Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
2 кл
21.03.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня
Кружок «Читаем вместе»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7-10 лет
(возраст обучающихся)
Рабочая программа «Читаем вместе» составлена на основе авторской программы Е.Н. Еременко, Е.В. Покладова. Краснодар. 2011год.
Данная программа направлена на успешную реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, развитие универсальных учебных действий.
Одной из форм организации внеурочной деятельности является кружок.
читаем вместе.doc
1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Читаем вместе» составлена на основе авторской программы
Е.Н. Еременко, Е.В. Покладова. Краснодар. 2011год.
Данная программа направлена на успешную реализацию федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
развитие универсальных учебных действий.
Одной из форм организации внеурочной деятельности является кружок.
Цели и задачи:
формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к
творчеству писателей;
расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по
содержанию и тематике;
обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка.
Кружок «Читаем вместе» нацелен на решение следующих основных задач:
героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного
произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать
образное мышление учащихся:
творческое воображение, ассоциативное мышление;
произведений, воспитывать художественный вкус;
развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать
формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать
развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к
литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений
словесного искусства;
классике художественной литературы;
различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных
по содержанию и тематике, обогащать нравственноэстетический и познавательный
опыт ребенка;
и речевые умения;
художественных произведений.
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения
Правовой базой для составления Программы являются:
федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012
года; одобрён Советом Федерации 26 декабря 2012 года), ПП.3.1, 3.2, 3.3 ст.
11; ПП.1, 3.1, 5, 7 ст.12; ПП.1,2, 3, 9 ст.13, П.3.6, 3.13, 6.1, 7 ст.28;
примерная основная образовательная программа начального образования,
одобренная (протокол от 8 апреля 2015 года №1/5) Федеральным учебно
методическим объединением по общему образованию;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (в ред. приказа от 29 декабря 2014 года №1643);
основная общеобразовательная программа МБОУ СОШ №4 начального
общего образования на 20162017 учебный год (утверждена педагогическим
советом от 30.08.2016 года, протокол №1)
Структура программы:
1. Пояснительная записка
2. Тематический план программы
3. Содержание программы
4. Предполагаемые результаты реализации программы
5. Формы контроля
6. Методические рекомендации
7. Описание материальнотехнического обеспечения программы.
Объём часов, отпущенных на внеурочную деятельность учащихся 1 – 4 классов,
по программе за учебный год:
Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников
(возраст 6,510 лет,14 классы).
Принципы программы:
в 1х классах –33 часа;
во 2 – 4 классах– 34 часа (в каждом классе).
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более
полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 4 года обучения (135 часов). Формы организации внеурочной деятельности
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено
возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип программы: «От игры к
знаниям». Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений
и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется
нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая
утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста.
Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен,
загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение,
повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны
и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая,
творческая, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и
методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины,
праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке
должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое
другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок.
2. Тематический план программы
Количество часов
1
2
Характерис
тика
деятельност
и
обучающих
ся
3
е
ы
н
р
о
т
и
д
у
А
4
е
ы
н
р
о
т
и
д
у
А
е
ы
н
р
о
т
и
д
у
а
е
н
В
е
ы
н
р
о
т
и
д
у
а
е
н
В
е
ы
н
р
о
т
и
д
у
А
е
ы
н
р
о
т
и
д
у
а
е
н
В
№ Наименование
разделов/модуле
й, тем
Всег
о,
час
1.
Здравствуй,
книга!
2.
Писатели детям
2
2
3.
Стихи о детях, о
Родине
23
е
ы
н
р
о
т
и
д
у
А
1
1
4
е
ы
н
р
о
т
и
д
у
а
е
н
В
1
1
1
5
1
5
1
5
1 4.
5.
6.
7.
8.
9.
Сказки
приключения
Стихи о природе
Рассказы
о
животных
Волшебные
сказки
Рассказы о детях
Забавные стихи
13
16
10
41
16
12
3
4
3
5
2
2
1
1
2
1
3
4
2
12
3
2
1
1
3
4
2
12
3
2
1
1
3
4
2
12
3
2
1
1
Воспринима
ть на слух
поэтическое
произведени
е,
отвечать
на вопросы
по
содержанию
текста,
отражать
главную
мысль
текста,
оценивать
свои
эмоциональ
ные
реакции,
объяснять
смысл
заглавия.
Моделирова
ть обложку.
Итого:
135
25
8
31
3
31
3
31
3
3. Содержание программы
Программа внеурочной деятельности «Читаем вместе» предусматривает развитие
внимательного юного читателя средствами литературы родного края. Программа
обеспечена комплектом книг, который предлагается изучать в следующей
последовательности:
(2 часа)
1класс
Здравствуй, книга!
Учебная книга. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила
поведения в библиотеке.
Писатели детям
(2 часа)
Книги детских писателейклассиков (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Я.Аким,
Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М.Пляцковский, С.Георгиев,
М.Дружинина, С.Степанов).
Стихи о детях, о Родине ( 5 часа)
Л.Барто
К.Чуковский «Загадка».
К.Чуковский «Радость».
Е.В.Серова «Мой дом».
В.И.Белов «Родничок».
«В школу». «История с азбукой».
Сказкиприключения ( 4 часа)
К.Железняков
Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».
С.Я.Маршак «Тихая сказка».
Е. Пермяк «Бумажный змей».
Стихи о природе (4 часа)
Я.Л.Аким «Мой верный чиж».
А.А.Блок «Снег да снег».
С.А.Есенин «Поет зима аукает...».
Я.Тайц «По ягоды», С.Д.Дрожжин «Привет».
Рассказы о животных ( 4 часа)
М.Л.Михайлов «Лесные хоромы».
Братья Гримм «Заяц и еж».
Г.А. Скребицкий «Пушок».
М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб».
Волшебные сказки (5 часа)
Русская народная сказка «Привередница».
Шарль Перро «Красная Шапочка».
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
Русская народная сказка «Колобок»
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка, братец Иванушка»
Рассказы о детях ( 4 часа)
В.Г.Сутеев «Дядя Миша».
Н.Н.Носов «Фантазеры».
В. Осеева «Совесть».
Н.Носов «Мишкина каша».
Забавные стихи (3 часа)
Л.Пантелеев «Буква «ты».
В.Орлов «Как малышу нашли маму».
К. Чуковский «Стихи для детей»
2 класс
Стихи о детях, о Родине (6 часов)
А.Новожилова «Кот,ворона, пес и я»
Стихи А.С. Пушкина
Стихи И.А. Бунина
Корней Чуковский «Стихи для детей»
Стихи Н.А. Майков
Писатели и поэты Кубанидетям.
Сказкиприключения (3 часа)
Ш. Перро «Золушка»
«Мальчик с пальчик» Ш. Перро
Дж.Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»
Стихи о природе (4 часа) Н.А. Майков. Стихи о природе
Стихи о природе А.Пушкина
М.Лермонтов «Осень»,»Утес»
Стихи Д.Кедрина о природе
Рассказы о животных (2 часа)
Ю. Мориц «Хвостики»
Э.Мошковская «Мама,я,кузнечик и птица»
Волшебные сказки (12 часов)
«Зимовье зверей». Русская народная сказка.
Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
К. Чуковский «Муха Цокотуха»
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Русская народная сказка «Баба Яга»
Русская народная сказка «Лисичкасестричка и серый волк»
Русская народная сказка «Петушокзолотой гребешок»
Русская народная сказка «Теремок»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Русская народная сказка «Кот и лиса»
С.Козлов «Луна на ветке»
Рассказы о детях (4 часа)
Н.Носов «Фантазеры»
В.Драгунский «Что любит Мишка»
Рассказы Л.Толстого
К.Д. Ушинский «Гуси»
Забавные стихи (3 часа)
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»
Ю.П. Мориц. «Хвостики»
Викторина презентация по изученным произведениям.
3 класс
«Старик Хоттабыч». Э.Н.Успенский. «Дядя Федор, кот и пес».
Стихи о детях, о Родине (6 часов)
Писатели и поэты Кубани детям. С. Маршак «Стихи для детей». Стихи кубанских
поэтов. С.Михалков «Белые стихи». Стихи А.Барто. А. Чехов «Мальчики».
Сказкиприключения (3 часа)
Л.И.Лагин.
А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Стихи о природе (4 часа)
Стихи о природе А. Блок, А. С. Пушкин. Ф.Тютчев «Первый лист». А.Майков
«Ночная гроза». Николай Грибачев «Лесные истории»
Рассказы о животных (2 часа)
Паустовский К.Г. Похождения жуканосорога. П. Бажов «Малахитова шкатулка».
Волшебные сказки (12 часов)
Русские народные сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» Русские народные сказки «Василиса Премудрая»
Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
Г.Х.Андерсен. «Свинопас»
Русская волшебная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»
Русская волшебная сказка «Иван царевич и серый волк»
Русская волшебная сказка «Волшебное кольцо»
Русская волшебная сказка «Царевна лягушка»
А.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Х.К. Андерсен «Дюймовочка»
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Рассказы о детях (4 часа)
Д.В.Драгунский «Тайное всегда становится явным».
В.Осеева «Сыновья»
Н. Носов рассказы о детях.
В. Драгунский «Денискины рассказы»
Забавные стихи (3 часа)
Б.Заходер «Птичья школа»
А. Барто «Дело было в январе»
Викторина по изученным произведениям.
4 класс
Стихи о детях, о Родине ( 6 часов)
А.В. Маслов «Солнцебери»
Агния Барто «Стихи для детей»
Стихи Бориса Заходера
Корней Чуковский «Стихи для детей»
Стихи о детях Елены Благининой
Писатели и поэты Кубанидетям.
Сказкиприключения (3 часа)
Любимые сказки Г.Х. Андерсена
С. Лагерлеф
«Чудесное путешествие Нильса с гусями».
Сказочная поэзия С.Г. Козлова
Стихи о природе (4 часа)
Ф.Тютчев. Стихи о природе
Стихи о природе А.Пушкина
Стихи Б.Заходера
Стихи о природе А.Фета
Рассказы о животных (2 часа)
М.Пришвин «Журка»
Н.Сладков «Рассказы о животных»
Волшебные сказки (12 часов)
Русская народная сказка «Царевналягушка» Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
Сказки братьев Гримм
Русская народная сказка «Волшебное кольцо»
Сказки о русских богатырях
Русская народная сказка «Снегурочка»
В.Осеева «Волшебное слово»
Волшебные сказки Шарля Перро
А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
К. Чуковский «Айболит»
В.А. Жуковский «Кот в сапогах»
«По щучьему веленью». Русская народная сказка.
Рассказы о детях (4 часа)
Н.Носов «Живая шляпа»
В.Драгунский «Денискины рассказы»
Рассказы Л.Толстого
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»
Забавные стихи (3 часа)
Забавные стихи И. Токмаковой
Ю.П. Мориц. Стихи
Викторина презентация по изученным произведениям.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и
методику обучения, которые строятся па основе двух принципов: художественно
эстетического и литературоведческого.
Внеурочная деятельность «Читаем вместе» не предполагает знакомства детей с
особенностями творчества писателей, так как у младших школьников ещё нет
достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщении.
Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для
курса литературы в среднем и последующем звеньях школы, вводится постепенно.
Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве
органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в
средней школе.
Результаты освоения курса «Читаем вместе»
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к
получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый
уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание
значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения,
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием восприятие
литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки
зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение
приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной
деятельности.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения,
связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет
самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на
собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.
5. Формы и виды контроля
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет,
что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети
читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино,
играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не
реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства
познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений,
развивать познавательный интерес младших школьников – задача кружковых занятий.
Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают
ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по
сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет
большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя
использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и
методы работы.
Программа составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят
в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение
произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к
чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную,
эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно
проводить один раз в неделю.
Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого
использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников
произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений
композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность,
четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий
с младшими школьниками.
6. Методические рекомендации
Организация внеурочной деятельности учащихся в кружке основывается на
следующих принципах:
научности,
сознательности и активности, наглядности, доступности связи теории с практикой,
индивидуального подхода к учащимся и др. Включение элементов занимательности
является обязательным для занятий с первоклассниками.
добровольности участия школьников, Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и
навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской
самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и
потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении
учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий
производился по следующим критериям:
все литературные произведения должны отвечать программным требованиям
литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения,
внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и
проводиться в интересной для учащихся форме;
к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а
иногда и родители.
В отборе материала для занятий кружка учитель должен ориентироваться на
связи с учебным материалом по чтению. Учитывая необходимость осуществления
преемственности между классами.
Действующая программа по кружку позволит показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для
формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной
деятельности. В процессе наблюдений за особенностями употребления слова в
стихотворных произведениях школьники могут увидеть «волшебство знакомых
слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные
страны». Воспитание интереса должно пробуждать у учащихся стремление
расширять свои знания по детской литературе ,и совершенствовать свою речь.
7. Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
№ п/п
Наименование объектов и средств материально
технического обеспечения
Количество
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Художественные книги для чтения (в соответствии с
основным содержанием обучения)
Детские хрестоматии по чтению, журналы.
Методические пособия для учителя.
2.Печатные пособия
Таблицы литературоведческого содержания в
соответствии с программой обучения.
Иллюстрированные материалы.
П
Ф
Д
Д
Д 3.Технические средства обучения
Проектор.
Мультимедийный экран.
Ноутбук .
4.Экраннозвуковые пособия
Презентации к занятиям.
Фрагменты музыкальных произведений, видеофильмов.
5.Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по предмету.
Наборы ролевых игр, игрушек.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
6.Оборудование класса
Ученические столы с комплектом стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов.
Д
Д
Д
Д
П
П
К
К
Д
Д
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика в классе);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учеников;
П – комплект – необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 56 человек).
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Читаем вместе"(1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.