Коррекционно-развивающая программа разработана с учетом потребностей конкретной образовательной организации, однако может подойти для работы с подростками в любой школе. Изначально целью задумывалась коррекция агрессивности у девиантных подростков. Но в процессе разработки и подготовки занятий определился более широкий круг задач и целей предстоящей работы. Используемые упражнения помогут всестороннему изучению подростками себя, своего внутреннего мира, позволят снизить уровень агрессивности, тревожности, напряженности.
программа.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
«Покровское специальное учебновоспитательное учреждение для обучающихся с
девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа»
(Покровское СУВУ)
«ПРИНЯТО»
на педагогическом совете
Покровского СУВУ
« » _________ 2017 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Покровского СУВУ
___________Т.Д.Артемова
« ___ » _______ 2017 г.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОКРОВСКОГО СУВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ АРТТЕРАПИИ
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ»
Составители:
педагогпсихолог Здоровец А.В.,
педагогпсихолог Васильева О.Н. Покров, 2017 год Пояснительная записка
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние
эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Переживания становятся
глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду
явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий
круг явлений социальной действительности небезразличен подростку и
порождает у него различные эмоции. Чувства подростка чрезвычайно
напряжены. Учеными описан так называемый «аффект неадекватности»
бурная неуправляемая реакция ребенка,
не соответствующая по
выраженности вызвавшему ее поводу. В основе данного явления лежит
несоответствие самооценки подростка уровню притязаний. Подросткам
значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и
сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные
состояния.
Дисгармоничное развитие личности ребенка в подростковом возрасте
нередко приводит к возникновению проблем, связанных с несоблюдением или
полным неприятием действующих в обществе социальных норм —
девиантному поведению. Девиантное поведение определяют как систему
поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе
нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических
процессов, нарушения процесса самоактуализации или отклонения от
нравственного и эстетического контроля над собственным поведением
(Кулаков С.А., 2001).
Девиантные подростки обнаруживают целый ряд характерных свойств:
отсутствие или утрата смысла жизни;
несформированные нравственные ценности;
агрессивность;
внутренняя пустота;
блокировка самореализации;
фрустрированность потребностей;
внутренние конфликты;
малопродуктивные механизмы психологической защиты;
тревога;
депрессия;
трудности понимания и выражения эмоций.
Девиантное поведение подростков проявляется в правонарушених и
преступлениях, бродяжничестве, употреблении токсических, наркотических и
алкоголесодержащих веществ, непосещении учебных заведений. Такие дети
склонны проводить свое свободное время в компаниях асоциальной
направленности, чаще всего с лицами, гораздо старше их по возрасту. Для
социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в нашей
стране существует ряд специальных учебновоспитательных учреждений
закрытого и открытого типов, в которые направляются дети за совершение
противоправных действий и нуждающиеся в особых условиях воспитания и
обучения.
В Покровском СУВУ с обучающимися проводятся коррекционно
развивающие занятия различной направленности. Одно из направлений работы
педагоговпсихологов с подростками — коррекция эмоциональноволевой
сферы, снижение уровня агрессивности, присущей данной категории детей.
Реализуется это направление в индивидуальной и групповой работе с
использованием различных методов и приемов, в том числе арттерапии.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания. Основными
функциями арттерапии являются:
катарсистическая (очищающая,
освобождающая от негативных состояний);
регулятивная (снятие нервнопсихического напряжения, регуляция
психосоматических
процессов,
моделирование
положительного
психоэмоционального состояния);
коммуникативнорефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений
общения,
формирование адекватного межличностного поведения,
самооценки).
Особенностью программы занятий с использованием арт
терапевтических приемов и методов является не научение конкретным
моделям поведения, а помощь в осознании и принятии подростками
собственных эмоций и чувств, в результате чего коррекционный эффект
достигается путем отреагирования негативных внутренних переживаний с
помощью творческой активности. На занятиях подростки учатся выражать
чувства и эмоции в рисунке, движениях, работе с пластичными материалами,
через метафорические образы и т.д.
Таким образом, целями данной программы являются:
1.
Развитие личности обучающихся;
2.
Снижение уровня агрессивности,
коррекция отдельных
компонентов агрессивного поведения;
3.
Развитие эмоционального интеллекта обучающихся.
Задачи программы:
развитие творческого потенциала обучающихся;
обучение приемам и методам регуляции своего психоэмоционального
состояния;
развитие моральнонравственных качеств;
развитие эмпатии;
отреагирование отрицательных эмоций.
Форма проведения занятий: групповая, до 8 человек в группе. Возраст участников: 1317 лет.
Программа рассчитана на 6 занятий по 2 часа (заключительное занятие
3 часа), всего — 13 часов. Занятия проводятся 12 раза в неделю.
Предполагаемый результат:
снижение уровня агрессивности, тревожности;
гармонизация психоэмоционального состояния обучающихся;
овладение обучающимися некоторыми приемами саморегуляции.
Необходимые материалы и оборудование: пластичные материалы
(пластилин, глина, масса для лепки), изобразительные средства (гуашь,
акварель, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки), бумага
различного формата (от А4 до А1), колоды метафорических ассоциативных
карт («Цвета и чувства», «Она», «Я и всевсевсе», «Лица», «Ресурсы»,
«Ральф», «Resilio», «Про тебя» и т.д.), музыкальный проигрыватель, USB
носители с записями релаксационных и иных музыкальных композиций,
специально подобранные фотографии людей в различных эмоциональных
состояниях.
Принципы работы по программе:
1.
Ненасильственность общения – если подросток не готов к работе по
программе, не навязывать ему выполнение упражнений и техник, признавая за
ним право отказаться от участия в групповом процессе;
2.
Свобода творческого самовыражения – признавать уникальность и
индивидуальность каждого участника, не диктуя ему шаблонный подход к
выполнению и трактовке продукта творческой деятельности. Важно
«вырисовать», «вылепить», «выплеснуть», «вытанцевать», не делая это
идеально на художественном уровне;
3.
Вербализация чувств и эмоций, возникающих при выполнении заданий.
Очень важно, чтобы подросток имел возможность проследить и сказать о том, что происходило с ним во время творческой работы, какие чувства, ощущения
он в себе заметил. Желательно вести так называемый «Дневник самоанализа».
Приложения к программе: результаты исследования уровня
агрессивности до и после проведения занятий с обучающимися Покровского
СУВУ, краткие конспекты занятий. №
п/п
1
Тематический план занятий
Тема
Структура занятия
«Где живет мой
гнев?»
1. Вступительное слово о целях
создание
предстоящей
работы,
положительного настроя;
2. Упражнение с МАК «Мое настроение»;
3. Упражнение «Я сердит»;
4. Упражнение «ПластилинСилач»;
5. Упражнение «Где живет мой гнев?»;
6. Дыхательная техника «Передышка»
7. Упражнение «Танцующие мелки»;
8. Релаксация «Улыбка»;
9. Завершение
занятия,
рефлексия.
2
«Портрет
агрессивного
человека»
3
«Я познаю свой
внутренний мир»
Упражнение с МАК «Подарок».
1. Вступительное слово о целях
создание
работы,
предстоящей
положительного настроя;
2. Упражнение с МАК «Сегодня я такая»
эмоционального
(диагностика
состояния);
3. Сказка «Сердитый дог Буль»;
4. Упражнение «Портрет агрессивного
человека» (групповое);
5. Незаконченные предложения «Я и мои
эмоции»;
6. Игра «Этюды»;
7. Упражнение
(маскотерапия);
«Довольныйсердитый»
8. Упражнение
«Волшебный
круг»
(мандалотерапия);
9. Завершение занятия, рефлексия.
1. Вступительное слово о целях предстоящей
работы, создание положительного настроя;
2. Разминка «Кубики эмоций»;
3. Упражнение «Автопортрет»;
4. Техника «Что в твоем сердце?»;
5. Упражнение «День с чистого листа»;
6. Завершение занятия, рефлексия
Колво
часов
2 ч.
2 ч.
2 ч. 4
«Такие разные
чувства»
5
«Однажды в
волшебном лесу...»
6
«Я управляю своими
2 ч.
слово о целях
Вступительное
1.
предстоящей работы;
2.
Упражнение с МАК «Самая невероятная
история», снятие напряжения, диагностика
эмоционального состояния участников,
настрой на работу;
3.
4.
5.
наполненный смыслом»;
6.
Техника «Эмоции и чувства»;
Техника с МАК «Диалог антагонистов»;
Арттерапевтическая техника «Сосуд,
Завершение занятия, рефлексия
1. Вступительное слово о целях
2 ч.
предстоящей работы;
2. «Самая невероятная история», настрой
на предстоящую работу;
3. Сказкотерапия с использованием МАК
«Однажды в волшебном лесу...»;
4. Завершение занятия, рефлексия
1. Вступительное слово о целях
эмоциями»
предстоящей работы;
2. Разминка
с
«метафорическими
шариками»;
3. Упражнение «ПроблемаРешение»;
4. Упражнение «Защитный контейнер»;
5. Релаксациямедитация;
6. Завершение
рефлексия.
Обратная связь по всем занятиям,
диагностика
занятия,
Всего часов:
3 ч.
13 ч. Список используемой литературы
1.
Психология подростка. Полное руководство / Под общей
редакцией А.А.Реана — Спб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2008. 504, [8] с. с
ил.;
2.
терапии / Н.Жигамонт. Спб.; М.: Речь, 2016 — 48 с.;
3.
Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»);
4.
Речь, 2003. 320 с.
Практикум по арттерапии / Под ред. А.И.Копытина. — СПб.:
Цвета и чувства. Ассоциативные метафорические карты в арт
Руководство по групповой арттерапии / А.И.Копытин. Спб.:
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.