Данная программа составлена с учётом требований современного мира, который нуждается в воспитании культуры толерантности у школьников. Программа состоит из 4 этапов. Каждый из которых имеет свои цели. Целевая аудитория- учащиеся, родители. Работа осуществляется в различных аспектах, формы и методы реализации программы различны.
Федосова Наталия Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ Бродовская СОШ
Аннинского муниципального района
Программы «Воспитание культуры толерантности».
Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей за
помощью к психологу является проблема межличностных отношений в классе, в
основе которых часто лежат явления нетерпимости. Обстановка в стране, в
обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость
проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной
среде. Именно поэтому возникла идея разработки программы « Воспитание
культуры толерантности».
Программа направлена на профилактику интолерантного поведения и
формирование толерантного отношения к своей личности, к окружающим
людям, к семье, к истории и культуре своей Малой Родины, к представителям
народов России и мира.
Цель программы: Формирование культуры толерантности
Задачи:
1. Развивать у учащихся толерантное сознание
2. Формировать спокойное, уважительное отношение к окружающим
людям (одноклассникам, учителям, родителям), к людям другой
национальности.
3. Развивать
предупреждения
способности
конфликтов
ненасильственными методами.
4. Более глубоко познакомить учащихся с историей и культурой своей
Малой Родины, своей страны, с историей и культурой народов мира.
5. Вовлечь больше учащихся в спортивные кружки, секции; творческие
объединения и клубы, общественную работу, благотворительность с целью
отвлечения от неформальных объединений.
6. Изучить подробно цели и способы действий неформальных
объединений для разъяснения подрастающему поколению пагубности
подобных настроений и истинного «лица» данного движения.
Основные этапы:
1 Этап (аналитический) Цель: выяснить уровень отношений в коллективе
учащихся,
степень
толерантности, а так же спроса на организацию досуговой деятельности детей.
Формы реализации: анкетирование, беседы, родительские собрания.
уровень воспитанности,
уровень сплоченности,
2 Этап (информационный) Цель: выяснить, как решить поставленные
задачи и грамотно использовать методический материал. Формы реализации:
подбор материалов, классные часы, стенгазеты, изучение СМИ, интернета по
данной проблеме, составление плана работы с учащимися, родителями.3 Этап
(реализация) Цель: практический переход к выполнению
«Программы». Формы реализации: классные часы, диспуты, тренинги, встречи,
экскурсии, спортивные соревнования, родительские собрания и др.
4 Этап (заключительный) Цель: подвести итоги и спланировать работу на
следующий учебный год Форма реализации: самоанализ результативности
работы; анализ поведения «трудных» подростков, состоящих на различных
видах учета, анализ наличия и характера правонарушений, совершенных нашими
учащимися за год, анализ уровня воспитанности в конце года, уровня
сплоченности коллектива, наличие «отверженных» в классах.
Основные аспекты толерантности, реализуемые в программе:
гражданскоправовой,
духовнонравственный,
семейный,
коммуникативный (межнациональное и межличностное общение),
спортивнооздоровительный,
эстетический
экологический и др.
Направления работы с классным коллективом
1. Классные часы гражданскоправовой, патриотической, духовно
нравственной, спортивнооздоровительной, художественноэстетической
направленности.
2. Занятия учащихся (индивидуальные и групповые) с психологом
школы по конфликтологии.
3. Анкетирование учащихся (по уровню сплоченности класса, по
уровню воспитанности, по изучению спроса на досуговую деятельность).
4. Спортивные соревнования с целью привлечения учащихся к
здоровому образу жизни и отвлечения от неформальных объединений.
5. Организация социальнозначимой деятельности в классе и школе.
Направления работы с родительским коллективом
1. Родительские собрания и лектории
2. Анкетирование родителей
Прогнозируемый результат внедрения программы
1. Среди учащихся снизится уровень агрессивного и конфликтного
взаимодействия.
2. Измениться восприятие участниками образовательного процесса себя и
других людей, что отразиться в уменьшении межличностных,
этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
3. Среди школьников возрастет осознание себя частью школьного
коллектива.
4. Осуществится признание многообразия культур учащимися.
5. Укрепятся связи поколений.6. Возрастет взаимопонимание и доверие среди учащихся, педагогами,
родителями.
Приложение 1. Реализация программы на примере работы в 9 классе
Работа с классным коллективом
Аспекты толерантности
о
к
с
н
а
д
ж
а
р
г
й
о
в
о
в
а
р
п
о
н
в
о
х
у
д
й
ы
н
н
е
в
т
с
в
а
р
н
й
ы
н
й
е
м
е
с
ы
н
в
и
т
а
к
и
н
у
м
м
о
к
й
о
н
в
и
т
р
о
п
с
й
ы
н
ь
л
е
т
и
в
о
р
о
д
з
о
Неформальн
ые
объединения
Насколько я
толерантен к
себе?
Нетерпимость,
отраженная в
мнениях
и
высказываниях
как она
проявляется
Современная
армия: за и
против
История
моей
семьи
Язык
музыки
понятен всем
народам
Равенство
рас
Националь
ные виды
спорта
Формирование
толерантного
отношения
к себе
к окружающим
к истории и
культуре своей
Малой Родины:
к истории и
культуре своей
страны
к истории и
культуре стран
мира
Как
служили
наши отцы
и
как
служить
нам?
Геноцид в
истории
человечест
ва
Работа с родительским коллективом
1. Родительские собрания: «Как научиться быть ответственным за свои
поступки», «Толерантность – одно из главных качеств моего ребёнка»
2. Родительские лектории: «Как подготовить себя и ребенка к будущим
экзаменам»3. Памятки для родителей по темам собраний и лекториев.
4. Анкетирование родителей по проблемам: «Каким стал мой ребенок?»