Программа внеурочной деятельности по математике для 8 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса " Математика вокруг нас" для учащихся 8 класса, направление внеурочной деятельности общеинтелектуальное. Программа содержит пояснительную записку, результаты освоения курса,содержание курса с указанием видов деятельности и форм организации, тематическое планирование,перечень материально-технического и информационного обеспечения. Основная цель данного курса: создание условий для интеллектуального развития учащихся.
Иконка файла материала Программа внеур.деятельности по математике.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Лицей № 15» НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:  общеинтеллектуальное РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  курса  «Математика вокруг нас» для учащихся   8 класса                                                        Шкурко О.А.,учитель математики                                  Составители: г. Березовский2018 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка ………………………………………………………3 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………….7 3. Содержание    курса  внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . .10 4. Тематическое  планирование. . . . …………………………………………. ..12 5. Перечень учебно­методического, информационного и   материально­  технического, обеспечения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 6.Приложения к программе. . . . . .  .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 15Пояснительная записка Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью   в   развитии   общества   в   целом   и   в   развитии   интеллекта,   формировании личности   каждого   человека.   Известно,   что   человеку   в   его   практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но   и   новые   в   нестандартных   условиях.   Необходимо   учиться   находить   пути   к решению проблем. Развитию творческого мышления учащихся, делать «крупицы открытий»   позволяет   урочная   и   внеурочная   деятельность   по   математике.   Они создают условия для развития интеллекта и креативности каждого ученика. Чтобы выполнить   задания,  ученик  должен  не  только и  не  столько знать  программный материал,   сколько   уметь   делать   выводы   на   основе   сравнений,   выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать. Актуальность  программы   определена   тем,  что  школьники   должны   иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Программа   составлена   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе   Основной   образовательной   программы   основного   общего   образования лицея №15.   Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 ч  в год. Настоящая   программа   включает   материал,   создающий   основу математической   грамотности,   необходимой   как   тем,   кто   станет   учеными, инженерами,   изобретателями,   экономистами   и   будет   решать   принципиальныезадачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной профессиональной деятельности. Курс внеурочной деятельности   « Математика вокруг нас»   в 8 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении  которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.       Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 8 класса и являются их логическим углублением и расширением. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать   более   трудные   и   разнообразные   задачи,   а   также   задачи   практического содержания. Общая характеристика курса         Для   жизни  в  современном  обществе   важным   является   формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.           В учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать.  Целью данного курса является: ­ создание условий для интеллектуального развития учащихся,   овладения ими конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности. Задачи курса: ­  развивать устойчивый интерес учащихся к математике и ее приложениям; ­ раскрывать  творческие способности ребенка; ­   развивать   у   учащихся   умения   самостоятельно   и   творчески   работать   с учебной  и научно­ популярной литературой; ­ воспитывать твердость в пути достижения цели (решения той или иной задачи); ­ формировать  потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.Формы и режим занятий Занятия  проводятся:1 раз в неделю по 45 минут. Основными формами образовательной деятельности являются:  практико­ориентированные занятия;   конкурсы. творческие мастерские; На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: ­ индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); ­ фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или  отработке определенной темы); ­ групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной  работы); ­ коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам,  конкурсам) Основные виды деятельности учащихся: ­решение занимательных задач; ­участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; ­знакомство с научно­популярной литературой, связанной с математикой; ­проектная деятельность  ­самостоятельная работа; ­работа в парах, в группах. Технологии используемые для реализации программы основаны на принципе  системно­деятельностного подхода в обучении и включают: дифференцированный   подход,  обучение   в  сотрудничестве,  дидактические  игры, ИКТ, проблемное обучение. Методические рекомендации Отбор материала для занятий необходимо проводить  с учетом логической последовательности  его  предъявления:  от репродуктивных задач,  направленныхна актуализацию знаний, к частично­поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести   к   формированию   следующих   характеристик   творческих   способностей: беглость   мысли,   гибкость   ума,   оригинальность,   любознательность,   умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Формы и методы организации деятельности учащихся ориентированы на их  В   программе   предусмотрено индивидуальные   и   возрастные   особенности. значительное   увеличение   активных   форм   работы,   направленных   на   вовлечение учащихся   в   математическую   деятельность,   на   обеспечение   понимания   ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию компьютеров и информационных технологий для   усиления   визуальной   и   экспериментальной   составляющей   обучения математике. Оценка эффективности занятий проводиться по  следующим показателям:  ­ степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;  ­ познавательная активность на занятиях:  ­ живость, заинтересованность, обеспечивающие положительные результаты;  ­  результаты выполнения  олимпиадных  заданий,  при выполнении  которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно (словесная оценка);  ­   умение   отбирать     наиболее   подходящие   языковые   (в   частности, символические и графические) средства;  ­ способность планировать ответ и ход решения задач,  ­ интерес к теме;  ­ оригинальность ответа.  Возможно   использовать   качественные   итоговые   оценки   успешности учеников. “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”, “Успешно   Косвенным освоил   курс”,   “Прослушал   курс”,   “Посещал   занятия   курса”.показателем эффективности занятий является повышение качества успеваемости по математике.            Самооценка и самоконтроль ­ определение учеником границ своего «знания ­ незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.  Формой     фиксации   индивидуальных     результатов     учащихся   может   являться «портфель учебных достижений». Результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей: 1) в направлении личностного развития •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и   познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной траектории   образования   на   базе   ориентировки   в   мире   профессий   и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а   также   на   основе   формирования   уважительного   отношения   к   труду,   развития опыта участия в социально значимом труде; •  формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному уровню   развития   науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста,   взрослыми   в   процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 2) в метапредметном направлении•умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной  деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; •умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные,   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения учебных и познавательных задач; •умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; •умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные возможности ее решения; •владение   основами   самоконтроля, осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;   самооценки,   принятия   решений   и •умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать,   самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; •  умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы,   модели   и схемы для решения учебных и познавательных задач  Формирование универсальных учебных действий: Регулятивных:   ­планирование и контроль за ходом решения задачи, оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной   оценки, различение способа   и   результата   действий,   осуществление   пошагового   и   итогового контроля, умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности, умение планировать пути достижения целей и вносить коррективы. Познавательных:  использование   различных   источников   для   поиска,   сбора   и переработки   информации   в   учебных   целях,   умение   применять   основные логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) при решенииразличных   текстовых   задач     и   задач   геометрического   содержания,   владение основными приемами решения задач. Коммуникативных:  умение   аргументировать   свою   точку   зрения   и   отстаивать свою   позицию,   строить   монологическое   контекстное   высказывание, договариваться   о   совместной   деятельности,   приходить   к   общему   решению, учитывать разные мнения  и стремиться к координации в сотрудничестве. 3)  в предметном направлении •  овладение   математическими   знаниями   и   умениями,   необходимыми   для продолжения   обучения   в   старшей   школе   или   иных   общеобразовательных учреждениях,   изучения   смежных   дисциплин   естественно­научного   цикла, применения в повседневной жизни; •   создание   фундамента   для     математического     развития,   формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.     Программа данного курса дополняет материал, изучаемый в предметах  « Алгебра», « Геометрия» ( 8 класс) Уровни воспитательных результатов внеурочной  деятельности Уровень результатов Первый Приобретение социальных знаний Познавательная внеурочная деятельность Эвристические  беседы, участие в  школьном этапе  олимпиады  Второй Формирование ценностного отношения к  социальной  реальности Защита проектов   на лицейском  проектном  семинаре                 « Интеллект» Третий Получение   опыта самостоятельного общественного действия  Участие в  городской  конференции  « Шаг в будущее»  муниципальный  этап олимпиады Международный конкурс «Кенгуру – 2018», онлайн –  олимпиады по математикеСодержание         курса     внеурочной   деятельности   с   указанием   форм организации и видов деятельности Введение.    Практическая значимость вводимых математических формул, понятий. Связь математики с другими дисциплинами,  рассматривающими одни и те же   Математика ­ царица всех наук(1ч)   понятия Основная   цель:развить   понимание   об   исторической   закономерности возникновения  и развития математики как науки, формировать умения поиска, сбора и переработки информации Формы организации: фронтальная, групповая Виды   деятельности   учащихся:Самостоятельная   работа   с   различными источниками по поиску информации, применение  ИКТ для сбора, переработки и хранения информации. Проценты на все случаи жизни(7ч) Понятие   процента.   История   возникновения.  Простые   и   сложные   проценты. Проценты в торговле. Проценты в банковском деле.  Основная   цель:систематизировать   знания   по   процентам,   совершенствовать умения  решать практические задачи  на проценты Формы организации: фронтальная, групповая Виды   деятельности   учащихся:Анализ   текста   задачи,  моделирование условия с помощью схем и рисунков, объяснение полученных результатов. Домашняя математика( 8ч) Роль   математики   в   быту.  Домашняя   экономика.   Коммунальные   платежи. Расчеты и ремонт. Математика и кулинария.показать Основная   цель:   применение   математических   формул   и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин,   связанных   с   домашним   строительством,   кулинарией,   рукоделием, домашней экономикой. Формы организации: индивидуальная, групповая Виды   деятельности   учащихся:Анализ   текста   задачи,  моделирование условия с помощью схем и рисунков, объяснение полученных результатов. Текстовые задачи (10ч) Задачи на совместную работу. Задачи на движение. Задачи на движение по реке.  Задачи на смеси и сплавы.  Задачи на доли.Задачи с прикладным содержанием. Основная   цель:систематизировать   знания   по   решению   текстовых   задач, совершенствовать умения  моделирования при решении задач. Формы организации: фронтальная, групповая Виды   деятельности   учащихся:Анализ   текста   задачи,  моделирование условия с помощью схем и рисунков, объяснение полученных результатов. Проектная деятельность(7 ч) Выбор   темы   проекта.   Подбор   материала   по   теме   проекта.   Подготовка презентации. Подготовка к защите проекта Формы организации: индивидуальная, групповая Виды деятельности учащихся:Планированиеработы над проектом, отбор и систематизация   материала   по   проекту,созданиепрезентации,  проведениезащиты проекта Обобщающее повторение(1ч) Формы организации: индивидуальная, групповая Виды   деятельности   учащихся:Систематизацияизученногоматериала, демонстрация навыков анализаи самоанализа№ занят ия Тема занятия Тематическое планирование 8 класс В том числе Всего  часов лекци я практ икум Введение. Математика ­  царица всех наук(1ч) Введение Проценты на все случаи  жизни(8ч) Понятие   процента.   История возникновения.  1 2 3­4 Простые и сложные проценты. 5­6 Проценты в торговле. 7­8 Проценты в банковском деле. 9 Разные задачи на проценты Домашняя математика ( 8ч) Роль математики в быту.  10 1 1 2 2 2 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 С/ р Контроль 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Игра «Математи к – бизнесмен»   Презентаци и11 Домашняя экономика.  12­13 Коммунальные платежи.  14­15 Расчеты и ремонт. 16­17 Математика и кулинария. Текстовые задачи (10ч) 18­19 Задачи на совместную работу.  20­21 Задачи на движение.  22­23 Задачи на движение по реке.  24­25 Задачи на смеси и сплавы.  26­27 Задачи     прикладным с содержанием. 28­34 Проектная   деятельность(7 ч) 35 Обобщающее  повторение(1ч) Итого 1 2 2 2 2 2 2 2 2 7 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 8,5 14 12,5 учащихся Защита проектов викторина Перечень учебно­методического и материально­технического, информационного  обеспечения Технические средства обучения  1.Мультимедийный комплекс с программным обеспечением 2.Средства телекоммуникации  (электронная почта, Интернет ) Печатные пособия 1.Таблицы по математике  2.Портреты выдающихся деятелей математики Информационно­коммуникативные средства 1. Интерактивный комплекс «Наглядная математика» 2. УМК «Живая математика» 3. Каталог интерактивной медиатеки( ЦОР по математике)Учебно­практическое и учебно­лабораторное оборудование 1.Доска магнитная  2.Комплект чертежных инструментов 3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и  раздаточных) Экранно­звуковые пособия Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов. Интернет­ресурсы  1. http://school­collection.edu.ru− хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, где представлен широкий выбор электронных пособий;  Материалы   для изучения   и   преподавания   математики   в   школе.   Тематический   сборник:   числа, дроби, сложение, вычитание и пр. Теоретический материал, задачи, игры, тесты;  /  −все   о   математике. http://www.numbernut.com   2. 3. http://www.math.ru−удивительный   мир   математики/  Коллекция   книг, видео­лекций, подборка занимательных математических фактов. Информация об олимпиадах, научных школах по математике. Медиатека; 4. http://  physmatica      .  narod    .ru−  «Физматика».Образовательный   сайт   по физике и математике для школьников, их родителей и педагогов;  5. http://www.bymath.net  –  Средняя   математическая   интернет­школа: страна математики. Учебные пособия по разделам математики: теория, примеры, решения. Задачи и варианты контрольных работ; 6. http://  vischool      .  r  2.ru–«Визуальная школа».Представлена информация об использовании   визуальных   дидактических   материалов   в   учебном   процессе, визуальные уроки, визуальные дидактические материалы; 7. http://  sbiryukova      .  narod    .ru–Краткая   история   математики:   с   древних времен до эпохи Возрождения. Портреты и биографии. События и открытия;  8. http://www.    nt   .  ru   /  tp   /  iz   /  zs   .  htm–   Золотое   сечение.   Геометрия   золотого сечения: построения и расчеты;       – 9.  .  tmn   .  fio  http   ://   www   .  ru   /  works  /    Правильные   многогранники: любопытные   факты,   история,   применение.   Теорема   Эйлера.   Платоновы   и Архимедовы   тела.   Биографические   сведения   о   Платоне,   Архимеде,   Евклиде   и других   ученых,   имеющих   отношение   к   теме.   Многогранники   в   искусстве   и архитектуре. Занимательные сведения о некоторых линиях Линии: определения, любопытные   факты,   примеры   использования.   Гипербола,   парабола,   эллипс, синусоида, спираль, циклоида, кардиоида;10. http://mathc.chat.ru  –  Математический   калейдоскоп:   случаи,   фокусы, парадоксы. Математика и математики, математика в жизни. Случаи и биографии, курьезы и открытия;  ://   zadachi  .  yain    11. http  разных   дисциплин,   в   том   числе   по   математике,   программированию, вероятностей, логике.  .  net−«Задачи   и   их   решения».  Задачи   и   решения   из  теории Приложение Примерные темы учебных проектов 1. Ох, уж эти проценты 2. История дробей 3. Десятичные дроби в нашей жизни 4. Секреты быстрого устного счета 5. Признаки делимости 6. Избранные страницы истории математики 7. Великие математики 8. Неалгоритмические приемы решения уравнений 9. Золотое сечение 10.Банковские вклады 11.Статистические характеристики 12.Задачи классической вероятности

Посмотрите также