Программа факультативных занятий «Моё село – мой центр Вселенной и точка главная его. Создание герба села» составлена для работы с учащимися 5 – 7 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса программы способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и творческой работе.текстовый материал
МКОУ Новомеловатская СОШ
Программа внеурочной деятельности общекультурного направления
по теме
«Моё село – мой центр Вселенной
и точка главная его.
Создание герба села»
Выполнила Котова Елена Ивановна,
Социальный педагог
МКОУ Новомеловатская СОШ
с. Новомеловатка
Калачеевский район
Новомеловатка2016 г
Форма: факультативные занятия
Вид деятельности: Социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность).
Направление воспитания: общекультурное, проектная деятельность.
Пояснительная записка
Программа факультативных занятий «Моё село – мой центр Вселенной
и точка главная его. Создание герба села» составлена для работы с учащимися
5 – 7 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на
подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса
программы способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,
дает возможность привлечь учащихся к поисковоисследовательской и
творческой работе.
Программа предполагает формирование и развитие у обучающихся
чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, любви к своему
селу (его традициям, памятникам, природе, культуре), и желания принять
активное участие в его развитии.
Содержание курса содействует формированию практических умений
ориентироваться в окружающем мире, этики поведения, взаимоотношений
детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие
родственных отношений в семье, знакомит с родным селом.
В её основе лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с
историей своей страны, родного края, района, села.
Может быть осуществлена в рамках воспитательной деятельности
образовательного учреждения или в дополнительном образовании учащихся
на занятиях кружков, клубов, обществ патриотической направленности.
Предназначена для организаторов детского досуга (в т. ч. для
учителейпредметников), педагогов дополнительного образования, классных
руководителей, организаторов воспитательной работы в образовательных
учреждениях.
Цель:
формирование у детей навыков ценностносмыслового
отношения к заявленной теме посредством организации коммуникативно
рефлексивной деятельности в ученическом коллективе и вне его (личностный
аспект).
формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и
привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурноисторическим наследием и природногеографическим богатством родного
края.
Задачи:
проинформировать детей об истории села посредством лекций,
рефератов и бесед;
научить формировать эмоциональноценностное отношение учащихся
к заявленной проблеме;
научить создавать и реализовывать социальный проект в рамках
пространства образовательного учреждения.
Учебнотематический план
№п/п Тема
Часы Форма
1
2
3
4
Село Медвежье – частичка нашей
Родины. Географическое
положение. Природа родного края
(Климат, растительный и животный
мир села Медвежье).
Население. Культура.
Жители села, удостоенные
государственных наград за труд,
участники Великой Отечественной
войны и локальных войн.
Поход выходного дня
Геральдика. Знакомство с гербами
России, дворянскими семейными
гербами, современными гербами
различных городов, в том числе
Воронежа, Калача.
1
1
1
1
теория
(лекция, рефераты,
беседы)
Практика
(работа с архивными
материалами,
исследовательскими
работами, проектами
прошлых лет)
теория
(музейный
урок, беседа.)
практика
(изучение исторических
материалов, сбор
информации о людях,
оставивших свой след в
истории села)
Практика
(поход)
теория
(лекция, просмотр
презентаций)5
Реализация социального проекта
«Моё село – мой центр Вселенной
и точка главная его.
Создание герба села»
Итого:
2
6
практика
(социальный проект)
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через
изучение достопримечательностей села; развитие краеведческих понятий,
помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором
природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений
школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности
в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии
своего села, к прошлому и настоящему своего села, к опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта
самостоятельного социального действия): возрастет интерес к истории,
краеведению, сформируется чувство сопричастности к истории и
ответственности за будущее своего населенного пункта, района,
страны.
Основные принципы, положенные в основу программы:
—принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
—принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя
и ученика;
—научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
—систематичности и последовательности – знания в программе даются
в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на
практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является её культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
Методы работы:
—словесные методы: рассказ, беседа, сообщения. .
—наглядные методы: демонстрации проектов прошлых лет,
презентаций, архивных материалов, рисунков, стендов, иллюстраций.
—практические методы: изготовление эскизов , практическая работа.Формы проведения занятий:
Лекции, беседы, экскурсии, походы, занятиявстречи, работа с
архивными материалами, практические работы. Такие формы работы
позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию
народа, его ценностям.
Содержанием тем
Тема I. Село Медвежье – частичка нашей Родины. Географическое
положение. Природа родного края (Климат, растительный и животный
мир села Медвежье)
Знакомство с летописью села. Презентация о селе.
Форма проведения: экскурсия в школьный музей.
Тема II. Население. Культура. Жители села, удостоенные
государственных наград за труд, участники Великой Отечественной
войны и локальных войн.
События истории, жизни и деятельности участников
Великой
Отечественной войны, локальных войн, ветеранов труда, работников
культуры, живших и живущих на территории села.
Тема III. «Поход выходного дня»
Экскурсия по селу. Изучение местной топонимики, составление
кратких сообщений, сбор материалов. Происхождение и объяснение
наиболее значимых названий. Легенды и предания. Знакомство с
историческими, архитектурными объектами села, памятниками.
Тема IV. Геральдика. Знакомство с гербами России, дворянскими
семейными гербами, современными гербами различных городов, в том
числе Воронежа, Калача.
Геральдика. Цвета, символы. Семейные и государственные гербы.
Символы России в прошлом и настоящем. Диспут: «Каким я вижу герб
своего села".Тема V. Реализация социального проекта «Моё село – мой центр
Вселенной и точка главная его. Создание герба села».
Социальный проект. Творческая работа по созданию символа (герба)
своего села. Поиск проблемной ситуации и погружение в неё. Накопление
социального опыта. Социальное закаливание, социально значимые дела,
поступки, мотивы и др.
Итог – мотивированное, личностноосознанное и общественно
одобряемое действие.
Контроль
По каждой из заявленных тем необходимо осуществлять «замеры»
полученных негативных и позитивных знаний, эмоций, опыта, изменений
желаний, мотивов, ценностей, мировозрения и т.п.
Это может быть: анкетирование, опрос, наблюдение и т.п.
Задача одна: составить умные «проблемные», «рефлексивные»,
«провокативные», вопросызадания, обеспечивающие итог занятия и,
соответственно, рост уровня его результативности (от I до III). В этом и
должен проявляться эмоциональноценностный и смысловой эффект
реализации программы.
Список литературы:
1 Архивные материалы:
Золотова Н.Т. Рукописная история села Медвежье.
Лубенский М.А. Рукописная история села Медвежье.
2 Алексеев Ю.А. Зуев М.Н. Ковалев В.Е. Государственные символы
России. Моя Родина – Россия.// Москва, 2002.
3 Винокуров Г.В. Калач: о прошлом память сохраним. Калач. 2008 г – 200
с.
4 Картавенко Т.Н. Герб, Флаг, Гимн. // Журнал «Читаем Учимся Играем»
№ 4, 2007, с. 59.5 Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика
России. История и современность.// Москва, ЦНСО, 2003.
6 Романовский В.К. Символы Российской Государственности.// Москва,
«Русское слово», 2002.
7 Рабочая тетрадь для 7 класса «Уроки рисования» / Под редакцией А.В.
Чернавской, А.В. Енина.
8 Федотов В.И. Люби и знай родной край. Центр духовного возрождения
Чернозёмного края. Воронеж. 2008 г. 200 с.