Программа литературного развития составлена с учётом особенностей программы литературного чтения начальной школы, закладывающей основы литературного образования. В начальной школе формируется представление о литературе как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Программа внеурочной деятельности
в начальной школе «Вместе с книжкой мы растем»
Программа рассчитана
на 35 часов
Составитель рабочей
программы
Еременко Ольга Винаровнаг. Радужный
2011 год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности в начальной школе «Вместе с книжкой мы
в соответствии с требованиями федерального компонента
растем» разработана
общего образования,
государственного образовательного стандарта начального
соответствует образовательной программе МБОУ СОШ №2 на 20112012 учебный год
(приказ от 01.09.2011 года № 304).
Программа литературного развития «Вместе с книжкой мы растем» предназначена для
организации внеурочной деятельности в 14 классах, ориентирована на развитие личности
читателя, творческих способностей, на формирование готовности и способности
обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, на развитие внутреннего
мира с учетом личных качеств учащихся, на формирование толерантности.
Программа рассчитана на 35 часов.
Цель программы:
приобщить читателей к библиотеке, к миру книг;
приобретение школьником опыта социального действия при включении его в
самостоятельную исследовательскую практику;
сформировать духовный облик и нравственные ориентиры младших школьников;
воспитать духовно развитую личность, формирование гуманистического мировоззрения,
гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;
освоить тексты художественных произведений в единстве формы и содержания;
Программа литературного развития «Вместе с книжкой мы растем» решает следующие
задачи:
развитие
эмоционального восприятия художественного текста,
образного и
аналитического мышления,
творческого воображения,
читательской культуры;
формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников;
формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска;
воспитание патриотизма, любви к Родине;
формирование общей культуры учащихся;
развитие умений управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими
людьми;
Необходимость данной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у
младших школьников основ умения читать разнообразную литературу, способности к
организации своей деятельности – умения планировать работу, осуществлять контроль и давать
оценку своей и чужой работе, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. При реализации
данной программы создаются условия для формирования личностных характеристик:
любознательности, активного познания мира; владение основами умения учиться; готовности
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; умения слушать и понимать
собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социальноэкономических
условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта.
Различные виды деятельности удовлетворяют познавательные, социальные и духовные
потребности учащихся. В рамках программы сочетаются различные виды познавательной
деятельности. Программа имеет особую значимость для обучающихся, ориентированных на
самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний.
Умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:
выделение характерных причинноследственных связей;
сравнение и сопоставление;
выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
самостоятельное выполнение различных индивидуальных и коллективных творческих работ.
Информационнокоммуникативная деятельность:
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме
результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и
практической деятельности.
Рефлексивная деятельность:
самостоятельная организация учебной и внеурочной деятельности;
владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
оценивание своей учебной и внеурочной деятельности, достижений;
владение умениями совместной деятельности.
В результате применения программы литературного развития младшие школьники должны
знать и уметь:
знать устройство библиотечного пространства;
уметь читать, пересказывать и анализировать прочитанное;
уметь высказывать и аргументировать свою позицию в диалоге;
уметь сравнивать и сопоставлять;
уметь пользоваться различными источниками информации;
уметь передавать свои мысли устно, письменно в творческих работах;
уметь действовать по плану и планировать свою деятельность;
уметь преодолевать препятствия в межличностном общении.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальногрупповые,
групповые,
современных информационных технологий, игровые.
Ведущий вид деятельности: практикоориентированный.
самостоятельная работа с использованием
Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Программа литературного развития составлена с учётом особенностей программы
литературного чтения начальной школы, закладывающей основы литературного образования.
В начальной школе формируется представление о литературе как искусстве слова, развитие
умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений
разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности
учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. В
этот период начинается работа по овладению навыком осознанного, правильного и
выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений
читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с
миром художественной литературы. Программа включает в себя перечень выдающихся
произведений художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие видыдеятельности по освоению содержания художественных произведений:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное
чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с
творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
составление планов и отзывов о прочитанных произведениях;
составление собственных текстов по литературным произведениям и на основе жизненных
впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебнотематический планТема
Колво
часов
Теоретическое
занятие
Практическое
занятие
Дата проведенияВведение. Книга и библиотека.
«Знакомьтесь, детская библиотека!»
Экскурсия по библиотеке.
1. «Светофорчик» Александрова Т.
Чтение сказки Александровой,
повторение правил дорожного
движения, выставка по ПДД «Я –
пешеход»
2. «Откуда пришел календарь?»
«Осенняя пора – очей очарованье»
Изучение времен года, названий
месяцев;
Чтение рассказов В.Бианки «Лесные
происшествия»;
Показ мультимедийной презентации и
просмотр мультфильма «Двенадцать
месяцев» (по сказке С.Маршака)
3. «В мире животных»
Изучение видов домашних и диких
животных;
Чтение рассказов Смирнова « Лесной
житель»; Снегирева Г. «Дикий зверь»
«Угадай кто я» (загадки)
4. «Милый сердцу край»
Чтение хантыйских и мансийских
сказок: Анисимова М. «Сибирские
сказы», «Еганское огнище».
Творческая лаборатория
(иллюстрируем прочитанное);
Выставка работ учащихся
5. «Зимовье зверей и птиц»
Чтение рассказов Сладкова Н. «Лесные
тайнички»
играпутешествие;
просмотр мультфильма «Серая шейка»
6. «Зимние праздники»
1
2
4
4
2
3
3
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
14.09.2011
21.09.2011
28.09.2011
05.10.2011
12.10.2011
19.10.2011
26.10.2011
09.11.2011
16.11.2011
23.11.2011
30.11.2011
07.12.2011
09.12.2011
14.12.2011
21.12.2011
28.12.2011
+
11.01.2012Чтение рассказов Шмелева И.
«Рождество», Андерсена Г. «Ель»
Игровая познавательная программа
7. «Сказки дедушки Корнея»
Чтение сказок К.Чуковского,
обсуждение;
Презентация;
Просмотр мультфильмов
8. «Поэзия доброты»
Путешествие по творчеству А.Барто;
презентация
9. «Разноцветные книги Михалкова»
Чтение книг С.Михалкова;
Презентация;
Игравикторина
10. «От кареты до ракеты»
Чтение книг о космосе (знакомство с
понятиями);
Презентация;
Творческая лаборатория
11. «Главный праздник мая»
Чтение стихов и рассказов о Победе в
Великой Отечественной войне; Кассиль
Л. «Главное войско»
Презентация;
4
3
3
2
2
Творческая лаборатория
12. «Книги, которые мы изучили»
Итоговое повторение, закрепление;
Творческая лаборатория
Итого:
2
35
+
+
+
+
+
+
18.01.2012
25.01.2012
01.02.2012
08.02.2012
22.02.2012
29.02.2012
07.03.2012
14.03.2012
21.03.2012
04.04.2012
11.04.2012
18.04.2012
25.04.2012
02.05.2012
10.05.2012
16.05.2012
23.05.2012
30.05.2012
+
+
+
+
+
Учебнометодическое обеспечение
1. Жукова Т.Д., Чудинова В.П. Реализация целей образования через школьные
библиотеки. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
2. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. – М.: Школьная библиотека, 2006.
3. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших
школьников. – Ярославль: Академия развития, 2004.