программа внеурочной деятельности по истории

  • Образовательные программы
  • docx
  • 22.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучаю¬щихся в 6 классе. Программа «Юный историк» (Путешествие в Средневековье) имеет научнопознавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще¬учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Иконка файла материала ИСТОРИЯ 6.docx
Программа внеурочной деятельности    Название внеурочной деятельности:   «Юный историк»    Срок реализации программы, учебный год:  2017­2018 Количество часов по учебному плану: всего 34  часов, в неделю1 час                                                                                                                                                                               Пояснительная записка Данная   программа   разработана   на   основе   требований   Федерального   государственного   образовательного   стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучаю­ щихся в 6 классе. Программа   «Юный   историк»   (Путешествие   в   Средневековье)   имеет   научнопознавательную   (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального   развития   ребенка   и   формирования   художественного   вкуса.   Программа   обеспечивает   развитие интеллектуальных   общеучебных   умений,   творческих   способностей   у   учащихся,   необходимых   для   дальнейшей самореализации   и   формирования   личности   ребенка,   позволяет   ребёнку   проявить   себя,   выявить   свой   творческий потенциал. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями 5работы   в   классно­урочной   системе   преподавания   истории   и   потребностями   учащихся   реализовать   свой   творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения ­ развитие способностей ребёнка и формирование универсальных   учебных   действий,   таких   как:   целеполагание,   планирование,   прогнозирование,   контроль,   коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных   на   вовлечение   учащихся   в   динамичную   деятельность,   на   обеспечение   понимания   ими   исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Связь с уже существующими программами.  Программа по курсу «История Родного края» разработана на основе Федерального   государственного   образовательного   стандарта   основного   общего   образования   ООП   ООО   школы   и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В. А. Горского. ­ М.: Просвещение, 2011, Примерные программы по учебным предметам. История 5­9 класс. М. : Просвещение, 2010 г., Всеобщая история : 5­9 классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко­Цюпы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. :  Новизна  данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению европейского средневековья  через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся   к   этому   периоду.   Системно­деятельностный   подход   осуществляется   через   использование   таких   форм организации   познавательной   деятельности,  как   творческая   лаборатория,  игра­путешествие,  практикум,  заочное   путе­ шествие. Цель: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии; знакомство с элементами научного исторического исследования. 5Задачи: Познавательный аспект: познакомить детей с культурой стран Европы, России  в период средневековья  через активную деятельность; способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ; познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой; формировать универсальные исторические понятия; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. Развивающий аспект: развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории; развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; развивать творческие  способности. Их умения работать с красками, бумагой,  картоном, пластилином.  Воспитательный аспект: способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям; способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории Основные   содержательные   линии   курса.  Данная   программа   напрямую   связана   с   урочной   деятельностью.   Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков: «Становление средневековой Европы.», «Восточные славяне», «Русь в IХ­первой половине XII в», «Русь во второй половине  XII—XIII  в», «Образование централизованного государства», «Московское государство  XVI  в.».    Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала. 5Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной   деятельности   выступает   в   качестве   эффективного   средства   повышения   мотивации   к   изучению   истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная   театрализованная   деятельность   направлена   на   развитие   у   его   участников   ощущений,   чувств   и   эмоций, мышления,   воображения,   фантазии,   внимания,   памяти,   воли,   а   также   многих   умений   и   навыков   (речевых,   ком­ муникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. • Визуализация   (рисунок,   лепка   из   пластилина   и   пр.)   помогает   воплотить   образы,   полученные   с   помощью   чтения   и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал. Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться   в   стрессовых   ситуациях,   учит   взаимопомощи   и   развивает   командный   дух.   Анализ   письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной   работе.   Решение   проблемных   заданий   позволяет   формировать   умение   находить   нестандартные   решения, активизировать познавательную деятельность. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и   фронтальная   работа.   Ведущей   формой   организации   занятий   является   групповая   работа.   Во   время   занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. 5Каждое занятие ­ это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом   возрастных,   психологических   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся.   Программа   предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно­ художественной, изобразительной и других видов деятельности. С   целью   достижения   качественных   результатов   желательно,   чтобы   учебный   процесс   был   оснащен   современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. . Планируемые результаты. Личностные: формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность; осознание своей идентичности как гражданина демократического государства; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; толерантное отношение к истории других стран; познавательная, творческая, общественная активность; умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; личная и взаимная ответственность; готовность действия в нестандартных ситуациях; творчество. Метапредметные : владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: понимать смысл адаптированного текста; уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения; 5участвовать в диалоге; инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов; участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем,   строить   продуктивное   взаимодействие   и   сотрудничество   со сверстниками. Воспитательные результаты внеурочной деятельности. Первый уровень результатов ­ приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях. Второй   уровень   результатов   —   получение   школьниками   опыта   переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура). Третий   уровень   результатов   ­   получение   школьниками   опыта   самостоятельного   общественного   действия   (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде. Проверка результатов проходит в форме: игровых занятий (конкурсы, викторины, составление Кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое), опросников, тестирования, презентаций творческих работ. Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественнопедагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов. 5№ п/п Наименование раздела 1 2 3 4 5 6 7 8 Вводный урок Становление средневековой Европы. Восточные славяне Русь в IХ­первой половине XII в Русь во второй половине XII—XIII в Образование централизованного государства Московское государство XVI в. Резерв  Итого Всего часов 1 10 2 6 5 5 3 2 34 Вводный урок 1 ч  Тема1. Средневековая Европа 10 ч. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.  Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.   Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий.. Феодальная раздробленность в IX­XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.  Англия в раннее средневековье. Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.  В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство. Формирование   средневековых   городов.   Борьба   городов   с   сеньорами.   Городское   ремесло.   Цехи.Гильдии.   Банки. Ростовщики. Ломбарды. Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан. Тема 4. Восточные славяне (2 ч) Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.  Тема 5. Русь в IХ­первой половине XII в. (6 ч) Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе. Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей.  Походы Святослава. Князь Владимир. Крещение Руси.  Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.  Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.  Быт и нравы Древней Руси.  Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения. 5Тема 6.    Русь во второй половине XII—XIII в. (5 ч) Раздробление   Древнерусского   государства.  Образование   самостоятельных   княжеств   и   земель.   Последствия раздробления Древнерусского государства. Владимиро­Суздалъское   княжество.  Князь   Юрий   Долгорукий.   Борьба   за   Киев.   Внутренняя   и   внешняя   политика владимиро­суздальских князей.  Великий  Новгород.  Территория,  природные  и  хозяйственные  особенности  Северо­Западной  Руси. Особенности  соци­ альной структуры и политического устройства Новгородской земли. Монгольское нашествие на Русь.  Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю.   Героическая   оборона   Рязани.   Героическая   оборона   Москвы.   Разгром   Владимирского   княжества.   Поход   на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска.. Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами. Русь и Орда.  Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества. Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Тема 7. Образование централизованного государства (5 ч) Усиление Московского княжества в Северо­Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в Конец   ордынского   владычества.   Иван  III..   Усиление   великокняжеской   власти.   Местничество.   Система   кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально­крепостнической системы. Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне.  Ереси.  Культура и быт в  XIV—начале  XVI  в.  Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в  XIV—начале  XVI  в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина. 5Тема  8. Московское государство XVI в. (3 ч) Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50­х гг. XVI в.. Военные реформы. Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина. Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи­Минеи.   Исторические   повести.   Строительство   шатровых   храмов.   Оборонное   зодчество.   Живопись.   Дионисий. Произведения декоративно­прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой». Повторение­ 2 часа                                                                                                                                                                           Календарно­тематическое планирование  1 Вводный урок   1 2 1 Средневековая Европа. Образование  варварских  королевств Предметные Исследовать  место  Средневековья  в истории с  помощью ленты времени Овладение  целостными  представления ми об  историческом  пути народов  всего,  Метапредметн ые Умение   определять  понятия,  создавать  обобщения, Умение  устанавливать  аналогии,  причинно­ следственные  связи, строить   логическое  Личностные Формирование осознанного, уважительного отношения   к истории Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,   Беседа Участие в диалоге Творческа я мас­ терская Практическая работа  в группах «Жилище  древнего человека»  (выполнение рисун­ ков, аппликаций,  макетов из  пластилина) 53 4 5 1 Средневековая Европа. Христианская церковь в раннее средневековье. Средневековая Европа. 1 Возникновение  и распад   империи Карла Великого. Средневековая Европа. 1 Англия в раннее Средневековье человечества Приобретение  опыта  историко­ культурного,  цивилизационн ого подхода к  оценке  социальных  явлений Приобретение  опыта  историко­ культурного,  цивилизационн ого подхода к  оценке  социальных  явлений Овладение  целостными  представления ми об  историческом  пути народов,  всего  человечества рассуждение,  умозаключение  по аналогии) и  делать выводы Умение  строить   логическое  рассуждение,  умозаключение толерантность; Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;   и   Формирование личной взаимной ответственност и;     умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабель ность;     Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию   в виде художественны х образов; Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;   5 Творческа я мас­ терская Рисунок­подражание с опорой на текст и  иллюстрации Творческа я мас­ терская Творческа я лабо­ ратория Индивидуальная или  парная работа по  лепке из пластилина с  опорой на текст  сюжетов «Франкский  воин», «Мастерская  ремесленника»,  Краткосрочные  информационные  проекты  (индивидуальные или  парные). Работа в парах по  выполнению заданий  маршрутных листов  путешествия: «Найди  лишнее», «Установи6 7 8 1 1 1 Средневековая Европа. В рыцарском  замке Средневековая Европа. Средневековая  деревня и ее  обитатели Средневековая Европа. Формирование  средневековых  городов Умение  понимать  законы  «Рыцарской  чести» Приобретение  опыта  историко­ культурного,  цивилизационн ого подхода к  оценке  социальных  явлений Умение  характеризоват ь условия ,   описывать  архитектурные  памятники  средневековых  городов  Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию   в виде художественны х образов; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Умения   передавать историческую информацию   в виде художественны х образов; Формирование нравственных чувств нравственного поведения   и Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;       в   паре, за Умение работать группе, отвечать свои решения; коммуникабель ность; формирование соответствия»,  «Собери ап­ пликацию», «Реши  задачу» и т. д. Практическая работа  в группах  «Средневековый  замок» (выполнение  рисунков, аппликаций, макетов из картона ) Индивидуальная  творческая работа с  опорой на текст и  иллюстрации,  интернет­ ресурсы  «Один день из жизни  крестьянина»  Виртуальная  экскурсия в Париж,  Лондон. Практическая работа в группах  «Средневековый  город» (выполнение  рисунков, аппликаций, макетов из картона ) Игра­ путешест вие, творческа я  мастерска я  Практику м Творческа я лабо­ ратория 59 1 Средневековая Европа. Горожане и их  образ жизни Умение  характеризоват ь образ жизни,  занятия людей  населявших  города 10 Средневековая 1 Европа. Крестовые  походы  Католическая  церковь и  еретики 1 11 Средневековая Европа. Культура Западной Европы  Умения   работать с  исторической  картой, текстом  учебника и  историческими  источниками Умения   работать с  историческими  источниками ,  текстом  учебника и  историческими  документами Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию   в виде художественны х образов; Умение  осуществлять  информационн ый поиск для  выполнения  учебных задач. владение  сведениями о  поворотных  и   личной взаимной ответственност и;   умение в работать сотрудничестве другими, с отвечать за свои решения;     Заочное  путеше­ ствие Индивидуальная  творческая работа с  опорой на текст и  иллюстрации,  интернет­ ресурсы  «Один день из жизни  горожанина   Умение работать в сотрудничестве другими, с отвечать за свои решения;     Творческа я ла­ боратори я Толерантное отношение   к истории других стран; Творческа я ла­ боратори я 5 Групповая работа по  составление буклетов  на темы:  «Католическая  церковь». «Духовно­рыцарские  ордена « Краткосрочные  информационные  проекты  (индивидуальные или  парные). Работа в парах по  выполнению заданий  маршрутных листов  путешествия: «Найди12 13 14 1 Восточные славяне.  Про­ исхождение восточных славян  .Восточные славяне:  строй занятия, соседи 1 Русь в IХ­ первой  половине XII в Формирование  древнерусского  государства Уметь правильно читать несложные и карты   картосхемы   с опорой   на   их легенду. Уметь  правильно  читать не сложные карты  и картосхемы с  опорой на их  легенду. Развитие умений   искать, анализировать, сопоставлять   и оценивать информацию  лишнее», «Установи  соответствия»,  «Собери ап­ пликацию», «Реши  задачу» и т. д. Практическая работа  в группах «Жилище  древних славян»  (выполнение рисун­ ков, аппликаций,  макетов из  пластилина) Краткосрочные  информационные  проекты Работа в  парах по выполнению  заданий маршрутных  листов Творческа я ла­ боратори я Творческа я ла­ боратори я Индивидуальные  творческие работы  «Варяги “Повесть  временных лет” (по  выбору)» моментах в  истории  Умения   передавать историческую информацию   в виде художественны х образов; Осознание своей идентичности как гражданина демократическ ого госу­   дарства Заочное  путе­ шествие Умение  осуществлять  информационн ый поиск для  выполнения  учебных задач. Умение  осуществлять  информационн ый поиск для  выполнения  учебных задач. владение  сведениями о  поворотных  моментах в  истории  Осознание  своей  идентичности  как гражданина демократическ ого госу­ дарства воспитание  российской  гражданской  идентичности:  патриотизма,  любви и  уважения к  Отечеству,  чувства  гордости за свою Родину, прошлое и настоящее  515 Первые киевские князья 1 1 16 Князь Владимир  Святославович  Принятие  христианства Формирование  идей мира и  взаимопониман ия между  народами,  людьми разных  культур Умение   делать выводы, обобщать, высказывать свою   зрения политике Владимира Святого точку о   Умение  осуществлять  информационн ый поиск для  выполнения  учебных задач. владение  сведениями о в  истории  материальной и духовной  культуры  России. Владение  сведениями о  поворотных  моментах в  истории  Российского  государства и  наиболее  значимых  событиях в  истории  материальной и духовной  многонациональ ного народа  России;  осознание своей  этнической  принадлежности Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;         Умение работать в сотрудничестве другими, с отвечать за свои решения;     Ролевая  игра Работа в группах по  представлению сюже­ тов на темы:  «Появление Олега в  Киеве», «Святослав­ его роль в укреплении  русского  государства»,  «Реформы Ольги» Устный  журнал  (выступле ния с  презентац иями) Групповые  информационные  проекты по темам:  «Русь  и Византия »,  «Принятие   христианства: легенды и факты» 517 Расцвет  древнерусского  государства при  Ярославе  Мудром. 18 Культура  Древней Руси IX  – XII вв. 19  Русь во второй  половине XII— XIII в Начало  раздробления   Древнерусского  государства 1 1 1 Умение использовать дополнительны е   ресурсы   для изучения истории древнерусской народности Знание истории, языка, культуры своего   народа, своего   края, основ культурного наследия народов России и человечества; Формирование идей   мира   и взаимопониман ия между народами, людьми   разных культур   культуры  России. Способность  регулировать  собственную  деятельность. владение  основами  нравственного  поведения. Умение работать с разными  информационны ми источниками, находить  необходимую  информацию,  анализировать,  использовать её  в  самостоятельной деятельности Умении  самостоятельно организовывать собственную  деятельность,  оценивать ее,  определять  сферу своих  интересов; в Умение  работать в  сотрудничестве с другими,  отвечать за  свои решения; Осознание своей  этнической  принадлежности, знание истории,  языка, культуры  своего народа,  своего края,  основ  культурного  наследия  народов России  и человечества;  воспитание Умение  работать в  сотрудничестве с другими,  отвечать за  свои решения; Игра­ путе шествие Практику м Работа в парах по  выполнению заданий  маршрутных листов  путешествия:  «Особенности  архитектуры Древней  Руси»,  Составление карты  «Памятники культуры Киевской Руси»,  решение задач по  установлению  особенностей   литературных  памятников Интеракт ивная экскурсия Краткосрочные  информационные  проекты  (индивидуальные или  парные). Работа   в   парах   по выполнению   заданий маршрутных   листов путешествия:   «Найди 520 1 Главные политические центры: Новгородская земля,   Киевское Владимиро­ Суздальское, Галицко­ Волынское княжества Уметь правильно читать несложные и карты   картосхемы   с опорой   на   их легенду 21 Нашествие с  1 Востока Формирование  идей мира и  взаимопониман ия между  народами,  людьми разных  культур Беседа  Сообщени я   «Установи лишнее», соответствия», Краткосрочные  информационные  проекты  (индивидуальные или  парные). Работа   в   парах   по выполнению   заданий маршрутных   листов путешествия:   «Найди лишнее»,   «Установи соответствия», «Собери   ап­ пликацию»,   «Реши задачу» и т. д. Индивидуальная творческая   работа   с опорой   на   текст   и иллюстрации, интернет­ресурсы «Оборона Рязани; «Подвиг Е..Коловрат» Оборона Козельска «Битва на Сити» Умение  работать с  разными  информационн ыми  источниками,  находить  необходимую  информацию,  анализировать,  использовать её в  самостоятельно й деятельности Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию   в виде художественны х образов; Осознание  своей  этнической  принадлежност и, знание  истории, языка, культуры  своего народа,  своего края,  основ  культурного  наследия  народов России и человечества; Воспитание  российской  гражданской  идентичности:  патриотизма,  любви и  уважения к  Отечеству,  чувства  гордости за  свою Родину,  прошлое и  настоящее  многонационал ьного народа  522 Борьба   Руси   с западными завоевателями 1 23 Русь и Золотая  Орда 1 Уметь  правильно  читать  несложные  карты и  картосхемы с  опорой на их  легенду Знать   по   карте местоположени е   и   природные условия Русского государства   и Ордыы Умение  работать с  разными  информационн ыми  источниками,  находить  необходимую  информацию,  анализировать,  использовать её в  самостоятельно й деятельности Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию   в виде художественны х образов; России;  осознание  своей  этнической  принадлежност и Воспитание  российской  гражданской  идентичности:  патриотизма,  любви и  уважения к  Отечеству,  чувства  гордости за  свою Родину,  прошлое и  настоящее  многонационал ьного народа  России;  Умение  работать в  сотрудничестве с другими,  отвечать за  свои решения; 5   Творческа я ла­ боратори я Краткосрочные  информационные  проекты  (индивидуальные или  парные). «Ледовое побоище» «Невская битва» «Александр Невский» Презентац ия Работа   в   группах   по представлению   сюже­ тов   на   темы:   «Сбор дани   баскаками   », «Русские   князья   в Орде»,24 Культура  1 русских земель в XII ­  XIII вв.   Умение характеризоват ь место, участников, результаты важнейших исторических событий; Овладение  целостными  представления ми об  историческом  пути народов,  всего  человечества 25 Образование  централизованн ого  государства.  Роль  Московского  княжества в  объединении  русских земель 1 Формирование идей   мира   и взаимопониман ия между народами, людьми   разных культур   26 . Куликовская  битва. 1 Умение характеризоват место, ь   Умение  работать с  разными  информационн ыми  источниками,  находить  необходимую  информацию,  анализировать,  использовать её в  самостоятельно й деятельности Умении  самостоятельно организовывать Интеракт ивная экскурсия Краткосрочные  информационные  проекты  (индивидуальные или  парные). «Путешествие в  новгород» «Золотое кольцо Рос  сии»   Творческа я ла­ боратори я   и   анализ Сбор, представление информациив   в   виде схем  Осознание  своей  этнической  принадлежност и, знание  истории, языка, культуры  своего народа,  своего края,  основ  культурного  наследия  народов России и человечества Воспитание  российской  гражданской  идентичности:  патриотизма,  любви и  уважения к  Отечеству  Воспитание  российской  гражданской  Творческа я ла­ боратори   5 Работа   в   группах   по представлению   сюже­ темы: тов научастников, результаты важнейших исторических событий; собственную  деятельность,  оценивать ее,  определять  сферу своих  интересов; в 27 Московское  княжество и  Литва  28 Создание  единого  Русского  государства и  конец  ордынского  владычества. 1 1 Знать   по   карте местоположени е   и   природные условия Русского государства   и Литвы  Овладение  целостными  представлениям и об  историческом  пути народов,  всего  человечества Умение  характеризоват ь место,  участников,  результаты  важнейших  исторических  Умении  самостоятельно организовывать собственную  деятельность,  оценивать ее,  определять  я «Дмитрий  Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет   и   Челубей «Вооружение русского войска»   Диспут Участие в обсуждении проблемы,   поиск   и анализ информации. Интеллек туальная игра Работа   в   парах   по выполнению   заданий маршрутных   листов путешествия:   «Найди лишнее»,   «Установи соответствия»,   «Собери ап­ идентичности:  патриотизма,  любви и  уважения к  Отечеству,  чувства  гордости за  свою Родину,  прошлое и  настоящее  многонационал ьного народа  России;  Осознание своей  этнической  принадлежности, знание истории,  языка, культуры  своего народа,  своего края,  основ  культурного  наследия  народов России  и человечества Воспитание  российской  гражданской  идентичности:  патриотизма,  любви и  уважения к  529 Московское  1 государство в  конце XV­  начале XVIвв 1 30 Московское  государство  XVI в  Реформы  Избранной рады. событий; сферу своих  интересов; в Умении  самостоятельно организовывать собственную  деятельность,  оценивать ее,  определять  сферу своих  интересов;  Способность  применять  понятийный  приемы  исторического  анализа для  раскрытия  сущности и  значения  событий и  явлений  прошлого Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины Умение  работать с  разными  информационн ыми  источниками,  находить  необходимую  информацию,  Отечеству,  чувства  гордости за  свою Родину,  прошлое и  настоящее  многонационал ьного народа  России; Осознание  своей  этнической  принадлежност и, знание  истории, языка, культуры  своего народа,  своего края,  основ  культурного  наследия  народов России и человечества Формирование  важнейших  культурно­ исторических  ориентиров для гражданской,  этнонациональн ой, социальной, культурной  5 пликацию», задачу» и т. д   «Реши Викторин а, презентац ия  Практическая   работа в   группах   «Жилище горожан и  крестьян  в 15­16вв»   (выполнение рисунков» Герба, стягов   ,   аппликаций, макетов из пластилина).     Сообщени я  Практическая   работа в   группах   «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение   рисун­ ков, аппликаций,   макетов из пластилина). Работа в парах по  выполнению заданий31 Опричнина 1 32 Внешняя  политика Ивана  IV.  1 анализировать,  использовать её самоидентифик ации личности Способность  применять  понятийный  приемы  исторического  анализа для  раскрытия  сущности и  значения  событий и  явлений  прошлого Уметь правильно читать несложные карты и   картосхемы   с опорой   на   их легенду Умение  работать с  разными  информационн ыми  источниками,  находить  необходимую  информацию,  анализировать,  использовать её в  самостоятельно й деятельности Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать   ее, определять сферу   своих интересов; в Формирование важнейших культурно­ исторических ориентиров для гражданской, этнонациональн ой, социальной, культурной самоидентифик ации личности Формирование важнейших культурно­ исторических ориентиров для гражданской, этнонациональн ой, социальной, культурной самоидентифик ации личности 5 маршрутных листов  путешествия: «Найди  лишнее», «Установи  соответствия»,  «Собери ап­ пликацию», «Реши  задачу» и т. д Участие   в   дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников. Дискусси я  презентац ия Краткосрочные  информационные  проекты  (индивидуальные или  парные). «Ливонская война» «Присоединение  Казани»   «Покорение   Сибири Ермаком «33 34 1 1 Умение  работать в  сотрудничестве с другими,  отвечать за  свои решения; Умения  самостоятельно  организовывать  собственную  деятельность,  оценивать ее,  определять  сферу своих  интересов; в Способность  применять  понятийный  приемы  исторического  анализа для  раскрытия  сущности и  значения  событий и  явлений  прошлого Умения самостоятельно организовывать  собственную деятельность, оценивать ее,  определять сферу своих интересов;  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,  чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального народа России; Викторин а, интеракти вная экскурсия .  Работа   в   парах   по выполнению   заданий маршрутных   листов путешествия:   «Найди лишнее», исторический лабиринт и др.  Защита проектов  Участие в обсуждении , аргументированное  выступление, 1 ФГОС: Основное общее образование ­ http://standart.edu.ru 2 Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015. Учебно­методическое обеспечение 3 Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендации / авт.­сост. Е.Л. 4 3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности школьников. Игра. Досуговое общение [Текст] : Пособие Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013. для учителей общеобразовательных учреждений (Григорьев Д.В. , Куприянов Б.В.) М. Просвещение 2011. 5 6 Примерные программы по учебным предметам. История ­ http://standart.edu.ru 7 Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Рабочая  программа ­ М., Просвещение, 2009 г. 58 Данилов   А.А.,   Косулина   Л.Г.   История   России   с   древнейших   времен   до   конца  XVI  века.   6   класс.     Рабочая   программа   ­   М., Просвещение, 2011 г. 9 Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г. 10 Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г. 11 Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение,  2011 г.  12 Поурочные планы по истории России. 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.  Москва ,  «Просвещение», 2012  г. 13 Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс. 14 Интерактивное  наглядное пособие по истории России .6 класс. 15 Интерактивное пособие истории России 16 DVDдиск. по истории средних веков и истории России 17 Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс. 18 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//http://school­collection.edu.ru http://fcior.edu.ru/ ­ федеральный портал школьных цифровых образовательных 5