Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Этот курс является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае. Занятия способствуют воспитанию уважения и любви к малой родине, приобщаю их к духовным ценностям народа коми через изучение местного материала, литературу, историю Коми края. Занятия тесно связаны с уроками коми языка, так как учащиеся используют свои знания по коми языку, закрепляют пройденное на уроках коми языка.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОМИ ЯЗЫКУ
«Коми земля твоя и моя»
Пояснительная записка
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно
исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с
детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи,
знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек. Дети начинают понимать связь
времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим
событиям.
Этот курс
является одним из основных источников обогащения обучающихся
знаниями о родном крае. Занятия способствуют воспитанию уважения и любви к малой
родине, приобщаю их к духовным ценностям народа коми через изучение местного материала,
литературу, историю Коми края. Занятия тесно связаны с уроками коми языка, так как
учащиеся используют свои знания по коми языку, закрепляют пройденное на уроках коми
языка.
Цель:
способствовать приобщению к культуре, истории и быту коми народа.
Задачи:
способствовать развитию познавательных интересов к изучению истории своего
района и Республики Коми, культуры коми народа, природы родного края;
способствовать воспитанию уважительного отношения ко всем людям, независимо от
языка, на котором они разговаривают;
способствовать формированию
гражданской позиции, культуры общения, навыков здорового образа жизни.
социально активной личности, формированию
Содержание программы.
Данный курс «Коми земля – твоя и моя» содержит четыре раздела:
«Устное творчество коми народа».
В этот раздел включены коми народные сказки, загадки, пословицы и поговорки.
Раздел знакомит учащихся с произведениями устного народного творчества, показывает
особенность, самобытность коми народа, связанную с условиями жизни, подчеркивает связь
коми народа с природой.
Важно побудить детей работать самостоятельно дома: находить чтото новое из
устного народного творчества коми народа и делиться этим новым на занятиях, на уроках
коми языка, иллюстрировать прочитанное, составлять вопросы к викторинам, кроссвордам.
«Дом, в котором я живу».
Этот раздел поможет больше узнать о своей семье, о районе, в котором живёт семья,
о его современной жизни, об улицах и проспектах, о памятных местах, о предприятиях,
которые работают на территории района, об учреждениях, которые работают для жителей, о
людях, которые прославили район. Учащиеся пополняют знания о месте, где родились и
выросли.
«Как жили коми в давние времена».
В этот раздел включены темы, связанные с бытом коми народа, с устройством жилища,
украшением дома, изготовлением одежды. Раскрывая перечисленные темы, важно проводить
сравнения с современностью, показывать трудолюбие, мастерство коми людей, научить
ценить старинные предметы. В проведении этих занятий помогут экскурсии в школьный
музеи.
«Природа республики».
Учащиеся учатся работать с картой Республики Коми. Следует больше внимания
уделить животному и растительному миру нашего республики, охране природы. Важнопривлечь внимание учащихся к самостоятельному поиску познавательного материала по теме.
Большая роль отводится экскурсиям в природу.
Основные формы занятий: групповые работы, игры, уроки–встречи, викторины, конкурсы,
экскурсии в природу, в музеи.
Материально техническое оснащение программы:
Мультимедийный проектор, компьютер.
Результаты изучения предмета
Личностные результаты
1 Иметь общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
2
3
представление о коми языке как средстве выражения мыслей, чувств и эмоций;
приобщение к культурным ценностям коми народа через произведения детского фольклора.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные действия:
определять и формулировать цель деятельности, планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные
способы достижения результатов;
слушать собеседника и вести диалог, соблюдая правила речевого этикета;
определять общую цель и пути её достижения, договариваться о распределении
функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
Коммуникативная компетенция в речевой деятельности:
вести диалог; описывать предмет, картинку;
воспроизводить наизусть небольшие произведения коми писателей и произведения
1
1
1
4
5
6
детского фольклора.
читать вслух тексты, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать про себя тексты и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную
информацию; отвечать на вопросы по содержанию текста;
списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
1
2
3 составлять текст по опорным словам, вопросам, по плану.
Культуроведческая компетенция
1
2
3
знать обычаи и традиции жителей Республики Коми;
знать детский фольклор коми народа;
знать литературные персонажи коми сказок и легенд;
расширить знания о природе Республики Коми, определять значение родного края в
развитии России в целом;
научиться бережно относиться к природе;
научиться уважительно относиться ко всем людям, независимо от языка, на котором
они разговаривают.Тематическое планирование занятий по курсу «Коми земля твоя и моя».
Тема занятия.
№
1. Вводное занятие. Моя малая родина.
Устное народное творчество.
Коми народные сказки о животных.
2.
3. Волшебные коми сказки.
4. Отрицательные персонажи коми сказок.
5. Ягморт – лесной человек.
6. Бытовые сказки коми народа.
7. Коми народные песни.
8. Коми народные пословицы и поговорки.
9. Коми народные загадки.
10. Обобщение. Конкурсы, викторины.
Дом, в котором я живу.
11.
Моя семья.
12. Моя улица.
13. Моя район.
14. Обобщение. Экскурсия в музей.
Как жили коми в давние времена.
Быт коми народа.
15.
16. Жилище коми народа. Коми изба.
17. Занятия населения.
18. Народные мастера.
19. Материал для изготовления одежды и обуви.
20. Как рукодельница семью одевала?
22. Народный костюм коми. Украшения одежды.
23. Коми национальная пища.
24. Странички истории коми края.
25. Обобщение. Конкурсы, викторины. Презентации.
Природа республики.
Государственные символы РК. Города и районы Республики Коми.
26.
27. Полезные ископаемые.
28. Лес. Растения. Дары леса.
29. Лес. Животный мир.
30. Реки и озёра. Рыбные богатства.
31. Охрана природы.
32. Произведения коми писателей и поэтов о природе.
33. Обобщение. Конкурсы, викторины. Презентации.
34. Занятие – отчёт.
Литература для проведения занятий:
1. Грибова Л.С. Декоративноприкладное искусство народа коми. – Сыктывкар: 1980.
2. Коми народные сказки. – Сыктывкар: 1996.
3. Коми народные загадки. – Сыктывкар: 1975.4. Токарева Н.Н. Литературное чтение.1 класс. Учебник для изучающих коми язык как
неродной. Сыктывкар 2013 г.
5. Токарева Н.Н. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для изучающих коми язык как
неродной. Сыктывкар 2013 г.
6. Токарева Н.Н. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для изучающих коми язык как
неродной. Сыктывкар 2013 г.
7. Токарева Н.Н. Литературное чтение. 4 класс. В двух частях. Учебник для изучающих коми
язык как неродной. Сыктывкар 2013 г.
8. Красная книга Республики Коми: 2008.
9. Интернет – ресурсы.