Данная программа включает основные разделы воспитания младших школьников.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают
достаточно большой объем духовно – нравственных представлений. Они знают и
понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о
нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают?
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность
школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над
осознанием общественных событий и строились на основе высоких нравственных
отношений.
Администрация муниципального образования «Бичурский район» Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бичурская средняя общеобразовательная школа № 5»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________ Н.Б. Госькова
«___»____________2016г.
«Согласовано»
«Утверждено»
Заместитель директора по ВР
МБОУ «Бичурская СОШ № 5»
___________И.Г. Скуратова
«___»______________2016 г.
Директор МБОУ «Бичурская
СОШ № 5»
____________ Н.П. Нестерова
«___»_______________2016 г.
Программа воспитания и социализации
в начальных классах
Составила: Ульянова Ольга Николаевна
учитель начальных классов, высшей категории
классный руководитель 1 класса2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание – процесс, начинающийся с детства, когда в душу ребенка закладываются
основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, готовым
к трем главным ролям в реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Человек,
живущий в современном обществе, должен быть уверен в себе, активен, не бояться пробовать,
уметь быть терпимым к другим людям, уметь принимать решения и достигать результатов в
соответствии поставленными целями, уметь брать на себя ответственность за свои поступки,
не ущемляя права и свободы других. Школа, семья должны помочь ребенку овладеть такими
качествами личности.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество
развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего
поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы,
доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до
наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей)
делает процесс воспитания еще более сложным и трудным. Чтобы он проходил успешно,
безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку
будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться
настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы
ребенок, перешагнув порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой
атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.
Классному руководителю необходимо обладать следующими способностями:
правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать,
сопереживать ему;
быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и
поступках;
вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше,
делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;
вселять в ученика уверенность,
стимулировать к
совершенствованию; находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться
его расположения и взаимопонимания;
успокаивать его,
вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным
признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
Актуальность программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают
достаточно большой объем духовно – нравственных представлений. Они знают и понимают,
как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении.
Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о
нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в
том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильномуповедению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу
формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Очень важно, чтобы
повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными,
насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе высоких
нравственных отношений.
Принципы реализации программы
принцип целостности учебновоспитательного процесса;
личностноориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку
для самореализации, самораскрытия;
принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися
форм деятельности;
системнодеятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально
значимые проекты;
принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность
включения ребенка в ту или иную деятельность;
принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности
педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
принцип нормотворчество предусматривает творческую деятельность младших
школьников под руководством классного руководителя.
Нормативноправовой и документальной основой Примерной программы духовно
нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего
образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа разработана в рамках ФГОС для 14 классов и реализуется в постоянном
взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, поселковым библиотекарем,
районной детской библиотекой, участковым инспектором, Бичурской ЦРБ.
Цель программы: развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
Задачи:
1. Воспитывать у учащихся стремление к ведению здорового образа жизни.
2. Развивать эстетическую и нравственную культуру учащихся, их общественную
активность, воспитывать чувство ответственности и гордости за свою страну,
готовность к защите её свободы и независимости.
3. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, развивать познавательную активность,
кругозор.4. Проводить работу над формированием самосознания, чувства собственного
достоинства, взаимопонимания, самоуважения, способности к самооценке.
В программе определены основные направления, по которым строится вся
воспитательная работа.
1. Духовно – нравственное: «Уроки нравственности»;
2. Спортивнооздоровительное: «Здоровейка»;
3. Экологическое: «Юный эколог»;
4. Социальное направление: «Мой мир»;
5. Гражданско – патриотическое: «Я патриот»;
6. Работа с одарёнными детьми (проектная деятельность): «Учебнотворческий проект»;
7. Трудовая деятельность: «Моя первая клумба»;
8. Культурномассовая деятельность «Вокал»;
9. Ученическое самоуправление;
10. Работа с родителями.
Направления программы объединены основными целями и задачами воспитательного
процесса. В каждом направлении определены цели и задачи, виды деятельности, формы
работы, ожидаемые результаты.
1.Духовно – нравственное направление: «Уроки нравственности»
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших
школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах
нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между
поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями
социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома,
на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между
людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать
свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тематических классных часов, тренингов,
внеурочных мероприятий и игровых программ,
тематические и индивидуальные
консультации для детей и родителей; участие в социальных акциях, ролевые игры,
праздники и конкурсы, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного
поведения.
Ожидаемые результаты:Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о
нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в
обществе и∙т.∙п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной
реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,
т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального
опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально
приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек
действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
(см. Приложение 1.)
2.Спортивнооздоровительное направление: «Здоровейка»
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению
образовательновоспитательный характер и направлена на
«Здоровейка» носит
осуществление следующих целей:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки,
такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном
(здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации
режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения
зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном
влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа
жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том
числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять
здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); упражнениям сохранения зрения.
Виды деятельности:
сотрудничество с медицинским персоналом с целью изучения состояния физического
здоровья учащихся класса;
сотрудничество с родителями учащихся и учителямипредметниками;
сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо
вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
организация классных и школьных мероприятий, формирующих позитивное отношение
к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы:
привлечение учащихся классов к участию в занятиях секций;
спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной
тематике, участие в школьных соревнованиях;
ведение книги классных спортивных рекордов учащихся.
Ожидаемые результаты:
низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;
отсутствие вредных привычек;
умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи
себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);
соблюдение режима дня.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
(cid:216) метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной
картины мира.
(см. Приложение 2.)
3.Экологическое направление: «Юный эколог»
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности
обучающихся начальной школы.
(cid:216)
(cid:216)Задачи программы формировать интерес к изучению природы родного края;
воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже
имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты
природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать
представления об охраняемых территориях России и своей области.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие моральноэтического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
овладение начальными формами исследовательской деятельности;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
формирование коммуникативных навыков.
(см. Приложение 3.)
4.Социальное направление: «Мой мир»
Цель программы: Формирование личностных качеств воспитанников как основы
взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального
становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных
нормах поведения.
2. Знакомить воспитанников с основными моделями коммуникативного поведения и
правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
3. Развивать механизмы эмоциональноволевого регулирования поведения.
4. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
5. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
6. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других
Ожидаемые результаты:
На I уровне воспитанник имеет представление:
1) о качествах личности и нравственных нормах поведения;
2) о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и
недостатках;
3) о конфликтах и способах их разрешения;4) об основных моделях коммуникативного поведения;
5) о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в
транспорте и др.;
На II уровне
1) соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные
нормы поведения;
2) умеет анализировать поступки свои и других людей
3) способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
4) владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми
;
в разных жизненных ситуациях;
5) адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения,
отвержения и т.д.
На III уровне имеет опыт:
1) использования норм и правил поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине,
на улице, в транспорте и др.;
2) адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения,
отвержения и принимать помощь других и т.д.;
3) адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
4) взаимодействия с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
5) самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
6) деятельности с другими детьми
(см. Приложение 4.)
5.Гражданско – патриотическое: «Я патриот»
Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах общества.
Задачи:
формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного
самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;
способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения
человеческих поступков в общении с людьми.
Виды деятельности:
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование
умений и навыков правового поведения;
изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного
отношения учащихся к их исполнению;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих
сильных и слабых сторон;
воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего
народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;
воспитание интереса учащихся к самому себе, желание самосовершенствоваться;
воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
Формы работы:
тематические нравственные, правовые часы;
оказание помощи младшим школьникам;
встречи с представителями правовых структур;
конкурсы, викторины по правовой тематике.
Ожидаемые результаты:
сближение родительского и детского коллективов;
развитие чувства гордости и а свой посёлок, район, край;
осознание своих прав и прав других людей;
самооценка своих поступков;
оказание посильной помощи сверстникам.
(см. Приложение 5.)
(проектная деятельность): «Учебнотворческий проект»
6.Работа с одарёнными детьми
Цель программы – оказание помощи ученикам в развитии способности действовать
целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные,
исследовательские, спортивные и творческие умения, формирование проектной деятельности
обучающихся
Задачи программы:
Развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у
младших школьников;
Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и
постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия,
презентация в различных формах);
Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых,
социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее
выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Виды деятельности:
ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью
последующей коррекции;
интеллектуальное просвещение учащихся классов,
формирование культуры
умственного труда;
организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на
интеллектуальное, спортивное и творческое развитие учащихся;
сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития
интеллектуальных, спортивных и творческих возможностей учащихся;
организация работы факультативов, кружков, секций;
организация системной работы с одаренными учащимися и низко
мотивированными на интеллектуальную, спортивную или творческую деятельность
учащимися.
Формы работы:
внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
предметные олимпиады в классе и начальной школе;
спортивные соревнования;
творческие конкурсы;
посещение конкурсов, выставок, знакомящих учащихся с творческими достижениями
детей и взрослых.
Ожидаемые результаты:
100% участие учащихся классов в школьном туре олимпиады;
100% участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
(см. Приложение 6.)
7.Трудовая деятельность: «Моя первая клумба»
Целью программы является создание условий для развития трудовых навыков и применения
творческого потенциала в области цветоводства.
В ходе её достижения решаются задачи:
освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за
ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к трудовой
деятельности;
овладеть умениями выращивать растения, ухаживать за ними;
воспитывать эмоциональноценностное отношение к природе, любовь к труду, к
результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению
уникальных объектов природы, стремление создавать прекрасное.
Виды деятельности и формы работы:
? Практическое изучение строения растений
? Конструирование из разных материалов
? Рисование с натуры и по воображению
? Лепка по воображению
? Игровые программы
? Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
? Эксперимент
? Исследование объекта? Наблюдения
? Проектная деятельность
? Коллективные разработки
? Экскурсии
? Встречи с садоводами
? Праздники (литературно – музыкальные)
? Организации круглых столов, диспутов
? Проведение фотосессий
? Репортажи, интервью
Программа предусматривает ожидаемые результаты по классам 14 (см. приложение 7).
8.Культурномассовая деятельность: «Вокал»
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни
Привить любовь к вокальному искусству
Научить правильно исполнять вокальные произведения.
Цель программы:
1.
2.
Задачи:
1.
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных
эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.
Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и
уважению певческих традиций.
2.
каждого человека.
3.
Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных
произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам
музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
4.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых
произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать
формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить
основы художественного вкуса.
5. Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости,
значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Основные формы программы «Вокал»:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторовклассиков, современных композиторов.
Занятиепостановка, репетиция отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие «Домисолька», завершающее тему – занятиеконцерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие «На гастроли» – посещение выставок, музеев, концертов,
праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– нагляднослуховой;– нагляднозрительный;
– репродуктивный;
Основной подход программы «Вокал» является:
1.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения.
Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший
художественно педагогический метод, определяющий качественно результативный
показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо
своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое
проявляет себя во всех формах художественной деятельности , в первую очередь в
сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально сценической театрализации. В
связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка
проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность,
индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода
допускает взаимодействие одной системы с другими.
(см. Приложение 8)
9.Ученическое самоуправление (см. Приложение 9).
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной
деятельности. Особый вклад принадлежит А.С. Макаренко, разработавшему основы методики
сплочения и воспитания детского коллектива, к которым он отнес: постановку общественно
значимой и увлекательной для детей перспективы, включение детей в совместную
деятельность, развитие самоуправления и традиции, закрепляющие коллективные
достижения.
10.Работа с родителями.
Цель: сближение интересов родителей и педагогов по формированию физически и
нравственно развитой личности.
Задачи:
организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;
организовывать психологопедагогическое просвещение родителей через систему
родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно
воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания
детей, исходя из потребностей в организации воспитательной деятельности и запросов
родителей;
создавать благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление
конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель – ученик –
родитель».
Основные понятия:
семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое дерево,
семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье,
взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным,
защищенность ребенка в семье, детский дом, приют, семьиSOS.
Виды деятельности:
изучение семейной ситуации, воспитательной системы семей учащихся;
поощрение родителей, участвующих в жизни классов и школы;
привлечение родителей к проведению родительских уроков в классном коллективе.
Формы работы:
Тематические классные часы, посвященные семейным корням «История создания
семьи», «Памятные даты моей семьи».
Праздники, спортивные состязания с участием родителей;
Праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля, 8 марта)
и красным датам школы (Первое сентября, День учителя);
Походы;
Индивидуальные консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и
родителям;
Тренинги родительского взаимодействия, беседы с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты: общие интересы и понимание между родителями и педагогами,
направленные на воспитание нравственно развитой личности.