Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Оценка 4.7

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
docx
биология +2
4 кл—11 кл +1
03.12.2018
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Данная разработка, это мастер-класс для работы с живыми объектами. Главная особенность мастер-класса является его универсальность, поскольку его можно проводить не только на иглистых мышах, но и на джунгарских хомяках или крысах. Можно применять на дополнительных занятиях с учащимися или при прохождении раздела "Зоология позвоночных".
Загадка природы – иглистые мыши.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования  «Детский технопарк «Кванториум» Разработка мастер­класса  Тема: Загадка природы – иглистые мыши. Автор ­ составитель: Коршунова Е.О. ПДО МБОУ ДО Кванториум Комсомольск­на­Амуре, 2018 Целевая аудитория: учащиеся от 10 до 15 лет Структура   мастер­класса: мастер­класс   состоит   из   двух   этапов: теоретический и практический. Примечание:  Данный   мастер­класс   не   имеет   ограничения   по   видовому составу   животных.   Его   можно   применять   на   любых   имеющихся представителях (крысы, джунгарский хомяк и т.д.) Этап 1 (теоретический). Цель: Познакомить и расширить знания учащихся о игольчатых мышах и их жизнедеятельности. Задачи:  1) 2) мышах и их жизнедеятельности; образовательные:  расширить   знания   учащихся   о   игольчатых развивающие: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.  3) воспитательные:  воспитывать культурно­гигиенические навыки, интерес к экспериментальной и практической деятельности.  Форма проведения: интегрированное занятие Продолжительность: 15 минут Тип занятия: комбинированное. Этап 2 (практический). Цель: Закрепление знаний об игольчатых мышах и их жизнедеятельности. Задачи:  1) образовательные:  обучить   учащихся   правилам   обращения   с живыми объектами; 2) развивающие:  развивать   умение   анализировать,   сравнивать, обобщать познавательные объекты; 3) воспитательные:  воспитывать культурно­гигиенические навыки, интерес к экспериментальной и практической деятельности.  Форма проведения: практический Вид мастер­класса: обучающий Продолжительность: 40 минут Техника безопасности: Правила обращение с живыми объектами (памятка в приложении № 1) План проведения мастер­класса 1. Актуализация темы. Мотивация.  Приветствие участников сообщение темы мастер­класса.  2. Тренинг или разминка  (активизация деятельности аудитории). Фронтальный опрос участников: есть ли у них животные в доме. Если есть то какие. Поведение участников к теоретическому изучению данной темы. Блок   теоретической   информации. Лекция­беседа   с участниками о игольчатой мыши или Акомис, среда обитания, особенности поведения, содержания и питания.  3. 4. Практикум. Привлечение  слушателей к ходу мастер­класса. Объяснение   участникам   правила   работы   с   живыми   объектами.   Правилами проведения работы 5. Совместная   работа   мастера   с   аудиторией.  Выполнение практической работы.  Рефлексия. 6.  Каждый   участник   мастер   класса   по   очереди высказывается одним предложением выбирая начало фразы рефлексивного слайда на доске: было интересно…, было трудно…, я понял(а), что… и т.д. Применяемые  материалы/оборудование:  линейка,   весы,   высокий   мерный стакан, бокс с мышами, лабиринт.  Теоретическая основа Презентация   «Иглистая   мышь   (Acomys  cahirinus)»   (Содержание   в Приложение 2)   Иглистая   мышь   или   по­другому   называют   еще   акомис,   египетская иглистая   мышь   и   каирская   иглистая   мышь.   Является   представителем семейства мышиные и подсемейства грызунов.  Характеристики акомиса В длину тело мыши составляет почти 13 см, хвост также может быть такой же длины. Вес составляет   до 50 грамм, но встречаются   особи   и   90   грамм.  Имеют   большие   темные   глаза   и   большие подвижные уши,  круглые по форме и вертикально посаженные. Морда узкая с длинными вибриссами. Отличие этой мыши в том, что у нее на спине есть настоящие иголки, почти такие же как у ежа. Окраска   разнообразная: от бледного   желтого   оттенка   до   темно­серого.   Брюшко   покрыто   мягкой   и пушистой шерсткой. Лапы короткие. Хвост  полностью лысый и чешуйчатый. Иглистые   мыши   распространены   почти   по   всей   Африке,   Аравии   и Ближнему Востоку. Живут в саваннах и полупустынях, заселяют скальные выходы,   иногда   занимают   термитники.   Убежищами   служат   норы;   часто используют норы других грызунов. Образ жизни и социальное поведение. Иглистая мышь днем сидит в своей норе. Активность наступает  с приходом сумерек и до самого рассвета. Нору звери выкапывают сами, но могут занять и чужую. Наблюдались такие случаи,   когда   они   селились   в   пустые   термитники.   Отличаются чрезмерной чистоплотностью, большую часть  времени заняты чисткой своей шкурки. А в туалет ходят только в строго определенное место. Отлично могут лазить по деревьям. Когда животному грозит опасность –  она приподнимает свои иглы, чтобы   казаться   больше   и   напугать   врага.   Наблюдается   очень   высокая активность   и,  не   смотря   на   свой   небольшой   размер,   в   сутки   мышь   может пробежать до 15 км. Живут акомисы  группками и являются  социальными животными. Они никогда   не   дерутся   между   собой   и   не   конфликтуют   даже   из­за   корма. Заботятся друг о друге: спят вместе, шерстку чистят, помогают ухаживать за детенышами. Во главе группы находится самка. Продолжительность жизни  В неволе живут около 3­х лет, но были случаи, когда зверьки доживали до 5 лет. В природе, конечно же, меньше, поскольку   служат   объектом   охоты   множества   хищников.    Их   врагами являются птицы, рептилии и млекопитающие. А вот конкуренцию в борьбе за кормовую базу им составляют песчанки.  Отличительные   черты   грызуна.  Спина   мыши   покрыта   самыми настоящими   острыми   иголками,   а   вот   брюшко   имеет   обычную   шерстку; Иглистая   мышь   не   имеет   запаха,   потому   относится   к   гипоаллергенным животным; Способность к регенерации кожных покровов с восстановлением волосяных луковиц, единственные из млекопитающих Еще одна удивительная особенность   иглистой   мыши   –   способность   к   регенерации:   при   малейшей опасности   зверь   сбрасывает   свою   кожу.   На   ее   месте   никакого   шрама   не образуется, а через некоторое время отрастает новая шкурка  Питание. Питаются иглистые мыши в основном травами и зерном. Но в рацион также входят различные членистоногие – улитки и насекомые. Вода в организм поступает за счет поедания сочных злаков и трав. Применяемые   материалы/оборудование:  линейка,   весы,   высокий мерный стакан, бокс с мышами, лабиринт.  Практическая работа Особенности проведения: учащиеся выполняют практическую работу согласно технологической карты (Приложение 3) 1. Учащиеся разделяются на пары, каждая их пар получает по одной мышке.  2. В таблице (Приложение № 4). В первой строчке они пишут имя мыши (имя можно выбрать произвольно, вне зависимости от пола животного).  3. Один учащихся держит мышь, пока другой измеряет с помощью линейки длину тела и длину хвоста. Все данные записываются в таблицу. 4. Измерение веса. Берем весы и взвешиваем вес мерного стакана, чем стакан выше и просторней, тем лучше. Сбрасываем весы на значение «0» и садим в стакан мышь. Записываем данные в таблицу.  5. Теперь   мы   по   одной   запускам   мышей   в   лабиринт,   в   конце которого из ждет еда. Засекаем время, за сколько мышь пробежит от начала лабиринта до его конца. Записываем данные в таблицу.  6. На основании времени потраченного на прохождение лабиринта делаем вывод, какая из мышей лучше запомнила путь.  У учащихся заполненная таблица с данными мышей.  Подведение итогов Информационные источники. Литература: 1. Зорина   З.А.,   Полетаева   И.И.,   Резникова   Ж.И.   Основы   этологии   и генетики поведения. // Из­во Моск. университета «Высшая школа» – 2002, 383 с. 2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных: // М.: Аспект Пресс, 1999/2002 – 320 с. 3. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. // Москва, Изд­во МГУ, 1977–1986–2009 Интернет ресурсы: 1. https://zooclub.ru/mouse/mous/5.shtml 2. https://www.zoospravka.ru/Rabbit/acomys.htm 3. http://moy­pitomec.ru/rodent/iglistaya­mysh­opisanie­i­priruchenie.html Инструкции по технике безопасности Правила обращение с живыми объектами Приложение 1 1. Перед тем как начать работы с животным необходимо немного подержать его на руках, что бы уменьшить стрессовое воздействие на него.  2. Нельзя проявлять страх и агрессию по отношению к животному. Они это все чувствуют и могут травмировать ребенка.  3. Запрещается кидать, зажимать, дергать за хвост и уши.   Мыши могут укусить ребенка. 4. Животных   берем   исключительно   в   перчатках,  что   бы   защитить учащихся   и   мышей   от   сторонних   микроорганизмов   и   продуктов жизнедеятельности. Содержание презентации. Приложение 2 Слайд 1. Название темы мастер класса: Иглистая мышь (Acomys cahirinus) Слайд 2. Описания названия. Слайд 3. Характеристики акосиса. Слайд 4 Распространение и места обитания Слайд 5. Образ жизни и социальное поведение.  Слайд 6. Отличительные черты. Слайд 7. Питание Слайд 8. Практическая работа.  Слайд 9. Индивидуальная таблица Технологическая карта. (Инструкционная карта хода работы для участника мастер­класса) Приложение 3 Тема  Цель Задачи Ход работы Изучение характеристик и особенностей когнитивного поведения у Иглистых мышей.  Изучить характерные особенности иглистых мышей и способности к развитию когнитивных способностей.  Обучить учащихся правилам обращения с живыми объектами;   Развивать   умение   анализировать,   сравнивать,   обобщать познавательные объекты; Воспитывать   культурно­гигиенические   навыки, экспериментальной и практической деятельности.    интерес   к 1. Учащиеся разделяются на пары, каждая их пар получает по одной мышке.  2. В таблице (Приложение № 4). В первой строчке они пишут имя   мышки   (имя   можно   выбрать   произвольно,   вне зависимости от пола животного).  3. Один   учащихся   держит   мышку,   пока   другой   измеряет   с помощью линейки длину тела и длину хвоста. Все данные записываются в таблицу.  4. Измерение   веса.   Берем   весы   и   взвешиваем   вес   мерного стакана,   чем   стакан   выше   и   просторней,   тем   лучше. Сбрасываем весы на значение «0» и садим в стакан мышку. Записываем данные в таблицу.  5. Теперь мы по одной запускам мышей в лабиринт, в конце которого   из   ждет   еда.   Засекаем   время,   за   сколько   мышь пробежит   от   начала   лабиринта   до   его   конца.   Записываем данные в таблицу.  6. На   основании   времени   потраченного   на   прохождение лабиринта делаем вывод, какая из мышей лучше запомнила путь. Приложение № 4 Тело:                                Хвост:  Время Имя Длина Вес 1 круг 2 круг 3 круг 4 круг 5 круг

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"

Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2018