Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
обществознание
5 кл
24.08.2018
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.Данная рабочая программа:
составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы:Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; сборник Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М. : Вентана-Граф, 2012
реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Программа внеурочной деятельности по.docx
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовнонравственной культуры народов России», 5 класс
Пояснительная записка
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и
Нормативноправовое обеспечение
Данная рабочая программа разработана на основе документов:
1.
2.
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897)
3.
31.03.2014 №253 + приказ от 8.06.2015 №576 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников на 20152016 уч.год»)
4.
"Основы духовнонравственной культуры народов России"
5.
Данная рабочая программа:
Примерные образовательные программы основного общего образования по предметам.
Письмо> Минобрнауки России от 25.05.2015 N 08761 "Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и
Федеральный перечень учебников на 20152016 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовнонравственной культуры народов России» авторы:Н.Ф.
Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков; сборник Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения: основная школа. — М. : ВентанаГраф, 2012
реализуется с помощью учебника Виноградовой Н.Ф. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2015.
Цель курса:
обогащение процесса воспитания в школе не только новым содержанием, но и новым пониманием сущности российской культуры,
развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований, раскрытие общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не
разъединяют) светскость и религиозность.
Задачи курса:
Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя,
работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений)
особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим
вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические
фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие
толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета:
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике,
традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность
расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей
многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовнонравственной
культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам,
правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на
образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие
основные разделы:
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире
1.
культуры»).
моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных
2.
Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в
3.
обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» в основной школе является частью всего учебновоспитательного
процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории»,
«Изобразительного искусства».
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может
использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Место учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» в Базисном учебном (образовательном) плане:
предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» изучается на ступени основного общего образования в качестве предмета
внеурочной деятельности в 5 классе в объеме 34 часов за учебный год.
Личностные результаты представлены двумя группами.
Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
Результаты освоения предмета.
Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к своей родине,
гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности;
Принятие норм нравственного поведения;
Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо
от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
Понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального
российского общества;
Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, люби к родному краю, своей семье;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты:
Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с
учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность
работать с информацией, представленной в разной форме;
овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её
осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в
соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных
традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и
образно;
знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы
культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в
обществе;
формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
Универсальные учебные действия. Познавательные:
– характеризовать понятие «духовнонравственная культура»;
– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные
:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).
Рефлексивные:
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей,
– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация,
правилами коммуникации и делового этикета.
Информационные
:
произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
прослушанных объяснений учителя.
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их
поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказыванияизвестных личностей.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решенияучебных и практических задач.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии сучебной задачей.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Высказывать предположения о последствиях неправильного(безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;намечать способы саморазвития.
Работать с историческими источниками и документами Содержание учебного предмета
Раздел1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разныхнародов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю.
Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человеканевозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства.Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственныеустановки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме вфольклоре разных народов. Герои национального эпоса
разных народов (Улып, Сияжар,Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выраженияпатриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма
Минин, ИванСусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (СергийРадонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.).
Вклад народов нашей страны в победу надфашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде итрудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальностина благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Рользаповедников в сохранении природных объектов.
Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка –
главные семейные ценности. Олюбви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,исламе, иудаизме.
Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи вфольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной идуховной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси,влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней
Руси. Великие князьяДревней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешниеособенности, внутреннее убранство).
Духовная музыка. Богослужебное песнопение.Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VIIXII века)– золотое время исламской культуры. Успехи образования
и науки. Вклад мусульманскойлитературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусствонародов, исповедующих
ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламскийкалендарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги.Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.Распространение буддизма в России.Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри.
Искусство танка. Буддийскийкалендарь. Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционныегарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятниковдуховной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примерыблаготворительности из российской истории. Известные
меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,увлечения, симпатии, радости, нравственные качества
личности – составляющиедуховного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Практическая часть программы
Темы индивидуальных учебных проектов:
«Традиции моей семьи»
«С чего начинается Родина»
«Памятники религиозной культуры»
1.
2. «История семейной реликвии»
3. «Мое родословное древо»
4. «Значение религии в жизни человека и общества»
5.
6. «Памятники в моем селе»
7.
8. «Герои России»
9. «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
10. «Мой дедушка – защитник Родины»
11. «Профессиональное древо моей семьи»
12. «Профессиональная династия»
13. «Спасти и сохранить»
14. «Христианские святыни Прикамья»
15. «Христианские святыни России»
16. «Мечети в России»
17. «Иудаизм в России»
18. «Буддийские монастыри»
19. «Религия и искусство» электронный альбом
20. «Библия – Книга Книг» №
а
м
е
к
п/п Т
о
р
у
Элементы
содержания
2
3
1
1
2
3
4
5
6
Ученые, деятели
литературы и
искусства России в
разные исторические
времена и эпохи
В процессе своей
жизни человек
усваивает культуру и
сам вносит вклад в
нее. Вклад человека
Древние предания,
священные книги,
пословицы и
поговорки разных
народов России о
Героические
страницы истории
нашей страны.
Подъем
патриотических
е
и
ч
и
л
е
В
ц
а
–
н
о
к
г
е
о
в
н
о
м
л
е
Ч
и
ц
е
и
р
г
о
е
в
р
т
е
Б
«
ю
л
ь
м
н
е
з
з
и
и
м
ы
н
т
а
р
7
8 Ж
Учебнотематическое планирование
Планируемые результаты
метапредметные
5
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
Коммуникативные: разовьют умение вступать в
диалог со сверстниками и взрослыми, создавать
коммуникативно оправданные высказывания и
обоснования своей точки зрения в соответствии с
Регулятивные: научатся определять и
моральными нормами и правилами этикета,
формировать цели деятельности на уроке с
помощью учителя, самостоятельно
формулировать тему и цели урока
предметные
6
познакомятся с
новым предметом,
освоят
понятия курса.
основополагающие
Узнают о вкладе в
развитие культуры
представителей
разных народов
личностные
4
сформируют
основы
путем знакомства с
гражданской
идентичности
сформируют
гражданской
идентичности
культурными и
религиозными
основы
путем знакомства с
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
Познавательные: овладеют навыком работы по
России
сформируют
действие
нравственно
этического
сформируют
оценивания через
действие
нравственно
этического
оценивания через
Регулятивные: научатся высказывать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать
информацию, представленную в разных формах
Регулятивные: научатся высказывать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать
информацию, представленную в разных формах
Сформируют
представление о
патриотизме.
Познакомятся с
Сформируют
образцами
представление о
патриотизме.
Познакомятся с
образцами
Характеристика видов
деятельности
7
Учебный диалог: чтение и
обсуждение текста учебника.
Рассматривание и анализ
иллюстративного материала:
«Что мы можем сказать о
Чтение и обсуждение текста
учебника «Человек творец и
носитель культуры».
Конструирование схем:
«Человекноситель
Объяснение значения
пословиц и поговорок о
Родине и патриотических
чувствах. Чтение текста
«Нюргун Боотур
Работа с информацией,
представленной в тексте.
Выделение главной мысли
рассказадополнения учителя.
Работа с рубрикой
«Картинная галерея»:
описание героя картины. 9
10
1
е
д
у
р
т
В
а
т
о
с
а
р
к
2
Трудолюбие как
нравственное
качество человека,
основа трудовой
деятельности.
3
Буддизм, ислам,
христианство о труде
и трудолюбии.
В любую
историческую эпоху
у любого народа есть
люди, которые
славными трудовыми
Не зная законов
природы, люди в
давние времена
одушевляли и
обожествляли
Семьяпервая
«школа», где ребенок
получает уроки
нравственности.
Знание истории
3
д
11
о
л
П
12 «
13
14
15
16
.
х
ы
р
б
и
о
д
д
ю
Л
а
д
у
р
е
т
о
н
ж
е
р
е
Б
и
н
е
ш
о
н
т
о
2
ь
л
е
т
и
н
а
р
х
я
ь
м
е
17
18 С
1
сформируют
действие
нравственно
этического
оценивания через
4
морального
содержания и
нравственного
значения действий
персонажей мифов
сформируют
действие
нравственно
этического
Сформируют
оценивания через
представление о
трудолюбии как
одной из
добродетелей
сформируют
действие
нравственно
этического
нравственного
оценивания через
значения действий
персонажей
художественных
произведений
сформируют
действие
нравственно
этического
оценивания через
4
Регулятивные: научатся высказывать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать
информацию, представленную в разных формах
5
Сформируют
представление о
трудолюбии как
одной из
добродетелей
6
религиозных
культурах.
Регулятивные: научатся высказывать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать
информацию, представленную в разных формах
Регулятивные: научатся высказывать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и текстами учебного пособия
Познавательные: научатся извлекать
информацию, представленную в разных формах
Познавательные: научатся находить ответы на
вопросы в тексте, в иллюстрациях
Регулятивные: научатся высказывать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и текстами учебного пособия
Сформируют
представление о
трудолюбии как
одной из
добродетелей
Познакомятся с
историей
возникновения
религиозных
Сформируют
верований древних
представление о
значимости природы,
связях человека и
природы.
Регулятивные: самостоятельно формулировать
тему и цели урока
Познавательные: ориентироваться в учебном
пособии, уметь делать выводы, осуществлять
анализ объекта с выделением существенных и
5
Сформируют
представление о
семье как главной
ценности каждого
человека
6
Чтение и определение
главной мысли текста.
Объяснение значения
пословиц(поговорок).
Совместная деятельность в
7
Селянинович».
Коллективная оценка
выполнения задания,
обобщение: «Почему Микула
Селянинович стал героем
Учебный диалог:
обсуждение высказывания
буддийского монаха Шанти
девы. Определение главной
мысли текстов учебника.
Чтение и работа с текстами
учебника. Обсуждение
проблемы: «Как может
проявиться любовь к Родине в
мирное время?». Учебный
Оживление и использование
имеющихся знаний: ответ на
вопрос «Как древние люди
относились к природе?».
Анализ информации,
Просмотр и оценка
видеофильма. Анализ
иллюстраций. Обсуждение и
формулирование вывода по
материалам урока.
Учебный диалог на основе
иллюстративного материала.
Коммуникативная
деятельность: «Послушаем
7 19
20
21
22
23
ь
л
о
Р
в
и
и
г
и
н
л
р
е
у
р
т
ь
л
у
К
е
а
о
р
у
т
ь
л
у
К
а
м
а
л
с
и
.
м
з
и
а
д
у
24
25 И
26
27
1
и
.
а
р
у
т
ь
л
у
к
2
Роль религии в
развитии культуры и
общества.
Использование
религиозных образов
Принятие
христианства на Руси.
Древняя Русь после
принятия
христианства.
Возникновение
ислама. Золотой век
исламской культуры.
Роль ислама в
развитии
мировой культуры.
Искусство,
литература и
архитектура ислама.
Возникновение
иудаизма. Тора и
Ветхий Завет
христианской
Библии. Синагога.
Возникновение
буддизма. Буддизм в
России. Народы
России, исповедую
щие буддизм.
3
сформируют
действие
нравственно
этического
умение
оценивания через
рефлексировать
изменение своего
эмоционального
состояния в
сформируют
действие
нравственно
этического
уточнение
оценивания через
нравственных
понятий, выявление
морального
содержания и
сформируют
действие
нравственно
этического
сформируют
эстетические
оценивания через
ценности на основе
эстетических
критериев
4
Раздел 3. Религия и культура (9 часов)
Регулятивные: умение высказать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и учебными текстами
Познавательные: построение логической цепи
Познавательные: научатся находить ответы на
рассуждений
вопросы в тексте, в иллюстрациях
Регулятивные: научатся высказывать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и текстами учебного пособия
Регулятивные: составление плана действий на
уроке, корректирование своих действий
Познавательные: нахождение ответов на
вопросы в тексте, переработка информации из
одной формы в другую
Коммуникативные: планировать учебное
сотрудничество с учителем и сверстниками,
уметь вступать в диалог со сверстниками и
взрослыми
Познавательные: научатся находить ответы на
вопросы в тексте, в иллюстрациях
Регулятивные: научатся высказывать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и текстами учебного пособия
Регулятивные: определение и формирование
цели деятельности на уроке
Познавательные: извлечение информации,
представленной в разных формах
Коммуникативные: умение договариваться и
5
работы. Учебный диалог: «В
чем состоит ценность
человеческого общения?».
Коммуникативная
деятельность: послушаем
Оживление имеющегося
опыта и знаний на тему: «О
каких религиозных
праздниках мы уже знаем?
Что мы можем рассказать о
Обсуждение вопросов: «Что
мы знаем о христианской
вере? Когда Древняя Русь
приняла христианство?».
Чтение и обсуждение текста
Чтение и обсуждение текста
учебника «Возникновение
ислама». Учебный диалог:
«Золотой век исламской
культуры».
Анализ информации,
представленной в рассказе
учителя о великом
персидском и таджикском
поэте Фирдоуси. Чтение и
Чтение и обсуждение текста
учебника «Как все
начиналось». Практическая
работа: нахождение на карте
Обсуждение
проблемы:какие народы
России исповедуют буддизм.
Анализ информации,
7
Узнают о роли
религии в развитие
культуры человека и
общества.
Познакомятся с
Сформируют
представление о
христианстве как
мировой религии, ее
культурных
Сформируют
представление о
исламе как мировой
религии, ее
культурных
особенностях.
Узнают об
особенностях
религиозных
Узнают о законах
исламских воззрений
иудаизма, традициях
и запретах в
культуре иудаизма,
узнают об
Сформируют
представление о
буддизме как
мировой религии, ее
культурных
6 н
р
у
т
ь
л
у
К
е
ы
буддистов: ступа,
пагода. Архитектура
буддийских храмов.
Влияние буддийских
монастырей и
28
а
т
о
б
т
а
с
З
р
а
д
у
ь
29
с
о
т
г
и
н
а
ь
30 Х
р
т
я
м
а
п
31
34
й
о
в
Т
й
ы
н
в
о
х
у
д
Государство
заботится о
сохранении духовной
культуры и ее
развитии. Взаимная
Без памяти нет
нравственности,
совести.
Беспамятный
человек
безответственный.
предков.
Благотворительность
как духовно
нравственная
Что составляет твой
духовный мир?
Культура поведения
современного
человека. Правила
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 часа)
познакомятся с
особенностями
наставников в
повседневной жизни
буддистов,
сформируют
действие
нравственно
этического
оценивания через
умение понимать
душевное состояние
персонажей текста и
умение
сопереживать
сформируют
действие
нравственно
этического
оценивания через
Регулятивные: умение высказать свое
предположение на основе работы с
иллюстрациями и учебными текстами
Познавательные: построение логической цепи
Регулятивные: осуществлять анализ объекта с
выделением существенных и несущественных
рассуждений
Познавательные: построение логической цепи
признаков
рассуждений
Узнают о роли
государства в
сохранении и
развитии культуры.
Сформируют
представление о
памяти поколений,
благотворительности
как ценности всех
Раздел 5. Твой духовный мир. (4 час)
Регулятивные: определение и формирование
цели деятельности на уроке
Познавательные: извлечение информации,
представленной в разных формах
Коммуникативные: умение договариваться и
Составят кодекс
поведения в
различных
ситуациях.
Научатся защите
мест, связанных с ранней
историей буддизма. Анализ и
оценка информации,
представленной в текстах
учебника. Составление
Оценка информации,
представленной в рассказе
учителя «Забота государства
о сохранении духовных
ценностей. Чтение и
Учебный диалог:
обсуждение статьи
Д.С.Лихачева «Память».
Оценка информации,
текста учебника «Творить
благо». Коммуникативная
деятельность: послушаем
дуг друга, выскажем свое
мнение: можем ли мы
Анализ информации,
представленной в объяснении
учителя «Что такое этикет и
зачем он нужен?»
Практическая работа Учебнометодическое обеспечение
Учебник:
Список учебнометодической
литературы для учителя:
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовнонравственной культуры народов России. – М.:
ВентанаГраф, 2015.
1. Основы духовнонравственной культуры народов России: 5 класс: методические рекомендации/Н.Ф.
Виноградова. – М.: ВентанаГраф, 2014
2. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М.
БонгардЛевина. М.: ОЛМА Медиагрупп, 2006. 398 с.: ил.
Список учебнометодической
литературы для учащихся:
1. Алексеев С.В. Все религии мира: энцикл. справ. / С. В. Алексеев, Г. А. Елисеев. М.: Вече, 2007. 587 с.: ил.
(Открой для себя весь мир!).
2. Богомолов А. И. Религии мира: новейший словарь / А. И. Богомолов. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 667 с.
(Словари).
3. Рыжов К. В. Кто есть кто в мире религий / К. В. Рыжов. Москва: Вече, 2008. 702 с.: ил. (Кто есть кто).
Ресурсы Интернет:
http://www.tvspas.ru – православный медиапортал
www.islamica.ru – сайт центра исламских исследований
http:// www
. hrono
http: // www
. istorya
http:// artclassic
. edu
. ru Всемирная история в интернете
. ru История стран и цивилизаций
. ru Коллекция: мировая художественная культура № Дата
Тема урока
Календарнотематическое планирование
Педагогические средства Форма контроля
Колво
часов
12.
34.
56.
78.
9
10.
11
12.
13
14.
15
16.
Величие
многонациональной
российской культуры.
Человектворец и
носитель культуры.
«Береги землю
родимую, как мать
любимую»
Жизнь ратными
подвигами полна.
В труде красота
человека
«Плод добрых трудов
славен»
Люди труда.
Бережное отношение
к природе.
1
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 1. В мире культуры (4 часа)
Диалог, беседа, презента
ция
Опрос, доклады
Чтение текста,
конструирование схем,
диалог, беседа, работа в
парах
Опрос, тест
Объяснение, комменти
рованное чтение текста,
работа в парах
Комментирование чтение
текста, беседа
Работа в парах, чтение и
анализ текста
Диалог, беседа
Комментированное чтение,
беседа
Работа в группах,
комментированное чтение
Устное высказы
вание по теме
Опрос, устное
высказывание
Устное высказы
вание
Формулировка
выводов по теме,
опрос
Устное высказы
вание
Составление пере
сказа
Домашнее задание
С.711
Задание с.17 Подобрать пословицы и поговорки на темы: «Честность», «Доброта»,
«Справедливость»
Задание с.23 Подготовить сообщение об одном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов
С.1217
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (14 часов)
России
С.1924
Темы проектов с.35
С.2535
Ответить на вопросы с.35
С.3640
Задание с.40 Объяснить значение пословиц
Подобрать пословицы и поговорки народов России о труде.
Темы проектов с.48
С.4142
С.4348
Готовить проекты с.48
Ответить на вопрос с.51, сообщение о заповеднике с.55
С.4955 17
18.
19
20.
21
22.
23
24
25
26
27
28.
29
30.
31
34.
Семьяхранитель
духовных ценностей.
Роль религии в
развитии культуры.
Культурное наследие
христианской Руси.
Культура ислама.
Иудаизм и культура.
Культурные традиции
буддизма.
Забота государства о
сохранении духовных
ценностей.
Хранить память
предков
Твой духовный мир.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Диалог, работа в парах,
беседа
Устное рисование,
опрос
Задание с.68 Подобрать примеры произведений УНТ своего народа о нравственных качествах
С.5682
Беседа, анализ
Раздел 3. Религия и культура (9часов)
Опрос, пересказ
человека;
Задание с.73, 81
С.84
Задание с.73 Вспомнить произведения о справедливости, милосердии, терпимости, зависти,
Задание с.98 Подготовить сообщениепрезентацию о царьколоколе
Комментированное чтение
текста, беседа
Диалог, просмотр
видеофильма
Играэкскурсия, работа с
картой
Работа с картой, беседа,
анализ
Сообщения, опрос
Ответы на вопросы
Опрос, тест
Пересказ, сообще
ние
честности
С.8598
С.99108
Сообщениепрезентация об исламе
С.109119
Сообщениепрезентация об иудаизме
С.120128
Сообщениепрезентация о буддизме
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 часа)
Комментированное чтение,
беседа
Ответы на вопросы
Задание с.135 Сообщениепрезентация о храмах, мечетях, синагогах нашей области
С.129135
Диалог, анализ, комменти
рованное чтение
Работа в группах, диалог
Устное сообщение
по теме
Раздел 5. Твой духовный мир (4 часа)
Устное сообщение
С.136141
Подготовить ответы на вопросы с.141
С.143154
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Программа внеурочной деятельности по «Основам духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.