Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Оценка 5
Образовательные программы
rtf
музыка +1
Взрослым
18.12.2018
Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Программа рассчитана на четыре года. Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Занятие длится 40 минут. В программе использована музыка русских и зарубежных классиков, а так же народная музыка.
хоровое пение.rtf
Программа внеурочной деятельности для учащихся 1­4 классов          «Хоровое пение» Составил: учитель музыки Ерина Л.В. г.о.Тольятти 2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА         Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.  Это отмечалось видными деятелями культуры и мыслителями всех времен и народов.  Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как  непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю  поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному  совершенствованию.         Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая  музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию,  музыкальное мировоззрение, ­ но и обязательный, незаменимый фундамент всякого  музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения у ребят  развиваются не только музыкальные способности, а также способности, имеющие  большое значение в  общем  развитии  ребёнка:  воображение,  творческая активность,  целеустремлённость,   взаимовыручка,   чувство   локтя.            Хоровое пение  содействует также овладению культурной речи, выработке чёткого выразительного  произношения.                      А. Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового  искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом  месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение,  где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».         «Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее,  изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный,  гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение  самых глубин человеческого чувства».           Программа рассчитана на четыре года. Реализуется с первого класса.              Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на  большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных  коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – развитие музыкально­эстетического вкуса у детей.                                                                           ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА          ­ развивать музыкальные способности учащихся;          ­ обогатить  духовный потенциал ребенка; ­ воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном  значении;          ­ выявление талантов среди учащихся  школы.    ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА:       ­ расширение музыкального кругозора учащихся;       ­ развитие ритмических способностей посредством разучивания ритмических  канонов;       ­ усовершенствование навыков  точного интонирования, певучести;       ­ выработка чёткой и ясной артикуляции, дикционных навыков;      ­ умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей пения;      ­ ответственность за творческий результат. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ              Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.  Занятие длится 40 минут. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ УРОКА 1. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика; 2. Развитие чувства ритма через разучивание ритмических канонов; 3. Разучивание песен; 4. Пение в ансамбле.      В результате изучения данного предмета ученик должен: 1. Иметь представление об истории создания и развития хорового пения. 2. Знать: ­ историю хоровой музыки; ­ основные приемы звукоизвлечения; ­ основы музыкальной грамоты.            3.   Овладеть следующими умениями и навыками:                  ­ сольное исполнение;                  ­ пение в ансамбле;                      ­ пение совместно с игрой на шумовых инструментах;                  ­ умение слушать других;                  ­ пение а сарреllа;                  ­ умение петь с нужными динамическими  оттенками. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ         С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной  деятельности применяются следующие формы контроля:           ­ концерт – родительское собрание для родителей;           ­ отчётный концерт эстетического отделения;             ­ выступления на концертах.  СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА        Хоровой класс способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков,  развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты.                В занятиях хора  присутствуют разделы распевания и непосредственно работы  над произведениями.         Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:        ­ приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим  существенно отличается от речевого;        ­ с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;       По строению вокальные упражнения  представляют попевки на выдержанном тоне,  по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио,  включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных  песен.                Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники:  дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.              Основные методические принципы распевания:      ­ выстроенность от простого к сложному;      ­ развитие навыков, необходимых для текущей работы;      ­ материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся  и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его  динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных  слогосочетаний;      ­ дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений; ­ в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с  умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;      ­ все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;       ­ любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.             Работать следует с детьми  с большей отдачей, с пониманием психологических,  физиологических особенностей детей, быть им воспитателем, учителем и другом  одновременно. Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности.  Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость  детского организма, а  особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:                    ­ не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;           ­ проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;           ­ не допускать в работе резкого, форсированного пения;           ­ внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его             тесситурных особенностей;           ­ при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от             присутствия на занятиях.           Начинать урок следует с лёгкого массажа головы, ушей, лицевых мышц  (гимнастика по методике Емельянова), пальцев – массаж взбадривает, улучшает  кровоснабжение,  активизирует внимание. По времени это должно быть не более 1 – 2­х минут. Далее желательно применение элементов дыхательной гимнастики (методика  Стрельниковой).           Далее можно разучивать каноны, также и ритмические, так как они способствуют развитию чувства ритма и интонации.           Необходимо также работать с детьми над произведениями а сарреllа, т.к. именно  этот вид пения особенно развивает слух детей. Научить ребёнка слушать и слышать то,  что он поёт, первоначальная задача каждого педагога.              Изначально пение а сарреllа вводится в форме народных песен.           Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно  развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полёт звука,  чувство «локтя» и  др.         Кроме этого, очень важную роль играет пение канонов, которые при выученности  делятся на 3­5 голосов. Этот вид пения также развивает умение слышать себя и  слушать других участников пения. На выступления и концерты выносится 2­3х  голосные каноны. Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его  выборе педагог должен:     ­ учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические  возможности);     ­ включать в репертуар произведения различных эпох,  композиторских школ и  направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы  дети понимали содержание песен, которые они исполняют.    ­ наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей  последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит  стимулом для профессионального роста детей.           В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать  сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой  форме.          Большую роль в становлении певцов  – артистов играет организация концертных  выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом эстетического направления  общеобразовательной школы, это может быть участие: ­ в различных праздниках школы; ­ в концертах для родителей; ­ в общешкольных мероприятиях; ­ в тематических лекториях для школьников, проводимых силами преподавателей и  учащихся; ­ в отчётных концертах эстетического отделения.        Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных в классе.          Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими  движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением. ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Знакомство с основными правилами пения: 1 год обучения ­ певческая установка (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы); ­ организация работы певческого дыхания (вдох, задержка, выдох); ­ постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение на «зевке»); ­ формирование и произношение гласных звуков (округление, выравнивание). 2.    Работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной  взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой).        3.    Развитие навыков звуковедения. Преимущественно работа над кантиленой  (Legato).        4.    Работа над эмоциональностью.        5.    Работа над фразами.        6.    Работа над произведениями а сарреllа (со II полугодия).         ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ: 2 – 3 годы обучения 1. Контроль  за  певческой  установкой (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы);        2.    Продолжение  работы над певческим  дыханием (вдох, задержка, выдох);        3.    Постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя  челюсть, пение на «зевке»); формирование и произношение гласных звуков (округление, выравнивание).        4.    Понятие позиция, умение петь в разных позициях.                5.    Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (Legato); освоение новых приёмов звуковедения (non legato, staccato).        6.    Введение песен с разными темпами, ритмами и метрами.        7.    Расширение голосового диапазона.        8.    Работа над эмоциональностью.        9.    Работа над фразами.        10.  Работа над динамикой, увеличение градации форте и пиано.         11.  работа над произведениями а сарреllа на усложненном материале. 4 год обучения         ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ: 1. развить память, уровень исполнительского мастерства; 2. развить умение применять на практике полученные знания; 3. развить навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения. 4. формирование эмоционально­целостного отношения к музыке;  5. привитие слушательской и исполнительской культуры учащихся. 6. Умение петь в унисон. 7. Умение владеть певческим дыханием. 8. Умение слышать себя и других в хоре, сливая свой голос в общее звучание. 9. Певческий диапазон до1  ­ ре, (ми)2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности В результате изучения данного предмета ученик должен: 1. Иметь представление об истории создания и развития хорового пения. 2. Знать: ­ историю хоровой музыки; ­ основные приемы звукоизвлечения; ­ основы музыкальной грамоты.            3.   Овладеть следующими умениями и навыками:                  ­ сольное исполнение;                  ­ пение в ансамбле;                      ­ пение совместно с игрой на шумовых инструментах;                  ­ умение слушать других;                 ­ пение а сарреllа;                 ­ умение петь с нужными динамическими оттенками.                                                                                                              ФОРМЫ КОНТРОЛЯ             С   целью   определения   полноты   и   прочности   знаний   и   результатов   учебной деятельности применяются следующие формы контроля:           ­ концерт – родительское собрание для родителей; ­ отчётный концерт эстетического отделения;             ­ выступления на концертах. Структура содержания занятий по хоровому пению первый  год обучения (первый класс) № тема Количество часов раздела Название раздела 1 История музыки 1.1. Песни русских  композиторов 1.2. Русские народные песни 1.3. Современная детская  песня 2 3 Вокальная работа 2.  Вокальная техника Воспитательная  работа 3.1.  Беседы 3.2. Мероприятия всего теория практика 2 2 2 6 20 3 2 1 1 1 3 5 1 1 1 1 1 3 15 2 1 3.3.  Концертная  деятельность 3 8 34 1 3 11 2 5 23 4 Итого: Первый год обучения           1 класс № Темы разделов  тематического планирования Кол­во часов 1 Прослушивание голосов 2 Певческая установка  3 Мероприятие «Здравствуй, осень» 4 Пение в унисон 5 Беседа «Охрана голоса» 6 Русские народные песни 7 Современная детская песня  1 3 2 3 3 2 2 8 Ансамбль и строй 9 Работа над дикцией 10 Выработка ровного дыхания 11 Песни русских композиторов 12 Новые распевки 13 Новые упражнения 14 Подготовка к концерту  Урок ­ концерт 3 3 3 2 3 2 2 Учебно­тематический план второй год обучения № Название раздела тема Количество часов раздела всего теория практика 1 История музыки 1.1.   Песни   русских 6 композиторов 1.2.   Русские   народные 2 песни 1.3. Нотная грамота 2 3 Вокальная работа 2.  Вокальная техника Воспитательная 3.1.  Беседы 3.2. Мероприятия 2 10 20 2 1 1 1 1 3 5 1 1 1 1 1 3 15 2 1 работа 4 Итого:   Концертная   3.3. деятельность 1 4 1 3 34 11 2 5 23 Второй год обучения           2 класс № Темы разделов  тематического планирования 1 Прослушивание голосов 2 Разучивание новых распевок и упражнений 3 Пение в унисон 4 Выработка ровного дыхания.  5 Мероприятие «Песни из мультфильмов» 6 Работа  над дикцией 7 Элементарное дирижирование 8 Русские народные песни 9 Песни русских композиторов 10 Нотная грамота Кол­во часов 1 2 2 2 2 3 3 2 2 2 11 Беседа «Охрана голоса» 12 Новые распевки надикцию 13 Укрепление дыхания 14 Подготовка к концерту Урок ­ концерт 15 Прослушивание голосов 3 4 3 2 1 Учебно­тематический план третий  год обучения № Название раздела тема Количество часов раздела всего теория практика 1 История музыки 1.1.   Песни   русских 2 композиторов 1.2.   Русские   народные 2 песни 1.3. Нотная грамота Вокальная работа 2.  Вокальная техника Воспитательная работа 3.1.  Беседы 3.2. Мероприятия 2 6 20 3 2 3.3.     Концертная 3 деятельность 8 34 Итого: 2 3 4 1 1 1 3 5 1 1 1 3 1 1 1 3 15 2 1 2 5 11 23 Третий год обучения           3 класс № Темы разделов  тематического планирования 1 Вводное занятие. Прослушивание голосов. 2  Разучивание распевок и упражнений 3 Выработка ровного дыхания 4 Работа над народной песней 5 Работа над дикцией 6 Работа над строем 7 Пение закрытым ртом 8 Пение в унисон 9 Современные детские песни. Мероприятие  «Песни В.Шаинского» 10 Песни русских композиторов 11 Охрана голоса. Беседа. 12 Нотная грамота. 13 Подготовка к концерту Урок­концерт. 14 Прослушивание голосов. Кол­во часов 1 3 3 2 4 3 2 3 2 2 3 2 3 1 Учебно­тематический план четвёртый  год обучения № Название раздела тема Количество часов раздела всего теория практика 1 История музыки 1.1.   Песни   русских 2 композиторов 1.2.   Русские   народные 3 песни 1.3. Нотная грамота Вокальная работа 2.  Вокальная техника Воспитательная работа 3.1.  Беседы 3.2. Мероприятия 1 6 20 2 2 3.3.     Концертная 4 деятельность 8 34 Итого: 2 3 4 1 1 1 3 5 1 1 1 3 1 1 1 3 15 1 2 2 5 11 23 Четвёртый год обучения           4 класс № Темы разделов  тематического планирования 1 Прослушивание голосов 2  Разучивание распевок и упражнений 3 Пение на легато 4 Работа над народной песней 5 Разучивание вокализов 6 Мероприятие «Мои любимые песни» 7 Артикуляция 8 Песни русских композиторов 9 Чистое интонирование мелодии 10 Концерт «Весенняя капель» 11 Новые распевки на дикцию 12 Нотная грамота 13 Беседа «Охрана голоса» 14 Отчётный концерт 15 Прослушивание голосов Кол­во часов 1 2 3 3 2 2 4 2 3 3 3 1 2 2 2

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"

Программа внеурочной деятельности "Хоровое пение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2018