Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с: • Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2.п.9. • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373 Общая характеристика программы курса: Направление - общеинтеллектуальное . Вид программы: модифицированная. Тип программы: комплексная «А». Программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности (система «УМК 21 век» Виноградова Н.Ф.). Настоящее программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Программа направлена на повышение мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Программа рассчитана на учащихся 2 – 4 классов, 1 час в неделю, 34 часа в год. Основной вид занятий – практический.
Иконка файла материала заним матем Беркут7.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Синда» «Утверждено»                                                                                   «Согласовано»                                                                                               «Утверждаю» Педагогическим советом                                                                 Зам. Директора по УВР                                                                               Директор МБОУ ООШ Протокол №_______                                                                         ________________________                                                                        п. Синда От «___» ________20__г.                                                                  «_____» __________20____г.                                                                     __________/Т.Е.Фирсова/                                                                                                                                                                                                                                    Приказ №_____                                                                                                                                                                                                                                     от «____» __________20__г.                                                                                 Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика»                                                           2 ­ 4 класс Возраст учащихся: 7,5 – 11 лет Срок реализации: 4 года Разработана  учителем начальных классов  1 категории   Беркут Т.В.                                                      п. Синда 2017­2020  учебный годЭлементы рабочей программы. 1. Пояснител ьная записка. Содержание элементов рабочей программы. 1.1.  Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности  «Занимательная математика» разработана в соответствии с:  Федеральным законом № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2.п.9.  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования,   утвержденным приказом   Министерства   образования   и     науки   РФ   «Об   утверждении   и   введении   в   действие   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009  №373  Приказ   Министерства   образования   и   науки   РФ   от   22   сентября   2011   г.   №2357   «О   внесении   изменений   в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования,   утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России  Письмо   Минобрнауки   №03­296   от   12   мая   2011   г.   «Методические   материалы   по   организации   внеурочной деятельности   в   образовательных   учреждениях,   реализующих   общеобразовательные   программы   начального общего образования» 1.2.Общая характеристика программы курса: Направление ­ общеинтеллектуальное . Вид программы: модифицированная.  Тип программы: комплексная «А». Программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности (система «УМК 21 век» Виноградова Н.Ф.). Настоящее программа разработана на основе программы курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой. Программа направлена на повышение мотивации к обучению математике, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся. 1.3. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане. Программа  рассчитана на учащихся 2 – 4 классов, 2 – 4 классы­ 1 час в неделю, 34 часа в год.Основной вид занятий – практический. 2. Планируем ые результат ы освоения курса внеурочно й деятельно сти. 2.1. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей     Педагогическое наблюдение Проведение математических игр Опросники  Формы подведения итогов реализации Программы.     Тестирование Практические работы Творческие работы Контрольные задания Педагогический анализ результатов анкетирования, защиты проектов,             активности учащихся на занятиях Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в  различных областях. В портфолио ученика включаются фото продуктов исполнительской деятельности. На занятиях  используются разные виды контроля:  ­  Текущий – во время занятия следить за творческим процессом; ­  Промежуточный – школьные конкурсы, участие в предметных неделях по математике, олимпиадах. ­ Итоговый – выставка  работ обучающихся выполняются к концу каждого полугодия. Итоговые занятия проводятся в  конце учебного года. 2.2 Результативность курса Программа  внеурочной деятельности  «Занимательная  математика»  ориентирована  на  достижение    воспитательных результатов 1 уровня. Воспитательный   результат   внеурочной   деятельности  —   непосредственное   духовно­нравственное     и общеинтеллектуальное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням. 1­й уровень  ­  школьник  знает и понимает общественную жизнь.  Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта.Для оценки формирования и развития личностных характеристик учащихся (ценности, склонности, уровень притязаний,  положение ребенка в объединении, деловые качества учащегося) используется:      простое наблюдение проведение математических игр опросники анкетирование психолого­диагностические методики Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать  следующие формы контроля:     занятия­конкурсы на повторение практических умений занятия на повторение и обобщение самопрезентации (представление работы ребенком) участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня В течение всего учебного года ведется систематическое наблюдение за ребенком, включающее: результативность и оценку самостоятельной   деятельности   учащегося,   активность,   аккуратность,   творческий   подход   к   знаниям,   степень самостоятельности в решении задач и выполнении заданий.  Для оценки сформированности предметных УУД используются следующие формы:      игровые занятия на повторение теории (конкурсы, викторины, составление кроссвордов) собеседования опросники тестирование самостоятельные работы 2.3. Планируемые результаты освоения программы. Личностные результаты Личностными результатами изучения данного  курса являются:     развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении   разнообразных   заданий   проблемного   и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности ­ качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.Метапредметные рузультаты Метапредметные   результаты  представлены   в   содержании   программы   в   разделе   «Универсальные   учебные действия».   Предметные результаты ­ Искать и выбирать  необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,  на рисунке или в таблице, для ответа  на заданные вопросы.   Моделировать        ситуацию,      описанную       в   тексте     задачи.    Использовать  соответствующие знаково­ символические средства для моделирования ситуации.   Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.   Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.   Воспроизводить способ решения задачи.   Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.   Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.    Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.   Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).   Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения  задачи.    Конструировать несложные задачи.  №  п/п Наименование Количество разделов  часов В том числе                                                                                   3.Учебно­тематический план  2 класс. I Числа. Арифметические действия. II Мир занимательных задач. III Элементы геометрии Теория  Практика  2 4 2 5 17 4 7 21 64.Содержание  курса. Числа. Арифметические действия. Величины.  Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.  Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.  Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск   нескольких   решений.   Восстановление   примеров:   поиск   цифры,   которая   скрыта.   Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.  Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)  Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.  Числа­великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.  Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).  Занимательные задания с римскими цифрами.  Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения ­ математические игры:  «Веселый   счёт»   ­   игра­соревнование;   игры   с   игральными   кубиками.   Игры   «Чья   сумма   больше?»,   «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».  Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»  Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».  Игры с набором «Карточки­считалочки» (сорбонки) ­ двусторонние карточки: на одной стороне ­ задание, на другой­ ответ.  Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».  Работа   с   палитрой   ­   основой   с   цветными   фишками   и   комплектом   заданий   к   палитре   по   темам:   «Сложение   и вычитание до 100» и др.  Игры «Крестики­нолики», «Крестики­нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать  в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;  использовать  его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для работы с числовыми головоломками. Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. Включаться в групповую работу.  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать   его.  Выполнять  пробное   учебное   действие,  фиксировать  индивидуальное   затруднение   в   пробном действии. Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать  критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач. Задачи,   допускающие   несколько   способов   решения.   Задачи   с   недостаточными,   некорректными   данными,   с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи,   имеющие   несколько   решений.   Обратные   задачи   и   задания.   Ориентировка   в   тексте   задачи,   выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково­символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи,   решаемые   способом   перебора.   «Открытые»   задачи   и   задания.   Задачи   и   задания   по   проверке   готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение   олимпиадных   задач   международного   конкурса   «Кенгуру».   Воспроизведение   способа   решения   задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.Универсальные учебные действия. Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Моделировать    ситуацию,    описанную    в    тексте    задачи.    Использовать соответствующие знаково­символические средства   для   моделирования   ситуации.  Конструировать  последовательность   «шагов»   (алгоритм)   решения   задачи. Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. Воспроизводить способ решения задачи. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.  Оценивать  предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).  Участвовать  в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия  «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1—> 1|, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток:   цилиндр,   призма   шестиугольная,   призма   треугольная,   куб,   конус,   четырёхугольная   пирамида,   октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.) Форма организации обучения ­ работа с конструкторами Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор. ЛЕГО­конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. изэлектронного учебного пособия «Математика и конструирование». Универсальные учебные действия Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1    1     и др., указывающие направление движения. Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. Составлять  фигуры   из   частей.  Определять  место   заданной   детали   в   конструкции.  Выявлять  закономерности   в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. Моделировать   объёмные   фигуры   из   различных материалов   (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.     Формы организации учебной деятельности:  *индивидуальная *групповая  *выставка *экскурсия  . Основной вид занятий – практический.  № п/п тематичес кий раздел теоретическая часть занятия практическая часть занятия количе ство часов ууд личностные познавате льные коммуникати вные регулятивн ые дата план факт 2 класс