I. Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си¬туации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на¬чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви¬тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз¬дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи¬ке экологического образования в начальной школе единой, рас¬считанной на весь период обучения, программы дополнительно¬го образования с экологической направленностью для младших школьников.
II.
Цель и задачи программы
Цель курса:
формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших
школьников.
Задачи курса:
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества и человека;
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам.
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и
негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру
природы.
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни,
стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного
окружения.
III. Особенности программы.
Программа «Земля – наш дом», имеет экологобиологическую направленность,
является учебнообразовательной с практической ориентацией.
Теоретические основы программы исследования возрастной психологии,
экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи
экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного
образования (В. В. Сериков).
Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы,
состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135
часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:
1й год обучения «Знакомые незнакомцы» (33 часа):
2й год обучения – «Экология моего дома» (34 часа)
3й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)
4й год обучения «Познавательная экология» (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий
мир» для начальной школы. Соответствует требованиям к содержанию образовательных
программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности
экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на
теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении
курса «Окружающий мир» на уроках.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на
следующих принципах:
принцип единства сознания и деятельности;
принцип наглядности;
принцип личностной ориентации;
принцип системности и целостности;
принцип экологического гуманизма;
принцип краеведческий;
принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержательные л и н и и :
Земля единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы
проявления.
IV. Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, а так же природных материалов, пословиц и
поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр фильмов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными природными веществами;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное заготовление природных материалов и изучение их свойств.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
V. Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и
личностных качеств школьника.