Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"
Оценка 4.8

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
7 кл—11 кл +1
21.01.2018
Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"
Коррекционно-развивающая программа разработана с учетом потребностей конкретной образовательной организации, однако может подойти для работы с подростками в любой школе. Изначально целью задумывалась коррекция агрессивности у девиантных подростков. Но в процессе разработки и подготовки занятий определился более широкий круг задач и целей предстоящей работы. Используемые упражнения помогут всестороннему изучению подростками себя, своего внутреннего мира, позволят снизить уровень агрессивности, тревожности, напряженности.
программа.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Покровское специальное учебно­воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа» (Покровское СУВУ) «ПРИНЯТО» на педагогическом совете  Покровского СУВУ «       » _________  2017 г.        «УТВЕРЖДАЮ»          Директор Покровского СУВУ    ___________Т.Д.Артемова          « ___ » _______  2017 г. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОКРОВСКОГО СУВУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ АРТ­ТЕРАПИИ  «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ» Составители: педагог­психолог Здоровец А.В., педагог­психолог Васильева О.Н. Покров, 2017 год Пояснительная записка Подростковый   возраст   представляет   собой   период,   когда   влияние эмоций   на   духовную   жизнь   наиболее   очевидно.   Переживания   становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг   явлений   социальной   действительности   небезразличен   подростку   и порождает   у   него   различные   эмоции.   Чувства   подростка   чрезвычайно напряжены.   Учеными   описан   так   называемый   «аффект   неадекватности»   ­ бурная   неуправляемая   реакция   ребенка,   не   соответствующая   по выраженности   вызвавшему   ее   поводу.   В   основе   данного   явления   лежит несоответствие   самооценки   подростка   уровню   притязаний.   Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники   о   них   дурного   мнения,   и   это   порой   вызывает   депрессивные состояния. Дисгармоничное развитие личности ребенка в подростковом возрасте нередко приводит к возникновению проблем, связанных с несоблюдением или полным   неприятием   действующих   в   обществе   социальных   норм   — девиантному   поведению.  Девиантное   поведение  определяют   как   систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам   и   проявляющиеся   в   виде   несбалансированности   психических процессов,   нарушения   процесса   самоактуализации   или   отклонения   от нравственного   и   эстетического   контроля   над   собственным   поведением (Кулаков С.А., 2001). Девиантные подростки обнаруживают целый ряд характерных свойств: отсутствие или утрата смысла жизни; несформированные нравственные ценности; агрессивность;            внутренняя пустота; блокировка самореализации; фрустрированность потребностей; внутренние конфликты; малопродуктивные механизмы психологической защиты; тревога; депрессия; трудности понимания и выражения эмоций. Девиантное   поведение   подростков   проявляется   в   правонарушених   и преступлениях, бродяжничестве, употреблении токсических, наркотических и алкоголесодержащих веществ, непосещении учебных заведений. Такие дети склонны   проводить   свое   свободное   время   в   компаниях   асоциальной направленности, чаще всего с лицами, гораздо старше их по возрасту. Для социальной   реабилитации   подростков   с   девиантным   поведением   в   нашей стране   существует   ряд   специальных   учебно­воспитательных   учреждений закрытого и открытого типов, в которые направляются дети за совершение противоправных действий и нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения. В   Покровском   СУВУ   с   обучающимися   проводятся   коррекционно­ развивающие занятия различной направленности. Одно из направлений работы педагогов­психологов   с   подростками   —   коррекция   эмоционально­волевой сферы, снижение уровня агрессивности, присущей данной категории детей. Реализуется   это   направление   в   индивидуальной   и   групповой   работе   с использованием различных методов и приемов, в том числе арт­терапии. Основная цель арт­терапии состоит в гармонизации развития личности через   развитие   способности   самовыражения   и   самопознания.   Основными функциями арт­терапии являются:  катарсистическая   (очищающая,   освобождающая   от   негативных состояний);  регулятивная   (снятие   нервно­психического   напряжения,   регуляция психосоматических   процессов,   моделирование   положительного психоэмоционального состояния);  коммуникативно­рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения,   формирование   адекватного   межличностного   поведения, самооценки).  Особенностью   программы   занятий   с   использованием   арт­ терапевтических   приемов   и   методов   является   не   научение   конкретным моделям   поведения,   а   помощь   в     осознании   и   принятии   подростками собственных   эмоций   и   чувств,   в   результате   чего   коррекционный   эффект достигается   путем   отреагирования   негативных   внутренних   переживаний   с помощью  творческой  активности. На   занятиях  подростки  учатся  выражать чувства и эмоции в рисунке, движениях, работе с пластичными материалами, через метафорические образы и т.д. Таким образом, целями данной программы являются: 1. Развитие личности обучающихся; 2. Снижение   уровня   агрессивности,   коррекция   отдельных компонентов агрессивного поведения; 3. Развитие эмоционального интеллекта обучающихся.           Задачи программы:  развитие творческого потенциала обучающихся;  обучение приемам и методам регуляции своего психоэмоционального состояния;  развитие морально­нравственных качеств;   развитие эмпатии; отреагирование отрицательных эмоций. Форма проведения занятий: групповая, до 8 человек в группе. Возраст участников: 13­17 лет. Программа рассчитана на 6 занятий по 2 часа (заключительное занятие  ­ 3 часа), всего — 13 часов. Занятия проводятся 1­2 раза в неделю.  Предполагаемый результат: снижение уровня агрессивности, тревожности; гармонизация психоэмоционального состояния обучающихся; овладение обучающимися некоторыми приемами саморегуляции.    Необходимые   материалы   и   оборудование:  пластичные   материалы (пластилин,   глина,   масса   для   лепки),   изобразительные   средства   (гуашь, акварель,   цветные   карандаши,   фломастеры,   восковые   мелки),   бумага различного формата (от А4 до А1), колоды метафорических ассоциативных карт   («Цвета   и   чувства»,   «Она»,   «Я   и   все­все­все»,   «Лица»,   «Ресурсы», «Ральф», «Resilio», «Про  тебя» и т.д.),  музыкальный   проигрыватель,  USB­ носители   с   записями   релаксационных   и   иных   музыкальных   композиций, специально   подобранные   фотографии   людей   в   различных   эмоциональных состояниях. Принципы работы по программе: 1. Ненасильственность общения  – если подросток не готов к работе по программе, не навязывать ему выполнение упражнений и техник, признавая за ним право отказаться от участия в групповом процессе; 2. Свобода   творческого   самовыражения  –   признавать   уникальность   и индивидуальность  каждого участника, не диктуя ему шаблонный подход к выполнению   и   трактовке   продукта   творческой   деятельности.   Важно «вырисовать»,   «вылепить»,   «выплеснуть»,   «вытанцевать»,   не   делая   это идеально на художественном уровне;  3. Вербализация чувств и эмоций, возникающих при выполнении заданий. Очень важно, чтобы подросток имел возможность проследить и сказать о том, что происходило с ним во время творческой работы, какие чувства, ощущения он в себе заметил. Желательно вести так называемый «Дневник самоанализа». Приложения  к   программе:   результаты   исследования   уровня агрессивности до и после проведения занятий с обучающимися Покровского СУВУ, краткие конспекты занятий. № п/п 1 Тематический план занятий Тема Структура занятия «Где живет мой гнев?» 1. Вступительное   слово   о   целях создание предстоящей работы, положительного настроя;     2. Упражнение с МАК «Мое настроение»; 3. Упражнение «Я сердит»; 4. Упражнение «Пластилин­Силач»; 5. Упражнение «Где живет мой гнев?»; 6. Дыхательная техника «Передышка» 7. Упражнение «Танцующие мелки»; 8. Релаксация «Улыбка»; 9. Завершение занятия,     рефлексия. 2 «Портрет агрессивного человека» 3 «Я познаю свой внутренний мир» Упражнение с МАК «Подарок». 1. Вступительное   слово   о   целях создание работы, предстоящей положительного настроя;     2. Упражнение с МАК «Сегодня я такая» эмоционального   (диагностика состояния); 3. Сказка «Сердитый дог Буль»; 4. Упражнение   «Портрет   агрессивного человека» (групповое); 5. Незаконченные   предложения   «Я   и   мои эмоции»; 6. Игра «Этюды»; 7. Упражнение   (маско­терапия); «Довольный­сердитый» 8. Упражнение   «Волшебный   круг» (мандало­терапия); 9. Завершение занятия, рефлексия. 1. Вступительное слово о целях предстоящей работы, создание положительного настроя; 2. Разминка «Кубики эмоций»; 3. Упражнение «Автопортрет»; 4. Техника «Что в твоем сердце?»; 5. Упражнение «День с чистого листа»; 6. Завершение занятия, рефлексия Кол­во часов 2 ч. 2 ч. 2 ч. 4 «Такие разные чувства» 5 «Однажды в волшебном лесу...» 6 «Я управляю своими 2 ч.   слово   о   целях Вступительное 1. предстоящей работы; 2. Упражнение с МАК «Самая невероятная история»,   снятие   напряжения,   диагностика эмоционального   состояния   участников, настрой на работу; 3. 4. 5. наполненный смыслом»; 6. Техника «Эмоции и чувства»; Техника с МАК «Диалог антагонистов»; Арт­терапевтическая   техника   «Сосуд, Завершение занятия, рефлексия 1. Вступительное   слово   о   целях 2 ч. предстоящей работы; 2. «Самая   невероятная   история»,   настрой на предстоящую работу; 3. Сказкотерапия   с   использованием   МАК «Однажды в волшебном лесу...»; 4. Завершение занятия, рефлексия 1. Вступительное   слово   о   целях эмоциями» предстоящей работы; 2. Разминка   с   «метафорическими шариками»; 3. Упражнение «Проблема­Решение»; 4. Упражнение «Защитный контейнер»; 5. Релаксация­медитация; 6. Завершение   рефлексия. Обратная   связь   по   всем   занятиям, диагностика занятия,   Всего часов: 3 ч. 13 ч. Список используемой литературы 1. Психология   подростка.   Полное   руководство   /   Под   общей редакцией А.А.Реана — Спб.: Прайм ­ ЕВРОЗНАК, 2008. ­ 504, [8] с. с ил.; 2. терапии / Н.Жигамонт. ­ Спб.; М.: Речь, 2016 — 48 с.; 3. Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»); 4. Речь, 2003. ­ 320 с. Практикум  по   арт­терапии  /  Под  ред.  А.И.Копытина. —  СПб.: Цвета   и   чувства.   Ассоциативные   метафорические   карты   в   арт­ Руководство   по   групповой   арт­терапии   /   А.И.Копытин.   ­   Спб.:

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа "Волшебный мир чувств и эмоций"

Программа  "Волшебный мир чувств и эмоций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018