Рабочая программа предназначена для обучения школьников проектной деятельности на основе материалов по истории своего края. На изучение программы отводится 1 час в неделю, общая продолжительность 2 года. Изучение теоретического материала проходит в форме тренингов, а затем школьники демонстрируют свои умения, представляя региональный и местный материал. Программа предусматривает работу в школьной и городской библиотеке, встречи с интересными людьми, публичные выступления, посещение краеведческого музея.
программа внеурочка Плешкова Т.В. конкурс — копия.docx
Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа
№ 1» город Котлас, Архангельская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «История и Я»
для обучающихся 67 класса срок реализации программы 2 года
учителя истории, обществознания Плешковой Татьяны Витальевны
Тел. +7(900)9111295 email: 97471@mail.ru
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для изучения основ
проектной деятельности обучающимися 67 классов основной школы с последующим
применением в изучении истории родного края. Необходимость введения курса определяется
современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к
обучающемуся в части исследовательской грамотности.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность». В соответствии с
учебным планом на его изучение в 6 и 7 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно
программа рассчитана на 68 часов внеурочной деятельности на протяжении двух лет
обучения.
По своей структуре курс не является системным и сквозным, а представляет собой
отдельный модуль, предназначенный для овладения проектным методом для углублённого
изучения вопросов исторического краеведения. Представленный курс имеет развивающую,
деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.
Цель: создать условия для активной учебнопознавательной деятельность
обучающихся, направленной на изучение своего края.
Задачи:
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и
проектных продуктов;
предложить выбрать, либо самим сформулировать тему проекта;
развивать творческие способности обучающихся;
развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения
творческих заданий.
формировать чувство гордости за своё Отечество, малую родину.
Актуальность программы. В России на современном этапе развития одна из главных проблем
образования низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно,
главной целью российской системы образования является повышение интереса обучающихся к изучению школьного курса истории. Решение этой проблемы может быть осуществлено
через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью
учебновоспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным,
взаимодополняющим компонентом базового образования.
Формы организации учебной деятельности:
беседы;
практикумы;
тренинг;
самостоятельная работа;
групповые и индивидуальные исследования;
игрыисследования;
экскурсии;
творческие проекты;
консультации;
презентации результатов проектной деятельности.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
информационнокоммуникационные технологии;
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,
субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность,
партнерство, творчество и успех.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса являются:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы
исторических понятий и представлений о прошлом Отечества
познавательный интерес к прошлому своей Малой Родины;
изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными
возможностями;
уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через
понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих
эпох;
навыки осмысления социальнонравственного опыта предшествующих поколений;
обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под
руководством педагога;
расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной
деятельности;
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной
задачи;
работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, конспект и т. д.);
собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически
оценивать её достоверность (при помощи педагога);
использовать современные источники информации — материалы на электронных
носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде
образовательного учреждения,
федеральных хранилищах образовательных
информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью
(сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного
сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных
работ;
использовать ИКТтехнологии для обработки, передачи, систематизации и презентации
информации;
планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать
продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
определение исторических процессов, событий во времени, применение основных
хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на
жизнь человека;
поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности,
отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого.
Формы контроля:
консультация,
конференция, участие в конкурсах проектных исследовательских работ.
миниконференция,
презентация,
доклад,
научноисследовательская
Творческими проектами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет,
рассказ, викторина, игра, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов,
выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема учебного
занятия
Кол
во
часов
Форма
организации
занятия
Основные виды деятельности
обучающихся
6 класс. Раздел 1. Основы проектной деятельности.
1
2
3
4
Постановка
проблемы
1
тренинг
От проблемы к
цели
Планирование
деятельности
Ресурсы и
справочная
литература
1
1
1
тренинг
тренинг
тренинг,
практическое
занятие
библиотеке
в
1
тренинг
5
Способы
первичной
обработки
информации
получат представление о
противоречии, лежащем в основе
проблемы;
опишут и проанализируют ситуации, в
которых возникают проблемы;
научатся обозначать проблему
получат опыт постановки задач,
адекватных цели;
научатся формулировать цель на
основании проблемы
получат опыт планирования ресурсов;
научатся формировать план
деятельности
получат представление:
об оформлении карточки в каталоге и
о способах получения информации из
карточки;
структурировании информации в
справочной литературе;
получат опыт:
самостоятельной работы с каталогами
в библиотеке;
анализа причин неудач при поиске
информации;
работы с электронным каталогом;
работы со справочной литературой;
оформления ссылок на источник
информации;
научатся:
пользоваться каталогами; устранять
ошибки, допущенные при поиске
информации
находить информацию в справочной
литературе;
сопоставлять информацию из разных
источников.
организация своей работы по
извлечению информации из любого
источника в соответствии с
поставленной задачей. 6
Методы сбора
информации:
опрос и
интервью
1
тренинг,
практикум
7
8
Проведение
анализа.
Аргументация
1
тренинг
Сам себе
эксперт
1
тренинг
получат представление:
о сферах применения опросных
методов;
о возможностях и ограничениях тех
или иных методов;
получат опыт:
создания положительной мотивации к
участию в опросе;
проведения анкетного опроса;
отбора респондентов;
проведения интервью;
оценки проведения интервью;
научатся:
различать разные виды вопросов;
выбирать необходимые виды вопросов
в зависимости от цели сбора
информации;
выбирать адекватные целям методы
сбора первичной информации.
освоят приемы сравнительного
анализа;
анализа причинно следственных
связей;
получат опыт:
выделения существенных и
несущественных признаков;
анализа информации.
получат опыт:
доказательства своих выводов;
ведения дискуссии.
получат представление:
о процессе контроля;
об оценке, отметке, оценочных
шкалах;
получат опыт:
деятельности в роли эксперта;
рефлексии по поводу собственной
оценочной деятельности;
самооценки своей деятельности и ее
результатов;
научатся:
проводить оценку с использованием
эталона;
применять критерии, исчерпывающие 9
Публичное
выступление
1
тренинг
основные свойства продукта;
планировать продукт с учетом
критериев оценки;
оценивать сильные и слабые стороны
своей деятельности.
ясное содержание речи (слушателям
ясна позиция, которую
представляет оратор, понятна
структура речи);
понятное изложение (используется
лексика, понятная аудитории);
внешность оратора (вызывает доверие
у аудитории) и грамотное
использование невербальных средств
(помогают понять речь);
умение привлекать внимание
аудитории;
умение отвечать на вопросы.
10
Зачем человеку
семья?
11 Нужно ли знать
свою
родословную?
12
Составление
родословного
древа семьи.
13 Представление
результатов
Историческая
справка
Директора
школы
14
15
16
17
1
1
1
1
2
2
Раздел 2. Моя семья
беседа
консультирование
практическое
занятие
мини
конференция
Знакомство с понятиями
«поколение», «потомки», «предки»,
степень родства, род, родня, родные.
Сбор информации о своей семье.
Знакомство с родословной, её
значение, семейные архивы. Сбор
информации для составления
родословной. Научиться проводить
опрос и интервью.
Составление генеалогического древа
семьи.
Научиться публично презентовать
проект. Составление выставки
проектов
Раздел 3. Моя школа
с
практическое
занятие
материалами
школьной
комнаты истории
практическое
занятие
Знакомство и историей школы.
Научиться осуществлять
расширенный поиск информации;
анализировать, классифицировать,
обобщать факты и явления.
расширенный поиск информации в
школьной комнате истории.
Научиться проводить опрос и
интервью. 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
34
35
36
37
38
39
40
Наши родители
– бывшие
ученики школы
Люди
прославившие
нашу школу
Михейков
остров
Лименда, как
все начиналось
Улица, на
которой я живу
…
Лименда в
истории
Представление
результатов
проектной
деятельности
Раскопки
Амалицского
В.П.
Котласия и
Двинозавр
Путешествие по
истории города
919 век
Памятники
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
самостоятельная
работа
творческий
проект
расширенный поиск информации
Научиться проводить опрос и
интервью.
Научиться публично презентовать
проект. Составление выставки
результатов проектной деятельности
Раздел 4. Мой микрорайон.
в
–
практическое
занятие
библиотеке
школы
игра
исследование,
детская
библиотека
микрорайона
беседа,
консультирование
игровая
программа
библиотека
Котласского
речного училища
мини
конференция
Знакомство и историей
микрорайона. Научиться
осуществлять расширенный поиск
информации; анализировать,
классифицировать, обобщать факты
и явления.
Знакомство и историей
микрорайона. Научиться
осуществлять расширенный поиск
информации; анализировать,
классифицировать, обобщать факты
и явления.
Знакомство с улицами микрорайона.
Анализировать, классифицировать,
обобщать факты и явления, делать
выводы.
Систематизировать исторический
материал по изученному объекту.
Научиться публично презентовать
проект. Составление выставки
проектов
7 класс Раздел 5. Мой город
беседа
экскурсия
экскурсия
Ознакомление с деятельностью
Амалицкого В.П. Оценивать
значение его работ
Посещение краеведческого музея.
Описание памятники культуры на
основе иллюстраций или
непосредственных наблюдений
Посещение краеведческого музея,
анализ исторических источников
самостоятельная
Составление презентации и
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
архитектуры
города
работа.
Памятники
истории
2
самостоятельная
работа.
экскурсия
сообщений. Составлять описание
памятников материальной и
художественной культуры,
объяснять, в чём состояло их
назначение, оценивать их
достоинства.
Проводить поиск исторической
информации для подготовки
сообщений (презентаций) об
отдельных памятниках культуры
изучаемого периода и их создателях.
Составлять обобщающую таблицу.
Улицы города
2
работа в группах. Проводить поиск исторической
информации для подготовки
сообщений (презентаций) об
отдельных улицах, история их
наименования. Составлять
обобщающую таблицу.
Научиться публично презентовать
проект. Составление выставки
проектов
Систематизировать исторический
материал по изученному объекту.
Знакомство с революционными
событиями 1917 года и гражданской
войны. Работа с историческими
источниками на стендах музея.
Систематизация материала по
изученным событиям
Знакомство с материалами о
жертвах репрессий в Котласе.
Работа с историческими
источниками на стендах музея.
Знакомство с событиями войны в
истории города. Работа с
историческими источниками на
стендах музея. Систематизация
материала по изученным событиям
Проводить поиск исторической
информации для подготовки
сообщений (презентаций) об
отдельных улицах, история их
наименования.
2
1
2
2
2
2
мини
конференция
Своя игра
Экскурсия
Квест
Экскурсия
Экскурсия
Квест
Мини
конференция
Представление
результатов
проектной
деятельности
Игровое
занятие
Революционные
события 1917
года и
гражданской
войны в
истории города
Жертвы
репрессии в
истории города
Великая
Отечественная
война в истории
города
Герои
Советского
Союза
уроженцы
Котласа 57
58
59
60
61
62
63
68
Экскурсия
Квест
Трудовая
2
деятельность
жителей города
в послевоенное
время
Воины афганцы
2
котлашане
Экскурсия
Квест
Игра
2
6
Котлас сегодня
Представление
результатов
проектной
деятельности
Знакомство послевоенным периодом
истории нашего города. Работа с
историческими источниками на
стендах музея. Систематизация
материала по изученным событиям
Знакомство с революционными
событиями 1917 года и гражданской
войны. Работа с историческими
источниками на стендах музея.
Систематизация материала по
изученным событиям
Систематизировать исторический
материал по изученному объекту.
Мини
конференция
Научиться публично презентовать
проект. Составление выставки
проектов
Раздел 1. Основы проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Постановка проблемы. Ситуация. Противоречие. Проблема.
От проблемы к цели. Цель. Поставить цель. Способы достижения цели. Планирование
деятельности. Задача. Шаги в решении задачи. План работы.
Ресурсы и справочная литература. Исторический источник.
Способы первичной обработки информации. Методы сбора информации: опрос и
интервью. Опрос. Респондент. Анкетирование и интервьюирование. Анкета. Опросниканкета.
Как провести интервью?
Проведение анализа. Аргументы. Тезисы. Дискуссия.
Сам себе эксперт. Критерии оценки. Способ оценки. Характеристики. Причины успеха
или неудач. Трудность. Способы преодоления трудностей.
Публичное выступление. Планирование публичного выступление.
Раздел 2. Моя семья.
Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени
родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Знаменитые люди
нашего рода. История рода. Род, родня, родные. На кого я похож? Роль отца и роль матери в
семье. О бабушках и дедушках. «Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное
древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос
родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов. Какие события
прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.
Раздел 3. Моя школа. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных
поколений. Сбор материала о директорах школы. Сбор материала об учителях – ветеранах.
Сбор материала о родителях выпускниках школы.
Раздел 4. Мой микрорайон.
Михейков остров. Хвостик, головка. Угольный причал. Железная дорога. Лимендка.
Каторжане. Первые пароходы. Затон Лименда.
Раздел 5. Мой город
Раскопки Амалицского В.П. Котласия и Двинозавр.
Путешествие по истории города 9 начало 20 века. Пермские племена. Чудь. Пырас.
Стефан Пермский. Жернаково. Петрухинская. Котласская Стефановская церковь. Завод.
Станция Котлас. Участок.
Памятники архитектуры города. Памятники истории. Персональные памятники
Улицы города. Расположение и особенности названия улиц.
Революционные события 1917 года и гражданской войны в истории города.
Жертвы репрессии в истории города. Котласлаг. Раскулаченные. Узники ГУЛАГа.
Макариха. Котласский пересыльный лагерь.
Великая Отечественная война в истории города. 28 Невельская дивизия. Герои
Советского Союза уроженцы Котласа
Трудовая деятельность жителей города в послевоенное время. Воины афганцы
котлашане
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника:
Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной
основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. Самара: Издательство «Учебная литература»,
Издательский дом «Федоров», 2006. 224 с.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая
тетрадь для 57 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. Самара: Издательство «Учебная
литература», Издательский дом «Федоров», 2006. 80 с.
Список литературы для обучающихся:
Булатов В.Н. Адмирал Кузнецов. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 383 с.
Дробышевский Б.А. На слиянии Вычегды и Двины. Москва, 2012. – 244 с.
Кокорина Д.А. Михейков остров. История освоения острова. Котлас, 2006. – 262 с.
Котлас: очерки истории. / рук. авт. кол. В.Титов. – изд. «Правда Севера», 2001. 297 с.
Сергеева Г.Ф. Наш Котлас. Книга для чтения по краеведению. / авт.сост. Сергеева Г.Ф. –
отпечатано ГП «Вельти». 2005. 127 с.
Интернетресурсы:
kraeved
29 .
://
http
http://kotlasmuzei.ru/ Котласский краеведческий музей
ru / — Архангельский краеведческий музей. https://kotlaslib.aonb.ru/ Котласская центрлизованная библиотечная система.
http
http
http
. ru / — Музей народной культуры и деревянного зодчества «Малые Корелы».
. ru / — Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
. korely
:// www
:// arhmuseum
:// www
. sevmormuseum
. ru / — Северный морской музей.
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.