Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
Междисциплинарный 3
4 кл—11 кл +1
20.05.2019
Разработка учебного занятия по программе дополнительного образования детей «Мир Микроскопии». Разработка создана для того, что бы рассказать учащимся о таком необычном и важно процессе в жизни растений, как "Фотосинтез". В разработке представлены две лабораторные работы "Лабораторная работа №1 Хлоропласты в листах растений" и "Лабораторная работа № 2. Получения спиртовой вытяжки хлорофилла. "
Фотосинитез в жизни растений.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детский технопарк «Кванториум»
Разработка учебного занятия
по программе дополнительного образования детей
«Мир Микроскопии»
Фотосинтез в жизни растений
Автор: Коршунова Е.О.,
ПДО МБОУ ДО Кванториум КомсомольскнаАмуре, 2019
Тема: Фотосинтез в жизни растений
Цель: Сформировать представление о процессе «фотосинтез».
Задачи:
1.Выявить особенности протекания фотосинтеза, как одного из
наиболее важных процессов в жизни растений.
2. Способствовать формированию общих представлений о значении
данного процесса в жизни живых организмов.
3. Способствовать формированию бережного отношения к ресурсам
Земли.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: проблемный, частичнопоисковый, личностнодеятельностый,
развивающий
План занятия:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Организационный момент (3 мин.).
Актуализация знаний (5 мин.).
Объяснение нового материала (510 мин)
Динамические паузы (2 мин.)
Лабораторная работа (15 20 мин)
Закрепление материала (3 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (2 мин)
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация знаний. Опрос
Что общего между растениями и животными? (относятся к живой природе)
Какие свойства организмов живой природы вы можете назвать?
(размножение, развитие, питание, дыхание, обмен веществ, старение)
Как питаются растения? (поглощают воду из почвы)
Что нам дают растения? (Кислород)
Постановка проблемной ситуации. Ребята, а как вы думаете, а как
люди узнали, что растения выделяют кислород? Ответы учащихся.
Хорошо. Тогда давайте мы немного поиграем. Мы же все любим играть?
На ваших ноутбуках открыта папка «фотосинтез» в это папке мы нажимаем
документ №1. У нас в браузере появляется такая замечательная картинка.
Как видим здесь у нас есть мышь и растения. А теперь давайте по
экспериментируем. Ставим галочку «животное» жмем на старт. Что у нас
получилось? Нажимаем кнопочку сброс. А теперь ставим две галочки на
«животное и растение». Что у нас случилось с мышкой? Правильно, она опять
умерла. У нас осталась одна галочка «Свет». Нажимаем ее и заново. Что же
сучилось? Наша мышка осталась жива и спокойно бегает. Какой вывод мы
можем сделать? А почему же так происходит? Почему при добавлении света
наша мышь спокойно может бегать? На этот вопрос мы и должны сегодня
ответить.
3. Объяснение нового материала.
И сегодня мы с вами станем
исследователями и представим себя в лаборатории растения, где мы будем
экспериментировать. А исследовать сегодня мы будем листья – ведь это
своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются кислород и
органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению
существует всё живое на Земле. На сегодняшнем занятии нам предстоит
раскрыть механизмы этого биологического процесса. И выяснить, что такое
«фотосинтез». Лист является важнейшим органом растения, в котором из
неорганических веществ образуются органические. Этот процесс называется
фотосинтезом (от греческих слов «фотос» — свет, «синтез» — соединение).
Отметим, что способность к фотосинтезу характерна только для
зелёных растений и некоторых бактерий.
Давайте подробнее разберемся в этом чудо процессе.
Фотосинтез – процесс образования глюкозы из воды и углекислого газа
с выделением в атмосферный воздух кислорода. Запшите у себя в карточках.
Механизм фотосинтеза состоит в том, что луч света падает на
клетки зеленого листа. Лист получает от корней воду, а из воздуха
углекислый газ. В клетках образуется глюкоза. В атмосферу выделяется
кислород.
Фотосинтез — очень сложный многоступенчатый процесс, состоящий из
двух основных этапов.
1 этап (световая фаза) Обязательное условие — участие энергии
солнечного света! Начало процессу задаёт свет. Он активирует хлорофилл
(вещество, содержащееся в хлоропластах). А активированный хлорофилл
разрушает молекулу воды на водород и кислород. Кислород выделяется в
воздух.
2 этап (темновая фаза) Этот этап фотосинтеза называют темновым,
потому что здесь все процессы идут без участия света.
На этом этапе в ходе множества химических реакций с участием
углекислого газа и активных компонентов, полученных на первом этапе
фотосинтеза,
образуется органическое вещество (углевод) — сахар
(глюкоза).
Составем вмете схему процесса фотосинтеза по рисунку. Я на доске, а
вы карточках.
Главным двигателем фотосинтеза является хлорофилл – специальный пигмент, содержащийся в хлоропластах, который помимо всего прочего
отвечает за зеленую окрасу листьев деревьев и прочих растений. Давайте мы
поближе познакомимся со строением хлоропласта. Посмотрим на доску и
заполним у себя в карточках строение хлоропласта.
4. Динамические паузы (2 мин.)
5. Лабораторная работа
И сегодня мы познакомимся поближе с хлоропластами и хлорофиллом.
Но сначала повторим технику безопасности: в рот листья не берем,
жидкости не пьем, с посудой обращаемся аккуратно, чтобы не разбить. На
стульях не вертимся. Сначала слушаем – потом делаем.
Лабораторная работа №1 Хлоропласты в листах растений.
Цель: изучить строение растительной клетки и найти в ней хлоропласты.
Материалы: свежие листья, микроскоп, предметное стекло, покровное
стекло, мерный стакан с водой, пипетка.
Ход работы: 1 На предметное стекло поместить препарат растения.
2. рассмотреть в микроскоп растительную клетку. Найти хлоропласты.
Вывод: Хлоропласты – это зеленые пигменты, которые находятся в
клетка растений.
Лабораторная работа № 2. Получения спиртовой вытяжки хлорофилла.
Цель: Получить вытяжку хлорофилла для дальнейшего изучения его
свойст; показать, что зеленая окраска обусловленная присутствием в ней
хлорофилла.
Материалы: свежие листья комнатного растения, этиловый спирт,
воронка, химический стакан, фильтровальная бумага, ступка.
Ход работы: Для получения спиртовой вытяжки из свежих листьев нам
необходимо зеленые листья тщательно растереть в ступке и отфильтровать
через бумажный фильтр. Вывод: с помощью спирта хлорофилл извлекают из листьев растений;
спиртовая вытяжка хлорофилла имеет зеленую окраску.
Хлорофилл представляет собой сложное органическое соединение,
обладающее к тому же важным свойством – способностью к поглощению
солнечного света. Поглощая его, именно хлорофилл приводит в действие ту
маленькую биохимическую лабораторию, содержащуюся в каждом маленьком
в каждой травине и каждой водоросли.
Далее
листочке,
происходит химическая реакция фотосинтеза в ходе которой и происходит
преображение воды и углекислого газа в необходимые растениям углеводы и
необходимый всему живому кислород. Механизмы фотосинтеза являются
гениальным творением природы.
6. Закрепление знаний: Сегодня мы с вами узнали и изучи один из
самых важных процессов в жизни не только растений, но и всего живого на
Земле. Этот процесс называется Фотосинтез, и теперь я предлагаю закрепить
наши знанию. На ноутбуке у вас есть папка тест. Открываем документ
index_listing. И проходим тест. Сколько у вас было правильных ответов?
Давайте мы вспомним строение хлоропласта. Откроем на панели
окно….
И еще одно задание, которое у вас в карточках.
1.
Дополни предложения в предложенном тексте.
Когда на зеленый лист попадает первый луч_______, то внутри
клеток каждого листа начинается удивительный процесс________.
Для его протекания требуется ________, которая всасывается
_________ из почвы. Из воздуха листья поглощают _________газ. Все
это необходимо, чтобы в зеленых листьях произошло образование
_____________. При этом в процессе _________ в атмосферный воздух
листьями выделяется___________. 7. Сегодня мы с вами узнали очень многое. И у нас тут есть дерево знаний.
На столах у вас лежат стикеры. Яблоко и цветочек. На цветочке вы
напишите, что вам боьше всего понравилось, а на яблочке напишите
трудности, с которыми вы столкнулись. Какие молодцы. Карточки для работы
Фотосинтез
это
Хлорофилл
это
Дополни предложения в предложенном тексте.
Когда на зеленый лист попадает первый луч_______, то внутри клеток каждого листа
начинается удивительный процесс________. Для его протекания требуется ________,
которая всасывается _________ из почвы. Из воздуха листья поглощают _________газ. Все это необходимо, чтобы в зеленых листьях произошло образование _____________. При
этом в процессе _________ в атмосферный воздух листьями выделяется___________.
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Разработка учебного занятия "Фотосинтез в жизни растений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.