ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)
Оценка 4.7

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +2
Взрослым
05.05.2018
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)
Бумажные фантазии» — так называется курс, который предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой особый мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго, красивого, экологически-чистого мира. В этом и состоит основная задача данной программы. Программа дополнительного образования художественно-эстетического направления кружка «Бумажные фантазии» позволяет организовать увлекательные занятия создать основу для глубокого, осмысленного творчества детей и подростков, даже если они не обладают ярко выраженными способностями к творческой мыслительной деятельности. Цель программы: формирование социально активной личности, способной к творческому самовыражению, самоопределению и самореализации в процессе коллективной творческой деятельности.Настоящая программа дополнительного образования художественно-эстетического направления кружка «Бумажные фантазии» ориентирована на приобщение детей к бумагопластике – одной из форм самовыражения личности ребенка, предназначена для занятий с учащимися от 8 до 17 лет ю
15.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №7  имени Героя Советского Союза Орехова Владимира Викторовича г. Комсомольска­на­Амуре Хабаровского края ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО­ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10­18 лет) Срок реализации: 2013­2016 гг. Разработчик: Лярская И.С., учитель географии (1КК) Содержание Пояснительная  записка………………………………………………………………………...... Общая характеристика учебного  предмета…………………………………………………..... Педагогические  принципы……………………………………………………………………… Организационно­методическое обеспечение  программы……………………………………. Формы и метод  обучения……………………………………………………………………….. Характеристика ожидаемых результатов……….. …………………………………………….. Методическое обеспечение  программы……………………………………………………...... Содержание  программы………………………………………………………………………... Календарно­тематическое планирование…………………………………….. ……………..... Используемая  литература……………………………………………………………………….. Приложение………………………………………………………………………………… ……. ..2 ..5 ..7 ..8 10 12 14 15 18 22 23 Пояснительная записка Если ученик не научился сам ничего творить, то и в жизни                                             он всегда будет только подражать, копировать…                                                                                                        Л.Н. Толстой Каждая   эпоха     порождает   и   предъявляет   к   личности   свои   требования.   Эпоха,   в которую мы живем сейчас, необычно сложна – интереснейшее развитие науки и техники, быстрое устаревание информации и знаний, необходимость переработки большого количества информационных   и   технологических   сведений   и   навыков.     Эти   обстоятельства   требуют формирование совершенно новой личности, способной к постоянному развитию и принятию нестандартных   решений,   самостоятельному   анализу   информации   и   умеющей   творчески мыслить,  стремящейся к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.  Способствовать   увеличению   числа   таких   людей   в   обществе   способна     система дополнительного   образования,     создающая   условия   для   творческого   самораскрытия природного дара каждого ребенка. Современное дополнительное образование многогранно, разнонаправлено,     вариабельно,   стимулирует   познание   и   творчество     детей,   расширяет культурное пространство для самореализации личности, ориентировано на свободный выбор и освоение   обучающимися   дополнительных   образовательных   программ,   способное   решать современные  задачи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Но   как   помочь   детям   и   подросткам   раскрыть   себя   наиболее   полно?   Как   создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое их стремление  узнать мир во   всех   его   ярких   красках   и   проявлениях?   Именно   эти   вопросы   поможет   решить бумагопластика – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. При работе с этим волшебным материалом, обучающимся предоставляется реальная возможность, самостоятельно открывать для себя волшебный мир бумажного творчества. Настоящая   программа   дополнительного   образования   художественно­эстетического направления   кружка   «Бумажные   фантазии»     ориентирована   на   приобщение   детей   к бумагопластике   –   одной   из   форм   самовыражения   личности   ребенка,   предназначена   для занятий с учащимися от 8 до 17 лет и  разработана в соответствии с:   Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);  требованиями   Федерального   Государственного   Образовательного   стандарта начального общего образования  (далее ФГОС);  Учебным планом МОУ СОШ № 7, г. Комсомольска­на­Амуре на 2013­2014 учебный год;   Программой   внеурочной   деятельности.   Художественное   творчество.   Социальное творчество:   пособие   для   учителей   общеобразоват.   учреждений   /   Д.В.   Григорьев,   Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с. ­ (Работаем по новым стандартам);  Примерной   программой   внеурочной   деятельности.   Начальное   и   основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с. – (Стандарты второго поколения);  Программой «Художественное творчество»: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Н.  Преснякова.   Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Актуальность  программы   дополнительного   образования     «Бумажные   фантазии» заключается не только в художественно­эстетической   направленности,   которая является важным направлением в развитии и воспитании   подрастающего   поколения. А   в  том,   что являясь       наиболее   доступным   для   детей,   декоративно­прикладное   творчество   обладает необходимой   эмоциональностью,   привлекательностью   и   эффективностью,   предполагает развитие у обучающихся не только художественного вкуса и творческих способностей, но и умение   фантазировать,   придумывать,   изобретать,   самовыражаться   и   саморазвиваться, стремиться здесь и сейчас стать успешными, а, значит, счастливыми.  Сегодня искусство работы с бумагой не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Однако, главную причину, по которой стоит   приобщать   ребёнка   к   искусству   бумагопластики,   можно   выразить   словами   В.А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству.   Бумажный   лист   помогает   ребёнку   ощутить   себя   художником,   дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком, способным не только видеть   вокруг   себя   красоту,   но   и   самому   творить   ее.   Стремиться   здесь   и   сейчас   стать успешным, а значит, счастливым. 2 Говорят, что бумага простая. Говорят, что она неживая, Но мы знаем, что все ­ это ложь,  В ней душа, с ней живешь и поешь!                                      (Лярская Анастасия 8 А класс) Педагогическая   целесообразность.  Современными   педагогами   и   психологами замечено, что год от года дети приходят в школу с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Ребенок замыкается в себе со своими проблемами и страхами. Одним из видов деятельности, способствующему снятию эмоционального и мышечного напряжения, настрою на позитивный лад, всегда являлось творчество. Замечено, что творческий процесс является значительным психотерапевтическим   средством   сам   по   себе.   Отрицательные   эмоции   –   это   всегда разрушение. Рушится гармония, покой, душевное равновесие, хорошее настроение, здоровье. А   мастерить   –   это   всегда   созидание,   приобретение   опыта   самостоятельного   действия, способствующего   развитию   человека   как   личности   и   формированию   его   компетентности, идентичности. Новизна   программы  дополнительного   образования   художественно­эстетического направления   «Бумажные   фантазии»   заключается   в   том,   что   она   нацелена   не   столько   на обучение детей способам воздействия на разные виды бумаги, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка, повышение самооценки через осознание «я умею, я могу», настрою на позитивный лад, снятию эмоционального и мышечного напряжения.   «Бумажные   фантазии»  —   так   называется   курс,   который     предлагает   развитие ребенка   в   самых   различных   направлениях:   конструкторское   мышление,   художественно­ эстетический   вкус,   образное   и   пространственное   мышление.   Все   это   необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой особый   мир   из   бумаги,   ребенок   готовится   стать   созидателем   доброго,   красивого, экологически­чистого мира. В этом и состоит основная задача данной программы. Программа дополнительного образования художественно­эстетического  направления кружка «Бумажные фантазии» позволяет организовать увлекательные занятия создать  основу для  глубокого,  осмысленного  творчества детей и подростков,  даже если они не обладают ярко выраженными способностями к творческой  мыслительной деятельности.  3 Цель программы:   формирование социально активной личности, способной к творческому самовыражению,   самоопределению   и   самореализации   в   процессе   коллективной   творческой деятельности.   Задачи программы:  Обучающие:   овладение универсальными и специальными умениями, навыками в работе с бумагой;   формирование умений следовать устным инструкциям, технологическим картам;  обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами (Приложение 1);  изучение разнообразных направлений в области бумажной пластики, для создания различных композиций: панно, коллажей, букетов, украшений, оформления подарков;  развитие навыков проектной деятельности;  внедрение   современных   тенденций   искусства   в   творческий   процесс   с   целью приобретения новых знаний, умений и навыков;   сопоставление,   оценивание,   интегрирование,   комбинирование,   нахождение   пути решения творческих задач самостоятельно.  создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;  развитие   внимания,   памяти,   логического   и   пространственного   воображения, изобретательности, мелкой моторики рук и глазомера; Развивающие:   формирование   умений   ориентироваться   в   проблемных   ситуациях,  потребности   к творческому   труду,   стремлений   преодолевать   трудности,   добиваться   успехов   в достижении поставленных целей;  поощрение   проявлений   индивидуальности   в   творческой   деятельности,   создание условий для самовыражения личности. Воспитательные:  создание личностно значимой ситуации успеха для каждого;  формирование целостного коллектива на основе творческого межвозрастного взаимодействия;  побуждение детей и подростков к участию в благотворительных акциях как возможности включения в социально значимую жизнь общества;  развитие   интереса   к   активному   познанию   истории   материальной   культуры,   декоративно­ прикладного творчества, семейных традиций народов России  и народов мира;  привитие   основ   нравственного   поведения   и   нормам   гуманистической   морали (толерантности, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека);  формирование внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения;  создание условий для обмена опытом, демонстрации достижений и успехов учащихся. Общая характеристика программы Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца… В.А. Сухомлинский 4 Данная   программа   имеет   две   важные   составляющие   –   работу,   направленную   на развитие   и   индивидуализацию   творческих   способностей     ребенка,   и   формирование   и сплочение детского коллектива.  Научить   таланту   невозможно,   но   помочь   детям   и   подросткам     признать   собственное дарование и понять, что это дар божий,   значит приобщить их к прекрасному. Этот принцип является   стержнем,   вокруг   которого   строится     программа   «Бумажные   фантазии»,   способная помочь школьнику реализовать себя в детском коллективе. Условиями самореализации А. Маслоу считал наличие интереса, т.е. личную мотивацию и желание развиваться в соответствии со своей внутренней   природой,   а   также   наличие   свободы   как   возможности   преодоления   внешних ограничений и независимость от постоянного давления со стороны взрослых. Важным   направлением   в   содержании   программы   является   художественно   – эстетическое воспитание детей и подростков через:  развитие чувства патриотизма: активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;   трудолюбие, творческого отношения к учению, труду, жизни;  формирование представлений об ­ эстетических ценностях: отношения к прекрасному, отношение к природе, окружающей среде, своему  здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применение экологически чистых материалов, организации здорового и созидательного досуга). Направления работы кружка «Бумажные фантазии»:    изготовление   цветов,   панно,   картин   в   технике   квиллинг,   бумагопластика, аппликация, декупаж, оригами, художественная резьба по бумаге  и др.;      изготовление сувениров, открыток  к праздникам и знаменательным датам;  конструирование;  оформление оконных рам  в школе к праздникам;  участие в конкурсах и т.д. Программа   предполагает,   что   воспитание   и   обучение   в   кружке   дополнительного образования художественно­эстетического направления «Бумажные фантазии» необходимо осуществлять «естественным путем», в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций должно осуществляться "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает   от   педагога   ту   информацию,   те   примеры,   которые   необходимы   ему   для осуществления   собственного   замысла   и   собственных,   соответствующих   возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы ­ стиль общения педагога с детьми на основе личностно­ориентированной модели. Программа   предполагает   соединение   игры,   труда   и   обучения   в   единое   целое,   что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность,   т.е.   создание   оригинальных   творческих   работ.   Все   изделия,   выполненные детьми   и   подростками,   носят   функциональный   характер:   ими   можно   играть,   их   можно использовать   в   быту,   их   можно   подарить   друзьям   и   родным.  С   первых   же   занятий обучающиеся должны усвоить,  что понятие "мусор" для творческого человека не существует. Любой   предмет,   любая   случайная   находка   могут   быть   преображены   ребенком,   став художественным произведением.  Особое   внимание   уделяется   созданию   в   детском   коллективе   доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.  5 В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:   формирование   ценностных   основ   культуры   личности,   которая   трактуется   как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней   культуры   (духовность)   и   воспитание   внешней   культуры,   проявляющейся   в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.;  опора на личностно­ориентированный подход в образовании и игровые технологии;  учет   особенностей   культуры   своего   народа   (этнокультуры),  национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры. Проследить и изложить на бумаге все этапы творческого процесса очень трудно, он проходит по–разному. Но необходимым и обязательным в этом процессе является стремление к знаниям, причем не только в области бумажной пластики, но и в других видах творчества. Объединить необъятное помогает проектная деятельность. Введение проектных технологий в дополнительное   образование   не   отменяет   традиционных   способов   организации   учебной деятельности, а лишь расширяет диапазон возможностей. Отличие проектной деятельности от других форм работы заключается в направленности проекта на преобразование настоящего с целью изменения его в будущем.  Проектный   метод  позволяет   детям   и   подросткам   самостоятельно   формировать   в процессе  деятельности  коммуникативные  навыки  и  навыки  коллективной  работы,  учиться анализу,   постановке   проблемы,   планированию   деятельности.   При   этом   каждый   участник проекта может двигаться по индивидуальной образовательной траектории. Материалы проектов могут использоваться на уроках, что позволит всем желающим расширять представления о художественно­пластических возможностях работы с бумагой.  Самое прекрасное в творчестве – это поиск. Здесь нужно проявить не только терпение, усидчивость и настойчивость, но и выдумку, фантазию, упорство в достижении цели. Ребенок творит   ради   радости.   И   эта   радость   ­   есть   особая   сила,   которая   питает   его.   Радость собственного   преодоления   и   успеха   в   труде   способствует   приобретению   веры   в   себя, уверенности   в   своих   силах,   воспитывает   целостную,   творческую   личность.   Чем   активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.  На сегодняшний день метод проекта становится наиболее интересной формой работы с детьми в системе дополнительного образования, так как в его основе лежит деятельностный подход,   умение   ориентироваться   в   информационном   пространстве,   умение   работать   как самостоятельно, так и в коллективе, критически оценивать свои результаты и результаты своих друзей. Программа   педагогически   целесообразна,   так   как   способствует   более   разностороннему   раскрытию   индивидуальных   способностей   ребенка,   которые   не   всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Педагогические принципы  6 Любовь   и   уважение   к   ребенку   как   активному   субъекту   воспитания   и   развития   ­ главный   принцип   работы   кружка   «Бумажные   фантазии».   При   организации   учебно­ воспитательного процесса учитываются:  1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:   учебная   деятельность   в   среднем   школьном   возрасте:   дети   привыкают   к   новым условиям   организации   занятий,   учатся   выполнять   требования   педагога,   соблюдать дисциплину труда и пр. игры используются преимущественно учебного характера;  учебная деятельность и личностное общение в подростковом возрасте: на занятиях принято   раскрепощенное,   уважительное   отношение   друг   с   другом;   поощряется   взаимная помощь;   разрешается   свободное   перемещение   в   кабинете.   Потребность   детей   в   общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;  профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода   характерно   осознанное   отношение   к   учебной   деятельности;   стараться   поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.  2) потребности, интересы учащихся;  3) уровень развития первичного коллектива;  4) уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.  Основные   принципы   обеспечения   права   воспитанников   кружка   «Бумажные фантазии» на свободу творчества и инновационную деятельность Принцип последовательности и систематичности,  обеспечивающий последовательную (непрерывную)   логику   разворачивания   содержания   образования,   движение   от   частного   к общему. Принцип доступности,  при котором представление содержания в рамках программы осуществляется   с   учетом   дифференцированного   подхода   (в   том   числе   уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска   и   освоения   (постижения)   нового   знания;   доступность   базируется   на   организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка. Принцип либеральности  – право детей и подростков развивать свои способности в согласии с природой их развития, а не вопреки ей. Принцип   заинтересованности  –   право   на   познание   ребенка     заинтересовавших   его явлений (процессов) в более увлекательной и интенсивной атмосфере. Принцип   сознательности   и   активности,   предполагающий   определение   и   отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач. Принцип   адаптивности  –   право   на   обеспечение   механизма   и   способами   вхождения ребенка в сложную обстановку межвозрастного коллектива. Принцип рекреативности – право ребенка на отдых, игру и развлечения. Принцип   индивидуализации    (личностно­ориентированного   подхода).   К   каждому ребенку применяется индивидуальный подход:   осознание   и   признание   права   на   свободу   выбора   (быть   или   не   быть   в   кружке, посещать занятия по выбору, выбирать для себя предмет специализации);   оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;   умение смотреть на проблему глазами ребенка;   учет индивидуально­психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).  7 Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения, которое достаточно полно отражено в программе. Непосредственно на занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Применяется как опережающее обучение, так и упрощенные задания для медленно работающих детей, чему служат вариативные учебные планы. Личностный подход, который   требует   создание   на   занятиях   условий,   при   которых   ученик   чувствует   себя личностью,   ощущает   внимание   наставника   лично   к   нему.   Создание   ситуаций   успеха   для каждого   ребенка   –   один   из   главных   принципов.   Обеспечение   условий,   способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы. Все   перечисленные   принципы   позволяют   педагогу   вместе   с   детьми   выполнять оригинальные   проекты   по   совмещению   техник   и   материалов,   расширять  границы возможностей учащихся; способствуют восприятию объединения «Бумажные фантазии» как единого   свободного   пространства,   в   котором   не   запрещены   переходы   от   одного   вида деятельности к другому. Организационно­методическое обеспечение программы Программа дополнительного образования художественно­эстетического  направления «Бумажные фантазии» рассчитана на 4 года обучения. Срок реализации программы 4 года. Работа рассчитана на 682 часа и предусматривает следующее распределение:  1 год обучения ­  168 часов, 2 год обучения – 172 часа, 3 год обучения ­ 171 час, 4 год обучения – 171 час  (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 часа). Для успешного освоения программы численность детей в группе должна составлять не более 13­15 человек.  Группа формируется из детей в возрасте от 8 ­ 17  лет.  Состав группы: постоянный. Набор в группу: свободный.  Специальной подготовки не требуется.  Группа   разновозрастная,   при   коллективном   взаимодействии   школьников   в определённом аспекте  даёт большой воспитательный эффект. . Программа «Бумажные фантазии» состоит из 4­х блоков, каждый из блоков является самодостаточным, но только вместе они составляют оригинальную целенаправленную систему работы с детьми по декоративно­прикладному творчеству. Каждому блоку соответствует своя специфика, свои задачи и цели, различная степень сложности.     информационно­мотивационный   блок,  него    включены   циклы   «Введение»   и «Волшебный мир бумаги». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила   техники   безопасности   и   санитарно­гигиенические   требования,   мотивировать 8 погружение   в   программу,   предоставить   детям   информационные   сведения   об   истории   и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении. Доминирующая идея данного блока – «Верю в себя»;  технологический   блок  состоит   из   циклов,   раскрывающих   технологию   работы   с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Оригами»,   «Бумагопластика»,   «Бумагокручение»,   «Декупаж»   и   др.  Доминирующая   идея блока  – «Ищу себя»;  организационно­воспитательный   блок  представлен   в   программе   циклом «Праздники   и   подготовка   к   ним».   Занятия   данного   цикла   проводятся   соответственно тематике   праздника   и   включены   в   тематический   план   согласно   календарному   графику (подготовка и проведение праздников, посещение выставок, участие в конкурсах различного уровня,   викторинах,   соревнованиях,   организация   личных   выставок)   ­   все   это   дает возможность   подрастающему   поколению   расширить   свой   кругозор,   учиться   анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления. Доминирующая идея – «Совершенствуй себя»;  проверочно­результативный блок,  в него включен цикл «Творческие работы». Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий кружка в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности. Доминирующая идея – «Реализую себя». В   каждом  блоке   особое   место   занимает   коллективная   творческая   деятельность   — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач, которое дает возможность   детям   и   подросткам   воспринимать   готовую   работу   целостно   и   получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально.  Коллективные  творческие   работы   решают   проблему   формирования   нравственных качеств личности. На их основе подросткам дается возможность получить жизненный опыт позитивного   взаимодействия.   Активная   совместная   деятельность   способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки. Каждая творческая работа делится на этапы:  поиск и зарисовка композиции; подбор бумаги   гармоничных   цветовых   сочетаний;   нарезка   и   заготовка   элементов   композиции; создание и склеивание композиции. Все это требует ввод в программу основ композиции и цветоведения.   В   процессе   творческой   работы   идет   активное   развития   графических, композиционных и цветовых умений и навыков, а также развиваются воображение и фантазия ребенка. Также вырабатывается умение стилизовать художественные, декоративные образы и элементы окружающей среды под формы торцевой бумажной пластики.   Формы и методы обучения Отличительной   особенностью   рабочей   программы   является   то,   что   процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления   вариантов   композиций.   Выполнение   макетирования   предваряется   подбором 9 материалов   по   их   технологическим   свойствам,   цвету   и   фактуре   поверхности,   выбором художественной отделки изделия.  При   изготовлении   изделий   наряду   с   технологическими   требованиями   большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими   требованиями:   рациональным   расходованием   материалов,   утилизацией отходов. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы способствует не только расширению политехнического кругозора учащихся, но позволяет каждому раскрывать свои индивидуальные   способности,   находить   свой   материал   и   свою   технику,   что,   безусловно, оказывает благотворное влияние на самоактуализацию личности. В   процессе   занятий   используются   различные   формы   занятий:   традиционные, комбинированные   и   практические;   лекции,   игры,   праздники,   конкурсы,   соревнования   и другие.  Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:  словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);  наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций), наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);  эвристический (развитие находчивости и активности);  метод «подмастерья» ­ сотворчество (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);  практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:  объяснительно­иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;  репродуктивный   –   учащиеся   воспроизводят   полученные   знания   и   освоенные способы деятельности;  частично­поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;  исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:    фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;  индивидуально­фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;  групповой – организация работы в группах;  индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:  ведение индивидуальных карточек учета творческих способностей (Приложение 2);  мониторинг результатов творческой деятельности обучающихся (Приложение 3);  составление альбома лучших работ (портфолио);  проведение выставок работ учащихся: в классе, в школе, округе, городе;  участие в школьных, городских, областных региональных конкурсах;  организация и проведение мастер­классов. Приоритетными  формами   обучения   при   реализации   данной   программы   являются следующие   методики:  оптимизации   режима   обучения,   сохранения   и   поддержки   здоровья школьников;  системности; методика проекта; частично­поисковые методики; опережающего обучения; интерактивного  проблемного обучения школьников. Тематика   занятий   строится  с   учетом   интересов   учащихся,   возможности   их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития 10 специальных   умений   и   навыков,   степень   продвинутости   по   образовательному   маршруту, уровень   самостоятельности,   умение   работать   в   коллективе.   Программа   позволяет индивидуализировать   сложные   работы:   более   сильным   детям   будет   интересна   сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе «Бумажные фантазии», дети и подростки  постоянно совмещают   и   объединяют   в   одно   целое   все   компоненты   бумажного   образа:   материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и другое. Программа   «Бумажные   фантазии»   может   быть   использована   в   школах   на факультативных занятиях по труду или художественной деятельности, в группах продленного дня,   в   кружковой   работе;   по   данной   программе   с   успехом   могут   заниматься   как   дети   с дефектами   (речи,   слуха,   дети   различных   групп   коррекции),   так   и   одаренные   дети.   Она помогает создать основу для глубокого осмысленного творчества детей. Имея  блочную  структуру, программа  ориентирована  на межпредметную связь.  Она взаимодействует с изобразительным искусством, так как работы, которые выполнены детьми, необходимо оформлять, придавать им эстетический вид. В процессе работы по программе “Бумажные фантазии”, дети постоянно совмещают и объединяют в единое целое все компоненты бумажного образа: материал; изобразительное и цветовое решение; технологию изготовления; назначение и др.  Такой характер творчества сознательно объединяет в одном занятии различные виды деятельности, перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости (см. таб. 1).  Признаки Современность Доступность Разноплановость Индивидуальность Характерные особенности деятельности Отсутствие четких канонов. Многообразие используемых технологий. Возможность самовыражения с использованием доступных средств. Экономичность и доступность материала. Отсутствие возрастных ограничений. Возможность создания разновозрастных групп. Возможность создания различных изделий,  воссоздание произ­водственных моделей и технологических процессов. Разноплановость применения изготовленных изделий (подарки, костюмы, сюрпризы, наглядные пособия, декоративное оформление и др.). Это особое состояние в изображении действительности, и здесь у каждого предмета свой реальный мир, который имеет собственное применение и неповторимый (авторский) подход. Социализация экономических проблем, коммуникативное общение среди людей, занятых Возможность самовыражения личности, решение финансово­ общим делом. Характеристика ожидаемых результатов 11 По окончании данного курса учащиеся овладевают:  безопасными приемами труда с новыми инструментами и оборудованием;  трудовыми   и   технологическими   знаниями   и   умениями   по   преобразованию   и использованию   материалов,   энергии,   информации,   необходимыми   для   создания   продуктов труда в соответствии с предполагаемыми  функциональными и эстетическими свойствами;  технологией   изготовления   изделий   из   бумаги   и   художественного   (декоративно) оформления бумажных изделий;  практическими навыками подготовки и выполнения творческих проектов;  информацией о специфике различных направлений работы с бумагой;  навыками   самостоятельной   работы     и   работы   в   группе   при   выполнении практических и творческих работ. Личностные результаты  проявление   познавательного   интереса   к   творческой   деятельности   в   технике бумагопластика, как одному из видов декоративно–прикладного творчества;  развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;  самооценка своих творческих способностей с позиций будущей социализации;   формирование   основ   социально   ценных   личностных   и   нравственных   качеств: трудолюбие,   организованность,   добросовестное   отношение   к   делу,   инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;  самоопределение   ребенка   в   социально   и   культурно   значимых   формах жизнедеятельности, проживание им ситуации успеха, личностное саморазвитие. Метапредметные  результаты  планирование процесса познавательной деятельности;   определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;  проявление нестандартного подхода к решению практических задач в процессе моде­ лирования изделия или технологического процесса;  самостоятельное   выполнение   различных   творческих   работ   по   созданию   оригинальных изделий декоративно­прикладного искусства в технике бумагопластика;  виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов;  аргументированная защита в устной или письменной форме результатов своей деятельности;  выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную или социальную значимость;  выбор   различных   источников   информации   для   решения   познавательных   и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет­ресурсы и другие базы данных;  согласование и координация совместной познавательно­трудовой деятельности с другими ее участниками; объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива;  оценка   своей   трудовой   деятельности   с   точки   зрения   нравственных,   правовых   норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и  коллективе требованиям и принципам;  обоснование   путей   и   средств   устранения   ошибок   или   разрешения   противоречий   в выполняемых технологических процессах;  соблюдение безопасных приемов трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты В познавательной сфере:  рациональное   использование   учебной   и   дополнительной   технической   и технологической   информации   для   проектирования   и   создания   изделий   в   технике бумагопластика;  оценка технологических свойств бумаги и областей ее применения;  владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;  распознавание   видов   инструментов,   приспособлений   и   оборудования   и   их технологических возможностей;  владение методами чтения и способам графического представления технической  и технологической  информации, применение  общенаучных  знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности. В трудовой сфере:   планирование технологического процесса при работе с бумагой;  организация рабочего  места с учетом  требований эргономики и научной организации труда;  подбор   инструментов   и   оборудования   с   учетом   требований   технологии   и 12 материально­энергетических ресурсов;  формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;  соблюдение безопасных приемов труда, трудовой и технологической дисциплины;  выявление допущенных ошибок в процессе работы с бумагой и обоснование способов их исправления;  расчет себестоимости продукта труда. В мотивационной сфере:  оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;  согласование своих потребностей и требований с творческим коллективом;  осознание ответственности за качество конечного продукта (изделия);  стремление к экономии и бережливости в расходовании времени и материалов. В эстетической сфере: дизайнерское конструирование изделия;  моделирование художественного оформления продукта (изделия);  эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;  сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;   создание художественного образа и воплощение его в материале;  развитие пространственного художественного воображения;  развитие чувства цвета, гармонии и контраста;  применение   художественного   проектирования   в   оформлении   интерьера   жилого дома, школы, детского сада и др. В коммуникативной сфере:  умение быть лидером и рядовым членом коллектива;  формирование   рабочей   группы   с   учетом   общности   интересов   и   возможностей будущих членов творческого коллектива;  публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;  способность   к   коллективному   решению   творческих   задач,   объективно   и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства продуктов (изделий) членов творческого коллектива;  способность прийти на помощь товарищу;  способность В физической сфере:  развитие координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;  достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных бесконфликтного общения в коллективе. технологических операций;  соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;  развитие глазомера, вкуса, воображения. Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни для: получения технологических сведений из разнообразных источников информации;   организации   индивидуальной   и   коллективной   трудовой   деятельности; изготовления или ремонта изделий из бумаги; обеспечения безопасности труда. Методическое обеспечение программы Учебно­методический комплекс I. Учебные и методические пособия:  • Научная, специальная, методическая литература. 13 II. Материалы из опыта работы педагога:  Дидактические материалы: • Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами, квиллинга. • Инструкционные карты сборки изделий. • Образцы изделий. • Альбом лучших работ детей.  • Интернет сайты: www.origami­school.narod.ru; www. страна мастеров. Модульное оригами; www. Страна Мастеров. Квиллинг • Компьютерные презентации (согласно теме): «История развития искусства бумагопластика»;  «Шедевры бумажного листа»; «Волшебство бумажных полосок»; «Способы оформления готового изделия»; «Фантазируем и воплощаем»; «Моделируем и оживляем»; «Модульное оригами в современном дизайне»; «Работа с бумагой в технике квиллинг». Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами Учебные столы и стулья.  Выставочные стенды.  Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия.  Схемы складывания изделий.  Журналы и книги по бумагопластике, оригами, квиллингу. Альбом для лучших работ.  Бумага (цветная, гофрированная, калька, мелованная, для квиллинга и оригами). Картон (цветной, двухсторонний, гофрированный, белый, серый для подложек и задников). Клей (ПВА ­ универсальный, силикатный, момент, супер­момент, клей­карандаш). Инструменты   (ножницы,   шило,   пинцет,   зубочистки,   линейка   металлическая,   линейка офицерская, транспортир, циркуль, канцелярский нож). Кисти для клея и красок. Карандаши  (простые ТМ, Т, 2Т,  цветные, восковые, акварельные). Краски (акварельные, гуашь, акриловые). Салфетки декоративные и влажные. Поролон, вата, ватные диски, ватные палочки. Двухсторонний скотч. Клеенка или подложка. Фигурные дыроколы.  Мультимедийная установка. Содержание программы Раздел №1. Введение в мир бумажных фантазий ­  6,5 часов. Азбука бумагопластики. Материалы и приспособления. Показ видеофильма «Шедевры из   бумажного   листа».   История   бумаги.   Виды   бумаги   и   ее   предназначения.   Маленькие хитрости   и   секреты   при   работе   с   бумагой.   ТБ   при   работе   с   режущими   и   колющими инструментами.   Правила   выбора   бумаги   и   инструментов   для   определенного   изделия (композиции). 14 Раздел № 2.  Объемная аппликация – 22,5 часа.  Что   такое   аппликация.   Виды   аппликаций:   сюжетная,   декоративная,   плоскостная, объемная, полуобъемная. Инструменты и приспособления для работы в технике аппликация. Декоративные возможности аппликации (памятные открытки,  сувениры,  панно, украшение интерьера помещения, оформление выставки, создание орнамента,  картин и др.). Цель:  познакомить   с   разными   видами   аппликации,   научить   построению многопредметных композиций. Содержание:  рациональные   способы   работы   с   материалом.   Технические   приемы, изобразительные   средства   и   используемые   материалы   в   аппликации.   Анализ   образцов. Способы   скрепления   деталей,   виды   симметричного   вырезания.   Создание   работ   в   технике «Мозаика».   Виды   аппликации   (сюжетная,   декоративная,   полуобъемная,   объемная,   из бумажного шпагата). Тематика:   Аппликация.   История   возникновения.   Виды   аппликации:   сюжетная, декоративная,   плоская,   объемная.   Выбор   работ.   Работа   по   трафарету,   шаблону,   эскизу. Способы создания трафаретов, шаблонов. Изготовление декоративной рамки­паспарту для объемной аппликации. Сборка и способы оформления композиций. Композиции:    «Осенний   вальс»,   «Осенние   фантазии»,   «Лесные   зарисовки»,   «Знаки Зодиака» (по выбору). Поздравительные открытки: «С Днем Учителя!», «С Днем Матери!». Декоративное панно, коллективная работа: «С Днем Учителя». Оформление школьных окон: «С Днем учителя!». Раздел № 3.  Художественная резьба по бумаге – 34 часа. Художественная   резьба   по бумаге ­ это ажурное вырезание из бумаги. Резьба по бумаге ­  искусство одно из древних и имеет различные названия (В Беларуссии ­ выцiнанка (чит.   выцинанка),   на   Украине   ­   витинанка   (чит.   вытынанка),   в   Литве   –   karpiniai   (чит. карпиняй) в Польше ­ wycinanka (выцинанка), в России ­ вырезка, в Германии ­ scherenschnitte (резьба по бумаге)).   Каждому народу присущи свои мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. Цель:  познакомить   с   довольно   сложным,   кропотливым,     требующим   большой внимательности   и   осторожности   процессом   вырезания   по   бумаге,   научить   разрабатывать трафареты и изготавливать ажурные декоративные изделия из бумаги. Тематика:  Художественная   резьба   по   бумаге.   История   возникновения.   Способы резьбы, инструменты и приспособления. Просмотр презентации «Ажурный мир из бумаги». Прорезные     открытки   к   торжеству.   Разработка   трафаретов,   эскизов.   Праздничный   ажур. Украшаем   окна   к   Новому   году.   Декоративное   оформление   окон.   Изготовление   ажурной декоративной   рамки­паспарту.   Ажурная   композиция   по   выбору.   Оформление   готового изделия, ажурной композиции. Композиции:  «Знаки Зодиака» (по выбору). Времена года: Девушка – Осень. Символ 15 года 2014. Нежность. Оформление школьных окон: «С Новым годом!», «С Днем Святого Валентина». Раздел  № 4.  Бумагопластика и торцевание ­  34 часа. Искусство   моделирования   бумажных   художественных   композиций   на   плоскости   и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумагопластика. В процессе ее изготовления можно использовать готовые лекала для вырезания листьев, цветов, фигурок людей и животных. В любом случае следует выполнить предварительный проект, продумать каждую мелочь. Цель:  научить выполнять объемные и полуобъемные композиции на основе свойств различной бумаги, превращать бумагу в пластичный материал для   создания интересных и оригинальных изделий. Тематика:  История   возникновения   техники   бумагопластика.   Материалы   и инструменты.   Просмотр   презентации   «Мир   бумажной   скульптуры».   Правила   работы   с бумагой   в   технике   бумажная   пластика   и   торцевание.   Сборка.   Способы   оформления     и декорирования готового изделия. Композиции:  «Цветочное чудо», «Зимние зарисовки», «Знаки Зодиака» (по выбору), Времена года: Девушка – Зима. Поздравительные открытки: «С Днем рождения», «Просто так!». Декоративное панно: коллективная работа: «С Новым годом». Совмещение техник: Способы изготовления объемных рамок. Раздел  № 5.  Бумагокручение (квиллинг)   ­  62 часа. Бумагокручение (также  квиллинг англ.  quilling  —  от слова  quill  (птичье перо)) — искусство   изготовления   плоских   или   объемных   композиций   из   скрученных   в   спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг еще называют «бумажной филигранью». Цель:  развивать интерес к технике «Бумагокручение», научить поэтапно выполнять творческую работу и составлять композиции, открытки, украшать различные предметы или собирать объемные скульптурки. Тематика:  История   возникновения   техники   квиллинг.   Материалы   и   инструменты. Просмотр   презентации   «Волшебство   бумажных   полосок».   Правила   работы   с   бумагой   в технике   квиллинга.   Основные   элементы,   формы   (капля,   жгут,   глаз   и   т.д.),   способы изготовления и соединения деталей. Композиции:  «Нежность», «Весенние фантазии», «Времена года», «Воспоминания о лете», «Девушка ­ Мечта», композиция по выбору.  Поздравительные   открытки:   «Мужчинам   посвящается»,   «С   Днем   Победы»,   «Самой нежной и самой любимой…». Декоративное панно: коллективная работа: «Цветы – источник вдохновения». Оформление окон:  День Победы. Совмещение   техник:  бумагокручение   и   художественная   резьба   по   бумаге. Изготовление  объемной декоративной рамки­паспарту. Изготовление ажурной декоративной рамки­паспарту. 16 Раздел № 6.  Модульное оригами ­  11,5 часов. Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных   вещей.   Точный   перевод   слова   —   «сложенная   бумага».   Дети   могут   легко сделать   чудо   своими   руками   —   превратить   обыкновенный   бумажный   лист   в   забавную фигурку. Цель:  формировать   интерес   к   искусству   оригами.   Развивать   пространственное воображение, творческие способности, память, внимательность и аккуратность Содержание:  История   развития   техники   модульного   оригами.   Презентация «Волшебный лист бумаги». Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать. Инструменты и материалы. Выбор работ. Композиции: «Цветущий кактус», «Букет цветов». Заключение: Выставка работ. Планирование на следующий учебный год. 17 Календарно­тематическое планирование № п/п № раздел а/блока Дата проведения занятия Часы Тема раздела/занятия Примечание 18 Раздел  № 1.  Введение в мир бумажных фантазий  ­ 6,5 часов  1 1 2 Азбука   бумагопластики. Просмотр  фильма «Шедевры бумажного листа».   Материалы   и   приспособления. 2 3 2 3 2,5 2  Виды   бумаги   и   ее   предназначения. История   бумаги. Маленькие хитрости и секреты при работе с бумагой.  Правила выбора бумаги и инструментов для определенного изделия   (композиции).  ТБ   при   работе   с   режущими   и колющими инструментами.  Раздел  № 2.  Объемная аппликация – 22,5 часа  4 2,5 1 5 6 7 8 9 10 11 2 3 4 5 6 7 8 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2  История   возникновения.   Виды   аппликации:  шаблон,   эскиз.   Разработка   трафаретов   к Аппликация. плоская, объемная. Выбор работ.  Трафарет, композиции «Осенний вальс». Выбор бумаги, инструментов. Сборка  композиции   «Осенний вальс». Правила и способы оформления готового изделия. Оформление оконных рам ко  «Дню Учителя». Изготовление поздравительных   открыток   «С   днем   Учителя»,   «С   Днем Матери». Коллективный  проект.   Декоративное   панно   «С   Днем Учителя!». Выбор   бумаги   и  инструментов,   разработка   заготовок   для объемной аппликации «Осенние фантазии». Сборка объемной аппликация «Осенние фантазии». Изготовление  декоративной   рамки­паспарту   для   объемной аппликации «Осенние фантазии». 9 10 12 13 Раздел № 3.  Художественная резьба по бумаге – 34 часа  14 2,5 2 2,5 1 Способы изготовления рамок из бумаги для готовых изделий. Работа по выбору: «Знаки Зодиака».  19 Художественная  резьба   по   бумаге.   Способы   резьбы   и инструменты. Просмотр фильма «Ажурный мир из бумаги».  Резные  открытки   к   торжеству.   Разработка   трафаретов, эскизов, подбор инструментов.  Праздничный ажур. Открытки к торжеству. Изготовление ажурной декоративной рамки­паспарту.  Композиция «Лесные зарисовки». Композиция «Лесные зарисовки» (продолжение работы). Ажурная композиция по выбору. «Знаки Зодиака». Ажурная  композиция   по   выбору.   «Знаки   Зодиака» (продолжение работы). Ажурная композиция «Нежность». Ажурная композиция «Нежность» (продолжение работы) Времена года – Девушка Осень. Ажурные мини­композиции.  Ажурные  мини­композиции   Декорирование готовых изделий. Ажурная композиция «Символ года – 2014». Украшаем окна к Новому году. Выбор композиций, создание шаблонов, эскизов. (продолжение   работы). История возникновения техники бумагопластика. Материалы и   инструменты.   Просмотр   фильма   «Мир   бумажной скульптуры».  Правила  работы с бумагой в технике бумажная пластика и торцевание.   Выбор   работы,   подбор   инструментов   и материалов.  Композиция «Зимние зарисовки». Композиция «Зимние зарисовки» (продолжение работы). Коллективный творческий проект «С Новым годом!» Украшаем школу к Новому году. Праздничные открытки «С Рождеством!». Времена года – Девушка Зима. Времена  года   –   Девушка   Зима   (продолжение   работы). Декорирование готового изделия. Знаки Зодиака (по выбору) Панно «Цветочное чудо». Панно Оформление готового изделия. Способы  оформления   и   декорирования   готовых   изделий. Объемные рамки из бумаги. Декоративные открытки «Просто так!». Декоративное оформление окон ко Дню Святого Валентина (продолжение   работы).  «Цветочное   чудо»   Раздел  № 4.  Бумагопластика и торцевание ­  34 часа 29 1 2 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 2,5 2 2,5 2 2,5 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 Раздел № 5. Бумагокручение (квиллинг) – 62,5 часа 44 1 2 20  декоративные   открытки   «Мужчинам  декоративной   рамки­паспарту   для История  возникновения   техники   квиллинг.   Материалы   и инструменты.   Просмотр   фильма   «Шедевры   из   бумажных полосок». Правила  работы с бумагой в технике квиллинга. Основные элементы и формы (капля, жгут, глаз и т.д.)  Правила  работы с бумагой в технике квиллинга. Основные элементы  и   формы  (капля,   жгут,  глаз  и  т.д.).  Композиция «Цветочная песня» Композиция  «Цветочная песня» (продолжение) Девушка­Мечта (композиция по выбору) Поздравительные посвящается»  Девушка­Мечта   (композиция   по   выбору)   –   продолжение работы. Оформление готового изделия. Изготовление праздничных открыток.  Коллективный проект – декоративное панно «Самой нежной и самой любимой» Коллективный проект – декоративное панно «Самой нежной и самой любимой» (продолжение работы) Панно времена года Девушка­Весна. Панно времена года Девушка­Весна (продолжение работы) Подготовка и оформление работ к окружной выставке Способы  оформление   подарочных   коробочек,   конвертов   к праздникам Изготовление магнитов в технике бумагокручения. Изготовление (продолжение работы) Композиция «Весенние фантазии» Композиция «Весенние фантазии» (продолжение работы) Композиция декорирование готового изделия) Композиции по выбору – знаки Зодиака. Композиции  по   выбору   –   знаки   Зодиака   (продолжение работы) Панно «Солнечный цветок» Панно «Солнечный цветок» (продолжение работы) Коллективный проект «Цветы – источник вдохновения…» Оформление окон ко Дню Победы Поздравительные открытки «С Днем Победы» Коллективный  проект   «Цветы   –   источник   вдохновения…» (продолжение работы) Способы оформления актового зала к Последнему звонку  «Весенние   фантазии»   (оформление   и  магнитов   в   технике   бумагокручения История развития техники модульного оригами. Презентация «Волшебный лист бумаги».  45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 28 71 Раздел № 6.  Модульное оригами ­  11,5 часов  72 2,5 2 1 2 3 4 5 73 74 75 76 Итого  Азбука  оригами.   Какую   бумагу   лучше   использовать. Инструменты и материалы. Выбор работ.  Композиция «Цветущий кактус».  Композиция «Букет цветов».  Выставка работ. Планирование на следующий учебный год.  2 2,5 2 2,5 171 Использованная литература 1.     Бич   Р.  Большая   иллюстрированная   энциклопедия   (Перевод   с   английского­   М: 21 Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.: ил.  2.     Богатова И.В. Квиллинг. 70 моделей и композиций из гофрированного картона, бумажной ленты, бумажного шнура. Изд. 2­е, ипр. и перераб. – М.:Мартин, 2011. – 108 с.: ил. 3.    Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.:  Айрис­пресс, 2012. – 128 с.: ил – (Внимание дети). 4.   Бумажная филигрань / Александра Быстрицкая. – М.: Айрис­пресс, 2012, ­ 144 с.: цв. Ил. – (Внимание дети). 5.    Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.­ М.: Просвещение, ­  1991. 6.   Вырезаем из бумаги / Т.В. Галаганова. – М.: АСТ­ПРЕСС КНИГА, 2013. – 64 с.: ил. – (Мастер­класс на дому). 7.     Волшебная  бумага:   самоучитель   по   технике   вырезания   для   школьников   /   З.Р. Дадашова. – Изд. 3­е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 90  с.: ил. – (Город мастеров). 8.  Волшебная бумага: самоучитель по технике вырезания для школьников. Шаг вперед / З.Р. Дадашова.– Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 95 с.: ил. – (Город мастеров). 9.   Восточнный квиллинг: Техника. Приемы. Изделия / Центр бумажного творчества «Ханди­Арт».   –   М.:   АСТ­ПРЕСС   КНИГА,   2013.   –   112   с.:   ил.   –   (Золотаая библиотека увлечений). 10. Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. – М.: Просвещение, 2012 – 208 с.:ил. 11.  Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. ­  Полигон С.­Петербург. ­  2008. 12   Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002. 13.  Мелик­Пашаев  А.А.,  Новлянская   З.Н.  Ступеньки   к  творчеству.   ­  "Искусство  в школе". – М.: Просвещение, 2009. – 112 с.: ил. 14. С. Соколова.  Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.­ 176 с. 15. С. Соколова.  Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.­240 с. 16.  Чудесный квиллинг. Композиции из бумажных лент/ Элли Барковски; пер, с англ. В. Скоробогатова. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2013. – 128 с. ил. 22 Приложения Терминологический  словарь к программе курса «Бумажные фантазии» 23  Приложение 1 Аппликация   (от   лат.  applicatio   —   прикладывание)   —  способ   получения изображения, заключающийся  в  накладывании, наклеивании или нашивании на какую­либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов.  Брадс   (brads)   —  элемент   из   металла   в   виде   гвоздика   со   шляпкой,   которым протыкается   бумага,   и   ножка   загибается   с  обратной   стороны   для   закрепления.   Брадс используются для прикрепления бумажных цветов, фотографий, любых других элементов. Бумага   (paper)   —  это   основная  материал   для   бумагопластики,  выпускается стандартных   размеров,   отдельными   листами   или   в   наборах.   Бумага   может   быть односторонней   или   двусторонней,   с   узорами   и   рисунками,   с   глиттером   (блеском,   glitter), тиснением. Бумага самоклеющаяся — бумага, имеющая на оборотной стороне клей, который до момента   приклеивания   закрыт   специальной   бумагой,   достаточно   легко   отделяющейся   от основы за счет перфорации. Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.  Декупаж   (decoupage  французского   происхождения)   –  техника   украшения, декорирования,   оформления   с   помощью   вырезанных   бумажных   мотивов.   Такая   техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную   бумагу   и   стали   украшать   с   ее   помощью   различные   предметы.   В   Европу   эта интересный метод декорирования пришел в XVII­XVIII  веках вместе с красивой лаковой китайской   мебелью,   когда   там   появилась   мода   на   «Восток».   В   настоящее   время   самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника. Дизайн   —  художественное   конструирование   предметов;   проектирование эстетического облика промышленных изделий. Дотс – инструмент для тиснения, представляет собой двухсторонний деревянный или пластмассовый держатель с маленькими металлическими шариками на концах диаметром 0,8 мм и 1,1 мм. Дырокол,  компостер  (punch)  —  инструмент   для   бумагопластики   и   других   видов творчества из бумаги, который позволяет сделать отверстие определенной формы. Бывают дыроколы фигурные, для угла, для края и произвольного доступа. Инструкция  —   содержащий   правила,   указания  или   руководства,   устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего­либо. Интерьер – художественно оформленное убранство помещения. Задача  –   то,   что   требует   исполнения,     разрешения.   Это   работа   или   часть   ее, выполненная определенным способом в определенный период.  Калька (пергаментная бумага) (от французского calque – копия) –  тонкая, почти прозрачная   бумага   для   выкройки   (их   перенесения   на   ткань),   для   нанесения   рисунков   в отдельных видах рукоделия, декорирования. Калька бывает и с разметкой в клетку размером миллиметр на миллиметр, поэтому такую бумагу называют – миллиметровка. Кардмейкинг (от английскогого cardmaking — изготовление открыток) —  искусство изготовления  открыток ручной работы.  Открытки создаются в техниках скрапбукинг, бумажная пластика, квиллинг; изготавливают открытки на шоколаде, воске, мыле; делают вязанные открытки. Материалами для изготовления  открыток служит: картон, цветная бумага, фольга, папиросная и рисовая   бумага,   калька,   текстурные   пластины,   трафареты,   маркеры,   клей,   двухсторонний   скотч, линейка, ножницы, резак для бумаги, компостер, фигурный дырокол, люверсы, братсы, стикеры, натирки, блестки, бисер, ленты, фигурные штампы. Картина   —  самостоятельное   произведение,   в   котором   отражен   сюжет,   детали, изображенные на картине взаимосвязаны, что создает единый художественный образ. Квиллинг (бумагокручение) – это чудесное и тонкое искусство создавать композиции из скрученных в спирали длинных и узких бумажных полос. Коллаж (фр. collage — приклеивание, наклейка) — техника и вид изобразительного искусства,   заключающиеся   в   создании   живописных   или   графических   произведений   путем наклеивания   на   какую­либо   основу   материалов,   различных   по   цвету   и   фактуре   (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.).  Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей изделия. Конструирование   (от  латинского   Конструкция   constructio   –   построение, составление)   –  процесс,   в   результате   которого   определяется   внешний   вид   чего­либо.   В основе конструирования лежит замысел, изобретение и создание конструкции чего­либо. Конструирование   –  один   из   этапов   проектирования,   широко   применяется   в строительстве, архитектуре, дизайне. Макетный нож (канцелярский нож) –  удобный, но опасный инстремент для резки плотной бумаги, картона. Силуэт — ограниченное контуром отображение чего­либо. Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи. 24 Скрапбукинг — это вид рукоделия, где основной материал — это бумага, а наиболее часто   встречающиеся   поделки   —   это     фотоальбомы   и   открытки.   Скрапбукинг   очень популярен в США и Европе и уже получил широкое распространение в России. Сувенир   (фр. souvenir   ­   воспоминание,   память) —   предмет,   предназначенный напоминать о чём­то. Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Тиснение (dry embossing) — техника выдавливания рисунка на бумаге по трафарету. Трафарет,  шаблон   (template)   —  заготовка   из   прочного   материала   с   прорезанной формой.   Трафареты   используются   для   вырезания   с   помощью   специальных   резаков, закрашивания, тиснения. Украшение – способ дополнить проекты текстурой и стилем, своего рода изюминкой. Художественное   вырезание   из   бумаги   –  традиционный   для   многих   народов   вид искусства Штамп, печать (stamp) —  штампы позволяют сделать оттиск на бумаге и придают поделкам   в   технике   бумагопластики   оригинальный   вид.   Штампики   бывают   акриловыми прозрачными (clear acrylic stamp), резиновыми (rubber stamp), на основе (mounted), без  основы (unmounted).   Акриловые   штампики   крепятся   на   прозрачные   блоки,   которые   продаются отдельно. Эскиз  (фр   . esquisse) —   предварительный   набросок,   фиксирующий   замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро   выполненный   свободный  рисунок,  не   предполагаемый   как   готовая   работа,   часто состоит из множества перекрывающих линий. учета творческих способностей обучающегося в кружке «Бумажные фантазии» Индивидуальная карточка  25 Приложение 2 Фамилия, имя ребенка ________________________________________ Возраст______________________________________________________  Вид и название детского объединения  ­  «Бумажные фантазии» Ф.И.О. педагога  ­  Лярская Ирина Сергеевна Дата начала наблюдения ­  01.09.2013 г.     1 2 3 п/п  1 2 3 Сроки диагностики Показатели Примечание Сосредоточенно  работает  над учебным  материалом  более  или менее интересным  Сосредоточенно работает,   даже если   работа не будет иметь успеха  Ответственно относится к выполнению различных поручений на занятии 4 Выполняет индивидуальные задания на занятии  5 Выполняет задания вне занятий, т.е. дома.  6 Участвует в организации работы учащихся  на занятии  7 Помогает другим обучающимся по заданию педагога  8 Регулярно вносит идеи, новизну  при создании каких­либо работ  9 Работает с внесением изменений в технологию или конструкцию  1 Работает только по образцу, штампу  1 Участвует в конкурсах  4 5 6 7 8 9 10 11 1 12 Владеет техниками:  оригами  бумагокручение  бумагопластика  объемная аппликация  художественная резьба по бумаге  совмещение техник  ­ ­ ­ ­ ­ ­ 1 Выбирает более сложные  задания, работы  13 результатов творческой деятельности обучающегося  Мониторинг  26  Приложение 3      х ы н в о л с у и м р о ф х ы в о з а б     е и н а н З № п/п Фамилия, имя обучаемого   и и м а т н е м у р т с н и   я с ь т а в о з ь л о п   е и н е м У й и н е ч а н з о б о   а т с е м о г е ч о б а р   я и ц а з и н а г р О я и н е ч у р к о г а м у б ы в о н с О   и м я и н е л б о с о п с и р п и м а м е х с   и   и м а ж е т р е ч   я с ь т а в о з ь л о п   е и н е м У   м р о ф х ы н ь л е т и з а р ы в о г о в о т о г   е и н е л м р о ф о и     е и н а в о р и р о к е Д и т с о н н е ч н о к а з   и у в т с н е ш р е в о с   к     е и н е л м е р т С я и л е д з и ­ о н н е в т с е ж о д у х   е и н а в о р и л е д о М   в   и и з а т н а ф и   а в т с е ч р о в т   е и н е л в я о р П   т о б а р и и н а д з о с е т о б а р   в   с   ы т о б а р и м а к ы в а н   и м ы н в о н с о   е и н е д а л в О   и м а м е и р п и м ы н з а р б о о н з а р   е и н е д а л В   и г а м у б и м а д и в   и м ы 27

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст 10-18 лет)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКА БУМАГОПЛАСТИКА «БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ» (возраст  10-18 лет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2018