Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Оценка 5
Образовательные программы
doc
история
6 кл
22.01.2017
Программа духовно-нравственного воспитания «История культуры Симбирского края» направлена на формирование общекультурных ценностей у обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа основана на взаимосвязи краеведения и культуры (литература, музыка, живопись, театр).
История культуры Симбирского края.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 74 г. Ульяновска
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СИМБИРСКОГО КРАЯ»
Направление: художественноэстетическое
Вид деятельности: познавательная
Возраст школьников: 6й класс (1213 лет)
Срок реализации программы: один учебный год
Разработчик: Исаева Оксана Рустамовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 74 г. Ульяновска г. Ульяновск, 2015
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРУЖКЕ:
1. Вид кружка: переменного состава.
2. Год занятий кружка: 1 год.
3. Количество членов кружка: 15 человек (6 класс).
4. Количество часов занятий: в неделю 2 часа, в год 68 часов.
5. Место занятий: МБОУ «СОШ№74» г. Ульяновск (кабинет
истории, актовый зал, городская, районная, школьная библиотеки,
музеи города и области, Ульяновская областная филармония, театры
города). Пояснительная записка
Проблема духовнонравственного воспитания детей и подростков в
настоящее время встает особенно остро. Современное общество нуждается в
нравственно зрелой личности, способной следовать принятым нормам и
правилам общения, нести моральную ответственность на свои действия и
поступки. Именно этим и обусловлена необходимость нравственного
образования в школе. Дети, которых еще с начальной школы воспитывали на
идеях добра, справедливости, гуманности, не должны утратить эту нить в
среднем блоке общеобразовательной школы. Духовнонравственное
взросление школьников связано с принятием общечеловеческих ценностей,
которые представляют особый интерес для подрастающего поколения.
Изучение и восприятие этих ценностей через призму литературы, музыки,
живописи, театрального искусства делает сам процесс обучения творческим и
эмоциональным.
Одна из главнейших задач, которые на сегодняшний день стоят перед
семьей и школой, это воспитание ответственного и добропорядочного
гражданина, который способен самостоятельно оценивать события,
происходящие вокруг него, и строить свою деятельность в соответствии с
интересами людей, его окружающих. Решение этой задачи требует
формирования устойчивых духовнонравственных качеств личности у
школьника. Именно на это направлено духовнонравственное развитие детей,
осуществляемое в процессе социализации, последовательного расширения и
укрепления ценностносмысловой сферы личности, формирования
способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе,
другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Нормативноправовой и методологической основой кружка «История
культуры Симбирского края» духовнонравственного воспитания являются
Закон Российской Федерации «Об образовании» ФГОС, Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Актуальность программы:
Программа духовнонравственного воспитания «История культуры
Симбирского края» направлена на формирование общекультурных ценностей
у обучающихся, на их духовнонравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность,
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Новизна программы:
Программа основана на взаимосвязи краеведения и культуры (литература,
музыка, живопись, театр).
Цель программы: способствовать развитию и воспитанию
высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности,
знающей историю, традиции, музыкальное, литературное, художественное
наследие родного края и своей страны.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и
культуре;
воспитывать любовь к литературному, музыкальному,
художественному наследию и культуре родного края;
воспитывать в каждом подростке трудолюбие, уважение к правам и
свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребенка;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, ценностям
в условиях многонационального государства.
Программа кружка «История культуры Симбирского края» разработана с
учетом возрастных особенностей обучающихся второй ступени обучения. При
разработке программы учитывались психологопедагогические
закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень
предшествующей подготовки.
Значительное место на занятиях кружка отводится внеаудиторной
(экскурсии, библиотечные, музейные мероприятия) и проектной
деятельности.
Программа является компонентом внеурочной деятельности в 6ых классах
средней общеобразовательной школы, рассчитана на 68 часов в год (2 часа
занятий в неделю). Общее количество часов – 68 часов. Срок реализации
программы один год.
При составлении программы была использована следующая методическая
литература: 1. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС
второго поколения (методические рекомендации). /Автор Е.Л.
Петренко /Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор. /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. –
(Стандарты второго поколения).
3. Степанов П.В. Как разработать программу внеурочной
деятельности?
/П.В. Степанов // Спутник классного руководителя. – 2011. № 6.
4. Симбирск и его прошлое. – Хрестоматия краеведческих текстов.
Ульяновск: «Лаборатория культурологии», 1993.
5. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебнометодическое
пособие. В 2 частях. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
6. Историческое краеведение. Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений. – Ульяновск: «Корпорация
технологий продвижения», 2000.
7. Анисимова Е.Ю. и др. Этнография Симбирского – Ульяновского
Поволжья. – Ульяновск: УлГПУ, 2008.
8. Трофимов Ж.А. Поэтсимбирянин Николай Языков. – Ульяновск:
«Печатный двор», 1998.
Предлагаемый курс «История культуры Симбирского края» состоит из
семи разделов:
1. Народы Симбирского края
2. Симбирск литературный
3. Симбирск музыкальный
4. Симбирск театральный
5. Симбирск архитектурный
6. Симбирск живописный
7. Знаменитые симбирянеульяновцы
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а
также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседа
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Просмотр и обсуждение видеоматериала Музейные и библиотечные занятиялектории.
Практические занятия:
Викторины
Интеллектуальнопознавательные игры
Творческие проекты, презентации
Театрализованные постановки
Экскурсии.
Учебнотематический план программы
Тема занятия
Вводное занятие.
Колво
часов
1
Содержание занятия
Форма занятия
Знакомство с историей
Симбирска. Основание
города
Экскурсия в центр
города
Раздел 1. Народы Симбирского края 5 часов
Русские.
Татары.
Чуваши.
1
1
1
История появления
представителей русского
народа на территории
Симбирского края.
Особенности народной
культуры и быта.
Традиции. Обычаи.
Обряды.
История появления
представителей
татарского народа на
территории Симбирского
края. Особенности
народной культуры и
быта. Традиции. Обычаи.
Обряды.
История появления
представителей
чувашского народа на
территории Симбирского
края. Особенности
народной культуры и
быта. Традиции. Обычаи.
Обряды.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации. Мордва.
Культура народов
Симбирского края
1
1
История появления
представителей
мордовского народа на
территории Симбирского
края. Особенности
народной культуры и
быта. Традиции. Обычаи.
Обряды.
Закрепление знаний о
культурном развитии
народов родного края.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Выездная
экскурсия в один
из музеев города
Раздел 2. Симбирск литературный 15 часов
Николай
Карамзин
Иван Гончаров
Сергей Аксаков
Денис Давыдов
Николай Языков
Таланты
Симбирской
земли
Дмитрий Минаев
Николай Благов
1
1
1
1
1
1
1
1
Страницы жизни
Н.Карамзина. История
государства Российского.
Страницы жизни
И.А.Гончарова. Основные
этапы его творчества.
Страницы жизни
С.Аксакова. Основные
этапы его творчества.
Сказки. «Аленький
цветочек».
Страницы жизни
Д.Давыдова. Основные
этапы его творчества.
Давыдов в Отечественной
войне 1812 г.
Страницы жизни
Н.Языкова. Основные
этапы его творчества.
Приобщение подростков
к истории родного края.
Страницы жизни
Д.Д.Минаева. Основные
этапы его творчества.
Страницы жизни
Библиотечное
занятие
Музейное занятие
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Выездная
экскурсия в
областной музей
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Библиотечное Абрам
Новопольцев
Дмитрий
Ознобишин
Дмитрий
Садовников
Иван Дмитриев
Аполлон
Коринфский
Литературное
наследие
Симбирского края
1
1
1
1
1
1
1
Н.Благова. Основные
этапы его творчества.
Страницы жизни
А.Новопольцева.
Основные этапы его
творчества.
Страницы жизни
Д.П.Ознобишина. Поэзия
и проза Д.Ознобишина.
Собиратель фольклора.
Краеведческая
деятельность.
Страницы жизни
Д.Н.Садовникова.
Исторические предания
Симбирского края,
записанные Д. Н.
Садовниковым. Сборник
сказок и преданий,
составленный
Д.Н.Садовниковым.
Страницы жизни
И.И.Дмитриева.
Стихотворные сказки,
басни и песни Ивана
Дмитриева.
Страницы жизни
А.А.Коринфского.
Поэзия. Коринфский
собиратель поволжского
фольклора.
Закрепление и контроль
знаний, полученных на
занятиях по разделу
«Симбирск
литературный».
Представление
творческих работ по
разделу «Симбирск
литературный».
занятие
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Библиотечное
занятие
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Литературная
викторина
Защита проектов
Раздел 3. Симбирск музыкальный 10 часов Музыка родного
края.
Ульяновский
Дом музыки
Ульяновский
государственный
академический
симфонический
оркестр
«Губернаторский
»
Ульяновский
государственный
оркестр русских
народных
инструментов
Ульяновский
государственный
духовой оркестр
«Держава»
Ансамбль «Волга
Брасс»
1
1
1
1
1
1
Народная песня и ее
исполнители.
Композиторы
Ульяновска. Гимн
Ульяновска. Гимн
Ульяновской области.
История основания
Ульяновской областной
филармонии. Филармония
– центр музыкальной
культуры г. Ульяновска.
Орган. Коллективы
филармонии. Репертуар.
История создания
оркестра. Творческие
результаты и успехи
оркестра
«Губернаторский».
Прослушивание
произведений из
репертуара оркестра.
История создания
оркестра. Творческие
результаты и успехи
оркестра русских
народных инструментов
Прослушивание
произведений из
репертуара оркестра.
История создания
оркестра. Творческие
результаты и успехи
оркестра «Держава».
Прослушивание
произведений из
репертуара оркестра.
История создания
ансамбля. Творческие
результаты и успехи
ансамбля «ВолгаБрасс».
Прослушивание
произведений из
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Посещение
Ульяновской
областной
филармонии
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации. Джазансамбль
«АкадемикБенд»
«Живая» музыка
Музыкальное
богатство
Симбирского края
1
1
1
1
репертуара ансамбля.
История создания
ансамбля. Творческие
результаты и успехи
джазансамбля
«АкадемикБенд».
Прослушивание
произведений из
репертуара оркестра.
Приобщение учащихся к
музыкальной культуре
региона.
Закрепление и контроль
знаний, полученных на
занятиях по разделу
«Симбирск
музыкальный».
Представление
творческих работ по
разделу «Симбирск
музыкальный».
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Выездное
мероприятие
концерт в ДК
«Губернаторский»
(в соответствии с
графиком
репертуара)
Викторина
Защита проектов
Раздел 4. Симбирск театральный 11 часов
Театральная
жизнь Симбирска
Ульяновска
Ульяновский
областной театр
драмы
Ульяновский
областной театр
кукол
1
1
1
Театральная жизнь
Симбирска XVIIIXIX вв.
ХХ век – «Товарищество
профессионального союза
тружеников сцены».
Ульяновский театр в годы
ВОв. Современная
театральная жизнь
Ульяновска.
История основания
театра. Репертуар.
Актеры театра. Музей
театра. Фестивали.
История основания
театра. Репертуар.
Актеры театра. Музей
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Экскурсия в музей
УОДТ и просмотр
спектакля из
репертуара театра
Экскурсия в музей
УОТК и просмотр
спектакля из «Небольшой
театр»
Классный театр
Классный театр
Театральная
жизнь Симбирска
1
4
1
1
1
театра. Фестивали.
История основания
театра. Репертуар.
Актеры театра.
Фестивали.
Выбор произведения для
постановки.
Распределение ролей.
Репетиции выбранной
пьесы.
Представление
выполненной работы на
сцене школьного актового
зала.
Закрепление и контроль
знаний, полученных на
занятиях по разделу
«Симбирск театральный».
Представление
творческих работ по
разделу «Симбирск
театральный».
репертуара театра
Экскурсия в
«Небольшой
театр» и просмотр
спектакля из
репертуара театра
Репетиция
театрализованной
постановки для
учащихся
младшего блока
Театрализованная
постановка для
учащихся
младшего блока
Викторина
Защита проектов
Раздел 5. Симбирск архитектурный 10 часов
История
развития
архитектуры в
Симбирске и
Ульяновске
Прогулки по
старому городу
А.А.Шодэ
Архитектурное
наследие
Симбирска
1
1
1
1
Симбирский кремль.
Симбирск деревянный.
Первые каменные здания
Симбирска. Храмы и
монастыри Симбирска.
Знакомство с историей
зданий историко
культурного заповедника
им. В.И.Ленина.
Страницы биографии.
Архитектурное наследие
А.А.Шодэ. Знакомство с
историей зданий,
построенных по проектам
мастера.
История архитектурных
памятников Симбирска.
Необычные здания
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Экскурсия по
улицам
Ульяновска
(старый город)
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Музейное занятие Я архитектор
Я архитектор
Архитектура
Симбирска
3
1
1
1
современного
Ульяновска.
Работа над проектами
«Мой город: вчера,
сегодня, завтра».
Представление и защита
проектов «Мой город:
вчера, сегодня, завтра».
Закрепление и контроль
знаний, полученных на
занятиях по разделу
«Симбирск
архитектурный».
Представление
творческих работ по
разделу «Симбирск
архитектурный».
Работа над
проектами
Выставка
проектных работ
Викторина
Защита проектов
Раздел 6. Симбирск живописный 10 часов
Живописный край
Симбирский
История
ульяновской
живописи
Д.И.Архангельски
й
А.А.Пластов
«Ульяновский
Леонардо да
Винчи».
В.В.Киселев
1
1
1
1
1
1
История развития
художественной жизни
Симбирска до революции
1917 г. Симбирск XVIII
XIX вв. в живописи и
гравюрах.
Знакомство с коллекцией
картин Ульяновского
Областного
художественного музея.
Страницы жизни
художника. Один из
столпов развития
живописи в Ульяновском
Симбирском крае.
Страницы жизни
художника. Пластов –
«ульяновский Леонардо
да Винчи». Творческий
путь мастера.
Знакомство с
творчеством Пластова.
Страницы жизни
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Экскурсия в
УОХМ
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Экскурсия в
Пластовскую
галерею
Беседа с Современные
художники
Ульяновской
области
Искусство рядом
с нами.
Художественное
наследие
Симбирского края
1
1
1
1
художника. Киселев и
Пластов – больше, чем
друзья. Творчество
В.В.Киселева.
Союз ульяновских
художников. Знакомство
с творчеством наших
талантливых и
гениальных земляков.
Знакомство с
творчеством современных
известных и начинающих
художников.
Закрепление и контроль
знаний, полученных на
занятиях по разделу
«Симбирск живописный».
Представление
творческих работ по
разделу «Симбирск
живописный».
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Экскурсия в музей
народного
творчества
Викторина
Защита проектов
Раздел 7. Знаменитые симбирянеульяновцы 7 часов
Ульяновцы
герои Великой
Отечественной
войны
Знаменитые
симбиряне
ульяновцы
Знаменитые
симбиряне
ульяновцы
Знаменитые
симбиряне
ульяновцы
Знаменитые
1
1
1
1
1
Знакомство с
биографиями и
подвигами ульяновцев,
сражавшихся на полях
ВОв (А.Матросов,
В.Деев, М.Мусорова и
др.)
Знакомство с
биографиями
выдающихся людей
нашего города.
Посещение одного из
музеев города.
Беседа с
использованием
мультимедийного
оборудования и
презентации.
Библиотечное
занятие
Музейное занятие
Знакомство с историей
семьи Ивашевых.
Декабрист Ивашев.
Ундоровский заповедник.
Закрепление и контроль
Выездная
экскурсия в
Ундоры –
поместье
Ивашевых
Историческая симбиряне
ульяновцы
Знаменитые
симбиряне
ульяновцы
2
знаний, полученных на
занятиях по разделу
«Знаменитые симбиряне».
Представление
творческих работ по
разделу «Знаменитые
симбиряне и ульяновцы».
викторина
Защита проектов
Планируемые результаты формирования УУД Личностные:
приобретение детьми способности к саморазвитию;
сформированность у обучающихся мотивации к получению знаний, основ
гражданской идентичности, ценностносмысловых установок, отражающих их
индивидуальноличностные позиции, личностные качества.
Регулятивные:
принимать учебную задачу;
осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для
подростка видах деятельности;
адекватно воспринимать предложения и инструкции учителя.
Познавательные:
сравнивать, сопоставлять, выявлять сходства и различия;
выделять общее и частное;
классифицировать и систематизировать полученную информацию;
приводить примеры и аргументы;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
преобразовывать. Импровизировать, творчески переделывать.
Коммуникативные:
воспринимать суждение и мнение других людей;
учитывать настроение других людей, их эмоции;
принимать участие в групповом творческом деле, коллективной
инсценировке;
контролировать свои действия в коллективной работе.
этическом устройстве общества,
Можно выделить три уровня воспитательных результатов деятельности
учащихся в рамках курса внеурочной деятельности «История культуры
Симбирского края»:
первый уровень приобретение обучающимися социальных знаний(об
общественных нормах,
социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения), первичного понимания
реальности и повседневной жизни;
второй уровень – получение обучающимися переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне
класса, школы.
третий уровень – получение обучающимися опыта самостоятельного
общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое
значение имеет взаимодействие школьника с социальными субьектами за
пределами школы. Результативность изучения программы определяется на основе участия
детей в конкурсных мероприятиях, выполнения ими творческих работ.
Формы контроля
В ходе реализации программы планируется использование следующих
приемов:
словесные (минилекция, рассказ, беседа, диспут).
наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы,
натуральные наглядные пособия);
практические (наблюдения, эксперименты, практические работы);
использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную
деятельность, реализовать личностноориентированный подход в обучении.
Формирование знаний осуществляется исследовательским методом, который
заключается в организации поисковой познавательной деятельности учащихся
путем постановки познавательных и практических задач, требующих
самостоятельного творческого решения, самостоятельного построения
выводов.
При организации занятий кружка предполагается использование следующих
видов учебных занятий по основной дидактической цели:
1. Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
2. Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых
знаний и способов действий.
3. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
4. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов
деятельности.
5. Систематизация и обобщение знаний.
6. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
При организации занятий кружка предполагается использование следующих
форм организации учебного процесса:
1. Беседа.
2. Лекция.
3. Экскурсия.
4. Видеозанятие.
5. Самостоятельная работа обучающихся.
6. Практическая работа обучающихся (выставки,
конференции)
7. Сочетание различных форм учебных занятий.
концерты, 8. Нетрадиционные (путешествия, интеллектуальные, игровые, встречи
с интересными людьми, тематические вечера).
Обучения (монологический, диалогический, алгоритмический,
Основные методы
показательный).
Преподавания (объяснительный, информационносообщающий,
иллюстративный).
Учения
проблемный).
(репродуктивный,
исполнительский,
поисковый,
Воспитания (убеждения, упражнения, личный пример).
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие
компоненты:
Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
Проведение психологического тестирования с целью выявления
направленности личности;
Побуждение творческого воображения учащихся к практической и
творческой деятельности;
Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.
Литература для обучающихся: 1. Родное слово (фольклор, язык, литература). Учебное пособие для 59
классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области. –
Ульяновск. Корпорация технологий продвижения, 2001, с. 536.
2. В,П, Аникин. Русская народная сказка. М., 1977.
3. «Жилибыли…» Русская литературная сказка 19 века. М., 1993, с. 34.
4. Зуева Т.В. Русь – Россия – Русская сказка. – «Литература в школе», № 4, 6.
1993, с. 1724, 3640.
5. К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов,
1969, с. 134138.
6. Ульяновские писатели – детям. Памятка читателю. – Ульяновск, 1994.
7. Углублённое изучение народной культуры и литературы в школе. –
Ульяновск, 1991, с. 1523.
8. Литературные голоса нашего края. Библиографический указатель о
писателях и поэтах Ульяновска и Ульяновской области. Ульяновский «Дом
печати». 1998.
9. Матлин М.Г. Изучение народных песен на уроках литературы. – Ульяновск,
2002.
10. С любовью трепетной… Антология. (Путешественники, писатели и поэты
о СимбирскомУльяновском крае). Корпорация технологий продвижения.
Ульяновск, 2005.
11. Край прелестный – это ты! (Фольклор, язык, литература). Хрестоматия.
Составитель В.Н. Янушевский. – Ульяновск. Корпорация технологий
продвижения, 2000, с. 1030.
12.Кошелев В.А. Время Аксаковых // «Литература в школе» 1993, № 4, с. 3
10.
13.Писатели нашего края 1819 веков. Библиографический указатель. –
Ульяновск, 1977, с. 2938.
14.К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов,
1969, с. 94.
15.Писатели нашего края 1819 веков. Библиографический указатель. –
Ульяновск, 1977, с. 6576.
16.К.А. Селиванов. Литературные места Ульяновской области. – Саратов,
1969, с. 5156. 17. Историческое краеведение. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – Ульяновск: «Корпорация технологий продвижения», 2000.
18. От Свири до Дуная: Сборник. Коллектив авторов – Ульяновск:
«Симбирская книга», 2002. – 296 с.
Литература для преподавателя:
1. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС
второго поколения (методические рекомендации). /Автор Е.Л.
Петренко /Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор. /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. –
(Стандарты второго поколения).
3. Степанов П.В. Как разработать программу внеурочной деятельности?
/П.В. Степанов // Спутник классного руководителя. – 2011. № 6.
4. Симбирск и его прошлое. – Хрестоматия краеведческих текстов.
Ульяновск: «Лаборатория культурологии», 1993.
5. Тихонова А.Ю. Занимательное краеведение: учебнометодическое
пособие. В 2 частях. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007.
6. Историческое краеведение. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений. – Ульяновск: «Корпорация технологий продвижения», 2000.
7. Анисимова Е.Ю. и др. Этнография Симбирского – Ульяновского
Поволжья. – Ульяновск: УлГПУ, 2008.
8. Трофимов Ж.А. Поэтсимбирянин Николай Языков. – Ульяновск:
«Печатный двор», 1998.
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Программа внеурочной деятельности "История культуры Симбирского края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.