрите как следует мой  домик. У него все­все есть: и крыша, и окошки, и лесенка, и прочная дверь. Мне  уютно в нем жить! А давайте поиграем с вами? Дети проговаривают стих и выполняют движения вместе с воспитателем: Зайка серенький сидит И ушами шевелит, (Сидим на корточках, ладони приставлены к головке) Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. (Хлопаем в ладоши) Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. (Встаем и прыгаем на месте) Кто­то зайку напугал – Зайка ­ прыг и убежал. (С последним словом дети убегают нав уголок и закрывают глазки руками –  прячутся)  Заяц: Весело мы с вами поиграли, спасибо вам большое! Ребятки, знаете, у  меня­то дом уже построен, а вот у моих друзей зайцев дома еще не достроены. У них не хватает лесенок, может, вы им поможете? Заяц показывает своих маленьких друзей­зайчиков и их недостроенные дома.  Дети подходят каждый к одному из домиков и строят лесенку из палочек  Кюизенера. После того как построили лесенки, воспитатель предлагает  маленьким зайчикам попрыгать по ступенькам лесенки и определить высоту  ступенек словами: короткая, длинная, самая длинная. Заяц: Вот спасибо вам, ребята, вы очень хорошие! Вы помогли стольким зверям! Они все вам благодарны и дарят вот такие подарки. В: Ну что, ребята, пора нам возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с  зайцами (До свидания)!Дети идут по кругу, проговаривая и повторяя движения за воспитателем. По дорожке мы шагаем Топ­топ, ножки, топ! (Шагаем по кругу) И в ладоши ударяем. Хлоп­хлоп, ручки, хлоп! (Хлопаем в ладоши) Ай да малыши! Ай да крепыши! (Ручки на поясе, повороты вправо и влево)   Вот и пришла пора нам расставаться, Должны мы с вами попрощаться, Скажем все мы «До свидания! И помашем на прощанье! Занятие 6. Игра. «Сушим полотенца». Мақсаты/Цель: учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство  между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать  результаты сравнения словами (длиннее – короче, равные по длине).  Көрнекі құралдар/ используемый материал/: цветные счетные палочки: 1  коричневая, 5 желтых, 5 красных (на каждого ребенка). Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: таяқша – палочка,  қызыл – красный,  сары – желтый, қоныр – коричневый. Сипаттамасы/Описание На подносе лежат палочки двух цветов. Задания – Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета? – Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше? (Положить палочки  одного цвета под палочками другого цвета.) – Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, сколь ко – столько, поровну.)– Положите коричневую палочку перед собой. (Показ.) Это – веревочка.  Палочки желтого и красного цвета – «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова  длинное «полотенце». Какое теперь надо вешать «полотенце»? (Короткое.)   Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое… Вопросы – Сколько желтых «полотенец»? (Много.) – Сколько красных «полотенец»? (Много.) – Какого цвета «полотенец» больше (меньше)? Как это можно узнать? Что  нужно для этого сделать? (Приложить «полотенце» желтого цвета к  «полотенцу» красного цвета.) – Так каких «полотенец» больше (меньше)? (Поровну, одинаково, сколько  желтых – столько красных.) Занятие 7 Тақырыбы/ Тема/: «Теремок» Мақсаты/ Цель/: продолжать знакомить детей с палочками, как с игровым  материалом Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: совершенствовать у детей  представление о форме (треугольная, квадратная), о длине (самая длинная,  короче, самая короткая).Упражнять в назывании цветов: оранжевая,  фиолетовая, белая. Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать логическое  мышление. Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать умение выполнять  задания в определенном порядке.  Әдіс­тәсілдер/ методы­приемы/: игровой, словесный, наглядный Көрнекі құралдар/ используемый материал/: наборы цветных палочек на  каждого, маленькие игрушки –животные на каждого ребенка, плоскостные  фигуры персонажей сказки «Теремок», цветная схема «дом».Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: үй – дом, қызғылт сары  – оранжевый, күлгін – фиолетовый, ақ – белый. Ход занятия На магнитной доске вывешены персонажи сказки «Теремок». ­Дети, из какой сказки эти герои? (Теремок) ­А чего здесь не хватает? (Дома, теремка) ­Как мы можем помочь героям сказки? (Нарисовать дом, построить из  кубиков, вылепить из пластилина) ­Мы сконструируем дом из палочек. Посмотрите на эту схему. Какой формы  стена дома? (квадратной). Какой формы крыша? (треугольной). ­Возьмите 4 оранжевые палочки и сделайте из них квадрат. ­Что вы построили? (стену). Какой формы? Какого цвета? ­Возьмите 2 палочки синего цвета и сделайте крышу. Какой формы получилась  крыша? ­Возьмите 2 палочки розового цвета и сделайте окно. Какой формы  окно? (квадратной). Где находится окно? (посередине стены). ­Чего еще не хватает в доме? (двери). Возьмите 2 палочки желтого цвета и  сделайте дверь. Сколько палочек взяли для двери? Какого цвета? ­Вот дом и готов. Мы славно потрудились, давайте отдохнем. Физкультминутка: ­У медведя дом большой (подняться на носочки, руки поднять вверх) ­А у зайки маленький (присесть) ­Наш медведь пошел домой (ходьба на внешней стороне стопы) ­Да и зайка маленький (прыжки на 2 ногах) ­Можно пригласить наших героев в дом, только как же они войдут? Что мы  забыли пристроить к дому? (крыльцо) ­Крыльцо построим из белой, желтой и голубой палочек. Какого цвета  нижняя палочка? Верхняя? Средняя? Покажите самую длинную палочку?  Самую короткую? ­Вот наши гости и дома, но очень любят ходить друг другу в гости. ­Как мы им можем помочь? Возьмите палочки любой длины, но одного цвета и  постройте дорожки. ­Какого цвета  дорожка? Сколько палочек ты взял? Молодцы, детки, вы построили красивые дома из палочек. Можете поиграть или сложить палочки в коробки.Занятие 8. Игра. Числа 1 и 2 Мақсаты/Цель: учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать  словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2, цифрами 1 и 2.Көрнекі құралдар/ используемый материал/: для воспитателя: магнитная  доска; 2 белых квадрата 10x10; розовая полоска 20 х 10 см; цифры 1 и 2. Для  детей: цветные счетные палочки – 3 белые и 3 розовые; цифры 1 и 2; карточка. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: сан бір – цифра один,  сан екі – цифра два, ақ – белый. Сипаттамасы/ Описание Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и спрашивает: «Сколько  белых кубиков вы показали? Какой цифрой можно обозначить это число?» Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым квадратом. Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один кубик – цифра  один!» Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это самая короткая  “палочка” в нашем наборе. Чему она равна? (Одному.)  Какое число она  обозначает? (Один.)  Покажите розовую палочку. Положите ее под белой  палочкой так, чтобы с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?»  (Розовая.) Воспитатель демонстрирует этот этап работы на доске. «Положите рядом с белым еще один белый кубик. (Демонстрирует на доске.)  Давайте посчитаем, сколько белых кубиков в ряду. (Один, два, всего два  кубика.)  Какие палочки длиннее, одна розовая или две белые? (Равные,  одинаковые по длине.)  Розовая палочка обозначает число два. (Показывает и  называет цифру 2, ставит ее рядом с цифрой 1.) Почему мы ставим цифру два  рядом с розовой палочкой? (Потому что в ней две белые палочки.)  Уберите  белый кубик справа и вместо него поставьте розовую палочку. Получилась  лесенка. Сколько у нее ступенек? (Одна.)  Сколько рядов? (Два.)  Сколько  палочек во втором ряду, если считать снизу вверх? (Одна, две.)  Рядом с  розовой палочкой поставьте два белых кубика». Каждый этап работы воспитатель демонстрирует на доске. «Что можно сказать про две белые палочки и одну розовую? (Они одной  высоты.)  Уберите два белых кубика. Сколько белых кубиков рядом с розовой  палочкой? Какую цифру поставили под ней? (Два.)  Какую палочку она  обозначает? (Розовую.)  Дотроньтесь пальчиком до каждой палочки и  посчитайте. (Один, два.)  Назовите цифры по порядку». Занятие 9 Тақырыбы/ Тема/: «Винни Пух» Мақсаты/ Цель/: продолжать знакомить детей с палочками, как с игровым  материалом.Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: совершенствовать  умение различать палочки Кюизенера по размеру (длинная,  короткая).Упражнять детей в различении цвета Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать логическое  мышление. Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать  положительное  эмоциональное отношение детей от встречи с любимым героем мультфильма – Винни­Пухом. Әдіс­тәсілдер/ методы­приемы/: игровой, словесный, наглядный Көрнекі құралдар/ используемый материал/: набор палочек Кюизенера,  игрушка Вини­Пух. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: кілем – ковер, қысқа –  короткий, ұзын – длинный. Ход занятия Дети вместе с воспитателем поют песенку про Винни­Пуха  «Если я чешу в затылке ­ не беда, В голове моей опилки да­да­да! Но хотя там и опилки и кричалки и вопилки, А так же шумелки и пыхтелки и сопелки ­ да! Сочиняю я неплохо иногда; Хорошо живет на свете Вини­Пух, Оттого поет он эти песни вслух, И неважно чем он занят, если он худеть не станет, А ведь он худеть не станет, Если конечно вовремя не подкрепиться да!» Стук в дверь, пришел игрушечный Вини­Пух. Вини­Пух:­Слышу, слышу это песенка про меня; Я Вини­Пух, вы узнали меня? А откуда вы меня знаете?( из мультфильма). Ребятки, можно мне с вами сегодня поиграть? Тогда слушайте, я буду задавать  вам задания, а вы их выполнять. Договорились? Тогда возьмите цветные  палочки, садитесь по ­ удобнее и слушайте задание. Первое задание: нужно составить дорожку из самых длинных палочек. Какая  цветом самая длинная палочка? (оранжевая). Какая цветом дорожка?  (оранжевая). Второе задание: Составьте дорожку из самых коротких палочек. Какая цветом  самая короткая палочка? (белая). Какая цветом вторая дорожка?(белая). Третье задание: Составьте ковер из палочек так. Чтобы каждая полоса  состояла только из палочек одного цвета. Какого цвета твой ковер? Четвертое задание: Составьте коврик так, чтобы все полосы в нем были  разного цвета. Каким цветом первая полоска? Вторая?И последнее, пятое задание: Отгадайте, что у меня получилось? (дети  переходят на ковер, Вини ­ Пух с воспитателем выкладывают на ковре яблоко и  большую конфету). ­Молодцы ребята, со всеми заданиями справились! Что мы сегодня делали  (дорожку из длинных и коротких палочек ), коврик из палочек одного цвета и  разного цвета. Дети с Вини ­ Пухом танцуют, прощаются.Занятие 10. Игра. Строительство домов Мақсаты/Цель:  учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной  длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении  количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько?  Который по счету?» Көрнекі құралдар/ используемый материал/: цветные счетные палочки: 3  белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2 желтые; карточка. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: үй – дом, төбесі –  крыша. Сипаттамасы/Описание Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них  стены, пол и потолок. Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу. Вопросы и задания – Что получилось? (Дом.) – С одной стороны дома постройте большой дом, с другой – маленький. С какой  стороны большой дом? С какой стороны маленький дом? – Сколько всего домов? – Который по счету дом самый высокий? А который дом самый низкий? – Между какими домами расположен голубой дом? – Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме? – Сколько всего окон? – Какие окна по величине?Занятие 11 Тақырыбы/ Тема/: «Веселые зайчата». Мақсаты/ Цель/: упражнять детей в различении цвета Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: закреплять умение строить  лестницы разными способами по образцу. Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать логическое  мышление, мелкую моторику. Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать  интерес к занятию.  Әдіс­тәсілдер/ методы­приемы/: игровой, словесный, наглядный. Көрнекі құралдар/ используемый материал/: набор палочек Кюизенера,  игрушки большой заяц и зайчата на каждого ребенка; ковролин, плоскостные  полоски; Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: қоян – заяц, ақ – белый, қызғылт – розовый, көгілдір – голубой, қызыл – красный, сары – желтый. Ход занятия «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку» Кто это? ( зайчик). Появляется игрушечный зайчик. ­ Здравствуйте дети, как у вас здесь интересно, а можно я тоже с вами буду  играть? А я пришел не один, со мной мои маленькие друзья ­ зайчата( на стол  выпрыгивают зайчата). Ребята, зайчата еще маленькие. Они очень любят играть.  А вы любите играть? А как вы играете? ( дети перечисляют). Заяц: ­ А мы зайцы очень любим прыгать! (прыгаем ловко, любим морковку). А  вы любите прыгать? Покажите как вы умеете прыгать. ( дети прыгают). Зайчата: Мы тоже любим прыгать, а где мы будем прыгать? Дети, у вас есть  лестница? (нет). Тогда давайте ее построим. Из чего будем строить лестницу?  (Дети перечисляют). Давайте построим ее из цветных палочек.Заяц: ­ Ребята, нужно взять белый кубик и положить его на стол, розовую  палочку и положить рядом с белым кубиком, справа от него, голубую палочку  рядом с розовой, красную палочку рядом с голубой, желтую палочку рядом с  красной палочкой. ( В ходе объяснения, показ на ковролине) ­Вот такая у нас получилась замечательная лестница. Давайте зайчата  попрыгайте по лестнице, посчитайте ступеньки.  Дети берут по зайчику,  проговаривают с воспитателем: Первая ступенька ­ белая; Вторая ­ розовая, Третья ­ голубая, Четвертая­ красная, Пятая ­ желтая. Молодцы! А как по ­ другому можно построить лестницу ( выслушиваются  варианты ответов). Зайчик: Сначала кладем желтую палочку, Затем палочку красного цвета, Потом голубую палочку Дальше розовую И самую маленькую ­ белую. (зайчики прыгают по лестнице, называют цвет). Заяц:­ А можно построить лестницу одного цвета? (Зайчики прыгают) ­ Давайте построим лестницу, которая поднимается вверх и спускается вниз  (дети делают по показу). Зайчата: Молодцы ребята, нам так у вас понравилось, можно мы еще немножко поиграем? Игра: «Отгадай загадку, выбери отгадку». Мақсаты/Цель: упражнять в различении цвета; развивать умение работать со  схемой; накладывать палочки на изображение; развивать логическое мышление, речь. Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать пластмассовый шарик ( который легко  открывается), в шариках находятся загадки. Воспитатель читает загадку,  ребенок отгадывает и выбирает отгадку ­ схему( схемы разложены на столе).С  помощью палочек Кюнзенера выкладывает рисунок по схеме, называя цвет  палочек. Ребенку, который быстро справился, можно предложить еще один  шарик.Занятие 12. Игра. Число 3 Мақсаты/Цель: познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей  цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в  ориентировке в пространстве. Көрнекі құралдар/ используемый материал/:  для воспитателя: 3 белых  квадрата 10x10 см; розовая полоска 20 x10 см, голубая полоска 30 x10 см;  цифры. Для детей: цветные счетные палочки – 4 белые, 1 розовая, 1 голубая;  цифры от 1 до 3. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: оң жақта – справа, бір – один, екі – два, сан үш – цифра три. Сипаттамасы/Описание Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа  столбиком положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы  они ровно уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с  розовой палочкой». Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием  демонстрационных полосок такого же цвета на доске. – Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)– Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.) – Что больше – один или два? – Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку.  Покажите пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки. – Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она  цвета? (Голубого.) – Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.) Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на  палочках все это. Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины  (розовая и белая или три белые). Воспитатель говорит: – Розовая палочка обозначает число два, а голубая – число три. Положите  столбиком голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка. Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3  под палочками, обозначающими число три. – А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками. – Назовите цифры по порядку. – Какое число больше – один или два? Насколько два больше одного? Насколько один меньше двух? – Какое число больше – два или три? Насколько два меньше трех? Насколько  три больше двух. – Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.Занятие 13 Тақырыбы/ Тема/:  «Коза с козлятами» Мақсаты/ Цель/: формировать устойчивые знания о цвете и размере. Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: учить детей элементарным  способам конструирования: накладыванию и приставлению. Учить детей моделировать предмет палочек одной длины, сравнивать предметы  по длине. Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать логическое  мышление, мелкую и общую моторику. Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать умение слушать и  слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого. Әдіс­тәсілдер/ методы­приемы/: игровой, словесный, наглядныйКөрнекі құралдар/ используемый материал/: набор палочек Кюизенера,  фонограмма песни «Козлятушки». Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: ешкі – коза, лақтар –  козлята, қысқа – короткие, ұзын – длинные. Ход занятия Воспитатель приглашает детей поиграть. Пальчиковая гимнастика с элементами массажа. Стенка, стенка (показываем щечки, дети повторяют за воспитателем) Потолок (показываем лоб). Две ступеньки (показываем губы), И звонок (нажимаем на кончик носа). Воспитатель: Никто не открывает, потому что в это домике живут козлятки. А домик у них  вот такой. Дети садятся за столы. Берут контейнеры с палочками Кюизенера. По образцу  взрослого, на листках зеленого цвета, начинают выкладывать домики. Конструирование « Домики для козлят». Найдем в коробочке длинные палочки, из них мы будем строить домик  козляток. Положим пол…. потом одну стенку…. еще стенку… и потолок (палочки одного цвета). А теперь, чтобы козляток не мочил дождик, надо сделать крышу (палочки  другого цвета). Вот так. Воспитатель: Посмотрите, какие палочки остались в ваших коробочках? (маленькие,  короткие, белые) Сколько маленьких палочек в коробке? (много) Так это же маленькие козлятки, которых мама Коза оставила одних дома. Давайте, скорее перенесем их в дом. Звучит фонограмма песни «Козлятушки ­ ребятушки» Воспитатель: ­ Кто это поет? Куда ушла Коза? Почему нельзя открывать дверь? А вы не открываете дома посторонним дверь? Что надо спрашивать, когда звонят в дверь?Занятие 14. Игра. Треугольники. Мақсаты/Цель: учить детей составлять треугольники из палочек разной длины.  Упражнять в счете в пределах 3. Учить различать количественный и порядковыйсчет, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который?» Учить ориентироваться в  пространстве («слева», «справа», «перед», «за»). Көрнекі құралдар/ используемый материал/: цветные счетные палочки: 3  красные, 3 желтые, 3 голубые. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: оң жақта – справа, сол  жақта – слева, гүл – цветок. Сипаттамасы/Описание Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте треугольник. Рядом  сбоку с одной стороны выложите голубой треугольник, а с другой – красный». Дети по собственному усмотрению выкладывают треугольники с любой  стороны. Вопросы – Сколько получилось треугольников? – Расскажите, как расположены треугольники. – Назовите цвет треугольников слева и справа от желтого. – Который по счету красный треугольник? Голубой? – Посчитайте треугольники по порядку, называя цвет. «Рамка для картины». Мақсаты/Цель: учить детей строить прямоугольник в соответствии с  размерами придуманной картины. Формировать знания о пространственных  отношениях. Развивать творческую фантазию. Материал.  Цветные счетные палочки в пределах 4; 4 синие палочки. Предварительная работа.  Рассматривать с детьми картинки с изображением  цветов; уточнять названия цветов, строение цветка. Сипаттамасы/Описание Педагог предлагает детям превратиться в художников и выложить на столе  цветы из палочек. Из больших палочек каждый ребенок делает вокруг цветка рамку, чтобы  получилась картина. По завершении работы можно придумать название для каждой картины («Мой  любимый цветок», «Ромашки»). Работа парами – Определить соответствие рамки размеру цветка. – Сравнить цветы по цвету, величине, форме. Занятие 15 Тақырыбы/ Тема/: «Поможем птицам в холода»Мақсаты/ Цель/: формировать экологическую  культуру дошкольников,  развивать познавательную и речевую активность.  Білімділік міндеті/ Образовательная задача/: продолжать знакомить детей с  зимующими птицами (воробей, ворона, голубь, снегирь, синица, с их  трудностями в зимний период. Продолжать знакомить детей с палочками  Кюизенера, используя прием «накладывание»; Дамытушылық міндеті/Развивающая задача/: развивать внимание, память,  мышление. Тәрбиелік міндеті/ Воспитательная задача/: воспитывать сопереживание,  сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях Әдіс­тәсілдер/ методы­приемы/: игровой, словесный, наглядный,  практический. Көрнекі құралдар/ используемый материал/: игрушка птицы – Сова;  аудиозапись «Голоса зимующих птиц», кормушка; картинки с изображением  воробья, снегиря, синицы, вороны, синички, палочки Кюизенера, карточки со  схемой кормушки, палитры, краски, влажные салфетки. Қостілділік компоненті/ Билингвальный компонент/: күз – осень, құстар –  птицы. Ход занятия В.: Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года сейчас? (ОСЕНЬ) А что же  осенью происходит в природе? (Листья опадают, становится холодно, дожди  идут, птицы на юг улетают, поздней осенью выпадает первый снег). Молодцы. Ребята, погода за окном говорит нам, что зима уже скоро наступит. Раздается стук. В это время влетает Сова, ухает: Сова: Была сегодня в лесу, кругом снег, одни птицы улетели, другие остались,  ничего не пойму, что к чему? В: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это? Дети: Сова. Сова: Ой, здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуй, Сова! В: Ребята, а Сова ведь не знает, почему не все птицы улетели. Давайте поможем  Совушке разобраться, почему одни птицы улетели, а другие остались. Знаешь, Сова, одни птицы, когда становится холодно и голодно улетают на юг,  они называются ­ перелетными. А другие птицы остаются, они селятся ближе к  людям, чтоб их подкармливали, такие птицы называются ­ зимующие. Давайте, ребята, покажем Сове, какие птицы останутся с нами зимой, но для  этого нужно отгадать загадки. Загадки: (одновременный показ картинки, прикрепляем картинку на дерево) 1. Озорной мальчишка в сером армячишке По двору шныряет, крошки собирает (воробей).