Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

  • Образовательные программы
  • rtf
  • 18.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Программа рассчитана на четыре года. Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Занятие длится 40 минут. В программе использована музыка русских и зарубежных классиков, а так же народная музыка.
Иконка файла материала хоровое пение.rtf
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1­4 классов          «Хоровое пение» Составил: учитель музыки Ерина Л.В. г.о.Тольятти 2016 годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.  Это отмечалось видными деятелями культуры и мыслителями всех времен и народов.  Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как  непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю  поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному  совершенствованию.         Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая  музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию,  музыкальное мировоззрение, ­ но и обязательный, незаменимый фундамент всякого  музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения у ребят  развиваются не только музыкальные способности, а также способности, имеющие  большое значение в  общем  развитии  ребёнка:  воображение,  творческая активность,  целеустремлённость,   взаимовыручка,   чувство   локтя.            Хоровое пение  содействует также овладению культурной речи, выработке чёткого выразительного  произношения.                      А. Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового  искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом  месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение,  где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».         «Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее,  изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный,  гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение  самых глубин человеческого чувства».           Программа рассчитана на четыре года. Реализуется с первого класса.              Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на  большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных  коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – развитие музыкально­эстетического вкуса у детей.                                                                           ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА          ­ развивать музыкальные способности учащихся;          ­ обогатить  духовный потенциал ребенка;­ воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном  значении;          ­ выявление талантов среди учащихся  школы.    ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА:       ­ расширение музыкального кругозора учащихся;       ­ развитие ритмических способностей посредством разучивания ритмических  канонов;       ­ усовершенствование навыков  точного интонирования, певучести;       ­ выработка чёткой и ясной артикуляции, дикционных навыков;      ­ умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей пения;      ­ ответственность за творческий результат. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ              Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.  Занятие длится 40 минут. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ УРОКА 1. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика; 2. Развитие чувства ритма через разучивание ритмических канонов; 3. Разучивание песен; 4. Пение в ансамбле.      В результате изучения данного предмета ученик должен: 1. Иметь представление об истории создания и развития хорового пения. 2. Знать: ­ историю хоровой музыки; ­ основные приемы звукоизвлечения; ­ основы музыкальной грамоты.            3.   Овладеть следующими умениями и навыками:                  ­ сольное исполнение;                  ­ пение в ансамбле;                      ­ пение совместно с игрой на шумовых инструментах;                  ­ умение слушать других;                  ­ пение а сарреllа;                  ­ умение петь с нужными динамическими  оттенками.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ         С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной  деятельности применяются следующие формы контроля:           ­ концерт – родительское собрание для родителей;           ­ отчётный концерт эстетического отделения;             ­ выступления на концертах.  СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА        Хоровой класс способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков,  развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты.                В занятиях хора  присутствуют разделы распевания и непосредственно работы  над произведениями.         Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:        ­ приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим  существенно отличается от речевого;        ­ с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;       По строению вокальные упражнения  представляют попевки на выдержанном тоне,  по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио,  включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных  песен.                Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники:  дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.              Основные методические принципы распевания:      ­ выстроенность от простого к сложному;      ­ развитие навыков, необходимых для текущей работы;      ­ материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся  и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его  динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных  слогосочетаний;      ­ дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;­ в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с  умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;      ­ все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;       ­ любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.             Работать следует с детьми  с большей отдачей, с пониманием психологических,  физиологических особенностей детей, быть им воспитателем, учителем и другом  одновременно. Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности.  Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость  детского организма, а  особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:                    ­ не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;           ­ проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;           ­ не допускать в работе резкого, форсированного пения;           ­ внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его             тесситурных особенностей;           ­ при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от             присутствия на занятиях.           Начинать урок следует с лёгкого массажа головы, ушей, лицевых мышц  (гимнастика по методике Емельянова), пальцев – массаж взбадривает, улучшает  кровоснабжение,  активизирует внимание. По времени это должно быть не более 1 – 2­х минут. Далее желательно применение элементов дыхательной гимнастики (методика  Стрельниковой).           Далее можно разучивать каноны, также и ритмические, так как они способствуют развитию чувства ритма и интонации.           Необходимо также работать с детьми над произведениями а сарреllа, т.к. именно  этот вид пения особенно развивает слух детей. Научить ребёнка слушать и слышать то,  что он поёт, первоначальная задача каждого педагога.              Изначально пение а сарреllа вводится в форме народных песен.           Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно  развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полёт звука,  чувство «локтя» и  др.         Кроме этого, очень важную роль играет пение канонов, которые при выученности  делятся на 3­5 голосов. Этот вид пения также развивает умение слышать себя и  слушать других участников пения. На выступления и концерты выносится 2­3х  голосные каноны.Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его  выборе педагог должен:     ­ учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические  возможности);     ­ включать в репертуар произведения различных эпох,  композиторских школ и  направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы  дети понимали содержание песен, которые они исполняют.    ­ наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей  последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит  стимулом для профессионального роста детей.           В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать  сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой  форме.          Большую роль в становлении певцов  – артистов играет организация концертных  выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом эстетического направления  общеобразовательной школы, это может быть участие: ­ в различных праздниках школы; ­ в концертах для родителей; ­ в общешкольных мероприятиях; ­ в тематических лекториях для школьников, проводимых силами преподавателей и  учащихся; ­ в отчётных концертах эстетического отделения.        Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных в классе.          Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими  движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением. ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Знакомство с основными правилами пения: 1 год обучения ­ певческая установка (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы); ­ организация работы певческого дыхания (вдох, задержка, выдох); ­ постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение на «зевке»); ­ формирование и произношение гласных звуков (округление, выравнивание).2.    Работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной  взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой).        3.    Развитие навыков звуковедения. Преимущественно работа над кантиленой  (Legato).        4.    Работа над эмоциональностью.        5.    Работа над фразами.        6.    Работа над произведениями а сарреllа (со II полугодия).         ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ: 2 – 3 годы обучения 1. Контроль  за  певческой  установкой (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы);        2.    Продолжение  работы над певческим  дыханием (вдох, задержка, выдох);        3.    Постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя  челюсть, пение на «зевке»); формирование и произношение гласных звуков (округление, выравнивание).        4.    Понятие позиция, умение петь в разных позициях.                5.    Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (Legato); освоение новых приёмов звуковедения (non legato, staccato).        6.    Введение песен с разными темпами, ритмами и метрами.        7.    Расширение голосового диапазона.        8.    Работа над эмоциональностью.        9.    Работа над фразами.        10.  Работа над динамикой, увеличение градации форте и пиано.         11.  работа над произведениями а сарреllа на усложненном материале. 4 год обучения         ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ: 1. развить память, уровень исполнительского мастерства; 2. развить умение применять на практике полученные знания;3. развить навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения. 4. формирование эмоционально­целостного отношения к музыке;  5. привитие слушательской и исполнительской культуры учащихся. 6. Умение петь в унисон. 7. Умение владеть певческим дыханием. 8. Умение слышать себя и других в хоре, сливая свой голос в общее звучание. 9. Певческий диапазон до1  ­ ре, (ми)2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности В результате изучения данного предмета ученик должен: 1. Иметь представление об истории создания и развития хорового пения. 2. Знать: ­ историю хоровой музыки; ­ основные приемы звукоизвлечения; ­ основы музыкальной грамоты.            3.   Овладеть следующими умениями и навыками:                  ­ сольное исполнение;                  ­ пение в ансамбле;                      ­ пение совместно с игрой на шумовых инструментах;                  ­ умение слушать других;                 ­ пение а сарреllа;                 ­ умение петь с нужными динамическими оттенками.                                                                                                              ФОРМЫ КОНТРОЛЯ             С   целью   определения   полноты   и   прочности   знаний   и   результатов   учебной деятельности применяются следующие формы контроля:           ­ концерт – родительское собрание для родителей;­ отчётный концерт эстетического отделения;             ­ выступления на концертах. Структура содержания занятий по хоровому пению первый  год обучения (первый класс) № тема Количество часов раздела Название раздела 1 История музыки 1.1. Песни русских  композиторов 1.2. Русские народные песни 1.3. Современная детская  песня 2 3 Вокальная работа 2.  Вокальная техника Воспитательная  работа 3.1.  Беседы 3.2. Мероприятия всего теория практика 2 2 2 6 20 3 2 1 1 1 3 5 1 1 1 1 1 3 15 2 13.3.  Концертная  деятельность 3 8 34 1 3 11 2 5 23 4 Итого: Первый год обучения           1 класс № Темы разделов  тематического планирования Кол­во часов 1 Прослушивание голосов 2 Певческая установка  3 Мероприятие «Здравствуй, осень» 4 Пение в унисон 5 Беседа «Охрана голоса» 6 Русские народные песни 7 Современная детская песня  1 3 2 3 3 2 28 Ансамбль и строй 9 Работа над дикцией 10 Выработка ровного дыхания 11 Песни русских композиторов 12 Новые распевки 13 Новые упражнения 14 Подготовка к концерту  Урок ­ концерт 3 3 3 2 3 2 2Учебно­тематический план второй год обучения № Название раздела тема Количество часов раздела всего теория практика 1 История музыки 1.1.   Песни   русских 6 композиторов 1.2.   Русские   народные 2 песни 1.3. Нотная грамота 2 3 Вокальная работа 2.  Вокальная техника Воспитательная 3.1.  Беседы 3.2. Мероприятия 2 10 20 2 1 1 1 1 3 5 1 1 1 1 1 3 15 2 1работа 4 Итого:   Концертная   3.3. деятельность 1 4 1 3 34 11 2 5 23 Второй год обучения           2 класс № Темы разделов  тематического планирования 1 Прослушивание голосов 2 Разучивание новых распевок и упражнений 3 Пение в унисон 4 Выработка ровного дыхания.  5 Мероприятие «Песни из мультфильмов» 6 Работа  над дикцией 7 Элементарное дирижирование 8 Русские народные песни 9 Песни русских композиторов 10 Нотная грамота Кол­во часов 1 2 2 2 2 3 3 2 2 211 Беседа «Охрана голоса» 12 Новые распевки надикцию 13 Укрепление дыхания 14 Подготовка к концерту Урок ­ концерт 15 Прослушивание голосов 3 4 3 2 1Учебно­тематический план третий  год обучения № Название раздела тема Количество часов раздела всего теория практика 1 История музыки 1.1.   Песни   русских 2 композиторов 1.2.   Русские   народные 2 песни 1.3. Нотная грамота Вокальная работа 2.  Вокальная техника Воспитательная работа 3.1.  Беседы 3.2. Мероприятия 2 6 20 3 2 3.3.     Концертная 3 деятельность 8 34 Итого: 2 3 4 1 1 1 3 5 1 1 1 3 1 1 1 3 15 2 1 2 5 11 23Третий год обучения           3 класс № Темы разделов  тематического планирования 1 Вводное занятие. Прослушивание голосов. 2  Разучивание распевок и упражнений 3 Выработка ровного дыхания 4 Работа над народной песней 5 Работа над дикцией 6 Работа над строем 7 Пение закрытым ртом 8 Пение в унисон 9 Современные детские песни. Мероприятие  «Песни В.Шаинского» 10 Песни русских композиторов 11 Охрана голоса. Беседа. 12 Нотная грамота. 13 Подготовка к концерту Урок­концерт. 14 Прослушивание голосов. Кол­во часов 1 3 3 2 4 3 2 3 2 2 3 2 3 1Учебно­тематический план четвёртый  год обучения № Название раздела тема Количество часов раздела всего теория практика 1 История музыки 1.1.   Песни   русских 2 композиторов 1.2.   Русские   народные 3 песни 1.3. Нотная грамота Вокальная работа 2.  Вокальная техника Воспитательная работа 3.1.  Беседы 3.2. Мероприятия 1 6 20 2 2 3.3.     Концертная 4 деятельность 8 34 Итого: 2 3 4 1 1 1 3 5 1 1 1 3 1 1 1 3 15 1 2 2 5 11 23 Четвёртый год обучения           4 класс№ Темы разделов  тематического планирования 1 Прослушивание голосов 2  Разучивание распевок и упражнений 3 Пение на легато 4 Работа над народной песней 5 Разучивание вокализов 6 Мероприятие «Мои любимые песни» 7 Артикуляция 8 Песни русских композиторов 9 Чистое интонирование мелодии 10 Концерт «Весенняя капель» 11 Новые распевки на дикцию 12 Нотная грамота 13 Беседа «Охрана голоса» 14 Отчётный концерт 15 Прослушивание голосов Кол­во часов 1 2 3 3 2 2 4 2 3 3 3 1 2 2 2

Посмотрите также