Программа внеурочной деятельности по ИЗО

  • Разработки курсов
  • doc
  • 06.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа внеурочной деятельности по ИЗО. Работа с уч-ся 5 класса "Народный костюм".Большие возможности для обучения и воспитания детей заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс общекультурного направления. Процесс эстетического познания детьми произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу обучающихся. Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.
Иконка файла материала Народный костюм_Тарасова Е.М._5 кл..doc
МОУ СОШ №1 Программа курса внеурочной деятельности для обучающихся  5 классов     «Народный костюм» Тарасова Е.М., учитель ИЗО МОУ СОШ № 1  Переславль­Залесский Ярославской области2014­2015 учебный год1. Пояснительная записка Большие   возможности   для   обучения   и   воспитания   детей   заключены   в разных видах декоративно­прикладного искусства.       образовательный курс общекультурного направления.   Данная   программа   представляет   собой   разработанный   дополнительный  Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает   овладение   простейшими   умениями   и   навыками,   как   на   уроках изобразительного   искусства,   так   и   на   уроках   материальной   технологии.     Оно способствует   развитию   мышления,   творческого   воображения,   художественных способностей   школьников   и   их   эстетическому   воспитанию.   Разнообразие произведений   декоративно­прикладного   искусства,   с   которыми   знакомятся обучающиеся   в   процессе   учебы,   развивают   у   них   эстетическое   отношение   к действительности.  Процесс   эстетического   познания   детьми   произведений   декоративно­ прикладного   искусства   на   занятиях   включает   в   себя   как   восприятие произведений,   так   и   практическую   работу   обучающихся.     Детям   становится понятна   связь   между   действиями   и   получением   хорошего   результата. Формируется   ценные   навыки   обращения   с   разными   материалами   и инструментами.   По   мере   освоения   разнообразных   умений   возрастают возможности для реализации детьми своих творческих замыслов в дальнейшем.  Цели программы: 1. Воспитание   личности   творца,   способного   осуществлять   свои   творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства. 2. Формирование     у   учащихся   устойчивой   потребности   к   саморазвитию, самосовершенствованию   и самоопределению   в процессе   познания   искусства, истории, культуры, традиций. 3. Развитие   природных   задатков   и   способностей,   помогающих   достижению успеха. Задачи  программы: 1. искусства. Познакомить учащихся с русским национальным костюмом. 2. Формировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.  3. 4. Научить   правильно   использовать   термины,   формулировать   определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 5. различных техниках. 6. обучающихся,  развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление. 7. аккуратность   Воспитывать   художественно   –   эстетический   вкус,   трудолюбие, Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного Реализовать   духовные,   эстетические   и   творческие   способности Закреплять умения и навыки работы с декоративной композицией.   Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в2. Общая характеристика курса Актуальность программы Особенностью   данной   программы   является   то,   что   она   дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир народного костюма, проявлять и реализовывать свои творческие способности.   Внеурочная   деятельность,   направлена   на   использование   обучающимися, приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения   изделий,   работая   по   эскизам,   образцам,   схемам   и   доступным знаковым условиям. Содержание   программы   «Народный   костюм»   является   продолжением изучения   смежных   предметных   областей   (изобразительного   искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства.  На   занятиях   мы   вновь   возвращаемся   к   изучению   русского   народного костюма,   уделяя   внимание   изучению   условно­символического   языка крестьянского   прикладного   искусства,   выраженного,   в   частности,   в   женском народном костюме. Тема «Русский народный костюм» оказывается довольно сложной – из­за того,   что   на   протяжении   многих   лет   стереотипное   представление   о   нем основывалось на зрительном восприятии фольклорных танцевальных ансамблей: мини­сарафан на кокетке, украшенный восточной крупной аппликацией, сапожки на каблуках и огромный кокошник.    За   один   ­   два   урока   нет   возможности   подробно   рассказать   обо   всех особенностях   русского   костюма   в   разных   регионах   России   и,   конечно, познакомиться с историей ярославского костюма. Решить эту проблему можно, используя внеурочное обучения. Новые   жизненные   условия,   в   которые   поставлены   современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ­ быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; ­ быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация   этих   требований   предполагает   человека   с   творческими способностями.  Характеризуя   актуальность   темы,  видим,  что   особое  значение приобретает   проблема   творчества;   способностей   детей,   развитие   которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Народное   и   декоративно­прикладное   искусство   является   неотъемлемой частью   художественной   культуры.   Произведения   прикладного   искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный   опыт   народа,   сохраняют   историческую   память.   Ценность произведений народного декоративно­прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том,   что   они   являются   памятниками   культуры   духовной.   Именно   духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Народное   искусство   соединяет   прошлое   с   настоящим,   сберегая   национальные художественные   традиции,   этот   живой   родник   современной   художественнойкультуры.   По   реализации данной программы   обучающиеся научатся ценить произведения   искусства,   создавать   творческие   работы,   переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно­прикладному искусству.  Программа курса внеурочной деятельности «Народный костюм» разработана для обучающихся  5 классов, рассчитана на  один год обучения  (34 часа), по 1 часу в неделю во внеурочное время. Основные формы и методы работы:             В процессе занятий используются различные формы занятий:  традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная  деятельность и выставки творческих работ, экскурсии, реализация творческих  проектов.  3. Планируемые  результаты освоения программы Программа   обеспечивает   достижение   обучающимися   следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты   познание мира через образы и формы декоративно­прикладного искусства; формирование   художественного   вкуса   как   способности   чувствовать   и воспринимать народное декоративно­прикладное искусство;  мудрости;   произведениям народного искусства;  воспитание   патриотизма,   любви   и   уважения   к   Отечеству,   народной уважительное отношение к традициям русского народа. умение   выражать   свое   отношение,   давать   эстетическую   оценку  Метапредметные рузультаты     :                                              Регулятивные  умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно;  умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами (осуществлять контроль);   умение объективно оценивать  собственную художественную деятельность, сравнивая   ее   с   работой   одноклассников;   умение   оценивать   правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.                                                Познавательные создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;   осуществлять  поиск  информации с использованием  литературы и средств массовой информации; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков составлять целое из частей (синтез)  Коммуникативные  способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно­прикладного искусства;   умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;  оказывать   взаимопомощь,   доброжелательно   и   уважительно   строить   свое общение со сверстниками и взрослыми  формировать собственное мнение и позицию;  задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; адекватно   использовать   речь   для   планирования   и   регуляции   своей деятельности  Предметные результаты  различать   изученные   виды   декоративно   –   прикладного   искусства, представлять их  место и роль в жизни человека и общества;  приобретать   и   осуществлять   практические   навыки   и   умения   в художественном творчестве;  осваивать   особенности   художественно   –   выразительных   средств, материалов   и   техник,   применяемых   в   декоративно   –   прикладном творчестве.  осуществлять  собственный   художественный   замысел,   связанный   с   созда­ нием   выразительной   формы   и   украшением   ее     в   традиции   народного костюма;  освоить,  характерные   для   той   или   иной   области   России,   народные орнаменты и особенности  цветового строя;  создавать  композиции   в   традиции   костюма   одной   из   областей   России   в процессе практической творческой работы;   осознавать  нерасторжимую   связь   конструктивных,   декоративных   и   изо­ бразительных элементов, единства формы и декора в изделиях;  создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;  отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;  выбирать   художественные   материалы,   средства   художественной выразительности для создания творческих работ;  решать   художественные   задачи   с   опорой   на   знания   о   цвете,   правил композиций, усвоенных способах действий.                                                 4. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса включено в поурочно­тематический план5. Учебно­тематический план   № п/п Содержание программного материала Общее количес тво  Теор етич ески Практи ческие Экску рсии Название возможных проектов е 1 2 1 2 3 часов 3  8  4  5  6  2  2  1 5 3 3 3 2 1 Народная одежда ­ хранитель   русской национальной культуры Головной убор. 2 3 Основа   женского костюма­ рубаха. 4 Народная праздничная одежда 5 Народные костюмы славянских народов 6 Секреты русского  быта — экскурсии  в музей 7 Подготовка  выставки ,  подготовка к  выступлениям 1 1 «Особенности народного костюма» «Платок и мода» «О чем говорит вышивка»» «Собираемся на праздник» «Сравнение славянских костюмов» 2 «Быт в русской деревне» Всего 19  15 4№  п\п 1. Народная   одежда   ­ хранитель русской   национальной культуры Народная   одежда   ­   хранитель русской национальной культуры Беседа. На   первом   занятии   учитель сообщает   детям   о   вариациях народного в зависимости от региона России. костюма     Поурочно­тематический план Тема Содержание Характеристика видов деятельности обучающихся Практическая работа (какие умения формируются) ­ познавать мир через образы и формы  декоративно­прикладного искусства;  ­ формировать художественный вкус как  способность чувствовать и воспринимать  народное декоративно­прикладное искусство; ­ различать изученные виды декоративно –  прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; ­ изучать, характерные для той или иной области России, народные орнаменты и особенности  цветового строя  ­перерабатывать полученную информацию и  делать выводы о результате совместной работы  группы и ученика в отдельности;  ­анализировать объекты с целью выделения  существенных признаков; Задание: Обсуждения и выступления   по теме.   Задание:   Сбор материала   к   теме курса.   Работа   в группах. 2. Экскурсия в музей. Экскурсия в музей  Знакомство с   произведениями   народных художественных   промыслов, традиционного   крестьянского искусства   и   современногодекоративного искусства. 3. Народный   костюм   в разных областях России.         костюм рассмотреть Предлагается на русский иллюстрации   И..Я.   Библина   к сказке «Василиса Прекрасная» и в презентациях. ­внимательно слушать и стараться понять речь  других;  ­совместно договариваться о правилах общения  и поведения  и следовать им;  ­ с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации. ­определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; ­определять последовательность действий на  уроке;  ­ высказывать свое предположение (версию),  описывать на основе работы с иллюстрацией,  картиной;  ­  выделять и осознавать то, что уже усвоено и  что еще подлежит усвоению.  ­ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью  учителя или самостоятельно;  ­добывать новые знания, используя свой  жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке.  ­ контролировать и оценивать процесс и  результат деятельности;  – анализировать объекты с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);  – составлять целое из частей;  : Задание  самостоятельное составление презентации   на темы: «Головной   убор». Работа в группах.Головной убор. 4. Головной   убор   играл огромную   роль   в женском   костюме. Платки. –выбирать наиболее эффективные способы  решения задач в зависимости от конкретных  условий.  ­доносить свою позицию до других: оформить  свою мысль посредством рисунка;  ­слушать и понимать речь других;  Просмотр презентаций по теме. ­определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или  самостоятельно;учиться высказывать свое  предположение (версию);  ­перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате совместной работы  группы и ученика в отдельности;  ­ слушать и стараться понимать речь других;  ­совместно договариваться о правилах общения  и поведения на уроке и следовать им;  ­учиться с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.  ­ сравнивать благозвучные сочетания цветов в  природе и в произведениях различных народных  промыслов; ­ осуществлять собственный художественный  Задание:  зарисовки на тему носили «Как платки   в старину»Работа   в группах.5. Павлов­посадские платки. промысла. Беседа.   История Рассмотреть   презентации   на тему .Обсуждение презентаций. замысел, связанный с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма.; ­ осваивать, характерный для той или иной  области России, народный орнамент и  особенности  цветового строя; ­ создать композиции в традиции костюма одной  из областей России в процессе практической  творческой работы ­ определять и формулировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя или  самостоятельно;  ­ высказывать свое предположение (версию);  ­переработать полученную информацию: сделать выводы в результате совместной работы группы  и ученика в отдельности;  ­ анализировать объекты с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);  ­слушать и понимать речь других;  ­совместно договариваться о правилах общения  и поведения на уроке и следовать им;  ­учиться с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и  условиями коммуникации. ­ осуществлять собственный художественный  Задание:  зарисовка старинного   узора платка.   Работа   в группах6. Экскурсия в музей. Экскурсия в музей.  замысел, связанный с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма.; ­ создание композиции в традиции костюма  одной из областей России в процессе  практической творческой работы ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­адекватно использовать речь для планирования  и регуляции своей деятельности ­ осознавать нерасторжимую связь  конструктивных, декоративных и изо­ бразительных элементов, единства формы и  декора в изделиях; ­ различать изученные виды декоративно –  прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества. Задание: рас­ смотреть возможные варианты   Павлов­ посадских платков. Сфотографировать понравившиеся. Работа в группах. 7. Разработка эскиза угла платка. Рассмотреть   где   расположен главный   рисунок   на   платках, почему он располагался именно там. ­определять последовательность действий на  уроке;  ­ высказывать свое предположение (версию),  описывать на основе работы с иллюстрацией,  Здание:  самостоятельная(г рупповая) разработка   эскизаугла платка. ­ работать по предложенному учителем (или  составленному самостоятельно) плану, схеме,  ­ отличать верно выполненное задание от  неверного, корректно исправлять недочеты и  ошибки;  ­ выделять и осознавать то, что уже усвоено и  что еще подлежит усвоению.  ­ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного;  ­добывать новые знания, используя свой  жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке;  ­ контролировать и оценивать процесс и  результат деятельности;  – создавать самостоятельно алгоритмы  деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;  –составлять целое из частей;  –анализировать объекты с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);  –находить наиболее эффективные способы  решения задач в зависимости от конкретных  условий.  ­ слушать и понимать речь других;8. Платки в современной жизни.   Как   носили платки в старину и как их   носят   современные модницы. Практическое занятие: Пробуем   сами   завязать   друг­ другу   платки   как   на иллюстрациях.   Работа   в группах   Задание:  пробуем   завязать по­ платки   старинному и рассмотреть разные   модели   на современных модницах. Работа в группах ­учиться с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации ;  ­доносить свою позицию до других. ­ формировать навыки самостоятельной работы  при выполнении практических творческих  работ; ­ организовывать учебное сотрудничество и  совместную деятельность с учителем и  сверстниками;  ­ работать индивидуально и в группе; ­ соотносить свои действия с планируемыми  результатами,  ­ оценивать правильность выполнения учебной  задачи, собственные возможности ее решения; ­ отбирать и выстраивать оптимальную  технологическую последовательность  реализации собственного или предложенного  замысла; ­ добывать новые знания, используя свой  жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке;  ­ контролировать и оценивать процесс и  результат деятельности;  – создавать самостоятельно алгоритмы  деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера.9. Современные   модели сшитые из платков. Знакомство   с   моделями выполненными из платков. Задание: самостоятельное(г рупповое)составле ние эскиза  модели из платков. ­ формировать навыки самостоятельной работы  при выполнении практических творческих  работ; ­  организовывать учебное сотрудничество и  совместную деятельность с учителем и  сверстниками;  ­ работать индивидуально и в группе;  ­ соотносить свои действия с планируемыми  результатами,  ­  оценивать правильность выполнения учебной  задачи, собственные возможности ее решения; ­ слушать и понимать речь других;  ­ совместно договариваться о правилах общения  и поведения на уроке и следовать им;  ­  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.  ­ различать изученные виды декоративно –  прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; ­ приобретать и осуществлять практические  навыки и умения в художественном творчестве; ­ осваивать особенности художественно –  выразительных средств,  материалов и техник,  применяемых в декоративно – прикладном10­ 11 Разнообразие головных уборов. Кокошники. Рассматриваем   виды кокошников   в   различных областях России.   Задание:  зарисовка девичьей головы в кокошнике. Работа в группах.   творчестве. ­ развивать художественный вкус как  способность чувствовать и воспринимать  многообразие видов и жанров искусства; ­ развивать  фантазию, воображение,  художественную интуицию, память.  ­ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного; ­добывать новые знания, используя свой  жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке;  ­ контролировать и оценивать процесс и  результат деятельности;  – создавать самостоятельно алгоритмы  деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;  –составлять целое из частей;  –анализировать объекты с целью выделения  признаков; ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми ­ формировать собственное мнение и позицию. ­познавать мир через образы и формы  декоративно­прикладного искусства; ­формировать художественный вкус какспособности чувствовать и воспринимать  народное декоративно­прикладное искусство; ­ работать самостоятельно  и   в группе при  выполнении практических     творческих работ; ­  реализовывать творческий потенциал в  собственной художественно­творческой  деятельности, осуществлять самореализацию и  самоопределение личности на эстетическом  уровне. ­ сравнивать благозвучные сочетания цветов в  природе и в произведениях различных народных  промыслов; ­осуществление собственного художественного  замысла, связанного с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма; ­ создавать композиции в традиции костюма  одной из областей России в процессе  практической творческой работы;  ­ осознать нерасторжимость конструктивных,  декоративных и изобразительных элементов,  единства формы и декора в изделиях; Основа костюма­ рубаха.   женского 12. Основа   женского костюма ­ рубаха. Традиционный женский костюм,  бытовавший   в  России   ­ определять и формулировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя или  Задание:  зарисовкадо   начала   XX   века,   принято   на   2   типа разделять (комплекса):   понёвный   и сарафанный.   Основы   костюма   Рассматривание —   рубаха. иллюстраций, презентаций, обсуждение.   различных   типов кроя рубахи. Работа в группах.   самостоятельно;  ­ учиться высказывать свое предположение  (версию);  ­ переработать полученную информацию:  сделать выводы в результате совместной работы  всей группы и ученика в отдельности;  ­ проанализировать объекты с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);   ­ слушать и понимать речь других;  ­ совместно договариваться о правилах общения  и поведения на уроке и следовать им;  ­   точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями  коммуникации. ­ осуществить собственный художественный  замысел, связанный с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма.; ­ освоить народный орнамент и особенности   цветового строя; характерный для той или иной  области России; ­ создать композицию в традиции народного  костюма; ­ осознать нерасторжимость связи  конструктивных, декоративных и13. Славянский  орнамент. Украшение костюма не простая забава. Рассматривание  иллюстраций, презентаций.  Обсуждение. Задание:  создание орнамента   для пояса   (женского или   мужского) Работа в группах изобразительных элементов, единства формы и  декора в изделиях; ­определять последовательность действий на  уроке;  ­ высказывать свое предположение (версию),  описывать на основе работы с иллюстрацией,  ­  работать по предложенному учителем (или  составленному самостоятельно) плану, схеме.  ­  отличать верно выполненное задание от  неверного, корректно   ­ исправлять недочеты и ошибки;  ­ выделять и осознавать то, что уже усвоено и  что еще подлежит усвоению.  ­  отличать новое от уже известного;  ­ добывать новые знания, используя свой  жизненный опыт и информацию, полученную на  уроке;  ­ контролировать и оценивать процесс и  результат деятельности;  – создавать самостоятельно алгоритмы  деятельности при решении проблем творческого  и поискового характера;  –составлять целое из частей;  –анализировать объекты с целью выделенияпризнаков (существенных, несущественных);  –находить наиболее эффективные способы  решения задач в зависимости от конкретных  условий.  ­слушать и понимать речь других;  ­ с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации ;  ­доносить свою позицию до других: оформлять  свою мысль посредством рисунка.  ­сравнить благозвучные сочетаний цветов в  природе и в произведениях различных народных  промыслов; ­ осуществить собственный художественный  замысел, связанный с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма; ­ осознать нерасторжимсть связи  конструктивных, декоративных и  изобразительных элементов, единства формы и  декора в изделиях; ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; Задание:  создание   эскиза для вышивки рубахи на     14. Создание   эскиза вышивки для рубахи.   Рассматривание и обсуждение иллюстраций и презентаций.современные мотивы. ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­ выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания  творческих работ.   ­ решать художественные задачи с опорой на  знания о цвете, правил композиций, усвоенных  способах действий; ­учитывать выделенные ориентиры действий в  новых техниках, планировать свои действия; ­ самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  коррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­ моделировать новые формы, путем  трансформации известного  ­ отбирать и выстраивать оптимальную  технологическую последовательность  реализации собственного или предложенного  замысла; ­ развивать  фантазию, воображение,  художественную интуицию, память; ­ создавать и преобразовывать схемы и модели  для решения творческих задач;  ­сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и15.­ Ярославские узоры   ярославские Традиционные узоры.   Рассматривание   и обсуждение   иллюстраций   и презентаций. Обсуждение ­ «О чем рассказывает орнамент» взрослыми,формировать собственное мнение и  позицию; ­осуществлять собственный художественный  замысел, связанный с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма.; ­ создать композиции в традиции нар. костюма  в процессе практической творческой работы;  ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­ выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания  творческих работ. Решать художественные  задачи с опорой на знания о цвете, правил  композиций, усвоенных способах действий; ­ самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  коррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­ моделировать новые формы, путем  трансформации известного  Задание: рассмотреть традиционные ярославские   узоры и зарисовать понравившиеся.­ отбирать и выстраивать оптимальную  технологическую последовательность  реализации собственного или предложенного  замысла; ­ развивать  фантазию, воображение,  художественную интуицию, память; ­ создавать и преобразовывать схемы и модели  для решения творческих задач;  ­ осуществлять собственный художественный  замысел; ­ создать композиции в традиции нар. костюма  в процессе практической творческой работы;    Народная праздничная одежда 17­ 18­ Народная   праздничная одежда Старинная праздничная одежда имеет   трехъярусный   строй украшений.   Рассматриваем свадебный костюм ярославской крестьянки.   Обсуждение   в группках. Задание: зарисовать понравившийся костюм.   Работа   в группах.   ­ формировать навыки самостоятельной работы  при выполнении практических творческих  работ; ­  организовывать учебное сотрудничество и  совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в  группе; ­ соотносить свои действия с планируемыми  результатами,­ оценивать правильность выполнения учебной  задачи, собственные возможности ее решения; ­выбирать художественные материалы, средства  художественной выразительности для создания  творческих работ. Решать художественные  задачи с опорой на знания о цвете, правил  композиций, усвоенных способах действий; ­учитывать выделенные ориентиры действий в  новых техниках, планировать свои действия; ­самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  коррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­  организовывать учебное сотрудничество и  совместную деятельность с учителем и  сверстниками; работать индивидуально и в  группе,  ­оценивать правильность выполнения учебной  задачи, собственные возможности ее решения; ­ различать изученные виды декоративно –  Задание:  создание презентации   на тему   «Мужской костюм»   Работа   в группах. Пробуем   ответить   на   вопрос: «Мужской   костюм   был одинаков   в   разных   областях России?» 19­ 20 Мужской   костюм   разных России.   в областях21­ 22 У   Архангельских поморов.   Наряд крестьянки.  иллюстрации, презентации. Архангельской Рассматривание прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; ­ приобретать и осуществлять практические  навыки и умения в художественном творчестве; ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­выбирать художественные материалы, средства  художественной выразительности для создания  творческих работ. Решать художественные  задачи с опорой на знания о цвете, правил  композиций, усвоенных способах действий; ­учитывать выделенные ориентиры действий в  новых техниках, планировать свои действия; ­самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  Задание:  зарисовать понравившийся наряд.   Работа   в группахкоррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­отбирать и выстраивать оптимальную  технологическую последовательность  реализации собственного или предложенного  замысла; ­ развивать  фантазию, воображение,  художественную интуицию, память; ­ создавать и преобразовывать схемы и модели  для решения творческих задач;  ­сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми,  формировать собственное мнение и позицию; ­ осуществить собственный художественный  замысел, связанный с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма; ­ создавать и преобразовывать схемы и модели  для решения творческих задач. ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; Задание:  зарисовать понравившийся наряд.   Работа   в группах 22­ 23­ наряд Вологодская невеста. Праздничный вологодской невесты. Рассматривание   иллюстрации, презентации.­выбирать художественные материалы, средства  художественной выразительности для создания  творческих работ. Решать художественные  задачи с опорой на знания о цвете, правил  композиций, усвоенных способах действий; ­учитывать выделенные ориентиры действий в  новых техниках, планировать свои действия; ­самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  коррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­моделировать новые формы, путем  трансформации известного  ­отбирать и выстраивать оптимальную  технологическую последовательность  реализации собственного или предложенного  замысла; ­ развивать  фантазию, воображение,  художественную интуицию, память; ­ создавать и преобразовывать схемы и модели  для решения творческих задач;  ­сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и  взрослыми,формировать собственное мнение и  позицию; ­ осуществление собственного художественного  замысла, связанного с созданием выразительной24­ 25 Ярославское узорочье Ярославский женский костюм Рассматривание   иллюстрации, презентации. Задание: составление презентации   на тему, зарисовка понравившегося костюма.  Работа   в группах   формы и украшением ее в традиции народного  костюма; ­ осознать нерасторжимость связи  конструктивных, декоративных и изо­ бразительных элементов, единства формы и  декора в изделиях; ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­выбирать художественные материалы, средства  художественной выразительности для создания  творческих работ. Решать художественные  задачи с опорой на знания о цвете, правил  композиций, усвоенных способах действий; ­учитывать выделенные ориентиры действий в  новых техниках, планировать свои действия; ­самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  коррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­моделировать новые формы, путем  трансформации известного   ­ осуществить собственный художественныйНародные   костюмы славянских народов 26­ 27 Народные   костюмы славянских   народов Украины и Белоруссии.       по Рассмотреть   иллюстрации   и презентации теме «Украинский   и   Белорусский костюм»   Обсуждение   в   чем сходство и различие костюмов наших народов. Задание:  Подбор иллюстраций   по теме.   Работа   в группах. замысел, связанный с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма.; ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­ выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания  творческих работ. Решать художественные  задачи с опорой на знания о цвете, правил  композиций, усвоенных способах действий; ­ учитывать выделенные ориентиры действий в  новых техниках, планировать свои действия; ­ самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  коррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­ осознать нерасторжимость связи  конструктивных, декоративных и изо­27­ 28 Народный Украины.   костюм   Рассмотреть   иллюстрации   и   презентации теме «Украинский костюм» Обсуждение  в чем  сходство  и различие   костюмов   наших народов. по   Задание: Зарисовки понравившихся костюмов. Подготовка рассказа   на   тему. Работа в группах. бразительных элементов, единства формы и  декора в изделиях; ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­ выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания  творческих работ. Решать художественные  задачи с опорой на знания о цвете, правил  композиций, усвоенных способах действий; ­ самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  коррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­ моделировать новые формы, путем  трансформации известного  ­ отбирать и выстраивать оптимальную  технологическую последовательность  реализации собственного или предложенного  замысла; ­ развивать  фантазию, воображение,  художественную интуицию, память; ­ создавать и преобразовывать схемы и модели29­ 30 Народный Белоруссии.   костюм   Рассмотреть   иллюстрации   и   презентации теме «Белорусский костюм» Обсуждение  в чем  сходство  и различие   костюмов   наших народов. по   Задание: Зарисовки понравившихся костюмов. Подготовка рассказа   на   тему. Работа в группах. для решения творческих задач;  ­ осуществить собственный художественный  замысел, связанный с созданием выразительной  формы и украшением ее  в традиции народного  костюма.; ­ сотрудничать и оказывать взаимопомощь,  доброжелательно и уважительно строить свое  общение со сверстниками и взрослыми  ­ формировать собственное мнение и позицию; ­ задавать вопросы, необходимые для  организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; ­ выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания  творческих работ. Решать художественные  задачи с опорой на знания о цвете, правил  композиций, усвоенных способах действий; ­ учитывать выделенные ориентиры действий в  новых техниках, планировать свои действия; ­ самостоятельно адекватно оценивать  правильность выполнения действия и вносить  коррективы в исполнение действия, как по ходу  его реализации, так и в конце действия. ­ освоить, характерный для той или иной  области , народный орнамента и особенности   цветового строя;Секреты   народного быта 31 Экскурсия в музей  Экскурсия   в   музей   народного быта(   Музей   хитрости   и смекалки) 32. Экскурсия в музей Экскурсия   в   музей   народного быта (Утюга). ­ искать нерасторжимую связь конструктивных,  декоративных и изобразительных элементов,  единства формы и декора в изделиях народного  творчества; ­перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате совместной работы и ученика в отдельности;  ­анализировать объекты с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);  ­слушать и понимать речь других;  ­ с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации. ­определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или  самостоятельно; учиться высказывать свое  предположение (версию);  ­перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате совместной работы  всего класса и ученика в отдельности;  ­анализировать объекты с целью выделения  Задание: составление рассказа «Путешествие   в музей». Задание: составление рассказа «Путешествие   в музей».признаков (существенных, несущественных);  ­слушать и понимать речь других;  ­совместно договариваться о правилах общения  и поведения  и следовать им;  ­ с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации. ­перерабатывать полученную информацию:  делать выводы в результате совместной работы  всего класса и ученика в отдельности;  ­анализировать объекты с целью выделения  признаков (существенных, несущественных);  ­слушать и понимать речь других;  ­совместно договариваться о правилах общения  и поведения  и следовать им;  ­учиться с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации.   Задание: выступления с презентациями   в 5,6­х   классах   и начальной школе. 33­ 34 Подготовка   итоговой работы.   Подготовка выставки. Выступления   с   презентациями в   5,6­х   классах   и   начальной школе. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Итого 34 часа6. Формы подведения итогов реализации программы     выставки, презентации коллективные проекты работа в парах, малых группах индивидуальные работы 7. Описание учебно­методического и материально­технического  Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX  обеспечения курса Литература: в.в.”  Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.  Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”.  Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской  национальной одежды”.  Логинов А.Н. Костюм донских казаков XVI—XVIII вв. // Вопросы  гуманитарных наук. М., 2004. № 2.  Горяева Н.А. « Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.»  Учебник для 5 класса  Учебно – методическая газета «Искусство», № 20, 2006г.  Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных термин изд. Титул,  1996.  Программы дополнительного художественного образования детей, изд.  Просвещение, 2007.   Дроздова С. Б. Изобразительное искусство. Волгоград: Учитель­АСТ, 2004  Кузин В. С., Кубышкин Э .И. Изобразительное искусство. М.: Дрофа, 1997  Шпикалева Т. Я. Декоративно­прикладное искусство. М.: Просвещение,  1984  Величайшие творения человечества. Энциклопедия. Волгоград: Учитель­  АСТ, 2001  Популярная художественная энциклопедия. Под редакцией В. М.  Полевого. М.: Просвещение.1986  А.Ю.Андреева «Русский народный костюм». Санкт­Петербург «Паритет»  2011Технические средства обучения  Компьютер с проектором.  Экспозиционный экран.  Образовательные ресурсы (диски) Учебно­практическое оборудование  Краски акварельные, гуашевые.  Бумага А4.  Бумага цветная.  Фломастеры.  Восковые мелки.  Кисти беличьи, кисти из щетины.  Емкости для воды.  Клей.  Ножницы. Цифровые образовательные ресурсы            учебные     фотоискусства: "Art   project"   –   энциклопедия   искусств.   История   мирового   искусства. Картинные   галереи.   Адреса   музеев.   Страницы   арт­школы   и   виртуальной материалы. академии http://www.artprojekt.ru/ "Планета   Small   Bay"   –   арт­портал.   Электронная   библиотека. Фотографии   работ   великих   мастеров   живописи   и   скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи. http://smallbay.ru/  Традиционный женский костюм, бытовавший в России до начала XX века, принято   разделять   на   4   типа   (комплекса).   Эти   комплексы   заметно отличаются   друг   от   друга   количеством   и   покроем   входивших   в   них предметов   одежды,   временем   возникновения   и   географией распространения.