ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС
Оценка 4.9

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
6 кл
02.07.2018
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Вн.д-ть Занимательный русский язык 6 кл..docx
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, Примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности,  коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским  литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом  самоусовершенствовании. В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования,  соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр  внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии  обучающихся основной образовательной программы основного общего образования  предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов  речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание  определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей  личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно­ эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального  словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств  для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,  основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,  грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;  стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за  языковую культуру как общечеловеческую. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для  практического овладения русским языком. Благоприятные условия для  удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений  создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки  учебника, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и  анализировать материал, пользоваться справочной литературой.  ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса, углубление  лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 6 классов.  Всего 35ч., по одному часу в неделю внеаудиторного времени. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;  понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,  самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и  младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной,  учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать  речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической  контекстной речью; Предметные: знать/ понимать/ уметь ∙ владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность,  уместность, богатство); ∙ моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; ∙ расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; ∙ совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить  грамматические и  речевые ошибки, недочёты и исправлять их; ∙ работать над расширением словарного запаса; ∙ применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая  устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Из истории русского языка (5часов) Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители  словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение  редуцированных и последствия этого процесса. «Вначале было слово…» (13 часов) О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк­ горбунок» ­ литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы,  архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская  изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые  изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием  фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и  профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О  чем могут рассказать фамилии? Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ. «Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов) К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с  этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения  лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О  словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как  основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.  Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение.  Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как  общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме. Качества хорошей речи (7часов) Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного  произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания.  Трудно ли говорить по­русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие. Тематическое планирование №  занятия Название темы Основные виды  деятельности Дата  проведения Кол­ во  часов Из истории русского языка (5 ч.) Лекционное занятие 1. 2. 3. Вводное занятие. Русский  язык – наше национальное  богатство Первоучители словенские.  Славянская азбука Азбучный имяслов 1 1 1 1 Подготовка  сообщений,  практические  задания Индивидуальная и  групповая работа:  чтение названий  букв кириллицы,  отличие ее от  глаголицы Сбор материала и  анализ 4. История буквы ЯТЬ 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Падение редуцированных и  последствия этого процесса в истории языка Сбор материала и  анализ «Вначале было слово…»(13 часов) О чём рассказывает устное  народное творчество?  Сказка П.П. Ершова  «Конёк­горбунок» ­  литературный памятник  живому русскому языку  XIX века Историзмы, архаизмы,  неологизмы Литературный язык и  местные говоры Лексические диалектные  различия и их типы Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева  «Русская изба» Фразеологическое  богатство языка.  Фразеологические словари Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова Практическая работа.  Сочинение сказки с  использованием  фразеологизмов,  афоризмов, крылатых слов Общеупотребительные  слова, Термины и  профессионализмы.  Жаргонная лексика Молодёжный сленг и  отношение к нему Просмотр сказки. Индивидуальная и  групповая поисковая работа Сбор материала и  анализ Заочное  путешествие. Сбор материала по  тематическим  группам лексики Работа с тестом Индивидуальная  поисковая работа.  Практическое  занятие Индивидуальная  поисковая работа.  Практическое  занятие Создание  самодельных книжек сказок или выпуск  сборника сказок Индивидуальная и  групповая поисковая работа Самостоятельное  наблюдение и  запись речи своей,  своих товарищей,  старшего  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Антропонимика как наука.  Личное имя. Отчество История возникновения  фамилий. О чем могут  рассказать фамилии? Прозвища как объект  научного изучения.  Происхождение прозвищ поколения, Сбор материала по  истории личных  имен, отчеств Сбор материала по  истории личных  фамилий Сбор материала и  обработка 1 1 1 «Слово – понятие, слово – творчество»(10 часов) 1 Составление  «биографии» слова Элементы игровых  технологий Составление  «паспорта» слова Наблюдение за  языком Сбор материала и  анализ Анализ  произведений УНТ,  создание своих  загадок Работа со словарями Работа с текстами К истокам слова. Почему  мы так говорим? Происхождение слов.  Работа с этимологическим  словарем Лексическое значение  слова. Способы  определения лексического  значения слова. Толковый  словарь «Сказал то же, да не одно и  то же». О словах  одинаковых, но разных Как правильно употреблять слова Многозначность как основа  художественных тропов.  Метафора в загадках,  пословицах, поговорках Богатство русского языка  (синонимы, антонимы) Текст как речевое  произведение. Тема,  микротема, основная  мысль, ключевые слова Письмо как речевой жанр.  Как общаться на  расстоянии? Напиши письмо Маме Разговор как искусство  устной речи. Основные  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Составление  памятки «Как  написать письмо» Создание  творческих работ Качества хорошей речи (7 часов) Лекционное занятие нормы современного  литературного  произношения. Ударение в словах Орфоэпические нормы  русского языка История современных  знаков препинания Трудно ли говорить по­ русски? «Наш дар бессмертный ­  речь» Итоговое занятие 30. 31. 32. 33. 34. 35. Изображение  персонажей сказки с  выражением  различных эмоций Индивидуальная и  групповая работа.  Практическое  занятие Индивидуальная и  групповая работа.  Практическое  занятие Практическое  занятие Защита проекта Подведение итогов  работы 1 1 1 1 1 1 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА: В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление: ­ о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств,  самовыражения и развития творческих способностей; ­ о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических,  грамматических) и правилах речевого этикета; ­ о нормах речевого поведения в различных сферах общения. знать: ­ основные понятия культуры речи, основные качества речи; ­ показатели индивидуальной культуры человека; ­ языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные  монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных  видов речи и ситуаций общения; ­ изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и  фразеологии, грамматические средства выразительности речи; ­ основные нормы литературного языка; ­ назначение речевого этикета; ­ значение различных видов словарей в жизни человека. ­ качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность,  богатство). СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические  диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые  выражения», 2. Сказка П.П. Ершова «Конёк­горбунок» (х\ф) 3. Словари и справочники по русскому языку: ­Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006 ­Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа,  Москва,2006 ­Краткий этимолого­орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005 4. Мультимедийные пособия. ­ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007,  2008, 2010. Полезные ссылки в сети Интернет 1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/). 2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/). 3. Основные правила грамматики русского языка  http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html). 4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru) 5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/) 6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/). 7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/). 8. «Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm). 9. Словарь молодежного сленга” http://teenslang.su//t_blank Литература для учителя 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение,  2000г. 2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. ­ М.: Цитадель,  2001 3. Васильева­Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989. 4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г.  Павлова, Е. Ю. Кашаева. ­ Ростов­н/Д.: Феникс, 2006. 5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по  русскому языку: Пособие для учителя. – 2­е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с. 6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г. 7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г. 8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995. 9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3­е изд., испр. и доп. – М., 1985г. 10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова//  Русский язык в школе. – 2004. ­ №6. 11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// ­ М., Учительская газета, 2008. ­  №47. 12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// ­ М., Учительская газета,  2008. ­ №46. 13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984. Литература для обучающихся 1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр,  2001. 2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. ­ М: Дрофа, 2002. 3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976. 4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4. 5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991. 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992. 7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч­ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» 6 КЛАСС

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»  6 КЛАСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2018