Заповедные места Хабаровского района разработка

  • Занимательные материалы
  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка представляет собой занятие для обучающихся 5 – 9 классов. Оно может быть использовано на уроках географии и биологии, а также как тематический классный час, посвященный 80-летию Хабаровского района. Актуальность урока заключается в том, что 2017 год объявлен годом Экологии и Особо Охраняемых Природных Территорий, в этом же году нашему району исполняется 80 лет, детям необходимо знать о данных событиях и расширить свой кругозор. Цель: привлечение обучающихся к сохранению природы Хабаровского района.
Иконка файла материала экоурок Заповедные места Хабаровского айона.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тополево Хабаровского муниципального района Хабаровского края Методическая разработка  экологического урока с презентацией по теме: «Заповедные места Хабаровского района» Возраст обучающихся – 11­15 лет Утверждено: Директор МБОУ СОШ с. Тополево О. С. Кирилкина Автор  разработки:    Царенкова Наталья Александровна,  учитель химии и биологии  МБОУ СОШ с. Тополево март 2017г  1с. Тополево    Пояснительная записка Методическая разработка представляет собой занятие для обучающихся 5 – 9 классов. Оно может быть использовано на уроках географии и биологии, а также как тематический классный час, посвященный 80­летию Хабаровского района. Актуальность  урока   заключается   в   том,   что   2017   год   объявлен   годом Экологии   и   Особо   Охраняемых   Природных   Территорий,   в   этом   же   году нашему   району   исполняется   80   лет,   детям   необходимо   знать     о   данных событиях и расширить свой кругозор. Цель:  привлечение   обучающихся   к   сохранению   природы   Хабаровского района. Задачи: 1. Дать представление обучающимся о природе Хабаровского района и ее значении; 2. Познакомить ребят с ООПТ своего района; 3. Воспитывать   бережное   отношение   к   природе,   прививать   любовь   к родному району; 4. Воспитывать гордость и патриотизм к Хабаровскому району. Форма занятия: фронтальная, игровая. Методы и приемы: 1. Словесный метод (беседа) 2. Наглядный метод (презентация) (приложение № 1) 3. Прием эмоциональной заинтересованности (загадки) 4. Игровой прием (игровая разминка). Продолжительность урока: 45 минут 2Место проведения: МБОУ СОШ с. Тополево Ход урока: 1. Подготовка обучающихся к работе на уроке – 1 мин 2. Целеполагание – 4 мин 3. Актуализация знаний – 3 мин 4. Получение теоретических знаний –  15мин  5. Проведение физминутки – 2 мин 6. Получение практических знаний – 6 мин 7. Проверка знаний – 10 мин 8. Рефлексия – 2 мин Дидактическ ая задача № п/ п 1 Подготовка   учащихся   к работе на уроке. 1 мин Ход проведения занятия: Деятельность учителя и ученика Обеспечение Ваза, наклеенная около   доски, разноцветные цветы.   ребята, Здравствуйте,   перед   тем   как приступить   к   работе,   посмотрим   с   каким настроением   вы   пришли   на   занятие   и создадим   наш    “Букет   настроения”.  Перед вами   лежат  бумажные   цветы:   красного   и синего   цвета,   а   около   доски   висят   две вазочки   ­   "начало   урока"   и   "конец   урока". Сейчас   вы   наклеите   на   первую   вазочку­ "начало урока" один из цветочков, который покажет   ваше   настроение.   Если   у   вас хорошее   настроение,   то   вы   наклеиваете красный   цветок;   если   у   вас   плохое настроение  тогда синий.  А в конце занятия посмотрим,   изменилось   или   нет   ваше настроение. 32 Целеполагани е 4 мин 21 век – это век высоких технологий,  компьютерных технологий. Человечество  Презентация, слайды № 1 постепенно расширяет свою экологическую  нишу, вытесняет вековые биосферные  процессы и системы мощью социотехники, а  затем – и соционаукотехники, усложняя как  общественные, так и социоприродные  взаимосвязи. Социоэволюционная  рационализация периодически приводит к  поворотным качественным изменениям и  трансформациям в социуме и природе,  сопровождаясь соответственно местными и  крупнорегиональными экологическими  кризисами и дальнейшим социальным  восхождением человечества, все более и  более преодолевавшего биогенные  ограничители своей жизнедеятельности. Как же это связано с нашей встречей? Для  этого мы отгадаем загадки и определим тему  и цель нашего экологического урока. 1. В этих местах животные чувствуют  себя свободно. 2. Это места не тронутые человеком, они  находятся под охраной государства. 3. Это места, где мониторят численность  животных и растений! Догадались о чем сегодня пойдет речь?  (ответ детей – заповедники) А кто знает какая знаменательная дата нас  Презентация, слайд № 2 Презентация, слайд №3 43 Актуализация  знаний  3 мин 4 Получение  теоретических знаний 15 мин ожидает? (80 – летие Хабаровского района) Есть ли в нашем районе заповедники?  (Большехехцирский) Давайте свяжем две темы, какая тема урока  и какую поставим перед собой цель? (ответ детей – Большехехцирский заповедник Хабаровского района) Верно, сегодня мы виртуально погрузимся в  заповедные места нашего района. А   что   мы   знаем   о   заповедниках?   Чем   они отличаются от заказников, парков? (ответы детей) Презентация, слайды № 4 «Заповедник» определяется как часть земли или   воды,   на   которой   оберегаются   и Презентация , слайд №5 сохраняются   в   нетронутом   виде   редкие животные,   растения,   элементы   неживой природы,   памятники   культуры   и архитектуры.   Природный   комплекс   этого участка   навечно   изымается   из   какого­либо пользования,   связанного   с   хозяйственной деятельностью,   и   находится   полностью   под охраной   государства.   В   нем   запрещается нарушать   целостность   и   микроклимат природных   ресурсов,   зафиксированных   на момент создания территории.  5Большехехцирский заповедник ­ один из  замечательных уголков природы Южного  Приамурья. На разнообразие его  растительного и животного мира обратили  внимание первые исследователи природы  края еще в прошлом столетии. Впервые  мысль об организации здесь заповедного  участка высказал Н. А. Десулави в 1925 году: «Наш Хехцир мог бы явиться хранилищем и  рассадником недостающих, редких и  вымирающих видов. И если есть желание  сохранить поблизости Хабаровска уголок  первобытной Уссурийской тайги, то  медлить нельзя». В октябре 1963 года распоряжением Совета  Министров РСФСР был создан  Большехехцирский государственный за­ поведник площадью 45 тысяч гектаров,  находящийся ныне в ведении  Государственного агропромышленного  комитета России. В числе его организаторов  были дальневосточные охотоведы В. П.  Сысоев и Н. В. Михайлов. Возглавлял работу  заповедника в течение двух первых  десятилетий Николай Васильевич Михайлов. Большой Хехцир, как могучий горный  исполин, возвышается  над обширными  Презентация , слайд №6 6Презентация , слайд №7 Презентация , слайд №8 пространствами Среднеамурской низмен­ ности. Его склоны, изрезанные  многочисленными горными реками и  ручьями, покрыты разнообразной лесной  растительностью. Леса занимают более 90  процентов территории заповедника. Здесь по  соседству с многопородными лиственными  и хвойно­широколиственными  лесами южного облика можно встретить  настоящую охотскую тайгу. На Хехцире сложилось неповторимое  сочетание растительных группировок, какое  редко встречается в других, даже более  южных частях Уссурийского края. К  настоящему времени на территории  заповедника обнаружено 893 вида  сосудистых растений, в том числе 44 вида  деревьев, 64 — кустарников и лиан, 10 —  кустарничков и полукустарничков, 218 —  мхов, 148 — лишайников, 292 — водорослей  и 823 — грибов, в том числе съедобных —  112 видов, ядовитых — 25. Наряду с широко распространенными видами растений здесь обычны дальневосточные  эндемы —орех маньчжурский, бархат  амурский, ясень маньчжурский, аралия  Презентация, слайд №9 7высокая, акантопанакс сидячецветковый и  многие другие. Не могут не вызвать  восхищения мощные ели и пихты, увитые  виноградом амурским, актинидией  коломиктой, лимонником китайским, а на  сфагновых болотах — причудливые цветки  бородатки японской и скрученника  китайского. В тенистых дебрях среди  папоротникового разнотравья прячутся  легендарный женьшень настоящий и  «нанайский женьшень»— пузатка высокая.  Дубовые леса на склонах сопок оживляет  яркооранжевый кесарев гриб — один из  привлекательнейших среди мухоморов. На  отмелях реки Чирки целые заросли образует  очень редкий на Дальнем Востоке сусак  зонтичный, а в одном из многочисленных озер в ее пойме произрастает бразения Шребера  — реликтовое водное растение, известное  еще с верхнемелового периода. В  заповеднике встречаются лепизорус  уссурийский, купена Десулави,  селагинелла шикотанская и другие виды  растений, для которых Хехцир является  северным пределом их обитания. Из растений, внесенных в Красную книгу, в  Презентация, слайд №10 Презентация, слайд №11 8заповеднике встречаются: башмачки  пятнистый и вздутый, бразения Шребера,  бородатка японская, водяные орехи пла­ вающие, женьшень настоящий, ирис  (касатик) гладкий, лилия мозолистая, пузатка высокая. Кроме того, охране подлежат и  другие редкие для Дальнего Востока виды,  среди которых немало красивоцветущих:  лилии, пионы, башмачок пятнистый, ирис  мечевидный и другие. Яркостью красок соперничают с  распустившимися цветами различные  бабочки — махаоны, переливницы,  ленточницы, голубянки. Далеко окрест  слышны голоса дальневосточной и черно­ пятнистой лягушек, слаженно звучит хор  лягушек­древесниц — дальневосточных  квакш. Многочисленна в заповеднике внешне  непривлекательная серая жаба, реже  встречается сибирская лягушка. Презентация, слайд №12 Презентация, слайд №13, 14 Презентация, слайд №15 А сибирского углозуба, которого часто  путают с ящерицей, можно увидеть только  весной, во время размножения, позже он  покидает водоемы и скрывается в лесной  Презентация, слайд №16 подстилке. Полоз Шренка — самая крупная  змея заповедника — типичный лесной  Презентация, слайд №17 житель. Он, как и узорчатый полоз,  9прекрасно лазает по деревьям, обвивая их  стволы подобно лиане. По территории заповедника  проходит  северная граница распространения  красноспинного полоза. Есть здесь и  ядовитые змеи — восточный и обыкновенный щитомордники. На песчаные и галечные  отмели в приустьевой части реки Чирки в  жаркие солнечные дни выходит погреться и  продолжить свой род уникальное  пресмыкающееся — дальневосточная  черепаха, возраст которой как вида  Презентация, слайд №18 превышает 150 миллионов лет. Охрана этой  рептилии — одна из задач заповедника. Презентация, слайд №19 Богат и разнообразен мир пернатых. Здесь  одновременно можно услышать посвисты  черноголовой иволги и рябчика, звонкие  трели серого личинкоеда, песни  длиннохвостой, желтоспинной и синей  мухоловок, голоса индийской, глухой и  обыкновенной кукушек, увидеть парящих в  воздухе стрижей и восточных широкоротое,  наблюдать охоту орлана­белохвоста, скопы и  черного коршуна. В дуплах деревьев в при­ устьевых частях горных рек гнездится  нарядная утка мандаринка, на водной глади  пойменных озер нередко встречаются  Презентация, слайд №20 Презентация, 10выводки кряквы, шилохвости, чирка­ свистунка. Осенью по горным распадкам разносятся  трубные голоса изюбров, вызывающих  соперников на брачные поединки. В  Болшехехцирском заповеднике обычны кабан и косуля, соболь и белка, бурый и  гималайский медведи. В елово­пихтовых  лесах главного водораздела Хехцира обитает кабарга, в долинных хвойно­­ широколиственных лесах изредка  встречается амурский лесной кот, иногда  посещает заповедник и самая крупная кошка  дальневосточных лесов — тигр. Всего же в  этом замечательном природном резервате  обитает 48 видов млекопитающих, 196 —  птиц, 7 — пресмыкающихся, 6 —  земноводных и 35 видов рыб. Сберечь Хехцир с его неповторимой флорой и фауной — такой благородной цели  посвящена работа сотрудников заповедника. 5 Физминутка  3 мин Неунывающий танцующий ёжик.mp4 слайд №21 Презентация, слайд №22 Презентация, слайд №23 Презентация, слайд №24 Презентация, слайд №25 116 Получение  практических  знаний 6 мин Чтение   стихов, школы: «Природа»   написанных   учениками Презентация, слайд №26 Природа! Это много значит,  А для кого­то слово ничего,  Вот так относитесь вы, люди,  Недобро к матери второй.  Вы загрязняете  её, ей больно!  А вам  потом откликнется ещё.  И прекращайте делать плохо,  Зачем  вам это?  Подумайте вы сами и решите.  Хорошие дела, вы сделаете лучше для себя.  Да и не только для себя, ещё и для животных. Когда вы разбиваете бутылки,  То стёкла остаются на земле,  И зверь, не причинивший никакой вам боли,  Поранился, быть  может,  даже  умер.  Случилось это всё из­за тебя,  Не делай этого, ты больше никогда! Понаморева Г. «Хабаровский край» Наш край Хабаровским зовется В нем горы, реки и леса. Людей всех озаряет солнце, 12Радость вселяется в сердца. Наш край всегда красив и светел, И мы родным его зовем. Наш край так нравится всем детям, Мы песни про него поем. Талантов много в месте этом Никто не сможет отрицать. Ну, а природой в нашем крае всех Можно только удивлять: Цветов и трав здесь много очень Полезны все, как на подбор, А если приболел немного,  То собери цветочный сбор. Я край люблю, и это ясно, Всегда он будет восхищать. И эту истину простую Не так­то трудно и понять. Мой край – сокровище, отрада, И жить в нем долго буду я, Кто видел край, хоть бы разочек Его запомнит навсегда. Мерзликина А. 7 Проверка  знаний 10 мин Викторина: 1. Что   запрещается   делать   в Презентация, слайд №27 заповедниках? 2. Где   располагается   Большехехцирский заповедник?  3. Когда основан? 4. Сколько процентов от всей территории занимает лес? 5. Сколько   видов   лишайников,   грибов   и 13водорослей   насчитано   на   территории заповедника? 6. Какие   дальневосточные   эндемики распространены? 7. Какое систематическое название имеет «нанайский женьшень»? 8. Какое   реликтовое   водное   растение, известное   еще   с   верхнемелового периода,   можно   встретить   в заповеднике? 9. Перечислите, растения, занесенные   в   Красную   Книгу Хабаровского   края,   встречаются   на территории заповедника?   какие   8 Рефлексия 2  мин 10.Какую амфибию путают с ящерицей? 11.Самая крупная змея заповедника? 12.Есть   ли   на   территории   заповедника ядовитые змеи, если да, то какие? 13.Охраной,   какой   рептилии   занимается заповедник? 14.Название  утки,  занесенной  в Красную Книгу Хабаровского края? 15.Какие виды животных можно встретить на   территории   Большехехцирского заповедника? Вот   и   подошел   наш   экологический   урок   к концу. Все вы молодцы,   хорошо работали. Давайте   вернемся   к   «Букету   настроения». Если   у   вас   улучшилось   настроение   ваш цветок – красного цвета, если нет, то синего! Всем большое спасибо за работу, надеюсь, вы узнали много нового и интересного о нашем большой районе. Меня переполняет гордость, что наш район славится во всей стране еще и заповедными местами. До скорых встреч!!! Презентация, слайд № 28 Список использованных источников 1. https://www.youtube.com/watch?v=q6pX6m00waQ 142. https://pihtahvoya.ru/zapovedniki­dalnego­vostoka/bolshechechtsirskiy­ zapovednik/bolshechechtsirskiy­zapovednik 3. http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/05610.htm 15