ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)
Оценка 4.8

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
математика
6 кл
28.01.2019
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы. Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся, изобразительно-графические умения, т.е. формирует геометрическое мышление. Содержание курса «Творим геометрию» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся. Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение. Курс «Творим геометрию» ориентирован на пропедевтику основных понятий, идей и методов школьного курса геометрии и призван создать базу для успешного изучения геометрии в школе. Поэтому (в силу возрастных особенностей учащихся) тип формируемого геометрического знания школьников определяется и сведениями эмпирического характера, и некоторыми теоретическими положениями геометрии. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю Изучение программы исследовательского направления проходит в рамках внеурочной деятельности
программа внеурочка 6 кл математика на сайт.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 74» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике  «ТВОРИМ ГЕОМЕТРИЮ» (общеинтеллектуальное развития личности школьника) для 6 класса Составитель: Рыскалкина Елена Ивановна,  учитель математики. Ульяновск Пояснительная записка Одной   из   важнейших   задач   школы   является   воспитание   культурного,   всесторонне   развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы. Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью   которого   рассматриваются   формы   и   взаимное   расположение   предметов,   развивающий пространственные   представления,   образное   мышление   обучающихся,   изобразительно­графические умения, т.е. формирует геометрическое мышление. Содержание   курса   «Творим   геометрию»   и   методика   его   изучения   обеспечивают   развитие творческих   способностей   ребенка   (гибкость   его   мышления,   «геометрическую   зоркость»,   интуицию, воображение).   Вместе   с   тем   наглядная   геометрия   обладает   высоким   эстетическим   потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека. Одной   из   важнейших   задач   в   преподавании   наглядной   геометрии   является   вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности. Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности.   Среди   задачного   и   теоретического   материала   акцент   делается   на   упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся. Темы,   изучаемые   в   наглядной   геометрии,   не   связаны   жестко   друг   с   другом,   что   допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение. Курс   «Творим   геометрию»   ориентирован   на   пропедевтику   основных   понятий,   идей   и   методов школьного   курса   геометрии   и   призван   создать   базу   для   успешного   изучения   геометрии   в   школе. Поэтому   (в   силу   возрастных   особенностей   учащихся)   тип   формируемого   геометрического   знания школьников   определяется   и   сведениями   эмпирического   характера,   и   некоторыми   теоретическими положениями геометрии.  Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю Изучение программы исследовательского направления проходит в рамках внеурочной деятельности Целью  изучения   досистематического   курса   геометрии   –   курса   наглядной   геометрии   является всестороннее   развитие   геометрического   мышления   обучающихся   6­х   классов   с   помощью   методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях     способствуют   развитию   наглядно­действенного   и   наглядно­образного   видов   мышления; создание   условий   для   интеллектуального   развития   ребенка,   его   коммуникативных   и   социальных навыков  через  формирование  положительной  мотивации  к  активной   учебной,   игровой   и  проектной деятельности, для развития артистических способностей, творческого воображения и фантазии, для становления образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений. Задачи программы  Предметные задачи: развивать математический кругозор, математическую интуицию и наблюдательность школьников через приобщение к новому для них миру геометрических фигур и тел; создать условия для формирования  общематематических понятий и идей, для понимания их происхождения из практики; способствовать  осознанию учащимися роли геометрии и математики в целом как инструмента познания мира; способствовать овладению социальным содержанием геометрии — усвоению элементов логической и  алгоритмической грамотности; формировать у учащихся рациональные приёмы овладения системой математических знаний и умений; представления о правилах конструирования определений, формулирования выводов; о способах  планирования и проведения наблюдений и экспериментов в математике, в частности, в геометрических  исследованиях; прививать навыки самостоятельной математической деятельности; развивать абстрактное мышление, пространственное воображение обучающихся на основе игровых  ситуаций; формировать готовность свободно и осознанно оперировать геометрическими терминами; развивать мотивацию к дальнейшему овладению математическими знаниями, в частности,  пространственной геометрией через знакомство с культурой оригами. Метапредметные задачи: содействовать формированию у школьников представлений об истоках познания и знания, о социальной ценности познания и исследовательской деятельности, о месте и роли математики в  человеческой культуре; заложить основы знаний о способах самостоятельного поиска, анализа и обработки информации; о  логике и правилах научного исследования; формировать умение ставить задачу и эвристические  приёмы поиска решения; развивать умение работать индивидуально, научить осуществлять самоконтроль и самооценку в  организуемой деятельности; формировать представления о правилах конструктивной групповой работы, умение организовывать  совместную деятельность с педагогами, сверстниками, старшими и младшими товарищами, в том числе  познавательную и учебно­исследовательскую деятельность; формировать представления об основах разработки проектов;  формировать элементарные навыки в области черчения; развивать речь, умение формулировать,  аргументировать и отстаивать свою точку зрения в организуемых игровых ситуациях, в процессе  моделирования геометрических фигур, выполнения проектных заданий. Личностные задачи: содействовать присвоению основных общечеловеческих ценностей и норм поведения; развивать  ценностные отношения школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его  народам; к природе и биологическому разнообразию жизни; к человеку, людям (мой этнической или  культурной принадлежности); к общечеловеческой культуре, знанию; формировать личную и взаимную  ответственность; способствовать удовлетворению личных познавательных интересов, их углублению и  развитию; развивать способности детей: мелкую моторику рук и глазомер, двигательные способности;  художественный вкус, творческие способности и, фантазию; выявлять и развивать математические  способности в широком смысле слова; способствовать формированию культуры труда и совершенствованию трудовых навыков; способствовать приобретению школьниками опыта исследовательской деятельности; публичного  выступления по проблемным вопросам; общения с представителями других социальных групп; опыта  организации совместной деятельности с другими детьми; обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс  моделирования  геометрических фигур, выполнение проектных заданий. I. Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности Личностные результата: ­ приобретение школьником социально значимых знаний о геометрии как инструменте познания мира;  об истоках познания и знания, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения; о правилах  конструирования определений, формулирование выводов; о способах планирования и проведения  наблюдений и геометрических исследований; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;  логике и правилах научного исследования; ­ развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим  его народам; природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, прикладной науке геометрии и  исследовательской деятельности; сотрудничеству; человеку, людям (иной этнической или культурной  принадлежности); ­ приобретение школьником опыта исследовательской деятельности; публичного выступления по  проблемным вопросам; общения с представителями других социальных групп; опыт организации  совместной деятельности с другими детьми. Метапредметные результаты: ­ работать с информацией (текстом): понимать смысл сообщений и инструкций, отличать главную  информацию от второстепенной, преобразовывать устную и письменную информацию, в том числе в  форму таблицы, схемы и т. п.; ­ выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии,  сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; ­ сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного  задания, рационально организовывать свою работу, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей; ­ сотрудничать со сверстниками, работать в паре/группе, а также самостоятельно; ­ осознанно и логически грамотно строить речь, аргументировать свою позицию, вести диалог, учитывая позицию собеседника; ­ моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения практической задачи;  использовать его в ходе самостоятельной работы; ­ планировать и осуществлять проектную деятельность. Предметные результаты У школьников будут развиты: элементарное представление о математике вообще и геометрии в частности как средстве познания  мира и других культур; первоначальный положительный опыт использования геометрической терминологии в общении; познавательный интерес и личностный смысл изучения геометрии; логические способности: способность контролировать логическую правильность несложных умозаключений; умение видеть  противоречия в высказываниях; умение делать логически обоснованные выводы; умение формулировать рассуждения на естественном  языке; основы умения выделять главное (основную идею текста, алгоритма, решения задачи); основы умения осуществлять классификацию объектов; комбинаторные способности: сопоставление различных объектов, выделение различных вариантов существования объекта, перебор  вариантов; иллюстрирование правил примерами; выделение фигуры заданной формы на сложном чертеже; конструирование объектов с заданными свойствами; контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок; узнавать геометрические фигуры и тела; оперировать геометрическими и иными математическими  терминами и утверждениями; распознавать закономерности в узорах и создавать геометрические узоры из фигур, имеющих одну и  несколько осей симметрии; определять место заданной фигуры и её деталей в сложной конструкции; выбирать детали в  соответствии с заданным контуром конструкции; находить несколько возможных вариантов решения;  составлять и зарисовывать фигуры по собственному замыслу; создавать развёртки объёмных фигур; создавать объёмные фигуры из разверток: цилиндр, призма  шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,  усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр; создавать модели из  проволоки; моделировать объёмные фигуры с помощью компьютера; производить необходимые  расчёты для создания моделей геометрических тел; работать со справочным материалом, пользоваться различными опорами, таблицами, формулами; создавать геометрические фигуры в технике оригами; оценивать свои умения в различных видах деятельности, связанной со сферой математики. Содержание учебного курса II. Программа состоит из нескольких относительно самостоятельных разделов, каждый из которых  предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлена на  решение своих собственных педагогических задач. В программу вошли темы, важные для решения  различных жизненных задач и ситуаций. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе начальные понятия геометрии,  изображения основных геометрических фигур, а также практическая часть. В практической части  учащиеся самостоятельно изготавливают модели геометрических фигур и тел, строят графические  модели, экспериментируют с пространственными фигурами, учатся применять математические знания  и навыки к решению геометрических задач (расчёты по формулам, решение уравнений), которые  способствуют творческому и осмысленному восприятию материала. Основой освоения геометрического содержания курса является конструкторско­практическая  деятельность учащихся, включающая в себя: воспроизведение объектов; доконструирование объектов; переконструирование и полное конструирование объектов, имеющих локальную новизну. Программой предусмотрены также игровые моменты и игры. Хорошо подобранная игра содержит в  себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость  (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность  на её участников. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности ребёнка. Игра позволяет в непринуждённой форме заниматься повторением. Для развития ребёнка крайне  важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания, так как у детей  данного возраста всё ещё преобладают соответствующие непроизвольные механизмы. Систематическое  повторение необходимо для развития способностей детей: обобщать, анализировать,  систематизировать, абстрагировать. Как средство активизации и мотивации познавательной активности школьников на занятиях  математики игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и вместе с тем  способствует гармоничному развитию личности. Театрализованные игры, которые также включены в программу, можно рассматривать как  моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность  взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.  Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников эмоций, мыш­ ления, воображения, внимания, памяти, воли, а также речевых, коммуникативных, организаторских,  оформительских, двигательных и других умений и навыков. На основе театрализованной деятельности  можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. № п/п III. Тематическое планирование, 6­й класс (35 ч)  Из них т./пр. 12/23 Разделы программы Творим геометрию Кол­во часов 35 1 Каникулы позади. Здравствуй,  Геометрия! 2 Многогранники 3 Геометрические фигуры и тела 4 У карты 5 Площадь поверхности б Оригами в геометрии 7 В мире координат 8 Проект «Тысяча граней  геометрической красоты» 2 9 6 3 2 5 4 4 1/1 4/5 3/3 1/2 0/2 1/4 1/3 1/3 Основные виды учебной деятельности учащихся     речевых контроль в форме сличения способа действия  и его результата с эталоном, логические  ­  анализ объекта с выделением существенных и  несущественных признаков. построение речевых высказываний,  постановка вопросов. логические   ­   установление   причинно­ следственных связей; построение логической цепочки рассуждений. контроль   в   виде   сличения   с   эталоном, логический   ­   анализ   объекта   с   выделением существенных   и   несущественных   признаков, построение высказываний, постановка вопросов. логические   ­   установление   причинно­ следственных связей; построение логической цепочки рассуждений, уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. контроль в виде сличения с эталоном, уметь  слушать других, уметь слышать, считаться с  мнением других. контроль   в   виде   сличения   с   эталоном, логические   ­   анализ   объекта   с   выделением существенных   и   несущественных   признаков, построение высказываний, постановка вопросов. логические   ­   установление   причинно­ следственных связей; построение логической цепочки   рассуждений,   контроль   в   виде сличения с эталоном,  уметь слушать других, уметь слышать, считаться с мнением других. уметь   слушать   других,   уметь   слышать, считаться   с   мнением   других,   логические   ­ речевых 9 Игра по станциям «Геометрия, я  тебя знаю!». Чаепитие в стиле  оригами 1 0/1 анализ объекта с выделением существенных и несущественных   признаков,   построение речевых высказываний, постановка вопросов. уметь слушать других, уметь слышать,  считаться с мнением других. Календарно­тематическое планирование курса «Творим геометрию» 6 класс  Дата Разделы программы и темы занятий Кол­во часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Каникулы позади. Здравствуй, Геометрия! Здравствуй, Геометрия! Из истории геометрии Многогранники Многогранники. Творим кроссворд! Моделирование многогранников Моделирование многогранников Творим многогранники! Творим многогранники! Правильные многогранники Правильные многогранники Полуправильные многогранники Полуправильные многогранники Геометрические фигуры и тела Геометрические фигуры и тела. Кроссворд Геометрический ребус Объем. Измерение объемов Объем прямоугольного параллелепипеда, прямой призмы Объем цилиндра, объем конуса, объем шара Конкурс «ихтиологов» У карты Геометрия и картография Творим в картографии Проблема четырех красок. Правильная раскраска карт Площадь поверхности Площадь поверхности многогранника Интерактивная игра Оригами в геометрии И снова оригами Объемные фигуры в технике оригами 23 24 25 Модульное оригами 26 Модульное оригами 27 Мозаичные узоры Координаты 28 29 30 31 Координаты точек Координатная плоскость Игра­путешествие «Географические координаты» Конкурс «Рисуем по координатам» . Приложение 1 Примечание                                                                             проведения По По плану факту                                                                             2 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 Проект «Тысяча граней геометрической красоты» «Звёздочка идей» Творим проект Творим проект Защита проектов 32 33 34 35 4 1 1 1 1                               ИНФОРМАЦИОННО­МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  Афонькин, С. Ю. Все об оригами [Текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. ­ СПб.: СЗКЭО Кристалл, 2004.  Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. ­ М. : Аким, 1996.  Баранова, Т. А. Олимпиада для 5­6 классов [Текст] / Т. А. Баранова, А. А. Блинков. ­ М.: Ониус, 1998.  Виленкин, Н. Я. За страницами учебника [Текст] / Н. Я. Виленкин. ­ М.: Оникс, 1998.  Власова, Т. Г. Предметная неделя математики в школе [Текст] / Т. Г. Власова. ­ Ростов­на­Дону : Феникс, 2006.  Галкин, Е. В. Нестандартные задачи по математике [Текст] / Е. В. Галкин. ­ Челябинск: Взгляд, 2005.   Григорьев,   Д.   В.   Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический   конструктор   [Текст]: пособие   для   учителя   /Д.   В.   Григорьев,   П.   В.   Степанов.   ­   М.:   Просвещение,   2010.   ­   223   с.   ­ (Стандарты второго поколения).  Гузеев, В. В. Планирование результатов образования и педагогические технологии [Текст] / В. В. Гузеев. ­ М., 2001.  Давыдова, М. А. Поделки из бумаги, оригами и другие игрушки из бумаги и картона [Текст] / М. А. Давыдова, И. А. Агапова. ­ М.: ЛАДА, 2008.   Зайкин, М. И. Математический тренинг. Развиваем комбинаторные способности [Текст] / М. И. Зайкин. ­ М.: Владос, 1996.  Козлова, Е. Г, Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка [Текст] / Е. Г. Козлова. ­ М.: МЦНМО, 2004. Электронные ресурсы      .  edu   .  ru   /  ://   school  ­  collection    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http    Математический   портал   "Математику.ру"   [Электронный   ресурс].   ­   Режим   доступа: http    Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых.  [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http   Все об оригами. [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http   ://   stranamasterov  ://   matematiku  ://   oriart  .  ru  .  ru  .  ru    Смешарики ­ смотри и играй! [Электронный ресурс]. ­ Режим доступа: http   ://   smeshariki  .  ru     1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 1. 2. 3. 4.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по математике (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2019