Программа внеурочной деятельности

  • Особые потребности
  • docx
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа факультативных занятий «Моё село – мой центр Вселенной и точка главная его. Создание герба села» составлена для работы с учащимися 5 – 7 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса программы способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма, дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и творческой работе.текстовый материал
Иконка файла материала Программа внеурочной деятельности.docx
МКОУ Новомеловатская СОШ Программа внеурочной деятельности общекультурного направления  по теме «Моё село – мой центр Вселенной и точка главная его. Создание герба села»                                                         Выполнила   Котова Елена Ивановна,                                                  Социальный педагог                                                   МКОУ Новомеловатская  СОШ                                                   с. Новомеловатка                                                   Калачеевский район Новомеловатка2016 г Форма: факультативные занятия Вид деятельности: Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность).  Направление воспитания: общекультурное, проектная деятельность.  Пояснительная записка Программа факультативных занятий «Моё село – мой центр Вселенной  и точка главная его. Создание герба села» составлена для работы с учащимися 5 – 7 классов и направлена на социокультурную адаптацию школьника, на  подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение курса  программы  способствует воспитанию у обучающихся чувства патриотизма,  дает возможность привлечь учащихся к поисково­исследовательской и  творческой работе. Программа предполагает формирование и развитие у обучающихся  чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, любви к своему  селу (его традициям, памятникам, природе, культуре), и желания принять  активное участие в его развитии. Содержание курса содействует формированию практических умений  ориентироваться в окружающем мире, этики поведения, взаимоотношений  детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие  родственных отношений в семье, знакомит с родным селом. В её основе лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей своей страны, родного края, района,  села.  Может быть осуществлена в рамках воспитательной деятельности  образовательного учреждения или в дополнительном образовании учащихся  на занятиях кружков, клубов, обществ патриотической направленности.     Предназначена   для   организаторов   детского   досуга   (в   т.   ч.   для учителей­предметников), педагогов дополнительного образования, классных руководителей,   организаторов   воспитательной   работы   в   образовательных учреждениях. Цель:  формирование   у   детей   навыков   ценностно­смыслового отношения   к   заявленной   теме   посредством   организации   коммуникативно­ рефлексивной деятельности в ученическом коллективе и вне его (личностный аспект). формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и  привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно­историческим наследием и природно­географическим богатством родного  края.  Задачи: ­   проинформировать   детей   об   истории     села   посредством     лекций, рефератов и бесед; ­ научить формировать эмоционально­ценностное отношение учащихся к заявленной проблеме; ­   научить   создавать   и   реализовывать   социальный   проект   в   рамках пространства образовательного учреждения. Учебно­тематический план №п/п Тема Часы Форма 1 2 3 4 Село Медвежье – частичка нашей  Родины. Географическое  положение.  Природа родного края  (Климат, растительный и животный  мир села Медвежье). Население.  Культура. Жители села, удостоенные  государственных наград за труд,  участники Великой Отечественной  войны и локальных войн. Поход выходного дня Геральдика. Знакомство с гербами  России, дворянскими семейными  гербами, современными гербами  различных городов, в том числе  Воронежа, Калача. 1 1 1 1 теория (лекция, рефераты,  беседы) Практика  (работа с архивными  материалами,  исследовательскими  работами, проектами  прошлых лет) теория  (музейный  урок,  беседа.) практика (изучение исторических материалов, сбор  информации о людях,  оставивших свой след в  истории села) Практика (поход) теория (лекция, просмотр  презентаций)5  Реализация социального проекта  «Моё село – мой центр Вселенной и точка главная его. Создание герба села» Итого: 2 6 практика (социальный проект) Ожидаемые результаты реализации программы 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):  приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через  изучение достопримечательностей села; развитие краеведческих понятий,  помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором  природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности  в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии  своего села, к прошлому и настоящему своего села, к опыту своих родителей.  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта  самостоятельного социального действия): возрастет интерес к истории,  краеведению, сформируется чувство сопричастности к истории и  ответственности за будущее своего населенного пункта, района,  страны.                                                 Основные принципы, положенные в основу программы: —принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности  каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; —принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя  и ученика; —научности, предполагающий отбор материала из научных источников,  проверенных практикой; —систематичности и последовательности – знания в программе даются  в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы  является её культурная значимость в жизни района, актуальность,  воспитательная ценность. Методы работы: —словесные методы: рассказ, беседа, сообщения. . —наглядные методы: демонстрации проектов прошлых лет,  презентаций, архивных материалов, рисунков, стендов, иллюстраций.  —практические методы: изготовление эскизов , практическая работа.Формы проведения занятий: Лекции, беседы, экскурсии, походы, занятия­встречи, работа с  архивными материалами, практические работы. Такие формы работы  позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию  народа, его ценностям. Содержанием тем Тема I. Село Медвежье – частичка нашей Родины. Географическое положение. Природа родного края (Климат, растительный и животный мир села Медвежье) Знакомство с летописью  села. Презентация о селе. Форма проведения: экскурсия в школьный музей. Тема II. Население.  Культура. Жители села, удостоенные  государственных наград за труд, участники Великой Отечественной  войны и локальных войн. События   истории,   жизни   и   деятельности   участников     Великой Отечественной   войны,   локальных   войн,   ветеранов   труда,   работников культуры,  живших и живущих на территории села. Тема III. «Поход выходного дня» Экскурсия  по   селу. Изучение   местной   топонимики,   составление кратких   сообщений,   сбор   материалов.   Происхождение   и   объяснение наиболее   значимых   названий.   Легенды   и   предания.  Знакомство   с историческими, архитектурными объектами села, памятниками. Тема IV. Геральдика. Знакомство с гербами России, дворянскими  семейными гербами, современными гербами различных городов, в том  числе Воронежа, Калача. Геральдика. Цвета, символы. Семейные и государственные гербы.  Символы  России в прошлом и настоящем.  Диспут:  «Каким я вижу герб  своего села".Тема V. Реализация социального проекта «Моё село – мой центр  Вселенной и точка главная его. Создание герба села». Социальный  проект.  Творческая  работа  по   созданию  символа  (герба) своего села.  Поиск проблемной ситуации и погружение в неё.   Накопление социального   опыта.   Социальное   закаливание,   социально   значимые   дела, поступки, мотивы и др.  Итог   –   мотивированное,   личностно­осознанное   и   общественно­ одобряемое действие. Контроль По   каждой   из   заявленных   тем   необходимо   осуществлять   «замеры» полученных   негативных   и   позитивных   знаний,   эмоций,   опыта,   изменений желаний, мотивов, ценностей, мировозрения и т.п. Это может быть: анкетирование, опрос, наблюдение  и т.п.  Задача   одна:   составить   умные   «проблемные»,   «рефлексивные», «провокативные»,  вопросы­задания,   обеспечивающие   итог   занятия   и, соответственно,  рост   уровня   его   результативности   (от  I  до  III).   В   этом   и должен   проявляться   эмоционально­ценностный   и   смысловой   эффект реализации программы. Список литературы: 1 Архивные материалы:  Золотова Н.Т. Рукописная история села Медвежье. Лубенский М.А. Рукописная история села Медвежье. 2   Алексеев   Ю.А.   Зуев   М.Н.   Ковалев   В.Е.   Государственные   символы России. Моя Родина – Россия.// Москва, 2002. 3 Винокуров Г.В. Калач: о прошлом память сохраним. Калач. 2008 г – 200 с. 4 Картавенко Т.Н. Герб, Флаг, Гимн. // Журнал «Читаем Учимся Играем» № 4, 2007, с. 59.5 Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. Государственная символика России. История и современность.// Москва, ЦНСО, 2003. 6 Романовский В.К. Символы Российской Государственности.// Москва, «Русское слово», 2002. 7 Рабочая тетрадь для 7 класса «Уроки рисования»  / Под редакцией А.В. Чернавской, А.В. Енина. 8 Федотов В.И. Люби и знай родной край. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. Воронеж. 2008 г. 200 с.