Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы. Программа рассчитана на четыре года. Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Занятие длится 40 минут. В программе использована музыка русских и зарубежных классиков, а так же народная музыка.
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 14 классов
«Хоровое пение»
Составил: учитель музыки Ерина Л.В.
г.о.Тольятти
2016 годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало.
Это отмечалось видными деятелями культуры и мыслителями всех времен и народов.
Хоровое пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как
непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю
поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые возможности,
надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому личностному
совершенствованию.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая
музыкальные способности, музыкальную одарённость, музыкальную интуицию,
музыкальное мировоззрение, но и обязательный, незаменимый фундамент всякого
музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения у ребят
развиваются не только музыкальные способности, а также способности, имеющие
большое значение в общем развитии ребёнка: воображение, творческая активность,
целеустремлённость, взаимовыручка, чувство локтя. Хоровое пение
содействует также овладению культурной речи, выработке чёткого выразительного
произношения.
А. Д. Кастальскому, крупнейшему композитору и педагогу нашего хорового
искусства, принадлежат мудро проникновенные слова: «Исполнять музыку детям всего
легче своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом
месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение,
где исполнители участвуют в исполнении всем своим существом».
«Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее,
изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма
и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный,
гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение
самых глубин человеческого чувства».
Программа рассчитана на четыре года. Реализуется с первого класса.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на
большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных
коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ – развитие музыкальноэстетического вкуса у детей.
ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА
развивать музыкальные способности учащихся;
обогатить духовный потенциал ребенка; воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном
значении;
выявление талантов среди учащихся школы.
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА:
расширение музыкального кругозора учащихся;
развитие ритмических способностей посредством разучивания ритмических
канонов;
усовершенствование навыков точного интонирования, певучести;
выработка чёткой и ясной артикуляции, дикционных навыков;
умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении
трудностей пения;
ответственность за творческий результат.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятие длится 40 минут.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ УРОКА
1. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика;
2. Развитие чувства ритма через разучивание ритмических канонов;
3. Разучивание песен;
4. Пение в ансамбле.
В результате изучения данного предмета ученик должен:
1. Иметь представление об истории создания и развития хорового пения.
2. Знать:
историю хоровой музыки;
основные приемы звукоизвлечения;
основы музыкальной грамоты.
3. Овладеть следующими умениями и навыками:
сольное исполнение;
пение в ансамбле;
пение совместно с игрой на шумовых инструментах;
умение слушать других;
пение а сарреllа;
умение петь с нужными динамическими оттенками.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной
деятельности применяются следующие формы контроля:
концерт – родительское собрание для родителей;
отчётный концерт эстетического отделения;
выступления на концертах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Хоровой класс способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков,
развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты.
В занятиях хора присутствуют разделы распевания и непосредственно работы
над произведениями.
Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:
приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим
существенно отличается от речевого;
с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;
По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне,
по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио,
включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных
песен.
Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники:
дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.
Основные методические принципы распевания:
выстроенность от простого к сложному;
развитие навыков, необходимых для текущей работы;
материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся
и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его
динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных
слогосочетаний;
дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений; в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с
умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;
все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;
любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.
Работать следует с детьми с большей отдачей, с пониманием психологических,
физиологических особенностей детей, быть им воспитателем, учителем и другом
одновременно. Необходимо учитывать возраст детей, их интересы, возможности.
Кроме этого, необходимо отслеживать рост и изменчивость детского организма, а
особенно голоса, поэтому нужно придерживаться ряда правил для его охраны:
не допускать перегрузок, связанных с длительностью репетиций;
проводить занятия в проветренных, не душных помещениях;
не допускать в работе резкого, форсированного пения;
внимательно относиться к подбору репертуара, особенно с точки зрения его
тесситурных особенностей;
при болезнях голосового аппарата, при переутомлении освобождать детей от
присутствия на занятиях.
Начинать урок следует с лёгкого массажа головы, ушей, лицевых мышц
(гимнастика по методике Емельянова), пальцев – массаж взбадривает, улучшает
кровоснабжение, активизирует внимание. По времени это должно быть не более 1 – 2х
минут. Далее желательно применение элементов дыхательной гимнастики (методика
Стрельниковой).
Далее можно разучивать каноны, также и ритмические, так как они способствуют
развитию чувства ритма и интонации.
Необходимо также работать с детьми над произведениями а сарреllа, т.к. именно
этот вид пения особенно развивает слух детей. Научить ребёнка слушать и слышать то,
что он поёт, первоначальная задача каждого педагога.
Изначально пение а сарреllа вводится в форме народных песен.
Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно
развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полёт звука, чувство «локтя» и
др.
Кроме этого, очень важную роль играет пение канонов, которые при выученности
делятся на 35 голосов. Этот вид пения также развивает умение слышать себя и
слушать других участников пения. На выступления и концерты выносится 23х
голосные каноны.Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его
выборе педагог должен:
учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические
возможности);
включать в репертуар произведения различных эпох, композиторских школ и
направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная
музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы
дети понимали содержание песен, которые они исполняют.
наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей
последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит
стимулом для профессионального роста детей.
В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать
сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой
форме.
Большую роль в становлении певцов – артистов играет организация концертных
выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом эстетического направления
общеобразовательной школы, это может быть участие:
в различных праздниках школы;
в концертах для родителей;
в общешкольных мероприятиях;
в тематических лекториях для школьников, проводимых силами преподавателей и
учащихся;
в отчётных концертах эстетического отделения.
Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных в классе.
Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими
движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением.
ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Знакомство с основными правилами пения:
1 год обучения
певческая установка (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы);
организация работы певческого дыхания (вдох, задержка, выдох);
постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение
на «зевке»);
формирование и произношение гласных звуков (округление, выравнивание).2. Работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной
взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой).
3. Развитие навыков звуковедения. Преимущественно работа над кантиленой
(Legato).
4. Работа над эмоциональностью.
5. Работа над фразами.
6. Работа над произведениями а сарреllа (со II полугодия).
ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ:
2 – 3 годы обучения
1. Контроль за певческой установкой (постановка певческого положения корпуса,
шеи и головы);
2. Продолжение работы над певческим дыханием (вдох, задержка, выдох);
3. Постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя
челюсть, пение на «зевке»); формирование и произношение гласных звуков (округление,
выравнивание).
4. Понятие позиция, умение петь в разных позициях.
5. Развитие навыков звуковедения. Продолжение работы над кантиленой (Legato);
освоение новых приёмов звуковедения (non legato, staccato).
6. Введение песен с разными темпами, ритмами и метрами.
7. Расширение голосового диапазона.
8. Работа над эмоциональностью.
9. Работа над фразами.
10. Работа над динамикой, увеличение градации форте и пиано.
11. работа над произведениями а сарреllа на усложненном материале.
4 год обучения
ВОКАЛЬНО – ХОРОВЫЕ ЗАДАЧИ:
1. развить память, уровень исполнительского мастерства;
2. развить умение применять на практике полученные знания;3. развить навыки сольного пения, пения в ансамбле, хорового пения.
4. формирование эмоциональноцелостного отношения к музыке;
5. привитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.
6. Умение петь в унисон.
7. Умение владеть певческим дыханием.
8. Умение слышать себя и других в хоре, сливая свой голос в общее звучание.
9. Певческий диапазон до1 ре, (ми)2.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате изучения данного предмета ученик должен:
1. Иметь представление об истории создания и развития хорового пения.
2. Знать:
историю хоровой музыки;
основные приемы звукоизвлечения;
основы музыкальной грамоты.
3. Овладеть следующими умениями и навыками:
сольное исполнение;
пение в ансамбле;
пение совместно с игрой на шумовых инструментах;
умение слушать других;
пение а сарреllа;
умение петь с нужными динамическими оттенками.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной
деятельности применяются следующие формы контроля:
концерт – родительское собрание для родителей; отчётный концерт эстетического отделения;
выступления на концертах.
Структура содержания занятий по хоровому пению
первый год обучения (первый класс)
№
тема
Количество часов
раздела Название раздела
1
История музыки
1.1. Песни русских
композиторов
1.2. Русские народные песни
1.3. Современная детская
песня
2
3
Вокальная работа 2. Вокальная техника
Воспитательная
работа
3.1. Беседы
3.2. Мероприятия
всего
теория
практика
2
2
2
6
20
3
2
1
1
1
3
5
1
1
1
1
1
3
15
2
13.3. Концертная
деятельность
3
8
34
1
3
11
2
5
23
4
Итого:
Первый год обучения
1 класс
№
Темы разделов
тематического планирования
Колво
часов
1 Прослушивание голосов
2 Певческая установка
3 Мероприятие «Здравствуй, осень»
4 Пение в унисон
5 Беседа «Охрана голоса»
6 Русские народные песни
7 Современная детская песня
1
3
2
3
3
2
28 Ансамбль и строй
9 Работа над дикцией
10 Выработка ровного дыхания
11 Песни русских композиторов
12 Новые распевки
13 Новые упражнения
14 Подготовка к концерту
Урок концерт
3
3
3
2
3
2
2Учебнотематический план
второй год обучения
№
Название раздела
тема
Количество часов
раздела
всего теория
практика
1
История музыки 1.1.
Песни русских
6
композиторов
1.2. Русские народные
2
песни
1.3. Нотная грамота
2
3
Вокальная работа 2. Вокальная техника
Воспитательная
3.1. Беседы
3.2. Мероприятия
2
10
20
2
1
1
1
1
3
5
1
1
1
1
1
3
15
2
1работа
4
Итого:
Концертная
3.3.
деятельность
1
4
1
3
34
11
2
5
23
Второй год обучения
2 класс
№
Темы разделов
тематического планирования
1 Прослушивание голосов
2 Разучивание новых распевок и упражнений
3 Пение в унисон
4 Выработка ровного дыхания.
5 Мероприятие «Песни из мультфильмов»
6 Работа над дикцией
7 Элементарное дирижирование
8 Русские народные песни
9 Песни русских композиторов
10 Нотная грамота
Колво
часов
1
2
2
2
2
3
3
2
2
211 Беседа «Охрана голоса»
12 Новые распевки надикцию
13 Укрепление дыхания
14 Подготовка к концерту
Урок концерт
15 Прослушивание голосов
3
4
3
2
1Учебнотематический план
третий год обучения
№
Название раздела
тема
Количество часов
раздела
всего теория
практика
1
История музыки 1.1.
Песни русских
2
композиторов
1.2. Русские народные
2
песни
1.3. Нотная грамота
Вокальная работа 2. Вокальная техника
Воспитательная
работа
3.1. Беседы
3.2. Мероприятия
2
6
20
3
2
3.3.
Концертная
3
деятельность
8
34
Итого:
2
3
4
1
1
1
3
5
1
1
1
3
1
1
1
3
15
2
1
2
5
11
23Третий год обучения
3 класс
№
Темы разделов
тематического планирования
1 Вводное занятие. Прослушивание голосов.
2 Разучивание распевок и упражнений
3 Выработка ровного дыхания
4 Работа над народной песней
5 Работа над дикцией
6 Работа над строем
7 Пение закрытым ртом
8 Пение в унисон
9 Современные детские песни.
Мероприятие «Песни В.Шаинского»
10 Песни русских композиторов
11 Охрана голоса.
Беседа.
12 Нотная грамота.
13 Подготовка к концерту
Урокконцерт.
14 Прослушивание голосов.
Колво
часов
1
3
3
2
4
3
2
3
2
2
3
2
3
1Учебнотематический план
четвёртый год обучения
№
Название раздела
тема
Количество часов
раздела
всего теория
практика
1
История музыки 1.1.
Песни русских
2
композиторов
1.2. Русские народные
3
песни
1.3. Нотная грамота
Вокальная работа 2. Вокальная техника
Воспитательная
работа
3.1. Беседы
3.2. Мероприятия
1
6
20
2
2
3.3.
Концертная
4
деятельность
8
34
Итого:
2
3
4
1
1
1
3
5
1
1
1
3
1
1
1
3
15
1
2
2
5
11
23
Четвёртый год обучения
4 класс№
Темы разделов
тематического планирования
1 Прослушивание голосов
2 Разучивание распевок и упражнений
3 Пение на легато
4 Работа над народной песней
5 Разучивание вокализов
6 Мероприятие «Мои любимые песни»
7 Артикуляция
8 Песни русских композиторов
9 Чистое интонирование мелодии
10 Концерт «Весенняя капель»
11 Новые распевки на дикцию
12 Нотная грамота
13 Беседа «Охрана голоса»
14 Отчётный концерт
15 Прослушивание голосов
Колво
часов
1
2
3
3
2
2
4
2
3
3
3
1
2
2
2