Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
2 кл—4 кл
11.07.2018
Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с:
• Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2.п.9.
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
Общая характеристика программы курса:
Направление - общеинтеллектуальное .
Вид программы: модифицированная.
Тип программы: комплексная «А».
Программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности (система «УМК 21 век» Виноградова Н.Ф.). Настоящее программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой.
Программа направлена на повышение мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 2 – 4 классов, 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основной вид занятий – практический.
заним матем Беркут7.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Синда»
«Утверждено» «Согласовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом Зам. Директора по УВР Директор МБОУ ООШ
Протокол №_______ ________________________ п. Синда
От «___» ________20__г. «_____» __________20____г. __________/Т.Е.Фирсова/
Приказ №_____
от «____» __________20__г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
2 4 класс
Возраст учащихся: 7,5 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Разработана
учителем начальных классов
1 категории Беркут Т.В.
п. Синда
20172020 учебный год Элементы
рабочей
программы.
1. Пояснител
ьная
записка.
Содержание элементов рабочей программы.
1.1. Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Занимательная математика»
разработана в соответствии с:
Федеральным законом № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2.п.9.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмо Минобрнауки №03296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной
деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального
общего образования»
1.2.Общая характеристика программы курса:
Направление общеинтеллектуальное .
Вид программы: модифицированная.
Тип программы: комплексная «А».
Программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности (система «УМК 21 век» Виноградова Н.Ф.).
Настоящее программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой.
Программа направлена на повышение мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные
возможности учащихся.
1.3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 2 – 4 классов, 2 – 4 классы 1 час в неделю, 34 часа в год. Основной вид занятий – практический.
2. Планируем
ые
результат
ы освоения
курса
внеурочно
й
деятельно
сти.
2.1. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Педагогическое наблюдение
Проведение математических игр
Опросники
Формы подведения итогов реализации Программы.
Тестирование
Практические работы
Творческие работы
Контрольные задания
Педагогический анализ результатов анкетирования, защиты проектов, активности учащихся на занятиях
Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в
различных областях. В портфолио ученика включаются фото продуктов исполнительской деятельности.
На занятиях используются разные виды контроля:
Текущий – во время занятия следить за творческим процессом;
Промежуточный – школьные конкурсы, участие в предметных неделях по математике, олимпиадах.
Итоговый – выставка работ обучающихся выполняются к концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в
конце учебного года.
2.2 Результативность курса
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» ориентирована на достижение воспитательных
результатов 1 уровня.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовнонравственное
и
общеинтеллектуальное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1й уровень школьник знает и понимает общественную жизнь.
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного
опыта. Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, склонности, уровень притязаний,
положение ребенка в объединении, деловые качества учащегося) используется:
простое наблюдение
проведение математических игр
опросники
анкетирование
психологодиагностические методики
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать
следующие формы контроля:
занятияконкурсы на повторение практических умений
занятия на повторение и обобщение
самопрезентации (представление работы ребенком)
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня
В течение всего учебного года ведется систематическое наблюдение за ребенком, включающее: результативность и оценку
самостоятельной деятельности учащегося, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень
самостоятельности в решении задач и выполнении заданий.
Для оценки сформированности предметных УУД используются следующие формы:
игровые занятия на повторение теории (конкурсы, викторины, составление кроссвордов)
собеседования
опросники
тестирование
самостоятельные работы
2.3. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности качеств весьма
важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные рузультаты
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные
действия».
Предметные результаты
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа
на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково
символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
№
п/п
Наименование
Количество
разделов
часов
В том числе
3.Учебнотематический план 2 класс.
I
Числа. Арифметические действия.
II Мир занимательных задач.
III
Элементы геометрии
Теория
Практика
2
4
2
5
17
4
7
21
6 4.Содержание
курса.
Числа. Арифметические действия. Величины.
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное
выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числавеликаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения математические игры:
«Веселый счёт» играсоревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший
лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное
число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор
плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточкисчиталочки» (сорбонки) двусторонние карточки: на одной стороне задание, на другой ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение»,
«Деление».
Работа с палитрой основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и
вычитание до 100» и др.
Игры «Крестикинолики», «Крестикинолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы»,
«Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования
своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с
избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение
условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в
задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и
др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи.
Выбор наиболее эффективных способов решения. Универсальные учебные действия.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаковосимволические
средства для моделирования ситуации. Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ
решения задачи. Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). Участвовать в учебном диалоге,
оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка
начала движения; число, стрелка 1—> 1|, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту
(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место
заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.
Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием
циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из
разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр,
параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный»
конструктор.
ЛЕГОконструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1 и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. Выявлять закономерности в
расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать объёмные фигуры из различных
материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Формы организации учебной деятельности:
*индивидуальная
*групповая
*выставка
*экскурсия
.
Основной вид занятий – практический.
№ п/п
тематичес
кий раздел
теоретическая
часть занятия
практическая
часть занятия
количе
ство
часов
ууд
личностные
познавате
льные
коммуникати
вные
регулятивн
ые
дата
план факт
2 класс
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.