Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически- развитого человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся разным играм и спортивным развлечениям, ежедневному занятию ими.Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее время большое значение имеет формирование физически здорового, активного, гармонически- развитого человека. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма. Дети учатся разным играм и спортивным развлечениям, ежедневному занятию ими.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
для детей 7 11 лет
Введение
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. В настоящее
время большое значение имеет формирование физически здорового,
активного, гармонически развитого человека. Особое внимание нужно
уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой
эмоциональный отклик и помогает безболезненнее включиться в учебную
работу. Игры способствуют правильному физическому развитию организма.
Дети учатся разным играм и спортивным развлечениям, ежедневному занятию
ими.
Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из
самых первоочередных задач современного образования – формирование
здорового образа жизни младших школьников,
через специально
организованную двигательную активность ребенка.
Пояснительная записка
Всем известно, что дети любят играть. Это стремление нужно умело
использовать в интересах самих детей, развивая и воспитывая в них такие
необходимые им качества, как сила, ловкость.
Программа факультативного курса
разработана для внеурочных
занятий с учащимися 14 классов на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Подвижные игры» факультативный курс для учащихся начальной
школы, дополняющий уроки физической культуры. Использование данного
курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня,
обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье
детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества
каждого ученика.
Цель данной программы – укрепление здоровья детей, формирование
двигательной активности, развитие физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками,
самостоятельности в двигательной деятельности.
Основные задачи курса:
повысить уровень двигательной активности;
способствовать физическому, психическому развитию детей;
развивать активность и творчество учащихся, любознательность,
1)
2)
3)
честность;вызвать интерес к занятию «Подвижные игры», позволить детям
ощутить красоту и радость движений.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования
учащихся начальной школы в области физической культуры, основными
принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были
следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса,
педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и
оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в
обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам
физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей,
построении преподавания на основе использования широких и гибких методов
и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и
психических способностей, изменении сути педагогических отношений,
переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте
индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он
строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений
школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять
детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения
материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в
педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества
идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе
которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир
друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой
деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не
только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами
физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности, на развитие
познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от
вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности
учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков,
реализуемых в разнообразных видах физкультурнооздоровительной и
спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация
состоит в повышении
целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической
культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм
обучения (проблемные,
сопряжённого развития
кондиционных и координационных способностей, акцентированного и
всестороннего развития координационных способностей, методики програм
мноалгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения,
исследовательские,круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком
использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся,
всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых
явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на
основе расширения межпредметных связей из области разных предметов:
литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Личностные, метапредмнтные и предметные
результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373)
данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по
физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
осознание своей этнической и национальной
историю России,
принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения,
принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить
выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
Метапредметные результаты
деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим
физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными
мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития
основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости).
Формы и режим занятий
Данная программа рассчитана на детей 14 классов и реализуется в 1
классе 33 учебных недели, во 24 классе 34 учебные недели.
Согласно тербований САНПиН продолжительность дополнительных
учебных занятий в 1 классе 35 минут, во 24 классах – 45 минут.
Предусмотренные программой занятия проводятся в спортивном зале и
на открытом воздухе. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий
детей и родителей.
Результаты решения поставленных задач определяются в игровой форме
с использованием методов анкетирования, тестирования, наблюдения с
привлечением классного руководителя.
Данная программа составлена на основе:
стандарта (ФГОС) второго поколения.
Федерального государственного образовательногоПримерной основной образовательной программы
образовательного учреждения. Начальная школа.
Начальные классы. 14 классы. / М.: Издательство
«Просвещение», 2010.
В.И.Лях, А.А.Зданевич /Физическая культура
Проверка усвоения программы производится в форме участия в
конкурсах, соревнованиях и выставках, в работе творческих мастерских.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Разделы программ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Вводное занятие
Бессюжетные игры
Игрызабавы
Народные игры
Любимые игры детей
ИТОГО :
Количество часов
1
1
18
14
16
17
66
2
9
8
8
9
34
3
9
8
8
9
34
4
9
8
8
9
34
всего
1
45
38
40
44
168
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
п/п
1
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Разделы и темы занятий
Вводное занятие
2. Бессюжетные игры
«Вороны и Воробьи»
« Ловишки перебежки»
«Паровизик»
«Белые медведи»
«На одной ноге»
«Петушиный бой»
«Лошадки»
Всего
1
18
В том числе
теория
1
1
практика
17
1
2
2
2
2
2
2
4
1
2
2
2
2
2
42.8
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8
«Палочкавыручалочка»
3. Игрызабавы
«Охота на тигра»
«Донести рыбку»
«Мячик кверху»
«Охотник»
«Сойки»
«Выбей мяч из круга»
«Мяч в лунке»
4. Любимые игры детей
«Воробушки и кот»
«Самые ловкие»
«Мешочек»
«Два мороза»
«Второй лишний»
«Здравствуй, сосед»
«Купи бычка»
«Попрыгунчики»
«Переселение лягушек»
2
14
2
2
2
2
2
2
2
17
1
2
2
2
2
2
2
2
2
5. Народные игры
Русская народная игра «Краски»
Русская народная игра «Колечко»
Башкирская народная игра «Стрелок»
Бурятская народная игра «Волк и ягнята»
Калмыцкая народная игра «Прятки»
Игры народов Коми «Ловля оленей»
Татарская народная игра «Продаем горшки»
Якутская народная игра «Один лишний»
ИТОГО :
16
2
2
2
2
2
2
2
2
66
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
17
1
2
2
2
2
2
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
64
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
Разделы и темы занятий
№
п/п
1. Бессюжетные игры
Всего
9
В том числе
теория
практика
91.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
«Вороны и Воробьи»
« Ловишки перебежки»
«Паровизик»
«Белые медведи»
«На одной ноге»
«Петушиный бой»
«Лошадки»
«Палочкавыручалочка»
2. Игрызабавы
«Охота на тигра»
«Донести рыбку»
«Мячик кверху»
«Охотник»
«Сойки»
«Выбей мяч из круга»
«Мяч в лунке»
3. Любимые игры детей
«Воробушки и кот»
«Самые ловкие»
«Мешочек»
«Два мороза»
«Второй лишний»
«Здравствуй, сосед»
«Купи бычка»
«Попрыгунчики»
«Переселение лягушек»
4. Народные игры
Русская народная игра «Краски»
Русская народная игра «Колечко»
Башкирская народная игра «Стрелок»
Бурятская народная игра «Волк и ягнята»
Калмыцкая народная игра «Прятки»
Игры народов Коми «Ловля оленей»
Татарская народная игра «Продаем горшки»
Якутская народная игра «Один лишний»
ИТОГО :
2
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
Разделы и темы занятий
Всего
№
п/п
1. Бессюжетные игры
«Вороны и Воробьи»
« Ловишки перебежки»
«Паровизик»
«Белые медведи»
«На одной ноге»
«Петушиный бой»
«Лошадки»
«Палочкавыручалочка»
2. Игрызабавы
«Охота на тигра»
«Донести рыбку»
«Мячик кверху»
«Охотник»
«Сойки»
«Выбей мяч из круга»
«Мяч в лунке»
3. Любимые игры детей
«Воробушки и кот»
«Самые ловкие»
«Мешочек»
«Два мороза»
«Второй лишний»
«Здравствуй, сосед»
«Купи бычка»
«Попрыгунчики»
«Переселение лягушек»
4. Народные игры
Русская народная игра «Краски»
Русская народная игра «Колечко»
Башкирская народная игра «Стрелок»
9
2
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
4.1
4.2
4.3
В том числе
теория
1
практика
9
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
14.4
4.5
4.6
4.7
4.8
Бурятская народная игра «Волк и ягнята»
Калмыцкая народная игра «Прятки»
Игры народов Коми «Ловля оленей»
Татарская народная игра «Продаем горшки»
Якутская народная игра «Один лишний»
ИТОГО :
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
33
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 год обучения
Разделы и темы занятий
Всего
№
п/п
1. Бессюжетные игры
«Вороны и Воробьи»
« Ловишки перебежки»
«Паровизик»
«Белые медведи»
«На одной ноге»
«Петушиный бой»
«Лошадки»
«Палочкавыручалочка»
2. Игрызабавы
«Охота на тигра»
«Донести рыбку»
«Мячик кверху»
«Охотник»
«Сойки»
«Выбей мяч из круга»
«Мяч в лунке»
3. Любимые игры детей
«Воробушки и кот»
«Самые ловкие»
«Мешочек»
«Два мороза»
«Второй лишний»
«Здравствуй, сосед»
«Купи бычка»
«Попрыгунчики»
«Переселение лягушек»
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
9
1
1
1
1
1
1
2
1
8
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
В том числе
теория
1
практика
9
1
1
1
1
1
1
2
1
8
1
1
1
1
2
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
94.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4. Народные игры
Русская народная игра «Краски»
Русская народная игра «Колечко»
Башкирская народная игра «Стрелок»
Бурятская народная игра «Волк и ягнята»
Калмыцкая народная игра «Прятки»
Игры народов Коми «Ловля оленей»
Татарская народная игра «Продаем горшки»
Якутская народная игра «Один лишний»
ИТОГО :
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33
Содержание программа
Вводное занятие – 1 час
Бессюжетные игры – 45 ч.
Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил,
ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников.
Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений,
ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия.
Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и
умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Эти
игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, прятании.
Такие игры доступны всем.
Игрызабавы 38 ч.
В работе с детьми используются игрызабавы, аттракционы. Не будучи особо
важными для физического развития, они часто проводятся на спортивных
праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания в этих играх
выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования
(бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами)
Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им радость, но и
требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Народные игры 40 ч.Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального,
художественного и физического воспитания подрастающего поколения.
Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх
много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны,
часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей
умственной деятельности.
Любимые игры детей 44 ч.
В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры
коллективны. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру.
Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к
самостоятельному проведению игры,
сохраняется эмоционально
положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети
приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать
товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать
радость. Ребята учатся самостоятельно и с удовольствием играть.
Знания и умения учащихся
должны иметь представление:
роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для
укрепления здоровья;
об историческом наследии русского народа и русских народных
игр;
о традициях русских народных праздников;
о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и
соревновательной деятельности;
должны знать:
разные виды подвижных игр;
историю возникновения русских народных игр;
правила проведения игр, эстафет и праздников;
основные факторы, влияющие на здоровье человека;
основы правильного питания;
правила поведения во время игры.
должны уметь:
выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые
упражнения, гибкость);
проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую
координацию;
владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным
инвентарём;
применять игровые навыки в жизненных ситуациях. передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных
ситуациях;
выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных
физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных
играх.
Содержание программы учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы
закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения
конкретных технических навыков и умений, развития двигательных
способностей.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Естественные основы. Здоровье и физическое развитие человека. Строение
тела человека, положение тела в пространстве (стойки, седы, упоры, висы).
Основные формы движений (вращательные, ациклические, циклические),
напряжение и расслабление мышц при их выполнении. Работа органов
дыхания и сердечнососудистой системы.
Социальнопсихологические основы. Влияние физических упражнений,
закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление
здоровья. Физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их
связь с физическим развитием; комплексы упражнений на развитие
физических качеств и правила их самостоятельного выполнения; обучение
движениям и правила формирования осанки; комплексы упражнений на
коррекцию осанки и развитие мышц. Эмоции и их регулирование в процессе
занятий физическими упражнениями.
Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки,
метание предметов, лазанье, ползание, перелезание, передвижение на лыжах,
плавание) различными способами и с изменяющейся амплитудой, траекторией
и направлением движения в условиях игровой и соревновательной
деятельности. Контроль за правильностью выполнения упражнений и
тестирование физических качеств.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Осенью и зимой принимать
воздушные ванны 2 раза в день. Сначала по 510 минут, постепенно довести до
60 мин. (температура воздуха от +22 до 16 0С). Воздушные ванны
рекомендуются в сочетании с занятиями гимнастикой, подвижными и
спортивными играми. Летом световоздушные ванны – 1060 мин. и дальше.Солнечные ванны. В средней полосе между 911 ч. от 4 до 60 мин. (на все
тело), Водные процедуры. Обтирание – рано утром, после зарядки или до
дневного сна 23 мин. Обливание утром после зарядки, воздушной и
солнечной ванн (летом) 40120 с. (в зависимости от индивидуальных
особенностей). Душ – утром перед едой или перед дневным сном, до 120 с.
Купание в реке, водоеме. Первые купания при температуре воздуха + 240С,
воды от +200С, продолжительность около 2 мин. В дальнейшем пребывание в
воде может быть постепенно увеличено до 1015 мин. Хождение босиком.
Осенью и зимой начинать с нескольких минут хождения босиком в комнате с
постепенным увеличением продолжительности процедуры. Летом хождение
по траве и грунту. При хорошем состоянии здоровья зимой возможны
хождение и бег по снегу в течение 1040с.
Способы саморегуляции. Овладение приемами саморегуляции,
связанными с умениями учащихся напрягать и расслаблять мышцы. Контроль
и регуляция движений. Специальные дыхательные упражнения.
Способы самоконтроля. Измерения массы тела. Приемы измерения
пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после нагрузки).
Тестирование физических (двигательных) способностей: скоростных,
координационных, силовых, выносливости и гибкости.
Перечень учебнометодических средств обучения
• основная и дополнительная учебная литература:
Основным учебным пособием для учащихся является учебник «Физическая
культура» для учащихся 14 классов. В.И.Лях. 8 издание. М.: Просвещение,
2008.
Библиографический список литературы
1. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время.
111 классы: метод. пособие / Г.И. Погодаев. – М. : Дрофа,2010.143,[1]с.
(Библиотека учителя).
2.
ил.
Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее – СПб.: Дельта,1998.208 с.,
4. Спортивные игры на уроках физкультуры / Под общей редакцией
О. Листова. М: СпортАкадемПресс, 2001. 276 с.
5. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.метод, пособие / Сост. Б. И.
Мишин. М: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
526, (2) с. (Настольная книга).6.
Настольная книга учителя физической культуры /Авт.сост.
Г. И. Погадаев; Предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никадрова. 2е изд., перераб. и
доп. М.: Физкультура и спорт, 2000. 496 с, ил.
7. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической
культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 229 с.
8. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Издательство
«Союз», 2002. 336 с. (Азбука развлечений).
9. Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для
детей 610 лет. М.: ТЦ Сфера, 2002. 64 с. (Серия «Вместе с детьми»).
10. Седашов О. А. Правила игры в минифутбол: Учебнометодическое пособие.
Белгород: Кооперативное образование, 2003. 55 с.
11. Юный футболист: сб./ Под ред. А. П. Лаптева, А. А. Сучилина. М.:
Физкультура и спорт, 1983. 255 с: ил.
12. Никифоров А. А., Середа Н.С. «Урафутбол!». Методические рекомендации
для учителей физической культуры. Издательство БелРИПКППС, 2007.