Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"
Оценка 5

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
география
6 кл
22.01.2018
Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «Школа юного следопыта » для 6 классов, разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования. Программы внеурочной деятельности « туристко-краеведческая» деятельность. Спортивно - оздоровительная деятельность» Москва, «Просвещение» 2011 год (Работаем по новым стандартам). Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. Данный курс внеурочной деятельности обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Школа юного следопыта» для обучающихся 6 классов изучается в объеме 34 часа за учебный год.
программа Школа юного следопыта.docx
Пояснительная записка                Рабочая программа внеурочной деятельности  кружок «Школа юного следопыта » для 6 классов, разработана в соответствии   с   федеральным   государственным   стандартом   начального   общего   образования.   Программы   внеурочной деятельности       «   туристко­краеведческая»   деятельность.   Спортивно   ­   оздоровительная   деятельность»   Москва, «Просвещение» 2011 год (Работаем по новым стандартам), учебного плана ГБОУ гимназии  г. Сызрани.          Важнейшей стратегической задачей  современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения. Данный курс  внеурочной деятельности обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности обучающихся.         Программа внеурочной деятельности  «Школа юного следопыта»  для обучающихся 6 классов  изучается в объеме 34 часа за учебный год.               Цель программы ­ всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экономического мышления.        Задачи:         единомышленников­туристской походной группы; дать определённый набор знаний и умений о туризме;  развивать физически­развитую личность; прививать здоровый образ жизни; воспитывать полноценного гражданина своей страны; формировать чувство коллективизма развитие познавательных интересов у обучающихся;             воспитание   и   развитие   коммуникативных   и   личностных   качеств   в   процессе   формирования   коллектива формирование   экологической   культуры,   способности   самостоятельно   оценивать   уровень   безопасности принимать участие в природоохранных акциях.  знакомство   детей   с   историей   и   географией   своего   края   через   изучение   достопримечательностей   ближайшего  окружения и школы, в которой они учатся;  окружающей среды как среды жизнедеятельности;                  Данная программа внеурочной деятельности  позволяет изучить природу своего края, достопримечательности и др., овладеть определенным кругом знаний и умений, необходимых юным туристам­путешественникам. В походах обучающиеся  будут наблюдать за растениями, животными нашей местности, погодными явлениями.                На занятиях обучающиеся   смогут научиться пользоваться картой и компасом,  ориентироваться на местности. Умение ориентироваться имеет большое значение не только в смысле подготовки юных туристов к сложным походам, его можно с  полным правом отнести к той категории жизненных навыков, которые составляют  неотъемлемую часть понятия всесторонне развитой личности, не говоря уже о том, что во многих областях деятельности человека умение отлично ориентироваться ­ обязательное условие (строители дорог, моряки, летчики, геологи, геодезисты и т.д.).        На теоретических занятиях и во время походов участники внеурочной деятельности  могут выполнять различные общественно­полезные поручения, например:   музея;                     Занятие туризмом ­ это увлекательный вид активного отдыха, который  помогает восстанавливать силу и работоспособность,   укрепляет   здоровье.   В   походах  развиваются   такие   качества   как   коллективизм,   инициатива, взаимовыручка, воспитывается чувство товарищества. Занятия внеурочной деятельности  носят как практический характер, так и теоретический.                собирать коллекцию минералов для географического кабинета или гербарий для биологического кабинета школы; собирать материалы, описывать и зарисовывать встреченные в пути памятники архитектуры для краеведческого Общая характеристика курса         Изменения   в   программе:                 Внеурочная деятельность   предполагает следующие виды деятельности   на занятиях: игровую, познавательную, физкультурно­оздоровительную   и   туристско­краеведческую.   Кроме   того,   организация   внеурочной   деятельности предполагает   взаимодействие   и   преемственность   физкультурно­оздоровительного,   научно­познавательного   и   военно­ патриотического направлений.     Рабочей     программой   не   предусмотрено   проведение   походов   выходного   дня   и многодневных походов,  но по окончанию изучения курса  в период летних каникул,  вне сетки часов, предполагается многочасовой поход  с выходом на природу, где обучающиеся закрепят полученные знания  на внеурочной деятельности «Начала туризма и краеведения».   В связи с этим в программу внесены следующие изменения: Включены   следующие   темы:   «Земля   отцов­моя   земля»,   на   которую   отводится   3   часа   в   целях     более   подробного знакомства с историей нашего края; тема « Природа нашего края» в объеме 6 часов, для более широкого знакомства с растениями и животными  своего края; тема « Воды нашего края»­ в объеме 3 часов;  тема «Правила поведения юных путешественников» в объеме 3 часов и «Азбука туристов» в объеме 4 часа, так как обучающимся необходимо знать данные правила при проведении походов и требования к туристическим походам.                         Также при изучении   тем, могут   занятия переноситься на любое время, в связи с погодными и сезонными условиями. Туризм ­ прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.          Главная задача туризма   в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать  человека, способного противостоять  трудностям, настоящего гражданина своей страны. Сочетание   спортивного   ориентирования,   краеведения   и   туризма   способствует   формированию   у   ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.         Занятия внеурочной деятельности  по теоретической подготовке проводятся в помещении школы с применением учебных пособий (карты, атласы, топографические планы местности, компас и др.). Практические занятия проводятся в школьном дворе.       На практических занятиях, и особенно в походах, обучающиеся смогут проявить свои физические возможности, творческие и организаторские способности. Место кружка «Школа юного следопыта» в учебном плане      Учебный план ГБОУ гимназия г. о. Сызрань предусматривает проведение занятий кружка «Школа юного следопыта» на этапе основного общего образования для 6 класса в объеме 34 часов, 1 час в неделю. Рабочая программа расчитана на 2017­2018 учебный год. Личностные, метапредметные, предметные результаты. Личностные результаты У обучающегося будут сформированы ­   положительное     отношение     к   своему   здоровью   и здоровью   окружающих   людей,   к     ежедневным   занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как основным ценностям  в жизни человека, к  Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям; Обучающийся получит возможность для формирования   ­ экологического мышления; ­  познавательной     мотивации   к   истории   возникновения физической культуры и туризма; ­   умений   и   навыков,   способов   ориентирования   на местности   и   элементарных   правилах   выживания   в природе; ­ интерес к изучению истории и культуры родного края; ­ первоначальные туристские  умения и  навыки. ­   понимания   значения   занятий   туризмом     для общефизической   подготовки   и   укрепления   здоровья человека; Метапредметные результаты Регулятивные Обучающийся научится ­ адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; ­ следовать на занятиях инструкциям  учителя; ­ вносить коррективы в свою работу. Обучающийся получит возможность научиться ­ понимать цель выполняемых действий; ­ адекватно оценивать правильность выполнения задания;    ­ первоначальным  туристическим умениям и навыкам; ­  работать индивидуально и в группе; ­   умение   осознанно   использовать   речевые   средства   для выражения своих мыслей и потребностей; ­ беречь и защищать природу.  Коммуникативные Обучающийся научится    ­  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать  собственную позицию; ­ отвечать на вопросы и задавать вопросы; ­ выслушивать друг друга; Обучающийся получит возможность научиться ­учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей. ­ понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. ­   рассказывать   о   режиме   дня   младших   школьников,   об истории возникновения физической культуры и туризма, о личной гигиене; Предметные результаты Обучающийся научится ­   выполнять   правила   поведения   на   занятиях   по общефизической  и туристской подготовке; ­  рассказывать   об   истории     возникновения     физической культуры  и туризма; ­ понимать значение физических упражнений для здоровья человека; ­   рассказывать   о   месте   ОФП   в   режиме   дня   младших школьников, о личной гигиене, о правильной осанке; ­ называть правила ведения ЗОЖ; ­ называть основные физические качества человека; ­   рассказывать   об   истории   появления   и   развития отдельных   видов   спорта   и   формирования   на   их   основе различных видов туризма;  ­   различать   виды   туризма:   пеший,   лыжный,   равнинный, горный, самодеятельный, спортивный;  ­ договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;  ­  безопасному поведению во время занятий.  Обучающийся получит возможность научиться ­   определять   подбор   одежды   и   инвентаря   для туристических прогулок и походов;  ­   самостоятельно   выполнять   первоначальные   действия юного   туриста   в   природе,   в   быту,   в   необустроенных условиях. ­  понимать  и    «читать»   простейшие   топографические знаки, данные в географическом атласе; ­ изучать  «Кодекс туриста»; ­   различать   понятия   «Здоровье   человека»,   «физическая культура и туризм», «физические упражнения», «турист», «туристическая группа»; ­ определять влияние занятий физическими упражнениями и туризмом на здоровье человека. Содержание тем кружка            Вводное занятие, на которое отведен 1 час.  Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для  организма человека.  Укрепление  костно­мышечной системы, сердца, легких и других органов человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях. Тема   «Земля отцов­ моя земля» изучается в объеме 3 часа, в которой особое место отводится изучению малой Родины, семье. Родословие. Состав семьи, семейные традиции и семейные праздники. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Рисование на темы: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя комната», «Моя любимая игрушка». Тема « Природа нашего края» изучается в объеме 6 часов, в которой изучаются растения  своей местности, животные, сезонные изменения в природе нашего края.  Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года. Значение наблюдений за погодой. Правила поведения на природе и наблюдения за ней во время экскурсии. Приборы для наблюдений за погодой. Организация   наблюдений   за   погодой,   ведения   календаря   наблюдений.   Экскурсии   в   парк   (лес).   Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород деревьев, поиск и зарисовывание отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и пр.). Изготовление и установка кормушек для зимующих птиц. Тема « Воды нашего края» изучается в объеме 3 часов, где изучаются виды водоемов нашего края, их богатства, а также правила поведения у водоемов. На тему «Правила поведения юных туристов» отведено 3 часа, где обучающиеся знакомятся с техникой безопасности в походах. Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно­тренировочном полигоне, в парке (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов. Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках. Правила поведения участников спортивно­туристских состязаний, соревнований и игр.     Права    и     обязанности     участников     спортивно­туристских     состязаний, соревнований  и  игр.   Командир туристской  группы,  его  права  и  обязанности, взаимоотношения с участниками туристских соревнований. История и традиции выполнения юными туристами общественно полезных дел.   Выполнение общественно полезных дел: охране природы, заботе о птицах и животных и пр. Охрана природной среды (зеленой зоны) вокруг школы, дома и на улице и в своем микрорайоне (населенном пункте). Знакомство с кодексом чести юного туриста. Девизы юных туристов: «В здоровом теле­ здоровый дух», «Чистота ­ залог здоровья». Юные туристы ­ хорошие товарищи и коллективисты. Подготовка к  туристским  прогулкам,  экскурсиям;  к  спортивно­оздоровительным состязаниям, играм и соревнованиям. Подготовка, организация и выполнение порученного объединению (звену, группе) задания по ходу экскурсии или туристской прогулки. Прогулка в парк (в лес) с целью закрепления знаний о правилах поведения в природе и выработки навыков наблюдательности. Прогулка по микрорайону школы.  Оформление впечатления  о прогулках под руководством педагога (родителей) в рисунках, поделках и др. Тема «Азбука туристско­ бытовых навыков» изучается 4 часа, где изучаются вопросы оказания первой медицинской помощи в походе, предметах, которых необходимо брать в поход. Основы безопасности в природной среде. Основы безопасности дома и в школе. Личное снаряжение и уход за ним. Питьевой режим на туристской прогулке. Групповое снаряжение и уход за ним. Тема «Ориентирование на местности» изучается в объеме 3 часов. Ориентирование по сторонам горизонта.   Стороны горизонта.    Определение сторон горизонта по объектам растительного и животного мира, по местным признакам.  Ориентирование в лесу, у реки, в поле. Способы ориентирования на местности. Линейные ориентиры (дорожки, тропы, линии   электропередачи   и   др.).   Ориентирование   по   звездному   небу,   Солнцу.   Измерение   расстояний   на   местности: временем движения, парами шагов и пр. Ориентирование по описанию (легенде).  План местности.  Знакомство   с   планом расположения школы, школьного двора, двора своего дома или своей улицы. Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе, в парке. Освоение навыков чтения и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.  Условные знаки.  Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки. Зарисовка условных знаков.  Овладение навыками чтения легенды маршрута во время туристской прогулки. Составление легенды движения группы условными знаками. Тема «Туристические  игры»  Совместная подготовка, проведение и анализ проведения спортивно­туристских игр и краеведческих викторин.  изучается   в   объеме   2   часов.   Организуется   разучивание   различных   подвижных   игр. На тему  «Походы» отведено 5 часов. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная подготовка, осуществление   и   последующий   анализ     похода   в   зимний   лес   –   с   целью   изучения   следов   животных.   Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес – с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной речки – с целью отработки навыков преодоления препятствий. Походы по родному селу,  к достопримечательным местам села. Экскурсии в Краеведческий музей, Дом культуры и т.д. Экскурсионные объекты; памятники истории, архитектуры, искусства, природы и т. п. в микрорайоне школы, на своей улице (населенном пункте). Выявление и нанесение на бумажную основу (план микрорайона школы, улицы, двора) различных памятников и других интересных объектов. На тему « Природоохранные акции» отведено 2 часов. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных   акций:   уборка   мусора   в   близлежащих   лесопарках   и   скверах;   расчистка   близлежащих   родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т.п.   На тему «Туристическая газета» отведено 2 часов. Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).              В ходе проведения занятий внеурочной деятельности  используются следующие технологии ­ Исследовательские (проблемное обучение, групповое, индивидуальное, дифференцированное); ­  Здоровьесберегающие; ­ Экологическое воспитание  личности; ­ Игровая технология. Основные  формы организации учебных занятий: ­ Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры); ­ Соревновательные ( соревнования, конкурсы, эстафеты); ­ Сюжетно – ролевая игра; ­ Занятие  ­ путешествие, экскурсия, ПВД, туристический поход Тематическое планирование № Наименование темы 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие.  Сызрань. Достопримечательности города. Сызранский район.   Исторические ценности нашего города. Водные объекты города Сызрани. Реки г. Сызрани. 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Ориентирование на местности. Ориентирование на местности. Изучаем карту г. Сызрани и ее окрестностей. Изучаем карту г. Сызрани и ее окрестностей Чтение топографической карты местности. Составление карты путешествия по району. Природоохранные акции. Природоохранные акции. Азбука туристско ­ бытовых навыков. Азбука туристско ­ бытовых навыков. Азбука туристско ­ бытовых навыков. Туристические игры. Туристические игры. Работа в команде. Правила безопасного поведения на природе. Правила поведения юных туристов. 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Составление плана похода выходного дня. Составление маршрута похода выходного дня. Составление карты маршрута похода выходного дня. Памятка выходного дня. Поход выходного дня. Поход выходного дня. Поход выходного дня. Поход выходного дня. Поход выходного дня. Подготовка туристической газеты. Подготовка туристической газеты. Туристическая газета. Отзывы. Всего часов: 34. Средства контроля           Проверка знаний, умений, навыков проводится в виде практических заданий, соревнований по спортивному  ориентированию.  Умения и знания, приобретенные на занятия, обучающиеся применяют в походах, экскурсиях,  путешествиях. С целью проверки полученных результатов проводятся викторины, конкурсы, соревнования, игры. Воспитательные  результаты внеурочной туристско­краеведческой деятельности школьников распределяются по трем уровням. 1.   Результаты   первого   уровня   (приобретение   школьником   социальных   знаний,   понимания   социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности. 2.  Результаты  второго уровня (формирование  позитивных  отношений школьника  к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):  развитие   ценностных   отношений   школьника   к   своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.     3.   Результаты   третьего   уровня   (приобретение   школьником   опыта   самостоятельного   социального действия):  приобретение   школьником   опыта   самообслуживания,   самоорганизации   и   организации   совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности. Учебно­методические средства обучения 1. Программы внеурочной деятельности  «Туристско­краеведческая деятельность. Спортивно­ оздоровительная  деятельность» Москва, «Просвещение» 2011 год (Работаем по новым стандартам). Дополнительная литература: 1.Алешин, В. М. Туристская топография / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 2005.  2.Бардин, К.В. Азбука туризма / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 2006.  3.Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов / Э. Н. Кодыш // М.: Физк. и спорт, 2007. Планируемые результаты Знать:    достопримечательности  своего края; называть и отличать растения и животных нашего края; карту, топографические знаки Уметь:    вести наблюдения; проводить простейшие исследования, обрабатывать и коллекционировать собранные материалы; делать пешие переходы с грузом;    ставить палатку, разводить костер, готовить пищу; изготовлять простейшие туристское оборудование; ориентироваться по компасу. Материально­техническое обеспечение: 1.  Компьютер 2.  Мячи 3.  Компас 4. Топографические карты 5. План местности 6. Туристское снаряжение

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"

Программа внеурочной деятельности по географии для 6 классов "Школа юного следопыта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018