Заповедные места Хабаровского района разработка
Оценка 4.8

Заповедные места Хабаровского района разработка

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
docx
Междисциплинарный 7
4 кл—11 кл +1
04.04.2017
Заповедные места Хабаровского района разработка
Методическая разработка представляет собой занятие для обучающихся 5 – 9 классов. Оно может быть использовано на уроках географии и биологии, а также как тематический классный час, посвященный 80-летию Хабаровского района. Актуальность урока заключается в том, что 2017 год объявлен годом Экологии и Особо Охраняемых Природных Территорий, в этом же году нашему району исполняется 80 лет, детям необходимо знать о данных событиях и расширить свой кругозор. Цель: привлечение обучающихся к сохранению природы Хабаровского района.
экоурок Заповедные места Хабаровского айона.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского края Методическая разработка  экологического урока с презентацией по теме: «Заповедные места Хабаровского района» Возраст обучающихся – 11­15 лет Утверждено: Директор МБОУ СОШ с. Тополево О. С. Кирилкина Автор  разработки:    Царенкова Наталья Александровна,  учитель химии и биологии  МБОУ СОШ с. Тополево март 2017г  1 с. Тополево    Пояснительная записка Методическая разработка представляет собой занятие для обучающихся 5 – 9 классов. Оно может быть использовано на уроках географии и биологии, а также как тематический классный час, посвященный 80­летию Хабаровского района. Актуальность  урока   заключается   в   том,   что   2017   год   объявлен   годом Экологии   и   Особо   Охраняемых   Природных   Территорий,   в   этом   же   году нашему   району   исполняется   80   лет,   детям   необходимо   знать     о   данных событиях и расширить свой кругозор. Цель:  привлечение   обучающихся   к   сохранению   природы   Хабаровского района. Задачи: 1. Дать представление обучающимся о природе Хабаровского района и ее значении; 2. Познакомить ребят с ООПТ своего района; 3. Воспитывать   бережное   отношение   к   природе,   прививать   любовь   к родному району; 4. Воспитывать гордость и патриотизм к Хабаровскому району. Форма занятия: фронтальная, игровая. Методы и приемы: 1. Словесный метод (беседа) 2. Наглядный метод (презентация) (приложение № 1) 3. Прием эмоциональной заинтересованности (загадки) 4. Игровой прием (игровая разминка). Продолжительность урока: 45 минут 2 Место проведения: МБОУ СОШ с. Тополево Ход урока: 1. Подготовка обучающихся к работе на уроке – 1 мин 2. Целеполагание – 4 мин 3. Актуализация знаний – 3 мин 4. Получение теоретических знаний –  15мин  5. Проведение физминутки – 2 мин 6. Получение практических знаний – 6 мин 7. Проверка знаний – 10 мин 8. Рефлексия – 2 мин Дидактическ ая задача № п/ п 1 Подготовка   учащихся   к работе на уроке. 1 мин Ход проведения занятия: Деятельность учителя и ученика Обеспечение Ваза, наклеенная около   доски, разноцветные цветы.   ребята, Здравствуйте,   перед   тем   как приступить   к   работе,   посмотрим   с   каким настроением   вы   пришли   на   занятие   и создадим   наш    “Букет   настроения”.  Перед вами   лежат  бумажные   цветы:   красного   и синего   цвета,   а   около   доски   висят   две вазочки   ­   "начало   урока"   и   "конец   урока". Сейчас   вы   наклеите   на   первую   вазочку­ "начало урока" один из цветочков, который покажет   ваше   настроение.   Если   у   вас хорошее   настроение,   то   вы   наклеиваете красный   цветок;   если   у   вас   плохое настроение  тогда синий.  А в конце занятия посмотрим,   изменилось   или   нет   ваше настроение. 3 2 Целеполагани е 4 мин 21 век – это век высоких технологий,  компьютерных технологий. Человечество  Презентация, слайды № 1 постепенно расширяет свою экологическую  нишу, вытесняет вековые биосферные  процессы и системы мощью социотехники, а  затем – и соционаукотехники, усложняя как  общественные, так и социоприродные  взаимосвязи. Социоэволюционная  рационализация периодически приводит к  поворотным качественным изменениям и  трансформациям в социуме и природе,  сопровождаясь соответственно местными и  крупнорегиональными экологическими  кризисами и дальнейшим социальным  восхождением человечества, все более и  более преодолевавшего биогенные  ограничители своей жизнедеятельности. Как же это связано с нашей встречей? Для  этого мы отгадаем загадки и определим тему  и цель нашего экологического урока. 1. В этих местах животные чувствуют  себя свободно. 2. Это места не тронутые человеком, они  находятся под охраной государства. 3. Это места, где мониторят численность  животных и растений! Догадались о чем сегодня пойдет речь?  (ответ детей – заповедники) А кто знает какая знаменательная дата нас  Презентация, слайд № 2 Презентация, слайд №3 4 3 Актуализация  знаний  3 мин 4 Получение  теоретических знаний 15 мин ожидает? (80 – летие Хабаровского района) Есть ли в нашем районе заповедники?  (Большехехцирский) Давайте свяжем две темы, какая тема урока  и какую поставим перед собой цель? (ответ детей – Большехехцирский заповедник Хабаровского района) Верно, сегодня мы виртуально погрузимся в  заповедные места нашего района. А   что   мы   знаем   о   заповедниках?   Чем   они отличаются от заказников, парков? (ответы детей) Презентация, слайды № 4 «Заповедник» определяется как часть земли или   воды,   на   которой   оберегаются   и Презентация , слайд №5 сохраняются   в   нетронутом   виде   редкие животные,   растения,   элементы   неживой природы,   памятники   культуры   и архитектуры.   Природный   комплекс   этого участка   навечно   изымается   из   какого­либо пользования,   связанного   с   хозяйственной деятельностью,   и   находится   полностью   под охраной   государства.   В   нем   запрещается нарушать   целостность   и   микроклимат природных   ресурсов,   зафиксированных   на момент создания территории.  5 Большехехцирский заповедник ­ один из  замечательных уголков природы Южного  Приамурья. На разнообразие его  растительного и животного мира обратили  внимание первые исследователи природы  края еще в прошлом столетии. Впервые  мысль об организации здесь заповедного  участка высказал Н. А. Десулави в 1925 году: «Наш Хехцир мог бы явиться хранилищем и  рассадником недостающих, редких и  вымирающих видов. И если есть желание  сохранить поблизости Хабаровска уголок  первобытной Уссурийской тайги, то  медлить нельзя». В октябре 1963 года распоряжением Совета  Министров РСФСР был создан  Большехехцирский государственный за­ поведник площадью 45 тысяч гектаров,  находящийся ныне в ведении  Государственного агропромышленного  комитета России. В числе его организаторов  были дальневосточные охотоведы В. П.  Сысоев и Н. В. Михайлов. Возглавлял работу  заповедника в течение двух первых  десятилетий Николай Васильевич Михайлов. Большой Хехцир, как могучий горный  исполин, возвышается  над обширными  Презентация , слайд №6 6 Презентация , слайд №7 Презентация , слайд №8 пространствами Среднеамурской низмен­ ности. Его склоны, изрезанные  многочисленными горными реками и  ручьями, покрыты разнообразной лесной  растительностью. Леса занимают более 90  процентов территории заповедника. Здесь по  соседству с многопородными лиственными  и хвойно­широколиственными  лесами южного облика можно встретить  настоящую охотскую тайгу. На Хехцире сложилось неповторимое  сочетание растительных группировок, какое  редко встречается в других, даже более  южных частях Уссурийского края. К  настоящему времени на территории  заповедника обнаружено 893 вида  сосудистых растений, в том числе 44 вида  деревьев, 64 — кустарников и лиан, 10 —  кустарничков и полукустарничков, 218 —  мхов, 148 — лишайников, 292 — водорослей  и 823 — грибов, в том числе съедобных —  112 видов, ядовитых — 25. Наряду с широко распространенными видами растений здесь обычны дальневосточные  эндемы —орех маньчжурский, бархат  амурский, ясень маньчжурский, аралия  Презентация, слайд №9 7 высокая, акантопанакс сидячецветковый и  многие другие. Не могут не вызвать  восхищения мощные ели и пихты, увитые  виноградом амурским, актинидией  коломиктой, лимонником китайским, а на  сфагновых болотах — причудливые цветки  бородатки японской и скрученника  китайского. В тенистых дебрях среди  папоротникового разнотравья прячутся  легендарный женьшень настоящий и  «нанайский женьшень»— пузатка высокая.  Дубовые леса на склонах сопок оживляет  яркооранжевый кесарев гриб — один из  привлекательнейших среди мухоморов. На  отмелях реки Чирки целые заросли образует  очень редкий на Дальнем Востоке сусак  зонтичный, а в одном из многочисленных озер в ее пойме произрастает бразения Шребера  — реликтовое водное растение, известное  еще с верхнемелового периода. В  заповеднике встречаются лепизорус  уссурийский, купена Десулави,  селагинелла шикотанская и другие виды  растений, для которых Хехцир является  северным пределом их обитания. Из растений, внесенных в Красную книгу, в  Презентация, слайд №10 Презентация, слайд №11 8 заповеднике встречаются: башмачки  пятнистый и вздутый, бразения Шребера,  бородатка японская, водяные орехи пла­ вающие, женьшень настоящий, ирис  (касатик) гладкий, лилия мозолистая, пузатка высокая. Кроме того, охране подлежат и  другие редкие для Дальнего Востока виды,  среди которых немало красивоцветущих:  лилии, пионы, башмачок пятнистый, ирис  мечевидный и другие. Яркостью красок соперничают с  распустившимися цветами различные  бабочки — махаоны, переливницы,  ленточницы, голубянки. Далеко окрест  слышны голоса дальневосточной и черно­ пятнистой лягушек, слаженно звучит хор  лягушек­древесниц — дальневосточных  квакш. Многочисленна в заповеднике внешне  непривлекательная серая жаба, реже  встречается сибирская лягушка. Презентация, слайд №12 Презентация, слайд №13, 14 Презентация, слайд №15 А сибирского углозуба, которого часто  путают с ящерицей, можно увидеть только  весной, во время размножения, позже он  покидает водоемы и скрывается в лесной  Презентация, слайд №16 подстилке. Полоз Шренка — самая крупная  змея заповедника — типичный лесной  Презентация, слайд №17 житель. Он, как и узорчатый полоз,  9 прекрасно лазает по деревьям, обвивая их  стволы подобно лиане. По территории заповедника  проходит  северная граница распространения  красноспинного полоза. Есть здесь и  ядовитые змеи — восточный и обыкновенный щитомордники. На песчаные и галечные  отмели в приустьевой части реки Чирки в  жаркие солнечные дни выходит погреться и  продолжить свой род уникальное  пресмыкающееся — дальневосточная  черепаха, возраст которой как вида  Презентация, слайд №18 превышает 150 миллионов лет. Охрана этой  рептилии — одна из задач заповедника. Презентация, слайд №19 Богат и разнообразен мир пернатых. Здесь  одновременно можно услышать посвисты  черноголовой иволги и рябчика, звонкие  трели серого личинкоеда, песни  длиннохвостой, желтоспинной и синей  мухоловок, голоса индийской, глухой и  обыкновенной кукушек, увидеть парящих в  воздухе стрижей и восточных широкоротое,  наблюдать охоту орлана­белохвоста, скопы и  черного коршуна. В дуплах деревьев в при­ устьевых частях горных рек гнездится  нарядная утка мандаринка, на водной глади  пойменных озер нередко встречаются  Презентация, слайд №20 Презентация, 10 выводки кряквы, шилохвости, чирка­ свистунка. Осенью по горным распадкам разносятся  трубные голоса изюбров, вызывающих  соперников на брачные поединки. В  Болшехехцирском заповеднике обычны кабан и косуля, соболь и белка, бурый и  гималайский медведи. В елово­пихтовых  лесах главного водораздела Хехцира обитает кабарга, в долинных хвойно­­ широколиственных лесах изредка  встречается амурский лесной кот, иногда  посещает заповедник и самая крупная кошка  дальневосточных лесов — тигр. Всего же в  этом замечательном природном резервате  обитает 48 видов млекопитающих, 196 —  птиц, 7 — пресмыкающихся, 6 —  земноводных и 35 видов рыб. Сберечь Хехцир с его неповторимой флорой и фауной — такой благородной цели  посвящена работа сотрудников заповедника. 5 Физминутка  3 мин Неунывающий танцующий ёжик.mp4 слайд №21 Презентация, слайд №22 Презентация, слайд №23 Презентация, слайд №24 Презентация, слайд №25 11 6 Получение  практических  знаний 6 мин Чтение   стихов, школы: «Природа»   написанных   учениками Презентация, слайд №26 Природа! Это много значит,  А для кого­то слово ничего,  Вот так относитесь вы, люди,  Недобро к матери второй.  Вы загрязняете  её, ей больно!  А вам  потом откликнется ещё.  И прекращайте делать плохо,  Зачем  вам это?  Подумайте вы сами и решите.  Хорошие дела, вы сделаете лучше для себя.  Да и не только для себя, ещё и для животных. Когда вы разбиваете бутылки,  То стёкла остаются на земле,  И зверь, не причинивший никакой вам боли,  Поранился, быть  может,  даже  умер.  Случилось это всё из­за тебя,  Не делай этого, ты больше никогда! Понаморева Г. «Хабаровский край» Наш край Хабаровским зовется В нем горы, реки и леса. Людей всех озаряет солнце, 12 Радость вселяется в сердца. Наш край всегда красив и светел, И мы родным его зовем. Наш край так нравится всем детям, Мы песни про него поем. Талантов много в месте этом Никто не сможет отрицать. Ну, а природой в нашем крае всех Можно только удивлять: Цветов и трав здесь много очень Полезны все, как на подбор, А если приболел немного,  То собери цветочный сбор. Я край люблю, и это ясно, Всегда он будет восхищать. И эту истину простую Не так­то трудно и понять. Мой край – сокровище, отрада, И жить в нем долго буду я, Кто видел край, хоть бы разочек Его запомнит навсегда. Мерзликина А. 7 Проверка  знаний 10 мин Викторина: 1. Что   запрещается   делать   в Презентация, слайд №27 заповедниках? 2. Где   располагается   Большехехцирский заповедник?  3. Когда основан? 4. Сколько процентов от всей территории занимает лес? 5. Сколько   видов   лишайников,   грибов   и 13 водорослей   насчитано   на   территории заповедника? 6. Какие   дальневосточные   эндемики распространены? 7. Какое систематическое название имеет «нанайский женьшень»? 8. Какое   реликтовое   водное   растение, известное   еще   с   верхнемелового периода,   можно   встретить   в заповеднике? 9. Перечислите, растения, занесенные   в   Красную   Книгу Хабаровского   края,   встречаются   на территории заповедника?   какие   8 Рефлексия 2  мин 10.Какую амфибию путают с ящерицей? 11.Самая крупная змея заповедника? 12.Есть   ли   на   территории   заповедника ядовитые змеи, если да, то какие? 13.Охраной,   какой   рептилии   занимается заповедник? 14.Название  утки,  занесенной  в Красную Книгу Хабаровского края? 15.Какие виды животных можно встретить на   территории   Большехехцирского заповедника? Вот   и   подошел   наш   экологический   урок   к концу. Все вы молодцы,   хорошо работали. Давайте   вернемся   к   «Букету   настроения». Если   у   вас   улучшилось   настроение   ваш цветок – красного цвета, если нет, то синего! Всем большое спасибо за работу, надеюсь, вы узнали много нового и интересного о нашем большой районе. Меня переполняет гордость, что наш район славится во всей стране еще и заповедными местами. До скорых встреч!!! Презентация, слайд № 28 Список использованных источников 1. https://www.youtube.com/watch?v=q6pX6m00waQ 14 2. https://pihtahvoya.ru/zapovedniki­dalnego­vostoka/bolshechechtsirskiy­ zapovednik/bolshechechtsirskiy­zapovednik 3. http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/05610.htm 15

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка

Заповедные места Хабаровского района разработка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017