Данная разработка, это мастер-класс для работы с живыми объектами. Главная особенность мастер-класса является его универсальность, поскольку его можно проводить не только на иглистых мышах, но и на джунгарских хомяках или крысах. Можно применять на дополнительных занятиях с учащимися или при прохождении раздела "Зоология позвоночных".
Загадка природы – иглистые мыши.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детский технопарк «Кванториум»
Разработка мастеркласса
Тема: Загадка природы – иглистые мыши.
Автор составитель:
Коршунова Е.О.
ПДО МБОУ ДО Кванториум КомсомольскнаАмуре, 2018
Целевая аудитория: учащиеся от 10 до 15 лет
Структура мастеркласса: мастеркласс состоит из двух этапов:
теоретический и практический.
Примечание: Данный мастеркласс не имеет ограничения по видовому
составу животных. Его можно применять на любых имеющихся
представителях (крысы, джунгарский хомяк и т.д.)
Этап 1 (теоретический).
Цель: Познакомить и расширить знания учащихся о игольчатых мышах и их
жизнедеятельности.
Задачи:
1)
2)
мышах и их жизнедеятельности;
образовательные: расширить знания учащихся о игольчатых
развивающие: создать условия для развития таких аналитических
способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать,
обобщать познавательные объекты, делать выводы.
3)
воспитательные: воспитывать культурногигиенические навыки,
интерес к экспериментальной и практической деятельности.
Форма проведения: интегрированное занятие
Продолжительность: 15 минут
Тип занятия: комбинированное.
Этап 2 (практический).
Цель: Закрепление знаний об игольчатых мышах и их жизнедеятельности.
Задачи:
1)
образовательные: обучить учащихся правилам обращения с
живыми объектами;
2)
развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать,
обобщать познавательные объекты;
3)
воспитательные: воспитывать культурногигиенические навыки,
интерес к экспериментальной и практической деятельности.
Форма проведения: практический
Вид мастеркласса: обучающий
Продолжительность: 40 минут
Техника безопасности: Правила обращение с живыми объектами (памятка в
приложении № 1)
План проведения мастеркласса 1.
Актуализация темы. Мотивация.
Приветствие участников сообщение темы мастеркласса.
2. Тренинг или разминка (активизация деятельности аудитории).
Фронтальный опрос участников: есть ли у них животные в доме. Если есть то
какие. Поведение участников к теоретическому изучению данной темы.
Блок теоретической информации. Лекциябеседа с
участниками о игольчатой мыши или Акомис, среда обитания, особенности
поведения, содержания и питания.
3.
4. Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастеркласса.
Объяснение участникам правила работы с живыми объектами. Правилами
проведения работы
5. Совместная работа мастера с аудиторией. Выполнение
практической работы.
Рефлексия.
6.
Каждый участник мастер класса по очереди
высказывается одним предложением выбирая начало фразы рефлексивного
слайда на доске: было интересно…, было трудно…, я понял(а), что… и т.д.
Применяемые материалы/оборудование: линейка, весы, высокий мерный
стакан, бокс с мышами, лабиринт.
Теоретическая основа
Презентация «Иглистая мышь (Acomys cahirinus)» (Содержание в
Приложение 2)
Иглистая мышь или подругому называют еще акомис, египетская
иглистая мышь и каирская иглистая мышь. Является представителем
семейства мышиные и подсемейства грызунов.
Характеристики акомиса В длину тело мыши составляет почти 13 см,
хвост также может быть такой же длины. Вес составляет до 50 грамм, но
встречаются особи и 90 грамм. Имеют большие темные глаза и большие
подвижные уши, круглые по форме и вертикально посаженные. Морда узкая с
длинными вибриссами. Отличие этой мыши в том, что у нее на спине есть
настоящие иголки, почти такие же как у ежа. Окраска разнообразная: от
бледного желтого оттенка до темносерого. Брюшко покрыто мягкой и
пушистой шерсткой. Лапы короткие. Хвост полностью лысый и чешуйчатый.
Иглистые мыши распространены почти по всей Африке, Аравии и
Ближнему Востоку. Живут в саваннах и полупустынях, заселяют скальные
выходы, иногда занимают термитники. Убежищами служат норы; часто
используют норы других грызунов.
Образ жизни и социальное поведение. Иглистая мышь днем сидит в
своей норе. Активность наступает с приходом сумерек и до самого рассвета. Нору звери выкапывают сами, но могут занять и чужую. Наблюдались такие
случаи, когда они селились в пустые термитники. Отличаются чрезмерной
чистоплотностью, большую часть времени заняты чисткой своей шкурки. А в
туалет ходят только в строго определенное место. Отлично могут лазить по
деревьям. Когда животному грозит опасность – она приподнимает свои иглы,
чтобы казаться больше и напугать врага. Наблюдается очень высокая
активность и, не смотря на свой небольшой размер, в сутки мышь может
пробежать до 15 км.
Живут акомисы группками и являются социальными животными. Они
никогда не дерутся между собой и не конфликтуют даже изза корма.
Заботятся друг о друге: спят вместе, шерстку чистят, помогают ухаживать за
детенышами. Во главе группы находится самка.
Продолжительность жизни В неволе живут около 3х лет, но были
случаи, когда зверьки доживали до 5 лет. В природе, конечно же, меньше,
поскольку служат объектом охоты множества хищников.
Их врагами
являются птицы, рептилии и млекопитающие. А вот конкуренцию в борьбе за
кормовую базу им составляют песчанки.
Отличительные черты грызуна. Спина мыши покрыта самыми
настоящими острыми иголками, а вот брюшко имеет обычную шерстку;
Иглистая мышь не имеет запаха, потому относится к гипоаллергенным
животным; Способность к регенерации кожных покровов с восстановлением
волосяных луковиц, единственные из млекопитающих Еще одна удивительная
особенность иглистой мыши – способность к регенерации: при малейшей
опасности зверь сбрасывает свою кожу. На ее месте никакого шрама не
образуется, а через некоторое время отрастает новая шкурка
Питание. Питаются иглистые мыши в основном травами и зерном. Но
в рацион также входят различные членистоногие – улитки и насекомые. Вода
в организм поступает за счет поедания сочных злаков и трав.
Применяемые материалы/оборудование: линейка, весы, высокий
мерный стакан, бокс с мышами, лабиринт.
Практическая работа
Особенности проведения: учащиеся выполняют практическую работу
согласно технологической карты (Приложение 3)
1. Учащиеся разделяются на пары, каждая их пар получает по одной
мышке.
2.
В таблице (Приложение № 4). В первой строчке они пишут имя
мыши (имя можно выбрать произвольно, вне зависимости от пола животного).
3. Один учащихся держит мышь, пока другой измеряет с помощью
линейки длину тела и длину хвоста. Все данные записываются в таблицу. 4. Измерение веса. Берем весы и взвешиваем вес мерного стакана,
чем стакан выше и просторней, тем лучше. Сбрасываем весы на значение «0» и
садим в стакан мышь. Записываем данные в таблицу.
5.
Теперь мы по одной запускам мышей в лабиринт, в конце
которого из ждет еда. Засекаем время, за сколько мышь пробежит от начала
лабиринта до его конца. Записываем данные в таблицу.
6. На основании времени потраченного на прохождение лабиринта
делаем вывод, какая из мышей лучше запомнила путь.
У учащихся заполненная таблица с данными мышей.
Подведение итогов
Информационные источники.
Литература:
1. Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и
генетики поведения. // Изво Моск. университета «Высшая школа» –
2002, 383 с.
2. Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных: // М.:
Аспект Пресс, 1999/2002 – 320 с.
3. Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. //
Москва, Издво МГУ, 1977–1986–2009
Интернет ресурсы:
1. https://zooclub.ru/mouse/mous/5.shtml
2. https://www.zoospravka.ru/Rabbit/acomys.htm
3. http://moypitomec.ru/rodent/iglistayamyshopisanieipriruchenie.html Инструкции по технике безопасности
Правила обращение с живыми объектами
Приложение 1
1. Перед тем как начать работы с животным необходимо немного
подержать его на руках, что бы уменьшить стрессовое воздействие на него.
2. Нельзя проявлять страх и агрессию по отношению к животному.
Они это все чувствуют и могут травмировать ребенка.
3.
Запрещается кидать, зажимать, дергать за хвост и уши. Мыши
могут укусить ребенка.
4. Животных берем исключительно в перчатках, что бы защитить
учащихся и мышей от сторонних микроорганизмов и продуктов
жизнедеятельности. Содержание презентации.
Приложение 2
Слайд 1. Название темы мастер класса: Иглистая мышь (Acomys cahirinus)
Слайд 2. Описания названия.
Слайд 3. Характеристики акосиса.
Слайд 4 Распространение и места обитания
Слайд 5. Образ жизни и социальное поведение.
Слайд 6. Отличительные черты.
Слайд 7. Питание
Слайд 8. Практическая работа.
Слайд 9. Индивидуальная таблица Технологическая карта.
(Инструкционная карта хода работы для участника мастеркласса)
Приложение 3
Тема
Цель
Задачи
Ход
работы
Изучение характеристик и особенностей когнитивного поведения
у Иглистых мышей.
Изучить характерные особенности иглистых мышей и способности
к развитию когнитивных способностей.
Обучить учащихся правилам обращения с живыми объектами;
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
познавательные объекты;
Воспитывать культурногигиенические навыки,
экспериментальной и практической деятельности.
интерес к
1. Учащиеся разделяются на пары, каждая их пар получает по
одной мышке.
2. В таблице (Приложение № 4). В первой строчке они пишут
имя мышки (имя можно выбрать произвольно, вне
зависимости от пола животного).
3. Один учащихся держит мышку, пока другой измеряет с
помощью линейки длину тела и длину хвоста. Все данные
записываются в таблицу.
4. Измерение веса. Берем весы и взвешиваем вес мерного
стакана, чем стакан выше и просторней, тем лучше.
Сбрасываем весы на значение «0» и садим в стакан мышку.
Записываем данные в таблицу.
5. Теперь мы по одной запускам мышей в лабиринт, в конце
которого из ждет еда. Засекаем время, за сколько мышь
пробежит от начала лабиринта до его конца. Записываем
данные в таблицу.
6. На основании времени потраченного на прохождение
лабиринта делаем вывод, какая из мышей лучше запомнила
путь. Приложение № 4
Тело: Хвост:
Время
Имя
Длина
Вес
1 круг
2 круг
3 круг
4 круг
5 круг
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Мастер-Класс "Загадка природы – иглистые мыши"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.