Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
6 кл—7 кл
11.05.2019
Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».
Пояснительная записка Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес к изучению родного языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей внеклассной работы привитие школьникам интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно-фактологический, описательно-поисковый или творческий. Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес. Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. Задачи: • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету; • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; • совершенствование общего языкового развития учащихся; • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; • способствовать развитию смекалки и сообразительности. • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе. • выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся; • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
занимательная грамматика.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кардибская средняя общеобразовательная школа» МР «Тляратинский район» Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика». Класс: 6 2017 Пояснительная записка Внеклассная   работа   по   русскому   языку   является   важнейшей   составной   частью   работы   по   привитию интереса к предмету. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Интерес   к   изучению   родного   языка   пропадает   у   большинства   детей.   Объясняется   этот   факт   многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому считаю главной задачей   внеклассной   работы   привитие   школьникам   интереса   к   русскому     языку   и   воспитание   потребности изучать   его.   Познавательный   интерес   является   основным   внутренним   мотивом   обучения.   Уровень познавательного   интереса   выражается   прежде   всего   в   характере   познавательной   деятельности,   с   которой справляется   и   к   которой   стремится   ученик:   репродуктивно­фактологический,   описательно­поисковый   или творческий. Необходимость   кружка   заключается   не   только   желанием   детей   узнать   нечто   новое   о   русском   языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить знания школьников по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Проходя   по   ступеням   от   одного   вида   деятельности   к   другому,   у   ученика   развивается   познавательный интерес. Цель внеклассной работы: развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности,   инициативности,   трудолюбия,   воли,   настойчивости,   самостоятельности   в   приобретении знаний. способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; совершенствование общего языкового развития учащихся; способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; способствовать развитию смекалки и сообразительности. приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе. выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся; поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку; Задачи: • • • • • • • • Принципы: Внеклассная работа основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип   научности,   последовательности   и   системности   изложения   материала,   преемственности   и перспективности,   связи   теории   с   практикой,   доступности,   наглядности.   Являясь   важной   составной   частью методики   обучения   русскому   языку,   внеклассная   работа   не   может   не   основываться   на   методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по   предмету.   Этот   принцип   добровольного   участия   во   внеклассных   занятиях,   принцип   самодеятельности, предполагающий   самостоятельность   учащихся   в   подготовке   и   проведении   мероприятий,   принцип равноправного   участия  школьников   и  принцип  занимательности.  Один  из   важных  принципов  ­   это   принцип системности. Методы: Методы,   которые   используются   во   внеклассной   работе   по   предмету,   отличаются   от   основных   методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя,   беседа,   самостоятельная   работа   учащихся.   Однако   эти   методы   используются   в   непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Формы организации: Формы   организации   разнообразны:   беседа,   конкурсы,   викторины,   познавательноразвлекательные   игры, тематические устные журналы, конференции, олимпиады, неделя русского языка и литературы, дидактический и раздаточный материал. Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в   занятия:   самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В каждом занятии прослеживаются три части: • • • • • • • • • • • • • • • • игровая; теоретическая; практическая Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия ­ умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям,  сопереживать; чувство прекрасного ­ умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к  совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,  таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; • осуществлять анализ и синтез; • устанавливать причинно­следственные связи; • • строить рассуждения; Коммуникативные УУД: • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть  монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым  корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы . • • • • • Основные требования к знаниям и умениям учащихся: 2 Оборудование и кадровое обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика»  необходимы следующие принадлежности: о наличие лингвистических словарей; о наличие карточек с играми и заданиями; о наличие текстов для работы на занятиях; о подборка видеофрагментов и аудиозаписей; о подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет; о компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; о набор ЦОР по русскому языку. 3 № п/п 1 Кол. часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата Тема Содержание занятий Введение. Язык мой ­ друг мой. Словарь ­ мой добрый друг и верный помощник. Конкурс   «Доброе   слово   сказать   ­ посошок   в   руки   дать»   (Русские пословицы и поговорки). Устный   журнал   «Что   в   имени   тебе моем?» Собственные имена. Звуки не буквы! Беседа   о   богатстве   и   разнообразии   русского языка, его значении в жизни общества и месте, занимаемом в мире Знакомства   со   словарями,   отработка   навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей,   обогащение   словарного   запаса учащихся Практическое   художественной   литературы, тематических карточек занятие   с   привлечением   изготовления Отработка   навыков   поисковой   деятельности учащихся   по   теме   «История   моего   имени». Презентации. Знакомство   с   наукой   фонетикой,   правилами чтения и записи транскрипции. Банты и шарфы. Что такое орфоэпия?Знакомство   с   наукой   орфоэпия,   с   нормами   Разыгрывание   ситуаций   со В царстве смыслов много дорог. произношения. словами. Знакомство с многозначными словами, словами и   омонимами.   Практическая   работа   «Отличие многозначных слов и слов­ омонимов». Об одном и том же разными словами. Работа  со словами­ синонимами  и  правильным употреблением   их   в   речи.   Игра   «У   кого   ряд самый длинный?» Рассматривается   понятие   «этимология», строение   словарной   статьи   этимологического словаря. различными этимологическими   словарями.   Определение первоисточников слова. «Откуда   катится   каракатица?»   О словарях,   которые   рассказывают   об истории слов. Работа     с   Они всегда противоречат. Словари «чужих» слов. Фразеологические обороты. Орфография. Без него нельзя никак ­ Ь Мягкий   знак   в   конце   и   середине слова. Его не слышно в этом слове. Мягкий знак после шипящих. Беседа по содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Работа с  пословицами и поговорками. Работа со  «Словарем антонимов русского языка». Работа   со   словарем   иностранных   слов, отработка   практических   навыков   нахождения слов   иностранного   происхождения   в   русском языке. Знакомство с фразеологическим словарём. Игра «Скажи иначе». Работа   над   словом.   Грамматические   сказки   и весёлые рифмы. Игра   «Превращение   слова   в   другое». Дидактические игры, упражнения, головоломки. Грамматические сказки.Инсценировка. 4 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Страна Словознайкина.   Ошибок.   Словарик Сочетания   ЖИ­ШИ.   Скороговорки. Игра «Волшебный колодец». Звонкие   и   глухие   “двойняшки”. Сказка   “Про   ошибку».   Игра   “Найди пару”. Непроизносимые согласные. Играем в загадки. Как строятся слова? Из   чего   состоят   слова?   Слова­ родственники. Занимательная викторина «Строители слова» Существительные   ­ предметным значением   слова   с Местоимения. Достойная замена. Прилагательные  ­ слова, называющие признаки.   Сказка   “Приключение   в стране “ Имя Прилагательное». Глаголы   ­   слова, действие   предметов. Глагол! Слова ­ части речи. Игра “Я знаю части речи”.   обозначающие   Здравствуй, Что?   Когда?   Зачем?   Откуда? Почему? И как? Служебные   части   речи:   предлоги, союзы, частицы. Сколько слов Вы знаете? Знаете   ли   вы   значения   слов? Определение   значения   слова   с помощью толкового словаря. Сколько языков на Земле?   решение Практическое   занятие   по   орфографическому   словарю, орфографических кроссвордов. Знакомство   с   происхождением   правила   в современном   русском   языке,   решение орфографических задач. Решение орфографических задач и кроссвордов. Решение   кроссвордов,   составление   веселых рифм. Знакомство с технологией составления загадок и кроссвордов. Практическое занятие.   «Мудрый   корень». Сказка орфографических задач. Дидактическая   игра   «Так   же,  как   и  у   кустов, корень есть у разных слов» Повторение навыков правописания морфем.   Решение   Сказка   “Приключение   в   стране   “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте. Дидактические   игры, использования местоимений в речи. Нахождение   прилагательных   в   тексте, отработка образовывать прилагательные.   отработка   навыков умения     Нахождения   глаголов   в   тексте,  дидактическая игра. Определение   смысловых   и   грамматических связей между словами. Работа по нахождению наречий в тексте. Рассказ о происхождении «маленьких слов» Рассказ­беседа о словарном богатстве русского языка. Игра ­ соревнование “Кто больше знает слов на букву...» Занятие по расширению словарного запаса слов. Занятие по расширению кругозора учащихся. Мы говорим его стихами. Афоризмы. Вводятся понятия «крылатые выражения» и  «афоризмы». Нахождение афоризмов и  крылатых выражений в произведениях А. С.  Пушкина. 5 Список литературы 1. Волина В. В. Веселая грамматика. ­ М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. ­ М.: Просвещение, 1991 г. 3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. ­ М.: АСТ, 1996 г. 4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. ­ Екатеринбург: АРГО, 1996г. 5. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! ­ М.: Самовар, 1994 г. 6. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! ­ М.: Самовар, 1995 г. 7. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! ­ М.: Самовар, 1994 г. 8. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? ­ М.: Астрель, АСТ, 2000 г. 9. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. ­ М.: АСТ­Пресс, 1995 г. 10. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. ­ Ярославль: Академия развития, 1997  г. 11. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. ­ Смоленск: Русич, 2001 г. 12. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. ­ М.: АСТ­Пресс, 1999 г. 13. Шмаков С. А. Игры ­ шутки, игры ­ минутки. ­ М.: Новая школа, 1993 г. 14. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. ­ Минск: Юнипресс, 2004 г. 6

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2019