ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»
Оценка 5

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
5 кл
24.08.2018
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»
Данная программа составлена с учетом концепции школьного образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта. Курс «Мой Пермский край», рекомендован для изучения в 5 классе и связан с содержанием федерального государственного стандарта. Главной целью курса является через изучение истории Прикамья формирование базовых гражданских и патриотических ценностей у школьников 5-х классов; формированиесистемы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Пермской земле, как составной и неотъемлемой части нашей Родины.Программа представлена в помощь учителю при составлении курса обучения по краеведению.
Мой Пермский край, 5класс.docx
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край» Составитель Часовских Л.Л. Учитель истории и обществознания Пояснительная записка Данная   программа   составлена   с   учетом   концепции   школьного     образования, требованиями федерального и регионального компонентов стандарта.  Курс  «Мой  Пермский  край»,  рекомендован  для  изучения  в  5 классе  и  связан  с содержанием федерального государственного стандарта.   В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у   учащихся   практического   жизненного   опыта   взаимодействия   в   природной   и социокультурной   среде,   способствует   развитию   информационно­познавательных, практико­созидательных   видов   компетенций,   способствует   формированию   личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его   социокультурных   ценностей   и   традиций.  Курс   «Мой   Пермский   край»   является комплексным   интегрированным   курсом,   формирующим   у   учащихся   знания   об   истории родного края, способствующий воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и   культуре   своего   народа.   Изучение   Пермского   края   и   своей   местности   позволит школьникам   ощутить   себя   его   составной   частью,   почувствовать   включённость   в   жизнь своего района, города. Реализовать свою активность, ощутить социальную значимость в жизни родной земли.  Главной целью  курса является через изучение истории Прикамья формирование базовых   гражданских   и   патриотических   ценностей   у   школьников   5­х   классов; формированиесистемы знаний о своём крае, традициях, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к Пермской земле, как составной и неотъемлемой части нашей Родины. Задачи:  Образовательные:    познакомиться с историей родного края; изучить историю городов Пермского края; выяснить   особенности   заселения   территории   края,   формирование   её   современного населения; проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории  края и своего района и возникающие при этом экологические проблемы;      оценить   особенности   своей   местности,   её   природно­ресурсный   потенциал, достопримечательности. Развивающие: развивать историческую любознательность учащихся; научить применять знания, полученные на уроках для объяснения и оценки различных процессов в истории и природе Пермского края; развивать   и   стимулировать   познавательные   интересы   учащихся   к   краеведению   и истории; развивать творческие способности, навыки научно­исследовательской работы.   Воспитательная:    развивать   патриотическое   отношение   к   своей   малой   и   большой   Родине, формировать личностно­ценностное отношение к своему родному краю; воспитывать   гражданскую   позицию   и   ответственное   отношение   к   природе   и памятникам культуры Пермского края и своего района, округа; укреплять семейные традиции и связи за счёт взаимодействия между родителями и учащимися   при   подготовке   краеведческих   мини­проектов,   сборе   краеведческих сведений, семейных архивов. Общая характеристика учебного предмета. Данная примерная программа реализует требования, соответствующие ФГОС. Курс «Мой Пермский край» подробно знакомит учащихся с историей, расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории, связывает историю России с историей родного края,  формирует  у обучающихся   знание  основ  исторического  пространства  на региональном уровне. Курс «Мой Пермский край» позволяет глубже понимать исторические принципы и закономерности, помогая изучению истории и других предметов учащимися, формирует личность учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.  Изучение данного курса предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий. Изучение  курса   «Мой  Пермский   край»  предполагает   сочетание   теоретических   и практических видов деятельности учащихся. Данный курс рекомендуется в 5 классе.  Место предмета учебном плане. Курс «Мой Пермский край» рассчитан на 34 часа. Он изучается на этапе основного общего   образования   в   5   классе   из   расчета   1   учебного   часа   в   неделю;   изучение   курса предусматривается как внеурочная деятельность. Личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностным   результатом  является   формирование   всесторонне   образованной, развитой   личности,   обладающей   системой   мировоззренческих   взглядов,   ценностных ориентиров, идейно­нравственных, культурных и этических норм поведения. –   ценностные   ориентации,   отражающие   индивидуально­личностные   позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Пермского края). Представление о Пермском крае  как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению. – гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально­ценностное отношение   к   окружающей   среде,   необходимости   ее   сохранения   и   рационального использования.   Патриотизм,   любовь   к   своей   местности,   своему   региону,   своей   стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов. Средством развития личностных результатов служит учебный материал учебника «Мой Пермский край». – умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности; –   умение   использовать   исторические   и   краеведческие   знания   для   созидательной деятельности.  Метапредметными результатами изучения курса «Мой Пермский край» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков; –   умение   управлять   своей   познавательной   деятельностью,   организовывать   её, определять   её   цели   и   задачи,   выбирать   средства   реализации   цели   и   применять   их   на практике,   оценивать   достигнутые   результаты:  самостоятельно   обнаруживать   и формулировать   учебную   проблему,   определять   цель   учебной   деятельности.   Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать   самостоятельно   средства   достижения   цели.   Составлять   (индивидуально   или   в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. –   умения   ориентироваться   в   окружающем   мире,   выбирать  целевые   и   смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. Средством   формирования   регулятивных   УУД   служат:   технология   проблемного диалога   при   изучении   нового   материала   и   технология   оценивания   образовательных достижений.  Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; –   умение   вести   самостоятельный   поиск,   анализ,   отбор   информации,   ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных  технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать  и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических   операций.   Строить   логически   грамотные   утверждения,   включающее установление причинно­следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь   определять   возможные   источники   информации,   производить   поиск   информации, анализировать   и   оценивать   её   достоверность.   Представлять   информацию   в   виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания: – осознание роли истории и краеведения в познании окружающего мира; –   освоение   системы   краеведческих   знаний   о   природе,   населении,   хозяйстве Пермского края, на основе которых формируется историческое мышление учащихся; –   использование   умений   для   анализа,   оценки,   прогнозирования   современных социальных и природных проблем; – использование карт и фотографий для получения краеведческой информации.  Коммуникативные УУД: – отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.  – понимание позиции другого в дискуссии.  Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.  Предметными результатами  изучения  курса «Мой Пермский край» в 5 классе является следующие умения: – понимать роль различных источников краеведческой и исторической информации; –  знать   особенности   природы,   населения,   хозяйства   Пермского   края   и   своего района: –  формулировать  причины изменений  происходящих  под влиянием природных  и антропогенных факторов; –  выделять,   описывать   и   объяснять   существенные   признаки   географических объектов и явлений. –  определять   исторические   процессы   и   явления,   происходящие   на   нашей территории. –  понимать   связь   между   географическим   положением,   природными   условиями, ресурсами и хозяйством Пермского края; – определять причинно­следственные связи; – приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Пермском крае; – находить в различных источниках и анализировать информацию; – определять на карте местоположение объектов в Пермском крае; – работать со статистическими данными; –  формулировать   своё   отношение   к   природным   и   антропогенным   причинам изменений, происходящих в окружающей среде; –  формулировать   своё   отношение   к   культурному   и   природному   наследию Пермского края и своего района. Методические рекомендации и технологические подходы: При   достижении   поставленных   образовательных,   воспитательных   и   развивающих словесный,   наглядный,   практический, целей   используются  методы   обучения:  исследовательский, картографический, статистический.  А также используются различные  формы обучения:    практические работы, ИКТ­ презентация, исторический диктант, тест. Для   проверки   знаний,   умений   учащихся   в   конце   учебного   года   проводится контрольная работа по текстам управления образования. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате внеурочной деятельности по истории ученик должен знать/понимать: 1. изученные виды источников краеведческой и исторической  информации; 2. основные понятия и термины; 3. значение официальных символов Пермского края и Коми округа, Кудымкарского  муниципального района; 4. основные этапы и ключевые события истории Прикамья с древности до наших дней;  выдающихся деятелей родного края; 5. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе  исторического развития Пермского края.. Уметь: 1. соотносить   даты   событий   истории   Пермского   края   с   основными   периодами отечественной истории; 2. выделять,   описывать   и   объяснять   существенные   признаки   местных достопримечательностей в форме экскурсии; 3. находить   в   разных   источниках   и   анализировать   информацию,   необходимую   для изучения родного края; 4. показывать на плане и карте границы и географические центры Прикамья; 5. составлять краткую характеристику родного населенного пункта; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1. высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко­культурном наследии народов Прикамья.  2. использования   знаний   об   историческом   пути   и   традициях   Прикамья   в   общении   с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Содержание программы 1.Введение. 1час. Пермский край, Прикамье – это большой, богатый край,часть страны, которая называется  Россией. 2.Посмотрим глазами историка. 1час. Какие науки и как помогают нам восстанавливать картины прошлого. Что такое лента  времени. 3.Пермский период. 1час. Вся история Земли делится на геологические эры и периоды. 4.Каменный век Прикамья. 1час. В древние времена облик края несколько раз менялся. 5.Века металлов. 1час. Как люди познакомились с металлами. 6. Кто живет, тот и названия дает. 1час. Как появляются географические названия, имена и фамилии людей. 7. Чердынь. Ныроб. 1час. 8. Соликамск. Усолье. 1час. 9. Кунгур. 1час. 10. Основание Перми. 1час. 11. Губернский город Пермь. 2часа. 12. Замечательные жители Перми. Гости Перми. 4часа. 13. Коми – пермяцкий округ. 5 часов. История округа, знаменательные люди, исторические места. 14. Старинные города и поселки Прикамья. 5 часов. 15. Горное дело и развитие Прикамья. 2 часа. 16. Новые города Прикамья. 2часа. 17. Прикамье в военные годы. 2часа.  18. Прикамье литературное. 1час. 19. Проект «Мое путешествие». 3часа Тематическое планирование курса «Мой Пермский край» № п / п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Тема Введение. 1час. Пермский край, Прикамье – это большой, богатый край,часть  страны, которая называется Россией. Посмотрим глазами историка. 1час. Какие науки и как помогают нам восстанавливать картины  прошлого. Что такое лента времени. Пермский период. 1час. Вся история Земли делится на геологические эры и периоды. Каменный век Прикамья. 1час. В древние времена облик края несколько раз менялся. Века металлов. 1час. Как люди познакомились с металлами. Кто живет, тот и названия дает. 1час. Как появляются географические названия, имена и фамилии  людей. Чердынь. Ныроб. 1час. Соликамск. Усолье. 1час. Кунгур. 1час. Основание Перми. 1час. 11­12 Губернский город Пермь. 2часа. 13­16 Замечательные жители Перми. Гости Перми. 4часа. 17­21 Коми – пермяцкий округ. 5 часов. История округа, знаменательные люди, исторические места. 22­26 Старинные города и поселки Прикамья. 5 часов. 27­28 Горное дело и развитие Прикамья. 2 часа. 29 30 31 Новые города Прикамья. 2часа. Прикамье в военные годы. 2часа. Прикамье литературное. 1час. 32­34 Проект «Мое путешествие». 3часа. Всего  часов Теория Практ ика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 4 5 5 2 2 2 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 4 4 1 1 1 1 2 Итого: 34 17 17 Учебно­методическое обеспечение. 1. Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Власова, Д.А.Кормилов изд­во «Книжный  мир», «Мой Пермский край»(Странички далеких и близких времен), ­2015. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате внеурочной деятельности по истории ученик должен знать/понимать: 6. изученные виды источников краеведческой и исторической  информации; 7. основные понятия и термины; 8. значение официальных символов Пермского края и Коми округа, Кудымкарского  муниципального района; 9. основные этапы и ключевые события истории Прикамья с древности до наших дней;  выдающихся деятелей родного края; 10. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе  исторического развития Пермского края.. Уметь: 6. соотносить   даты   событий   истории   Пермского   края   с   основными   периодами отечественной истории; 7. выделять,   описывать   и   объяснять   существенные   признаки   местных достопримечательностей в форме экскурсии; 8. находить   в   разных   источниках   и   анализировать   информацию,   необходимую   для изучения родного края; 9. показывать на плане и карте границы и географические центры Прикамья; 10. составлять краткую характеристику родного населенного пункта; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 3. высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко­культурном наследии народов Прикамья.  4. использования   знаний   об   историческом   пути   и   традициях   Прикамья   в   общении   с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Список литературы. 1. А.М. Белавин, Н.Н. Агафонова, Н.Б. Крылысова, М.Г. Нечаев, А.Б. Суслов «Страницы  истории Земли Пермской», Пермь «Книжный мир», 1997 г. 2. Н.В. Иванова, А.А. Неулыбина, Е.А. Черных «География Пермской области» Пермское  книжное издательство, 1984 г. 3.«Твое Прикамье», Пермь книжное издательство, 2002 г. 4.Чагин «Народы и культура Прикамья в 19­ 20 веках» 5.«Прикамье: страницы далёких и близких времён». 6.Интернет  сайт: http://www. .perm1.ru

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по краеведению в 5 классе «Мой Пермский край»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2018