Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Оценка 4.9
Образовательные программы
doc
религиоведение
5 кл
19.01.2017
Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»
С 2012 во всех школах в 4-х классах ведется этот курс. В нашей школе родители выбрали модуль: «Основы мировых религиозных культур». Нам с детьми очень понравилось знакомство с традиционными религиозными культурами, но так как мы были ограничены временем многое осталось неизученным. Ребята заинтересовались этим курсом и поэтому решено было продолжить изучение этого учебного предмета в 5 классе.
программа внеурочной деятельности.doc
Проект рабочей программы  внеурочной деятельности 5 класс «Религии России» Введение        Воспитание детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?           Проблема   религиозного   образования,   воспитания   религиозной толерантности и идентификации  подрастающего поколения  сегодня стоит очень   остро   и   в   целом   в   мире,   и   в   нашей   стране   в   частности.   Вполне очевидно,   что   религиозную   составляющую   наряду   с   наукой,   искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно   оставить   вне   рамок   школьной   программы   без   существенного ущерба   для   качества   образования,   духовно­нравственного   становления личности.   Вопросы,   связанные   с   введением   в   школьную   программу религиозной   тематики,   рассматриваемой   в   рамках   культурологического подхода, имеют сегодня,  особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением,   признанием   свободы   религиозными   объединениями, вероисповедания   и   мировоззрения   участников   образовательного   процесса. Запрос   на   религиозное   образование,   решающее   задачи   духовно­ нравственного   воспитания   граждан   России,   остается   слишком   высоким, чтобы остаться без ответа.              В этой связи особо  актуальным  становится включение в школьную программу   курса   «Основы   религиозной   культуры   и   светской   этики», имеющего   комплексный   характер   и   представляющего   пять   важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику. Таким   образом,   духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   современной обучающихся   является   первостепенной   задачей   образовательной   системы   и   представляет   собой   важный   компонент социального заказа для образования.  С 2012 во всех школах в 4­х классах ведется этот курс. В нашей школе родители выбрали модуль: «Основы мировых религиозных культур». Нам с детьми   очень   понравилось   знакомство   с   традиционными   религиозными культурами,   но   так   как   мы   были   ограничены   временем   многое   осталось неизученным.  Ребята заинтересовались этим курсом и поэтому решено было продолжить изучение этого учебного предмета в 5 классе.   Цель   моей   работы:  разработать   проект   программы   внеурочной деятельности  «Религии России».  Задачи:  изучить  знания   и   представления   о   культуре   и   духовных   традициях народов России;  расширить и систематизировать знания о нравственных ценностях. Пояснительная записка Назначение программы Данная программа разработана для реализации внеурочной деятельности  по духовно­нравственному направлению Программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего   образовПриказ   Министерства   образования   и   науки   Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 утверждении и введении в действие Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 № 15785).  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности.  Федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014­2015 учебный год.  Учебно ­ методический комплекс «Основы духовно­нравственной  культуры народов России. Основы религиозных культур и светской  этики» под редакцией Шапошниковой Т. Д. Актуальность и перспективность программы В современной ситуации общественного развития России важнейшей задачей   осознается   необходимость   возрождения   нации,   обретения утраченных   духовных   корней   и   нравственных   начал.   Поэтому   особую актуальность обретает проблема духовно­нравственного воспитания детей и   В   обществе   возрастает   социальный   запрос   на подростков. высоконравственную,   ориентированную   на   добротворческие   поступки, духовно развивающуюся личность. Современная   ориентация   российского   образования   на   ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в   системе   образования   исторической   и   культурной   преемственности определяют   актуальность   изучения   в   общеобразовательных   учреждениях дисциплин   религиоведческой   направленности.   Без   знаний   в   этой   области, базирующихся   на   научной   основе,   невозможно   воспитание   этической культуры,   веротерпимости,   уважения   к   традициям   и   обычаям   народов России.   Находясь   на   стыке   общегуманитарных   дисциплин   (всеобщей истории,   истории   России,   обществознания   и   т.д.),   этот   курс   имеет   ряд отличий.   Его   специфика   заключается   в   комплексном   освещении исторических,   мировоззренческих,   культурологических,   нравственных, обрядовых   аспектов   различных   религий,   распространенных   в   России, особенностей их вероучения и организации. Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии. Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия Программа  разработана для детей 11­12 лет (5 класс).  Современность выбранной  проблемы продиктована  включением  ее  в  число  приоритетных направлений модернизации образования общеобразовательной школы. Цель изучения курса «Религии России» – приобщение школьников к культурному   наследию   народов   нашей   страны,   к   общечеловеческим ценностям   предшествующих   поколений,   воплощенным   в   религиозных верованиях,   фольклоре,   народных   традициях   и   обычаях   (нравственном опыте   поколений),   в   искусстве;   воспитание   духовно­нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.  Задачи курса: • расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях;  •  формирование   представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;  •  формирование   основ   морали,   семейных   ценностей,   ориентированное   на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;  •  воспитание   патриотических   чувств;   уважения   к   истории,   языку, культурным   и   религиозным   традициям   своего   и   других   народов   России, толерантное отношение к людям другой культуры; •  развитие   информационной   культуры   учащихся   (об   источниках информации,   её   отборе   и   применении),   возможностей   для   их   активной самостоятельной познавательной деятельности. Требования к уровню подготовки обучающегося В результате реализации программы внеурочной деятельности ученик должен: знать/понимать: ­ основные понятия религиозных культур; ­ историю возникновения религиозных культур; ­ особенности и  традиции религий; ­ описание   основных   содержательных   составляющих   священных   книг, сооружений, праздников, святынь; уметь: ­ описывать различные явления религиозных традиций и культур; ­ устанавливать   взаимосвязь   между   религиозной   культурой   и поведением людей; ­ излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры в жизни людей и общества; ­ ­ соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры; строить   толерантное   отношение   с   представителями   разных мировоззрений и культурных традиций; ­ осуществлять   поиск   необходимой   инфрмации   для   выполнения заданий; ­ планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  ­ определять   наиболее   эффективные   способы   достижения результата;  ­ вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;  ­ понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; ­ договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; ­ адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих. владеть навыками: ­ определения   собственного   отношения   к   окружающим   явлениям современной жизни; ­ организации   и   проведения   индивидуальной   и   коллективной деятельности; ­ преобразования информации. Общая характеристика учебного предмета Основной   особенностью   учебного   предмета   «Религии   России» является   его   интегративный   характер.   Его   содержание   взаимосвязано   с другими   предметами   (в   первую   очередь   «История»,   «Литература», «Изобразительное   искусство»,   «Музыка»),   с   внеклассной   работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье. Отбор   содержания   курса   осуществляется   в   соответствии   с   ФГОС, Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России.   При   этом   учитываются   возрастные   возможности школьников и их собственный социальный опыт. Направленность материала на   выработку   у   учеников   эмоционально­ценностного   отношения   к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской   идентичности   и   воспитание   патриотических   чувств   к   своей Родине   (осознание   себя   как   гражданина   своего   Отечества),   исторической памяти.           Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к: – географии России (сведения о природе и населении); – истории России и народов её населяющих; – нравственным заповедям традиционных российских религий; –  произведениям   литературы,   искусства,   историческим   источникам, фольклору народов России, СМИ. В формировании духовно­нравственных основ народов России большое значение   имеет   диалог   друг   с   другом,   учителем,   родителями   и   другими родственниками. Диалог в данном случае:    –  является   источником   новых   знаний,   актуализации,   обобщения   и систематизации изученного материала;   –  способствует   формированию   эмоционально­личностного   отношения   к обсуждаемому   материалу,   выработке   собственной   системы   ценностей, активизации процессов мышления учащихся;  – развивает культуру общения, повышает интерес к учебе. При   изучении   курса   у   учеников   развиваются   познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию,   представленную   в   учебнике,   справочной   и   дополнительной литературе, интернете и др. для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений;   анализировать   и   описывать   памятники   культуры   (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.);  Сравнивать   бытовые   объекты   (жилища,  одежду   и  т.д.),  авторское   и своё   отношение   к   литературным   героям,   реальным   событиям   и   людям; приводить   мотивированные   оценочные   суждения   о   поступках   людей,   их поведении, положительных качествах личности и т.д.  Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал,   который   формирует   чувство   причастности,   к   тому,   что рассматривается   на   уроках,   способствует   эмоционально   окрашенному восприятию   природных,   исторических   и   культурных   объектов.   Возможны экскурсии   в   краеведческий   или   художественный   музей,   к   местам этнографических,   культурных   и   других   памятников,   на   предприятия художественных   промыслов   и   т.   д.;   беседы   с   очевидцами   событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. •  Патриотизм   и   гражданственность:   любовь   к   России,   родному   краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов  России, дружба  и согласие  между  народами,  верность  Родине, служение   Отечеству,   уважение   государственных   законов   и   символов, защитников   Отечества,   охрана   природы,   исторических   и   культурных памятников. •  Духовно­нравственные   ценности:   ценность   человеческой   жизни, бережное   отношение   ко   всему   живому,   справедливость,   милосердие, верность,   отзывчивость,   сострадание,   честность,   ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других. • Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших   и   младших   членах   семьи,   взаимопонимание   и   доверие, трудолюбие. •  Религии   народов   России:   свобода   вероисповедания,   веротерпимость, представления   о   традиционных   религиях   народов   России,   их   духовно­ нравственном значении в жизни людей. Объем часов, отпущенных на занятия Программа курса составлена из расчета 5 класс – 34 ч ­1 ч в неделю Продолжительность одного занятия Продолжительность занятий устанавливается 45 минут с обязательным 10­ минутным перерывом для отдыха детей и проветривания помещений. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения освоения учебного предмета Личностные   формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;     осознание своей этнической и национальной принадлежности;  формирование ценностей многонационального российского общества;   формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;   формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать цели урока после предварительного  обсуждения;  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную  проблему;   составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при  необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять  степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из  имеющихся критериев. Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно  предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в  один шаг;  отбирать необходимые для решения учебной задачи источники  информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,  справочников;  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в  разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;  перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно­научного текста;  преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД:  доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых  ситуаций;  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и  пытаться её обосновать, приводя аргументы;  слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть  готовым изменить свою точку зрения;  вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить  вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от  известного; выделять главное; составлять план;  договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,  сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);  учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться  договариваться.             Предметными   результатами  изучения   курса   является формирование  следующих умений.  понимание   значения   духовности,   нравственности,   морали,   морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;  знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;  формирование   первоначальных   представлений   об   исторических   и культурологических основах традиционных религий  в России;  формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;  формирование   первоначального   представления   об   отечественной основе религиозно­культурной многонационального многоконфессионального народа России; духовной как       традиции    знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия ­ как основы традиционной культуры многонационального народа России;  укрепление веры в Россию.  Виды и формы контроля. 1. Опрос. 2. Групповая работа. Взаимоконтроль. 3. Самоконтроль. 4. Беседа. 5. Индивидуальный контроль.  6. Викторина. 7. Защита проектов. Содержание программы Раздел «Народы России»  Введение.  Россия – многонациональная страна.  Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России. Народы Поволжья и Урала. Народы Северного Кавказа. Народы   Крайнего     Севера,   Сибири   и   Дальнего   Востока.    Национально­ территориальные образования Российской Федерации на карте страны. Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.  Раздел «Традиционные религии народов России»  Православие. Православные таинства, обряды и богослужение. Праздники. Ислам. Буддизм. Иудаизм. Многообразие   религий   –   обогащение   духовно­нравственной   культуры народов   нашей   страны.   Знакомство   с   традиционными   для   народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились,   какие   народы   исповедуют,   основатели   религий,   священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство,  нравственные   заповеди   и   др.   Уважение   религиозных   чувств   россиян, терпимость к иным верованиям. Раздел «В мире культуры» Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.   Деятели   науки   и   культуры   –   представителей   разных национальностей   (К.   Брюллов,   И.   Левитан,   К.   Станиславский,   Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Д. Лихачев и др.). Человек   –   творец   и   носитель   культуры.  Вне   культуры   жизнь   человека невозможна.   Вклад   личности   в   культуру   зависит   от   ее   таланта, способностей, упорства.  Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки          Раздел «Нравственные ценности российского народа» Береги землю родимую, как мать любимую. Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Илья Муромец, Боотур, Урал­батыр и др.). Жизнь   ратными   подвигами   полна.  Реальные   примеры   выражения патриотических   чувств   в   истории   России   (Дмитрий   Донской,   Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур­Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом. В   труде   –   красота   человека.  Тема   труда   в   фольклоре   разных   народов (сказках,   легендах,   пословицах).   Примеры   самоотверженного   труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России и Кемеровской области. Семья   –   хранитель   духовных   ценностей.  Роль   семьи   в   жизни   человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные   ценности.   О   любви   и   милосердии   в   разных   религиях. Взаимоотношения   членов   семьи.   Отражение   ценностей   семьи   в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив. Вклад   наших   земляков   в   отечественную   науку.  Знакомство   с деятельностью  известных учёных нашего края. Кузбасс – родина и место жительства многих известных учёных, внесших свой вклад   в развитии отечественной науки.   Художники, поэты, музыканты Кемеровской области.          Раздел «Мир добрых соседей» Культурные   и   религиозные   традиции   православных   жителей    Кузбасса. Вклад   православия     в   развитие   материальной   и   духовной   культуры общества. Православные  и католические храмы (внешние особенности, внутреннее   убранство).   Духовная   музыка.   Богослужебное   песнопение. Колокольный звон.  Православные и католические праздники. Культурные и религиозные традиции мусульман Кузбасса. Вклад мусульман в   развитие   культуры   Кемеровоской   области.   Декоративно­прикладное искусство   народов,   исповедующих   ислам.   Мечеть   –   часть   исламской культуры.  Исламский календарь. Раздел «Наш дом – Россия»  Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин».     Русский   язык   –   государственный   язык   нашей   страны, средство межнационального общения.  Великая   русская   культура   –   один   из   источников   объединения   народов России.  Общероссийские   законы   и   символы.  Обязательное   исполнение   законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага). Тематическое планирование Наименование раздела Количество часов всего теор практ Форма контроля Опрос Беседа Беседа Опрос Тестирование Викторина  Самоконтроль Взаимо контроль Опрос Опрос Викторина Самоконтроль Взаимо контроль Защита проектов Самоконтроль Рисунки  Викторина 4 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 4 1 1 1 1 3 1 1 1 1 3 1 1 1 4,5 0.5 1 0.5 0.5 3 1 1 2 1 1 3,5 0.5 0.5 0.5 № п/п 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 Народы России  Россия Введение. многонациональная страна.   – Народы Поволжья и  Урала. Народы Северного Кавказа. Народы Крайнего  Севера,  Сибири и Дальнего Востока. Традиционные религии народов России Православие. Православные таинства, обряды и богослужение. Праздники. Ислам. Ислам. Буддизм. Иудаизм. В мире культуры Величие российской культуры. Величие российской культуры. Человек – творец и носитель  культуры. Законы нравственности – часть культуры общества. 3.5 Защита проектов. 4. Нравственные ценности российского народа 4.1 Береги землю родимую, как  мать любимую. 4.2 Жизнь ратными подвигами  4.3 4.4 полна. В труде – красота человека. Заповедники на карте России и  Кемеровской области. 4.5 Семья – хранитель духовных  ценностей. 4.6 Отражение ценностей семьи в  4.7 фольклоре разных народов. Вклад наших земляков в  отечественную науку. 4.8 Художники, поэты, музыканты  Кемеровской области. 5. Мир добрых соседей 5.1 Культурные и религиозные  традиции православных жителей Кузбасса. 5.2 Православные и католические  5.3 праздники. Вклад мусульман в развитие  культуры Кемеровоской  области. 5.4 Исламский календарь. 5.5 Защита проектов. 6. 6.1 Наша Родина – Российская  Наш дом – Россия 6.2 Федерация (Россия). Любовь к  Родине. Великая русская культура –  один из источников  объединения народов России. 6.3 Общероссийские   законы   и символы. 6.4 Проект. Защита проектов. 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 6 1 1 1 3 0.5 1 0.5 3 1 0.5 1 0.5 3 1 1 1 Взаимо контроль Опрос Самоконтроль 0.5 1 0.5 2 Опрос 0.5 Викторина Взаимо контроль Защита проектов Взаимо контроль Викторина  Защита проектов 0.5 1 3 3 Материально­техническое обеспечение образовательного процесса 1.    Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно­нравственной культуры  народов России. Часть 1. Учебник для  4 класса общеобразовательных     учреждений. – 2012; 2. Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовно­нравственной культуры  народов России. Часть 2. Учебник для 5 класса общеобразовательных  учреждений. – 2012. 3.   В.К.   Романовский,   В.А.   Сомов,   Г.Б.   Гречухин,   Л.Н.   Шамсутдинова Религии России: хрестоматия по учебному курсу для общеобразовательных учреждений / Мин­во образования Нижегор. Обл., Нижегор. ин­т развития образовании – Н.Новгород: Нижегородский институт развития, 2010 г. Методические пособия 4.  Леонтьева,  Чернова  ­  Религии  мира.  Исследовательское   интерактивное пособие ­  Санкт­Петербург,  Антология, 2012 г. Технические средства.         1. Компьютерная техника (компьютер, принтер)         2. Магнитофон         3.Аудиторная доска с магнитной поверхностью         4. Набор магнитов для крепления таблиц. Заключение Учебный курс внеурочной деятельности «Религии России» не решает задачи   подробного   знакомства   с   разными   религиями.   Главное   назначение предмета   –   развивать   общую   культуру   школьника,   формировать гражданскую   идентичность,   осознание   своей   принадлежности   к   народу, национальности, представителям разных национальностей и вероисповеданий.   российской   общности;   воспитывать   уважение   к Именно   культурообразующее   «ядро»  отражает   все   грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества.     Индивидуальная   культура   человека   связывается   не   только   с         принадлежностью   к   определенному   этносу   и   конфессии,   а   с   пониманием величия   накопленного   человечеством   культурного   наследия,   гордостью перед   умом,   честностью,   порядочностью   предшествующих   поколений,   с принятием   ценностей,   сформировавшихся   на   протяжении   истории   разных народов. Результатом   обучения   должно   стать   пробуждение   интереса   к   культуре других   народов,   сформированность   таких   личностных   качеств,   как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.   Базовой   составляющей   всего   курса   «Религии   России» является   обращение   к   личности   школьников,   удовлетворение   их   желания разобраться в окружающем мире, адаптироваться в нем.

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»

Программа внеурочной деятельности 5 класс «Религии России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017