Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.12.2018
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости" направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Богатство, красота и разнообразие окружающего мира – неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребенок поймет всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого организма – нашей природы, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть часть ее. Если человек поймет, что окружающий его мир – это божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.
Программа внеурочной деятельности Азбука мудрости - 1-4 классы.docx
Муниципальное бюджетное специальное ( коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья специальная ( коррекционная) общеобразовательная
школа № 16 (VII вида) г. Липецка
Рассмотрено на заседании Согласовано: Утверждено:
МО классных руководителей заместитель Директор МБСКОШ № 16 г. Липецка
директора ______________
Протокол № 1 от 27.08.2015 ______ Приказ № ___ от 27.09.2015
Программа кружка по внеурочной деятельности
« Азбука мудрости»
( духовнонравственное направление)
для обучающихся 14 классов
Срок реализации 4 года
Составила: Л.В. Черкасова
социальный педагог
МБСКОШ № 16 г. Липецка
высшая квалификационная
категория 2015 год
Пояснительная записка
Программа кружка « Азбука мудрости» духовно – нравственного развития
и воспитания младших школьников
цель, задачи, принципы,
направления, ценностные установки, виды и формы занятий , планируемые
результаты, контроль степени реализации программы. Реализуется в МБСКОШ №
16 г. Липецка и служит для организации внеурочной деятельности.
содержит
Программа направлена
на присоединение детей к базовым духовным,
нравственным и социокультурным ценностям России.
Социокультурный системный подход объединяет обучение и воспитание в
целостный образовательный процесс на основе единой цели, единых ценностей и
жизненных ориентаций, единых технологий эффективного обучения и воспитания.
Богатство, красота и разнообразие окружающего мира – неисчерпаемы и
могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребенок поймет всю
неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого
организма – нашей природы, то никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить
хоть часть ее. Если человек поймет, что окружающий его мир – это божественный
дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами души.
Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в
жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые
картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики
здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем
его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя?
С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка.
На сегодняшний день общество нуждается в высоконравственных, творческих,
инициативных и компетентных гражданах России, принимающих судьбу Отечества
как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
И задача духовнонравственного развития и воспитания заключается в
формировании такой личности. Учитель должен раскрыть внутренний мир
младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым,
формируя нравственную воспитанность.
Темы, предлагаемые к обсуждению в программе кружка « Азбука мудрости»
духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников, являются
важным стимулирующим источником формирования мыслящей личности,
способной к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей
действительности. Регулярное обсуждение с детьми представленных вопросов
поможет детям сформировать осознанное духовнонравственное отношение к жизни
– важнейший фактор сопротивления негативным тенденциям окружающего
общества.
Темы являются также основой жизни и творчества многих писателей, поэтов,
мыслителей, учёных, художников. Эти люди, движимые желанием найти истину,
понять движущие силы развития общества, внести свой вклад в его развитие, показали нам пример неустанного творческого созидания, основанного на глубоком
внутреннем осмыслении окружающей действительности.
Результатом может стать шаг вперёд в том деле, за которое взялись. Шаг
вперёд для дела, для людей, для человечества, понимание окружающих и чувство
общности с ними – по сути, шаг к сочувствию, сопереживанию, сосуществованию с
другими.
Данная программа направлена на поиск новых подходов, нового содержания,
новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.
Новизна
Актуальность
Актуальность программы можно выразить словами Л.Н. Толстого: «Из всех
наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра».
Цель программы :
ввести в образовательное пространство систему идеалов, ценностей и норм,
лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации, построить на
них основу всей воспитательной работы;
развития личности с его индивидуальными
создать
способностями, для вхождения ее в гражданское правовое общество через
становление отношений к миру и к себе в нем.
условия для
Задачи:
Познавательные:
формировать доступные младшему школьнику знания о духовных ценностях,
представленных в культуре народов России (языке, общественных явлениях,
особенностях труда, народных традициях, фольклоре, искусстве);
сформировать осознание принадлежности к родному народу, стране, государству,
интерес и чувство сопричастности современным событиям и истории России;
сформировать представления о душевной и физической красоте человека;
сформировать эстетические идеалы, умение видеть красоту природы, труда и
творчества;
формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы,
ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и
общества;
сформировать элементарные представления о профессиях;
сформировать первоначальные навыки коллективной работы;
формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других
людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам
сформировать представления о правилах поведения; сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли
традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре
нашей страны;
готовность к нравственному поведению, культуре и этике
Развивающие:
развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
развивать интерес к занятиям художественным творчеством;
развивать стремление к опрятному внешнему виду;
развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание
активной роли человека в природе;
развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
развивать
взаимоотношений с окружающим миром (природой, другими людьми, обществом);
развивать
социальных ролей «ученика», «члена коллектива» (семейного, школьного и др.);
Воспитывающие:
воспитывать уважение к Родине;
воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;
воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи,
своего города;
воспитывать способность к духовному самообогащению,
проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.
положительные качества личности, определяющие выполнение
рефлексивным
Принципы:
Содержание программы строится на следующих принципах:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовнонравственного
воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое
воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста
знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития
каждого обучающегося,
предоставление каждому ученику возможности
удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями,
нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и
возможностями восприятия младшего школьника.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на
основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основании Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности
гражданина России программа духовнонравственного воспитания и развития
опирается на следующие ценности, формируемые на ступени начального общего
образования:
Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными
национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать
человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека и
выражается в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова – как возможность получать знания, общаться
Ценность природы осознание себя частью природного мира. Бережное отношение
к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для
переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются
язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и
взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви,
сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление
стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с
идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности,
нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в
рамках норм, правил, законов общества.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и
ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или
иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта
созидательной реализации этих ценностей на практике.
Содержание программы
Программа кружка « Азбука мудрости » рассчитана на 1 час в неделю, 35
часов в год в 14 классах.
Она разграничена на четыре раздела по классам:
1 класс – раздел «Мир твоей души» В 1м классе дети подводятся к пониманию богатства, красоты и разнообразия
окружающего нас мира. Учатся охранять и заботится о природе, радоваться
чудесам жизни, развивать личность, способную к независимому поиску смысла и
цели жизни, анализу окружающей действительности.
2 класс – раздел «Природа глазами души»
Во 2м классе происходит более глубокое
знакомство с природой, с
природными явлениями.
Поэтому, изучая курс по духовнонравственному
воспитанию, дети будут учиться чуткому и бережному отношению к тому, что их
окружает, познакомятся с миром воды, земли, цветов, природы, солнца и неба.
3 класс – раздел «Счастье семьи»
В 3м классе осуществляется формирование у детей положительной системы
духовно нравственных ценностей, основанных на уважении к семье и её
традициям, знакомство с семейными традициями, укрепляется значимость роли
матери и отца в жизни детей; воспитывается чувства уважения и любви к членам
своей семьи, пробуждается интерес к жизни старшего поколения;
формируется представления о родственных отношениях, основанных на любви и
взаимопонимании.
4 класс раздел «Истоки ценностей»
В 4м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира
человека. Развивает самосознание, самоосмысление, самосовершенствование,
самовыражение и ещё много других само, а по сути, начинается самостояние.
В процессе реализации
программы у детей формируются следующие
универсальные учебные действия: познавательные, личностно регулятивные,
коммуникативные.
Для реализации программы рекомендуются следующие виды деятельности:
игровая, познавательная, проблемно ценностное общение, досуговоразвлекательная
деятельность, художественное творчество, трудовая деятельность, проектно
исследовательская деятельность.
Срок реализации программы: 4 года.
Формы реализации программы:
фронтальная;
парная;
групповая;
индивидуальная.
Методы реализации программы:
практический;
объяснительно – иллюстративный; частично – поисковый;
наблюдение;
информативный.
Способы и средства:
мультимедийные технические средства;
модели и таблицы;
плакаты, рисунки, картины;
дидактические материалы.
Планирование
по духовнонравственному развитию и воспитанию младших школьников
раздела «Мир твоей души»
программы « Азбука мудрости »
1 класс
Всего: 33 часа (1 час в неделю)
Блок
Цель
Тема
Кол
во
часов
Дата
по
плану
факти
чески
Времена
года
Во что
мы
верим
Дыхани
Расширить представления
детей о приметах, чудесах,
событиях каждого времени
года;
показать,
чему может
научить человека каждое
время года.
Показать, что человек
должен верить в добро, в
дружбу, в любовь, в бога;
определить, как и что или
кто помогает человеку
поверить в любовь, добро,
в бога;
обсудить, во что должны
верить люди разных
профессий.
Познакомить с
1.Палитра года.
2. Подарки времени
года.
1.Во что мы верим.
2.Подвиг веры.
3.Цветок веры.
1.Краски осени.
1
1
1
1
1
1
03.09
03.09
10.09
10.09
17.09
17.09
24.09
24.09
01.10
01.10
8.10
8.10 е осени
репродукциями картин
разных художников,
посвящённых осени;
определить, какие дары
преподносит осень
взрослым и детям;
познакомить с песнями и
стихотворениями поэтов
об осени.
2.Властительница
осень.
3.Осенние
разговоры.
4.Дары осени
(творческая работа).
5.Поэзия осени.
6.Экскурсия в
осенний лес
( заочная)
1. Надежда мира
2.Наши надежды
1.Фея любви.
2.Сила любви.
3.Дар любви.
Любовь и уважение
к Отечеству.
1.Портрет зимы.
2. Кто где зимует?
3. Волшебная вуаль
зимы (творческая
работа).
1.Небесные
сокровища.
Сокровища души.
2.Что помогает
душе расти?
Какой
бывает
надежда
Какой
бывает
любовь
Познакомить с
понятиями « вера»,
« надежда», «любовь».
Обсудить качества
надежного друга.
Познакомить с чудесами,
которыми та или иная
человеческая любовь
землю одаривает.
Зимние
чудеса
Мир
твоей
души
Познакомить с чудесами,
которые творит зима;
воспитывать любовь к
природе, бережное
отношение к птицам и
растениям.
Определить, какие
сокровища бывают
(чистые помыслы, добрые
поступки, вера, надежда,
любовь, сострадание,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15.10
15.10
22.10
22.10
29.10
29.10
12.11
12.11
19.11
19.11
26.11
26.11
03.12
03.12
10.12
17.12
24.12
10.12
17.12
24.12
14.01
14.01
21.01
21.01
28.02
28.02
04.02
04.02
11.02
11.02 стремление к
совершенству);
Организовать и провести
игру: «Что помогает душе
расти»;
обсуждение вопроса: куда
бы можно было полететь,
если бы на один день были
даны крылья.
Познакомить с
традиционными
весенними праздниками;
познакомить с
репродукциями картин
художников о весне;
развивать творческие
способности детей;
показать красоту весенней
природы.
Портрет
весны
Летняя
краса
Познакомить с
репродукциями картин
художников о лете;
развивать эстетический
вкус и художественные
способности;
организовать и провести
игру «Чем пахнет лето»;
обсудить изменения,
которые происходят с
людьми и в природе с
приходом лета.
3.Душа художника.
1
18.12
18.12
1.Приход весны.
2.Праздник
« Встречаем
масленицу»
3.Какого цвета
весна? (творческая
работа)
4. Весна начинается,
природа
пробуждается.
5.Праздник
« Береги все
живое»
6.Поэзия весны.
1.За что мы любим
лето?
2.Чем пахнет лето?
3.Букет лета
(творческая
работа).
4.Глаза лета.
5.«Вот мы летом
отдохнем, в школу
бодрыми придем»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25.02
25.02
3.03
3.03
10.03
10.03
17.03
17.03
24.04
24.04
14.04
14.04
21.04
21.04
28.05
28.05
05.05
05.05
12.05
12.05
29.05
29.05
Планируемые результаты:
обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
имеют нравственноэтический опыт взаимодействия с людьми разного возраста; уважительно относятся к традициям;
формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
обучающиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;
обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с
людьми разного возраста;
имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;
мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно
полезной деятельности;
имеют первоначальный опыт эстетического, эмоциональнонравственного
отношения к природе;
имеют элементарные знания о традициях нравственноэтического отношения к
природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
у обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
есть личный опыт участия в экологических инициативах;
есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему
миру и самому себе.
учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного
творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
Планирование
по духовнонравственному развитию и воспитанию младших школьников
раздела «Природа глазами души»
программы « Азбука мудрости »
2 класс
Всего: 35 часов (1 час в неделю)
Блок
Цель
Тема
Колво
часов
Дата
по
плану
факт
ическ
и
Мир
природы
Мир
солнца
Определить, какие
чудесные явления
есть только в мире
природы;
определить, какие
явления существуют
только в мире
человека.
Определить, что
такое солнце;
1 Удивительное чудо
природы.
2 Природа и человек.
3 Настроение природы
(творческая работа)
1 Портрет солнца.
1
1
1
1 2 Чему нас учит
солнце?
3 Свет души.
4 «Фея света»
(творческая работа).
Обсуждение
вопросов:
как меняется
настроение у
человека в разное
время суток?
(сравнение день –
ночь);
кто на земле
больше всего солнцу
радуется?
Мир неба Обсуждение
вопросов:
каким бывает
небо?
какими красками и
оттенками небо
землю украшает?
какими бывают
облака?
могут ли облака
плакать?
сравнить небо и
солнце;
определить, что
такое звёзды.
1 Бесконечность неба.
2 Сокровища неба.
3 «Портрет облака»
(коллективная
творческая работа).
4 Волшебная страна
облаков.
5 Звездочки души.
6 Что умеют делать
звезды?
7 Куда падают звезды?
«Звездное небо»
(групповая
творческая работа)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Мир воды Познакомить с
понятием «мир
воды»;
установить, что
было бы, если б не
было воды;
обсуждение
вопросов:
чем пахнет вода?
кто живёт в воде?
определить, что
такое море;
обсуждение
проблемы:
какими качествами
должен обладать
человек, который
стал бы другом
воды.
1 Дождевая капелька.
2 Кому нужен дождик?
3 Добрый дождик.
4 Гнев стихии.
5 Гроза.
6 Как радуга землю
украшает.
7 Радуга в сердце
человека.
8 Портрет воды
(творческая работа)
9 Воданаше богатство.
10 Чистый голос воды.
11 Тайны моря.
12 Человек и вода.
Мир земли Обсуждение
вопросов:
какие дары
приносит земля;
что человек может
сделать для земли;
что земля может
сделать для
человека.
1 Земляматушка.
2 Разговоры земли.
3 Земля и люди.
4 Дары земли
(коллективная
творческая работа).
5 Земляпланета.
Мир цветов
Определить, что
1 Знакомимся с
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 называется миром
цветов;
выяснить, нужен
ли мир цветов нам;
обсуждение
вопросов:
с кем дружат
цветы?
какие цвета и
оттенки дарят цветы
земле.
цветами.
2 Цветы любви и
надежды.
3 Разноцветное платье
земли.
4 «Составляю букет»
(групповая
творческая работа)
1
1
1
Планируемые результаты:
обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
имеют нравственноэтический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
обучающиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого
сотрудничества с людьми разного возраста;
осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
имеют опыт участия в различных видах деятельности;
мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно
полезной деятельности;
имеют первоначальный опыт эстетического, эмоциональнонравственного
отношения к природе;
имеют знания о традициях нравственноэтического отношения к природе в
культуре народов России, нормах экологической этики;
у обучающихся есть опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на
пришкольном участке;
есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему
миру и самому себе;
обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и
художественных ценностях отечественной культуры. Планирование
раздела «Счастье семьи»
по духовнонравственному развитию и воспитанию младших школьников
программы « Азбука мудрости »
3 класс
Всего: 35 часов (1 час в неделю)
Блок
Цель
Тема
Колво
часов
Дата
по
плану
фак
тичес
ки
Бабушка и
дедушка
источник
мудрости
Развивать
положительное
отношение к
старшему
поколению.
1 Пожилые люди.
2 Чему нас учат бабушки и
дедушки.
Роль отца
Роль матери
Сформировать
правильное
понимание
ведущей роли
матери и отца в
семье;
повысить
значимость роли
матери и отца в
жизни детей.
Наши
родители
Воспитывать
ответную любовь к
людям, давшим
вам жизнь.
3 Уважай старость.
4 Опора семьи.
5 Вечер для бабушек
и дедушек.
1 Портрет отца.
2 Мудрость отца.
3 Роль отца.
4 Любовь отца.
1 Мамин портрет.
2 Чудо материнской
любви.
3 День Матери.
4 Сердце матери.
5 Материнские руки.
1 Наши родители.
2 Ясын, ядочь.
3 Конференция мам
и пап.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Наши
сестры и
братья
Воспитывать
добрые, тёплые
отношения между
старшими и
младшими детьми,
умение получать
удовольствие от
общения друг с
другом.
1 Наши сестры и
братья.
2 Старшие и
младшие.
3 Братская любовь.
4 Вместе с братьями
и сестрами.
Счастливая
семья
Сформировать
понятие
«Счастливая
семья»;
выявить уровень
представлений о
семейном счастье;
подготовить
ребёнка к
взрослой жизни.
5 Праздник
знакомства.
1 На что похожи наши
семьи?
2 Дружная семья.
3 Счастливая семья.
4 Дерево семьи
(творческая работа)
5 Школа семьи.
6 Моя будущая семья.
7 Взрослые и дети.
8 Чистота детства.
9 «А, нука, мамы! А,
нука, папы!»
Хорошее
воспитание
Сформировать
знания о
воспитании
человека,
способного в
1 Хорошее
воспитание.
2 Настоящий
воспитатель.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 будущем создать
нормальную
семью.
3 Воспитатель
человечности.
4 Воспитание
красотой.
1
1
Планируемые результаты:
сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, родному
языку, народным традициям, старшему поколению;
обучающиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского
общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о
традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга;
имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
имеют представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища;
имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями
социальных групп;
имеют нравственноэтический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют
сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения,
бережно относятся к ним;
сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;
обучающиеся имеют представления о различных профессиях;
обладают навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного
возраста;
осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;
мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно
полезной деятельности;
имеют первоначальный опыт эстетического, эмоциональнонравственного
отношения к природе; имеют элементарные знания о традициях нравственноэтического отношения к
природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
у обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и
художественных ценностях отечественной культуры;
имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном
учреждении и семье.
по духовнонравственному развитию и воспитанию младших школьников
Планирование
раздела «Истоки ценностей »
программы « Азбука мудрости »
Блок
Мудрость
Праздники
4 класс
Всего: 35часов (1 час в неделю)
Тема
Цель
Кол
во
часов
Дата
по
пла
ну
факт
ичес
ки
1 Мудрый человек.
2 Город мудрости.
1
1
Праздник жизни.
1
Определить какими
качествами обладает
мудрый человек.
Сравнить мудрость и
ум.
Установить, кто
является мудрым
человеком.
Заочное путешествие
по городу мудрости.
Определить, чем
праздник Жизни
отличается от всех
других праздников на
Земле.
Обсуждение вопросов:
без чего жизни на земле
не было бы;
смогли бы Страх,
Печаль и Скорбь
испортить праздник
Жизни своим Благородство в
наше время.
1
Гордость и
гордыня.
Сила добра
(творческая
работа)
1
1
Благородство
Гордость
Добро и зло
появлением.
Познакомить с
понятием
«благородство».
Определить, какою бы стала
жизнь на земле, если бы было
больше благородных
людей.
Выяснить:
нужна ли человеку
гордость;
кто может быть
гордым;
как гордыня влияет на
душу и характер
человека.
Обсудить, что такое
добро и что входит в
понятие добра;
Обсудить, что такое
зло, и какие есть
наиболее
распространенные его
проявления;
Почему нужно
стремиться к добру и
избегать зла;
Обсуждение проблемы:
« Что нужно для того,
чтобы развилось такое
качество как доброта?»
Установить: может ли
доброта исцелить
человека. Милосердие
1 Милосе
рдие.
2.Цветок
милосердия.
3.Акция
«Твори
добро»
Обсуждение проблемы:
«Почему чашка воды
больше моря?»
Подобрать синонимы
к слову «милосердие».
Обсудить:
что такое
благотворительность;
стоит ли помогать
нуждающимся, больным
и несчастным людям;
если нет денег и
лишних вещей, чем
можно помочь другим
людям.
Свет дружбы Определить, какой
Что такое дружба.
Настоящий друг.
1
1
1
1
1
«Я жертвую собой во
благо мира…»
1
Что такое совесть?
1
бывает дружба.
Изобразить «Сияющую
дружбу».
Выбрать «тайного друга».
Составить советы
человеку, который хочет
иметь друзей, но не
может их найти.
Найти различие между
дружбой и любовью.
Обсуждение
самого
необходимого
качества для
дружбы.
понятия «жертвенность».
Обсудить:
каждый ли способен на
жертву;
может ли жертва быть
частичной;
должен ли человек,
пожертвовавший чем
либо ожидать
благодарности;
бывает ли жертва
напрасной.
Чем различаются
Мой друг
Совесть
Жертвенность Определить значение Гимн любви
понятия «стыд» и
«совесть»?
Приходилось ли вам
испытывать муки совести?
Определить значение
понятия «Любовь»;
В каждом ли человеке
живет любовь;
Нарисовать фею любви
и написать о ней сказку.
Школа любви Составить проект
«Школы любви» и
защитить его.
Мастерство
Сердце
мастера
Голос
прекрасного
Мир красоты
человека
Перечислить качества и
навыки, необходимые
искусному мастеру.
Рассказать о мастерски
сделанной вещи.
Решение проблемной
ситуации: «Какие
украшения и из каких
камней можно сделать
для себя, своей мамы,
бабушки и других своих
близких, если бы вы были
ювелиром».
Назвать, что является
самым прекрасным в
жизни.
Написать, что
необходимо для того,
чтобы слышать голос
Красоты.
Установить:
как влияет поиск
прекрасного на
внутренний и внешний
облик человека;
если бы каждый искал
прекрасное вокруг себя,
какою бы стала жизнь;
в каждом ли человеке,
можно найти что то
прекрасное;
Творческая работа на
тему «Любовь».
1
Проектно
исследовательская
работа «Школа
любви»
«Дело мастера
боится»
«Юный ювелир»
(творческая работа)
Я умею слушать и
слышать мир.
1.Мойт внутренний
мир. Какой он?
2.Какими качествами
богат мой внутренний
мир и что бы я хотел
изменить?
1
1
1
1
1
1 Поиск
прекрасного
может ли человек стать
лучше, если в нём будут
искать прекрасное.
Определить значение
слова «прекрасное»;
Записать в тетрадь всё
прекрасное, что нашли.
Идеал красоты Нарисовать идеал
Служение
людям
Судьба
Счастье
Секрет
трудолюбия
Радость труда
красоты (женской или
мужской).
Написать сказку о жизни
двух деревьев перед
храмом и нарисовать к
ней рисунок.
Обсудить вопросы:
что самое прекрасное в
судьбе каждого
человека;
можно ли изменить
судьбу;
хотели бы поменяться
судьбой с кемлибо;
хозяин ли своей судьбы
человек;
как характер влияет на
судьбу.
Определить значение
слова «счастье».
Изобразить цветок
счастья.
Описать самый
счастливый день в жизни.
Открыть «секрет
трудолюбия».
Написать сказку о Фее
трудолюбия, летающей по
планете с целительным
бальзамом трудолюбия и
спасающего людей от лени.
Создать проект «Школы
трудолюбия» и защитить
его.
(Написать какие бы
предметы в ней
1
1
1
1
1
1
1
1
«Я в стране
прекрасного»
(творческая работа)
Красота спасет мир.
1.Духовность.
2.Духовный
наставник.
Я хозяин своей
судьбы?!
Я хочу быть
счастлив в
этой жизни.
Секрет трудолюбия
(творческая работа,
написание сказки)
Проектно
исследовательская
работа «Школа
трудолюбия» Уважаемый человек.
«Дерево уважения»
(коллективно
творческая работа)
«Храброе сердце».
Уважение к
людям
Золотое
правило
уважения
Храбрость
Целеустремлен
ность
Чистота
Щедрость
Замыкая
круг…
изучались).
Обсуждение вопроса:
«что надо человеку,
чтобы его уважали».
Составить список самых
основных правил
уважения.
Нарисовать
дерево уважения.
Разбор жизненных
ситуаций.
Написать, что помогает
человеку быть храбрым в той
или иной ситуации.
Провести игру
«Цепочка добрых
целей».
Завести тетрадь»
Цель моей жизни».
Написать сочинение на
тему: «Почему нужно
быть чистым, как
родник».
Дать понятие
«щедрости»;
Нарисовать цветок
щедрости из своих
добрых дел.
Подведение итогов
программы « Азбука
мудрости»
Что такое цель и как
ее достичь?
«Чистота залог
здоровья и душевного
благополучия»
Щедрость и ее
проявление.
Я духовно
нравственный
Человек!
1
1
1
1
1
1
1
Планируемые результаты:
сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, родному
языку, народным традициям, старшему поколению;
обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской,
патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации; имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища;
имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного
поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями
социальных групп;
имеют нравственноэтический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;
уважительно относятся к традиционным религиям;
неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков
других людей;
обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения,
бережно относятся к ним;
сформировано ценностное отношение к труду и творчеству;
имеют элементарные представления о различных профессиях;
обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с
людьми разного возраста;
осознают приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;
имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;
мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно
полезной деятельности;
имеют первоначальный опыт эстетического, эмоциональнонравственного
отношения к природе;
имеют элементарные знания о традициях нравственноэтического отношения к
природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
у обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной
деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах;
художественных ценностях отечественной культуры;
имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества,
этнокультурных традиций, фольклора народов России;
у обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения
к окружающему миру и самому себе;
обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в
образовательном учреждении и семье.
обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и
Контроль степени реализации программы Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся
распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не
одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими
учителями, родителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
На первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются знания о ценностях.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества,
ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения
данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся
между собой на уровне семьи, класса, образовательного учреждения, в которых
ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии юный человек действительно становится гражданином,
социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня
результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
На второмтретьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой
деятельности.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает
появление значимых эффектов духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся. Приложение 1.
Словарь нравственных понятий.
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека, для которого
уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом
обращения с окружающими. Включает в себя: внимательность, внешнее проявление
доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом
нуждается, деликатность, такт.
Верность стойкость в отношениях с людьми, в исполнении своих
обязанностей, вера в человека.
Вера в человека – глубокая уверенность в этом человеке, то есть если этот
человек пообещает чтолибо, то обязательно исполнит.
Герой
доблести.
– человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости и
Грубость
– отрицательное моральное качество,
характеризующее
пренебрежение культурой поведения; противоположное вежливости. Грубость, как
внешнее проявление неуважительного отношения к людям, выражается в
откровенной недоброжелательности к чужим интересам и запросам, в навязывании
другим своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в
оскорблении достоинства окружающих,
сквернословии,
употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
в развязности,
Заботливый – проявляющий заботу, внимательный, старательный.
Здоровый – обладающий здоровьем, не больной.
Добро – одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей
противоположностью – злом добро является наиболее обобщенной формой
разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного. В понятии
добро люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и
надежды на будущее. С помощью идеи добра люди оценивают социальную практику
и действия других людей.
Друг – человек, которому доверяют секреты, который поможет, когда нужно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Культурный человек – это человек с хорошими манерами, умеющий вести себя
в обществе и соблюдающий правила этикета. Ложь – специально искаженное событие, рассказ, неправда.
Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между
людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Проявления
любви могут быть различными: половая любовь, разнообразные чувства взаимной
симпатии и дружбы между людьми, положительное отношение человека к объекту
познания и практической деятельности (любовь к природе, к истине, к жизни и т.д.)
Манеры – способ действия человека, способность себя держать, внешняя форма
поведения и обращения с другими людьми.
Обязанность – требование общества к группе или каждому конкретному
человеку в соответствии с той ролью, которую он играет в жизни.
Обида – отрицательная моральнопсихологическая эмоция на несправедливое
отношение, оскорбляющее слово или действие.
Обман – ложное представление или заблуждении человека в чемто.
Общение – это обмен мыслями, чувствами, навыками между людьми.
Обязанность – требования к поведению и отношениям, которые человек
должен выполнять.
Ответственность – обусловленная нравственной свободой способность и
готовность человека выполнять, принимать решение, совершать действия, отвечать
за них перед собой и другими.
Патриот – человек, преданный интересам какогонибудь дела.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.
Поведение – все поступки и действия человека, которые он совершает и
которые отражают его отношение к людям и к себе.
Подвиг – поступок, требующий напряжения духовных и физических сил, воли,
разума.
Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего
для себя правилом говорить истину, не скрывать действительное положение дел.
Право – охраняемые государством свобода личности, условия учебы, работы,
жизни, которые государство дает человеку, защищает его.
Режим – распорядок дел, действий. Родина – место рождения человека, родная страна, с которой связана его жизнь,
жизнь его семьи и жизнь всего народа, к которому он принадлежит.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения
ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не
признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав,
добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает
свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе
материальным условиям жизни народа, относится ко всем людям с уважением,
проявляет терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки
затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится
к своим собственным заслугам и недостаткам.
Совесть – умение личности производить самоконтроль поведения, потребность
поступать в соответствии с требованиями общества.
Терпимость – моральное качество, характеризующее отношение к интересам,
убеждения, верованиям, привычкам в поведении других людей. Выражается в
стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов с
точки зрения без применения крайних мер давления, преимущественно методами
разъяснения и воспитания.
Трудолюбие
– моральное качество,
характеризующее субъективное
расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в
количестве и качестве ее результатов. Его проявления – трудовая активность,
добросовестность, старание, усердие.
Уважение – признание достоинства личности, почтительное отношение к
человеку, способность считаться с его интересами.
Устав – это документ, в котором записаны права и обязанности человека.
Человечность – моральное качество, включающее в себя уважение к людям,
сочувствие и доверие к ним, великодушие, скромность, честность, искренность.
Честность
включающее
принципиальность, верность слову, обязательству, искренность.
– моральное качество,
правдивость,
Чувство – это способность человека ощущать свое состояние и состояние
другого человека, испытывать сострадание или ненависть, умение сопереживать
горе или радость, осознавать и понимать окружающий мир на основе ощущений и
впечатлений. Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к
окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей;
внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям,
чувствам; понимание мотивов, которыми руководствовались люди в своем
поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного
достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Связано с уважением,
великодушием, скромностью, сочувствием, благородством, доверием. Чуткость –
составная часть культуры поведения. Она исключает грубость, высокомерие,
нетерпимость, подозрительность, недоверие к людям.
Этика – наука о нравственности и морали, ее нормах, категориях,
закономерностях и развитии.
Этикет – совокупность норм и правил поведения человека в обществе. Приложение 2
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ,
отражающие нравственные ценности
▪ Герой – за Родину горой.
▪ Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
▪ Своя земля и в горсти мила.
▪ Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
▪ Где родился, там и сгодился.
▪ Всякому мила своя сторона.
▪ За край свой насмерть стой.
▪ Где смелость – там победа.
▪ Русский боец – всем молодец.
▪ Смелого враг не берет.
▪ Чем крепче дружба, тем легче служба.
▪ Если с другом вышел в путь, веселей дорога.
▪ Будь другом сам – и тебе помогут в беде.
▪ Друг денег дороже.
▪ Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
▪ Друг познается в беде.
▪ Всякая дорога вдвоем веселей.
▪ Доброе братство лучше богатства.
▪ Недруг поддакивает, а друг спорит.
▪ Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
▪ Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
▪ Тайное всегда становится явным
▪ Шила в мешке не утаишь.
▪ Кто правдой живет, добро наживет.
▪ Правда светлее солнца, дороже золота.
▪ Не ищи правды в другом, коли в тебе ее нет.
▪ Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
▪ Маленькая ложь за собой большую ведет.
▪ Скромность каждому к лицу.
▪ Береги платье снову, а честь смолоду.
▪ Совесть без зубов, а гложет.
▪ Не дал слово – крепись, а давши – держись.
▪ Нет большего позора, как не выполнить уговора. ▪ «Помогу, помогу», а пришло: «Не могу».
▪ Дерево сильно плодами, а человек – трудом.
▪ Счастье в воздухе не вьется, а трудом достается.
▪ Хочешь есть калачи – не сиди на печи!
▪ Кто ленив, тот и сонлив.
▪ Лень до добра не доводит.
▪ Ленивому всегда праздник.
▪ Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник.
▪ Кто любит труд того люди чтут.
▪ Без дела жить – только небо коптить.
▪ Всякий человек у дела познается.
▪ Играть играй, да дело знай.
▪ У ленивого что на дворе, то и на столе.
▪ Делать добро спеши.
▪ Свет не без добрых людей.
▪ Худо тому, кто добра не делает никому.
▪ Зла за зло не воздавай.
▪ Добро помни, а зло забывай.
▪ За добро плати добром.
▪ Доброму слову и добрая слава.
▪ Доброму слову – добрый ответ.
▪ Великое слово – «Спасибо!».
▪ От вежливых слов язык не отсохнет.
▪ Других не суди – на себя погляди.
▪ На что клад, когда в семье лад.
▪ Почитай старых, сам будешь стар.
▪ Вся семья вместе, так и душа на месте.
▪ Мир да лад – большой клад.
▪ На свете все сыщешь, кроме отца и матери.
▪ При солнце тепло, а при матери – добро.
▪ Своя семья – самые верные друзья.
▪ Нет такого дружка, как родная матушка.
▪ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
▪ Здоровье дороже золота. Приложение 3
Список книг, рекомендуемых для детского чтения
▪ А. де СентЭкзюпери «Маленький принц»
▪ Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
▪ Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
▪ Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель»,
«Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
▪ Артюхова Н. «Трусиха»
▪ Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»
▪ Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
▪ Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка –
добрая душа»
▪ Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
▪ Биишева З.А. «Колесницалетунья»
▪ Богданов Н.А «След человека»
▪ Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
▪ Бунин И.А. Матери
▪ Винокуров Е.М. «Мальчики»
▪ Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
▪ Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише
Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
▪ Дик И. «Красные яблоки»
▪ Добронравов Н. «Если отец герой!»
▪ Драгунский В.Ю. «Друг детства», «Тайное становится явным»
▪ Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
▪ Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг
другом»
▪ Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»
▪ Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
▪ Катаев В.П. «Цветиксемицветик», «Дудочка и кувшинчик»
▪ Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
▪ Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей» ▪ Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзьятоварищи», «Урок
вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»
▪ Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
▪ Милн А. «ВиниПух и всевсевсе» («День рождения Иа»)
▪ Михалков С.В. «Родинамать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма»,
«Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша»,
«Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
▪ Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше
ссориться!»
▪ Носов Н.Н. Рассказы
▪ Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
▪ Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему»,
«Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три
товарища», «Просто старушка»
▪ Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
▪ Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
▪ Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
▪ Пляцковский М. «Мама»
▪ Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
▪ Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
▪ Пушкин А.С. Сказки
▪ Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
▪ Симонов К.М. «Родина»
▪ Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»
▪ Тимьяни Ш. Ай, мой Урал!»
▪ Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и
внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два
товарища», «Правда всего дороже»
▪ Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
▪ Яковлев Ю. «Мама» Список литературы, используемой при написании программы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями на 26.11.2010).
3. Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
4. Духовнонравственное развитие и воспитание младших школьников. Метод.
5.
рекомендации. В 2 ч. Ч.1. ФГОС.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (14 классы) / Под ред.
И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
6. Шмаков С., Безбородная Н. От игры к самовоспитанию. М., Новая школа,
1993.
7. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994.
8. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. НИИ теории и методов воспитания,
1992.
9. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с младшими школьниками:
Литературный и музыкальноигровой материал: Учебнометодическое пособие.
– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
10.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999.
11.Скокова Г.В. Современные методы духовнонравственного воспитания //
Начальная школа. 2006, № 11
12.Азбука вежливости. Пособие для учителя/ под.ред. П,Васильева – Гангус. – М.:
Просвещение, 2000.
13. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А.
Каирова, О.С. Богдановой. М.: Просвещение, 1997. 14. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.
рекомендации/ Ом. гос. пед. инт им. Горького. Омск: ОГПИ, 1991.
15. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
16. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовнонравственного
становления личности //Начальная школа. 2007. № 11. С. 1517. (0,2 п.л.).
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Программа внеурочной деятельности " Азбука мудрости"( духовно-нравственное направление) 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.