Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Оценка 4.9

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.12.2018
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости" направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Богатство, красота и разнообразие окружающего мира – неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребенок поймет всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма – нашей природы, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть ее. Если человек поймет, что окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.
Программа внеурочной деятельности Азбука мудрости - 1-4 классы.docx
Муниципальное бюджетное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная ( коррекционная) общеобразовательная  школа № 16 (VII вида) г. Липецка Рассмотрено на заседании                Согласовано:                  Утверждено: МО классных руководителей           заместитель                    Директор МБСКОШ № 16 г. Липецка                                                              директора                        ______________              Протокол № 1 от 27.08.2015           ______                                        Приказ № ___ от 27.09.2015 Программа  кружка по внеурочной деятельности « Азбука мудрости»  ( духовно­нравственное направление) для обучающихся 1­4 классов                                                Срок  реализации ­ 4 года                                           Составила:  Л.В. Черкасова­                                                                      социальный педагог                                                                                   МБСКОШ № 16 г. Липецка                                                                                  высшая квалификационная                                                        категория 2015  год                                           Пояснительная записка         Программа  кружка « Азбука  мудрости»     духовно – нравственного развития и   воспитания   младших   школьников    цель,   задачи,   принципы, направления,   ценностные   установки,   виды   и   формы   занятий   ,     планируемые результаты, контроль  степени реализации программы. Реализуется в МБСКОШ № 16 г. Липецка и служит для организации внеурочной деятельности.   содержит     Программа   направлена     на   присоединение   детей   к   базовым   духовным, нравственным и  социокультурным ценностям России.  Социокультурный   системный   подход  объединяет   обучение   и   воспитание   в целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и жизненных ориентаций, единых технологий эффективного обучения и воспитания. Богатство,   красота   и   разнообразие     окружающего     мира   –   неисчерпаемы   и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребенок поймет  всю неповторимость  нашей  земли, почувствует себя  малой частицей единого живого организма – нашей природы, то никогда не  поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть ее. Если  человек поймет, что окружающий его  мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот  дар всеми силами души. Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.         На сегодняшний день общество нуждается в  высоконравственных, творческих, инициативных и компетентных гражданах  России, принимающих судьбу Отечества как   свою   личную,   осознающих   ответственность   за   настоящее   и     будущее   своей страны,   укорененных   в   духовных   и   культурных   традициях   многонационального народа Российской Федерации.  И   задача   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   заключается   в формировании   такой   личности.     Учитель     должен   раскрыть   внутренний   мир младшего   школьника   и   заложить   основы   нравственных   отношений,   тем   самым, формируя нравственную воспитанность. Темы,  предлагаемые к обсуждению в  программе кружка « Азбука мудрости» духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников, являются важным   стимулирующим   источником   формирования   мыслящей   личности, способной   к   независимому   поиску   смысла   и   цели   жизни,   анализу   окружающей действительности.   Регулярное   обсуждение   с   детьми   представленных   вопросов поможет детям сформировать осознанное духовно­нравственное отношение к жизни –   важнейший   фактор   сопротивления   негативным   тенденциям   окружающего общества. Темы являются также основой жизни и творчества многих писателей, поэтов, мыслителей, учёных, художников. Эти люди, движимые желанием найти истину, понять   движущие   силы   развития   общества,   внести   свой   вклад   в   его   развитие, показали нам пример неустанного творческого созидания, основанного на глубоком внутреннем осмыслении окружающей действительности.  Результатом   может стать шаг вперёд в том деле, за которое взялись. Шаг вперёд для дела, для людей, для человечества, понимание окружающих и чувство общности с ними – по сути, шаг к сочувствию, сопереживанию, сосуществованию с другими.         Данная программа направлена на поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых  решений в воспитании у детей духовности и нравственности.           Новизна Актуальность            Актуальность программы можно выразить словами Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Цель программы : ­     ввести   в  образовательное   пространство   систему  идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации, построить на них основу всей воспитательной работы;   развития   личности   с   его   индивидуальными ­   создать   способностями,   для   вхождения   ее   в   гражданское   правовое   общество   через становление отношений к миру и к себе в нем.   условия   для   Задачи: Познавательные: ­  формировать     доступные   младшему   школьнику   знания   о   духовных   ценностях, представленных   в   культуре   народов   России   (языке,   общественных   явлениях, особенностях труда, народных традициях, фольклоре, искусстве); ­ сформировать осознание принадлежности к родному народу, стране, государству, интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;  ­ сформировать представления о душевной и физической красоте человека; ­сформировать   эстетические   идеалы,   умение   видеть   красоту   природы,   труда   и творчества; ­ формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; ­ сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности; ­   сформировать   первоначальные   представления   о   нравственных   основах   учебы, ведущей   роли   образования,   труда   и   значении   творчества   в   жизни   человека   и общества; ­ сформировать элементарные представления о профессиях; ­ сформировать первоначальные навыки коллективной работы; ­   формировать   бережное   отношение   к   результатам   своего   труда,   труда   других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам ­ сформировать представления о правилах поведения; ­  сформировать   элементарные   представления   о   религиозной   картине   мира,  роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;   готовность   к   нравственному   поведению,   культуре   и   этике Развивающие: ­   развивать   интерес   к   чтению,   произведениям   искусства,   детским   спектаклям, концертам, выставкам, музыке; ­ развивать интерес к занятиям художественным творчеством; ­ развивать стремление к опрятному внешнему виду; ­ развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ­   развивать   умение   проявлять   дисциплинированность,   последовательность   и настойчивость в выполнении учебных и учебно­трудовых заданий;   ­   развивать   взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);  ­   развивать   социальных ролей «ученика», «члена коллектива» (семейного, школьного и др.);   Воспитывающие: ­ воспитывать уважение к Родине;   ­ воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ­ воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;   ­ воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде; ­   мотивировать   стремление   активно   участвовать   в   делах   класса,   школы,   семьи, своего города; ­воспитывать   способность   к   духовному   самообогащению, проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.   положительные   качества   личности,   определяющие   выполнение   рефлексивным  Принципы: Содержание программы строится  на следующих принципах:             Принцип   интеграции:   сочетание  обучения   и   духовно­нравственного воспитания   в   эстетическое,   интеллектуальное,   физическое   развитие   и   трудовое воспитание.              Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого   обучающегося,   предоставление   каждому   ученику   возможности удовлетворить свои познавательные интересы.              Культурологический:  воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия младшего школьника.  Принцип непрерывности и преемственности  воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли). Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей. В  соответствии     с  требованиями   Закона  «Об   образовании»,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности гражданина   России     программа   духовно­нравственного   воспитания   и   развития опирается на следующие ценности, формируемые на ступени начального общего образования:  Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;                           2) как мирового сообщества, представленного разными                                  национальностями;                           3) как принципа жизни на Земле. Ценность   человеческой   жизни  –   как   возможность   проявлять,   реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности. Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека и выражается в осознанном желании служить Отечеству. Дар слова – как возможность получать знания, общаться Ценность природы ­ осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к   природе   как   к   среде   обитания   и   выживания   человека,   как   к   источнику   для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства. Ценность семьи  ­  как  общности родных и близких людей, в которой передаются язык,   культурные   традиции   своего   народа,   осуществляется   взаимопомощь   и взаимоподдержка.     Ценность   добра  –   как   проявление   высшей   человеческой   способности   –   любви, сострадания и милосердия.  Ценность   познания   мира  –  ценность   научного   знания,   разума,  осуществление стремления человека к постижению истины. Ценность красоты  ­ как  совершенства, гармонии, приведения в соответствие  с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.  Ценность свободы выбора  – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.      Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.                                                                         Содержание программы         Программа кружка  « Азбука мудрости » рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год в 1­4 классах.  Она  разграничена  на четыре раздела по классам: 1 класс – раздел «Мир твоей души» В 1­м классе дети подводятся к пониманию богатства, красоты и разнообразия окружающего   нас   мира.   Учатся   охранять   и   заботится   о   природе,   радоваться чудесам жизни, развивать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности. 2 класс – раздел «Природа глазами души» Во   2­м   классе  происходит   более   глубокое     знакомство   с   природой,   с природными   явлениями.  Поэтому,   изучая   курс   по   духовно­нравственному воспитанию, дети будут учиться чуткому и бережному отношению к тому, что их окружает, познакомятся с миром воды, земли, цветов, природы, солнца и неба. 3 класс – раздел «Счастье семьи»          В 3­м классе осуществляется формирование у детей положительной системы  духовно­  нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её  традициям, знакомство с семейными традициями, укрепляется значимость роли  матери и отца в жизни детей; воспитывается чувства уважения и любви к членам  своей семьи, пробуждается интерес к жизни старшего поколения;  формируется представления о родственных отношениях, основанных на любви и  взаимопонимании. 4 класс ­ раздел «Истоки  ценностей» В   4­м   классе  акцент   переносится   на   истоки   ценностей   внутреннего   мира человека.   Развивает  самосознание,   самоосмысление,   самосовершенствование, самовыражение и ещё много других само, ­ а по сути, начинается самостояние. В   процессе   реализации     программы   у   детей   формируются   следующие универсальные   учебные   действия:   познавательные,   личностно­   регулятивные, коммуникативные. Для реализации программы   рекомендуются следующие  виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно­ ценностное общение, досугово­развлекательная деятельность,   художественное   творчество,   трудовая   деятельность,   проектно­ исследовательская деятельность. Срок реализации программы: 4 года. Формы реализации программы: ­ фронтальная; ­ парная; ­ групповая; ­ индивидуальная. Методы реализации программы: ­ практический; ­ объяснительно – иллюстративный; ­ частично – поисковый; ­ наблюдение; ­ информативный. Способы и средства: ­ мультимедийные технические средства; ­ модели и таблицы; ­ плакаты,  рисунки, картины; ­ дидактические материалы. Планирование  по духовно­нравственному развитию и воспитанию младших школьников  раздела «Мир твоей души»  программы « Азбука мудрости » 1 класс Всего: 33 часа (1 час в неделю) Блок Цель Тема Кол­ во часов Дата  по  плану факти чески Времена года Во что мы верим Дыхани ­Расширить   представления детей о приметах, чудесах, событиях каждого времени  года; ­показать,   чему   может научить   человека   каждое время года. ­Показать, что человек  должен верить в добро, в  дружбу, в любовь, в бога; ­определить, как и что или  кто помогает человеку  поверить в любовь, добро,  в бога; ­обсудить,   во   что   должны верить   люди   разных профессий. ­Познакомить с  1.Палитра года.  2. Подарки времени года. 1.Во что мы  верим. 2.Подвиг веры. 3.Цветок веры. 1.Краски осени. 1 1 1 1 1 1 03.09 03.09 10.09 10.09 17.09 17.09 24.09 24.09 01.10 01.10 8.10 8.10 е осени репродукциями  картин  разных художников, посвящённых осени; ­определить, какие дары  преподносит осень  взрослым и детям; ­познакомить с песнями и   стихотворениями поэтов  об осени. 2.Властительница ­  осень. 3.Осенние  разговоры. 4.Дары осени  (творческая работа). 5.Поэзия осени. 6.Экскурсия в  осенний лес  ( заочная) 1. Надежда мира 2.Наши надежды 1.Фея любви. 2.Сила любви. 3.Дар любви.  Любовь и уважение  к Отечеству. 1.Портрет зимы. 2. Кто где зимует? 3. Волшебная вуаль  зимы (творческая  работа). 1.Небесные  сокровища.  Сокровища души. 2.Что помогает  душе расти? Какой бывает надежда Какой бывает любовь  ­Познакомить  с  понятиями « вера»,  « надежда», «любовь». ­ Обсудить качества  надежного друга. ­Познакомить с чудесами,  которыми та или иная  человеческая любовь  землю одаривает. Зимние чудеса Мир твоей души ­Познакомить с чудесами,  которые творит зима; ­воспитывать любовь к  природе, бережное  отношение к птицам и  растениям. ­Определить, какие  сокровища бывают  (чистые помыслы, добрые  поступки, вера, надежда,  любовь, сострадание,  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15.10 15.10 22.10 22.10 29.10 29.10 12.11 12.11 19.11 19.11 26.11 26.11 03.12 03.12 10.12 17.12 24.12 10.12 17.12 24.12 14.01 14.01 21.01 21.01 28.02 28.02 04.02 04.02 11.02 11.02 стремление к  совершенству); ­Организовать и провести  игру: «Что помогает душе  расти»; ­обсуждение вопроса: куда бы можно было полететь,  если бы на один день были  даны крылья. ­Познакомить с  традиционными  весенними праздниками; ­познакомить с  репродукциями картин  художников о весне; ­развивать творческие  способности детей; ­показать красоту весенней природы. Портрет весны Летняя краса ­Познакомить с  репродукциями  картин  художников о лете; ­развивать эстетический  вкус и художественные  способности; ­организовать и провести  игру «Чем пахнет лето»; ­обсудить изменения,  которые происходят с  людьми и в природе с  приходом лета. 3.Душа художника. 1 18.12 18.12 1.Приход весны. 2.Праздник « Встречаем       масленицу» 3.Какого цвета  весна? (творческая  работа) 4. Весна начинается, природа  пробуждается. 5.Праздник  « Береги все  живое» 6.Поэзия весны. 1.За что мы любим  лето? 2.Чем пахнет лето? 3.Букет лета  (творческая   работа). 4.Глаза лета. 5.«Вот мы летом  отдохнем, в школу  бодрыми придем» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25.02 25.02 3.03 3.03 10.03 10.03 17.03 17.03 24.04 24.04 14.04 14.04 21.04 21.04 28.05 28.05 05.05 05.05 12.05 12.05 29.05 29.05 Планируемые  результаты: ­  обучающиеся   имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; ­  имеют нравственно­этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; ­   уважительно  относятся к традициям; ­ формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе,   анализировать   нравственную   сторону   своих   поступков   и   поступков других людей; ­ обучающиеся имеют элементарные представления о различных профессиях; ­   обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; ­   имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности; ­     мотивированы   к   самореализации   в   творчестве,   познавательной,   общественно полезной деятельности;   ­   имеют   первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­нравственного отношения к природе; ­     имеют элементарные знания о традициях нравственно­этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; ­  у   обучающихся  есть   первоначальный   опыт   участия   в   природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; ­   есть личный опыт участия в экологических инициативах; ­ есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе. ­   учащиеся   имеют   первоначальный   опыт   эмоционального   постижения   народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;   Планирование  по духовно­нравственному развитию и воспитанию младших школьников   раздела «Природа глазами души» программы « Азбука мудрости »   2 класс Всего: 35 часов (1 час в неделю) Блок Цель Тема Кол­во часов  Дата по плану факт ическ и Мир природы Мир солнца ­Определить, какие  чудесные явления  есть только в мире  природы; ­определить, какие  явления существуют только в мире  человека. ­Определить, что  такое солнце; 1 Удивительное чудо  природы. 2 Природа и человек. 3 Настроение природы  (творческая работа) 1 Портрет солнца. 1 1 1 1 2 Чему нас учит  солнце? 3 Свет души. 4 «Фея света»  (творческая работа). ­Обсуждение  вопросов: ­ как меняется  настроение у  человека в разное  время суток?  (сравнение день –  ночь); ­ кто на земле  больше всего солнцу радуется? Мир неба Обсуждение  вопросов: ­ каким бывает  небо? ­ какими красками и оттенками небо  землю украшает? ­ какими бывают  облака? ­ могут ли облака  плакать? ­сравнить небо и  солнце;  ­определить, что  такое звёзды. 1 Бесконечность неба. 2 Сокровища неба. 3 «Портрет облака»  (коллективная  творческая работа). 4 Волшебная страна  облаков. 5 Звездочки души. 6 Что умеют делать  звезды? 7 Куда падают звезды?  «Звездное небо»  (групповая  творческая работа) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Мир воды ­Познакомить с  понятием «мир  воды»; ­установить, что  было  бы, если б не  было воды; ­обсуждение  вопросов: ­ чем пахнет вода? ­ кто живёт в воде? ­определить, что  такое море; ­обсуждение  проблемы: какими качествами  должен обладать  человек, который  стал бы другом  воды. 1 Дождевая капелька. 2 Кому нужен дождик? 3 Добрый дождик. 4 Гнев стихии. 5 Гроза. 6 Как радуга землю  украшает. 7 Радуга в сердце  человека. 8 Портрет воды  (творческая работа) 9 Вода­наше богатство. 10 Чистый голос воды. 11 Тайны моря. 12 Человек и вода. Мир земли Обсуждение  вопросов:              ­какие дары  приносит земля; ­ что человек может  сделать для земли; ­ что земля может  сделать для  человека. 1 Земля­матушка. 2 Разговоры земли. 3 Земля и люди. 4 Дары земли  (коллективная  творческая работа). 5 Земля­планета. Мир цветов ­Определить, что  1 Знакомимся с  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 называется миром  цветов; ­выяснить, нужен  ли мир цветов нам; обсуждение  вопросов: ­ с кем дружат  цветы? ­ какие цвета и  оттенки дарят цветы земле. цветами. 2 Цветы любви и  надежды. 3 Разноцветное платье  земли. 4 «Составляю букет»  (групповая  творческая работа) 1 1 1 Планируемые  результаты: ­  обучающиеся  имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; ­   имеют нравственно­этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; ­   неравнодушны   к   жизненным   проблемам   других   людей,   умеют   сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; ­ формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе,   анализировать   нравственную   сторону   своих   поступков   и   поступков других людей; ­  обучающиеся  обладают   первоначальными   навыками   трудового   творческого сотрудничества с людьми разного возраста; ­   осознают приоритет  нравственных основ труда, творчества, создания нового; ­   имеют опыт участия в различных видах деятельности; ­   мотивированы   к   самореализации   в   творчестве,   познавательной,   общественно­ полезной деятельности;   ­   имеют   первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­нравственного отношения к природе; ­   имеют   знания   о   традициях   нравственно­этического   отношения   к   природе   в культуре народов России, нормах экологической этики; ­ у  обучающихся есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке; ­   есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах; ­ есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе; ­обучающиеся   имеют   элементарные   представления   об   эстетических   и художественных ценностях отечественной культуры. Планирование   раздела «Счастье семьи» по духовно­нравственному развитию и воспитанию младших школьников программы « Азбука мудрости »   3 класс Всего: 35 часов (1 час в неделю) Блок Цель Тема Кол­во часов  Дата   по  плану  фак тичес ки Бабушка и дедушка­ источник мудрости ­Развивать  положительное  отношение к  старшему  поколению. 1 Пожилые люди. 2 Чему нас учат бабушки и дедушки. Роль отца Роль матери ­Сформировать  правильное  понимание  ведущей роли  матери и отца в  семье; ­повысить  значимость роли  матери и отца в  жизни детей. Наши родители ­Воспитывать  ответную любовь к людям, давшим  вам жизнь. 3 Уважай старость. 4 Опора семьи. 5 Вечер для бабушек и дедушек. 1 Портрет отца. 2 Мудрость отца. 3 Роль отца. 4 Любовь отца. 1 Мамин портрет. 2 Чудо материнской  любви. 3 День Матери. 4 Сердце матери. 5 Материнские руки. 1 Наши родители. 2 Я­сын, я­дочь. 3 Конференция мам  и пап. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Наши сестры и братья ­Воспитывать  добрые, тёплые  отношения между  старшими и  младшими детьми,  умение получать  удовольствие от  общения друг с  другом. 1 Наши сестры и  братья. 2 Старшие и  младшие. 3 Братская любовь. 4 Вместе с братьями  и сестрами. Счастливая семья ­Сформировать  понятие  «Счастливая  семья»; ­выявить уровень  представлений о  семейном счастье; ­подготовить  ребёнка к  взрослой жизни. 5 Праздник   знакомства. 1 На что похожи наши  семьи? 2 Дружная семья. 3 Счастливая семья. 4 Дерево семьи  (творческая работа) 5 Школа семьи. 6 Моя будущая семья. 7 Взрослые и дети. 8 Чистота детства. 9 «А, ну­ка, мамы! А,  ну­ка, папы!» Хорошее воспитание ­Сформировать  знания о  воспитании  человека,  способного в  1 Хорошее  воспитание. 2 Настоящий  воспитатель. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 будущем создать  нормальную  семью. 3 Воспитатель  человечности. 4 Воспитание  красотой. 1 1 Планируемые  результаты: ­сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю,   родному языку, народным традициям, старшему поколению; ­ обучающиеся  имеют элементарные представления об институтах гражданского общества,   о   государственном   устройстве   и   структуре   российского   общества,   о традициях   и   культурном   достоянии   своего   края,   о   примерах   исполнения гражданского и патриотического долга; ­имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; ­  имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; ­   имеют представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;  ­   имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,   в   т.ч.   об   этических   нормах   взаимоотношений   в   семье,   между поколениями,   этносами,   носителями   разных   убеждений,   представителями социальных групп; ­  имеют нравственно­этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; ­   обучающиеся   неравнодушны   к   жизненным   проблемам   других   людей,   умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; ­ формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе,   анализировать   нравственную   сторону   своих   поступков   и   поступков других людей; ­       обучающиеся   знают   традиции   своей   семьи   и   образовательного   учреждения, бережно относятся к ним;  ­ сформировано ценностное отношение к труду  и творчеству; ­ обучающиеся   имеют представления о различных профессиях; ­     обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; ­   осознают приоритет  нравственных основ труда, творчества, создания нового; ­   имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности; ­   мотивированы   к   самореализации   в   творчестве,   познавательной,   общественно полезной деятельности;   ­   имеют   первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­нравственного отношения к природе; ­   имеют элементарные знания о традициях нравственно­этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; ­   у   обучающихся   есть   первоначальный   опыт   участия   в   природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; ­обучающиеся  имеют   элементарные   представления   об   эстетических   и художественных ценностях отечественной культуры; ­  имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; ­  мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном  учреждении и семье. по духовно­нравственному развитию и воспитанию младших школьников Планирование    раздела «Истоки ценностей » программы « Азбука мудрости » Блок Мудрость Праздники 4 класс Всего: 35часов (1 час в неделю) Тема Цель Кол­ во часов  Дата по пла ну факт ичес ки 1 Мудрый человек. 2 Город мудрости. 1 1 Праздник жизни. 1 ­Определить какими  качествами обладает  мудрый человек. ­Сравнить мудрость и   ум. ­Установить, кто  является мудрым  человеком. ­Заочное путешествие  по городу мудрости. ­Определить, чем  праздник Жизни  отличается от всех  других праздников на  Земле. ­Обсуждение вопросов:    ­ без чего жизни на земле  не было бы; ­ смогли бы Страх,  Печаль и Скорбь  испортить праздник  Жизни своим Благородство в  наше время. 1 Гордость и  гордыня. Сила добра  (творческая  работа) 1 1 Благородство Гордость Добро и зло появлением.   ­Познакомить с  понятием  «благородство». ­Определить, какою бы стала  жизнь на земле, если бы было  больше благородных  людей. ­Выяснить:                         ­ нужна ли человеку  гордость;   ­ кто может быть  гордым;                         как гордыня влияет на  душу и характер  человека. ­Обсудить, что такое  добро и что входит в  понятие добра; ­ Обсудить, что такое  зло, и какие есть  наиболее  распространенные его  проявления; ­Почему нужно  стремиться  к добру и  избегать зла;  ­Обсуждение проблемы:  « Что нужно для того,  чтобы развилось такое  качество как доброта?» ­Установить: может ли  доброта исцелить  человека. Милосердие 1 Милосе рдие. 2.Цветок  милосердия. 3.Акция  «Твори  добро» ­Обсуждение проблемы:   «Почему чашка воды  больше моря?» ­Подобрать синонимы  к слову «милосердие». ­Обсудить: ­ что такое  благотворительность; ­ стоит ли помогать  нуждающимся, больным  и несчастным людям; ­ если нет денег и  лишних вещей, чем  можно помочь другим  людям. Свет дружбы ­Определить, какой  Что такое дружба. Настоящий друг. 1 1 1 1 1 «Я жертвую собой во  благо мира…» 1 Что такое совесть? 1 бывает дружба. ­Изобразить «Сияющую  дружбу». ­Выбрать «тайного друга». ­Составить советы  человеку, который хочет  иметь друзей, но не  может их найти. ­Найти различие между  дружбой и любовью. ­Обсуждение  самого  необходимого  качества для  дружбы. понятия «жертвенность». Обсудить: ­ каждый ли способен на  жертву; ­ может ли жертва быть  частичной; ­ должен ли человек,  пожертвовавший чем­ либо ожидать  благодарности; ­ бывает ли жертва  напрасной. ­Чем различаются  Мой друг Совесть Жертвенность ­Определить значение Гимн любви понятия «стыд» и  «совесть»? ­ Приходилось ли вам  испытывать муки совести? ­Определить значение  понятия «Любовь»; ­В каждом ли человеке  живет любовь; ­Нарисовать фею любви  и написать о ней сказку. Школа любви Составить проект  «Школы любви» и  защитить его. Мастерство Сердце мастера Голос прекрасного Мир красоты человека ­Перечислить качества и  навыки, необходимые  искусному мастеру. ­Рассказать о мастерски  сделанной вещи. ­Решение проблемной  ситуации: «Какие  украшения и из каких  камней можно сделать  для себя, своей мамы,  бабушки и других своих  близких, если бы вы были ювелиром». ­Назвать, что является  самым прекрасным в  жизни. ­Написать, что  необходимо для того,  чтобы слышать голос  Красоты. ­Установить:                      как влияет поиск  прекрасного на  внутренний и внешний  облик человека; ­ если бы каждый искал  прекрасное вокруг себя,  какою бы стала жизнь; ­ в каждом ли человеке,  можно найти что­ то  прекрасное; Творческая работа на тему «Любовь». 1 Проектно­ исследовательская  работа «Школа  любви» «Дело мастера  боится» «Юный ювелир»  (творческая работа) Я умею слушать и  слышать мир. 1.Мойт внутренний  мир. Какой он? 2.Какими качествами  богат мой внутренний  мир и что бы я хотел  изменить? 1 1 1 1 1 1 Поиск прекрасного ­ может ли человек стать  лучше, если в нём будут  искать прекрасное. ­ Определить значение  слова «прекрасное»; ­ Записать в тетрадь всё  прекрасное, что  нашли. Идеал красоты ­Нарисовать идеал  Служение людям Судьба Счастье Секрет трудолюбия  Радость труда красоты (женской или  мужской). ­Написать сказку о жизни двух деревьев перед  храмом и нарисовать к  ней рисунок. Обсудить вопросы: ­ что самое прекрасное в  судьбе каждого  человека; ­ можно ли изменить  судьбу; ­ хотели бы поменяться  судьбой с кем­либо; ­ хозяин ли своей судьбы  человек; ­ как характер влияет на  судьбу. ­Определить значение  слова «счастье». ­Изобразить цветок  счастья. ­Описать самый  счастливый день в жизни. ­Открыть «секрет  трудолюбия». ­Написать сказку о Фее  трудолюбия, летающей по  планете с целительным  бальзамом трудолюбия и  спасающего людей от лени. ­Создать проект «Школы трудолюбия» и защитить  его. (Написать какие бы  предметы в ней  1 1 1 1 1 1 1 1 «Я в стране  прекрасного»  (творческая работа) Красота спасет мир. 1.Духовность. 2.Духовный  наставник. Я хозяин своей  судьбы?! Я хочу быть  счастлив в  этой жизни. Секрет трудолюбия  (творческая работа,  написание сказки) Проектно­ исследовательская  работа «Школа  трудолюбия» Уважаемый человек. «Дерево уважения»  (коллективно­ творческая работа) «Храброе сердце». Уважение к людям Золотое правило уважения Храбрость Целеустремлен ность Чистота Щедрость Замыкая круг… изучались). ­Обсуждение вопроса:  «что надо человеку,  чтобы его уважали». ­Составить список самых основных правил  уважения. ­Нарисовать  дерево уважения. ­Разбор жизненных  ситуаций. ­Написать, что помогает  человеку быть храбрым в той  или иной ситуации. ­Провести игру  «Цепочка добрых  целей». ­Завести тетрадь» Цель моей жизни». ­Написать сочинение на  тему: «Почему нужно  быть чистым, как  родник». ­Дать понятие  «щедрости»; ­Нарисовать цветок  щедрости из своих  добрых дел. ­Подведение итогов  программы « Азбука  мудрости»   Что такое цель и как  ее достичь? «Чистота­ залог  здоровья и душевного  благополучия» Щедрость и ее  проявление. Я ­ духовно­ нравственный  Человек! 1 1 1 1 1 1 1 Планируемые  результаты: ­сформировано   ценностное   отношение   к   России,   своему   народу,   краю,   родному языку, народным традициям, старшему поколению; ­  обучающиеся  имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; ­   опыт социальной и межкультурной коммуникации; ­   имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;  ­  имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения,   в   т.ч.   об   этических   нормах   взаимоотношений   в   семье,   между поколениями,   этносами,   носителями   разных   убеждений,   представителями социальных групп; ­  имеют нравственно­этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; ­  уважительно  относятся к традиционным религиям; ­   неравнодушны   к   жизненным   проблемам   других   людей,   умеют   сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации; ­ формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе,   анализировать   нравственную   сторону   своих   поступков   и   поступков других людей; ­     обучающиеся     знают   традиции   своей   семьи   и   образовательного   учреждения, бережно относятся к ним; ­ сформировано ценностное отношение к труду  и творчеству; ­   имеют элементарные представления о различных профессиях; ­   обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; ­   осознают приоритет  нравственных основ труда, творчества, создания нового; ­   имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности; ­     мотивированы   к   самореализации   в   творчестве,   познавательной,   общественно полезной деятельности;   ­   имеют   первоначальный   опыт   эстетического,   эмоционально­нравственного отношения к природе; ­     имеют элементарные знания о традициях нравственно­этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; ­   у   обучающихся   есть   первоначальный   опыт   участия   в   природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; ­   есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;   художественных ценностях отечественной культуры; ­ имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; ­ у обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе; ­ обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в  образовательном учреждении и семье. ­   обучающиеся   имеют   элементарные   представления   об   эстетических   и                                                                       Контроль степени реализации программы Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся  распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных  знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания  социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня  результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими  учителями, родителями как значимыми для него носителями положительного  социального знания и повседневного опыта. На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом  предметом воспитания как учения являются знания о ценностях. Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта  переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,  ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения  данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся  между собой на уровне семьи, класса, образовательного учреждения, в которых  ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение  приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта  самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном  общественном действии юный человек действительно становится  гражданином,  социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня  результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с  представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного  учреждения, в открытой общественной среде. На втором­третьем уровне создаются необходимые условия для участия  обучающихся в нравственно­ ориентированной социально значимой  деятельности. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает  появление значимых эффектов духовно­нравственного развития и воспитания  обучающихся. Приложение 1.                  Словарь нравственных понятий. Вежливость  – качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление доброжелательности   ко   всем,   готовность   оказать   услугу   каждому,   кто   в   этом нуждается, деликатность, такт. Верность    ­  стойкость   в   отношениях   с   людьми,   в   исполнении   своих обязанностей, вера в человека. Вера в человека  –  глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот человек пообещает что­либо, то обязательно исполнит. Герой  доблести.  –   человек,   совершающий   подвиги,   необычный   по   своей   храбрости   и Грубость  –   отрицательное   моральное   качество,   характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как внешнее   проявление   неуважительного   отношения   к   людям,   выражается   в откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании другим   своей   воли   и   желаний,   в   неумении   сдерживать   свое   раздражение,   в оскорблении   достоинства   окружающих,   сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.   в   развязности, Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный. Здоровый – обладающий здоровьем, не больной. Добро  –   одна   из   важнейших   категорий   этики.   Вместе   со   своей противоположностью   –  злом  добро   является   наиболее   обобщенной   формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику и действия других людей. Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно. Корысть – выгода, материальная польза. Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя в обществе и соблюдающий правила этикета. Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда. Любовь  –  чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.) Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми. Обязанность  –   требование   общества   к   группе   или   каждому   конкретному человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни. Обида  – отрицательная морально­психологическая эмоция на несправедливое отношение, оскорбляющее слово или действие. Обман – ложное представление или заблуждении человека в чем­то. Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми. Обязанность  –  требования   к   поведению   и   отношениям,   которые   человек должен выполнять. Ответственность  –   обусловленная   нравственной   свободой   способность   и готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать за них перед собой и другими. Патриот – человек, преданный интересам какого­нибудь дела. Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Поведение  –   все   поступки   и   действия   человека,   которые   он   совершает   и которые отражают его отношение к людям и к себе. Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли, разума. Правдивость  –   моральное   качество,   характеризующее   человека,   сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел. Право  –  охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы, жизни, которые государство дает человеку, защищает его. Режим – распорядок дел, действий. Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь, жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит. Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает   за   собой   никаких   исключительных   достоинств   или   особых   прав, добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным   условиям   жизни   народа,   относится   ко   всем   людям   с   уважением, проявляет   терпимость   к   мелким   недостаткам   людей,   если   эти   недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.  Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность поступать в соответствии с требованиями общества. Терпимость  – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения,   верованиям,   привычкам   в   поведении   других   людей.   Выражается   в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания. Трудолюбие  –   моральное   качество,   характеризующее   субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве   и   качестве   ее   результатов.   Его   проявления   –   трудовая   активность, добросовестность, старание, усердие. Уважение  –   признание   достоинства   личности,   почтительное   отношение   к человеку, способность считаться с его интересами. Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека. Человечность – моральное качество, включающее в себя  уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность. Честность    включающее принципиальность, верность слову, обязательству, искренность. –   моральное   качество,  правдивость, Чувство  –  это   способность   человека   ощущать   свое   состояние   и   состояние другого   человека,   испытывать   сострадание   или   ненависть,   умение   сопереживать горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и впечатлений. Чуткость  –  моральное   качество,   характеризующее   отношение   человека   к окружающим.   Предполагает   заботу   о   нуждах,   запросах   и   желаниях   людей; внимательное   отношение   к   их   интересам,   волнующим   их   проблемам,   мыслям, чувствам;   понимание   мотивов,   которыми   руководствовались   люди   в   своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства   окружающих,  вежливое   обращение   со   всеми.   Связано   с   уважением, великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость – составная   часть   культуры   поведения.   Она   исключает   грубость,   высокомерие, нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.  Этика  –   наука   о   нравственности   и   морали,   ее   нормах,   категориях, закономерностях и развитии. Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Приложение 2 ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ, отражающие нравственные ценности ▪ Герой – за Родину горой. ▪ Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. ▪ Своя земля и в горсти мила. ▪ Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит. ▪ Где родился, там и сгодился. ▪ Всякому мила своя сторона. ▪ За край свой насмерть стой. ▪ Где смелость – там победа. ▪ Русский боец – всем молодец. ▪ Смелого враг не берет. ▪ Чем крепче дружба, тем легче служба. ▪ Если с другом вышел в путь, веселей дорога. ▪ Будь другом сам – и тебе помогут в беде. ▪ Друг денег дороже. ▪ Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось. ▪ Друг познается в беде. ▪ Всякая дорога вдвоем веселей. ▪ Доброе братство лучше богатства.  ▪ Недруг поддакивает, а друг спорит.  ▪ Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.  ▪ Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. ▪ Тайное всегда становится явным ▪ Шила в мешке не утаишь. ▪ Кто правдой живет, добро наживет. ▪ Правда светлее солнца, дороже золота. ▪ Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет. ▪ Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят. ▪ Маленькая ложь за собой большую ведет. ▪ Скромность каждому к лицу. ▪ Береги платье снову, а честь смолоду. ▪ Совесть без зубов, а гложет. ▪ Не дал слово – крепись, а давши – держись. ▪ Нет большего позора, как не выполнить уговора. ▪ «Помогу, помогу», ­ а пришло: «Не могу». ▪ Дерево сильно плодами, а человек – трудом. ▪ Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается. ▪ Хочешь есть калачи – не сиди на печи! ▪ Кто ленив, тот и сонлив. ▪ Лень до добра не доводит. ▪ Ленивому всегда праздник. ▪ Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. ▪ Кто любит труд того люди чтут. ▪ Без дела жить – только небо коптить. ▪ Всякий человек у дела познается. ▪ Играть играй, да дело знай. ▪ У ленивого что на дворе, то и на столе. ▪ Делать добро спеши. ▪ Свет не без добрых людей. ▪ Худо тому, кто добра не делает никому. ▪ Зла за зло не воздавай. ▪ Добро помни, а зло забывай. ▪ За добро плати добром. ▪ Доброму слову и добрая слава.  ▪ Доброму слову – добрый ответ. ▪ Великое слово – «Спасибо!». ▪ От вежливых слов язык не отсохнет. ▪ Других не суди – на себя погляди. ▪ На что клад, когда в семье лад. ▪ Почитай старых, сам будешь стар. ▪ Вся семья вместе, так и душа на месте. ▪ Мир да лад – большой клад. ▪ На свете все сыщешь, кроме отца и матери. ▪ При солнце тепло, а при матери – добро. ▪ Своя семья – самые верные друзья. ▪ Нет такого дружка, как родная матушка. ▪ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. ▪ Здоровье дороже золота. Приложение 3                      Список книг, рекомендуемых для детского чтения ▪ А.  де Сент­Экзюпери «Маленький принц» ▪ Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» ▪ Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории» ▪ Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель»,  «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик» ▪ Артюхова Н. «Трусиха» ▪ Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю» ▪ Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине» ▪ Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка –     добрая душа» ▪ Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…» ▪ Биишева З.А. «Колесница­летунья» ▪ Богданов Н.А «След человека» ▪ Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица» ▪ Бунин И.А. Матери ▪ Винокуров Е.М. «Мальчики» ▪ Волков В. «Волшебник Изумрудного города»  ▪ Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише­ Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек» ▪ Дик И. «Красные яблоки» ▪ Добронравов Н. «Если отец герой!» ▪ Драгунский В.Ю. «Друг детства»,  «Тайное становится явным» ▪ Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова» ▪ Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг  другом» ▪ Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина» ▪ Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова» ▪ Катаев В.П. «Цветик­семицветик», «Дудочка и кувшинчик» ▪ Клюев Е. «Сказки простого карандаша» ▪ Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей» ▪ Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья­товарищи», «Урок  вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так» ▪ Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?» ▪ Милн А. «Вини­Пух и все­все­все» («День рождения Иа») ▪ Михалков С.В. «Родина­мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма»,  «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша»,  «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался» ▪ Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше  ссориться!» ▪ Носов Н.Н. Рассказы ▪ Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович» ▪ Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему»,  «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три  товарища», «Просто старушка» ▪ Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус» ▪ Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы» ▪ Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама» ▪ Пляцковский М. «Мама» ▪ Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина» ▪ Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина» ▪ Пушкин А.С. Сказки ▪ Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла» ▪ Симонов К.М. «Родина» ▪ Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом» ▪ Тимьяни Ш. Ай, мой Урал!» ▪ Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и  внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два  товарища», «Правда всего дороже» ▪ Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон» ▪ Яковлев Ю. «Мама» Список литературы, используемой при написании программы 1. Закон Российской Федерации «Об образовании»  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования.  Утверждён приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 26.11.2010).   3. Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4. Духовно­нравственное   развитие   и   воспитание   младших   школьников.   Метод. 5. рекомендации. В 2 ч. Ч.1. ФГОС.  Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1­4 классы) / Под ред.  И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005. 6.    Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа,       1993.  7.   Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994. 8.   Шемшурина А.И. Этическая грамматика. НИИ теории и методов воспитания,           1992. 9. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками:      Литературный и музыкально­игровой материал: Учебно­методическое пособие.    – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 10.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999.   11.Скокова Г.В. Современные методы духовно­нравственного воспитания //   Начальная школа. 2006, № 11 12.Азбука вежливости. Пособие для учителя/ под.ред. П,Васильева – Гангус. – М.:  Просвещение, 2000. 13.  Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А.  Каирова, О.С. Богдановой.­ М.: Просвещение, 1997. 14. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.  рекомендации/ Ом. гос. пед. ин­т им. Горького. ­ Омск: ОГПИ, 1991. 15. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979; 16. Короткова  Л.Д.  Семейное  чтение  как  средство  духовно­нравственного  становления  личности //Начальная школа. 2007. № 11. С. 15­17. (0,2 п.л.).

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы

Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2018