Методическая разработка представляет собой занятие для обучающихся 5 – 9 классов. Оно может быть использовано на уроках географии и биологии, а также как тематический классный час, посвященный 80-летию Хабаровского района.
Актуальность урока заключается в том, что 2017 год объявлен годом Экологии и Особо Охраняемых Природных Территорий, в этом же году нашему району исполняется 80 лет, детям необходимо знать о данных событиях и расширить свой кругозор.
Цель: привлечение обучающихся к сохранению природы Хабаровского района.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Тополево
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Методическая разработка экологического урока с презентацией
по теме: «Заповедные места Хабаровского района»
Возраст обучающихся – 1115 лет
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ с. Тополево
О. С. Кирилкина
Автор разработки:
Царенкова Наталья Александровна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ с. Тополево
март 2017г
1с. Тополево
Пояснительная записка
Методическая разработка представляет собой занятие для обучающихся 5 – 9
классов. Оно может быть использовано на уроках географии и биологии, а
также как тематический классный час, посвященный 80летию Хабаровского
района.
Актуальность урока заключается в том, что 2017 год объявлен годом
Экологии и Особо Охраняемых Природных Территорий, в этом же году
нашему району исполняется 80 лет, детям необходимо знать о данных
событиях и расширить свой кругозор.
Цель: привлечение обучающихся к сохранению природы Хабаровского
района.
Задачи:
1. Дать представление обучающимся о природе Хабаровского района и ее
значении;
2. Познакомить ребят с ООПТ своего района;
3. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к
родному району;
4. Воспитывать гордость и патриотизм к Хабаровскому району.
Форма занятия: фронтальная, игровая.
Методы и приемы:
1. Словесный метод (беседа)
2. Наглядный метод (презентация) (приложение № 1)
3. Прием эмоциональной заинтересованности (загадки)
4. Игровой прием (игровая разминка).
Продолжительность урока: 45 минут
2Место проведения: МБОУ СОШ с. Тополево
Ход урока:
1. Подготовка обучающихся к работе на уроке – 1 мин
2. Целеполагание – 4 мин
3. Актуализация знаний – 3 мин
4. Получение теоретических знаний – 15мин
5. Проведение физминутки – 2 мин
6. Получение практических знаний – 6 мин
7. Проверка знаний – 10 мин
8. Рефлексия – 2 мин
Дидактическ
ая задача
№
п/
п
1 Подготовка
учащихся к
работе
на
уроке.
1 мин
Ход проведения занятия:
Деятельность учителя и ученика
Обеспечение
Ваза,
наклеенная
около доски,
разноцветные
цветы.
ребята,
Здравствуйте,
перед тем как
приступить к работе, посмотрим с каким
настроением вы пришли на занятие и
создадим наш “Букет настроения”. Перед
вами лежат бумажные цветы: красного и
синего цвета, а около доски висят две
вазочки "начало урока" и "конец урока".
Сейчас вы наклеите на первую вазочку
"начало урока" один из цветочков, который
покажет ваше настроение. Если у вас
хорошее настроение, то вы наклеиваете
красный цветок; если у вас плохое
настроение тогда синий. А в конце занятия
посмотрим, изменилось или нет ваше
настроение.
32 Целеполагани
е
4 мин
21 век – это век высоких технологий,
компьютерных технологий. Человечество
Презентация,
слайды № 1
постепенно расширяет свою экологическую
нишу, вытесняет вековые биосферные
процессы и системы мощью социотехники, а
затем – и соционаукотехники, усложняя как
общественные, так и социоприродные
взаимосвязи. Социоэволюционная
рационализация периодически приводит к
поворотным качественным изменениям и
трансформациям в социуме и природе,
сопровождаясь соответственно местными и
крупнорегиональными экологическими
кризисами и дальнейшим социальным
восхождением человечества, все более и
более преодолевавшего биогенные
ограничители своей жизнедеятельности.
Как же это связано с нашей встречей? Для
этого мы отгадаем загадки и определим тему
и цель нашего экологического урока.
1. В этих местах животные чувствуют
себя свободно.
2. Это места не тронутые человеком, они
находятся под охраной государства.
3. Это места, где мониторят численность
животных и растений!
Догадались о чем сегодня пойдет речь?
(ответ детей – заповедники)
А кто знает какая знаменательная дата нас
Презентация,
слайд № 2
Презентация,
слайд №3
43 Актуализация
знаний 3 мин
4 Получение
теоретических
знаний 15 мин
ожидает? (80 – летие Хабаровского района)
Есть ли в нашем районе заповедники?
(Большехехцирский)
Давайте свяжем две темы, какая тема урока
и какую поставим перед собой цель?
(ответ детей – Большехехцирский заповедник
Хабаровского района)
Верно, сегодня мы виртуально погрузимся в
заповедные места нашего района.
А что мы знаем о заповедниках? Чем они
отличаются от заказников, парков?
(ответы детей)
Презентация,
слайды № 4
«Заповедник» определяется как часть земли
или воды, на которой оберегаются и
Презентация
, слайд №5
сохраняются в нетронутом виде редкие
животные, растения, элементы неживой
природы,
памятники культуры и
архитектуры. Природный комплекс этого
участка навечно изымается из какоголибо
пользования, связанного с хозяйственной
деятельностью, и находится полностью под
охраной государства. В нем запрещается
нарушать целостность и микроклимат
природных ресурсов, зафиксированных на
момент создания территории.
5Большехехцирский заповедник один из
замечательных уголков природы Южного
Приамурья. На разнообразие его
растительного и животного мира обратили
внимание первые исследователи природы
края еще в прошлом столетии. Впервые
мысль об организации здесь заповедного
участка высказал Н. А. Десулави в 1925 году:
«Наш Хехцир мог бы явиться хранилищем и
рассадником недостающих, редких и
вымирающих видов. И если есть желание
сохранить поблизости Хабаровска уголок
первобытной Уссурийской тайги, то
медлить нельзя».
В октябре 1963 года распоряжением Совета
Министров РСФСР был создан
Большехехцирский государственный за
поведник площадью 45 тысяч гектаров,
находящийся ныне в ведении
Государственного агропромышленного
комитета России. В числе его организаторов
были дальневосточные охотоведы В. П.
Сысоев и Н. В. Михайлов. Возглавлял работу
заповедника в течение двух первых
десятилетий Николай Васильевич Михайлов.
Большой Хехцир, как могучий горный
исполин, возвышается над обширными
Презентация
, слайд №6
6Презентация
, слайд №7
Презентация
, слайд №8
пространствами Среднеамурской низмен
ности. Его склоны, изрезанные
многочисленными горными реками и
ручьями, покрыты разнообразной лесной
растительностью. Леса занимают более 90
процентов территории заповедника. Здесь по
соседству с многопородными лиственными
и хвойношироколиственными
лесами южного облика можно встретить
настоящую охотскую тайгу.
На Хехцире сложилось неповторимое
сочетание растительных группировок, какое
редко встречается в других, даже более
южных частях Уссурийского края. К
настоящему времени на территории
заповедника обнаружено 893 вида
сосудистых растений, в том числе 44 вида
деревьев, 64 — кустарников и лиан, 10 —
кустарничков и полукустарничков, 218 —
мхов, 148 — лишайников, 292 — водорослей
и 823 — грибов, в том числе съедобных —
112 видов, ядовитых — 25.
Наряду с широко распространенными видами
растений здесь обычны дальневосточные
эндемы —орех маньчжурский, бархат
амурский, ясень маньчжурский, аралия
Презентация,
слайд №9
7высокая, акантопанакс сидячецветковый и
многие другие. Не могут не вызвать
восхищения мощные ели и пихты, увитые
виноградом амурским, актинидией
коломиктой, лимонником китайским, а на
сфагновых болотах — причудливые цветки
бородатки японской и скрученника
китайского. В тенистых дебрях среди
папоротникового разнотравья прячутся
легендарный женьшень настоящий и
«нанайский женьшень»— пузатка высокая.
Дубовые леса на склонах сопок оживляет
яркооранжевый кесарев гриб — один из
привлекательнейших среди мухоморов. На
отмелях реки Чирки целые заросли образует
очень редкий на Дальнем Востоке сусак
зонтичный, а в одном из многочисленных озер
в ее пойме произрастает бразения Шребера
— реликтовое водное растение, известное
еще с верхнемелового периода. В
заповеднике встречаются лепизорус
уссурийский, купена Десулави,
селагинелла шикотанская и другие виды
растений, для которых Хехцир является
северным пределом их обитания.
Из растений, внесенных в Красную книгу, в
Презентация,
слайд №10
Презентация,
слайд №11
8заповеднике встречаются: башмачки
пятнистый и вздутый, бразения Шребера,
бородатка японская, водяные орехи пла
вающие, женьшень настоящий, ирис
(касатик) гладкий, лилия мозолистая, пузатка
высокая. Кроме того, охране подлежат и
другие редкие для Дальнего Востока виды,
среди которых немало красивоцветущих:
лилии, пионы, башмачок пятнистый, ирис
мечевидный и другие.
Яркостью красок соперничают с
распустившимися цветами различные
бабочки — махаоны, переливницы,
ленточницы, голубянки. Далеко окрест
слышны голоса дальневосточной и черно
пятнистой лягушек, слаженно звучит хор
лягушекдревесниц — дальневосточных
квакш. Многочисленна в заповеднике внешне
непривлекательная серая жаба, реже
встречается сибирская лягушка.
Презентация,
слайд №12
Презентация,
слайд №13,
14
Презентация,
слайд №15
А сибирского углозуба, которого часто
путают с ящерицей, можно увидеть только
весной, во время размножения, позже он
покидает водоемы и скрывается в лесной
Презентация,
слайд №16
подстилке. Полоз Шренка — самая крупная
змея заповедника — типичный лесной
Презентация,
слайд №17
житель. Он, как и узорчатый полоз,
9прекрасно лазает по деревьям, обвивая их
стволы подобно лиане.
По территории заповедника проходит
северная граница распространения
красноспинного полоза. Есть здесь и
ядовитые змеи — восточный и обыкновенный
щитомордники. На песчаные и галечные
отмели в приустьевой части реки Чирки в
жаркие солнечные дни выходит погреться и
продолжить свой род уникальное
пресмыкающееся — дальневосточная
черепаха, возраст которой как вида
Презентация,
слайд №18
превышает 150 миллионов лет. Охрана этой
рептилии — одна из задач заповедника.
Презентация,
слайд №19
Богат и разнообразен мир пернатых. Здесь
одновременно можно услышать посвисты
черноголовой иволги и рябчика, звонкие
трели серого личинкоеда, песни
длиннохвостой, желтоспинной и синей
мухоловок, голоса индийской, глухой и
обыкновенной кукушек, увидеть парящих в
воздухе стрижей и восточных широкоротое,
наблюдать охоту орланабелохвоста, скопы и
черного коршуна. В дуплах деревьев в при
устьевых частях горных рек гнездится
нарядная утка мандаринка, на водной глади
пойменных озер нередко встречаются
Презентация,
слайд №20
Презентация,
10выводки кряквы, шилохвости, чирка
свистунка.
Осенью по горным распадкам разносятся
трубные голоса изюбров, вызывающих
соперников на брачные поединки. В
Болшехехцирском заповеднике обычны кабан
и косуля, соболь и белка, бурый и
гималайский медведи. В еловопихтовых
лесах главного водораздела Хехцира обитает
кабарга, в долинных хвойно
широколиственных лесах изредка
встречается амурский лесной кот, иногда
посещает заповедник и самая крупная кошка
дальневосточных лесов — тигр. Всего же в
этом замечательном природном резервате
обитает 48 видов млекопитающих, 196 —
птиц, 7 — пресмыкающихся, 6 —
земноводных и 35 видов рыб.
Сберечь Хехцир с его неповторимой флорой
и фауной — такой благородной цели
посвящена работа сотрудников заповедника.
5 Физминутка
3 мин
Неунывающий танцующий ёжик.mp4
слайд №21
Презентация,
слайд №22
Презентация,
слайд №23
Презентация,
слайд №24
Презентация,
слайд №25
116
Получение
практических
знаний 6 мин
Чтение стихов,
школы:
«Природа»
написанных учениками
Презентация,
слайд №26
Природа! Это много значит,
А для когото слово ничего,
Вот так относитесь вы, люди,
Недобро к матери второй.
Вы загрязняете её, ей больно!
А вам потом откликнется ещё.
И прекращайте делать плохо,
Зачем вам это?
Подумайте вы сами и решите.
Хорошие дела, вы сделаете лучше для себя.
Да и не только для себя, ещё и для животных.
Когда вы разбиваете бутылки,
То стёкла остаются на земле,
И зверь, не причинивший никакой вам боли,
Поранился, быть может, даже умер.
Случилось это всё изза тебя,
Не делай этого, ты больше никогда!
Понаморева Г.
«Хабаровский край»
Наш край Хабаровским зовется
В нем горы, реки и леса.
Людей всех озаряет солнце,
12Радость вселяется в сердца.
Наш край всегда красив и светел,
И мы родным его зовем.
Наш край так нравится всем детям,
Мы песни про него поем.
Талантов много в месте этом
Никто не сможет отрицать.
Ну, а природой в нашем крае всех
Можно только удивлять:
Цветов и трав здесь много очень
Полезны все, как на подбор,
А если приболел немного,
То собери цветочный сбор.
Я край люблю, и это ясно,
Всегда он будет восхищать.
И эту истину простую
Не такто трудно и понять.
Мой край – сокровище, отрада,
И жить в нем долго буду я,
Кто видел край, хоть бы разочек
Его запомнит навсегда.
Мерзликина А.
7
Проверка
знаний 10 мин
Викторина:
1. Что
запрещается
делать
в
Презентация,
слайд №27
заповедниках?
2. Где располагается Большехехцирский
заповедник?
3. Когда основан?
4. Сколько процентов от всей территории
занимает лес?
5. Сколько видов лишайников, грибов и
13водорослей насчитано на территории
заповедника?
6. Какие дальневосточные эндемики
распространены?
7. Какое систематическое название имеет
«нанайский женьшень»?
8. Какое реликтовое водное растение,
известное еще с верхнемелового
периода,
можно встретить в
заповеднике?
9. Перечислите,
растения,
занесенные в Красную Книгу
Хабаровского края, встречаются на
территории заповедника?
какие
8
Рефлексия 2
мин
10.Какую амфибию путают с ящерицей?
11.Самая крупная змея заповедника?
12.Есть ли на территории заповедника
ядовитые змеи, если да, то какие?
13.Охраной, какой рептилии занимается
заповедник?
14.Название утки, занесенной в Красную
Книгу Хабаровского края?
15.Какие виды животных можно встретить
на территории Большехехцирского
заповедника?
Вот и подошел наш экологический урок к
концу. Все вы молодцы, хорошо работали.
Давайте вернемся к «Букету настроения».
Если у вас улучшилось настроение ваш
цветок – красного цвета, если нет, то синего!
Всем большое спасибо за работу, надеюсь, вы
узнали много нового и интересного о нашем
большой районе. Меня переполняет гордость,
что наш район славится во всей стране еще и
заповедными местами.
До скорых встреч!!!
Презентация,
слайд № 28
Список использованных источников
1. https://www.youtube.com/watch?v=q6pX6m00waQ
142. https://pihtahvoya.ru/zapovednikidalnegovostoka/bolshechechtsirskiy
zapovednik/bolshechechtsirskiyzapovednik
3. http://www.globalistika.ru/congress2008/Doklady/05610.htm
15