Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"
Оценка 4.8

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
технология +1
Взрослым
22.01.2018
Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"
Предлагаемая краткосрочная общеразвивающая программа «Дизайн-конструирование» поможет подключить детей к широкой творческой деятельности. Занятия по конструированию и технологии изготовления изделий из ткани, фетра, бисера предполагают наличие суммы сведений из различных областей: умение читать простейшие чертежи и схемы, что необходимо при изготовлении лекал различной степени сложности; способность чувствовать пространственную среду.
Каникулярная программа.docx
Муниципальное образовательное учреждение  дополнительного образования  «Центр детского творчества» Краткосрочная каникулярная образовательная программа для учащихся младшего, среднего школьного возраста Срок реализации программы: 14дней  Автор программы:  Федоренко Ольга  Анатольевна, педагог дополнительного образования МОУ ДО «Центр детского творчества» Надым, 2017 Рассмотрено на Педагогическом совете                               №  от               2017 г.                   И.о. директора  муниципального                    образовательного учреждения                      дополнительного образования    «Центр  детского творчества»                   УТВЕРЖДЕНО  Приказ  И.о. директора  № 76  от «»              2017 г.                   Администрации муниципального образования Надымский район Департамент образования  Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Краткосрочная каникулярная образовательная программа «Дизайн­конструирование» для детей младшего, среднего школьного возраста. Срок реализации программы: 14 дней.                                                                                          Автор   программы:                                                                                          Федоренко Ольга Анатольевна,                                                                                             педагог дополнительного образования                                                                                              высшей квалификационной категории                                                                                             МОУ ДО «Центр детского  творчества» Надым, 2017 Пояснительная записка    Летние каникулы занимают значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить детям полноценный, правильно организованный   отдых.  Лето   –   это   не   механическое   продолжение   образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни для ребёнка. Летние каникулы – это мостик между   прошлым   и   будущим   учебным   годом.  Во   время   летних   каникул   происходит разрядка накопившейся напряжённости, восстановление творческого потенциала.    Предлагаемая краткосрочная общеразвивающая программа «Дизайн­конструирование»   Занятия   по поможет   подключить   детей   к   широкой   творческой   деятельности.   конструированию   и   технологии   изготовления   изделий   из     ткани,   фетра,   бисера предполагают наличие суммы сведений из различных областей: умение читать простейшие чертежи и схемы, что необходимо при изготовлении лекал различной степени сложности; способность чувствовать пространственную среду. Но недостающие навыки, могут быть приобретены   в   результате   конструкторско­   технологической   деятельности.   Этому способствуют   упражнения   в   создании   несложных   композиций   и   отдельных   изделий.   В любом случае, изготовление изделий декоративно – прикладного искусства предполагает аналитический характер деятельности, формирует способности нестандартного мышления, вырабатывают   такие   качества,   как   усидчивость,   трудолюбие,   умение   анализировать, самостоятельно мыслить, всё это особенно важно для формирования личности учащихся.   Занятия   декоративно   –   прикладным   творчеством   помогает   ребёнку   ощутить   себя художником,   дизайнером,   конструктором,   а   самое   главное   —   безгранично   творческим человеком.         Актуальность программы заключается в возможности целостного и систематичного подхода  к решению  задач художественного развития,  технологического  образования, воспитанию   нравственных   и   эстетических   качеств   личности,  формированию экологической, духовно­нравственной, коммуникативной культуры. Программа направлена на формирование технологических знаний по изготовлению изделий декоративно – прикладного творчества. Носит развивающий, личностно­ориентированный характер и позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а так же сформировать навыки деятельности на уровне практического применения.                Основная   образовательная   парадигма   программы   ­   формирование   умений самостоятельного   проектирования   учебно­творческой   деятельности   при   разработке   и создании   проектов   (изделий),   основанной   на   качественных   умениях   работы   с   разными материалами.                 Программа   имеет  технологическую   направленность,   учитывает   современные требования к организации образовательного процесса и   предполагает   высокий уровень творческого   поиска,   направленного   на   формирование   системы   практических   знаний, умений у учащихся. Программа   разработана   в   соответствии   с   Примерными   требованиями   к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006г. №06­1844) и рассмотрена на педагогическом совете №5 от 6 апреля 2015г. Реализация программы осуществляется в рамках летней каникулярной  площадки и направлена   на  вовлечение   учащихся   в   активную   творческую,   технологическую продуктивную деятельность и формирование у учащихся ключевых компетентностей для успешной социализации личности в дальнейшей жизнедеятельности.                Образовательная программа «Дизайн­конструирование» разработана   на основе Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», «Конвенции о правах ребёнка», на базе программы «Вольный стиль»,   направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями.   Цель программы:    развитие у учащихся творческих способностей, необходимых для разработки дизайна и изготовления изделий декоративно – прикладного искусства.             Задачи:       Образовательные: по технологии изготовления; формирование специальных знаний, умений и навыков формирование проектной,   культуры,   умений   осуществлять   обработку информационной,     исследовательской,   экологической   информации;         формирование   у   учащихся   умения   переноса   знаний, умений   и   навыков   в   новую   образовательно­практическую   ситуацию   –   выполнение индивидуальных творческих работ. Развивающие:  развитие   мотивации   познавательной   и   творческой   активности,   учащихся; развитие  умения  работать  в коллективе и   индивидуально; развитие умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации; развитие   рефлексии   ­   умений   осознанно   строить   и   оценивать   свою   деятельность (самореализация, самоопределение).     креативности Воспитательные:  воспитание трудолюбия, бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами;  формирование художественного и эстетического вкуса;  формирование высокой коммуникативной   культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.                  Программа является краткосрочной, реализуется в рамках летней площадки ­ 14 дней, 28 часов.  Набор в группы свободный. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2ч. Продолжительность одного занятия   1 час 30 минут с учётом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Форма занятий ­ групповая. Состав групп постоянный. Набор учащихся в группы   свободный. Количество учащихся в группах – не менее 15. Занятия проводятся на базе МОУ ДОД «Центр детского творчества».                  При разработке программы были использованы программы по дополнительному образованию   «Сборник   авторских   программ.   Дополнительное   образование   детей», составитель   Лазарева   А.Г.,   так   и   программы   по   технологии   для   общеобразовательных школ: Н.М. Конышевой «Художественно ­ конструкторская деятельность» (основы дизайн образования),   Т.   Геронимус   «Школа   мастеров»,   программа   «Трудовое   обучение»   Н.А. Цирулик.   Разработанная   программа   «Юный   технолог»   представляет   собой   обобщение большинства   известных   и   малоизвестных   техник   и   технологий   изготовления   изделий декоративно   –   прикладного   творчества   выстроенных   в   единой   логике   «от   простого   к сложному».         Возраст детей, участвующих в реализации программы.  Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их потенциальных возможностей и предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети этого возраста любознательны, пытаются анализировать свою работу, для них характерно развитие абстрактного мышления, индивидуальной манеры самовыражения. Программа   рассчитана   на   высокую   творческую,   познавательную,   самостоятельную деятельность учащихся.          Структура программы.   Структурирование занятий производится на основе двух составляющих:теоретической и практической части.  Методическое обеспечение программы. На   занятиях   учащиеся   знакомятся   с   историей   возникновения   техник   и   технологий изготовления изделий декоративно – прикладного творчества.  Главным принципом в выборе технологичных методов обучения при конструировании образовательной деятельности является развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения.     Обучение  строится  на принципах  дифференциации  и индивидуализации  учебного процесса   на   основе   компетентностно   ­   деятельностного   подхода.   В   ходе   усвоения учащимися программы учитывается темп развития специальных компетенций учащихся, степень   продвинутости   по   образовательному   маршруту,   уровень   самостоятельности.  В отборе   методов   и   форм   организации   образовательного   процесса,   педагогических технологий   приоритет   отдаётся   практической   деятельности.   Создание   условий   для включения   учащихся   в   проектную,   художественную,   конструкторскую,   социально   – бытовую, коммуникативную деятельность позволяет учащимся существенно продвигаться в овладении ключевыми компетентностями.            Сочетание теории с практикой при проведении занятий позволяет успешно усвоить учащимся  изучаемый  материал. Планирование  и организация занятий осуществляется  с опорой   на   нестандартные   формы,   методы   и   приемы   работы,   развивающие   творческое мышление,   повышающие   уровень   технической   и   технологической   грамотности, политехнического   кругозора,   гражданское самосознание, лидерские качества.      Методы и приёмы обучения:    формирующие   проектную   культуру, словесные   (объяснение,   собеседование,   обсуждение,   обобщение,   рассказ,   диалог, консультация, лекция, эвристическая беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические   (лабораторная   работа,   составление   чертежей,   схем,   составление эскизов изделий); проблемно­аналитические; частично­поисковые; проектные и проектно­конструкторские; тематические экскурсии; работа со специальной литературой, электронными источниками.            Программой предусмотрены групповые и индивидуально ­групповые формы работы: учебное занятие (вводное, изучение новой темы, комбинированное, обобщающее); практическое занятие (проектирование);       творческий отчёт. Технологии, применяемые в процессе обучения: личностно­ориентированного обучения; развивающего обучения; самостоятельного проблемно­аналитического поиска решений;  информационно­коммуникативного обучения; здоровьесберегающие технологии. Предполагаемый конечный результат реализации программы: 1. Высокий уровень сформированности специальных компетенций у   учащихся. В ходе реализации   дополнительной   общеразвивающей   программы   у   учащихся   формируются следующие специальные компетентности:   поисковая;  технологическая грамотность;  технологическое мышление;  социальная (духовно­нравственная культура);  личностное самосовершенствование. 2. В результате освоения программы развиваются следующие качества личности:       умелое   использование   и   дальнейшее   развитие   умений   и   навыков   в   учебно   – творческом процессе;   сформировавшаяся   потребность   в   самообразовании   и   в   активном   освоении технологий по изготовлению разнообразных изделий; добросовестное отношение к учению и общественно­полезному труду; владение культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми; расширение круга знаний детей о техниках и технологиях изготовления изделий; активизация познавательного интереса детей  к конструкторско – технологической деятельности.      Механизм и критерии оценки освоения программы. Контроль   знаний,   умений   и   навыков   учащихся   осуществляется   по   следующим критериям:   усвоение   теоретического   материала,   владение   практическими   умениями   и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Текущий контроль проводится в процессе обучения: умение пользоваться материалами и инструментами;  навыки самостоятельности в практической работе; навыки проектной деятельности; соблюдение правил по технике безопасности. навыки   самостоятельной   практической   работы   по   выполнению   работ   в предложенной технике; умение работать с источниками информации и интернет ресурсами. знания о техниках  и технологиях;  практические умения выполнять работы в разных техниках и технологиях;           Контроль проводится в следующих формах: выставка творческих работ.                    Методы контроля:  опрос, наблюдение, обсуждение, анализ, самоанализ, защита работы.         Условия реализации программы:           Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах.   Кабинеты для занятий групп   учащихся   должны   соответствовать   (по   площади,   освещению)   «Санитарно­ эпидемиологическим  требованиям   к  устройству,  содержанию  и   организации  режима работы   образовательных   организаций   дополнительного   образования   детей»   СанПиН 2.4.4.3172­14 и обеспечены медицинскими аптечками для оказания первой медицинской помощи.        Материально­технические:  наличие   современной,   исправной,   материально­технической   базы   швейной   мастерской (швейные машины,  гладильные доски, утюги);  наличие индивидуального рабочего места учащегося для выполнения ручных и машинных работ;  наличие   инструментов   и   приспособлений   для   выполнения   ручных   и   машинных   работ (ножницы,   иголки,   булавки,   нитки,   напёрстки,   линейки,   сантиметровые   ленты,   лекала, лапки   для   выполнения   машинных   работ,   раскройные   коврики,   роликовые   ножи   для раскроя).  наличие компьютера, принтера, ксерокса, сканера.              Дидактическое обеспечение программы:   учебная, справочная, специальная литература;     электронные, мультимедийные источники;   образцы работ;   пакет наглядных пособий (схемы и чертежи по изготовлению изделий в различных техниках, инструкционные карты, иллюстрации). Учебно­тематический план Раздел Количество часов всего теория практика № п/п 1. Вводное занятие. Знакомство с содержанием  предмета. Понятие о материалах и инструментах.  Техника безопасности. 2. Основы   конструирования. Технология изготовления   изделий   из   фетра   и   ткани. Изготовление   развивающей   игрушки   –   искалки «Сова» в технике шитьё из фетра.   3. Панно «Перспектива»  в технике изонить. 4. Изготовление развивающего  эко ­  мобиля  «Весёлый зоопарк» 5. Понятие   ресайклинг.   Технология   изготовления органайзера   в   стиле   ресайклинга,   техника скрапбукинг.  Технология   изготовления   изделий   в   технике «Артишок». 6. 2 4 4 4 4 4 2 1 1 1 1 1 3 3 3 3 3 7. Изготовление развивающих эко­планшетиков в  технике шитьё. 8 Итоговая занятие. Выставка. Итого: 4 2 28 1 2 10 3 18 Учащиеся знают:   название и назначение специальных инструментов, используемых при изготовлении изделий; техники и технологии изготовления изделий декоративно – прикладного искусства, линии чертежей, обозначающих основные операции по обработке материала; умеют:   пользоваться   ручными   специальными   инструментами   и   приспособлениями; самостоятельно конструировать и оформлять изделия в различных техниках; анализировать и давать оценку своей работе. Содержание программы   Вводное   занятие.   Знакомство   с   содержанием   предмета.   Понятие   о 1.   Введение.  материалах и инструментах.  Техника безопасности. Теория.Знакомство   с   учебным   кабинетом,   содержанием   программы,   организацией   и требованиями   к   занятиям,   правилами   внутреннего   распорядка,   правилами   поведения учащихся. Инструктаж по правилам техники безопасности и пожарной безопасности при работе в кабинете. Знакомство с материалами и инструментами.  Форма организации занятия: групповая Методы и приёмы обучения:  словесно­иллюстративный, объяснение,  инструктаж. Дидактическое   обеспечение:  инструкции   по   технике   безопасности,   пожарной безопасности, план эвакуации,  работы педагога, выполненные в разных техниках. Формы контроля: наблюдение, опрос, собеседование. 2. Основы  конструирования.  Технология изготовления изделий  из фетра и ткани. Изготовление развивающей игрушки – искалки «Сова» в технике шитьё из фетра. Теория.  Основы   конструирования,     правила   работы   с   шаблонами.   Инструменты   и материалы. Техника безопасности.  Практическая работа.Симметричное вырезание. Оформление поделок, самостоятельная разработка дизайна.  Форма организации занятия: групповая, индивидуально­ групповая Методы   и   приёмы   обучения:  беседа,   проектирование,   занятие­   фантазия,   словесно­ иллюстративный,   упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием, опыты . Формы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос. Форма подведения итогов по теме:  Мини­выставка.   частично­   поисковые,   объяснение,   инструктаж. 3 . Панно «Перспектива»  в технике изонить. Теория.  История   появления   и   распространения   техники   изонить.   Основные   приёмы заполнения угла и окружности.  Инструменты и материалы. Практическая работа. Выполнение мини панно «Перспектива» в технике изонить. Форма   организации   занятия:   групповая,   индивидуальная   с   консультацией   педагога, работа в парах. Методы   и   приёмы   обучения:   беседа,   проектирование,   занятие­   фантазия,   словесно­ иллюстративный,   объяснение,   частично­   поисковые,     инструктаж.   Упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием. Форма подведения итогов по теме:   Мини­выставка. 4. Изготовление развивающего  эко ­  мобиля «Весёлый зоопарк» Теория. Конструирование и дизайн развивающей игрушки. Выкраивание деталей по схеме. Инструменты и материалы. Приёмы работы.  Практическая работа.Выполнение мини работ по выбору учащихся. Формы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос Форма подведения итогов по теме: Выставка работ. 5.  Понятие ресайклинг. Технология изготовления органайзера в стиле ресайклинга, техника скрапбукинг. Теория.  Понятие   ресайклинг.  Основные   приёмы   техники  «Скрапбукинг».  Способы превращения бесполезных ненужных вещей с помощью скрап­ средств в красивые нужные изделия (стиль ресайклинг);  Познавательная беседа «Эко направление – ресайклинг».  Практическая работа. Изготовление органайзера из ненужных баночек из­под чипсов. Форма организации занятия: групповая, индивидуально­ групповая, индивидуальная с консультацией педагога, Методы   и   приёмы   обучения:  беседа,   словесно­иллюстративный,   объяснение специальных   терминов,   показ   педагогом   трудовых   действий,   частично­   поисковые, инструктаж. упражнения, творческая работа,   практическая работа с творческим заданием, самостоятельная работа. Формы   контроля:  наблюдение,   анализ,   самоанализ,   оценка   и   взаимооценка,   опрос, выставка. беседа,     словесно­иллюстративный,   объяснение, Форма подведения итогов по теме: мини­выставка. 6. Технология изготовления изделий в технике «Артишок». Теория. Понятие и происхождение. Инструменты и  материалы. Техника безопасности.  Практическая работа.Выполнение  работ по выбору учащихся Форма организации занятия: групповая, индивидуально­ групповая, индивидуальная с консультацией педагога. Методы   и   приёмы   обучения:  инструктаж, упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием. Формы контроля: наблюдение, анализ,   оценка и взаимооценка, опрос. 7. Изготовление развивающих эко­планшетиков в технике шитьё. Теория.  Технология     изготовления эко­планшетиков. Графическая подготовка. Приёмы работы в технике шитьё.  Способы соединения элементов изделия. Практическая работа.Выполнение  работ по выбору учащихся Форма   организации   занятия:  индивидуально­   групповая,   индивидуальная   с консультацией педагога Методы и приёмы обучения:   беседа, проектирование, занятие ­ фантазия, словесно­ иллюстративный,   объяснение,   частично­   поисковые,     инструктаж.   упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием, опыты. Формы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос. 8. Итоговая занятие. Выставка. Информационное обеспечение программы Литература для педагога: 1.  Агапова И.А., Давыдова М.А.«Кунисайга».­ М.: Лада, 2007 2.  Букина С., Букин М. «Арисфолдинг». Ростов н/Д:  Феникс,  2010 3.  Васильева Л.,­Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 2011 7.  Дополнительное образование детей. Сборник авторских программ. Сост.    Лазарева А.Г. М.: Илекса, 2010 8.   Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002 9. ДжоунсФиона. Фантазии из бумаги. М.: АСТ­ Пресс, 2010 10.  Зайцева А.А. Идеи для праздника. РОСМЭН, 2008 11.  Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении         дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002. 12.  Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей:         новые подходы. Ростов н/Д  «Учитель», 2007  13.  Копцев В.П. Учим детей чувствовать и понимать прекрасное: Основы объёмного         конструирования. Ярославль: Академия развития, 2001 14.  Лазарева М.Н. Силуэт. Уроки мастерства.  СПб.: Паритет, 2007   16. Мейстер Н. Г. Лепим из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2002 17. Мейстер Н. Г.  Бумажная пластика.­ М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2001 18. Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам.­ М: Мир книги, 2004 19. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами.  Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2008 20. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно­ методическое пособие. СПб.: Детство­  Пресс, 2007 21. Я­ дизайнер. Журнал о разных техниках детского прикладного творчества.  СПб.: «КЭЙ»,  № 30­ 32, 2009  22. Я­ дизайнер. Журнал о разных техниках детского прикладного творчества. СПб.: «КЭЙ»,  № 23, 24, 2008 23. Интернет ресурсы:  1. http://ru.wikipedia.org 2. http://www.cosmoworld.ru 3. http://www.dogweb.ru 4. http://volna56.narod.ru 5. http://www.imbp.ru Литература для обучающихся и родителей. 2. Васильева Л., Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 2011. 3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002. 4.  Зайцева А.А. Идеи для праздника. РОСМЭН, 2008 5. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт­Петербург.: Кристалл, 2001. 6. Моника Гензлер. Весёлая деревня. Книга для досуга. Ч.: Аркаим, 2004 7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2008. 8.  Я­ дизайнер. Журнал о разных техниках детского прикладного творчества.  СПб.: КЭЙ,      № 30­ 32, 2009

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"

Краткосрочная каникулярная образовательная программа "Дизайн-конструирование"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018