Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.05.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пояснительная записка Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес. Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. Задачи: • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету; • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; • совершенствование общего языкового развития учащихся; • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; • способствовать развитию смекалки и сообразительности. • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе. • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся; • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
Иконка файла материала занимательная грамматика.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кардибская средняя общеобразовательная школа» МР «Тляратинский район» Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Класс: 6 2017Пояснительная записка Внеклассная   работа   по   русскому   языку   является   важнейшей   составной   частью   работы   по   привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес   к   изучению   родного   языка   пропадает   у   большинства   детей.   Объясняется   этот   факт   многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей   внеклассной   работы   привитие   школьникам   интереса   к   русскому     языку   и   воспитание   потребности изучать   его.   Познавательный   интерес   является   основным   внутренним   мотивом   обучения.   Уровень познавательного   интереса   выражается   прежде   всего   в   характере   познавательной   деятельности,   с   которой справляется   и   к   которой   стремится   ученик:   репродуктивно­фактологический,   описательно­поисковый   или творческий. Необходимость   кружка   заключается   не   только   желанием   детей   узнать   нечто   новое   о   русском   языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Проходя   по   ступеням   от   одного   вида   деятельности   к   другому,   у   ученика   развивается   познавательный интерес. Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности,   инициативности,   трудолюбия,   воли,   настойчивости,   самостоятельности   в   приобретении знаний. способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; совершенствование общего языкового развития учащихся; способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; способствовать развитию смекалки и сообразительности. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе. выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся; поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку; Задачи: • • • • • • • • Принципы: Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип   научности,   последовательности   и   системности   изложения   материала,   преемственности   и перспективности,   связи   теории   с   практикой,   доступности,   наглядности.   Являясь   важной   составной   частью методики   обучения   русскому   языку,   внеклассная   работа   не   может   не   основываться   на   методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по   предмету.   Этот   принцип   добровольного   участия   во   внеклассных   занятиях,   принцип   самодеятельности, предполагающий   самостоятельность   учащихся   в   подготовке   и   проведении   мероприятий,   принцип равноправного   участия  школьников   и  принцип  занимательности.  Один  из   важных  принципов  ­   это   принцип системности. Методы: Методы,   которые   используются   во   внеклассной   работе   по   предмету,   отличаются   от   основных   методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя,   беседа,   самостоятельная   работа   учащихся.   Однако   эти   методы   используются   в   непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы организации:Формы   организации   разнообразны:   беседа,   конкурсы,   викторины,   познавательноразвлекательные   игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал. Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в   занятия:   самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В каждом занятии прослеживаются три части: • • • • • • • • • • • • • • • • игровая; теоретическая; практическая Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия ­ умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,  сопереживать; чувство прекрасного ­ умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к  совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,  таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно­следственные связи; • • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть  монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым  корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы . • • • • • Основные требования к знаниям и умениям учащихся: 2Оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика»  необходимы следующие принадлежности: о наличие лингвистических словарей; о наличие карточек с играми и заданиями; о наличие текстов для работы на занятиях; о подборка видеофрагментов и аудиозаписей; о подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет; о компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; о набор ЦОР по русскому языку. 3№ п/п 1 Кол. часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Тема Содержание занятий Введение. Язык мой ­ друг мой. Словарь ­ мой добрый друг и верный помощник. Конкурс   «Доброе   слово   сказать   ­ посошок   в   руки   дать»   (Русские пословицы и поговорки). Устный   журнал   «Что   в   имени   тебе моем?» Собственные имена. Звуки не буквы! Беседа   о   богатстве   и   разнообразии   русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире Знакомства   со   словарями,   отработка   навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей,   обогащение   словарного   запаса учащихся Практическое   художественной   литературы, тематических карточек занятие   с   привлечением   изготовления Отработка   навыков   поисковой   деятельности учащихся   по   теме   «История   моего   имени». Презентации. Знакомство   с   наукой   фонетикой,   правилами чтения и записи транскрипции. Банты и шарфы. Что такое орфоэпия?Знакомство   с   наукой   орфоэпия,   с   нормами   Разыгрывание   ситуаций   со В царстве смыслов много дорог. произношения. словами. Знакомство с многозначными словами, словами и   омонимами.   Практическая   работа   «Отличие многозначных слов и слов­ омонимов». Об одном и том же разными словами. Работа  со словами­ синонимами  и  правильным употреблением   их   в   речи.   Игра   «У   кого   ряд самый длинный?» Рассматривается   понятие   «этимология», строение   словарной   статьи   этимологического словаря. различными этимологическими   словарями.   Определение первоисточников слова. «Откуда   катится   каракатица?»   О словарях,   которые   рассказывают   об истории слов. Работа     с   Они всегда противоречат. Словари «чужих» слов. Фразеологические обороты. Орфография. Без него нельзя никак ­ Ь Мягкий   знак   в   конце   и   середине слова. Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих. Беседа по содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Работа с  пословицами и поговорками. Работа со  «Словарем антонимов русского языка». Работа   со   словарем   иностранных   слов, отработка   практических   навыков   нахождения слов   иностранного   происхождения   в   русском языке. Знакомство с фразеологическим словарём. Игра «Скажи иначе». Работа   над   словом.   Грамматические   сказки   и весёлые рифмы. Игра   «Превращение   слова   в   другое». Дидактические игры, упражнения, головоломки. Грамматические сказки.Инсценировка. 416 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Страна Словознайкина.   Ошибок.   Словарик Сочетания   ЖИ­ШИ.   Скороговорки. Игра «Волшебный колодец». Звонкие   и   глухие   “двойняшки”. Сказка   “Про   ошибку».   Игра   “Найди пару”. Непроизносимые согласные. Играем в загадки. Как строятся слова? Из   чего   состоят   слова?   Слова­ родственники. Занимательная викторина «Строители слова» Существительные   ­ предметным значением   слова   с Местоимения. Достойная замена. Прилагательные  ­ слова, называющие признаки.   Сказка   “Приключение   в стране “ Имя Прилагательное». Глаголы   ­   слова, действие   предметов. Глагол! Слова ­ части речи. Игра “Я знаю части речи”.   обозначающие   Здравствуй, Что?   Когда?   Зачем?   Откуда? Почему? И как? Служебные   части   речи:   предлоги, союзы, частицы. Сколько слов Вы знаете? Знаете   ли   вы   значения   слов? Определение   значения   слова   с помощью толкового словаря. Сколько языков на Земле?   решение Практическое   занятие   по   орфографическому   словарю, орфографических кроссвордов. Знакомство   с   происхождением   правила   в современном   русском   языке,   решение орфографических задач. Решение орфографических задач и кроссвордов. Решение   кроссвордов,   составление   веселых рифм. Знакомство с технологией составления загадок и кроссвордов. Практическое занятие.   «Мудрый   корень». Сказка орфографических задач. Дидактическая   игра   «Так   же,  как   и  у   кустов, корень есть у разных слов» Повторение навыков правописания морфем.   Решение   Сказка   “Приключение   в   стране   “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте. Дидактические   игры, использования местоимений в речи. Нахождение   прилагательных   в   тексте, отработка образовывать прилагательные.   отработка   навыков умения     Нахождения   глаголов   в   тексте,  дидактическая игра. Определение   смысловых   и   грамматических связей между словами. Работа по нахождению наречий в тексте. Рассказ о происхождении «маленьких слов» Рассказ­беседа о словарном богатстве русского языка. Игра ­ соревнование “Кто больше знает слов на букву...» Занятие по расширению словарного запаса слов. Занятие по расширению кругозора учащихся. Мы говорим его стихами. Афоризмы. Вводятся понятия «крылатые выражения» и  «афоризмы». Нахождение афоризмов и  крылатых выражений в произведениях А. С.  Пушкина. 5Список литературы 1. Волина В. В. Веселая грамматика. ­ М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. ­ М.: Просвещение, 1991 г. 3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. ­ М.: АСТ, 1996 г. 4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. ­ Екатеринбург: АРГО, 1996г. 5. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! ­ М.: Самовар, 1994 г. 6. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! ­ М.: Самовар, 1995 г. 7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! ­ М.: Самовар, 1994 г. 8. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? ­ М.: Астрель, АСТ, 2000 г. 9. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. ­ М.: АСТ­Пресс, 1995 г. 10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. ­ Ярославль: Академия развития, 1997  г. 11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. ­ Смоленск: Русич, 2001 г. 12. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. ­ М.: АСТ­Пресс, 1999 г. 13. Шмаков С. А. Игры ­ шутки, игры ­ минутки. ­ М.: Новая школа, 1993 г. 14. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. ­ Минск: Юнипресс, 2004 г. 6